GENESIS AND EVOLUTION OF THE FORMULA SON(S) OF MOTHERLAND (DISCOURSE MODE IN RUSSIA IN THE 18 th C.)
T. Ye. Abramzon
The article deals with genesis and evolution of the historical and cultural formula "Sons of Motherland". Sense interpretation of the formula in different types of discourse reveals progressive nobility self-identification. The first half of the 18th century saw figures of Father of the country or Mother of the country in the focus of power-subject relationship paradigm that was specified by legislative acts and adopted by the rhetoric in the epoch of Peter the Great. The year of 1762 became critical when 'direct descendants' of Motherland determined the fate of the Russian Crown and Catherine II acknowledged their 'wish' as the only 'legitimate' basis for her accession to the throne, which she made widely known in Russia.
Key words: Russian Manifests of 18th century, historical and cultural formulae, paradigm, artistic method.
© 2010
Н. В. Эшмакова
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Г. Д. КРАСИЛЬНИКОВА
В статье рассматриваются основные сюжетообразующие мотивы и образы Красильникова: «вхождение в лес», сеяния, дороги, блудного сына, встречи, испытаний, сна. Доминирующими образами представлены образы леса, воды, порога, окна, дороги.
Ключевые слова: мотив, образ, пространство, сюжет.
Геннадий Дмитриевич Красильников — выдающийся удмуртский писатель, общественный деятель, лауреат государственной премии УАССР, член Союза писателей. Г. Красильников, несомненно, самый талантливый из удмуртских писателей. Имя Красильникова известно в Удмуртии и за её пределами. Главной целью его творчества является изображение человеческих характеров и образов, без которых немыслимо раскрытие сущности героя. Мы не ставим цели провести целостный анализ образов и мотивов произведений Красильникова, предлагаем вниманию лишь общие наблюдения, сделанные при анализе произведений писателя.
Творчество Г. Д. Красильникова тесным образом связано с героем и его жизнью. Образы дороги, пути, дома конструируют пространство героя и художественное пространство произведений. «Дорога» в них имеет различные смысловые наполнения: в бытовом плане — это «расстояние от места до места» и рассма-
тривается как некая условная реальность. В романе «Вуж юрт» («Старый дом») сопряжёны пространства дороги / пути и пространства дома, а движение предполагает достижение «чужого» мира. Возникает троичная структура пространства: дом — дорога — «чужой мир», связанная с представлениями о жизненном цикле человека.
Пути Алексея Курбатова в повести «Тонэн кылисько» («Остаюсь с тобой»), Фаины Ивановой в романе «Арлэн кутсконэз» («Начало года»), Олексана Кабы-шева в романе «Старый дом» модифицируются в мотив жизненного пути, судьбы героя. Стоит заметить, что путь Олексана Кабышева приводит в другую социальную среду. С образом пути тесно связаны образы домов главных героев, ибо они знакомят с прошлым народа, занимают важное место в духовном становлении героев Красильникова. Каждый герой ищет своё счастье, поэтому писатель вводит испытания, которые герой рано или поздно проходит (Алексей Курбатов не поступил в институт; Олексан Кабышев терпит насмешки со стороны людей из-за родителей, отделившихся от общества; Фаину Иванову писатель испытывает любовью, после которой она остаётся в ожидании ребёнка). Характеры Олексана Кабышева, Алексея Курбатова, Фаины Ивановой изображаются в кризисные моменты: выбора, самопознания, разочарования. Иногда мотив поиска счастья сопряжён с мотивом встречи, он служит завязкой, кульминацией или даже развязкой (финалом) сюжета. Главные герои романов и повести Красильникова встречают своих друзей и недругов на жизненном пути — недругами для Олексана становятся его родители, обосноваться в колхозе ему помогают деревенские жители, Фаина Иванова встречает любимого человека, ставшего его недругом, Алексей Курбатов после неудачной попытки поступить в институт встречает свою любимую — Аню.
В большинстве своём автор концентрирует внимание на отдельных моментах пути — уходе и возвращении. Герои выходят на дорогу, идут в лес (Макар Ка-бышев), или к воде (Олексан Кабышев, Алексей Курбатов), не просто успокоить сердце, там часто решаются жизненно важные проблемы, происходит выбор, нередко герои не могут совершить желаемый путь.
