Научная статья на тему 'Основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях'

Основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1292
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ТИПОЛОГИЯ ВИДОВ ТУРИЗМА / КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА / ЦЕЛИ И МОТИВЫ ТУРИЗМА / РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луковцева Анна Константиновна

В статье анализируются основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях. По мнению автора, к началу XXI в. туризм превратился в глобальное социально экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира. Развитие мировой индустрии туризма сопровождается сегодня международными трудовыми миграциями, которые связаны с неравномерностью развития национальных рынков туризма и упрощением иммиграционного законодательства в ряде регионов мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях»

Основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях

Basic methodological approaches to tourism research in Russia and foreign works

УДК 338.48-6:001.891

Луковцева Анна Константиновна

доцент Всероссийской государственной налоговой академии Минфина РФ (Москва), кандидат педагогических наук 109456, Москва, 4-й Вешняковский пр., д. 4

Lukovtseva Anna Konstantinovna

109456, Moscow, 4 Veshnyakovskiy pr., 4

В статье анализируются основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях.

По мнению автора, к началу XXI в. туризм превратился в глобальное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.

Развитие мировой индустрии туризма сопровождается сегодня международными трудовыми миграциями, которые связаны с неравномерностью развития национальных рынков туризма и упрощением иммиграционного законодательства в ряде регионов мира.

The article analyses basic methodological approaches to the tourism research in Russian and foreign works.

According to the author, by the beginning of XXI century, tourism developed into global social and economic and political occurrence, which has a significant impact on global system and policy of a number of states and world regions.

Development of global tourism industry presently is accompanied by labour migration, which are connected with non-uniformity of national tourism markets development and simplification of immigration law in a number of world regions.

Ключевые слова: российские и зарубежные исследования в области туризма, междисциплинарный подход, типология видов туризма, классификация туризма, цели и мотивы туризма, рынок туристических услуг

Keywords: Russian and foreign research in the tourist sphere, inter-disciplinary approach, types of tourism typology, tourism classification, objectives and motifs of tourism, tourist services market

Туризм прочно вошел в жизнь людей с их естественным стремлением к новым впечатлениям, открытию и познанию неизведанных краев, памятников природы, истории и культуры, обычаев и традиций разных народов и является одной из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики многих стран.

По экспертным оценкам, с начала ХХ! в. в сфере туризма ежегодно трудятся более 250 млн человек (или более 7% общей численности занятого населения), т. е. каждый десятый работник в мире. На долю туризма приходится 7% общего объема инвестиций,

примерно 10% мирового валового продукта, 5% общей суммы налоговых поступлений, треть мировой торговли услугами [1, с. 3, 5]. В настоящее время в среднем за год в мире совершается до 900 млн туристских поездок.

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.

Значимость туризма возрастает в различных областях общественной жизни, и, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям, XXI в. станет веком туризма, а в некоторых странах — катализатором социально-экономического развития [2].

В экономическом аспекте туризм представляет собой прибыльный бизнес. Он способствует активизации экономических процессов, росту валютных поступлений и доходов, развитию предприятий транспорта и связи, созданию новых рабочих мест в сфере питания, гостиничного дела, строительства, что приносит прибыль государству и муниципальным образованиям.

Туризм способствует сохранению культурного наследия, исторических ценностей, формированию социокультурного пространства страны, внедрению новых способов использования свободного времени, сохранению здоровья и поддержанию работоспособности людей.

Социально-политический потенциал туризма заключается в том, что он способствует стабилизации межэтнических и международных отношений, формированию взаимного интереса людей различных стран, ведет к росту толерантности и взаимного уважения.

Активные исследования проблем туризма начались в 70-е гг. ХХ в. В этот период в большинстве публикаций, посвященных данной теме, обсуждались экономические и экологические проблемы (в частности, проблемы сохранения природного наследия и развития национальных парков, определения предельно допустимого уровня нагрузки на туристские объекты и т. п.). Анализу подвергались в основном достаточно узкие аспекты: экономические механизмы регулирования потоков туристов, территориальные особенности организации туризма, психологические мотивации туризма и т. п.

Публикации этого периода (как научные, так и популярные) были посвящены главным образом природе самого туризма и его взаимосвязи с паломничеством, обрядами, развлечениями, а также изучению туризма в ракурсе соприкосновения различных культур — как правило, на примере контактов между Западной Европой и Северной Америкой [3].

