Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА И ИДЕИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА И ИДЕИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
582
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правотворчество / правотворческий процесс / нормотворческая деятельность / функции и принципы нормотворчества / law-making / law-making process / rule-making activity / functions and principles of rule-making

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Луира Гаджимагомедовна Махаева

В статье рассматриваются современные подходы правовой науки к понятию и содержанию принципов и функций нормотворческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC BEGINNINGS AND IDEAS OF LAW-MAKING: THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS

The article discusses modern approaches of legal science to the concept and content of the principles and functions of rule-making activity.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА И ИДЕИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-57-61

ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА И ИДЕИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Луира Гаджимагомедовна МАХАЕВА,

адъюнкт Академии управления МВД России, главный эксперт-юрисконсульт ПО ГУ МВД России по СКФО

E-mail: lmahaeva26@yandex.ru

Научный руководитель: Д.В. Пожарский, доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры

государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы правовой науки к понятию и содержанию принципов и функций нормотворческой деятельности.

Ключевые слова: правотворчество; правотворческий процесс; нормотворческая деятельность; функции и принципы нормотворчества.

BASIC BEGINNINGS AND IDEAS OF LAW-MAKING: THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS

Luira Gadzhhimagomedovna MAKHAEVA,

Adjunct of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: lmahaeva26@yandex.ru

Scientific adviser: D.V. Pozharsky, Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of State and Legal Disciplines of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract. The article discusses modern approaches of legal science to the concept and content of the principles and functions of rule-making activity.

Key words: law-making; law-making process; rule-making activity; functions and principles of rule-making.

Вопрос теоретико-правового анализа нормотворчества актуализируется в условиях современных изменений подходов смысла, содержания и формы правотворчества в условиях глобализации и цифровизации, при этом неизменно главное назначение нормотворчества — создание новых правовых норм, необходимых для эффективного регулирования социальных отношений. Учет исторического опыта доктринальных исследований позволяет формировать методологическое основание для совершенствования нормотворчества. Следует отме-

тить, что проработка проблемы сущности нормотворчества рассматривается с различных точек зрения, отраслей знания и характеризуется отсутствием единых подходов и теорий.

Говоря о содержательной стороне нормотворчества, необходимо отметить, что одним из важнейших способов достижения его задач, повышения результативности является соблюдение определенных принципов.

Идея, основополагающие начала должны быть заложены в основу любой человеческой деятельности. Именно принципы являются обяза-

тельным требованием нормотворчества, определяя исходные положения, руководящие идеи, на которых строится нормотворческий процесс. Вместе с тем руководящие идеи получают всеобщее признание и становятся действенным регулятором только в случае их достаточного юридического закрепления. Поэтому вполне оправдано, что в документах, регламентирующих отношения нормотворчества, есть специальные статьи, определяющие принципы организации этого процесса. Нормотворческая деятельность (впрочем, как и правотворческая) осуществляется на базе основополагающих принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

Принципы нормотворчества находятся в тесном взаимодействии друг с другом, составляя в своем единстве и целостности стройную систему, поэтому существует согласованная система принципов, которую можно конкретизировать, опираясь на потребности развития общества.

В правовой науке существуют различные взгляды на принципы нормотворчества. К ним относят принципы: демократизма, законности, гуманизма, научности, гласности, объективности, системности, профессионализма, тщательности и скрупулезности подготовки проектов, технического совершенства принимаемых актов [2, с. 65].

Профессионализм означает, что заниматься подобной деятельностью должны компетентные лица — юристы, управленцы, экономисты и др. Законность предполагает, что данная деятельность должна осуществляться в рамах и на основе конституции, иных законов и подзаконных актов. Демократизм характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе. Гласность означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации. Оперативность предполагает своевременность издания нормативных актов.

Следовательно, принципы нормотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

В ст. 2 проекта федерального закона о нормативных правовых актах говорится, что правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной

справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности [6, с. 86].

Анализ различных научно обоснованных мнений позволяет полагать, что основными принципами нормотворческой деятельности являются демократизм, законность, гуманизм, научность, профессионализм, плановость, технико-юридическое совершенство.

