Научная статья на тему 'Основные концептуальные положения формирования инновационной инфраструктуры в регионе с высоким инновационным потециалом предприятий оборонно-промышленного комплекса'

Основные концептуальные положения формирования инновационной инфраструктуры в регионе с высоким инновационным потециалом предприятий оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оборонно-промышленный комплекс / инновационный потенциал / коммерциализация / инновационная инфраструктура / организационные формы взаимодействия / стимулирование / финансовая устойчивость / defense – industrial complex / innovative potential / commercialization / innovation infrastructure / organizational forms of interaction / stimulation / financial stability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю В. Ерыгин, Е В. Борисова

Статья посвящена актуальной проблеме формирования инновационной инфраструктуры региона для решения задачи коммерциализации инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). На основе изучения опыта формирования инновационной инфраструктуры проведена оценка возможности его применения в регионах, обладающих высоким инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса. Авторами предложен концептуальный подход к формированию инновационной инфраструктуры региона, основанный на организации взаимодействия участников процесса коммерциализации, который предусматривает объединение их усилий для достижения общих конечных результатов реализации инновационных проектов. Взаимодействие в ходе объединения участников определяет необходимость повышения их заинтересованности в конечных результатах реализации инновационных проектов. Авторы предлагают осуществлять государственное стимулирование не только инициаторов инновационных проектов, но и всех участников их реализации. Реализация инновационных проектов объектами инновационной инфраструктуры связана с рисками их осуществления, что требует обеспечения финансовой устойчивости каждого объекта и всей инновационной инфраструктуры региона в целом. Финансовая устойчивость достигается за счет повышения заинтересованности участников в конечных результатах реализации инновационных проектов, что повышает вероятность их благоприятного завершения. Для повышения заинтересованности участников в реализации инновационных проектов авторами предложены организационные формы взаимодействия, обеспечивающие объединение их усилий в достижении общих конечных результатов реализации инновационных проектов. Финансовая устойчивость отдельных объектов инновационной инфраструктуры, участвующих в реализации инновационных проектов региона, достигается за счет формирования портфелей заказов для каждого из них, обеспечивающих их диверсификацию. Предложенная концепция представляет собой авторский подход к формированию инновационной инфраструктуры в регионе, обладающем высоким инновационным потенциалом предприятий ОПК, позволяющий повысить заинтересованность участников, включая объекты инновационной инфраструктуры, в конечных результатах реализации инновационных проектов на основе организационных форм их взаимодействия, а также обеспечить повышение их финансовой устойчивости за счет формирования портфелей заказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ю В. Ерыгин, Е В. Борисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPT OF FORMATION OF INNOVATION INFRASTRUCTURE IN THE REGION WITH HIGH INNOVATIVE POTENTIAL OF DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES

Article is devoted to problem of formation of innovative infrastructure of the region for the solution of a problem of commercialization of innovative potential of defense industry enterprises. Experience of formation of innovative infrastructure allows to estimate possibilities of application in regions with the high innovative potential of defense industry enterprises. Authors have offered conceptual approach to formation of innovative infrastructure of area. Approach is based on the organization of interaction of participants of commercialization, uniting them for achievement of results of introduction of innovative projects. Combining the participants interaction determines the need to increase their interest in the final results of the implementation of innovative projects. The authors propose to carry out government incentives initiators of innovative projects and all participants of their implementation. Implementation of innovative projects is connected with risks and demands financial stability of objects of innovative infrastructure of the region. Financial sustainability is achieved by increasing the interest of participants in the implementation of innovative projects in the final results of their implementation. This increases the likelihood of a favorable completion of innovative projects. The authors of the proposed organizational forms of interaction of participants of innovative projects to enhance their interest. Organizational forms of interaction provide the union of their efforts to achieve common outcomes innovative projects. Financial stability of the individual objects of innovative infrastructure, which are involved in the implementation of innovative projects in the region is achieved by forming a portfolio of orders for each of them, which provide their diversification. The concept is the author's approach to the development of innovation infrastructure in the region, which has a high innovative potential of defense industry enterprises. Conceptual approach allows the authors to increase the interest of the participants in the implementation of innovative projects, including the objects of innovation infrastructure in the final results of the implementation of innovative projects on the basis of the organizational forms of their interaction. It is also a conceptual approach makes it possible to ensure greater financial stability by forming a portfolio of orders objects of innovative infrastructure.