Следующим толчком к активизации исследований в рассматриваемой сфере послужила негативная реакция стран третьего мира на возросшие масштабы туризма. В частности, волна протеста против массового туризма, негативным последствием которого

0

1

О ^

о о;

s ^

с

со

S

с; с

о

о

g стал рост проституции и преступности, поднялась s на Гавайях.

о Критические настроения в отношении массового g туризма стали основой продвижения и обсуждения ^ на международном уровне соответствующей альтер-к нативы — так называемого «мягкого» (или экологи-^ ческого) туризма, предложенного на рассмотрение

< ЮНЕСКО Международной академией по изучению s туризма (1989 г) и Всемирной организацией по ту-

< ризму (1980, 1985, 1989 гг.).

о Внимание к проблемам туризма росло, их изуче-=Ц ние стало более многогранным. Появились много-^ численные публикации в научных журналах, таких как ¡Е «Журнал туристских исследований» («Journal of Travel ^ Research», 1962), «Летописи туристских исследова-s ний» («Annals of Tourism Research», 1973), «Туристское ревю» («Tourist Review», 1946), «Менеджмент туризма» («Tourism Management», 1980), «Исследования в области рекреалогии» («Tourism Recreation Research»,1977), «Журнал туристского анализа» («The Journal of Tourism Studies», 1990) и др.

Определенные стороны туризма в той или иной мере изучаются в рамках различных наук: экономики, географии, демографии, истории, социологии, антропологии, политологии и др., использующих зачастую сходные методы и подходы.

К концу ХХ в. изучение проблем туризма углубилось и приобрело более сложную структуру. Так, например, маркетинг по-прежнему уделял главное внимание продажам, продвижению туристических услуг, но в то же время маркетологи начали пристальнее изучать рекламу, психологию мотиваций туризма, т. е. проблемы, относящиеся к области социологии, антропологии, психологии и рекреалогии.

Проблемы окружающей среды стали предметом исследования не только экологов, но и экономистов и географов. В этот период внимание экономистов было сосредоточено на двух проблемах:

1) воздействие туризма на экономику и развитие соответствующей инфраструктуры;

2) экономическая роль туризма.

О расширении научных исследований свидетельствует возникновение ряда исследовательских институтов, а также организаций, заинтересованных в коммерческих аспектах исследований (т. е. воспринимавших туризм прежде всего как индустрию)1. Можно сказать, что изучение туризма началось с позиций экономической науки, а затем вовлекло в свою сферу практически все научные дисциплины.

По нашему мнению, назрела потребность сдвига в исследованиях — от описания экономических и географических характеристик туризма к более глубокому изучению масштабов, направлений,состава туристических потоков, а также факторов, определяющих мотивации решений туристов о выборе места и типа отдыха.

Прежде всего, необходимо наряду с описанием экономической ситуации и сервисной инфраструк-

1 Среди таких организаций прежде всего следует назвать

основанную в 1924 г. Всемирную туристскую организацию

(ВТО). Эта межправительственная организация собирает, анализирует и публикует информацию о туризме, проводит различного рода конференции. Кроме того, следует упомянуть компании, которые занимаются изучением раз-

вития туризма, такие как Association Internationale d'Experts

Scientifiques du Tourisme (AIEST; основана в 1951 г), Travel

& Tourism Research Association (TTRA; создана в 1970 г) и Международная академия туристских исследований (1988), чья деятельность целиком посвящена междисциплинарному изучению туризма.

туры в странах въезда или регионах отдельной страны перейти к всестороннему исследованию форм и путей оперативной социальной адаптации туристов в процессе взаимодействия с местным населением и возможных последствий этого процесса для общества, что предполагает использование междисциплинарного комплексного метода.

Обращение к междисциплинарному подходу целесообразно не только потому, что в современной экономической науке принято применять методологию различных наук, но и потому, что сам феномен туризма — явление весьма сложное, многогранное.

Туризм является, во-первых, формой потребления, во-вторых — социальной практикой, в третьих — сферой досуга, в четвертых — культурным феноменом. Кроме того, он тесно связан с окружающей средой.

