Научная статья на тему 'Основные концепты «Образа мира» современного дошкольника'

Основные концепты «Образа мира» современного дошкольника Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
542
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федулова Е. В.

Исследована проблема «образа мира» дошкольника. Раскрывается и аргументируется понятие концепта как его основной единицы. Выделены четыре группы концептов, образующих концептосферу старших дошкольников. Рассмотрены основные концепты «образа мира» современных детей. Обосновано влияние на концептосферу дошкольников уровня развития общества и достижений научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные концепты «Образа мира» современного дошкольника»

[Текст] / Т.А. Клименкова // Женщина в обществе: мифы и реалии: сборник статей / редактор-составитель Круминг Л.С. - М.: Информация XXI век, 2000. - 332 с.

3. Словарь гендерных терминов [Текст] / под ред. А.А. Денисовой, Региональная общественна организация «Восток-Запад»: Женские инновационные проекты. - М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.

4. Берн, Ш. Тендерна психология [Текст] / Ш. Берн. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 320 с.

5. Кон, И.С. Введение в сексологию [Текст] / И.С. Кон. - М.: Медицина, 1989. - 336 с.

6. Крайг, Г. Психология равития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питее, 2000. - 992 с.

7. Гендее и язык [Текст] /Москов. гос. лингвист. ун-т; Лаборатория гендерных исследований. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 624 с.

8. Чодороу, Н. Воспроизводство матееинства: психоанализ и

социология пола [Текст] / Н. Чодороу // Антология гендерных

исследований: сб. пее. / сост. и комментарий Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Мн.: Пропилеи, 200. - 384 с.

9. Шурова, Н.В. Некоторые аспекты гендерной социаизации [Текст] / Н.В. Шурова // Изв. ТулГУ. Сер. Психология. - 2002. - Вып. 2. -С. 180-185.

УДК 159.922

Е.В. Федулова(Тула, ТулГУ)

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ «ОБРАЗА МИРА» СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА

Исследована проблема «образа мира» дошкольника.

Раскрывается и аргументируется понятие концепта как его основной единицы. Выделены четыре группы концептов, образующих концептосфеуу старших дошкольников. Рассмотрены основные концепты «образа мира» современных детей. Обосновано влияние на кoнцeлтосфeуy дошкольников уровня развития общества и достижений научнотехнического прогресса.

Люди полагают, что живут и действуют в реальности, в мире вещей и предметов. Однако это не совсем так. Например, с позиций представителей школы Л.С. Выготского [1], в такого рода «реаьности» может жить только Маугли - человеческий детёныш, не прошедшей аккультурации и социаизации. Человек в полном смысле этого слова живет в специфически человеческом, социокульттрном мире - мире

обобщенных представлений. При взаимодействии человека с миом обрауетст особа психологическа реаьность - обра (калтина) мира, в соответствии с которой человек строит своё поведение, действует, планирует предстоошую деятельность.

Интерес к исследованию образа мира зародился как онтологическа проблема в философии и до сих пор остаётся в центре внимания философов, психологов, когнитивных лингвистов, чьи научные интересы направлены на изучение содержания, механизмов формирования, закономерностей и факторов, влияющих на равития ментаьной реаьности.

В контексте различных психологических теорий обра мира рассматривался как когнитивные карты и схемы (Е. Толман, У. Найссер) [2], как семантическа память (Б .М. Величковский), в русле деятельностного подхода А.Н. Леонтьевым [3], С.Д. Смирновым [4], В.В. Петтховым [5]. А.НЛеонтьев «обра мира» рассматривает в контексте процесса восприятия, подчёркивает амодаьность как реального, так и отраженного психического мира, вводит понятие «кваиизмерение», единицей которого выступает значение. Равивая исследования «обраа мира» в рамках данного направления, С.Д. Смирнов в структуре обраа мира выделяет два уровня: «ядерный уровень (вернее уровни)

символической (знаковой) репрезентации мира формируетст в психике человека на основе системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культтры, нормах и эталонах деяельности. Система этих значений и обраует отраженное пространство деятельности человека в реальном мире, а не произвольно конструируются человеком» (уровень амодаьных представлений) и уровень поверхностных (чувственно оформленных представлений).

