Научная статья на тему 'Индикативное планирование и прогнозирование деятельности туристско-рекреационного комплекса'

Индикативное планирование и прогнозирование деятельности туристско-рекреационного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макекадырова А. С.

В статье дается оценка значения прогнозов развития туристско-рекреационного комплекса национальной экономики и отдельных туристско-рекреационных зон как составной части системы индикативного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование и прогнозирование деятельности туристско-рекреационного комплекса»

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

В статье дается оценка значения прогнозов развития туристско-рекреационного комплекса национальной экономики и отдельных туристско-рекреационных зон как составной части системы индикативного планирования.

Практика мирохозяйствования со всей очевидностью подтверждает объективную необходимость разработки и реализации индикативных планов развития как национальной хозяйственной системы страны в целом, так и отдельных ее комплексов, включая и туристско-рекреационный комплекс (ТРК). Под ТРК национальной экономики следует понимать совокупность видов экономической деятельности, призванной обеспечить условия для отдыха, лечения, оздоровления и туризма. Составляющие ТРК национальной экономики - это ТРК регионов страны и определяемых Правительством РФ туристско-рекреационных зон (ТРЗ) всех типов с различным уровнем хозяйственного развития, расположенных на территории регионов [1].

Система ТРК регионов страны - это совокупность ТРЗ с единым режимом хозяйствования, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение туристско-рекреационных ресурсов, расположенных на данной территории. ТРЗ - это территория с высокой концентрацией туристско-рекреационных ресурсов, объединенных туристско-рекреационным хозяйством и соответствующими связями, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности [1].

В условиях возрастания государственного воздействия на экономику страны, ее отраслей и национальных хозяйственных комплексов использование индикативного планирования как метода, безусловно, повышает роль и значение разработки и реализации прогнозов. Механизм индикативного планирования, по мнению многих специалистов [2-4], должен включать адаптированные к условиям рынка инструменты и меры по обеспечению создания соответствующих экономических условий для принятия хозяйствующими субъектами рекомендаций правительственных органов и служб соответствующих уровней на плановый период.

Как свидетельствует мировой, а также российский опыт (Республик Татарстана, Башкортостана, Бурятии, Самарской области), система индикативного планирования и управления выступает в качестве совокупности процедур согласования следующих процессов:

- макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых на государственном уровне;

- территориального планирования, выраженного в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;

- мезопланирования, т. е. планирования отраслей, подотраслей, национальных хозяйственных комплексов и т. п.;

- микропланирования, реализуемого в планах предприятий и организаций.

Однако эта практика пока не имеет достаточно развитых форм и не представляет собой единого процесса.

Как известно, центральным понятием системы индикативного планирования является индикатор, т. е. интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики протекающего реального процесса. Индикаторы оп-

ределяются как параметры границ, в пределах которых объект планирования может устойчиво функционировать и развиваться.

Согласно действующей в РФ государственной статистической отчетности, учитывающей рекомендации статистической комиссии ООН, для характеристики ТРК используются показатели, отражающие различные стороны деятельности этого комплекса. В качестве основных из них можно выделить следующие (табл. 1-3) [5, 6].

Таблица 1

Основные показатели деятельности гостиничного фонда и средств размещения (на конец года), 1995-2004 гг.

Показатель 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Число гостиниц 5504 4182 4120 3872 3915 2004

Номерной фонд гостиниц, тыс. номеров Единовременная вместимость гостиниц, 214 183 179 178 177 179

тыс. мест 426,1 346,1 338,4 343,3 363,4 344,4

Предоставлено ночевок за год, тыс. Коэффициент использования гостинич- 58652 46559 47342 45911 45426 46236

ного фонда (наличных мест) 0,38 0,37 0,38 0,37 0,30 0,40

Таблица 2

Основные показатели деятельности санаторно-курортных организаций и организаций отдыха (на конец года), 1995-2004 гг.

