УДК 378.17
Барханская Елена Владимировна
ФБГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
Россия, Самара1 Старший преподаватель кафедры «Физика» E-Mail: [email protected]
Основные методологические подходы к процессу формирования триединого адаптационного ресурса здоровья будущих руководителей агропромышленного комплекса
Аннотация: Проблема сохранности здоровья, здорового образа жизни и влияния на него факторов профессиональных воздействий является одной из актуальных проблем современного общества. Это привело нас к исследованиям в области формирования здоровья и культуры здорового образа жизни будущих руководителей агропромышленного комплекса. Существует ряд профессий, базирующихся на постоянной ответственности за других людей, за принятие решений, что влечет за собой как психическое так и физическое напряжение. К категории такого рода деятельности относят и руководителей любого уровня, активная деятельность которых приводит к напряжению всех систем организма и подчиняет себе все его ресурсы. Но как и любые ресурсы, ресурсы здоровья не могут быть неисчерпаемые. Наступает время, когда перенапряжение начинает отрицательно влиять на организм в целом, приводя к различным заболеваниям.
В управленческой деятельности число стрессовых факторов разнообразно и многочисленно. Это создает риск возникновения проблем со здоровьем. Борьба со стрессом становится актуальным аспектом в современных организациях. Исследования в области профессионального стресса указывают на необходимость радикального повышения эффективности управленческой деятельности через формирование у будущих руководителей готовности к стрессоустойчивому поведению. Основой готовности к стрессоустойчивому поведению в профессиональной деятельности будущих руководителей агропромышленного комплекса является наличие у специалиста триединого адаптационного ресурса здоровья (физического, психического и социального). В статье рассматриваются основные методологические подходы к процессу формирования триединого адаптационного ресурса здоровья. А именно, в рамках исследуемой проблемы конкретизированы и уточнены: системный, средовой, ресурсный и здоровьесберегающий методологические подходы. Предложенная нами модель формирования триединого адаптационного ресурса здоровья будущих руководителей, основанная на реализации принципов системного, ресурсного, здоровьесберегающего и средового подходов, разработана с учетом ее адекватности концептуальным принципам, целям, содержанию, формам, методам и конечным результатам.
Ключевые слова: Профессиональная деятельность; стресс; ресурсы; здоровье; триединый адаптационный ресурс; стрессоустойчивость; методологические подходы; здоровьесбережение; адаптация; управление.
Идентификационный номер статьи в журнале 67PVN114
1 446442, г. Кинель, п. Усть-Кинельский, ул. Учебная 2, первый учебный корпус 1
Elena Barhanskaya
Samara state agricultural academy Russia, Samara E-Mail: [email protected]
Basic methodological approaches to the process of forming the triune adaptive resource health of future agribusiness leaders
Abstract: The problem of preservation of health, healthy lifestyles and the impact that factors occupational exposure is one of the urgent problems of modern society. This led us to research in health development and a culture of healthy lifestyle of future leaders of agriculture. There are a number of professions based on an ongoing responsibility for other people's decision, which entails both mental and physical stress. The category of such activities also include managers of all levels, whose active work leads to the stress of all body systems and subordinates all its resources. But like any resources health resources can not be inexhaustible. There comes a time when the overvoltage begins adversely affect the body as a whole, leading to various diseases.
In management activities the number of stress factors are varied and numerous. This creates a risk for health problems. Coping with stress becomes a relevant aspect in modern organizations. Research in the field of occupational stress indicates the need for a radical increase of management efficiency through the formation of future leaders' awareness of stress resistance behavior. The basis of the stressresistant behavior in the professional activity of the future leaders of the agroindustrial complex is the presence of the triune adaptive resource of a specialist's health (physical, mental and social ). This article discusses the main methodological approaches to the process of forming the triune adaptive resource of health. Namely, in the framework of the research problem specified and clarified : systemic, environmental, resource and health preserving methodological approaches. The proposed model of the triune adaptive health resource of future leaders based on implementing of the system's, resource, and environmental healthpreserving approaches designed to meet the adequacy of its conceptual principles, objectives, content, forms, methods and outcomes.
Keywords: Professional activities; stress; resources; health; triune adaptation resource; stress resistance; methodological approaches; health preserving, adaptation, management.
Identification number of article 67PVN114
Привлечение внимания исследователей к проблеме сохранения здоровья в процессе профессиональной деятельности и управления профессиональными стрессами связано с тенденцией к повышению стрессогенности мирового пространства из-за глобальных социальных, экономических, педагогических и природных изменений. Стресс в профессиональной деятельности влечет за собой проблемы со здоровьем и нестабильность человеческого фактора. Проблема физического и психического здоровья, профессионального долголетия ярко заявляет о себе применительно к деятельности руководителя - менеджера, на которого возлагаются функции управления и ответственность за успешную работу вверенного ему коллектива или организации. По определению, менеджер - это руководитель, специалист по управлению производством. Менеджеры организуют работу фирмы, руководят производственной деятельностью. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм [6]. Поэтому руководитель, может быть, как никто другой (принимая во внимание особенности его профессии) должен проявлять постоянную заботу о собственном здоровье, о своей психической и физической форме как гарантии успешной деятельности.
