DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_348 УДК 343.341
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОРУЖИЯ THE MAIN MODELS OF LEGAL REGULATION OF ARMS TRAFFICKING
РОБАК Владимир Анатольевич,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации. 295043, г. Симферополь ул. Трубаченко, 7. E-mail: robak_va@mail.ru;
Robak Vladimir Anatolievich,
head of the department for the criminal and legal disciplines at Crimean Law Institute (branch),
Academy Prosecutor General's Office of the Russian Federation
candidate of juridical science, associate professor.
295043 Simferopol, Trybachenko str., 7.
E-mail: robak_va@mail.ru
Краткая аннотация: в работе анализируются модели законодательного регулирования оборота оружия: англо-американская (американская и британская), западноевропейская, южно-европейская, североевропейская, восточноазиатская, социалистическая. Исследуются изменения законодательства относительно оборота указанных предметов, в странах, которые являются представителями указанных моделей. Акцентируется внимание на позитивных и негативных последствиях либерализации и ужесточения требований в указанной сфере. Отмечается, что наиболее целесообразной является социалистическая модель, наиболее значимым представителем которой является Китайская народная республика.
Abstract: the article analyzes the models of legislative regulation of arms trafficking: Anglo-American (American and British), Western European, Southern European, Northern European, East Asian, socialist. The changes in legislation regarding the turnover of these items in countries that are representatives of these models are being investigated. Attention is focused on the positive and negative consequences of liberalization and stricter requirements in this area. It is noted that the most appropriate is the capitalist model, the most significant representative of which is the People's Republic of China.
Ключевые слова: оружие, оборот оружия, незаконный оборот оружия, модели регулирования оборота оружия, общественная безопасность.
Keywords: weapons, arms trafficking, illegal arms trafficking, models of regulation of arms trafficking, public security.
Для цитирования: Робак В.А. Основные модели правового регулирования оборота оружия // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 348-351. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_348.
For citation: Robak V.A. The main models of legal regulation of arms trafficking // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 348-351. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_348.
Статья поступила в редакцию: 13.08.2023
В качестве основных моделей законодательного оборота оружия выделяют англо-американскую (американская и британская), западноевропейскую, южно-европейскую, североевропейскую, восточноазиатскую, социалистическую.
Для американской модели характерно положение «вооруженной нации». Это обуславливается тем, что в Основном законе данной страны прямо указано право граждан на приобретение и ношение оружия.
В США оборот оружия получил нормативную регламентацию 15 декабря 1791 г., когда была принята Вторая поправка к Конституции США. Согласно ей: «хорошо организованное ополчение, необходимое для обеспечения безопасности свободного государства, не должно нарушать права народа на хранение и ношение оружия». Основными федеральными актами, которые регулируют данные отношения являются закон об огнестрельном оружии 1934 г., Закон о контроле над огнестрельным оружием 1968 г., а также акт 1993 г. «О предупреждении насилия с использованием огнестрельного оружия» в качестве поправки к закону о контроле над огнестрельным оружием 1968 [1, с. 157-158]. Данный акт, был принят, в частности, по рекомендациям федерального бюро расследований, по данным которого с 1973 года по 1990 год, количество огнестрельного оружия возросло на 73 % (до 222 млн. единиц), а пистолетами и револьверами на 110 % (до 78 млн. единиц). В 1996 г. был принят закон «Запрет Сенатора Лаутенберга», в соответствии с которым устанавливался запрет на право приобретения огнестрельного оружия лицам, которые признавались виновными в совершении насильственных преступлений, не зависимо от тяжести. Одним из оснований принятия данного нормативного правового акта явилась устойчивая тенденция увеличения насильственных преступлений, совершаемых с применением оружия.
Право приобретения и хранения оружия предоставляется гражданам, в большинстве штатов, достигшим 16-летнего возраста (охотничье оружие), 18-21-летнего возраста (огнестрельное, в том числе и короткоствольное). Однако, в 18 штатах законодательно не урегулирован возраст, с которого предоставляется такое право. В 13 штатах разрешение предоставляется гражданам достигшим 13-16-летнего возраста.