Показатель 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Число санаторно-курортных организа-

ций и организаций отдыха, всего 5810 4876 4795 4709 4602 4579

в них коек (мест), тыс. 853 754 760 754 787 796

Из общего числа средств размещения:

санатории и пансионаты с лечением 1193 1192 1231 1279 1294 1319

в них мест, тыс. 264 288 301 326 340 341

из них детские санатории 584 528 536 553 575 579

в них мест, тыс. 74 82 87 107 104 112

санатории-профилактории 1734 1196 1161 1040 938 889

в них мест, тыс. 136 107 107 99 96 93

дома отдыха и пансионаты 394 394 387 352 347 364

в них мест, тыс. 103 90 91 64 80 92

базы отдыха и другие организации

отдыха 2098 1880 1819 1853 1838 1813

в них мест, тыс. 260 223 227 234 243 232

туристские базы (включая турист-

ские теплоходы) 391 193 173 157 158 169

в них мест, тыс 90 41 32 29 27 38

В экономической литературе индикативный план развития любой сферы хозяйственной деятельности часто называют планом-прогнозом, поскольку он должен быть сбалансирован по материальным, трудовым и финансовым ресурсам. Для туристско-рекреационных предприятий, в частности, это означает необходимость соизмерения своих будущих действий (планов) с предполагаемым (прогнозируемым) наличием ресурсов, необходимых для их нормального функционирования. Прогнозный характер индикативного плана объясняется и тем, что юридически он не является директивным документом, а носит рекомендательный, советующий характер. Это обстоятельство особенно важно иметь в виду, так как в сфере ТРК действуют предприятия различных

форм собственности, имеющие согласно законодательству РФ, право свободы выбора вида предпринимательской деятельности, места и сферы вложения своего капитала. Доля государственной собственности в ТРК составляла в 2005 г. 24,2%, муниципальной - 18,9%, частной - 30,6% [5].

Таблица 3

Показатели деятельности детских оздоровительных учреждений, 1995-2004 гг.

Показатель 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Число детских оздоровительных учреждений, всего, тыс. 43,3 49,2 52,1 52,2 51,7 52,1

в том числе: загородные 3,2 3,3 3,3 3,3 3,2 3,1

санаторного типа 0,3 0,5 0,6 0,6 0,6 0,6

для школьников с дневным пребыванием 27,9 32,9 34,6 35,5 35,2 35,8

профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и др. 3,5 4,5 4,7 5,1 5,3 5,3

труда и отдыха 8,4 8,0 8,9 7,7 7,4 7,3

Численность детей, отдохнувших в них за лето, тыс. чел. 5151,3 6170,6 6358,9 6113,7 5839,4 5596,4

в том числе в учреждениях: загородных 1868,1 2185,0 2128,2 1967,8 1853,4 1755,3

санаторного типа 127,6 183,9 240,3 229,0 252,7 275,8

для школьников с дневным пребыванием 2097,8 2772,0 2929,0 2958,3 2832,9 2727,4

профильных, оборонно-спортивных, оздоровительно-спортивных и др. 341,0 446,3 422,7 419,7 411,8 378,1

труда и отдыха 716,8 583,4 638,7 538,9 488,6 459,8

Таким образом, индикативное планирование развития ТРК национальной экономики - это планирование, целью которого является максимально возможное воздействие государства на процессы формирования и функционирования данного сегмента национальной экономики России с использованием таких инструментов, как:

- наличие сбалансированного по всем ресурсам плана-прогноза, согласованного со всеми заинтересованными агентами;

- обеспечение планирующим центром всех заинтересованных агентов различной информацией, включая разнообразные типы прогнозов (туристско-рекреационных ресурсов, потребностей в конкретных видах отдыха, туристско-рекреационных товаров, услуг и т. п.);

- создание планирующим центром условий, способствующих обмену информацией между всеми заинтересованными агентами и обеспечивающих процесс согласования всех принимаемых решений;

- обеспечение прямых переговоров и заключение соглашений между планирующим центром и другими агентами.