Исходя из этого, категориальный аппарат туризма представляет собой систему общенаучных понятий, включающую категории и понятия экономической науки и общей социологии, а также смежных наук, занимающихся изучением миграции.

Из области экономической статистики и демографии используются такие категории, как «туристские потоки», «миграционная подвижность», «социальная мобильность», «интенсивность туризма», «туристская подвижность» и т. д.

Для оценки интенсивности туристской миграции привлекаются классические показатели миграции населения: коэффициент прибытия и коэффициент выбытия. Они выступают той мерой, которая пригодна для временных и пространственных сопоставлений.

Коэффициент туристского прибытия рассчитывается как отношение числа иностранных туристов, прибывших в страну за год, к среднегодовой численности ее населения. По аналогии коэффициент туристского выбытия определяется как отношение числа туристов, выехавших из страны, к среднегодовой численности ее населения.

Оба показателя выражаются в промилле (%) и характеризуют уровень явления в расчете на 1000 человек. Получаемая таким образом картина интенсивности туристской миграции дополняется другими показателями: долями страны на мировом рынке въездного и выездного туризма, которые отражают пространственную концентрацию туристского спроса.

Из общей социологии применяются такие категории, как «социальная структура», «социальные отношения», «социальный процесс», «социальная мобильность», «социальное взаимодействие», «социальный институт», «социальная функция», «социальная стратификация», «социальный статус», «социальный интерес» и др.

Категории «социальное поведение», «мотивация», «ценностные ориентации»,«социальные стереотипы», «досуговые потребности» и т. д. заимствованы из социальной психологии.

Разнообразие научных дисциплин предопределяет наличие множества трактовок и определений понятия «туризм» [4], которые по различным признакам можно объединить в несколько групп:

• туризм как особая форма передвижения людей по маршруту с целью временного посещения конкретного объекта или удовлетворения специализированного интереса и возвращения к месту постоянного жительства;

• туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства;

• туризм как сегмент рынка, на котором действуют предприятия традиционных отраслей хозяйства

(транспорт, общественное питание, гостиничное хозяйство, культура, торговля и т. д.) с целью предложения своей продукции и услуг потребителям (с точки зрения теории маркетинга);

• туризм как особая форма развития личности, реализуемая через его социально-гуманитарные функции (воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную);

• туризм как популярная форма организации отдыха, проведения досуга;

• туризм как явление, выходящее за пределы традиционного представления, ассоциированного исключительно с отдыхом1.

Федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятый 24 ноября 1996 г., определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

В Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.) «туризм понимается как деятельность, имеющая большое значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на экономическую, социальную, культурную и образовательную области жизни государств и их международные отношения» [5].

Определение, принятое Статистической комиссией ООН в 1993 г., было поддержано Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используется в настоящее время в международной практике.

В соответствии с этим определением, туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

Ряд исследователей рассматривают туризм не как отдельную, самостоятельную отрасль, а как группу связанных отраслей, совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Конгресс США предпочел следующее определение: «Туризм — это взаимосвязанное объединение видов деятельности и организаций, которые полностью или частично предоставляют услуги транспорта, товары, размещение и другие необходимые средства для поездок с любой целью, не связанной с повседневной деятельностью за пределами постоянного проживания».

Академия туризма трактует его, с одной стороны, как особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т. е. деятельность самого туриста; а с другой — как деятельность по организации и сопровождению таких путешествий, т. е. как туристскую деятельность,

1 На конференции ВТО по статистике путешествий и туризма, проходившей в 1991 г. в Оттаве (Канада), туризм был определен как деятельность лиц, путешествующих и осуществляющих пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, на период не более одного года подряд с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

которая осуществляется различными предприятиями ^ индустрии туризма и смежных отраслей.

Несмотря на различия в формулировках, большин- о ство исследователей включают в содержание понятия ^ «туризм» потребности и мотивации туристов, осо- ^ бенности их поведения, экономические отношения к между туристами и производителями туристических ^ товаров и услуг, а также параметры взаимодействия < сферы туризма с окружающей природной средой, ^ экономической и другими сферами. <

Итак, можно остановиться на следующем опреде- о лении туризма: это специфический вид досуговой деятельности, который представляет собой времен- ^ ное перемещение людей с места своего постоянного ^ проживания в другую страну или местность в преде- ^ лах своей страны с целью получения удовольствия, ^ познания, отдыха, оздоровления,лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Туризм можно рассматривать как определенный вид деятельности, включающий в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Поэтому для характеристики туризма используется субъектно-деятельностный подход, который предполагает выявление специфики туристской деятельности и ее мотивационной составляющей.

