Научная статья на тему 'Основные мотивы взаимодействия граждан с социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере исследования в г. Твери)'

Основные мотивы взаимодействия граждан с социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере исследования в г. Твери) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально ориентированная организация / некоммерческая организация / Тверской регион / socially oriented / non-profit organization / Tver region

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вайсбург Александра Владимировна

Рассмотрена динамика формирования некоммерческих организаций в СССР и России как организаций, исконно помогающих нуждающимся группам населения. Приведены результаты социологического исследования в Тверском регионе с целью анализа деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Тверского региона. У большинства опрошенных выявлено отсутствие личного опыта взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями. Основными поводами обращения в подобные организации являются: оказание помощи, благотворительность, поддержка здоровья. Выявлены мнения о востребованности подобных организаций с финансированием их из государственного бюджета. Определен низкий уровень готовности населения к участию в деятельности некоммерческих организаций. Увеличение государственного финансирования и повышение информированности населения признаны наиболее действенными мерами для привлечения людей к участию в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Результаты данного исследования могут быть использованы для построения более эффективной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и разработки мер для привлечения населения к их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вайсбург Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Motives of Citizens' Interaction with Socially Oriented Non-Profit Organizations (Using the Example of a Study in Tver)

The dynamics of the formation of non-profit organizations in the USSR and Russia, as organizations that originally help needy groups of the population, is considered. The results of a sociological study in the Tver region are presented in order to analyze the activities of socially oriented non-profit organizations in the Tver region. The majority of respondents revealed a lack of personal experience of interacting with socially oriented non-profit organizations. The main reasons for contacting such organizations are assistance, charity, and health support. Opinions on the relevance of such organizations with their financing from the state budget are revealed. The low level of readiness of the population to participate in the activities of non-profit organizations has been determined. Increasing government funding and raising public awareness are recognized as the most effective measures to attract people to participate in the activities of socially oriented non-profit organizations.The results of this study can be used to build a more effective support system for socially oriented nonprofit organizations and develop measures to involve the population in their activities.

Текст научной работы на тему «Основные мотивы взаимодействия граждан с социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере исследования в г. Твери)»

УДК 316.34(470.331)

DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-177-180

Основные мотивы взаимодействия граждан с социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере исследования в г. Твери)

Вайсбург А.В.

Кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета

Рассмотрена динамика формирования некоммерческих организаций в СССР и России как организаций, исконно помогающих нуждающимся группам населения. Приведены результаты социологического исследования в Тверском регионе с целью анализа деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Тверского региона. У большинства опрошенных выявлено отсутствие личного опыта взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями. Основными поводами обращения в подобные организации являются: оказание помощи, благотворительность, поддержка здоровья. Выявлены мнения о востребованности подобных организаций с финансированием их из государственного бюджета. Определен низкий уровень готовности населения к участию в деятельности некоммерческих организаций. Увеличение государственного финансирования и повышение информированности населения признаны наиболее действенными мерами для привлечения людей к участию в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Результаты данного исследования могут быть использованы для построения более эффективной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и разработки мер для привлечения населения к их деятельности.

Ключевые слова: социально ориентированная организация, некоммерческая организация, Тверской регион

Для цитирования: Вайсбург А.В. Основные мотивы взаимодействия граждан с социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере исследования в г. Твери) //Вестник экономики, права и социологии. 2024. № 3. С. 177-180. DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-177-180.

Во все времена государство поддерживало и поощряло создание некоммерческих организаций (НКО), оказывающих помощь населению. Начиная с Х в., подобные организации стали появляться и развиваться в дальнейшем на базе Русской православной церкви. До наступления революции в России существовало около 10500 благотворительных обществ и заведений. Их финансированием было смешенным - 25 % бюджета финансировалось за счет казны, земств, городов и сословных учреждений, однако большая часть жертвовалась меценатами

(75 %) [1, с. 268]. Во времена СССР некоммерческие организации функционировали в виде профсоюзных организаций при заводах и производствах, занимаясь защитой прав работников [2, с. 139]. Других форм организации некоммерческих организаций не существовало до 1990-х гг. Начиная с данного периода, некоммерческие организации начинают постепенно возрождаться, к их финансированию привлекаются меценаты, гранты, донорские средства и др.

С 15 апреля 2014 г. Правительством РФ утверждена государственная программа «Социальная

поддержка граждан». В данной программе ратифицировано такое направление деятельности, как «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [3]. В дальнейшем осуществлялось ее регулярное финансирование.

