Научная статья на тему 'Концептосфера повести Г. Д. Красильникова «Остаюсь с тобой»'

Концептосфера повести Г. Д. Красильникова «Остаюсь с тобой» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
932
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / КОНЦЕПТОСФЕРА / CONCEPTOSPHERE / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / AXIOLOGICAL / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ / ONTOLOGICAL AND GNOSEOLOGICAL ASPECTS / ИСПОВЕДЬ ГЕРОЯ / THE CONFESSION OF THE HERO / ДИАЛЕКТИКА ДУШИ / SOUL DIALECTICS / ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / PHILOSOPHICAL AND ETHICAL CONCEPT OF MA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богданова Людмила Анатольевна

В статье рассматривается концептосфера повести Г. Д. Красильникова «Остаюсь с тобой». Наиболее значимые для автора понятия: «мечта», «совесть», «семья», «любовь», «родина», «счастье» то, о чем он говорит с читателем, чтобы тот вместе с героем осмысливал насущные вопросы человеческого бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptosphere of G. D. Krasilnikov’s novel “Ostayus s toboj’ (‘Stay with you’)

The article examines conceptosphere of G. D. Krasilnikov’s novel “Ostayus s toboj’ (‘Stay with you’). The most significant concepts for the author: «dream», «conscience», «family», «love», «motherland», «happiness» is what he says to the reader forcing him to comprehend urgent questions of human existence.

Текст научной работы на тему «Концептосфера повести Г. Д. Красильникова «Остаюсь с тобой»»

УДК 821.511.131.09 Л. А. Богданова

КОНЦЕПТОСФЕРА

ПОВЕСТИ Г. Д. КРАСИЛЬНИКОВА

«ОСТАЮСЬ С ТОБОЙ»

В статье рассматривается концептосфера повести Г. Д. Красильникова «Остаюсь с тобой». Наиболее значимые для автора понятия: «мечта», «совесть», «семья», «любовь», «родина», «счастье» - то, о чем он говорит с читателем, чтобы тот вместе с героем осмысливал насущные вопросы человеческого бытия.

Ключевые слова: концепт, концептосфера; аксиологический, онтологический и гносеологический аспекты, исповедь героя, диалектика души, философско-этическая концепция человека.

Понятие концепта, используемое когнитивной лингвистикой, в последнее время активно интересует и литературоведов. Концепт дает возможность увидеть на более высоком уровне, как формируется художественный мир произведения, его концептосфера, что позволяет рассматривать творческий замысел писателя с точки зрения всеобщих законов бытия, в аспекте познаваемости мира, в итоге -с позиций определения общечеловеческих ценностей, нравственных критериев.

Геннадий Дмитриевич Красильников - один из классиков удмуртской литературы. По мнению В. М. Ванюшева, Ф. К. Ермакова, Н. П. Кралиной, З. А. Богомоловой и др. [2, 3, 4], он обогатил удмуртскую прозу произведениями, наполненными пристальным вниманием к личности человека, к его душевному миру. Одно из произведений Г. Д. Красильникова, наиболее тонких психологически и, одновременно, философски, - повесть «Остаюсь с тобой», написанная в кон. 1950-х гг. [1]. Эту исповедь молодого человека, оказавшегося на перепутье и напряженно размышляющего о своем месте в жизни, о том, каким должен быть он сам и как понять, на правильном ли он пути, можно рассматривать в разных аспектах: аксиологическом, онтологическом и гносеологическом. Главный герой, Алеша Курбатов, ошибается, падает, встает, идет дальше, снова падает и вновь поднимается, чтобы продолжать путь, на котором он постепенно обретает себя и смысл своей жизни. Представлен сам процесс противоречиво возникающих и развивающихся в душе юноши чувств, мыслей, настроений и стремлений. Через развернутую систему антитез (мечты и реальность, ложные и истинные

друзья, внешнее влечение и настоящая любовь и т.д.) автор передает «диалектику души» героя, проходящего через потери и обретения и вырабатывающего в итоге систему ценностей. Так, постепенно наполняется концептосфера повести.

