Кангезов М. Р.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
16.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
Кангезов Марат Русланович, канд. юрид. наук, начальник кафедры уголовного процесса и криминалистики, подполковник полиции
Место работы: Краснодарский университет МВД России, Новороссийский филиал
Аннотация: экстремизм (экстремистская деятельность) - одно из наиболее опасных явлений социальной жизни, дестабилизирующих политическую систему и угрожающих жизнедеятельности граждан, что связано с разнообразностью экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистского характера. В этой связи необходим тщательный анализ противодействия проявлениям экстремизма.
Ключевые слова: экстремизм, противодействие экстремизму, органы государственной власти, межнациональный конфликт, взаимодействие.
THE MAIN ACTIVITIES OF THE RUSSIAN STATE IN THE FIELD OF COUNTERACTION TO EXTREMISM
Kangezov Marat R., PhD at Law, police lieutenant colonel. Position: Head of chair. Department: Criminal process and Criminalistics chair
Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Novorossiysk branch
Abstract: extremism (extremist activity) - one of the most dangerous phenomena of social life destabilizing political system and menacing to activity of citizens that it is connected with variety of extremist manifestations, the non-uniform structure of the organizations of extremist character. In this regard the careful analysis of counteraction to manifestations of extremism is necessary.
Keywords: extremism, counteraction to extremism, public authorities, international conflict, interaction.
Экстремизм во всех своих проявлениях и формах, по своей интенсивности и масштабам, жестокости и бесчеловечности превратился в глобальную проблему современного мира. Являясь опасным и сложно прогнозируемым негативным явлением, он пронизывает современный социум, дестабилизирует все сферы жизнедеятельности государства и общества.
Сегодня достаточное количество научных работ посвящено проблемам экстремизма. Но единого подхода к определению данного явления ни в теории, ни в законодательстве так и не сложилось. В научном сообществе существуют различные мнения о природе данного феномена. Не все исследователи стремятся выработать универсальное определение экстремизма. Вероятно, подобные попытки обречены, учитывая всю сложность рассматриваемого негативного явления.
Вместе с тем в соответствии с Конституцией РФ Россия признаётся многонациональной и многоконфессиональной страной, что предопределяет необходимость регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений в качестве приоритетного направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Количество преступлений, совершаемых по политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды продолжает ежегодно возрастать, что обуславливает необходимость совершенствования основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму, выработки новых методов борьбы с экстремизмом, приобретающих общегосударственное значение.
Государственное понимание проблемы экстремизма
в современном мире и российском государстве нашло отражение в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г. [1], которая актуализирует проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.
В целях эффективного противодействия экстремизму на территории российского государства необходимо обеспечение единства народов, проживающих на территории Российской Федерации, налаживание эт-ноконфессионального диалога, снижения конфликтного потенциала для укрепления общественно-политической стабильности и роста инвестиционной привлекательности страны.
В соответствии с названной Стратегией в целях противодействия проявлениям экстремизма необходима консолидация работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций. Причем такая консолидация будет эффективной только в том случае, если она будет осуществляться как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов Федерации при условии активного взаимодействия указанных субъектов, например, посредством создания Межведомственных рабочих групп по взаимодействию органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму и экстремисткой деятельности. Следует отметить, что опыт создания таких групп в Российской Федерации уже имеется.
Социально-политические науки
4'2018
В связи с массовым развитием информационно-коммуникационных технологий, распространенностью социальных сетей, предназначенных для общения людей, свободным доступом к информации, размещенной в сети Интернет, одним из направлений деятельности государственных органов. В частности правоохранительных, в области предотвращения экстремистской деятельности является проведение на постоянной основе мониторинга сети Интернет на предмет выявления экстремистской информации. В настоящее время целесообразность создания федерального центра мониторинга для борьбы с экстремизмом, задачей которого должна стать выработка методики выявления экстремизма, не вызывает сомнения.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие меры самостоятельного предупреждения экстремизма:
- работают с целевыми программами в сфере предупреждения экстремизма, направленными на устранение причин возникновения экстремизма;
- разрабатывают и принимают правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления предупреждения экстремизма;
- осуществляют обмен опытом, накопление знаний и предоставление информации федеральным органам власти по вопросам в сфере противодействия и предупреждения экстремизма;
- обеспечивают работу общественно-консультативных органов и советов при органах власти субъектов Федерации;
- используют результаты научных исследований по выявлению причин и факторов появления экстремизма в субъектах Российской Федерации;
- проводят мониторинг общественно-политических процессов в регионе и стране;
- предупреждают социальные и межнациональные конфликты;
- способствуют формированию толерантного сознания, развитию национальных культур;
- создают информационные ресурсы, целью которых является укрепление гражданского единства, патриотизма;
- совершенствуют механизм межведомственного взаимодействия.