До пандемии 2020 г. число НКО регулярно росло, однако во время нее и после их количество начало неизменно снижаться. В настоящее время в России ежегодно создается около 11 тыс., а закрывается почти 45 тыс. некоммерческих организаций [4]. Основными причинами сокращения численности НКО являются отсутствие финансирования, недостаток опыта и знаний. Для решения последних двух проблем Ассоциацией волонтерских центров на платформе ДОБРО.РФ запущена программа наставничества и профессиональной поддержки в некоммерческом секторе «НКО помогает НКО» [5]. Что касается финансирования, то согласно результатам исследования Высшей школы экономики «Источники финансирования НКО в России: результаты эмпирического исследования» [6], 41 % отпрошенных компаний используют для финансирования своей деятельности два-три различных источника, при этом 39 % указывают в качестве основного источника - пожертвования физических лиц [7]. Однако после кризиса 2022 г. число пожертвований сократилось, затраты НКО возросли в связи с инфляцией, появились новые категории получателей помощи НКО [8, с. 1149].

Снижается количество социально ориентированных НКО (далее - СО НКО) и в Тверском регионе. Например, в Твери, согласно данным муниципального реестра СО НКО, прослеживается отрицательная динамика СО НКО (рис. 1).

30 25 20 15 10 5 0

27

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Рис. 1. Численность СО НКО в г. Твери 2019-2023 гг., ед. [9]

В 2023 г. было проведено прикладное социологическое исследование, посвященное деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Тверского региона. Исследование проведено методом личного интервью и интернет-опроса. Было опрошено 502 жителя Тверского региона из городов, поселков городского и сельского типов. 47 % мужчин, 53 % женщин. Среди них 46 % в возрасте 30-54 лет, 32 % респондентов старше 55 лет, 23 % - 18-29 лет. Большинство (69,1 %) имеют средний уровень материального положения, 25,7 % - низкий и 5,2 % - высокий. 178

Большая часть опрошенных (83 %) не имеет личного опыта взаимодействия с СО НКО. При этом чем моложе население и более обеспеченно, тем чаще оно взаимодействует с данными организациями (18-29 лет - 20,4 %, 30-54 года - 18,2 %, старше 55 лет - 13,2 %).

Среди тех жителей, кто обращался за помощью в СО НКО, основными причинами обращений были названы: оказание помощи социально незащищенным слоям населения - 43,2 %; благотворительная деятельность - 31,1 %; поддержка здоровья населения - 29,1 %. Чуть реже обращались по вопросам помощи бездомным животным

- 26,4 %; благоустройству территорий и защите окружающей среды - по 23,6 % соответственно. Наиболее редко востребованными были направления историко-патриотического характера: патриотическое воспитание - 18,2 %, просветительская и консультационная деятельность - 16,2 %, сохранение исторического и культурного наследия страны - 13,5 %. Молодежь в возрасте 18-29 лет чаще остальных категорий граждан обращалась за поддержкой здоровья населения, а более старшее население - за оказанием помощи социально незащищенным слоям населения.

Помощь при обращении в СО НКО для решения проблем практически в равном соотношении жители Тверского региона как получили (57 %), так и не получили (43 %). Проблемы более молодых слоев населения были решены в большей степени, чем пожилых (18-29 лет - 63,9 %, 30-54 года - 58,8 %, старше 55 лет - 47,6 %).

Более половины опрошенных (57 %) респондентов не готовы лично принимать участие / или уже не принимают участия в деятельности СО НКО. В основном это люди в возрасте старше 55 лет, по роду занятий - пенсионеры и военнослужащие, отрицательно оценивающие деятельность СО НКО. Чем моложе опрошенные, тем большую ступень готовности они выражают к участию в деятельности СО НКО (18-29 лет - 23,0 %, 30-54 года - 17,5 %, старше 55 лет - 12,2 %).

На вопрос «В какой форме готовы респонденты принимать или уже принимают участие в деятельности СО НКО» каждый 3-й респондент (33 %) затруднился ответить на этот вопрос. 30 % опрошенных выбирают форму участия в виде моральной поддержки, в основном это опрошенные в возрасте 18 - 29 лет. 35 % опрошенных уже принимают или готовы принимать участие в форме оказания материальной помощи, в основном это респонденты с более высоким уровнем благосостояния. Моральную же поддержку готовы оказывать в большей степени люди по мере снижения их уровня материального достатка (высокий уровень материального достатка

- 20,8 %, средний - 14,0 %, низкий - 2,7 %). Только каждый 6-7-й респондент готов принимать участие

в деятельности СО НКО, используя временные затраты и консультационные услуги.

На вопрос о причинах, которые могут побудить жителей Тверского региона к созданию и участию в СО НКО, 41 % опрошенных ответили, что причиной может быть собственное желание. В основном это респонденты в возрасте от 30 до 54 лет, которые уже принимают или готовы принимать участие в деятельности некоммерческих организаций, каждый 3-й имел личный опыт работы с СО НКО, половина из них имеет среднее профессиональное образование. 20 % опрошенных выбрали причиной, которая может побудить их к участию в работе СО НКО, создание гуманной системы ценностей и 16 % - желание самореализации. Желание самореализоваться в СО НКО возрастает по мере снижения уровня материального достатка опрошенных. Мода, желание прославиться, сделать себе рекламу, поиск работы - признаны респондентами непопулярными мотивами к участию в деятельности СО НКО.

