Научная статья на тему 'Основные методологические подходы к разработке региональных программ формирования туристско-рекреационного комплекса России'

Основные методологические подходы к разработке региональных программ формирования туристско-рекреационного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
592
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макекадырова А. С.

Анализ современных тенденций отечественного туризма и рекреации показывает, что уровень развития национального ТРК характеризуется как очень низкий, что не отвечает туристско-рекреационному потенциалу страны. При наличии в России мощнейших туристско-рекреационных ресурсов имеются все предпосылки для становления ТРК не просто как декларативно приоритетной сферы экономики, а как межотраслевого комплекса, реально дающего экономике страны социальные, экономические, политические дивиденды и выгоды. В настоящее время потребность создания ТРК, как составной части национальной экономики, страны вызывает необходимость изменить концептуальный подход к практике формирования этого комплекса. Гармоничное развитие всех составляющих туристско-рекреационного продукта с опережающим развитием доходообразующих сегментов центральная задача и метод организации работы отечественного ТРК и его отдельных подразделений.Практика показывает, что региональная программа развития ТРК должна носить комплексный инновационный характер, и призвана стимулировать процесс становления социально ориентированной рыночной экономики и адекватных ей механизмов государственного регулирования. При этом одной из основных задач при разработке программы формирования и развития ТРК регионов является оценка экономической эффективности инвестиций в строительство туристско-рекреационных объектов, предполагающая сопоставление социально-экономического эффекта от деятельности указанных объектов и затрат.Решение этих вопросов будет иметь также важное значение при оценке качества земельных ресурсов, выделяемых под создание ТРЗ и объектов региональных ТРК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные методологические подходы к разработке региональных программ формирования туристско-рекреационного комплекса России»

9 (66) - 2008

Туристско-рекреационные зоны

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО

КОМПЛЕКСА РОССИИ

а.с. макекадырова,

кандидат экономических наук, доцент Российская экономическая академия им. Г. В. плеханова

Процесс становления в нашей стране экономики социально ориентированного рыночного типа, наблюдающийся в России рост доходов и потребления населения способствуют во многом серьезным изменениям в структуре национального хозяйства и появлению в нем тех комплексов, отраслевых и межотраслевых образований, которые прямо связаны с трансформацией российского общества и государства. К числу таких комплексов и образований в отечественной экономике относится туристско-рекреационный комплекс национальной экономики — ТРК.

При этом под ТРК национальной экономики следует понимать совокупность видов экономической деятельности в стране и отдельных ее территорий, призванных обеспечить условия для отдыха, туризма, оздоровления и лечения. В состав ТРК национальной экономики включаются ТРК регионов страны и входящие в их состав отдельные ТРЗ.

Анализ современных тенденций отечественного туризма и рекреации показывает, что уровень развития национального ТРК характеризуется как очень низкий, что не отвечает туристско-рекреаци-онному потенциалу страны. При наличии в России мощнейших туристско-рекреационных ресурсов имеются все предпосылки для становления ТРК не просто как декларативно приоритетной сферы экономики, а как межотраслевого комплекса, реально дающего экономике страны социальные, экономические, политические дивиденды и выгоды. В настоящее время потребность создания ТРК как составной части национальной экономики страны вызывает необходимость изменить кон-

цептуальный подход к практике формирования этого комплекса.

Знания о выявленных тенденциях развития и особенностях функционирования туризма и рекреации в России служат основой для разработки системы научно обоснованных предложений по туристско-рекреационному освоению территории нашей страны и ее регионов. Отправным моментом при этом является выработка Концепции развития ТРК национальной экономики.