Что же происходит с Алешей Курбатовым на протяжении только одного, но, как выясняется, решающего года его жизни? Поначалу это герой, жаждущий занять свое место в обществе. Это место твердо определено им и уже выстрадано: мечта о небе из-за плохого зрения не осуществима. Но «если не суждено сидеть за штурвалом самолета, стрелой прочерчивая звездное небо», то можно делать самолеты, стать инженером. В школе им говорили: стоит только захотеть -и мечта осуществится. Но Алеша не нашел себя в списках зачисленных в институт. Остался вопрос: «Куда теперь?..».

Так, проявляется один из основных концептов художественного пространства повести - «мечта». Автор детально представляет его структуру. Мечта героя вырастает не только из его личных желаний, здесь и не совсем правдивые слова учителей о безграничных возможностях для выпускников (так что герой не готовится к испытаниям). Мы видим, как первые планы Алеши выстраиваются вокруг собственного «я», потому так болезненно отзываются в его душе первые потери: в его мире пока есть только желание и обрушение этого желания создает своеобразный вакуум. Со временем герой поймет, что чем больше он наполнит свой мир другими людьми, тем выше будет его мечта и вероятнее ее исполнение.

В начале повести Алеша только пытается найти свое место в жизни и обижается на судьбу, не оправдавшую его желания, постепенно происходит его возмужание, взросление.

В ходе постоянного анализа поступков окружающих людей и собственных первоначальный вопрос «Куда?» замещается другим: «Кто должен быть рядом?». У таких, как Мишка Симонов и семья Волковых, единственная цель - «набить свой карман» вопреки и здравому смыслу, и нравственным нормам, тогда как Алексей Кириллович Захаров, Генка Киселев, обычные вроде люди, просто каждый день дарят окружающим частичку своего сердца, тепло своих рук.

В размышлениях Алеши о других людях проявляется и его суть: приятие или неприятие того или иного явления характеризует его самого. Мысли Алеши о друге, о председателе колхоза, о дяде Олексане помогают читателю увидеть в нем самое существенное: в этом постоянно сомневающемся юноше есть нравственная основа - тот стержень, который должен в конце концов помочь ему обрести себя.

Алеша Курбатов - натура рефлектирующая, склонная к постоянному самоанализу. Он оценивает свой труд и свое отношение к работе («В работе я забываюсь, незаметно исчезают невеселые думы, точно испаряются, отступают в дальние уголки сознания...» [1. С. 308]), сравнивает свою жизненную позицию с позицией тех людей, кого считает примером для себя («.Образования у дяди Олексана немного. но откуда такая сила в его словах? Где те родники, что питают его безмерную веру в жизнь, веру в хорошее? Он и с одной ногой стоит на этой земле куда прочнее, чем Боталов! А я? Будет ли у меня когда-либо такая надежная опора под ногами? Да, земля тверда, только не всякий стоит на ней так же твердо, непоколебимо, как дядя Олексан...» [1. С. 314]). Раздумья героя о конкретных событиях и людях завершаются философскими выводами. Так, воспоминания

о замечательном человеке, с которым Алеша подружился на курсах и который занял в его сердце заметное место, приводят к убеждению, что везет ему на хороших товарищей по той простой причине, «что на земле хороших людей неизмеримо больше, нежели дурных». Обретает очертания еще один концепт - «совесть». Так же, как и «мечта», он сложен по своему наполнению. Его структуру организует и сопоставление людей (дурных и хороших), и размышления Алеши о том, что важнее: образование без цели или цель, дающая опору под ногами и приводящая к добрым поступкам, к вере в людей и, наконец, к образованию, необходимому и самому человеку, и его близким, и малой родине.