Как интегрированный вид деятельности туризм включает в себя активность субъектов разного уровня и может быть нацелен на достижение различных результатов. Это деятельность комплексного характера, совмещающая отдых с познанием истории, ценностей культуры, обучением, поддержанием здоровья, предоставляющая возможности для решения деловых проблем, занятия любимым делом, предполагающая самовыражение и самоутверждение личности, т. е. деятельность, направленная на удовлетворение социокультурных потребностей личности в сфере досуга.

Туризм — это деятельность, которая становится возможной благодаря усилению взаимосвязи и взаимозависимости стран, открытости границ и увеличению масштабов международной торговли, а также распространению сети электронной почты, сети Интернет и мобильной связи, которые помогают устанавливать международные контакты, бронировать отели, билеты на транспорт.

В экономическом плане в масштабах страны туризм — это деятельность, связанная с массовым туристским движением, осуществляемая с использованием природно-климатических и историко-культурных туристских ресурсов, материально-технической базы туризма и других важных факторов, которые определяют уровень и качество обслуживания.

Обобщая результаты исследований туризма, О. В. Лы-сикова дает развернутую типологию видов туризма в зависимости от оснований классификации.

• По целевым установкам туристских практик: активный (спортивный), экстремальный, пляжный оздоровительный (рекреационный), культурно-познавательный (музейно-экскурсионный), экологический, этнический, аграрный (сельский), музыкально-фестивальный, приключенческий, конгрессный, деловой, образовательный; существуют и более частные виды туризма, например ностальгический, туризм футбольных фанатов, гурман-туризм.

• По возрастным категориям: детский, юношеский, молодежный, для взрослых, туризм для людей третьего возраста.

• По признаку пересечения государственной границы: внутренний, выездной, транзитный.

^ • По времени пребывания в путешествии и соот-^ ветствующего оформления виз: кратковременное, о средней продолжительности, долговременное. ^ • По времени года (сезону): летний (высокий), зим-^ ний (низкий), демисезонный.

к • По целевой аудитории: отпускной, деловой, рек-=Ц ламный.

< • По качеству обслуживания с учетом категорий оте-^ лей и транспортных перемещений: у|р, бизнес-класс, <с эконом-класс, туристический класс. о • По ориентированности на количество туристов: =Ц эксклюзив (индивидуальный), инклюзив (коллек-^ тивный, групповой).

¡Е • По качественному составу групп: семейный, кор-^ поративный,

^ • По устойчивости предпочтений в выборе агентов, турпредприятий, направлений, дестинации: постоянные, разовые, потенциальные клиенты.

• По выбору природных ландшафтов: горный, морской, озерный, речной, комплексный.

• По типу транспортного обслуживания: авиационный, железнодорожный, автомобильный, велосипедный, круизный, комбинированный.

• По способу перемещения: пешеходный, велосипедный, автобусный, конный, комбинированный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• По типу организации: самодеятельный, организованный.

• По источникам финансирования: социальный,коммерческий [6].

Множество существующих классификаций туризма различаются как самим пониманием этого феномена, так и принципами построения, задачами классификации и т. д. Однако составной частью любой классификации является разделение туризма на международный и внутренний.

Международный туризм включает путешествия с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства туриста и предполагает пересечение государственной границы. Это связано с некоторыми формальностями, такими как оформление заграничных паспортов и виз, прохождение таможни, осуществление валютного и медицинского контроля.

Государства определяют и контролируют порядок въезда в страну и выезда из нее главным образом для борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, наркотрафиком, проституцией и т. д.

Соблюдение путешественниками паспортно-визового режима, медицинских требований (вакцинации, прививки), правил провоза через границу вещей, товаров, валюты проверяют специальные службы.

В свою очередь, в зависимости от направления туристского потока в международном туризме различают две формы: въездной и выездной.

Страну, которую турист покидает, определяют как страну происхождения (если он имеет там постоянное место жительства), страну, куда он прибывает, называют страной назначения.