Важно подчеркнуть при этом, что общепризнанными недостатками индикативного планирования являются:

- использование информации индикативного планирования предприятиями в собственных интересах, что приводит к неустойчивому развитию отрасли в целом;

- олигополистический сговор с целью защиты прав предпринимательства от диктата государства или местных властей;

- определение побудительных мотивов представления различными компаниями необходимой для планирования информации в достоверной форме;

- утрата доверия к планам и методам планирования в условиях социальных и политических конфликтов, экономических кризисов и т. д.

В современных условиях в регионах России не только усугубляются вышеперечисленные недостатки, но к ним добавляются новые негативные факторы. Основными из них, на наш взгляд, являются:

- невозможность сколько-нибудь определенного прогнозирования политической ситуации в будущем;

- низкая степень консолидации между государством и частным сектором экономики;

- стремление частных предпринимателей в целях уклонения от высоких налогов скрыть свои возможности (объемы предоставленных услуг, прибыли и т. д.);

- отсутствие необходимой интеграции общественно-экономических процессов, невозможность вести полный учет их взаимосвязей и разрабатывать соответствующие модели планирования.

Наличие этих негативных факторов и высокая неопределенность перспектив развития вызывают необходимость разработки достаточно большого числа сценариев и усложняют выбор наиболее рационального из них.

Использование опыта индикативного планирования в процессе формирования и развития ТРК национальной экономики, регионов страны и ТРЗ, предполагает учет ряда обстоятельств, и прежде всего то, что собственно индикативный план развития этого комплекса представляет собой только один из документов, имеющих характер плана. Помимо него должны разрабатываться дополнительные плановые документы в виде концепции развития ТРК национальной экономики, регионов страны и ТРЗ, долгосрочный прогноз и стратегия развития этого комплекса, набор целевых программ развития и совершенствования различных сторон жизнедеятельности ТРК, а также система бюджетов инвестиционных проектов, связанных с деятельностью подразделений этого комплекса. Последние разрабатываются для решения конкретных задач и проблем, связанных с деятельностью туроператоров и турагентов, подразделений рыночной инфраструктуры [7]. Совокупность этих документов обеспечивает комплексность подхода к процессу формирования и регулирования ТРК национальной экономики, регионов страны и ТРЗ, а также связанных с ними организационно подразделениями сельского хозяйства, транспорта, торговли и т. д.

Наиболее общее в%одение перспектив развития ТРК национальной экономики, регионов страны и отдельных ТРЗ отражается в концепции развития и совершенствования самого комплекса и связанных с ним подразделений рыночной инфраструктуры [8]. На наш взгляд, эта концепция должна представлять собой систему теоретических взглядов и стратегических ориентиров относительно главных целей и наиболее приемлемых направлений, а также методов долгосрочного развития и совершенствования данного комплекса. При этом концепция должна опираться на ряд методологических подходов. Важнейшими из них, на наш взгляд, должны быть следующие:

- признание ТРК в качестве одного из составных звеньев национальной экономики России;

- учет инерционности, т. е. сохранения на определенный период сложившихся тенденций и закономерностей и их изменение в перспективе, во времени и пространстве;

- целесообразность разработки различных вариантов прогноза развития ТРК при гипотезах качественно различающихся внешних и внутренних условий;

- предопределенность и обусловленность концепции развития и совершенствования ТРК общей концепцией социально-экономического развития страны, включая концепции развития ее регионов и ТРЗ. В силу того, что ТРК является составной частью национальной хозяйственной системы России, его развитие в значительной мере зависит от деятельности других, прежде всего, смежных и связанных с ним технологически отраслей хозяйства страны;

- учет многообразия влияния на состояние и развитие данного комплекса хозяйствующих субъектов как необходимое и обязательное условие разработки концепции развития и совершенствования ТРК национальной экономики, регионов страны и ТРЗ, а также развития и совершенствования системы их формирования и регулирования;

- разработка положений концепции развития и совершенствования ТРК на ближайшую и более отдаленную перспективу должна опираться на критически конструктивную оценку возможностей, связанных с наличием природных условий, туристско-рекреационного потенциала, экономических связей и, безусловно, с учетом идей и накопленного опыта.