Далее мы остановимся на сквозном мотиве, проявляющемся в творчестве — архетипический мотив блудного сына. Будем придерживаться следующего понимания "архетипического мотива": "Некий микросюжет, содержащий действие, агенса, пациенса и несущий более или менее самостоятельный глубинный смысл. Полный сюжет заключает в себе клубок мотивов"1. Притча о блудном сыне с некоторыми изменениями показана в романе «Старый дом» на примере Олексана Кабышева, а в романе «Начало года» представлено перерождение главного героя (Георгия Световидова) в блудного сына, который обречён на поиски счастья, вечное странствие. Следует отметить, образ блудного сына — Световидова не находит какого-то определённого пространства, он остаётся блуждать по свету и ищет своё счастье, уходя в бесконечность. Соснов, выполняющий функции самаритянина, умирает и обретает определённость (он вечен). В изображении героев — Соснова и Световидова — в романе «Начало года» автор придерживается традиций Л. Леонова в романе «Русский лес».
1 Мелетинский 1994, 50.
Большую роль в развитии сюжетов играет мотив сна2. Сон-бред главного героя рассказа «Чупыргы Вася вота» («Чупыргы Вася видит сон») имеет аллегорический характер, служит не только целям разоблачения, но и выражает идеи «нового коммунистического мира», который приснился ему. «Вещими» показаны сны Фаины и Соснова в «Начало года». Кроме снов, для раскрытия характера героя и поступков писатель использует другие «пограничные состояния» сознания. По словам Зуевой, «Рваные сны» (произведение написано на русском языке) Красильникова — это поток сновидений героя, с заметной быстротой сменяющих друг друга»3; следует выделить и философскую функцию сна. В «Старый дом» сон-мечта условен, логически выстроен и снится героине Зое Кабышевой перед смертью, он является как бы фокусом романа, отобразившим жизнь героини в застывшем времени.
Другим мотивом, циклически отобразившим временной порядок, выступает мотив сеяния (представлен в романах «Начало года», «Старый дом», повести «Остаюсь с тобой» и в некоторых рассказах). В нём скрыта глубокая духовная связь поколений, заложена идея продолжения рода, традиции, гармонии.
Наряду с мотивами чётко выделяются образы деревьев, следует выделить образы черёмухи, берёзы. Традиции классической советской и удмуртской литературы представлены в образе берёзы. Берёзка в творчестве писателя несёт собой опоэтизированный образ Родины и старины («молильная берёза» в романе «Старый дом»). Черёмуха выступает деревом весны и любви, хранителем воспоминаний, переживаний. Образ черёмухи выполняет функцию «места для свиданий за деревней, у реки» (в повести «Остаюсь с тобой»). В черемуховом цвете автор видит возрождение мира. Иначе говоря, черемуха олицетворяет двуединое начало: цветущую и увядающую жизнь, молодость и конец жизни, показывает цикличность времени (ритм жизни). Дерево также выступает системой временных, пространственных и духовных координат, соединяющих прошлое и настоящее, небо и землю, верх и низ, правое и левое, все стороны света. Дубу отводилась значительная роль в мифоэпических представлениях удмуртов, в повести «Остаюсь с тобой» у дуба находилась развилка дорог по пути Алексея Курбатова, здесь он выбрал правую сторону, ведущую в деревню. Дуб в сознании народа символизирует силу, выступает штрихом в портретах Олексана Кабышева и Алексея Курбатова: «тыпы кадь юн мугорыз» (как дуб плотное тело»). Нужно заметить, что дуб выполняет функцию погребенческого дерева — крест на могиле Зои Кабышевой в романе «Старый дом» сделан из дуба. Подобная семантика подтверждает сакральное / священное значение этого дерева.
Лес — живущая по собственным законам стихия, состояние которой связано с душевным состоянием героев, которое не всегда можно выразить словами. Ге -рои идут в лес, когда им неспокойно; своим шумом лес выражает душевное состояние героя. Мотив «вхождения в лес» означает в творчестве писателя возврат к вечности рода, первозданным ценностям, что представлено в романе «Старый дом».
В романе «Начало года» особое внимание уделено расположению могилы главного героя. Знаменателен тот факт, что Соснова похоронили у двух елей и бе-
2 Нечаенко 1991а, 21; 1991б, 26.
3 Зуева 2008, 41.