Текст научной работы на тему «Основные концептуальные положения формирования инновационной инфраструктуры в регионе с высоким инновационным потециалом предприятий оборонно-промышленного комплекса»

Раздел 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, РЕГИОНАЛЬНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

УДК 332.14

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНЕ С ВЫСОКИМ ИННОВАЦИОННЫМ

ПОТЕЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

*

Ю. В. Ерыгин, Е. В. Борисова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-шаИ: borisovaev2015@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме формирования инновационной инфраструктуры региона для решения задачи коммерциализации инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

На основе изучения опыта формирования инновационной инфраструктуры проведена оценка возможности его применения в регионах, обладающих высоким инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Авторами предложен концептуальный подход к формированию инновационной инфраструктуры региона, основанный на организации взаимодействия участников процесса коммерциализации, который предусматривает объединение их усилий для достижения общих конечных результатов реализации инновационных проектов.

Взаимодействие в ходе объединения участников определяет необходимость повышения их заинтересованности в конечных результатах реализации инновационных проектов. Авторы предлагают осуществлять государственное стимулирование не только инициаторов инновационных проектов, но и всех участников их реализации.

Реализация инновационных проектов объектами инновационной инфраструктуры связана с рисками их осуществления, что требует обеспечения финансовой устойчивости каждого объекта и всей инновационной инфраструктуры региона в целом.

Финансовая устойчивость достигается за счет повышения заинтересованности участников в конечных результатах реализации инновационных проектов, что повышает вероятность их благоприятного завершения. Для повышения заинтересованности участников в реализации инновационных проектов авторами предложены организационные формы взаимодействия, обеспечивающие объединение их усилий в достижении общих конечных результатов реализации инновационных проектов. Финансовая устойчивость отдельных объектов инновационной инфраструктуры, участвующих в реализации инновационных проектов региона, достигается за счет формирования портфелей заказов для каждого из них, обеспечивающих их диверсификацию.

Предложенная концепция представляет собой авторский подход к формированию инновационной инфраструктуры в регионе, обладающем высоким инновационным потенциалом предприятий ОПК, позволяющий повысить заинтересованность участников, включая объекты инновационной инфраструктуры, в конечных результатах реализации инновационных проектов на основе организационных форм их взаимодействия, а также обеспечить повышение их финансовой устойчивости за счет формирования портфелей заказов.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инновационный потенциал, коммерциализация, инновационная инфраструктура, организационные формы взаимодействия, стимулирование, финансовая устойчивость.

BASIC CONCEPT OF FORMATION OF INNOVATION INFRASTRUCTURE IN THE REGION

WITH HIGH INNOVATIVE POTENTIAL OF DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES

*

Yu. V. Erygin, E. V. Borisova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: borisovaev2015@mail.ru

Article is devoted to problem offormation of innovative infrastructure of the region for the solution of a problem of commercialization of innovative potential of defense industry enterprises.

Experience of formation of innovative infrastructure allows to estimate possibilities of application in regions with the high innovative potential of defense industry enterprises.

Authors have offered conceptual approach to formation of innovative infrastructure of area. Approach is based on the organization of interaction of participants of commercialization, uniting them for achievement of results of introduction of innovative projects.

Combining the participants interaction determines the need to increase their interest in the final results of the implementation of innovative projects. The authors propose to carry out government incentives initiators of innovative projects and all participants of their implementation.

Implementation of innovative projects is connected with risks and demands financial stability of objects of innovative infrastructure of the region.

Financial sustainability is achieved by increasing the interest of participants in the implementation of innovative projects in the final results of their implementation. This increases the likelihood of a favorable completion of innovative projects.

The authors of the proposed organizational forms of interaction of participants of innovative projects to enhance their interest. Organizational forms of interaction provide the union of their efforts to achieve common outcomes innovative projects.

Financial stability of the individual objects of innovative infrastructure, which are involved in the implementation of innovative projects in the region is achieved by forming a portfolio of orders for each of them, which provide their diversification.

The concept is the author's approach to the development of innovation infrastructure in the region, which has a high innovative potential of defense industry enterprises.

