Научная статья на тему 'Лиризм национальной прозы (мухаммет Магдеев и Геннадий Красильников)'

Лиризм национальной прозы (мухаммет Магдеев и Геннадий Красильников) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСАТЕЛЬСКИЙ ТАЛАНТ / ПОЭТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЛИРИЗМ / СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ФРАЗЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хузина Маулида Кабировна

Рассматриваются произведения татарского прозаика Мухаммета Магдеева и удмуртского писателя Геннадия Красильникова с точки зрения поэтичности, музыкальности их творчества. Сопоставляя прозу писателей разных национальностей, автор находит общее в изображении человеческого характера, окружающей природы, деревенского быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lyricism of national prose (M. Magdeev and G. Krasilnikov)

The works by Tatar prosaist Mouhammet Magdeev and Udmurt writer Hennadiy Krasilnikov are analyzed from the point of view of poetics and melodiousness of their creative work. Comparing the prose of the writers of different nationalities, the author finds out the common traits in the desription of human characters, environment and coutryside life.

Текст научной работы на тему «Лиризм национальной прозы (мухаммет Магдеев и Геннадий Красильников)»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 2007. №5 (2)

УДК 821.512.145-(045)

М.К Хузина

ЛИРИЗМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОЗЫ

(МУХАММЕТ МАГДЕЕВ И ГЕННА ДИЙ КРАСИЛЬНИКОВ)

Рассматриваются произведения татарского прозаика Мухаммета Магдеева и удмуртского писателя Г еннадия Красильникова с точки зрения поэтичности, музыкальности их творчества. Сопоставляя прозу писателей разных национальностей, автор находит общее в изображении человеческого характера, окружающей природы, деревенского быта.

Ключевые слова: писательский талант, поэтические картины, эмоциональность, лиризм, стихотворения в прозе, музыкальность фразы.

Нет дороже земли,

Чем родная земля.

Как мне милы они,

Лес, покосы, поля.

Ашальчи Оки

Литература и жизнь. Они идут рядом, они живут друг в друге. Чем сложнее, тяжелее жизнь, тем нужнее и значительнее литература. Писатель находится между этими силами и соединяет их вместе, посвящая этому всю жизнь, отдавая весь свой талант, свое умение. Потому художественные произведения, как и волшебные сказки, глубоко проникают в душу читателя. В повестях и романах читатель открывает тайные колодцы человеческих душ, встречается с такими судьбами, которые, как сказочные колобки, катятся по дорогам жизни, воодушевляя, вдохновляя читателя.

Характеры людей, похожие на сказочные, полные тайн, могут формироваться только вблизи прекрасной природы, впитывая богатство народной речи. Национальная литература, в частности, «деревенская проза»,

способствует формированию чистых, открытых и глубоких человеческих душ, иногда полных драматизма или светлого юмора.

Выросшие в деревне и позже с изменением социального статуса не потерявшие внутренние связи с народной жизнью, влюбленные в свою деревенскую молодость, национальные, истинно народные писатели Г. Д. Красильников и М.С. Магдеев в своих произведениях исследуют обыкновенную жизнь сельчан, сосредоточивая свое внимание на личности современника-труженика. Их книги воспринимаются читателями как поэмы о судьбах деревенских людей во время и после войны, ищущих или уже нашедших свое предназначение в служении селу, народу, колхозу. Теплый лиризм и песен-ность их произведений, умение видеть внутреннюю связь между личностью и природой, между человеком и ржаным полем, неустанным тружеником и вечно журчащим родником - удивляет и пленяет читателя.

По словам Г.Д. Красильникова, художественное произведение «состоит из тысяч едва заметных кристалликов. И каждый кристаллик - это черточка человеческого характера» [1. С.28]. Эти кристаллики так сверкают яркими красками в произведениях писателей Г. Красильникова и М. Магдеева, что душевное состояние героев их произведений, их взаимоотношения с окружающими, их раздумья о себе и своем месте в жизни предстают перед читателями ярко, живо и в то же время глубоко и естественно. Этому способствует и стиль произведений удмуртского и татарского писателей, он у них особенный - песенный, лиричный.