Различия в правовой регламентации указанных предметов в отдельных штатах, при единой общности социальных, культурных и экономических предпосылках в целом по стране, позволяет, на примере данной страны, констатировать целесообразность или нецелесообразность либерализации оборота оружия.
В середине 90-х годов прошлого века и до середины 2000-х годов данной стране можно наблюдать корреляционную зависимость между распространением оружия среди населения и уровнем преступности, которая выражалась в положительной динамике. Однако, необходимо отметить, что данная динамика кардинальным образом изменилась в последнее десятилетие.
По нашему мнению, можно сделать вывод, что данная модель регулирования имеет крайне отрицательное влияние на предупрежде-
ние развития криминального рынка оружия и меры борьбы с ним и является наиболее бездейственной в настоящее время.
Британская модель характеризуется определенной национальной культурой, традиция, геополитическим положением и определенными особенностями национальной ментальности данной нации.
В Великобритании, с 60-х годов и до конца 90-х годов ХХ века было разрешено приобретение и хранение огнестрельного оружия, а в конце 90-х - начале 2000, наблюдается ужесточение требований относительно оборота данных предметов. В частности, изменение политики в данной сфере, обуславливалось либерализацией оборота данных предметов, в начале 90-х годов прошлого века, что привело, в первые пять лет, к увеличение количества тяжких и особо тяжких насильственных преступлений, в частности, квалифицированных убийств (количество вооруженных убийств возросло на 73 %. В 1997 г. был принят Законодательный акт «Об огнестрельном оружии» 1997 года, в соответствии с которым был запрещен оборот крупнокалиберных охотничьих ружей, пистолетов и револьверов, а на приобретение спортивных пистолетов распространил разрешительный (лицензионный) порядок [2, с. 142].
Необходимо отметить, что данной модели свойственно, практически в равной мере, и либерализация и ужесточение оборота огнестрельного оружия. Процедура получения, для граждан, является довольно прозрачной и простой, однако, со стороны государства имеет место жесткий контроль относительно видов оружия, которые могут приобретаться, как гражданами, так и организациями и количества единиц. Также, необходимо отметить, что является довольно либеральным порядок запрета (лишения лицензии) на хранение таких предметов, который имеет место лишь при совершении умышленного тяжкого преступления с их использованием.
Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что несмотря на либерализацию законодательства в сфере оборота оружия, данный факт не влияет положительно на нелегальный оборот и на уровень вооруженной преступности.
Наиболее значимым представителем западноевропейской модели является Германия. В начале прошлого века (20-е годы) в данной стране был введен полный запрет на оборот оружия. Сначала 30-х годов, в законодательстве было предусмотрено положения о возможности легализации оружия, имеющегося у населения с военного времени. После Второй мировой войны, после тотального запрета на оборот оружия, имело место постепенное снижение требований, которое выражалось в увеличении количества единиц оружия и его видов разрешенного к приобретению гражданами. В 1972 г., был принят закон «Об оружии», основной целью которого являлось ужесточение требований к обороту данных предметов. С данного периода имеет место ограничение по целям приобретения и по количеству единиц. Данные обстоятельства обусловили, увеличение криминального рынка оружия в данной стране, что является, по нашему мнению, естественным фактом, поскольку ряд деяния, в этой сфере, были криминализированы.
В соответствии с законом от 27.10.2003 «Об оружии» указываются следующие цели приобретения оружия: занятие охотой; занятие спортом; занятие охранной деятельностью; коллекционирование (разд. 1, § 3) [3]. Необходимо отметить, что длинноствольное оружие (в том числе охотничье), по законодательству данной страны не относится к огнестрельному оружию.
В настоящее время в Германии преступления в сфере незаконного оборота оружия, являются одними из наиболее распространенных, наряду с иными противоправными деяниями. Совершение преступлений с использованием оружия имеет ежегодную негативную тенденцию, в среднем имеет место увеличение на 5-19% ежегодно, за последние 5 лет.