На наш взгляд, наличие у руководителя физического, психического и социального здоровья, есть определенный адаптационный ресурс для его продуктивной, стрессоустойчивой профессиональной деятельности. Таким образом, что бы обеспечить будущим руководителям возможность успешной стрессоустойчивой деятельности, необходимо сделать акцент на ценности собственного здоровья, научить сохранять свое здоровье и правильно распоряжаться его ресурсами на этапе получения образования в вузе. Рассмотрение теоретико-методологических основ к процессу формирования триединого адаптационного ресурса здоровья (физического, психического и социального), как основы готовности к преодолению профессионального стресса, позволило определить основные подходы к решению данной проблемы: системный, ресурсный, здоровьесберегающий и средовой.
Системный подход - это основа научно-материалистической методологии, позволяющий в определенном, а именно системном аспекте рассматривать различные природные и социальные объекты [1; с.43].
Сущность данного подхода заключается в исследовании объектов как систем, он ориентирован на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразия типов связей и сведение их в единое целое [5]. Данный подход является основополагающим как в исследовательской деятельности, так и в практике управления. В процессе построения модели формирования триединого адаптационного ресурса здоровья будущих руководителей агропромышленного комплекса (АПК) мы опирались на системный подход, который позволяет проанализировать и решить проблему здоровьесбережения в современных социально-экономических, культурных и педагогических условиях.
Системный подход в любой образовательной деятельности предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования системы образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения личностного и познавательного развития обучающихся как основной цели и системообразующего компонента образования. В соответствии с системным подходом профессиональное здоровьесбережение и деятельность по его формированию должна рассматриваться как определенная система, элементы которой связаны и взаимообусловлены. Системный подход определяет необходимость участия в здоровьесберегающей деятельности всех участников образовательного процесса - педагогов и обучающихся. Системный подход позволяет рассматривать проблему формирования триединого адаптационного ресурса
здоровья будущих руководителей АПК и проблему самого профессионального здоровьесбережения на протяжении всего жизненного пути специалиста, а не только как проблему, которая возникает на определённом этапе обучения. Следует отметить, что основы профессионального здоровьесбережения закладываются в процессе обучения в вузе, соответственно, чем раньше начнётся работа по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни, тем в большей степени можно прогнозировать благополучие, удовлетворённость жизнью, личностный и профессиональный рост будущего специалиста в современных условиях.
Сущность ресурсного подхода к процессу формирования триединого адаптационного ресурса здоровья будущих руководителей, состоит в том, что данный процесс понимается как совокупность или комплекс различных ресурсов и организационных возможностей организма, которые являются основой эффективной работы. Поэтому положения ресурсного подхода в образовательной деятельности в настоящее время являются актуальными. Однако сущность ресурсного подхода в организации деятельности по сохранению здоровья и управления им, а именно она лежит в основе формирования триединого адаптационного ресурса здоровья будущих руководителей агропромышленного комплекса, в педагогической литературе до настоящего времени подробно не рассматривалась. Чаще всего упоминание о ресурсном подходе сопровождается кратким пояснением экономических, кадровых и маркетинговых направлений в области образования. Этот подход связывает эффективность с рациональным потреблением ресурсов [3].
Ресурсный подход, по мнению Р.М. Гранта, [2] предполагает, что какое-либо явление (какая либо деятельность, организация и т.д.) требует всестороннего познания самой себя, то есть своих ресурсов и способностей.
Это, в свою очередь, должно определить выбор стратегии, которая максимально учитывает сильные стороны и опирается на них. А так же, настроиться на развитие и достройку своих сильных сторон, ресурсов и возможностей. То есть необходим процесс конструирования стратегического потенциала какого-либо явления, состоящего из ресурсов и организационных возможностей. В данном случае, ресурсы - это то, что мы имеем, чем располагаем, а организационные возможности - то, что для чего это предназначено или умеет хорошо и успешно делать. В основе ресурсного подхода лежит принцип соответствия задач наличествующим и необходимым ресурсам, без которых решение задач становится профанацией [4]. В контексте взгляда на человека с позиций ресурсного подхода, сама жизнь есть непрерывное развитие - накопление уникальных ресурсов и реализация их с пользой для себя, своей дальнейшей жизни и общества.