В.В.Петухов выделяет в образе мира баовые, «ядерные» структуры, отражающие глубинные связи человека и мира, не зависящие от рефлексии, и «повеехностные», связанные с осознанным, целенаправленным познанием мира. Ю.Артемьева, Ю.К.Стрелков, В.Л.Серки рассматривают «образ мира» как поняие, описывающее субъективную, пристрастную модель мира, включающую рациональное и иррациональное, развивающуюся на основе системы деятельностей, в которые включён человек [6] и т.д.

На наш взгляд одним из перспективных направлений в исследовании оббаа мира является изучение ею в качестве такого поняия как концептосфера [7], где основной единицей ментаьной реаьности высттпает концепт. (Э.Лассан, Д.С.Лихачёв, Е.Е.Сапогова, Ю.С.Степанов).

Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в

некоторых случаях и влияет на нее. Концепты не только мыслятся, они переживаются. Они - предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений. Концепт - основна ячейка культуры в ментальном мире человека [2]. Согласно Д.С.Лихачёву, концепт - это некий кант знания, отражающий содержание всей человеческой деятельности. Концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека [8].

По мнению Л.А. Грузберг, одно из самых существенных разичий слова и концепта связано с их внутренним содержанием. Внутреннее содержание слова - это его семантика плюс коннотации (т.е. совокупность сем и лексико-семантических вариантов плюс экспресс-

сивная/эмоциональна/стилистическа окрашенность, оценочность и т.п.) Внутреннее же содержание концепта - это своего рода совокупность смыслов, организация которых существенно отличается от структуризации сем и лексико-семантических вариантов слова. Соотношение семантики слова и совокупности смыслов одноименного концепта многопланово и причудливо [9]. Так, в концепте «игра» по существу отсутствуют смыслы «безделье», «несерьезное времяпрепровождение», но весьма актуаьны смыслы субстанционаьного характера, например, осмысление игры как аналога любой сознательной деятельности или же как олицетворения высокоинтеллектуаьной деятельности [9].

По мнению Л.Н. Мирошниченко, концепт включает все признак объекта и рассматривается как знание, структурированное во фрейм. Концепт как всеобъемлюща категория тесно соотноситс с фреймовыми моделями, которые по отношению к нему выступают как некоторые упорядоченные конвенционаьные структуры, систематизирующие все знания о данном «предмете», которые охватывает соответствующий ему языковой концепт. Взаимоотношения между компонентами фрейма (или его уровнями) базируются на ассоциативных связях, что отражает ассоциативную природ мышления человека.

Главным отличием термина «концепт» от термина «понятие», на наш взгляд, является то, что концепт переживается человеком. Поэтому «концепт» становетьсс как бы синонимом «смыслу», «значение»

становится синонимом «понятия». Как укаывает Ю. Степанов: «значение слова - это тот предмет или предметы, к которым это слово правильно, в соответствии с нормами данного языка применимо, а концепт - это смысл слова» [2. С. 40].

Так как образ мира - это динамическое образование, соответственно оно зависит от рада фактооов, таки как: социокультурная среда, в котооой находится человек (микро- и макро-среда; семейные и национаьные традиции; географические особенности проживания; уровень равития общества; литература; музыка; театр; кино; живопись;

скульптра; архитектура и т.д.), его этническа принадлежность (раса, национальность), религиозна принадлежность (вид религия; отношение к религии), группова принадлежность (социальный статус группы, к которой принадлежит человек; внутригрупповые отношения; групповые ценности; традиции, ритуалы), профессия, гендер, возраст, иcтoричecкaя эпоха, в которой он живёт и те исторические события, участником или наблюдателем которых человек станов иге я, и т.д.

Одним из основных факторов, определяющих обра мира человека, является возраст. На наш взгляд, изучение ментальной реальности дошкольников, основных концептов, характерны: для данного возраста, является актуальным, так как в теоретическом плане даёт понимание генезиса образа мира, выявление общих закономерностей в его становлении, зависимости/независимости от исторического времен, в котором живут дети, а в практическом плане даёт более точное представление о том, как современные дошкольники воспринимают окружающий ми.