По нашему мнению, данная модель имеет отдельные положительные моменты, поскольку ужесточение оборота указанных предметов, имеет целью демилитаризацию населения, что позволяет укрепить не только общественную безопасность населения, но и безопасность всего государства. Однако, мы считаем, что данная система не является совершенной, поскольку с постепенным ужесточением правил регламентации оборота оружия, одновременно предусматривает и расширение круга предметов, которые разрешаются к ограниченному обороту.
Наиболее значимым представителем южно-европейской модели является Швейцария. Законодательство Швейцарии, в анализируемой сфере, является самым либеральным в Европе. Так, в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1997 «Об оружии, аксессуарах и боеприпасах (Закон об оружии)» право приобретения и хранения оружия предоставляется гражданам, достигшим 18-летнего возраста (ст. 8), также разрешено приобретение оружия для занятия спортом лицу, достигшему 16-летнего возраста, с разрешения законного представителя (ст. 11) [4].
Необходимо отметить, что в соответствии с законодательством данной страны, граждане, в частности лица мужского пола, не только имеют право, но и обязаны приобретать огнестрельное оружие. Данное обстоятельство связано с отдельными национальными традициями, определенным менталитетом, которые обуславливаются жесткими требованиями относительно необходимости защиты страны, в случае военной агрессии.
Данная страна имеет наименьший уровень преступности, в том числе и в сфере незаконного оборота оружия, в указанном регионе, что, по нашему мнению, опять же таки связано с указанными традициями и менталитетом.
Также представителем указанной модели является Испания. Законодательством Испании, а именно Положением «Об оружии», утвержденным королевским указом от 29.01.1993 № 137/1993 право приобретения и хранения оружия предоставляется гражданам, достигшим 18-летнего возраста. В спортивных целях или для занятия охотой оружие может использовать лицо, достигшее 16-летнего возраста, в присутствии совершеннолетнего, которое имеет соответствующую лицензию. Целями приобретения оружия являются: прохождение учебных испытаний, определенных Министерством внутренних дел; занятие охотой; занятие спортом (ст. 102) [5].
Необходимо отметить, что в данной стране, с середины прошлого века, законодательство в данной сфере существенно не изменялось, что, по нашему мнению, также обусловлено определенными национальными традициями, к числу которых относится и необходимость наличия огнестрельного оружия у граждан, в частности лиц мужского пола. Также в данной стране имеет место крайне низкий уровень преступ-
лений, связанных с незаконным оборот оружия, что обуславливается наличием определенных национальных традиций.
На основании того, что мы поддерживаем позицию о необходимости ужесточения контроля относительно оборота оружия на территории нашей страны, применение либерализма в данной сфере, особенно относительно оборота короткоствольного огнестрельного оружия, считаем нецелесообразным.
Представителем североевропейской модели является Швеция. До середины 90-х годов прошлого века, в данной стране, оборот указанных предметов осуществлялся на основе нескольких нормативных правовых актов. Право на приобретение и хранение оружия характеризовалось довольно простой процедурой (подача заявления в уполномочены орган) и практически не были урегулированы вопросы лишения лицензии. Согласно Закону Швеции от 8.02.1996 «Об оружии» право приобретения и хранения оружия предоставляется гражданам, достигшим 18-летнего возраста (разд. 1, гл. 2, § 1) [6]. В соответствии с законодательством Швеции разрешается приобретать до шести охотничьих винтовок, или до 10 пистолетов, или до 8 единиц смешанного оружия (винтовки и пистолеты). Для получения лицензии, необходимо аргументированное обоснование, при условии, что самозащита не является основанием для приобретения и хранения.
Целесообразно отметить, что указанный закон был принят в период наивысших показателей уровня преступности, в данной стране. В последующий год было отмечено резкое снижение уровня преступности, вооруженная преступность достигла практически нулевых показателей. После принятия указанного закона в стране отмечалось развитие криминального рынка оружия, что, по нашему мнению, является естественным фактом, вследствие криминализации деяний. Отдельные авторы, которые проводили исследования анализируемого вопроса в указанной стране отмечали, что развитие криминального рынка будет иметь интенсивные темпы. Необходимо отметить, что прогнозы авторов не подтвердились, в последующие годы уровень преступлений в сфере незаконного оборота оружия и вооруженной преступности вырос незначительно, а показатели преступности по стране в целом имели положительную динамику на снижение, что имеет место и в настоящее время.