Постоянный самоанализ позволяет герою почувствовать перемены в себе, убедиться в правильности выбранного пути, утвердиться в собственных открытиях: «Не вертелись больше в голове мучительные вопросы: что же дальше? Куда податься? Где мое место?.. Одно для меня было ясно: сегодня я нужен людям, у меня нет права уйти от них, и место я занимаю вполне законное» [1. С. 370]. Герой готов сделать все от него зависящее, чтобы видеть, как результат его работы приносит людям радость. Самые серьезные переживания юноши теперь вызваны не собственными обидами, а степенью причастности его к общему делу.

Но важнейшие особенности психологии героя проявляются не только в самоанализе поступков и мыслей. Перед нами раскрывается его тонкая, ранимая душа. Почувствовать это помогает читателю еще один концепт - «семья». Малейшие перемены в отношениях с близкими заставляют Алешу глубоко переживать. Он видит, как горько отцу наблюдать за ссорой сыновей: «Какой у него несчастный вид: сидит маленький, растерянный, с дергающейся культей. Раньше я как-то не замечал, что отец у нас невысокого роста, с худыми плечами, лицо сплошь в густом узоре морщин, волосы давно схвачены сединой. Как сильно постарел он за последний год! И немалая доля вины за это лежит на мне: от плохого сына седеет отец...» [1. С. 328]. Отцовская боль отдается в сердце Алеши потрясением. Но как радостно ему ощущать любовь родителей, осознавать, что они простили сына, что размолвки с братом остались в прошлом. И пусть никто из родных не говорит об этом вслух, но это витает в воздухе. Так, отец с беспокойством поглядывает на сына, выздоравливающего после серьезной болезни, и «с неприметной лаской» замечает, что вставать пока рановато.

Алешу волнует все, что связывает его с людьми. Ему нестерпимо стыдно перед односельчанами за свой проступок, в котором, пожалуй, больше глупой доверчивости к Мишке Симонову и его «друзьям». Тем не менее чувство стыда жжет героя изнутри. Но приходит время людской благодарности: «.дядя Олексан положил свою большую, жесткую руку на мою, легонько пожал: "Ты не думай, парень, мы тебя по-хорошему помним. Ждали. Ну, будь здоров!" От его слов у меня в груди шевельнулось что-то горячее, защипало в глазах, я отвернулся лицом к стене - не должны видеть, как плачет от радости человек» [1. С. 366]. Семья героя расширяется: от родных - к друзьям - к односельчанам - к малой родине.

Огромное место в жизни Алеши занимает любовь. Но какой она должна быть? На этот вопрос тоже необходимо найти ответ. Первый поцелуй приводит героя в трепет, но после недолгой разлуки образ любимой размывается временем, словно водой. Может, это не любовь? Но вот исподволь, день за днем зреет где-то

в глубине сердца чувство - теплое, такое нежное, что тронь - и как огонек на ветру, погаснет. Нет в тексте объемных эпизодов, в которых бы описывались встречи героев, автор не дает возможности читателю в полной мере представить себе Анну Балашову - Аннушку. Да и лишнее это. Достаточно нескольких деталей, чтобы понять глубину рождающегося чувства. На вечере, в клубе, Алеша как-то вдруг замечает, что глаза у Анны голубые - под цвет платья. Чуть позже подаренным ею синим платочком перевязывает себе рану на руке. После разлуки и ряда недоразумений Алеша случайно встречается с ней, видит совсем близко ее лицо, замечает, как быстро-быстро бьется тоненькая жилка над ее правой бровью, и понимает, что лицо это - родное и знакомо ему до малейшей черточки. Герои так и не сказали друг другу таких, казалось бы, обязательных слов. Но разве они так необходимы, когда «все было ясно без слов», замечает автор. Так обретает контуры новый концепт - «любовь». В понимании Алеши (а через него - автора), любовь проявляется не в красивых словах, а в ощущении того, что кто-то стал для тебя родным человеком. Два концепта сливаются: «семья» и «любовь».