1. Принцип демократизма. Проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, населения и общественных организаций в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных предписаниях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

Демократический механизм направлен на привлечение, повышение степени участия граждан, проявления воли народа. Данный принцип характеризует также развитие норм процессуального характера и институтов в обществе. Одним из выражений демократизма в правотворчестве является проведение всенародного голосования — референдума, в процессе проведения которого принятому нормативному акту придается высшая юридическая сила. Немаловажное значение занимает и гласность, являющаяся еще одним выражением демократизма. Гласность представляет собой проведение обсуждений органом правотворчества законопроектов, осуществление свободной критики касаемо проекта и выдвижение предложений, предшествующих официальному опубликованию принимаемых нормативных документов. Выступает данный процесс гарантией бюрократизма в осуществлении наиболее значимых государственных функций.

2. Принцип законности. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов.

Согласно данному принципу вся работа правотворчества по формированию, принятию нормативных актов должна осуществляется на основании законодательства, в первую очередь обязано подчиняться Конституции РФ, а также соответствовать общепринятым нормам и общепризнанным нормам международного права. Каждый акт разрабатывается и принимается в строго утвержденном порядке правовой проце-

дуры принятия государственными органами, уполномоченным на это или же иным субъектом, наделенным соответствующими полномочиями, только в рамках его компетенции. При этом необходимо четкое соблюдение процедур обсуждения, порядка опубликования нормативных правовых актов [5]. Кроме того, акт не должен содержать противоречия с действующим законодательством, являться «антиправовым», призван отвечать началам демократизма и гуманизма.

3. Принцип гуманизма. Этот принцип предполагает направленность нормативного правового акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его права, свободы и законные интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

4. Принцип научности. При разработке и издании нормативных правовых актов должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины, должны просчитываться последствия принятия данных актов, их место в системе права в целом, а также противодействующие факторы и общественные возможности — кадровые, финансовые, организационные и др.

Для получения информации и выявления этих параметров применяются различные социологические исследования, социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование.

Научный характер правотворчества указывает на необходимость участия в разработке и принятии норм права представителей различных наук. Огромное значение для законотворчества имеет участие специалистов, ученых-юристов, участвующих в разработке концепций законопроектов, в выявлении потребности регулирования нормами права сложившихся общественных отношений, установлении способа правового регулирования, приоритетности принимаемых актов и прогнозирования.

Нормотворческий орган напрямую связан с правоприменительной практикой, так как она раскрывает все недостатки и неточности в деятельности законодателя, выявляет потребности правотворчества.

Благодаря правоприменительной практике нормотворческий орган видит результативность своего труда, судит об эффективности принятых правовых решений, способен вносить коррективы в проводимую работу.

5. Принцип профессионализма. Под профессионализмом в нормотворчестве понимается участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

Данный принцип весьма весом для правотворчества, поскольку связан с качеством правотворчества и эффективностью принятых государством решений. Подразумевает под собой наличие ряда особых навыков, умений, профессиональных знаний, способности моделирования законопроектов, а также талантов и опыта, обладать которыми должны привлеченные к правотворческой деятельности компетентные специалисты. Для наибольшей эффективности принятия нормативных правовых актов учитываются объективность и субъективность юридической техники.

Проводимая работа, направленная на усовершенствование правотворческого процесса, должна проводиться с периодичной регулярностью и по нескольким направлениям.

Необходимы следующие виды направлений:

■ осуществление планирования законоподго-товительных работ долго- и краткосрочного характера;

■ разработка и оформление проектов законов, а также подзаконных актов по единым правилам;

■ проведение независимой научной экспертизы подаваемых к рассмотрению законопроектов парламенту.

6. Принцип плановости. Нормотворческая деятельность должна осуществляться не спонтанно, а на основе заранее разработанных и утвержденных планов. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений. Важное значение в нормотворчестве имеет использование зарубежного и отечественного опыта, результатов социологических и иных исследований, справок, аналитических и докладных записок и иных материалов.

7. Принцип технико-юридического совершенства. Технико-юридическое совершенство принимаемых правовых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных нормотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил нормотвор-ческой техники.

Важную роль в правотворческой деятельности играют его функции. Под ними понимается деятельность по образованию, формированию, развитию законодательства, а также по внесе-

нию, изменению поправок и отмене норм права [4, с. 10].

