Научная статья на тему 'Особенности формирования российского туристского рынка'

Особенности формирования российского туристского рынка Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2708
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РОССИЙСКИЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ВНЕШНИЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / TOURISM / RUSSIAN TOURIST MARKET / EXTERNAL TOURIST PRODUCT / INTERNAL TOURISM / EXIT TOURISM / ENTRANCE TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исмагилов Н. А., Сафина Е. Н.

Развитие туризма в стране находится на низком уровне в связи с недостаточной платежеспособностью населения. В настоящее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург, Краснодарский край, Москву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования российского туристского рынка»

Исмагилов H.A.

доктор экономических наук, профессор, Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУПВПО «Академия труда и социальных отношений», Россия, г. Уфа

Сафина Е.Н.

старший преподаватель,

Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений», Россия, г. Уфа

УДК 338.48 (470)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Развитие туризма в стране находится на низком уровне в связи с недостаточной платежеспособностью населения. В настоящее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург, Краснодарский край, Москву.

Ключевые слова: туризм, российский туристский рынок, внешний туристский продукт, внутренний туризм, выездной туризм, въездной туризм.

FEATURES OF FORMATION OF THE RUSSIAN TOURIST MARKET

Tourism development is in the country at a low level in connection with insufficient solvency of the population. Now the tendency of gradual growth of popularity of internal tourism is observed. Thus most willingly Russians visit St. Petersburg, Krasnodar Krai, Moscow according to tourist permits.

Key words: tourism, russian tourist market, external tourist product, internal tourism, exit tourism, entrance tourism.

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 года. При этом одновременно шло три процесса: распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий); создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагента-ми; модификация старых туристских предприятий путем перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.), упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании,

экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания). Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодежный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы [12, с. 24].

Иначе говоря, выездной характер российского туризма того времени был обусловлен следующими причинами: новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР); упрощение порядка выезда; расширение внешних деловых контактов; увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; доступность цен на выездные туры; большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сер-

вис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Однако к началу XXI века многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и въездного туризма. Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма при этом стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России (Сочи, Геленджик, Дагомыс и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры («Золотое кольцо», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, санаторно-курортный отдых [3, с. 63].

И уже тогда были обозначены основные недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма в России. Среди них в первую очередь выделялось несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам, что выражалось в малом количестве предприятий, оказывающих услуги в сфере транспорта и сервиса.

Кроме того, были выделены и другие недостатки туристской отрасли:

- несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;

- завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

- несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;

- недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создавало отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

- недостатки в политике государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны, привлекательной для туризма.

Сегодня при обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов.

Дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники; повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации туристской индустрии; рационального использования имеющихся материальных ресурсов; применения современных технологий обслуживания туристов [10, с. 27].

В 2010 году Россию посетил 2 100 601 иностранец с туристическими целями. Из них услугами российских туристских фирм воспользовались лишь 8,9 %. Это свидетельствует о том, что отечественные фирмы пока не заняли должного места в международном туристском бизнесе и уступают инициативу в организации въездного туризма зарубежным конкурентам. В настоящее время в России наметилась возрастающая тенденция проникновения иностранных туристских фирм на внутренний рынок туристских услуг. И, как правило, иностранные туроператоры осуществляют самостоятельное обслуживание своих туристов в России, не привлекая для приема местных туроператоров.

Для большинства иностранных туристов (72,9 %), воспользовавшихся услугами туристских фирм, основной целью поездки в Россию является отдых, большой популярностью у них пользуется также круизный туризм по России (15,8 %).

□ зимние месяцы

■ март

□ август

□ сентябрь

■ ноябрь

Посещение России иностранцами с целью отдыха

Зимние месяцы года для иностранцев, посещающих Россию с целью отдыха, являются в основном мертвым сезоном, увеличение оттока иностранных туристов начинается с марта и достигает своего пика в августе, после чего начинает снижаться (см. рисунок).

Дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма никак невозможно без энергичного продвижения российского турпродукта на международном рынке, без формирования имиджа России за рубежом как государства, благоприятного для туризма. На мировом рынке наблюдается низкий уровень рекламы об уникальности регионов Российской Федерации, а также отсутствие продуманных предложений по разнообразным маршрутам, с учетом размещения, питания, транспорта и т. д., дифференцированных по уровню доходов и разнообразным социальным группам населения [3, с. 28].

