Научная статья на тему 'Организационно-экономические особенности управления региональным туристско-рекреационным комплексом'

Организационно-экономические особенности управления региональным туристско-рекреационным комплексом Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
409
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТРК / TERRITORIAL AND PRODUCTION COMPLEX / TOURIST AND RECREATION COMPLEX / INTERBRANCH COMPLEX / THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF TRC

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Якименко М. В.

В работе категория «туристско-рекреационный комплекс» рассматривается как объект региональной системы управления. На основе сравнительного анализа подходов к интерпретации «туристско-рекреационного комплекса» как системного образования предлагается авторская дефиниция данной категории. Раскрывая особенности ТРК, обуславливающие его функционирование, делается вывод о необходимости использования определенного организационно-экономического механизма управления через государственное регулирование на уровне регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-economic features of management of the regional tourist and recreation complex

А category «tourist and recreation complex » as object of a regional management system is considered in work. On the basis of the comparative analysis of approaches to interpretation «tourist and recreation complex» as system formation the author's definition of the given category is offered. Opening the features of TRC causing its functioning, the conclusion about necessity of use of the certain organizationaleconomic mechanism of management, throяugh state regulation, and, before, all at a level of regions is done.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические особенности управления региональным туристско-рекреационным комплексом»

логизации во многом определяется адекватностью и корректностью процедуры оценки социально-экономического состояния исследуемых объектов [10]. В задаче по созданию типологии оценка состояния должна даваться сразу для многих объектов, и поэтому важно обеспечить сопоставимость полученных оценок. Практически сопоставимость можно достичь только на ограниченном наборе показателей: либо в рамках какого-нибудь одного социального или экономического аспекта социально-экономического состояния, либо, в лучшем случае, по комплексу аспектов.

Таким образом, типология регионов с точки зрения развития индустрии туризма в практическом преломлении необходима в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализуется региональная туристская политика государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М.: Флинта: МПСИ, 2007.

2. Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М, 2001.

3. Александрова А.Ю. Теоретические основы географии туризма. http://www.sgu.ru/faculties/histirical/sc/publication/tourism/sbor3.php

4. Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Типология. - Интернет-ресурс URL: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/110/675.html

5. Ермак В.Д. Классификация? Типология. Идентификация! // Соционические чтения.

1999. - № 10 (31). URL: http://www.socioniko.net/ru/authors/ermak_vd.html.

6. Успенский Б.А. Принципы структурной типологии. - М., 1962.

7. ПреображенскийВ.С. География рекреационных систем СССР. - М.: Наука, 1980.

8. Романов А.А., Саакян Р.Г. География туризма. - М.: Советский спорт, 2002.

9. Тикунов В.С. Классификации в географии. - Москва - Смоленск, 1997.

10. Пшеничных Ю.А. Информационно-методическое обеспечение принятия управленческих решений в комплексном развитии индустрии туризма. - Ростов-на-Дону, 2008.

УДК 338.48

М. В. Якименко

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ

В качестве объекта управления туризмом на региональном уровне оптимальной, по мнению автора, является категория «туристско-рекреационный комплекс» (ТРК). Данная категория не является принципиально новой, так как она в значительной степени связана с достаточно хорошо изученной категорией «территориально-производственный комплекс» (ТПК). Базой для доказательства возможности рассмотрения ТРК в качестве своеобразного ТПК являются мнения различных специалистов, в том числе Н.Н. Колосовского, А.Г. Гранберга, Е.А. Джан-джугазовой, на основании которых отметим некоторые отличительные признаки ТПК, применимые к туристско-рекреационному комплексу:

• экономическая взаимосвязанность и обусловленность смежных предприятий, входящих в состав комплекса;

• единство и компактность территории и общая инфраструктура;

Таблица 1

Сравнительный анализ подходов к интерпретации «туристско-рекреационного комплекса» как системного образования

Содержание подхода Характеристика подхода в контексте исследования

Е.А. Джанджугазова в своей работе определяет эту категорию через понятие территории, обладающей определёнными характеристиками: «в административно-хозяйственной практике туристско-рекреационные районы, под которыми понимают территорию, сформированную туристским и рекреационным спросом, обладающую туристско-рекреационными ресурсами, условиями, необходимой степенью развития туристско-рекреационной инфраструктуры и отличающуюся от других районов специализацией на определенных видах туризма и рекреации, обычно называют территориальными (региональными) туристско-рекреационными комплексами (ТТРК) исходя из того, что туризм и рекреация основаны на интегрированном использовании экономического потенциала многих отраслей общественного производства, таких как торговля, транспорт, здравоохранение, культура, образование и др.» ТРК рассматривается только как определённая территория, а не как совокупность отраслей, имеющих отношение к производству туристско-рекреационного продукта и функционирующих на определённой территории