Как считают ученые, основные функции нормотворчества следующие.

1. Функция первичного регулирования общественных отношений. Данная функция заключается в разработке, принятии новых норм в случаях первого возникновения необходимости урегулирования общественных отношений нормами права, которые ранее не регулировались. Так, например, в ходе изучения космического пространства образовалось космическое право.

2. Функция обновления правового материала. Указанная функция подразумевает отмену, изменение, дополнение, проведение замены устаревших законов, переставших отвечать потребностям общества. В периоды изменения общественных потребностей возникает необходимость в нормах, адекватно отражающих их, за счет образования новых законов, внесенных изменений, поправок и дополнений в законодательные акты.

3. Функция ликвидации пробелов в праве, т.е. устранение полного или частичного отсутствия в действующих нормативных актах необходимых юридических норм. Устранить пробел можно только путем правотворчества. Для выявления пробелов в праве обобщается судебная и административная практика. Выработанное с помощью аналогии решение юридического дела не должно нарушать и не соответствовать предписаниям действующего законодательства. Может явиться базой для совершенствования законодательства [1, с. 57].

4. Функция упорядочения нормативно-правового материала. Организационной формой этой функции являются основательное обновление законодательства, его кодификация и систематизация. Все функции правотворчества являются следствием друг друга, между собой они во многом диалектически взаимосвязаны.

Функции правотворчества реализуются с помощью определенных организационных форм правотворчества:

■ в форме текущего правотворчества;

■ в форме деятельности компетентных органов по систематизации нормативного материала.

В свете изложенного можно утверждать, что нормотворчество в Российском государстве выполняет следующие основные функции:

■ первичное регулирование общественных отношений;

■ обновление нормативного материала;

■ восполнение пробелов в праве;

■ упорядочение, систематизация нормативных правовых актов;

■ преемственность, т.е. определенное соотношение между предшествующей и последующей стадиями (состояниями) явления, находящегося в процессе изменения, в основе которого — сохранение тех или иных свойств и характеристик объекта [3, с. 383].

Рассмотрев функции нормотворчества, обратимся к анализу особенностей функций нормот-ворческих отношений.

Специализация нормотворческих отношений реализует две функции: 1) регулятивную и 2) правоохранительную.

Регулятивная функция нормотворческих отношений реализуется путем создания правовых актов в целях дальнейшего регулирования общественных отношений в конкретной области. Так, например, регулятивная функция нормотворческих отношений проявляется в системе и структуре МВД России, где МВД России совместно с Администрацией Президента РФ согласовало и подписало план правотворческой и нормотворческой деятельности. В последующем регулятивная функция проявляет себя как некий регулятор не только общественных отношений в системе МВД России, но и как регулятор специализированных нормотворческих отношений.

Правоохранительная функция государства реализуется с учетом разного рода особенностей, характерных для сферы экономики, политики, социально-культурной сферы, а также для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Результат осуществления нормотворческих отношений в правоохранительной функции выступает в виде принятия правового акта МВД России.

Реализация регулятивной и правоохранительной функций в специализированных нор-мотворческих отношениях, связанных с обеспечением правовых основ нормотворческой деятельности, осуществляется по одному направлению — охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. В сфере управления регулированию подвергаются фактические управленческие общественные отношения, требующие фактически правового воздействия. Придание им правовой формы связано с целями деятельности государства в создании стабильных, целенаправленных, организационно упорядоченных отношений, реализация которых обеспечивается методами государственного управления. Регулятивная и правоохрани-

тельная функции в нормотворческих отношениях реализуются посредством методов государственного управления, т.е. методами убеждения, принуждения, поощрения.

Список литературы

1. Кашанина Т.В. Право: учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Т.В. Кашани-ной, Н.М. Сизикова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019.

2. Москалъкова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: науч.-практ. пособие. М., 2015.

3. Пожарский Д.В. Охранительная функция Российского государства на современном этапе: проблемы преемственности и модернизации // Юридическая техника. 2011. № 5. С. 383—386.

4. Югов A.A., Игишев КА. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия «законопроектный процесс» // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 3. С. 10.

5. Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. № 963 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»» // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 3967.

6. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. 2013. № 3. С. 86.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Оксамытный В.В. Общая теория государства и права.

3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.

Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.

Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.