Один и тот же турист одновременно может быть и въезжающим и выезжающим. С точки зрения страны происхождения перемещение туриста представляет собой выездной туризм, с точки зрения страны назначения — въездной. Эти термины можно корректно использовать применительно к началу зарубежного путешествия, а на обратном пути речь идет лишь о возвращении туриста домой.

Исследуя международный туризм в аспекте его современной отраслевой модификации, профессор Мей-сенского университета (Новая Зеландия) Н. Лейпер представляет туризм в качестве системы, состоящей

из следующих элементов: географический компонент (регион, порождающий туристов, транзитный регион, регион туристской дестинации), туристы и туристская индустрия [7, р. 390-407]. Такое представление позволяет изучать туристическую отрасль максимально полно со стороны спроса, предложения, их рыночного взаимодействия, а также с точки зрения внутренней организационной структуры отрасли.

Как известно, основу международного туристского обмена составляют именно путешествия с целью развлечения и отдыха (оздоровительные, познавательные, спортивные и другие поездки). В общем объеме мирового туризма их доля составляет около 70%.

Социальные аспекты туризма и отдыха все еще недостаточно изучены, что делает весьма актуальным применение социологического подхода в анализе феномена туризма. Субъектно-деятельностный подход в данном случае предполагает анализ действия любого субъекта с позиций его мотивации и самореализации.

Глобализация, включающая такие факторы, как информатизация и развитие транспортных средств, в конце XX — начале XXI в. обусловила неуклонный рост динамики развития туризма, что может впоследствии привести к превращению его в ведущую отрасль мирового хозяйства и важнейший социокультурный феномен. Об этом можно сегодня говорить достаточно обоснованно, несмотря на то что тенденции изменения природных и социально-политических условий и их влияние на туристские потоки оценить весьма непросто. Эти коллизии на практике влияют лишь на изменения направлений конкретных туристских потоков, определяемые информационными факторами и состоянием обеспечения безопасности туристов.

Величина мировых туристских потоков неуклонно растет, и эта тенденция, имеющая глобальный характер, долгое время будет преобладать.

Таким образом, к началу XXI в. туризм превратился в глобальное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.

Развитие мировой индустрии туризма сопровождается международными трудовыми миграциями, обусловленными неравномерностью развития национальных рынков туризма и упрощением иммиграционного законодательства в ряде регионов.

В Западной Европе вплоть до 1970-х гг. отмечалась нехватка трудовых ресурсов, поэтому доступ иностранцев на рынки рабочей силы в ряде стран был облегчен.

Выходцы из Египта, Греции, Армении, Италии, иммигрируя, трудоустраивались в секторе туристских услуг и тем самым способствовали его подъему (например, во Франции и Великобритании).

Позднее, по мере ухудшения экономической конъюнктуры и роста безработицы, страны Западной Европы перешли к политике ограничения импорта рабочей силы. Тем не менее в Швейцарии свыше половины занятых в гостинично-ресторанном хозяйстве составляют иммигранты, в Германии — более трети.

В настоящее время в США ежегодно прибывают в среднем 500-600 тыс. иммигрантов и еще около 50 тыс. проникают на территорию страны нелегально. Многие из этих лиц находят работу в индустрии туризма [8].

По профессионально-квалификационному составу поток мигрантов в мировой индустрии туризма состоит из двух групп: малоквалифицированной рабочей силы и квалифицированных специалистов.

Основная масса мигрантов, занятых в индустрии туризма, выполняет низкооплачиваемые, неквалифицированные, непрестижные работы.

Признание туристического потока в качестве одного из каналов нелегальной трудовой миграции содержится и в официальных документах правительственных органов Российской Федерации. «Нам самим нужно и дальше совершенствовать процесс трудовой и туристической миграции из Китая, но, что крайне важно, в рамках единого для России механизма привлечения и использования иностранной рабочей силы, который не ущемлял бы конкретные народы», — читаем, в частности, в размещенных на сайте Совета безопасности РФ ответах на вопросы интернет-конференции в рамках подготовки новой Концепции национальной безопасности РФ [9].

Следует особо отметить, что в настоящее время спрос на туристический продукт стал явлением социальным и массовым, а туризм превратился в одну из форм досуговой деятельности личности.

На формирование спроса на рынке туристических услуг оказывает влияние большое число факторов.