Туристский рекреационный комплекс в работе [7] рассматривается как «сложное хозяйство, куда входят лечебные и оздоровительные учреждения, обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли и общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожно-транспортная сеть, сувенирное производство и др.)» В данном определении отсутствует привязка туристско-рекреационного комплекса к определённой территории, не раскрываются связи, существующие между выделенными предприятиями и сопутствующими отраслями

Е.А. Котляров в своей работе вводит понятие «территориально-рекреационный комплекс» (ТРК): как «часть общехозяйственного комплекса территорий разного уровня и представляющего собой сочетание рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом». Г.М. Малышева приняла за основу данное понятие, отчасти видоизменив его: «территориально-рекреационный комплекс представляет собой новые формы кооперирования рекреационных и сопутствующих отраслей, сочетание рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом Оба определения подчеркивают объединение и сочетание предприятий и организаций по двум признакам - территориальному (географическая принадлежность, общность природных, экономических, политических и социальных условий) и производственному (объединение предприятий на почве общности производственных и организационных связей), при этом они, во-первых, не отражают основную причину кооперирования, сочетания отраслей, заключающуюся в создании и предоставлении туристско-рекреационного продукта территории, во-вторых, игнорируют такого участника ТРК как субъект управления, в качестве которого могут выступать государственные и (или) иные структуры.

• соответствие набора предприятий природным, экономико-географическим и транспортным условиям территории;

• базовой характеризующей комплекса, как особой координирующей подсистемы в рамках всей социоприродохозяйственной системы, также выступает производственная специализация или отрасли специализации;

• решение комплексом одной или нескольких общерегиональных или общегосударственных задач.

Анализ существующих дефиниций ТРК показывает различное понимание исследователей этого понятия, сравнительный анализ некоторых из них отражён в табл. 1.

Основываясь на существующих дефинициях и принимая во внимание выделенные в них характеристики, определим туристско-рекреационный комплекс как часть общего хозяйственного комплекса территории определённого уровня (например, региона), представляющего собой новые формы кооперирования туристских и сопутствующих отраслей. Деятельность относящихся к ним туристских, рекреационных и сопутствующих предприятий и организаций, направленная на создание, продвижение и реализацию уникального турпродукта территории, имеет антропоцентрический характер (то есть все существующие между ними связи определяются потребностями потребителей турпродукта) и для которых характерно:

• объединение тесными производственными и экономическими связями;

• совместное и оптимальное использование географического положения и ресурсов территории, занимаемой комплексом;

• координация государственными и (или) иными структурами (консультативный орган, совет, ассоциация).

Таким образом, категория ТРК подчёркивает необходимость привязки туристско-рекреационного комплекса к определённой территории (в рамках исследования, к региону), которая вызывает у туристов определённые образы и ассоциации, являясь по существу первичным туристским продуктом.

Помимо географической принадлежности к одной территории, для предприятий, входящих в состав ТРК, характерна общность природных, экономических, политических и социальных условий функционирования. Объединив в единый комплекс отдельные отрасли, деятельность предприятий которых направлена на создание, продвижение и реализацию уникального турпродукта территории, представляется возможным оценить роль каждого элемента в общем эффекте от туризма, увидеть и проанализировать взаимосвязи между отдельными участниками, оценить степень влияния и взаимопроникновения одних предприятий, отраслей в другие и построить общую стратегию для обеспечения экономического эффекта, в том числе на основе синергизма за счет экономии капиталовложений, средств на продвижение единого туристского продукта территории.

Для функционирования и развития ТРК необходимо существование определенного организационно-экономического механизма с использованием государственных или рыночных методов управления или их сочетания, которое возможно во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, через введение определенных механизмов управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.

Опираясь на эти варианты механизмов, с определённой долей условности можно выделить в мировой практике три основные модели управления туризмом:

• первая предполагает отсутствие государственной турадминистрации как таковой: все вопросы решаются на местах и на основе принципов рыночной самоорганизации;

• вторая модель, наоборот, предполагает наличие сильного и авторитетного министерства, которое осуществляет значительный контроль над сферой туризма;

• для третьей модели организации управления туризмом (так называемой «европейской модели») характерно: разделение органов государственного регулиро-38

вания туризмом на две «ветви»: одна из них - «бюрократическая» занимается вопросами государственного управления в области создания нормативно-правовой базы для отрасли, обработки статистической информации, координации деятельности регионов, сотрудничестве на международном уровне, вторая «ветвь» - «маркетинговая» не является органом управления и, как правило, получает большую часть государственного финансирования, в область её компетенции входит создание образа страны за рубежом, участие в выставках, управление турпредставительствами за рубежом, кроме этого, государственные турадминистрации активно взаимодействуют с местными властями и частным бизнесом с целью уменьшения роли центральной исполнительной власти в экономических процессах и уменьшения государственных расходов за счёт привлечения инвестиций из частного бизнеса.