Таким образом, определим ресурсный подход к организации процесса формирования триединого адаптационного ресурса здоровья будущих руководителей АПК как потенциал, который может быть реально задействован и просчитан как ресурсы, а реализован как средства, на основе которых осуществляется взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Исходя их того, что главным стратегическим потенциалом изучаемого нами процесса является феномен здоровьесбережения, то его ресурсы вплетены, интегрированы в структуру этого процесса, в его внутреннюю среду, и являются важнейшими характеристиками данного феномена. Здоровье является основным фактором успешного личностного развития, а в нашем исследовании именно здоровье является общим знаменателем в формирования триединого адаптационного ресурса здоровья будущих руководителей АПК.
Это и определяет актуальность использования здоровьесберегающего подхода в исследовательской деятельности как одного из основных методологических направлений,
позволяющих организовать процесс деятельности подготовки студентов ВУЗа, в том числе одной из его части - формировании триединого адаптационного ресурса здоровья будущих руководителей АПК - с учетом сохранения и укрепления здоровья обучаемых. Здоровье - это с одной стороны, значимый структурный элемент личности, с другой - многомерное динамическое состояние, взаимосвязанная совокупность трёх составляющих - физического, психического и социального здоровья. Причем, отклонения в одной из составляющих здоровья непременно сказывается на другой. Это, в свою очередь, приводит к снижению адаптивности организма к воздействию негативных факторов и нарушает взаимодействие человека с окружающей средой.
Здоровьесберегающий подход к образовательному процессу в вузе - это система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучаемых, которая обеспечивает не только сохранение, но и укрепление их здоровья. С позиции здоровьесберегающего подхода процесс формирования триединого адаптационного ресурса здоровья будущих руководителей АПК будет строиться на основе здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Целью использования данных технологий выступает обеспечение условий психического, физического и социального комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а так же их продуктивной учебной, познавательной и практической деятельности, основанной культуре здорового образа жизни личности [10]. Образовательные технологии, которые мы выделяем как здоровьеформирующие - это такие психолого-педагогические технологии, методы и программы, которые направлены на формирование и воспитание у обучаемых культуры здоровья; а так же личностных качеств, способствующих его укреплению и сохранению; формирование представления о своем здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [8]. Здоровьесберегающие технологии - это все те технологии, которые должны обеспечить обучаемому достаточно высокий уровень здоровья при соблюдении следующих условий: это рациональная организация учебного процесса (приведенная в соответствие с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие физической и учебной нагрузки возрастным возможностям обучаемого; необходимый, рационально организованный и достаточный двигательный режим; а так же отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения, воспитания [7].
Системный подход позволяет нам выделить основные компоненты технологий в рамках здоровьесберегающего подхода к процессу формирования триединого адаптационного ресурса здоровья будущих руководителей АПК:
• аксиологический: осознание высокой ценности собственного здоровья,
убеждённость в необходимости вести здоровый образ жизни;
• гносеологический: познание себя, своих способностей и возможностей;
приобретение необходимых для профессионального здоровьесбережения умений и знаний; ознакомление с различными методиками по сохранению и укреплению своего здоровья;
• мотивационный: формирование осознанного желания данного рода
деятельности, и как следствие творческая активность, заинтересованность в самореализации своих, заложенных природой потенциальных возможностей, активность в плане получения знаний, умений и навыков в области профессионального здоровьесбережения;
• эмоционально-волевой: это создание условий для получения положительных
эмоций от здоровья, здорового образа жизни;
• физкультурно-оздоровительный: овладение способами деятельности, которые направлены на повышение двигательной активности;
• личностно-ориентированный: активное участие самого обучающегося в
освоении культуры профессионального здоровьесбережения, в формировании личного опыта профессионального здоровьесбережения, который приобретается через расширение сферы общения и деятельности учающихся, развитие саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему), становление активной жизненной позиции и самосознания на основе воспитания и самовоспитания; формирование ответственности за свою жизнь, здоровье, а так же жизнь и здоровье других людей.
Следует обозначить так же основные принципы реализации этих технологий: равноправное сотрудничество с обучаемыми; творческий характер образовательного процесса; индивидуальный подход; использование активных форм и методов обучения; направленность на контроль и предупреждение утомляемости [7].
Одним из методологических подходов к процессу формирования триединого адаптационного ресурса здоровья является средовой подход, лежащий в основе теории опосредованного управления. В современной педагогике существует множество подходов к формированию и развитию человеческой личности и коллектива в той или иной мере учитывающих влияние среды.
Идеи средовой педагогики связаны с именами К.Д.Ушинского, Л.И.Пирогова, Л.Н.Толстого и других педагогов. Они ставили вопрос об исследовании, а так же использовании воспитательных возможностей среды. В последние время наблюдается значительное увеличение интереса ученых и педагогов к проблеме педагогики среды. Это связано, в первую очередь, с исследованиями в области проблем социализации и социальной адаптации, духовно-нравственного воспитания. Привлекает исследователей то, что средовой подход - это не только теория, но и технология, которая показывает механизмы учета и преобразования образовательного процесса на основе анализа среды. Под средовым подходом нами понимается теория управления формированием и развитием личности, основанная на анализе будущей среды деятельности. При данном подходе среда жизнедеятельности субъекта будет выступать как условие и средство формирования его перспективного и текущего образа жизни [9].