В повести Г. Красильникова существенна роль деталей, обладающих двойным, а то и тройным смыслом. От объективно-познавательного, через субъективно-эмоциональное автор развивает содержание детали в философское, символическое. В большинстве эпизодов повести закладывается такая многоуровневая информация. Так, внимание Алеши к цвету глаз возлюбленной говорит о его внимании к девушке (объективно - начало нового этапа в жизни героя: взросления, рождения новых чувств.), и одновременно в этом есть пока не осознаваемое им приятие главного душевного качества возлюбленной -ее человеческой чистоты (объективно-предметное содержание образа восполняется эмоционально-субъективным, что характерно для лирики). Так, не утрачивая функции повествовательно-изобразительной, детали описания у Красильникова обретают и другую - эмоционально-экспрессивную.

В повести «Остаюсь с тобой» Г. Красильников создает свою философско-этическую концепцию человека. В основе сюжета - поступки Алеши Курбатова, его отношения с другими людьми, и - вместе с тем - читателю открывается не менее насыщенная, а может быть, и более наполненная внутренняя жизнь героя, состояние которого предстает и во внешних его проявлениях, и в ходе самоанализа.

Углублению картины внутреннего состояния героя способствуют зарисовки природы, прорастающие из описания места действия в «пейзаж души». Так, особое, символическое значение обретает в повести речка Чурайка. Этим образом и открывается повесть. Постепенно образ маленькой речушки расширяется до концепта «родная земля», «малаяродина», «родина».

Уезжая из дома, герои прощаются прежде всего с Чурайкой. В жаркие дни страды она дает Алеше прохладу и отдых, наполняет силою уставшее тело. И если сама она начинается с родничка, то для героев повести река - это основа их жизни и начало всех начал. Так, в центре лирического монолога Алеши о родине журчит беспокойная Чурайка:

«.Тишина над селом. Все замерло в каком-то выжидательном молчании. Но если придержать дыхание и прислушаться, то можно уловить далекие звуки ночи: где-то во ржи тюкает перепел, с другого конца поля ему отвечает под-

ружка; журчит, играет с мелкой галькой наша беспокойная речушка Чурайка... Временами чудится тихий глубокий вздох. Может, это дышит сама Земля? И вздох этот доносит до села волнующий, пьянящий запах спелой ржи. Эх, если б можно было взять в охапку всю эту красоту. Но куда я понесу ее? Нет, пусть все остается на своем месте - ведь и сам я остаюсь здесь, среди этой красоты, она всегда будет со мной.» [1. С. 391].

Формой обнаружения внутреннего содержания героев выступают также детали портрета. Автора интересуют такие детали внешнего облика персонажа, которые вскрывают устойчивые качества его характера. Так, цвет небесной чистоты сопровождает Аннушку на протяжении всего сюжета (голубые глаза, голубое платье, синий платочек). Несколько раз предметом размышлений Алеши становится деревянная нога дяди Олексана: герой видит его неуклюже шагающим по улице и радуется началу зимы, потому что теперь дядя Олексан не будет оступаться своей деревяшкой в холодную, вязкую грязь, и наконец замечает: «Он и с одной ногой стоит на этой земле куда прочнее, чем другие.» [1. С. 314].

Алеша Курбатов наиболее полно раскрывает себя в ретроспективном самоанализе. От детских воспоминаний (о разговоре с отцом об истоках Чурайки, о мечте стать героем-летчиком, о детских шалостях в огороде старика Парамона) автор приводит героя к размышлениям, в которых Алеша сравнивает себя-прошло-го и себя-настоящего: если раньше он радовался началу зимы, потому что можно было покататься на лыжах, то сейчас его больше заботит нога дяди Олексана; если, будучи ребенком, он боялся старого Парамона (было за что), то сегодняшний Алексей открывает для себя мудрость и доброту этого сурового человека.