Мы считаем, что пример указанной страны также подтверждает мнение о нецелесообразности либерализации законодательства в данной сфере.
Наиболее значимым примером восточноазиатской модели является Япония. Целесообразно указать, что в настоящее время японская политика борьбы с преступностью, которую данная страна осуществляет на протяжении последних трех десятилетий, признана наиболее эффективной.
В соответствии с законом «О контроле над огнестрельным оружием и мечами» 1985 г., в данной стране запрещено владение любыми видами ручного огнестрельного и охотничьего оружия, в том числе так называемым имитационным оружием, т. е. предметами, которые имеют сходство с оружием, также запрещены торговля и владение модельными пистолетами и револьверами, поскольку они могут быть переделаны в настоящее оружие. Владение охотничьим оружием и его использование не запрещены, однако выдача разрешений на приобретение и владение подлежит жесткому контролю (например, семья не может иметь более двух единиц оружия и более 50 патронов).
В течение последующих 5-10 лет, после принятия указанного закона, в стране наблюдалось значительное увеличение объемов криминального рынка оружия, в первую очередь, вследствие развития и деятельности организованных преступных группировок. Однако, путем реализации жестких мер, со стороны государства, направленных на борьбу с указанными явлениями, в последующем уровень таких преступных явлений был значительно снижен. В настоящее время, данная страна занимает одно из лидирующих мест по уровню преступности.
Указанное также, по нашему мнению, свидетельствует о нецелесообразности либерализации оборота оружия.
Наиболее значимым представителем социалистической модели является Китайская народная республика. С 70-х годов до середины 90-х годов прошлого века уровень преступности в данной старее имел стойкую тенденцию увеличения. В последние годы указанного периода прирост преступлений с использованием огнестрельного оружия составлял порядка 80-120 % в год. В 1996 г. был принят закон «О контроле за огнестрельным оружием», который предусматривал ужесточение системы мер относительно производства, продажи, приобретения и передачи огнестрельного оружия [7]. В частности, данный нормативный правовой акт запрещал возможность какого-либо оборота огнестрельного оружия, за исключением спортивного и охотничьего. Установление таких жестких мер, в течение последующих двух лет, позволило на 45 % снизить количество преступлений с применением огнестрельного оружия и на 80 % в сфере незаконного оборота оружия. Также целесообразно отметить, что данные меры были необходимы, в частности, из-за значительного развития организованной преступности, в данной стране. Все преступные формирования, без исключений, являлись вооруженными, и в виду развития, стали представлять угрозу не только для общественной безопасности, но и для государства вцелом, поскольку увеличивались случаи столкновений между данными объединениями и государственными правоохранительными органами. Принятые меры, в том числе, оказали положительное влияние на противодействие деятельности организованных объединений, что, позволило не допустить захвата власти данными объединениями.
Необходимо отметить, что, в настоящее время, данная страна является крупнейшим производителем и экспортером взрывчатых веществ в мире, однако преступления в сфере незаконного оборота оружия составляют менее 0,2 %. Такие показатели, в частности, были достигнуты путем проведения мероприятий, не реже одного раза в квартал с 2005 г., относительно выявления фактов и постепенного ужесточения наказания за совершение указанных преступлений (в настоящее время предусмотрены наказания вплоть до высшей меры наказания). Также, эти обстоятельства обуславливались ужесточением контроля за деятельностью предприятий, которые задействованы в обороте оружия и ужесточением контроля на пограничных пунктах.
По нашему мнению, учитывая общественную опасность предметов, исследованию которых посвящена данная работа, такая модель является наиболее рациональной в настоящее время.