рёзы. Этим деревьям присуща роль источника звука и тишины, святости, гармонии и совершенства, а также символа малой родины. Сосна наделена повышенной метафоричностью, что ассоциируется с фамилией Соснова как показателя его потенциальных возможностей: прежде всего деловитости, поскольку сосна выступает элементом делового леса, её семантика исключает коннотацию таинственности, траурности, сумрачности. Дереву в творчестве Красильникова характерны магические свойства (можжевельник в романе «Старый дом» Зоя использует от сглаза).
Образ воды (снег, родник, река), или водное пространство занимает в творчестве писателя немалое место. В рамках традиционного мировоззрения «река символизировала, с одной стороны, горизонтальную ось между освоенным окультуренным пространством и Дикой Природой, а с другой — вертикальную ось, связывая воедино мир высших богов, земной мир и мир нижних существ»4. На страницах произведений Красильникова наблюдается тенденция введения наиболее значимых, почитаемых удмуртами, и общеизвестных рек: Кама, Вала, он склоняется к воспеванию образу Камы как символа величия и чистоты, в его фольклорно-мифологическом облике, сохраняет древнезначимый смысл большой и великой реки. Интересен повествовательный ракурс, выбранный писателем в произведениях: описываемые деревни находятся между рекой и горой (река Акашур и гора Глейбамал в романе «Старый дом», река Чурайшур и гора Бектыш в повести «Остаюсь с тобой») — это некое пограничное существование между двумя природными стихиями — землёй и водой. Следует сказать, что «обитатели становятся заложниками своего местожительства, определившего внутренние качества народа»5. В текст романа «Старый дом» органично вписывается ритуальный культ воды, где река выступает границей между земным и потусторонним миром, связывает временной порядок и предвещает будущее: «Йо жутске ке, арез нянё луэ, шуо» («Если лёд поднимается, год хлебным будет, говорят»). Также большое внимание уделяется образу воды в рассказе «Кошкисез мед кошкоз» («Уходящий пусть уходит»). В основном, мотив воды используется со значением «чистый», но встречается описание и с отрицательным оттенком. Мотив воды с точки зрения фольклора означает зарождение нового, смену действий, и в жизни главного героя рассказа Кирилла происходят изменения — его выгоняют из кол -хоза, он лишается работы.
Душевное состояние Фаины в романе «Начало года» соотносится с первым снегом. Героиня смутно осознаёт происходящее, сердце её словно застывает, и впереди её ждут суровые испытания. Кроме своего прямого словарного значения, «снег» несёт в себе оттенок похорон, погребения, увядания. Следует учесть и то обстоятельство, что семантика цвета «белый», соотносимого со «снегом», в мифопоэтической традиции удмуртов, вбирает в себя и смысловые значения «уход», «чужой мир», «смерть» (Соснов умирает после первого снега). Большую роль в сюжете произведений играет символ Удмуртии — родник. Вода / река как место обиталища мёртвых или путь живых, дорога в загробный мир вызывает двойственное отношение: как очищающее и как насылающее болезни6. В пове-
4 Владыкин 1994, 250.
5 Замятин 2004, 242.
6 Владыкин 1994, 250.
сти «Остаюсь с тобой» вода насылает болезнь. Функции обновления, очищения человека, которые как бы выполняет вода, показана на примере заболевания героя весной, Алексей Курбатов промочил ноги и заболел. Закономерен и тот факт, что самым первым средством для снятия болезни (своего рода очищения) стала водка, выполнившая функцию исцеления. Негативная функция воды (алкоголь) заявлена в романе «Старый дом».
Доминирующие образы пространства и мотивы стали сюжетообразующими в творчестве Красильникова. Эмоционально-ценностной интенсивностью обладает порог, сочетающийся с мотивом встречи. Слово «порог» (наряду с реальным значением в жизни) получило метафорическое значение и сочеталось с моментом перелома, кризиса, меняющего жизнь. Пограничные пространства дома определены воротами (капка) и дверьми (ос). Порог и смежные с ним пространства отражают события кризисов, падений, прозрений, решений, определяющих поведение героя. Мать Риммы в романе «Начало года» провожает дочь с плачем у ворот. Ворота символизируют расставание с дочерью; Зоя, почувствовав свою смерть, пыталась выйти из дома, но успела лишь взяться за ручку двери и умерла, в повести «Остаюсь с тобой» Алексей Курбатов боится перешагнуть порог своего дома, боясь осуждения родителей из-за того, что он не поступил в вуз.