Исследованный автором отечественный и зарубежный опыт регулирования туризма показывает, что из представленных трёх моделей управления применительно к ТРК России наиболее близка третья модель, для которой характерно использование не только рыночных методов управления, но и государственного регулирования, которое должно быть основой для управления ТРК и, прежде всего, на региональном уровне.

Таким образом, в качестве субъекта управления ТРК должны выступить региональные органы власти. В качестве причин, обуславливающих такой вывод, обозначим следующие.

1. Регулирование развития туризма на региональном уровне более детализировано и специфично, чем на федеральном уровне, и существенно отличается от региона к региону, что обусловлено спецификой отдельных регионов в экономических, природно-географических, социальных, политических и других условиях и позволяет выявить общий характер влияния туризма на развитие региона и более точно оценить эффект от туризма.

2. Несмотря на то, что функционирование ТРК как межотраслевого комплекса связано с самостоятельно хозяйствующими субъектами рынка - предприятиями и учреждениями, действующими в рыночных условиях, они, тем не менее, являются неотъемлемой частью хозяйственной и социальной системы региона.

3. Развитие ТРК требует концентрации значительных финансовых средств, которые могут быть привлечены за счёт включения в средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития региона.

4. Формирование конкурентоспособного ТРК предполагает наличие развитой сопутствующей инфраструктуры, управление которой относится к компетенции государственных органов власти.

5. Ряд вопросов на современном этапе развития страны может относиться только к компетенции государственных органов (охрана окружающей среды, памятников культурно-исторического наследия и т.д.).

6. Туризм в современном обществе играет важную социальную роль.

В качестве основных задач субъекта управления ТРК региона выделим следующие:

• интеграция ТРК в национальный и мировой рынок турпродукта;

• формирование положительного имиджа региона в качестве туристско-рекреационного места;

• осуществление контроля над предприятиями и организациями (туроператорами, турагентами, транспортными организациями и т.д.), оказывающими туристские услуги, в том числе разработка соответствующих стандартов оказания услуг и работы предприятий.

• разработка программ развития ТРК;

• планирование и прогнозирование мощностей средств размещения и инфраструктуры;

• выявление, развитие и сохранение туристских ресурсов;

• развитие современной, соответствующей высокому уровню инфраструктуры;

• подготовка квалифицированных кадров для туриндустрии;

• осуществление грамотной информационной политики;

• обеспечение безопасности пребывания туристов в рекреационной местности.

Кроме этого, можно говорить о том, что цели и задачи ТРК региона не тождественны целям и задачам, стоящим перед субъектом управления комплексом: так, функционирование ТРК, прежде всего, направлено на удовлетворение потребностей потребителей турпродукта и достижение предприятиями комплекса определённых результатов своей хозяйственной деятельности, в то время как субъект управления ориентирован на обеспечение устойчивого функционирования и развития ТРК в регионе, с учётом факторов и процессов, имеющих отношение к комплексу, что является дополнительным аргументом к утверждению о необходимости централизованного управления ТРК на основе государственных органов власти региона.

Таким образом, для ТРК государственные органы власти на уровне субъекта РФ могут обеспечить взаимодействия ТРК с различными отраслями: транспортом, торговлей и др., местным населением и внешней средой, оказать влияние на конкурентоспособность территории и сформировать позитивное отношение к развитию ТРК у местного населения, что должен способствовать согласованию интересов и получению синергетического эффекта. При этом туристско-рекреационный комплекс получит возможность функционировать на основе сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

2. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Коблова А.А. Рекреационно-туристский комплекс как объект регионального управления / Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2005. № 2.

4. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1968.

5. Котляров Е.А. География отдыха и туризма, формирование и развитие территориальнорекреационных комплексов. - М.: Мысль, 1978.

6. Кусков А.С., Голубева В.Л, Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М., 2007.

7. Малышева Г.М. Размещение туристских ресурсов и стратегия управления их развитием. - М.: Изд-во рос. экон. акад., 1995.

8. Якименко М.В. Туристско-рекреационный комплекс как объект управления региональным туризмом // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. № 1 (78). - С. 277-278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.