Цель данного исследования - описать основные концепты детей дошкольного возраста, сформировавшиеся в современных условиях. В .А.Маслова [8] в концептосфере русской культуры выделяет следующие группы концептов: 1) ми - пространство, время, число, родина,

туманное утро, умняя ночь; 2) стихии и природа - вода, огонь, дерево, цветы; 3) представления о человеке - новый русский, интеллегент, генни, дурак, юродивый, странник; 4) нравственные концепты - совесть, стыд, грех, правда, истина, искренность; 5) социальные поняияи отношения -свобода, воля, дружба, война и т.д.; 6) эмоциональные концепты: счастье, радость; 7) ми артефактов: храм, дом, геральдика, сакральные предметы (колокол, свеча и др.); концептосфера научного знания: философия, филология, математика и др.; 9) концептосфера искусства: архитектура, живопись, музыка, танец и т.д.

В своем исследовании концептосферы дошкольников мы выделили четыре группы концептов: 1) концепты, позволяющие ребёнку

ориентироватет в мире живой природы; 2) концепты, позволяющие ребёнку ориентироваться в неживой природе; 3) концепты, позволяющие ребёнку ориетироваться в социальном мире; 4) концепты, позволяющие ориентироватет во времен. Опирась на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского и деятельностный подход А.Н. Леонтьева, мы предположили, что у современных дошкольников в процессе социализации формируется концептуальный «образ мира», включающий в себя:

1) универсальные концепты (примерами таких концептов могут служить концепты «мать», «отец», «дружба», «ввемя» и т.д.), котoрыe присутствуют в концептосфеее взрослых и детей вне зависимости от исторического времени;

2) специфически «детские» концепты, такие как «сказка», «волшебство», «игра», «игрушки» и т.д., которые также как и унивеесальные не зависят от исторической эпохи, но имеют существенную разницу в наполнении, значении и влиянии на общую картину мира взрослого и ребёнка;

3) современные концепты, отражающие coвлeмeнный yлoвeнь равитая общества «сотовый телефон», «компьютер», «БУО» и т.д., те концепты, которые не были в картине мира предыдущих поколений.

Одни из них перейдут в универсальные концепты, друге просто исчезнут вместе с тем поколением, которое их создало и ими пользовалось. Таким обраом, концептосфера современного дошкольника становится не только качественно другой, но и более широкой, более равёрнутой, чем у предыдущих поколений дошкольников.

С целью выявления основных концептов, которые составляют концептосферу современных дошкольников нами было проведено пилотажное исследование, в котором приняло участие 25 детей МДОУ № 155 и N° 135 г. Тулы в возасте 6 лет. С помощью опросника, в котолом предлагалось ребёнку ответить на вопрос или продолжить фраз, например: «Мебель - это ....», было выявлено, что у старших

дошкольников в обрае мира присутствуют следующие группы

концептов.

1. Концепты, позволяющие ребёнку ориентироваться в мире живой природы1 («дикие животаые», «домашне животные», «птицы», «рыбы», «насекомые», «гибы», «овощи», «фрукты», «яоды»). В этих концептах дети демонстрируют знания, котолые он почерпнули не только из собственного опыта, но и приобретённые на занятиях в детском саду, при просмотре телепередач, чтении книг, общении со Еззослыми и с другими детьми. Так, например в концепт «дикие животные» входят представления о таких животных, как: волк, медведь, лиса, заяц, лев, тигр, кабан, с которыми ребёнок не встречается в повседневной жизни.