Концепция — это научный взгляд на прошлое, настоящее и будущее России. Разработка концепции создания, функционирования и развития ТРК национальной экономики и его составляющих должна включать следующие виды работ:

• определение места, размеров и границ территорий, отводимых под ТРК;

• выявление основных принципов создания, формирования, функционирования и развития ТРК и входящих в его состав подразделений;

• обоснование критериев выявления системы приоритетов в развитии хозяйства ТРК и его составляющих;

• выявление общих принципов и особенностей создания и формирования органов управления ТРК;

• уточнение правовых основ форм и методов взаимоотношений органов управления ТРК с вышестоящими органами государственного и хозяйственного управления РФ и прилегающими к ТРК территориями;

• определение и согласование содержания и особенностей налоговой, таможенной, фи-

нансовой, социальной, инвестиционной, социально-демографической, экономической, экологической, научно-технической и другой политики в рамках территорий ТРК; • решение вопросов экспортно-импортного и других направлений внешнеэкономической деятельности подразделений, расположенных на территории ТРК.

При этом целевая функция данной концепции может быть определена как: обеспечение прав и свобод граждан страны в отдыхе, лечении, оздоровлении и туризме; физическое и духовное оздоровление нации; создание рабочих мест и улучшение жизненного уровня населения; активная генерация налогооблагаемой базы и реально значимый доход бюджетам всех уровней; снижение социальной напряженности, обеспечение стабильности в обществе; создание образа страны, благоприятного для туризма и рекреации.

Для достижения этих целей, на наш взгляд, следует руководствоваться следующими положениями:

1. Туризм и рекреация не одна отрасль, а сложнейший межотраслевой комплекс, требующий особого подхода к регулированию всей совокупности отношений, связанных с его функционированием, включая политические, экономические, организационные, правовые и другие аспекты.

2. Туристско-рекреационная деятельность — не только способ дохода бюджета, а метод привлечения и доставки платежеспособного клиента-потребителя в сферу туристско-рекреационной индустрии (перевозок, размещения, питания, аттракции и иных), работ, способствующих потреблению услуг предприятий туристско-рекреационной индустрии (банковских, финансовых, страховых и иных), а также в сферу торговли.

3. Национальный туристско-рекреационный продукт не состоит лишь из продукта деятельности организаторов туризма и рекреации, которые являются посредниками в этом процессе. Это более широкое социально-экономическое явление, в процессе которого экономические выгоды проявляются преимущественно в смежных отраслях хозяйства: попутных работах, услугах и, главное, товарах, за которые потребитель платит наличными деньгами.

Гармоничное развитие всех составляющих ту-ристско-рекреационного продукта с опережающим развитием доходообразующих сегментов — центральная задача и метод организации работы отечественного ТРК и его отдельных подразделений.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует сформулировать цели, на реализацию которых должны быть направлены программы, являющиеся основой для периодического уточнения и детализации как самой концепции, так и разработки и реализации самих программ развития отечественного ТРК. Эти программы направлены на создание правовой, экономической и организационной основы, необходимой и достаточной для формирования современного ТРК национальной экономики, и разрабатываются как федеральные, так и региональные. При этом региональные программы должны разрабатываться с учетом концепции, федеральных программ развития туризма и рекреации в стране, а также международных правовых актов в области туризма и рекреации. Следует отметить, что региональные программы развития ТРК национальной экономики могут носить краткосрочный (до 3 лет), среднесрочный (3—5 лет) и долгосрочный (10—15 лет) характер.

Основными составляющими программ развития ТРК любого уровня должны быть обоснование ее разработки, цели, задачи, сроки реализации, система программных мероприятий, ресурсное обеспечение, механизм реализации и контроля, а также социально-экономические результаты.

При этом в региональных программах развития ТРК предусматривается:

• создание условий для развития и обновления материально-технической базы соответствующего ТРК, в том числе посредством бюджетного инвестирования, предоставления субсидий и субвенций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся развитием внутреннего и въездного туризма;

• определение приоритетных направлений развития соответствующего ТРК (субъектов РФ, муниципальных образований и т.д.) и повышение эффективности использования существующей материально-технической базы этого комплекса;

• разработка и внедрение нормативных правовых актов в области туризма и рекреации, а также их субъектов;

• проведение налоговой, инвестиционной и ценовой политики, стимулирующей развитие внутреннего, социального и въездного туризма;