Качественное обоснование перспектив развития и совершенствования ТРК национальной экономики, регионов страны и ТРЗ в предплановых документах, образующих их единый пакет, должно в обязательном порядке дополняться количественными расчетами. Эти расчеты проводятся на базе данных прогнозов с использованием самых разнообразных методов. При этом прогноз, на наш взгляд, должен носить комплексный характер, отражая как развитие отдельных видов деятельности, входящих в состав ТРК, так и социально-демографические процессы, научнотехническое, информационное и другое обеспечение, включая инновационноинвестиционное обеспечение программ и проектов развития и совершенствования ТРК национальной экономики, регионов страны и ТРЗ.

Следует подчеркнуть при этом, что каждый из частных прогнозов, по нашему мнению, должен обладать специфическими чертами, но вся совокупность прогнозов в целом должна представлять собой комплексную систему, связанную в единое целое. Широкий круг проблем, охватываемый системой прогнозов развития и совершенствования ТРК национальной экономики, регионов страны и ТРЗ, помимо всего прочего, должен повысить достоверность и обоснованность социальноэкономических разработок, что в свою очередь должно способствовать повышению степени обоснованности направлений развития этого важного звена национальной хозяйственной системы. В этом случае роль комплексного прогноза состоит не в замене им плана, а в создании информационно-аналитической базы индикативного планирования.

Таким образом, прогнозирование становится процессом реализации на практике этапов выработки плановой стратегии развития и совершенствования ТРК национальной экономики, регионов страны и ТРЗ. На основе системы прогнозов, образующих комплексный прогноз, осуществляется выбор стратегии, позволяющей реализовать наиболее выгодную из возможных траекторий будущего развития прогнозируемого процесса или явления. Это в свою очередь позволяет осуществлять сам процесс индикативного планирования. Реализация же разработанной стратегии производится на основе программ, т. е. набора взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих достичь намеченных целей и решить поставленные задачи в возможно более короткие сроки и с относительно меньшими затратами.

При этом программирование обеспечивает совокупный эффект концентрации сил и средств (ресурсов) на сравнительно узкой области деятельности, согласования проектов национальной программы и региональных программ, что повышает эффективность и конкурентоспособность не только того звена, на которое направлена реализация самой программы, но и всего национального хозяйства страны.

Нам представляется, что использование системы целевых программ и набора частных прогнозов, объединяемых в единый комплексный прогноз развития и совершенствования ТРК национальной экономики, регионов страны и ТРЗ, должен способствовать повышению эффективности механизма его формирования и регулирования, предоставив местным властям реальные инструменты для сравнитель-

ной оценки различных вариантов социально-экономической и, прежде всего, туристско-рекреационной политики.

На наш взгляд, разрабатываемые в целом по стране и в ее регионах прогнозы социально-экономического развития неспособны заменить индикативные планы развития как страны в целом, так и ТРК национальной экономики.

Литература

1. Федеральный закон об особых экономических зонах в Российской Федерации. (В ред. Федерального закона от 03.06.2006№ 76-ФЗ).

2. Даллаго Б. Есть ли будущее у макропланирования в Восточной Европе // Российский экономический журнал. 1992. № 3.

3. Дудкин В.Е. Феномен индикативного планирования рыночной экономики. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998.

4. Петрова М.Н. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. Казань, 2000.

5. Россия в цифрах. 2005. Краткий стат. сб. М.: Росстат, 2006.

6. Туризм в цифрах. 2005. Стат. сб. М.: Росстат, 2006.

7. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики. М.: ТЕИС, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.