1. Общеэкономические факторы определяются в основном уровнем материального обеспечения потребителя массового туристического продукта, соотношением долей рабочего и свободного времени у занятого населения.

2. Демографические и социальные факторы включают такие показатели, как пол, возраст, семейное положение, место проживания туристов (город или сельская местность, величина населенного пункта), профессия (род занятий), образование, принадлежность к определенной социальной группе.

3. Социокультурные и социально-психологические факторы определяются уровнем культуры, содержанием системы духовных ценностей общества, общественной психологией в сфере потребления.

4. Личностные факторы связаны с чертами характера, поведенческими особенностями, стилем жизни, направленностью интересов человека и его представлениями о духовных ценностях, целевыми установками, мотивами.

Указанные факторы в совокупности формируют на сознательном и эмоциональном уровне поведение потребителя на рынке туристических услуг, отношение к тому или иному туристическому продукту. В свою очередь, результат их влияния на характер поведения потребителей и выбор туристских услуг может выражаться, например, такими показателями:

• частотность туризма;

• предпочтения в выборе географии туризма;

• предпочитаемая форма организации тура;

• представления туриста о цене тура и т. д.

Таким образом, для выявления особенностей поведения потребителей туристских услуг необходимо изучить воздействие общеэкономических, социодемографи-ческих, социокультурных, социально-психологических факторов, а также факторов культурного порядка.

Без достаточно полного представления о реализуемых моделях поведения человека в зависимости от ситуации, без подробного исследования механизма мотивации принятия решений о выборе вида отдыха, без знания главных и второстепенных целей, желательных условий и направления путешествия, определения параметров выбора партнера и турфирмы специалистам-маркетологам невозможно правильно построить тур и предложить его в условиях конкуренции на рынке потребителям туристического продукта.

Существенная роль в исследовании процессов рас- ^ пространения информации на рынке туристических ^ услуг, выявлении отношения потребителей к новым о продуктам и изменению ситуации на данном сегменте ^ рынка услуг (особенно в деятельности крупных ту- ^ ристических фирм) принадлежит анкетным опросам к потенциальных и реальных туристов. Анкеты разрабо- ^ таны специалистами-социологами как для туристов, < так и для работников турфирм с целью получения ^ достоверной информации, позволяющей адекватно < оценивать ситуацию на интересующем фирму сегмен- о те рынка туристических услуг. Данные таких опросов служат важной исходной базой для построения про- ^ гнозов и рекомендаций, используемых в процессе ^ формирования политики продвижения туристского ^ продукта. Результаты исследований учитываются при ^ принятии некоторых политико-экономических решений относительно деятельности учреждений, регулирующих таможенные или миграционные отношения.

Как показывают проведенные исследования, наряду со стремлением глубже постичь мир иной культуры одним из важных мотивационных факторов туризма становится желание соответствовать тому культурному стандарту, который формируется и тиражируется рекламой на телевидении и в популярных журналах.

К экономической категории мотивов туризма принадлежат факторы, которые охватывают стоимость жизни как в местах проживания, так и в местах пребывания туристов, стоимость путешествия и т. д.

Данный вид мотивов туризма, оказывающий заметное влияние на большое число туристов, чьи доходы относятся к разряду средних и ниже, играет существенную роль в формировании недорогих турпакетов. По этой причине в коммерческой рекламе, которую издают страны, принимающие туристов, экономические мотивы представлены особым способом с целью привлечения не только туристов, желающих путешествовать индивидуально и недорого, но и обслуживающих их туроператоров и турагентств.

В числе целей туризма можно выделить развлекательные, рекреационные, познавательные, оздоровительные, лечебные, профессионально-деловые, гостевые и пр.

Всемирная туристическая организация рекомендует в зависимости от главной цели подразделять поездки на следующие группы:

• досуг, рекреация и отдых;

• посещение знакомых и родственников;

• деловые и профессиональные цели;

• лечение;

• религия, паломничество;

• прочие цели.

Такая рубрикация используется в статистике международного туризма [10].

На протяжении всей истории существования туризма его потребности трансформировались. Так, например, в советские времена туризм и путешествия связывались не только с приобретением необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, но и с восприятием исторической и природно-эстетической реальности. Иными словами, преобладали культурные и психологические мотивы: люди путешествовали, чтобы познакомиться с культурой других стран, посмотреть на мир, изменить привычный ритм жизни, отдохнуть от рутины.