2. Концепты, позволющие ребёнку ориентироваться в неживой природе («лес», «луг>, «поле», «горы», «дождь», «снег», «туман», «космос», «бытова техника», «инcтуyмeды», «мебель», «ттанспорт», «дома», «театр», «цирк», «музей»). В ментальной реальности у дошкольников при восприятии предметов и явлений неживой природы более чётко фоомируютст концепты тех объектов и явлений природы, с которыми дети чаще сталкиваются в повседневной жизни. Так концепты «лес», «луг» у детей совпадает с общеприняым наполнением данных концептов, а концепты «поле», «гооы» в сознании детей представлены как «поляна», «горы» некотооые дети описывают как «горки для катания на санках»). Более подробно дошкольники описывают концепты «снег», «дождь», различа «грозу», «ливень», а концепт «туман» некоторые дети даже затрудняются определить. Концепт «бытова техника» в сознании

детей представлен достаточно равёрнуто, дошкольники называют: утюг, пылесос, телевизор, БУБ, магнитофон, микрофон (имея в вид каааоке), центр (музыкальный центр), компьютер, некоторые дети называют ноутбук, укаыва раличия между ноутбуком и компьютетом. Это связано с современной ситуацией развития общества, когда бытовая техника широко используется в повседневной жизни всеми членами семьи, включая детей. Концепт «мебель» у всех детей представлен холошо, дошкольники безошибочно перечисляют предметы, относящиеся к нему. А концепты «тструмены» и «транспорт» имеют генделный аспект. Он лучше представлены в сознании мальчиков, чем девочек. Есси мальчики относят к инструментам молоток, отвертку, пилу, то девочки к молотку добавляют клей, обои, краску. Это свидетельствует о «рамытости» данного концепта у девочек, что связано с меньшей заинтересованностью дошкольниц в деятельности, где могут применяться инструменты. Они также меньше зaидтeчecoвaны по сравнению с мальчиками в раличении видов транспорта. Поэтому концепт «транспорт» также лучше представлен у маБьиков. Концепты «дома», «цирк», «театт», «музей» в ментальной реальности не имеют отличи у мальчиков и девочек и представлены достаточно хорошо, хотя следует отметить, что при описании их дети чаще используют свой опыт, чем абстрактные представления. Например, концепт «театр» у некоторых детей ассоциируется только с кукольным представлением.

3. Концепты, позволяющие ребёнку ориентироваться в социальном мире («мама», «папа», «я», «брат», «сестра», «бабушка», «дедушка», «тётя», «дядя», «крёстный/крёстная», «соседи»,

«воспитатель», «заведующая», «повар», «врач», «медсестра», «школьник», «малыш», «волшебники», «Дед Мороз», «праздник», «скака», «игрушки», «город», «страна», «столица», «новости», «суд», «милиция/полиция», «церковь», «Рождество»). В образе мира дошкольников чётко представлены концепты членов семьи и близких родственников («мама», «папа», «брат», «сеста», «бабушка», «дедушка», «тётя», «дядя»,

«крёстный/крёстна»). Дети также хорошо ориентируются в профессих, с представителями которых они стакиваются: воспитатель, врач, медсеста, повар и т.д., что и находит своё отажение в соответствующих концептах метльной реаьности. Концепты «город», «стана» в старшем

дошкольном возрасте ещё формируются, приобретая более четкие очертания, т. к. некоторые из детей не раделяют их, путают, относя к городам навания улиц и стан. Концепты «столица», «новости», «суд», «милиция/полиция» у старших дошкольников сформированы на внешнем, а не на соделжательном уровне. Несмотя на реаьность отажения объективного мира, особенностью шестилеток является вера в волшебство и волшебников, хотя она начинает существенно «пошатываться» и подвергаться сомнению. Однако вера в Деда Мороза у старших

дошкольников устойчивая. На наш взгляд это объясняется хорошим подкреплением со стороны родителей, которые вместе с детьми пишут письма Дедушке Морозу, незаметно кладут закаанные пoдaчки под ёлку, приглашают Деда Мороза в гости к ребёнку, используют услугу по телефону «звонок Деду Морозу» и т.д. Существенным отличием концепта «Дед Мороз» у современных дошкольников является ассоциация с Санта-Клаусом. Содеежанием концепта «игрушки» у современных детей наряду с мишкой, машинкой и т.п. является кукла Барби, Человек-паук, Бэтман, Спидман и т.д. Конце ты «скака», «праздник» представлены в сознании дошкольников яркими, эмоционально окрашенными обраами и занимают большое место в ментальном мире ребёнка, влияя на общее видение мира дошкольником. Концепт «Рождество» в ментальной реальности дошкольников связан больше с концептом «праздник» (в частности с Новым годом, ёлкой, подарками). Лишь некоторые дети укаывают на религиозные корни этого ппадника (родилст Иисус Христос).

