УДК 316.34(470.331)
Информированность населения Тверского региона о социально ориентированных некоммерческих организациях
Вайсбург А.В.
Кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета
Представлены результаты пилотажного социологического исследования среди жителей Тверской области. Исследование проведено в 2021 г. методом анкетирования при помощи сети Интернет. Выявлен недостаточный уровень информированности населения о социально ориентированных некоммерческих организациях. Изучены основные трактовки данного понятия среди респондентов и самые известные социально ориентированные некоммерческие организации в Тверской области.
Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, информированность, помощь, Тверской регион, жители
В последнее время все больший запрос со стороны общества возникает на решение совершенно разных социальных проблем. Помощь различным слоям населения, патриотическое воспитание, сохранение памятников культурного наследия, консультации и волонтерство - вот далеко не полный перечень подобных услуг. И именно развитие социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) отвечает запросам современного общества для решения абсолютно различного ряда вопросов оказания моральной, материальной и физической помощи различным слоям населения. Однако, к сожалению, в последние годы, можно говорить об уменьшении количества СО НКО. Хотя на основании целого ряда принятых законов они приобрели полную легитимность, в том числе и в сфере оказания социально значимых услуг наравне с органами социальной защиты [1, с. 82]. Происходит регулярный рост размера государственного финансирования их деятельности. Согласно результатам исследований [2, с. 80], можно сказать о том, что гранты для СО НКО распределяются неравномерно, однако тематика, география и размеры их выделений расширяются. При всем этом, основываясь на результатах прошлых исследований [3, с. 115], с сожалением можно констатировать, что уровень информированности населения о СО НКО совер-
шенно недостаточен. Поэтому определенная, нуждающаяся в подобной помощи часть граждан даже не знает, куда можно обратиться при возникновении той или иной проблемы.
В июне-июле 2021 г. методом анкетирования при помощи сети Интернет было проведено социологическое исследование на тему «Оценка деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций жителями Тверского региона», одной из задач которого стало определение уровня информированности населения Тверской области о СО НКО. Исследование по характеру задач - пилотажное, по частоте проведения - повторное, по месту проведения - полевое, по степени охвата аудитории - выборочное (выборка квотная). В исследовании приняли участие 540 информантов из различных городов, поселков городского типа, сельских поселений Тверской области.
Более половины жителей Тверского региона (55,4 %) информированы о существовании социально ориентированных некоммерческих организаций. Наибольший уровень информированности наблюдается среди респондентов 18-29 лет (68,9 %), среди людей с высшим (70,7 %) и полным средним образованием (60 %), с основным родом занятий - учащиеся и студенты (69,9 %) и имеющие собственное дело (62,5 %). При этом чем выше уровень благо-
состояния респондентов, тем более информированы они о СО НКО.
Анализ зависимости уровня информированности о существовании СО НКО от личного взаимодействия респондентов с их деятельностью выявил, что большая часть людей (83,9 %), имеющих опыт общения с СО НКО, соответственно, знают о них. Среди не имеющих взаимодействия людей с СО НКО около половины опрошенных (48,3 %) и не информированы о них.
Зависимость информированности о существовании СО НКО от готовности респондентов принимать участие / или уже принимающих участие в деятельности СО НКО показала, что принимающие или готовые принимать участие в работе СО НКО гораздо более информированы о СО НКО (80 % и 68,5 % соответственно). Среди тех респондентов, которые не принимают и не готовы принимать участие в работе СО НКО, около половины опрошенных (51,9 %) не информированы о деятельности СО НКО.
Также участникам исследования предлагалось ответить на вопрос «Что, по Вашему мнению, представляют собой социально ориентированные некоммерческие организации?». Почти половина жителей региона (47,4 %) понимают под СО НКО организации, созданные для решения различных наиболее актуальных социальных проблем общества. Каждый четветый опрошенный под СО НКО понимал добровольные объединения людей для решения конкретных проблем. Мужчины почти в два раза чаще, чем женщины, затруднялись трактовать понятие СО НКО (21,3 % мужчин против 12,7 % женщин).
Респонденты с неполным средним образованием более остальных групп затруднялись в трактовке понятия СО НКО. Среди остальных образовательных групп жителей региона с увеличением уровня образования возрастает доля лиц, которые понимают СО НКО как организации, созданные для решения различных наиболее актуальных социальных проблем общества. С увеличением образовательного уровня также в целом уменьшается доля опрошенных, которые трактуют СО НКО как добровольные объединения людей для решения конкретных проблем. Люди с низким уровнем материального достатка больше остальных затрудняются с трактовкой понятия СО НКО.
Среди респондентов, которые имели опыт личного взаимодействия с СО НКО, немного больше, тех кто трактует их как добровольные объединения людей для решения конкретных проблем (35,5 % взаимодействующих с СО НКО против 24,4 % не имеющих взаимодействия с ними). В два раза больше опрошенных, не работающих с СО НКО, затруднились оценить их понятие (17,6 % против 9,7 % соответственно).
Среди респондентов, которые не принимают и не готовы принимать участие в деятельности СО НКО, самая большая доля затруднившихся с ответом на
данный вопрос (20,1 % - каждый пятый опрошенный). Среди жителей Тверского региона, выразивших готовность принимать участие в работе СО НКО, более чем у половины (57,6 %) преобладает трактовка СО НКО как «организаций, созданных для решения различных наиболее актуальных социальных проблем общества». 60 % людей, принимающих участие в жизни СО НКО, считают, что СО НКО представляют собой «добровольные объединения людей для решения конкретных проблем».