В наши дни помимо знакомства с культурой другой страны туристы стремятся больше узнать о быте людей, повседневной жизни, привычках, обычаях, тради-

циях. Популярными стали поездки в другие страны во время их национальных праздников, карнавалов.

Следует особо отметить, что мотивы туризма имеют четко выраженные возрастные особенности.

Молодежь, студенты (до 25 лет) имеют достаточное образование, высокую требовательность к удовлетворению познавательных потребностей, предпочитают активный отдых, склонны к самостоятельности, индивидуальному или самодеятельному туризму.

Туристы в возрасте 25-35 лет — люди в большинстве своем семейные, с малолетними детьми. Представители этой возрастной группы, как правило, стремятся сохранить или повысить свой социальный статус, продвинуться в служебной карьере, поэтому на отдых у них остается мало времени и средств, которые в основном направляются на укрепление финансового положения семьи. Исключение в этой когорте составляют так называемые «новые русские»: их потребности связаны не столько с получением необычных, острых ощущений, сколько с привлечением к себе внимания окружающих.

В возрасте 35-45 лет туристы предпочитают спокойный и комфортабельный отдых, адекватный вложенным средствам и жизненному опыту.

Туристы старше 50 лет, как правило, обладают слабыми физическими возможностями, поэтому предпочитают познавательный отдых вне сезона, а также отдых, связанный с лечением.

В целом можно сказать, что использование социокультурных возможностей туристического бизнеса (рекреация, смена ролей, подтверждение статуса, карнавализация и т. д.) различными группами населения в целом определяется экономическими, социально-демографическими и культурными факторами.

В современном мире (в том числе и в России) наибольшей чувствительностью к досуговым инновациям и потребностью в них отличаются бизнесмены и молодежь.

Однако если для первой группы действительно характерен высокий уровень материальной обеспеченности и экспериментирование в области заполнения свободного времени в путешествиях не вызывает социально противоречивых последствий, то для российской молодежи завышенный уровень досуговых

потребностей становится социальной проблемой, что требует специального изучения.

В целом в России назрела необходимость перехода от поверхностного описания состояния индустрии туризма к углубленному и комплексному познанию сущности феномена туризма, раскрытию закономерностей и механизмов его функционирования, их моделированию, диагностике, прогнозированию и на этой базе — к принятию адекватной политики развития туризма.

Литература

1. Соколова М. В. Генезис туризма в истории мировой цивилизации и их интерактивность. М.: Изд. центр «Академия», 2006.

2. Progress and Priorities 2007/2008: World Travel & Tourism Council // http://www.wttc.org.

3. ДжафариДж. Феноменология туризма: сайт «Туристический вестник» // http://www.tourvest.ru/articles/ article0003; опубл. также в ж. «Теория и практика физической культуры».

4. Антипина Е. Б., Терещенко А. А. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2004. № 3; Драчева Е. Л., Забаев Ю. В., Исмаев Д. К. Экономика и организация туризма: международный туризм. М.: КНОРУС, 2007; Жукова М. А. Менеджмент в туристском бизнесе. М.: КНОРУС, 2006; Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003; Земедлина Е. А., Козырева О. Н. Экономика отрасли: туризм. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007; Гуляева Л. Ю. Основные стратегические факторы развития туризма в России. СПб., 2005.

5. Манильская декларация по мировому туризму // Материалы всемирной конференции по туризму. Мадрид, 1981.

6. Лысикова О. В. Туризм и глобализация: социокультурный аспект // Вестник национальной академии туризма. 2008. № 1 (5).

7. LeiperNeil. The Framework of Tourism: Towards a Definition of Tourism, Tourist, and the Tourist Industry // Annals of Tourism Research. 1979. 6 (4).

8. Международный туризм: Правовые акты: Справ. изд. / Сост. Н. И. Волошин. М.: Финансы и статистика, 2006.

9. Сайт Совета безопасности РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru.

10. WTO: Recommendations on Tourism Statistics. Madrid, 2003.

Издания СПбАУЭ

Новый журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.

Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.

Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.

По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбАУЭ по телефонам: (812) 313-39-49, 448-82-50, 363-11-69, e-mail: izdat-ime@yandex.ru. Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.