Оба писателя знали много народных песен. М. Магдеев любил петь, его голос, близкий к басу, баритон, негромко лился, передавая глубокие чувства, внутренние тайны каждой песни. Его исполнительское мастерство восхищало всех, кто знал его. Он был певцом, но не сценическим.

У Геннадия Красильникова задушевно пела мама: «Грусть ли у нее на сердце, радость ли пришла к нам в дом, работала ли она в поле или дома -постоянно про себя напевала. Ее песни запали нам глубоко в душу. Видно, поэтому и агай был неравнодушен к песне», - писала в своих воспоминаниях его сестра М.Д. Ишматова [1. С.20]. Его друзья - Г.М. Корепанов-Камский и В.В. Шкаев и редактор его повести «Остаюсь с тобой» З.А. Богомолова отмечают, что Геннадий Дмитриевич смолоду любил музыку, хорошую песню, знал много народных удмуртских, русских, украинских песен. Со студентами вместе распевал удмуртскую народную песню «Расставание», ему очень нравилась русская народная песня «Ой, мороз, мороз ...». «... Через песни мы узнавали и себя, и друг друга. в песне с наибольшей глубиной, полнотой выражалась наша душа.», - вспоминал В. В. Шкаев о студенческих годах в Литературном институте [1. С.31]. Г.Д. Красильников включает песни и в контекст своих произведений, так как они помогают глубже раскрыть психологию героя.

Понимающие истинную душу народа, сами поющие татарский и удмуртский прозаики, создают своеобразные оды в прозе о деревне, поют дифирамбы великому духу деревенских тружеников, которые стойко перенесли трагические перемены в жизни.

Мухаммет Магдеев в повестях «Прощание», «Человек уходит - песни остаются» использовал лирические строки народных и профессиональных песен, и каждая строка является символом изображаемого действия или персонажа. Душа его героев переполнена музыкой жизни. Отсюда и грустный, и светлый лиризм его повестей.

Повесть «Человек уходит - песни остаются» первоначально была названа «Дневниковые записи моей деревни». Встретившись с марийским поэтом Валентином Колумбом, автором книги «Воды бегут - берега остаются», М. Магдеев поинтересовался, откуда такое название у его книги. Оказывается, есть такая марийская рекрутская песня:

Лиризм национальной прозы. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

___________213.

2007. №5 (2)

Воды бегут - берега остаются, Листья опадают - деревья остаются. Птицы улетают - гнезда остаются, Люди уходят - песни остаются.

Магдееву понравились слова последней строки и по тематическому содержанию подходили его повести, и он назвал её «Человек уходит - песни остаются».

Удмуртский этнограф и поэт В.Е. Владыкин назвал удмуртов одним из поющих народов мира. И татарский народ всю жизнь проводит с песней, поет в радости и в горести, за работой и в часы отдыха.

В повести М. Магдеева «Человек уходит - песни остаются» чередуются частушки, татарские народные песни, песни татарских, русских и зарубежных композиторов. Каждый персонаж поет. Вот деревенский мулла, мурлыча под нос, собирается к намазу; вор Загри играет на гармошке и выводит хриплым голосом строки тюремной песни; песня провожает жителей деревни Кара Чыршы на войну, песня встречает бойцов после победы. Песня - это раздумья, грусть, вера и радость. Она помогает глубже раскрыть внутренний мир героев. Каждому характеру соответствует своя песня. Молодые сельские парни тихо поют по вечерам о любви, о будущем; участники ноябрьской демонстрации звонко и задорно поют о новой жизни, о радости и о больших преобразованиях.

И Геннадий Красильников, и Мухаммет Магдеев, знавшие много песен, используют их как эпиграфы к своим произведениям и как художественный прием для изображения духовного богатства лирического героя. П.К. Поздеев в статье «Песня в повестях Г.Красильникова» писал, что песня, с одной стороны, позволяет Красильникову психологически точно и убедительно раскрыть состояние души героя, с другой - помогает устанавливать связь между молодостью и старостью, между современностью и исторической памятью родного народа.