Далее в ходе анкетирования участникам был задан вопрос «Чем занимаются, на Ваш взгляд, СО НКО?». Каждый шестой житель Тверской области затруднился ответить на данный вопрос. Среди тех респондентов, которые определились с ответом, основными направлениями деятельности, известными им, назвали: оказание помощи социально незащищенным слоям населения - 75,3 %, благотворительную деятельность - 63 %. Менее информированы жители региона о таких направлениях работы СО НКО, как: помощь бездомным животным - 44,6 %, защита окружающей среды - 37,2 %, благоустройство территорий - 34,8 %, поддержка здоровья населения - 33,7 %, патриотическое воспитание - 31,7 %, просветительская и консультационная деятельность - 30,9 %, сохранение исторического и культурного наследия страны - 22,5 %, все перечисленные направления - 0,2 %. С повышением образовательного уровня граждан расширяется спектр разнообразного видения предоставляемых СО НКО услуг.
В исследовании участникам предлагалось назвать известные им социально ориентированные некоммерческие организации, ведущие свою деятельность на территории Тверского региона. Каждый третий житель Тверской области не смог назвать никаких СО НКО (30,5 %). Из них большинство -76,5 % респондентов - не слышало вообще о каких-либо СО НКО и 24,3 % затруднились назвать в данный момент времени. В основном это люди более старшего возраста, со средним и низким уровнями материального достатка, не имеющие опыта взаимодействия с СО НКО, не принимающие и не собирающиеся принимать участия в работе СО НКО.
Среди наиболее известных людям СО НКО Тверской области были названы: Тверской волонтерский поисково-спасательный отряд (ВПСО) «Сова» -16,4 %; монастыри (например, Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь, Богородицкий Жи-тенный женский монастырь и др.) - 8,9 %; Общественное движение «Женская ассамблея Тверской области» - 8,2 %; Региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения (ВВПОД) «Юнар-мия» Тверской области - 8,2 %; Тверская городская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов - 6,2 %; Тверская областная
общественная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - 4,1 %; Благотворительный фонд «Добрый мир» - 4,1 %; Тверское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» - 4,1 %; Благотворительный фонд помощи онкологическим больным людям им. Виктории Рудневой - 2,1 %; Общероссийская общественная организация «Дети войны» - 2,1 %; Тверской Благотворительный Фонд «Рука помощи» - 1,4 %; Тверская региональная общественная организация «Тверские витязи» - 1,4 %; Группа по защите животных г. Осташков - 1,4 %; Тверская региональная экологическая общественная организация «Наследие» - 1,4 %; Автономная некоммерческая организация «Центр военно-патриотического воспитания "Радонеж"» - 1,4 %; Благотворительный фонд помощи воспитанникам и выпускникам детских домов «Константа» - 1,4 %; Благотворительный фонд «Добро» - 1,4 %; Тверское областное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» - 1,4 %.
Среди лиц, которые отрицательно оценивают деятельность СО НКО, в качестве известных им организаций были названы: добровольная народная дружина, общественное движение «Женская ассамблея Тверской области» и Тверская региональная общественная организация «Перспектива». Люди, которые принимают или готовы принимать участие в деятельности СО НКО, назвали гораздо больше известных им организаций. Женщины знают несколько больше названий известных им СО НКО, чем мужчины. Среди респондентов в возрасте 18-29 лет наиболее известными жителям Тверского региона являются такие организации, как: Тверской ВПСО «Сова», Региональное отделение ВВПОД «Юнармия» Тверской области, монастыри, благотворительный фонд «Добро», Тверское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». Среди населения 30-54 лет чаще других назывались: Тверской ВПСО «Сова», монастыри, общественное движение «Женская ассамблея
Тверской области», Тверская городская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, региональное отделение ВВПОД «Юнармия» Тверской области. Людям старше 55 лет более известны такие СО НКО, как: Тверской ВПСО «Сова», общественное движение «Женская ассамблея Тверской области», региональное отделение ВВПОД «Юнармия» Тверской области, монастыри. В целом, чем старше возраст опрошенных, тем меньшее количество СО НКО они называли. Это свидетельствует о снижении уровня информированности респондентов с возрастом. Более молодые жители Тверского региона знают большее количество СО НКО.
Таким образом, такие необходимые и востребованные в настоящее время СО НКО все еще почти для половины населения Тверского региона остаются неизвестными. Слабо понимает население суть понятия «социально ориентированная некоммерческая организация» и недостаточно информировано о функционирующих на территории области организациях. Следовательно, необходимо увеличить пропаганду деятельности СО НКО среди жителей Тверской области, особенно среди пожилых людей.
Литература:
1. Мартынов М.Ю. Социально-ориентированные некоммерческие предприятия - обретение легитимности? // Социологические исследования. -2019. - № 10. - С. 83-93.
2. Смирнов В.А. Эффективность грантовой поддержки российских социально ориентированных некоммерческих организаций (на примере Фонда президентских грантов) // Социологические исследования. - 2020. - № 9. - С. 79-89.
3. Вайсбург А.В. Анализ уровня информированности населения о социально ориентированных некоммерческих организациях (на примере города Твери) // Вестник экономики, права и социологии. - 2021. - № 1. - С. 114-116.
Awareness of the Population of the Tver Region About Socially Oriented Non-Profit Organizations
Vaisburg A.V.
Tver State Technical University
The results of a pilot sociological study among residents of the Tver region are presented. The study was conducted in 2021 by a questionnaire method using the Internet. The insufficient level of awareness of the population about socially oriented non-profit organizations was revealed. The main interpretations of this concept among respondents and the most well-known socially oriented non-profit organizations in the Tver region are studied.
Key words: socially oriented non-profit organizations, awareness, assistance, Tver region, residents