• расширение межотраслевой и межрегиональной координации в области туризма и рекреации, а также контактов с иностранными государствами;

• научное и информационное обеспечение развития ТРК;

• поддержка малого и среднего предпринимательства в области туризма и рекреации;

• создание условий для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, занимающихся обслуживанием туристов и рекреантов;

• развитие всех видов туризма и рекреации. Порядок формирования, финансирования и

реализации региональных программ развития ТРК, а также программ местного (муниципального) значения устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Практика показывает, что региональная программа развития ТРК должна носить комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления социально ориентированной рыночной экономики и адекватных ей механизмов государственного регулирования. Реализация такой программы предполагает сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних. В свою очередь система мероприятий региональных программ должна быть сформирована с учетом выделения средств из республиканского бюджета в пределах ежегодных ассигнований. Региональная программа может быть подготовлена с участием региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научных и туристских организаций.

Проекты формирования развития ТРК любого уровня могли бы стать действенным средством эффективного решения многих проблем, таких как создание экономически и технически целесообразной инженерной инфраструктуры комплекса, сохранение своеобразного архитектурного облика мест отдыха. Эти вопросы имеют для ТРК отдельных регионов страны особое значение, поскольку оказывают активное эмоциональное воздействие на человека и формируют эстетическое восприятие, соответствующее задачам организации активного отдыха населения.

Тщательность проработки и обоснованность рекомендаций оказывают непосредственное влияние на социально-экономический результат (эффект) развития ТРК. Последовательность их подготовки показана на рис. 1.

При разработке региональной программы формирования и развития ТРК необходимо учитывать разнообразие факторов, так или иначе влияющих на его развитие. Их несколько десятков. Сила, ха-

рактер влияния и взаимодействия таких факторов различны. Поэтому в любой программе, на наш взгляд, совокупность факторов можно разделить на основные и дополнительные.

Первая группа факторов определяет принципиальную возможность или невозможность эффективного освоения той или иной территории в туристско-рекреационных целях. В нее входят:

• природные и историко-культурные ресурсы;

• потребности населения (как местного, так и

приезжего);

• сеть туристско-рекреационных учреждений.

При этом важную роль играют социально-экономические факторы.

Они являются основными стимуляторами или ограничителями развития регионального ТРК, к которым относятся:

• финансовые ресурсы;

• трудовые ресурсы;

• необходимость охраны окружающей среды.

Опыт свидетельствует, что в различных регионах страны значение тех или иных факторов неодинаково. В некоторых из них ограничителями или стимуляторами могут выступать и другие, специфические для конкретной территории факторы. Поэтому в ходе разработки программы развития национального ТРК и ТРК конкретных регионов ведется тщательный учет всех возможных условий, влияющих на развитие и размещение туристско-рекреационных учреждений.

При этом одной из основных задач при разработке программы формирования и развития ТРК регионов является оценка экономической эффективности инвестиций в строительство туристско-рекреационных объектов, предполагающая сопоставление социально-экономического эффекта от деятельности указанных объектов и затрат.

В федеральной программе формирования ТРК рассматриваются варианты туристско-рекреаци-онного развития соответствующих территорий, основанные на различиях в возможных объемах инвестиций, выделяемых для их освоения с учетом целей и задач их функционирования. Наряду с этим используются и другие основания для различных вариантов. При этом особое внимание уделяется учету местных условий и особенностей. Одновременно распределение инвестиций и объемов обслуживания населения по ТРЗ, конкретным туристско-рекреационным учреждениям производится с учетом ограничений, действующих на этих уровнях: потенциальной пропускной и провозной способности транспортных путей и средств между

Определение объема инвестиций

На развитие туристско-рекреационных учреждений На развитие инфраструктуры

Инженерной Социальной

_±_

Определение долевого участия инвесторов в развитии инфраструктуры

Оптимизация распределения инвестиций

±

Определение основных принципов и очередности проектирования и строительства

Рис. 1. Последовательность этапов разработки программы формирования и развития туристско-рекреационного комплекс

районами формирования потребностей и районами их реализации, а также на самих маршрутах отдыха; наличия возможностей использования трудовых ресурсов; положения с земельными ресурсами для размещения туристско-рекреационных объектов; природоохранных требований.