В рамках исследования мы считаем, что будущая профессиональная среда определяет содержание и характер профессионального образования. Формирование определенного типа личности, со свойственным ему образом мыслей, действий и развитие на этой основе творческой индивидуальности - вот цель средового подхода.
Следует отметить, что сельскохозяйственное производство, как объект управления, обладает целым рядом специфических особенностей. Они существенно влияют на функции и структуру органов, стиль и методы и руководства. Система управления в агропромышленном комплексе - это совокупность элементов взаимосвязанных, образующих определенную целостность. Управление в АПК - это комплекс организационно-экономических действий, основанных на базе современных принципов. Они направлены на обеспечение оптимального функционирования агропромышленного производства и продовольственного рынка. Основные принципы, формирующие систему управления в сельском хозяйстве, как и в любой другой отрасли, являются принцип научности в управлении, ответственности, принцип системного подхода и оптимальности, и принцип расстановки и подбора кадров. Вместе с тем управление на уровне сельскохозяйственных предприятий и их объединений обладает еще и рядом специфических, частных принципов.
В сельском хозяйстве основным средством производства является земля. Особенность сельского хозяйства - сезонный характер труда и производства. Экономическое производство в сельском хозяйстве тесно переплетено с естественным, и это ставит его в большую зависимость от природных и климатических условий, которые значительно различаются по зонам страны. Сельскохозяйственное производство может быть эффективным, только если эти особенности полно учитываются. Территориальные особенности производства и удаленность структурных подразделений, растянутость коммуникаций затрудняет сбор и обработку информации, это, в свою очередь, ведет к запаздыванию принятия оперативных решений, и соответственно требует расширения самостоятельности как самих предприятий, так и внутрихозяйственных подразделений. Таким образом, в процессе функционирования данная отрасль проявляет свою специфику, что порождает особенности управления сельским хозяйством и указывает на необходимость учета среды будущей профессиональной деятельности при подготовке управленческих кадров на стадии обучения в ВУЗе.
Итак, готовность специалиста работать в современных социально-экономических условиях, условиях неопределенности и спонтанности, несомненно, требует от него стрессоустойчивого поведения. Здоровый физически, психически и социально студент, будущий специалист готов к воздействию стрессовых факторов, а следовательно и к осознанному восприятию и использованию в дальнейшей своей реальной управленческой практике приемов и методов стрессоустойчивого поведения. Перечисленные нами подходы позволяют сформировать триединый адаптационный ресурс здоровья, как фактор стрессоустойчивого поведения будущих руководителей АПК.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом /В. Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1977. - 332 с.
2. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. -560 с.
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.
4. Лизинский В.М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. - Москва, Центр «Педагогический поиск», 2006
5. Новиков А.М. Как работать над диссертацией / А.М.Новиков. - М, 1996. - 108с.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
8. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н.К.Смирнов. - М, 2003.- 270 с.
9. Столяренко A.M. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 423 с.
10. Тихомирова Л.Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004.- 240 с.
Рецензент: Бухвалова Елена Геннадьевна; ФБГОУ ВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академия, доцент кафедры иностранных языков; кандидат педагогических наук.
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Afanas'ev V. G. Chelovek v upravlenii obshhestvom /V. G. Afanas'ev. - M.: Po-litizdat, 1977. - 332 s.
Grant R.M. Sovremennyj strategicheskij analiz. 5-e izd. - SPb.: Piter, 2008. - 560 s.
Zub A.T. Strategicheskij menedzhment. Teorija i praktika. - M.: Aspekt Press, 2002. -415 s.
Lizinskij V.M. Resursnyj podhod v upravlenii razvitiem shkoly. - Moskva, Centr «Pedagogicheskij poisk», 2006
Novikov A.M. Kak rabotat' nad dissertaciej / A.M.Novikov. - M, 1996. - 108s.
Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremennyj jekonomicheskij slovar'. 5-e izd., pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2007. - 495 s.
Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. - M., 1998.
Smirnov N.K. Zdrov'esberegajushhie obrazovatel'nye tehnologii i psihologija zdorov'ja v shkole/ N.K.Smirnov. - M, 2003.- 270 s.
Stoljarenko A.M. Psihologija i pedagogika: ucheb. posobie dlja vuzov. - M.: JuNITI-DANA, 2001. - 423 s.
Tihomirova L.F. Teoretiko-metodicheskie osnovy zdorov'esberegajushhej pedagogiki. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2004.- 240 s.