Большинство (71 %) респондентов считают, что финансировать деятельность СО НКО должно государство. В основном это лица в возрасте 18-29 лет, с наличием полного общего образования. Каждый третий житель Тверского региона (33 %) в качестве источника финансирования СО НКО выбрал политические партии, и еще 37 % респондентов выбрали представителей бизнеса. Доверят финансирование меценатам 27 % жителей Тверского региона. Чем старше опрошенные, тем в большей степени они признают источником финансирования данных организаций меценатов и все меньше - политические партии. Простые граждане (12,2 %), церковь (8,9 %), иностранные агенты (6,5 %) не признаются в качестве значимых источников финансирования СО НКО.

В вопросе о том, что необходимо для дальнейшего развития СО НКО в Тверском регионе более половины респондентов (57 %) уверены, что требуется увеличение финансирования, у опрошенных из этой группы превалирует средний и низкий уровень благосостояния, каждый 3-й является домохозяйкой или безработным. 42 % опрошенных заявили о необходимости информирования населения о деятельности некоммерческих организаций, так же это были опрошенные со средним и низким уровнем благосостояния. Каждый 3-й житель Тверского региона предложил создавать единые информационные центры для оказания помощи населению. Так считает все больше людей по мере снижения уровня их материального благосостояния. Усиление контроля за деятельностью СО НКО, кадровую поддержку СО НКО компетентными специалистами, формирование гуманной системы ценностей в обществе, совершенствование законодательной базы деятельности СО НКО предложили от 21-28 % респондентов.

Таким образом, согласно результатам исследования, в Тверском регионе наблюдается низкий уровень реального участия и готовности к участию в работе СО НКО. При этом признается важность существования данных организаций, наблюдается толерантное отношение к ним. Жители рассчитывают на помощь государства для развития третьего сектора в Тверском регионе.

Литература:

1. Яковлева К.О. Формирование социально ориентированных некоммерческих организаций в России // Экономика и социум. 2015. № 2(15). С.267-271.

2. Рощин Б.Е. Правовое положение советских профсоюзов в период перехода к новой экономической политике (к 110-летию российских профсоюзов) // Гуманитарные исследования. 2016. № 3 (59). С. 138-146.

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». URL: https://base.garant. ru/70644062/ (дата обращения: 07.05.2024).

4. Доклад о деятельности и развитии СО НКО в России. URL: https://nko.economy.gov.ru/upload/ docs/doklad-o-deyatelnosti-i-razvitii-sonko-za-2022-god.pdf (дата обращения: 08.05.2024)

5. НКО помогает НКО. Программа наставничества и профессиональной поддержки в некоммерческом секторе. URL: https://land.dobro.ru/ nko#rec649542541 (дата обращения: 08.05.2024).

6. Источники финансирования НКО в России: результаты эмпирического исследования. ВШЭ. URL: https://grans.hse.ru/ data/2017/09/09/1172323590.pdf (дата обращения: 02.01.2024).

7. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (ред. от 21.11.2022) // СПС Гарант.

8. Семина К.С. Социально ориентированные некоммерческие организации в период кризиса // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13.№ 4. С.1143-1152.

9. Муниципальный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Твери Тверской области. URL: https://www. tver.ru/administration/structure/munitsipalnoe-kazyennoe-uchrezhdenie-upravlenie-sotsialnoy-politiki/202023).xlsx (дата обращения: 02.05.2024).

The Main Motives of Citizens' Interaction with Socially Oriented Non-Profit Organizations (Using the Example of a Study in Tver)

Vaisburg A.V. Tver State Technical University

The dynamics of the formation of non-profit organizations in the USSR and Russia, as organizations that originally help needy groups of the population, is considered. The results ofa sociological study in the Tver region are presented in order to analyze the activities of socially oriented non-profit organizations in the Tver region. The majority of respondents revealed a lack of personal experience of interacting with socially oriented non-profit organizations. The main reasons for contacting such organizations are assistance, charity, and health support. Opinions on the relevance of such organizations with their financing from the state budget are revealed. The low level of readiness of the population to participate in the activities of non-profit organizations has been determined. Increasing government funding and raising public awareness are recognized as the most effective measures to attract people to participate in the activities of socially oriented non-profit organizations.

The results of this study can be used to build a more effective support system for socially oriented nonprofit organizations and develop measures to involve the population in their activities.

Keywords: socially oriented, non-profit organization, Tver region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.