Образ окна способствует прозрению Глаши, она начинает думать о смерти её сына из-за того, что она не начала жить по-новому — коллективно (здесь переплетаются мотивы времени, окна и чуда). Окно символизирует отрешённость героев «Старого дома» от людей (окна Кабышевых занавешены). Окно, являясь важным элементом интерьера, выходит в большое пространство, где мир в основе своей несёт позитивное начало. В больнице окно выступает своеобразной перегородкой, пограничным пространством, которое отделяет Глашу от смерти. В романе «Начало года» окно — элемент прозрения и дум героини Фаины Ивановой.
Подведя итоги вышесказанному, следует сказать, что основными сюжетоо-бразующими мотивами в творчестве Красильникова выступили мотивы: «вхождения в лес», сеяния, пути, блудного сына, встречи, испытаний, сна. Доминирующими образами творчества Красильникова стали образы леса, воды, порога, окна, дороги, пути, дома. Таким образом, автор не смог отойти от основных представлений о пространстве и времени бытия героев. Всё это он связал с сюжетом, проблематикой, психологией героев романов и повестей.
БИБЛИОГРАФИЯ
Владыкин В. Е. 1994: Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск.
Замятин Д. Н. 2004: Метагеография: пространство образов и образы пространства.
М.
Зуева А. С. 2008: Нравственно-философские аспекты творчества Г. Д. Красильникова // «А я остаюся с тобою...» Жизнь и творчество Геннадия Красильникова: Статьи, воспоминания, стихи, дневник, письма / З. А. Богомолова (сост.). Ижевск, 29-42.
Мелетинский Е. 1994: О литературных архетипах // Рос. гос. гуманитарный университет. Вып. 4. Чтения по истории и теории культуры. М.
Нечаенко Д. А. 1991: Сон, заветных исполненных знаков: Таинства сновидений в мировых религиях и художественной литературе.
Удмуртская мифология 2003: В. Е. Владыкина (ред). Ижевск, 196.
PRINCIPAL MOTIFS AND IMAGES IN G.D. KRASILNIKOV'S CREATIONS
N. V. Eshmakova
The article considers the following principal plot building motifs and images of Krasilnikov: "into the woods", sowing, roads, the prodigal son, meetings, ordeal, and sleep. Dominant images are presented by wood, water, threshold, window, and road.
Key words: principal motifs and images, space, plot.
© 2010
А. Е. Савельев
ТЕМА КАВКАЗА И КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Кавказ стал для великого русского поэта М. Ю. Лермонтова неистощимым источником вдохновения. Именно здесь он создал все свои наиболее знаменитые произведения. Прежде всего следует отметить ряд крупных поэм — «Измаил-бей», «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунжи», «Хаджи Абрек» и «Беглец». В них поэт, используя этнографический материал, достоверно и красочно отразил обычаи и особенности жизни горцев. Во многих стихотворениях Лермонтов воспевал великолепие кавказской природы. Некоторые стихи и баллады были навеяны ему казачьим фольклором. Ряд стихотворных и прозаических произведений поэта ярко изображает реалии Кавказской войны и нравы военнослужащих Отдельного Кавказского корпуса.
Ключевые слова: М. Ю. Лермонтов, поэзия, Кавказская война.
В творчестве великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова Кавказ занимал одну из главных тем, ему посвящено более чем двадцать стихотворений поэта. Впервые на Кавказ, точнее, на Кавказские минеральные воды, где для него первоначально воплотился весь регион Северного Кавказа, Лермонтов попал в шестилетнем возрасте и с тех пор полюбил этот край. В 11 лет он впервые прочел «Кавказского пленника» А. С. Пушкина и вскоре увлекся остальными пушкинскими «южными» поэмами романтической направленности.
Богатый материал о быте, культуре и духовном богатстве горских народов дали Лермонтову личные наблюдения. Из неполных двадцати семи лет своей жизни на территории Чечни, Осетии, Дагестана, Грузии, Кабарды он провел около двух лет. В первый раз на Кавказ поэт приехал в шестилетнем возрасте, когда побывал здесь со своей бабушкой Е. А. Арсеньевой. Через четыре года он вновь посетил Горячеводск. После детского возраста Лермонтов посетил Кавказ еще