Раскрывая данный вопрос, по нашему мнению, целесообразно выделить еще одну модель, которая не имеет географической привязанности и каких-либо национальных, традиционных и иных особенностей - модель полного запрета. Такую модель, в настоящее время придерживается ряд стран. Одним из представителей, к которому применима данная модель является Япония, где, как указывалось, имеет место запрет на владение любыми видами ручного огнестрельного и охотничьего оружия, в том числе так называемым имитационным оружием, т. е. предметами, которые имеют сходство с оружием, также запрещены торговля и владение модельными пистолетами и револьверами, поскольку они могут быть переделаны в настоящее оружие. Абсолютный запрет на все виды гражданского огнестрельного оружия предусматривает также законодательство Люксембурга, с 1964 г., Ирландии - с 1974 г., Малайзии - с 1983 г. На основе анализа законодательства указанных стран, можно сделать вывод, что основаниями такого подхода, к обороту оружия, при такой модели, являются:
- милитаризация населения, в какой-либо форме, представляет угрозу для развития и существования государства;
- наличие оружия в свободном обороте, является детерминантом совершения иных преступлений;
- разрешение оружия к свободному (ограниченному) обороту влечет необходимость создания дополнительных контролирующих органов, что, в свою очередь, ведет к дополнительным затратам из бюджета;
- наличие оружия в свободном обороте может являться детерминантом межнациональных конфликтов и конфликтов между
странами;
- криминальный рынок оружия, является одним из основных на международной арене, что представляется угрозу для мирового сосуществования.
По нашему мнению, такая модель является наиболее правильной. Однако, в настоящее время, она не может быть использована, поскольку требует осуществления значительных мер со стороны государственных органов, относительно преобразования всей правовой системы, регламентирующей оборот оружия. Кроме того, бесспорным является факт, что такую позицию не поддержат, в первую очередь, различные объединения охотников.
Библиография:
1. Михайлов Д.Ю. Правовое регулирование оборота огнестрельного оружия в США / Д.Ю. Михайлов// Modern Science. - 2020. - 5-2. - С. 157-160.
2. Сидоренко Э. Л. Зарубежные модели легализации оружия и криминологическая безопасность личности / Э.Л. Сидоренко // Общество и право. -2011. - № 1 (33). - С. 139-146.
3. Об оружии : Закон Германии от 27 окт. 2003 г. - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/awaffv/ (дата обращения: 06.07.2017).
4. Об оружии, аксессуарах и боеприпасах (Закон об оружии) : Федер. закон от 20 июня 1997 г. - URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19983208/index.html (дата обращения: 06.07.2017).
5. Об оружии : положение : утв. Королевским указом от 29 янв. 1993 г. № 137/1993. - URL: https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOE-A-1993-6202 (дата обращения: 06.07.2017).
6. Об оружии : Закон Швеции от 8 февр. 1996 г. - URL: http://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/vapenlag-199667_sfs-1996-67 (дата обращения: 06.07.2017).
7. Шелковникова Е. Оборот оружия в Китае: закон и реальность / Е. Шелковникова // Электронный российский оружейный журнал «Калашников». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kalashnikov.ru/medialibrary/5fc/078_080.pdf?ysclid=l5wm5rapmc225095395 (дата обращения 10.06.22).
References:
1. Mikhailov D.Yu. Legal regulation of firearms turnover in the USA / D.Yu. Mikhailov // Modern Science. - 2020. - 5-2. - pp. 157-160.
2. Sidorenko E. L. Foreign models of legalization of weapons and criminological security of the individual / E.L. Sidorenko // Society and law. - 2011. - № 1 (33). - Pp. 139-146.
3. On weapons : German Law of October 27, 2003 - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/awaffv / (date of address: 06.07.2017).
4. On weapons, accessories and ammunition (Law on Weapons) : Feder. Law of June 20, 1997 - URL: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19983208/index.html (date of address: 06.07.2017).
5. About weapons : regulation : approved By Royal Decree No. 137/1993 of January 29, 1993. - URL: https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOE-A-1993-6202 (date of address: 06.07.2017).
6. On weapons : Swedish Law of February 8, 1996 - URL: http://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/vapenlag-199667_sfs-1996-67 (date of address: 06.07.2017).
7. Shelkovnikova E. Arms trafficking in China: Law and reality / E. Shelkovnikova // Electronic Russian weapons magazine "Kalashnikov". [electronic resource]. URL: https://www.kalashnikov.ru/medialibrary/5fc/078_080.pdf?ysclid=l5wm5rapmc225095395 (date of address: 10.06.22).