Герой повести Г.Красильникова «Остаюсь с тобой» после тяжелого рабочего дня идет домой. Он устал, но в душе хорошо: он сам поставил два скирда. Вспоминается Алеше детство, любимое вкусное лакомство - хлеб с маслом. В памяти возникает ласковый голос матери, напевающей колыбельную:

Спи, мой милый сыночек, Золотой мой комочек,

Скоро вырастешь, сынок.

С топором пойдёшь в лесок,

А в лесу, мой золотой, Свалишь старую сосну.

Я тебе, сыночек мой, Хлеба с маслом поднесу .

[2. С. 282]

Угостит ли мать сегодня? Наверное нет, потому что хлеб с маслом - это для ребятишек. А он уже - работник, мужчина. Юноша вступает на самостоятельный трудовой путь, и автор показывает его душевное состояние через детские воспоминания.

В повести Магдеева «Человек уходит - песни остаются» описывается свадьба. Звучит песня о молодости, о любви:

Ах, красавицу и я Обнимал бы горячо.

Дайте молодость, друзья,

Полюблю, да как еще!

[3. С.316].

Маму жениха Васфикамал и его деда эта песня уводит в их молодые годы. Они стоят на крыльце и смотрят на шоссе. Давно ли на телеге по этой большой дороге привозили Васфикамал, молодую невесту, в дом. На лошадях провожали родных на войну. А сейчас во дворе стоят машины, мотоциклы, и на этом тракте теперь не найдешь и следа от копыт. Много джигитов с песней уходило по этой дороге, но немногие вернулись. Остались только их песни. У старших в душе - гордость за молодых и печаль, что нет в живых отца жениха, Хакимуллы и бабушки. А жизнь продолжается, молодежь на свадьбе все поет и поет.

Отметим ещё одно художественное достоинство произведений М. Магдеева и Г. Красильникова - это поэтические картины деревенской жизни, народных нравов, окружающей героев природы. Их немного, но каждая из них согрета авторской интонацией - лиричной, задушевной. В повести «Остаюсь с тобой» Алеша Курбатов после шумного ужина (на ужине народу было много - ставили дом брату Сергею) из душной комнаты вышел во двор. Какая была ночь! Автор сравнивает тополь, растущий на огороде, с «большой сказочной рыбой, она чуть трепещет своей серебряной чешуей - листьями», камень у дороги - с белым мрамором, а плетень - с ажурной резной решеткой. «Тишина над селом, все замерло в каком-то выжидательном молчании. Но если придержать дыхание и прислушаться, то можно уловить далекие звуки ночи: где-то во ржи тюкает перепел, с другого конца поля ему отвечает подружка, журчит, играет с мелкой галькой наша беспокойная речушка Чу-райка.» [2. С. 316]. Алеша задыхается от избытка чувств, хочет обнять всю эту красоту. Вместе с ним восторгается и читатель, вспоминая стихотворения в прозе И.С. Тургенева, описание степи у А.П. Чехова.

А.П. Чехова Геннадий Красильников считал своим учителем. Особенность прозы великого русского писателя - музыкальность, ритмичное построение фразы: «А то бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем - это

Лиризм национальной прозы.

215

сова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в их крике много грусти и жалобы . Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен» [6. С. 109].

«Удмуртский писатель многому учился у мастера малых жанров А. Чехова: учился умению показать человека с его чувствами и переживаниями в обыденной жизни. пользоваться различными интонациями, эмоциональной окраской слова»,- писал о Красильникове Ф.К. Ермаков [1. С.196].

Умение высокохудожественно передать увиденное - одна из сторон писательского таланта. Со страниц книг Г. Красильникова и М. Магдеева встают подлинно живые картины жизни. Один из эпизодов Геннадия Дмитриевича - это описание работы комбайна: «Вам приходилось подниматься на мостик комбайна? Если нет, то попроситесь у комбайнера и обязательно побудьте хотя бы полчаса на мостике - не пожалеете!... Над головой -брезентовый тент от солнца; с правой стороны - штурвал, он здорово смахивает на штурвал корабля. А слева - опрокинутый конус бункера, в него бесконечной струёй льётся и льётся прохладный ручей зерна... Плавно движется комбайн вдоль кромки прокоса, гудят моторы; с высоты мостика видны, как ходят, перекатываются по хлебам зыбкие волны, и чудится порой, что плывёшь по солнечному морю. Отсюда окружающий тебя мир кажется намного шире, и видно далеко, далеко окрест. И если вы хоть раз обьедете на комбайне солнечное море хлебов - радостное воспоминание останется в вашей душе на всю жизнь» [2. С. 392].