На основе выбранного варианта, осуществление которого дает максимальный социально-экономический эффект, и наиболее реального для тех или иных конкретных условий, разрабатывается программа развития регионального ТРК.

Выработка предложений по размещению сети туристско-рекреационных учреждений и туристско-рекреационных маршрутов в масштабе страны и ее регионов осуществляется с учетом всей совокупности основных и дополнительных факторов, влияющих на развитие соответствующего ТРК. При этом обосновываются и предлага-

ются основные типы и виды маршрутов с учетом имеющейся и перспективной материальной базы, указанием сезонности, способа построения, продолжительности, категории потребителей, способа передвижения, программ пребывания, протяженности, пропускной способности. Разрабатываются предложения по возрождению или дальнейшему развитию местных народных промыслов, отражаются возможности их использования, а также этнографических и национальных особенностей. Предлагаются пути формирования (ТРЗ), раскрываются их организующее значение и пути взаимодействия и кооперирования.

Одновременно основные положения региональной программы развития ТРК содержат выводы и рекомендации, предложения по их реализации с указанием наиболее важных количественных, качественных, территориальных и временных

характеристик и показателей развития ТРК национальной экономики.

Кроме того, региональная программа включает анализ современного состояния и развития ТРК на данной территории за последние 10—15 лет с оценкой факторов и условий их развития (выявлением диспропорций и «узких мест», а также анализа наиболее существенных взаимосвязей между вышеуказанными факторами) по следующим позициям:

• потребностям и спросу населения на туристс-ко-рекреационные услуги;

• перспективам развития производительных сил;

• туристско-рекреационным связям с соседними и другими регионами;

• обоснованию выдвинутой программы формирования и развития ТРК, которая должна содержать прогнозные оценки и важнейшие направления развития ТРК и размещения ТРЗ, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребностей населения в туристско-рекреационных услугах.

Неотъемлемой частью региональной программы развития ТРК являются схемы комплексной оценки территории для организации туристско-рекреационной деятельности и строительства ту-ристско-рекреационных объектов. Эта программа должна отражать необходимость подготовки основных отраслевых удельных показателей (объем инвестиций, прирост численности служащих, прирост объема услуг на единицу инвестиций, уровня рентабельности, срока окупаемости и т. п.), а также содержать рекомендации по: реконструкции и повышению эффективности существующей материальной базы; наиболее целесообразному размещению туристско-рекреационных объектов;

обеспечению комплексности туристско-рекреа-ционного обслуживания; введению новых форм обслуживания, а также координации и увязке показателей развития туризма и рекреации с охраной окружающей среды.

При этом работу по обновлению, уточнению и доработке региональной программы следует строить также и в направлении унифицирования основных ее параметров. Введение унифицированных показателей открывает широкие возможности для проведения необходимых сопоставлений различных территорий между собой по уровню развития туризма и рекреации (при прочих равных условиях) путем получения ряда производных показателей и коэффициентов, что будет способствовать обнаружению значительных скрытых резервов и возможностей конкретного региона по расширению туристско-рекреационного обслуживания. Решение этих вопросов будет иметь также важное значение при оценке качества земельных ресурсов, выделяемых под создание ТРЗ и объектов региональных ТРК.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макекадырова А.С. Некоторые теоретико-методологические подходы к созданию концепции формирования туристско-рекреационного комплекса национальной экономики // Экономика России: теория и практика возрождения. - Вып. 7. М., 2005. .

2. Путрик Ю.С., Жадовская С.В. Опыт и проблемы методического обеспечения разработки региональных программ развития туризма. Труды академии туризма. — СПб.: Невский фонд, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.