Conceptual approach allows the authors to increase the interest of the participants in the implementation of innovative projects, including the objects of innovation infrastructure in the final results of the implementation of innovative projects on the basis of the organizational forms of their interaction. It is also a conceptual approach makes it possible to ensure greater financial stability by forming a portfolio of orders objects of innovative infrastructure.

Keywords: defense - industrial complex, innovative potential, commercialization, innovation infrastructure, organizational forms of interaction, stimulation, financial stability.

Введение. В настоящее время Россия осуществляет переход от экспортно-сырьевой модели экономического развития к инновационной модели, основанной на развитии внутреннего инновационного потенциала страны [1].

Ведущую роль в экономическом развитии страны на инновационной основе играет оборонно-промышленный комплекс (далее ОПК).

Традиционно, предприятия ОПК осуществляют производство вооружения и военной техники в целях обеспечения обороноспособности страны.

Накопленный опыт производства вооружения и военной техники предполагает наличие высокого инновационного потенциала в форме научно-технического задела, кадрового и производственного потенциалов, использование которого может стать основной экономического развития региона.

Эффективное использование инновационного потенциала предприятий ОПК требует решения задачи его коммерциализации.

Зачастую, у предприятий ОПК, отсутствуют механизмы и опыт практической работы, связанных с коммерциализацией их инновационного потенциала.

В условиях производства принципиально новой высокотехнологичной гражданской продукции и новейших технологий, имеющийся опыт и сформированный внутренний потенциал предприятий ОПК имеет ограниченное применение, поскольку их организационная структура не соответствует требованиям, предъявляемым к предприятиям, работающим в рыночной экономике.

Решение задачи коммерциализации, до сих пор не свойственной предприятиям ОПК, осложняется наличием высоких условно-постоянных расходов,

приводящих к удорожанию инновационных продуктов, полученных в результате реализации инновационных проектов, а также отсутствием соответствующей инновационной инфраструктуры. В этой связи в решении проблемы коммерциализации важную роль должны играть региональные объекты инновационной инфраструктуры.

Объекты инновационной инфраструктуры, функционирующие в регионе, имеют слабо развитые взаимосвязи между собой и позволяют решать определенный круг задач в рамках региональных программ инновационного развития, которые не учитывают возможности развития региона на основе инновационного потенциала предприятий ОПК. Усилия предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры должны быть согласованы, объединены и направлены на решение задач коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.

Вышесказанное, позволяет говорить о необходимости формирования в регионе инновационной инфраструктуры с учетом задач и возможностей коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.

Роль инновационной инфраструктуры, при этом, состоит в реализации ее объектами части бизнес-процессов инновационных проектов, передаваемых предприятиями ОПК на принципах аутсорсинга.

В связи с вышесказанным, формирование инновационной инфраструктуры в регионе требует решения следующих задач, определяющих основные концептуальные положения:

1. Проектирование объектов инновационной инфраструктуры с учетом специфики реализации инновационных проектов в рамках коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.

2. Объединение усилий предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры в достижении ими конечного результата реализации инновационных проектов, основанное на увязывании в единый механизм для решения общих задач.

3. Обеспечение заинтересованности участвующих во взаимодействии предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры в достижении ими конечного результата реализации инновационного проекта.

4. Повышение эффективности использования инструментов государственного стимулирования через распределение финансирования на всех участников процесса реализации инновационных проектов.

5. Обеспечение финансовой устойчивости каждого объекта и всей инновационной инфраструктуры региона.

Подходы к формированию региональной инновационной инфраструктуры. Анализ опыта и экономической литературы свидетельствует о существовании различных подходов к формированию инновационной инфраструктуры в рамках национальных и региональных инновационных систем.

Современные тенденции формирования национальных инновационных систем развитых стран ориентированы на организацию сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности, позволяющее сформировать благоприятную среду для создания инноваций [2, с. 74-75], т. е. инновационную инфраструктуру. Формирование кластер-но-сетевого взаимодействия является главным условием современного инновационного развития регионов [2, с. 77].

Ф. Кук [3, с. 1; 4, с. 513], О. Г. Деменко [5], О. Н. Владимирова [6], О. С. Евсеев, М. Е. Коновалова [7, с. 221-224], А. М. Пантелеев [8, с. 14] и многие другие исследователи сходятся во мнении, что формирование инновационной инфраструктуры должно быть основано на построении взаимосвязей между ее элементами, обеспечивая их функционирование, что, по мнению авторов, является наиболее целесообразным в современных экономических условиях развития регионов.