Читатель видит героя в эволюции, в процессе самоанализа, а значит - самопознания, что позволяет Алеше найти тот верный путь в жизни, который и приведет его к счастью. Концепт «счастье» завершает концептосферу повести, объединяет собой все отмеченные нами концепты: «мечта», «совесть», «семья», «любовь», «родина». Это, по мнению автора, и должно стать содержанием жизни каждого человека. Значит, об этом и нужно говорить с читателем, давая ему возможность вместе с героем ответить на насущные вопросы человеческого бытия.

Обостренное внимание к психологическому раскрытию глубинных ресурсов человека позволяет писателю поставить вопрос о нравственной ответственности человека за свои поступки, за свою судьбу и судьбы близких людей. Алеша Курбатов, проходя через жизненные испытания, анализируя и честно оценивая себя, свои действия, в итоге предстает перед читателями сложившимся Человеком. И если мысленно мы продолжим его жизнь, то увидим, что в его характере образовался тот нравственный стержень, который не даст человеку сломаться в любых, даже самых серьезных, испытаниях.

Жанровая природа повести Г. Красильникова, построенной как исповедь героя, помогает читателю войти в художественное пространство произведения, соотнести свою жизнь с судьбой персонажа. Самоанализ героя, исследование человеческой природы вообще и взаимоотношений людей в частности, детализированный портрет, в раскрытии которого важную роль играют виды пейзажа -все подчинено единой цели: создать образ молодого современника, взрослеющего в жизненных испытаниях, строящего свою жизнь по законам совести

и нравственности, что необходимо писателю для выражения собственной фило-софско-эстетической концепции человека - деятеля и мыслителя.

Со времени написания повести прошло более полувека. В 2013 году Геннадию Красильникову исполнилось бы 85 лет. Мир вокруг изменился. Новые времена диктуют нам новые законы жизни. Концептосфера нашего времени организуется другими явлениями. Однако есть вечные законы бытия и основы человеческой жизни: мечта, совесть, семья, любовь, родина. Если этим будет наполнена наша жизнь, возможно, мы сможем понять, что такое счастье. Об этом и писал в своих произведениях Геннадий Красильников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Красильников Г. Д. Остаюсь с тобой. Повесть и рассказы. Ижевск: Удм. книж. изд-во, 1961. 416 с.

2. Богомолова З. А. О творчестве Г. Красильникова. Критико-биографический очерк. Ижевск: Удм. книж. изд-во, 1962. 80 с.

3. Г. Д. Красильников и тенденции развития прозаических жанров в национальных литературах Урало-Поволжья. Сб. статей / Сост. В. М. Ванюшев, Г. А. Глухова. Ижевск: УдГУ, 2005. 164 с.

4. Г. Д. Красильников - писатель и человек. Статьи. Воспоминания. Ижевск: Удмуртия, 1982. 231 с.

Поступила в редакцию 17.09.2013

L. A. Bogdanova

Conceptosphere of G. D. Krasilnikov's novel "Ostayus s toboj' ('Stay with you')

The article examines conceptosphere of G. D. Krasilnikov's novel "Ostayus s toboj' ('Stay with you'). The most significant concepts for the author: «dream», «conscience», «family», «love», «motherland», «happiness» is what he says to the reader forcing him to comprehend urgent questions of human existence.

Keywords: concept, conceptosphere, axiological, ontological and gnoseological aspects, the confession of the hero, soul dialectics, philosophical and ethical concept of man.

Богданова Людмила Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

имени В. Г. Короленко» 427621, Россия, г. Глазов, Первомайская, 25 E-mail: bogdanovaluda@gmail.com

Bogdanova Ljudmila Anatoljevna,

Candidate of Sciences (Philology), associate professor, Glazov State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko 427621, Russia, Glazov, Pervomajskaya st., 25 E-mail: bogdanovaluda@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.