Подробный анализ туристского рынка в России позволяет сделать заключение о том, что развитие туризма в стране находится сейчас на начальном этапе. Сравнение с другими государствами показывает, что активность российских граждан остается на низком уровне в связи с недостаточной платежеспособностью - только 26 % населения России совершают путешествия (в Германии, Японии - 79 % населения, в Великобритании - 70 %).

По мнению большинства руководителей туристских фирм (63,3 % из 1 137 опрошенных фирм), в настоящее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1 % количества обслуженных туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5 %), Москву (10,1 %). Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью отдыха, оздоровления и т. д. (70,8 % количества обслуженных

туристов). Отдают предпочтение круизам на теплоходах и в автобусах 12 %, выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы 6 %. Только 11 % россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1 % туристов соответственно).

Список литературы:

1. Глазычев С.Н. Сохраним ценность экологической культуры мира // Экология и промышленность России, 2008.

2. Воронков H.A. Экология: общая социальная, прикладная. - М., 2009. С. 20.

3. Бабкин A.B. Специальные виды туризма - М.: Финансы и статистика, 2007.

4. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. - М.: Инфра-М, 2009. С. 349.

5. Дмитлееский Ю.Д. Туристические районы мира.

- М.: Туристические районы мира; Смоленск: СГУ,

2009.

6. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2010. С. 51.

7. Информационно-справочная система «ООПТ России» // http://reserves.biodiversity.ru/.

8. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. - М.,

2010. С. 354.

9. Квартальное В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2009.

10. Лекарев С.В., Порк В.А. Бизнес и безопасность. Толковый терминол. словарь. - М., 2009.

11. Маринин М.И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь. - 2009. - № 31.

12. Чудновскгт АД. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007.

А

Миянова Г.Р.

преподаватель БПСТ (филиал) ОУПВПО «АТиСО» Россия, г. Уфа

УДК 338.48-043.86(1-87)(470.57)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

В данной статье выявлены факторы, влияющие на развитие туризма в регионе, проанализированы проблемы, стоящие перед туристической отраслью Башкортостана, перечислены региональные программы туризма, разработаны практические рекомендации по совершенствованию международного туризма в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: туризм, инвестиции, факторы развития, продвижение, республиканская программа, проблема.

WAYS OF PERFECTION OF THE INTERNATIONAL TOURISM TO REPUBLIC BASHKORTOSTAN

Жилин В.В.

доктор сельскохозяйственных наук, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент и финансы» БІІСТ (филиал) ОУП ВПО «АТиСО», Россия, г. Уфа

In this article the factors influencing development of tourism in the region are revealed, the problems facing tourist branch of Bashkortostan are analysed, regional programs of tourism are listed, practical recommendations about improvement of the international tourism in the Republic of Bashkortostan are developed.

Key words: tourism, investments, development factors, advance, republican program, problem.

Предпосылки развития туристской рыночной конъюнктуры в республике базируются, прежде всего, на общих перспективах России на международном уровне. Для большинства путешествующих (сегодня в мире ежегодно с туристскими целями путешествует 2 млрд. человек, из них более 700 млн. пересекают государственные границы) Россия продолжает оставаться «белым пятном» на туристской карте мира, которое предстоит стереть в XXI веке.

Республика Башкортостан сочетает три важнейших условия туристского развития: историко-культурные достопримечательности, природную среду и их транспортную доступность. Для полноценного развития туристской отрасли, достижения эффективных результатов важна именно их совокупность. Следует отметить, что здесь мы не приводим полного перечня объектов историко-культурного и природного потенциала, но выделяем акценты, присущие

именно Башкортостану и дающие ему конкурентные преимущества среди национальных республик и других российских территорий, претендующих на звание туристских регионов. Уникальность и доступность ресурсов создает предпосылки для активного развития здесь туристских программ [2, с. 13].

Какие же проблемы стоят перед туристской отраслью республики?

Казалось бы, богатейшие природные ресурсы Башкирии создают прекрасные предпосылки для развития многих видов туризма: оздоровительный, сельский, водный, конный, экологический, спортивный, горнолыжный, культурно-познавательный и другие. Однако несмотря на такое разнообразие, одна из важнейших проблем туротрасли - низкий спрос. Чтобы ее решить, необходимо вплотную заняться туристским брендом республики, считают эксперты. В целом в России наиболее известны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.