В то же время недостаточно изученными остаются вопросы построения самого механизма взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры при реализации ими инновационных проектов, повышения их заинтересованности в реализации инновационных проектов, а также обеспечения коммерческой состоятельности и финансовой устойчивости в процессе выполнения своих функций.

Формирование инновационной инфраструктуры в регионе зависит от направления его инновационного развития. В этом случае, исследователи сходятся во мнении, что построение инновационной инфраструктуры осуществляется на основе кластеров [9-13] или технопарковых структур [14, с. 48; 15].

Одним из подходов к инновационному развитию регионов и формированию инновационной инфраструктуры на региональном уровне является кластерный подход, основоположником которого является М. Портер [16; 17; 18].

М. Портер рассматривает кластер, как географическую концентрацию взаимосвязанных, одновременно сотрудничающих и конкурирующих друг с другом различных организаций определенных сфер деятельности [19], повышая темпы роста экономики и конкурентоспособности региона. Впоследствии, кластер рассматривается как важный компонент региональной инновационной системы [20-22] или «эффект взаимодействия функционирующей инновационной системы» [23, с. 183].

Суть кластерного подхода заключается в развитии территории на основе вовлечения в инновационную деятельность участников смежных отраслей и построения производственно-технологических цепочек максимальной длины.

Все участники кластера взаимодополняют и поддерживают друг друга, способствуя достижению их конкурентоспособности [24, с. 174].

Построение инновационной инфраструктуры на основе кластерной модели активно применяется

в сфере высоких технологий зарубежных стран, например, технологический кластер в Креминевой долине (США), кластер информационных и телекоммуникационных технологий, конечная продукция которого производится компанией Nokia (Финляндия) [24, с. 185], кластер информационно-коммуникационных технологий в Нью-Дели (Индия) [25, с. 11], высокотехнологический кластер Кембриджа (Великобритания) [26, с. 29] и др.

В России в высокотехнологичном секторе функционируют следующие кластеры: Саровский инновационный кластер (г. Саров); Аэрокосмический кластер (г. Самара); инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый звездный» (г. Пермь); кластер информационных технологий (ИТ), кластер «Космические технологии и телекоммуникации» в рамках проекта «Сколково» [25, с. 36-45] и др.

На основе проведенного выше анализа, авторами предложен кластерный подход к формированию организационного взаимодействия участников коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК в процессе реализации инновационных проектов региона.

Характерными чертами кластера являются: конкуренция среди его участников; сетевое взаимодействие; технологическая взаимосвязанность отраслей участников кластера [10]; наличие развитого сервиса; участие научных организаций, генерирующих инновации; формирование строго ориентированной системы распространения новых знаний, технологий и инновации на основе вертикальной интеграции [25, с. 14-15].

Главная особенность кластерного подхода к формированию инновационной инфраструктуры в регионе заключается в обязательном наличии конкуренции между участниками кластера в процессе их сотрудничества друг с другом [19; 27, с. 94], а также порядок распределения рисков и доходов, который зависит от позиции участников в кластере [24, с. 88].

Важно отметить, что в рамках предложенного авторами подхода, наличие конкуренции возможно только на стадии выбора объектов инновационной инфраструктуры для реализации бизнес-процессов инновационных проектов, при этом, организационное взаимодействие участников осуществляется на принципах партнерства.

Некоторые ученые рассматривают кластер, как форму сетевого межорганизационного взаимодействия [24]. В этой связи, в основе кластерного подхода лежит принцип сетевого взаимодействия участников кластера, который позволяет сформировать ключевой центр компетенций и конструктивную среду для партнерских отношений, что является важнейшим фактором технологического прогресса и экономического роста регионов [28; 29].

Коллектив исследователей И. Ф. Коршенко, О. П. Коршенко, П. А. Кузнецов считают, что эффективная инновационная инфраструктура в ре-

гионе может быть построена с учетом типа инновационной деятельности и стратегии инновационного развития региона путем гибкой настройки деятельности каждого субъекта инновационной инфраструктуры регионального инновационного кластера [30, с. 51].

Таким образом, обращение к опыту формирования инновационной инфраструктуры в регионах является интересным и полезным для проведения дальнейшего исследования.