Участие органов местного самоуправления в противодействии экстремизму ограничивается предупреждением экстремизма и ликвидацией его последствий.
В настоящее время приоритет в противодействии экстремизму должен отводиться предупредительным мерам. Особое предупреждение экстремизма должно стать единой комплексной системой и включать политические, финансовые, организационные, информационные, правовые, психологические, тактические мероприятия, нацеленные на обнаружение и устранение обстоятельств и условий, порождающих и способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности.
В современных условиях на смену активной фазе борьбы с экстремистской деятельностью на территории России, приходит качественно новая фаза борьбы, и характеризуется она не как пассивная, а как активная, планомерная работа с широкими слоями населения в области противодействия и предупреждения экстремизма. В постоянно меняющихся условиях глобального мира, привычная деятельность государственных органов власти в области борьбы с экстремизмом определенно должна была трансформироваться, приобрести новые формы и черты. Так была определена трансформация функций органов власти в области борьбы с экстремизмом в пользу предупреждения (профилактики) экстремизма.
Приоритетными направлениями профилактики экстремизма на сегодняшний день выступают:
- проведение информационно-пропагандистских мероприятий в сфере профилактики экстремизма;
- создание и сопровождение системы мониторинга общественно-политических процессов и раннего предупреждения социальных и межнациональных конфликтов;
- реализация комплексной информационной кампании и создание информационных ресурсов, направленной на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности;
- совершенствование механизма согласования действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, их взаимодействия с институтами гражданского общества в реализации мероприятий по профилактике этнорелигиозного экстремизма, ксенофобии и социальной нетерпимости, межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
- научно-методическое обеспечение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, в сфере полномочий которых находятся вопросы профилактики экстремизма;
- совершенствование системы адаптации и интеграции мигрантов и т.д.
Таким образом, противодействие экстремизму заключается в совместной деятельности различных субъектов: от органов государственной власти и местного самоуправления до институтов гражданского общества. Деятельность государства по противодействию экстремизму и экстремистской деятельности является одним из индикаторов эффективности правоприменительной практики в рассматриваемой сфере, отражающим степень защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов.
Эффективность деятельности в области противодействия экстремизму определяется реализацией комплекса социальных, экономических программ и тесно связана с проводимой государственной национальной и культурной политикой. Основным содержанием государственной национальной политики в Российской Федерации должно стать содействие гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений как фундаментального направления противодействия и предупреждения экстремизма.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75,94%.
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Основные направления деятельности Российского государства в области противодействия экстремизму»
Кангезова Марата Руслановича, начальника кафедры уголовного процесса и криминалистики Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России, канд. юрид. наук, подполковника полиции
Экстремизм во всех своих проявлениях и формах, по своей интенсивности и масштабам, жестокости и бесчеловечности превратился в глобальную проблему современного мира. Являясь опасным и сложно прогнозируемым негативным явлени-
Кангезов М. Р.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
ем, он пронизывает современный социум, дестабилизирует все сферы жизнедеятельности государства и общества.
Сегодня достаточное количество научных работ посвящено проблемам экстремизма. Но единого подхода к определению данного явления ни в теории, ни в законодательстве так и не сложилось. В научном сообществе существуют различные мнения о природе данного феномена. Не все исследователи стремятся выработать универсальное определение экстремизма. Вероятно, подобные попытки обречены, учитывая всю сложность рассматриваемого негативного явления.
Достаточно интересным и обоснованным представляется вывод автора о том, что Участие органов местного самоуправления в противодействии экстремизму ограничивается предупреждением экстремизма и ликвидацией его последствий.
В настоящее время приоритет в противодействии экстремизму должен отводиться предупредительным мерам.
Особое предупреждение экстремизма должно стать единой комплексной системой и включать политические, финансовые, организационные, информационные, правовые, психологические, тактические мероприятия, нацеленные на обнаружение и устранение обстоятельств и условий, порождающих и способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности.
Статья представляет научный интерес и отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, старший лейтенант полиции
Геляхова Л.А.