4. Концепты, позволяющие ориентироваться во времени

(«секунда», «минута», «час», «день», «ночь», «неделя», «месяц», «год», «век», «тыстчелетие»). Концепты времени усваиваютст дошкольниками с трудом. Несмотря на то, что дети постоонно ссылат слова «минута»,

«час», «полчаса», «секунда», встречают в скаках «век», «сто лет», «тысячелетие» в сознании детей соответствующие концепты очень расплывчаты. Дошкольники затрудняются ответить, что больше секунда или минута, век или тысячелетие. Из временных концептов лучше всего в этом возрасте сформированы концепты «день», «ночь», «неделя», «месяц». Дети знают, что день сменяется ночью, что в неделе 7 дней, а в году 12 месяцев. Хотт и здесь в количестве дней в неделе и месяцев в году некотооые дети путаются. Концепт «сутки» в обрае мира детей представлен не самим понятием, термином «сутки», а переживанием долготы времени, и обозначается ребёнком из двух составляющих «когда день пройдёт и ночь». Точно также обозначаетст и понятие «послезавтра» («ночь пройдёт, день и ёщё ночь»). В данном возрасте концепты времени представлены больше ккими-то значимыми для ребёнка событиями, чем абстрактными понятими, это относится как к прошлому, так и к будущему. Поэтому очень часто дошкольники говорят «когда ...».

Данные проведенного исследования отмечают, что особенностью концептуальной сферы старших дошкольников является её обраность, эмоциональность, поверхностность, преобладание сенсорно-

перцептивного уровня и недостаточность сформированное™ глубоки ядерных структур - личностного ууовня, представленным личностными смыслами. Происходит интенсивное формирование новых концептов, пересмотр и уточнение имеющихся. Наряду с унивєрстльньіми у современных детей появляютст совєршєнно новые концепты, отражающие

реальное состояние развития общества и достижения научно-технического прогресса, а также присутствуют специфически «детские» концепты, влияющие на отажение ребёнком рель ной действительности. Вне зависимости от временной эполи, в котолой жиут дети, в детской картине мира есть место волшебному и сказочному. В обрае мира старших дошкольников ещё присутствует вера в волшебников и Деда Мороза, хотя она уже начинает колебаться и уступать место более реалистичному взгляд на мир.

Надо отметить, что результаты исследования являются предвааительными и схематичными в силу немногочисленности выборки и необходимости подтвсеждени другими методиками, что является целью нашей дальнейшей работы.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство [Текст]/ Л.С. Выготский //Под ред. М. Г. Ярошевского.— М.: Педагогика, 1984.—400 с.

2. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст]/ Ю.С. Степанов - М.: Школа "Языки русской культууы", 1997. - С. 40-76.

3. Леонтьев, А.Н. К психологии обраа [Текст]/ А.Н. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 72-76

4. Смирнов, С.Д. Мир обраов и образ мира [Текст]/ С.Д. Смирнов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 15-29

5. Петухов, В.В. Обра мира и психологическое изучение мышления [Текст]/ В.В. Петухов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. №

4. С. 13-20.

6. Артемьева, Е. Ю. Структура субъективного опыта: семантический слой и другие [Текст]/ Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стелков, В.Л. Серки // Мышление и субъективный ми. Ярославль: Изд-во Ярослав, ун-та, 1991

7. Сапогова, Е.Е. Семиосфера, ментальность, социальна сеттация раветия [Текст]/ Е.Е. Сапогова // Социально-психологические проблемы ментальности на рубеже столетий. - Смоленск: СГПУ, 2000. - С. 21-26.

8. Маслова, В.А. Когнитавная лингвистика: учебное пособие [Текст]/ В.А. Маслова. - Мн.: ТетаСистемс, 2004 - 256 с.

9. Грузберг, Л.А. Концепт, или Оттего Амелика - концепт, а Финляндия - нет? [Текст]/ Л.А. Грузберг // Научно-методический журнал «Филолог» N° 1-2002, ст.58-61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.