Практика показывает, что подражание другим регионам без учета региональных особенностей только позволяет обозначить проблему формирования эффективной инновационной инфраструктуры. В связи с чем, для каждого региона должна быть разработана своя концепция формирования инновационной инфраструктуры с учетом использования сконцентрированного в нем инновационного потенциала.

Для региона, обладающего высоким инновационным потенциалом предприятий ОПК, формирование эффективной инновационной инфраструктуры означает эффективность выполнения ее объектами функций по реализации инновационных проектов.

Совокупность необходимых региону объектов инновационной инфраструктуры определяется типами реализуемых в нем инновационных проектов и зависит от уровня инновационного потенциала размещенных на его территории предприятий ОПК.

В Красноярском крае идет активное развитие инновационной инфраструктуры, сочетающей в себе элементы кластера и технопарковых структур.

Оценка обеспеченности функциональных потребностей региона объектами инновационной инфраструктуры, проведенная авторами с использованием модели аппроксимации группы исследователей В. А. Бариновой, А. А. Мальцевой, А. В. Сорокиной, В. А. Еремкина [31, с. 45], позволили определить оптимальное число объектов инновационной инфраструктуры региона, необходимых для обеспечения его потребностей.

По результатам расчетов отмечается превышение фактического числа объектов инновационной инфраструктуры в Красноярском крае (по состоянию на 01.09.2015 - 24 единицы [32]) расчетного значения (18,53 единицы) на 30 %. Несмотря на высокую обеспеченность региона объектами инновационной инфраструктуры, позволяющей решать задачи региональных инновационных программ, отмечается низкая эффективность их функционирования.

Следует отметить, что в регионе отсутствует единая организационная платформа построения инновационной инфраструктуры, способствующая реализации функциональных интересов участников процесса коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. В связи с чем, возникла необходимость построения эффективно функционирующей инновационной инфраструктуры

на основе механизма объединения усилий и увязывании в единую цепочку всех участников процесса коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК путем построения организационного механизма их взаимодействия в процессе реализации инновационных проектов региона.

Основные концептуальные положения формирования инновационной инфраструктуры в регионе. Предлагаемый авторами концептуальный подход к формированию региональной инновационной инфраструктуры, основан на организации эффективного взаимодействия субъектов инновационной деятельности в процессе реализации инновационных проектов, формирующих программы инновационного развития региона, предусматривающий объединение их усилий в достижении общих целей реализации инновационных проектов региона для решения задачи коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. Данный концептуальный подход учитывает возможности развития региона на основе коммерциализации сконцентрированного в нем инновационного потенциала предприятий ОПК, в научной литературе ранее не рассматривался.

В рамках предлагаемого подхода, инновационная инфраструктура региона представляет собой интегрированную структуру, объединяющую объекты инновационной инфраструктуры, инновационные предприятия и других участников процесса коммерциализации, выполняющих функции объектов инновационной инфраструктуры по реализации инновационных проектов региона с учетом возможностей коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. Такая инновационная инфраструктура может стать основой функционирования в регионе кластера инновационных технологий.

Предлагаемая концепция формирования региональной инновационной инфраструктуры предусматривает обеспечение согласованного и эффективного взаимодействия предприятий ОПК, объектов инновационной инфраструктуры в процессе реализации инновационных проектов, формирующих программы инновационного развития региона, и базируется на следующих положениях:

1. Реализация инновационных проектов, включенных в программы инновационного развития региона, осуществляется с учетом возможностей коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК;

2. В процесс коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК вовлечены предприятия-инициаторы инновационных проектов, объекты инновационной инфраструктуры и другие субъекты инновационной деятельности, которые могут выполнять функции объектов инновационной инфраструктуры по реализации инновационных проектов. Усилия всех участников реализации инновационных проектов объединены и направлены на достижение общего конечного общего ре-

зультата реализации инновационных проектов за счет повышения их заинтересованности на основе организационных форм взаимодействия;

3. Стимулирование инновационной деятельности адресовано всем участникам процесса реализации инновационных проектов и направлено на повышение заинтересованности предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры в совместной реализации инновационных проектов;

4. Повышение финансовой устойчивости отдельных объектов региональной инновационной инфраструктуры, участвующих в реализации инновационных проектов региона, достигается за счет диверсификации портфелей заказов каждого из них.