Авторская любовь, добрая улыбка, воспоминание придают особый эмоциональный характер повествованию, пронизывают теплым лиризмом произведения М. Магдеева. В повести «Прощание» автор вспоминает, как в татарской деревне пекли хлеб. Это было не просто привычное дело, а большое событие. Автор так тепло и ярко описывает работу сельской женщины, что мы представляем, как вместе с нею сеем муку, ставим квашню, чувствуем запах подходящего теста, слышим, как оно «разговаривает» с хозяйкой. Писатель трепетно рассказывает, как женщина бережно берет созревшее тесто, придает ему форму и на специальной деревянной лопате отправляет в печь, подготовленную особенно тщательно для этого случая. И весь дом наполняется вкусным запахом хлеба.

Магдеев признавался, что много песен создано о любви, родниках, горах, лесах, о героях, о Родине. «Но есть песня вечная, которая живет в душе каждого труженика села, - писал он. - И слова, и мелодия этой песни в полях. Льется она над созревающими колосьями, мерцает прозрачным маревом над полями. Это не только песня, а баллада о хлебе» [4. С. 123].

Глубокий лиризм - писательский стиль Магдеева. Некоторые абзацы, даже целые главы его повестей напоминают стихотворения в прозе, строки лирических песен. И каждое его произведение читается как одна длинная песня, радостная, грустная, сильная, зовущая к вечной жизни. Так воспринимаются главы о хлебе, о сенокосе, о песне, о родном крае: «В небе, словно

человеческие души, прощально машут гусиные крылья. Улетают гуси, улетают, чтобы весной возвратиться. И ты, человек, не так ли: растешь возле родителей, растешь в отчем доме, набираешься сил, а потом уходишь по дороге куда-то, уходишь, чтобы строить свое гнездо, улетаешь в неведомый край. Но вот проходит время, и однажды весной ты услышишь упавшие с неба звуки:

- Ки-гай! Ки-гай! Ки-гай!

И сердце твое обнимет тоска, ты глубоко вздохнешь и подумаешь с грустью и нежностью о родном ауле, о родном доме. Да разве не о том же самом кричат и гуси тебе, улетая:

- Родной край! Родной край! Родной край!» [5. С. 204].

М. Магдеев и Г. Красильников остались верны своим истокам, памяти своего детства, простой и сложной жизни деревни, глубинным ее противоречиям и преобразованиям, мудрым труженикам. Это помогло им стать истинно национальными художниками слова в родной литературе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

і. Красильников Г. Д. Писатель и человек: Статьи. Воспоминания. Ижевск: Удмур-

тия, 1982.

2. Красильников Г. Д. Избранное / Авториз. пер. с удм. С.Никитина. М.: Сов. Рос-

сия, 1977.

3. Магдеев М.С. Летят гуси: Роман. Повесть. Пер. с татар. Ю. Галкина. М.: Совре-

менник, 1979.

4. Магдеев М.С. Избр. Произведения: В 3 т. Казань, 1996. Т. 3.

5. Магдеев М.С. Песни остаются. Роман. Повести / Пер. с татар. Ю. Галкина. М.:

Современник, 1988.

6. Чехов А.П. Избранные сочинения / Редкол. Г.Беленький и др. М.: Худож. лит.

1988.

Поступила в редакцию 23.03.07

M.K. Khouzina

Lyricism of national prose (M. Magdeev and G. Krasilnikov)

The works by Tatar prosaist Mouhammet Magdeev and Udmurt writer Hennadiy Krasilnikov are analyzed from the point of view of poetics and melodiousness of their creative work. Comparing the prose of the writers of different nationalities, the author finds out the common traits in the desription of human characters, environment and coutryside life.

Хузина Маулида Кабировна,

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.