Рассмотрим концептуальные положения формирования инновационной инфраструктуры в регионе более подробно.

1. Проектирование объектов инновационной инфраструктуры с учетом специфики реализуемых в регионе инновационных проектов. В рамках направлений развития предприятий ОПК инновационные проекты делятся на две группы:

- инновационные проекты, реализуемые в рамках выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ), связанные с производством вооружения и военной техники;

- инновационные проекты, связанные с производством высокотехнологичной продукции гражданского назначения на основе инновационного потенциала предприятий ОПК, включая конверсионные производства.

Как было сказано выше, типы реализуемых в регионе инновационных проектов определяют совокупность объектов инновационной инфраструктуры, необходимых для их выполнения. При этом инновационная инфраструктура должна обслуживать все стадии инновационного процесса, что учитывает особенности инновационной деятельности предприятий ОПК.

В процессе реализации инновационные проекты разделяются на стадии инновационного процесса, а стадии - на бизнес-процессы.

Для определения совокупности бизнес-процессов (далее портфель заказов), реализуемых объектами инновационной инфраструктуры, авторы разработали методический инструмент распределения бизнес-процессов по объектам инновационной инфраструктуры - матрицу «РБПИП» [33, с. 139].

В процессе реализации одного инновационного проекта матрица «РБПИП» позволяет сформировать сеть организаций, принимающих участие в реализации инновационного проекта, и увязать их в единую цепочку в процессе реализации бизнес-процессов общего инновационного проекта, т. е. формирует кластер сетевого взаимодействия.

Реализуя несколько инновационных проектов, матрица «РБПИП» позволяет сформировать портфель заказов, включающий бизнес-процессы различных инновационных проектов, подлежащих

реализации конкретным объектом инновационной инфраструктуры.

Критерием передачи бизнес-процессов объектам инновационной инфраструктуры для их дальнейшей реализации является наличие/отсутствие экономического потенциала и минимальный уровень затрат, связанных с выполнением этих бизнес-процессов.

Таким образом, типы инновационных проектов определяют объекты инновационной инфраструктуры, которые выполняют совокупность бизнес-процессов по реализации инновационных проектов, формируя портфели заказов для каждого объекта инновационной инфраструктуры, что позволяет осуществлять проектирование инновационной инфраструктуры с учетом возможности развития региона на основе инновационного потенциала предприятий ОПК.

Обязательными условием реализации инновационных проектов является коммерческая состоятельность и финансовая устойчивость объектов инновационной инфраструктуры, а также коммерческая целесообразность реализации портфеля заказов. В этой связи, оценку коммерческой целесообразности реализации портфеля заказов объектами инновационной инфраструктуры авторы предлагают проводить на основе расчета точки безубыточности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Организационный механизм взаимодействия участников реализации инновационных проектов. Решение задачи коммерциализации инновационного потенциала требует объединения усилий предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры в достижении ими конечного результата реализации инновационных проектов. Объединить усилия предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры авторы предлагают на основе организационного механизма, обеспечивающего согласованность их взаимодействия через выполнение бизнес-процессов инновационных проектов.

Реализуя инновационные проекты, объекты инновационной инфраструктуры вступают во взаимодействие между собой, последовательно выполняя цепочку бизнес-процессов, что определяет их взаимозависимость друг от друга.

Организовать взаимодействие предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры, заинтересованных в реализации бизнес-процессов инновационных проектов, авторы предлагают на основе следующих организационных форм: простое товарищество, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, инновационный кластер, инновационный консорциум, хозяйственное партнерство, синдикат и др.

Эффективность взаимодействия объектов инновационной инфраструктуры зависит от их заинтересованности в получении коммерческого результата реализации инновационных проектов, который определяется формой расчетов (прямой или отло-

женной) за выполнение ими совокупности бизнес-процессов.

Коммерческий результат объектов инновационной инфраструктуры в результате выполнения ими бизнес-процессов по реализации инновационных проектов складывается из доходов, полученных от реализации портфеля заказов и дополнительных доходов, приносимых организационной формой взаимодействия, тем самым, заинтересовывая их в получении общего конечного результата реализации инновационных проектов.

3. Стимулирование инновационной деятельности участников реализации инновационных проектов. Для повышения заинтересованности участников коммерциализации в реализации инновационных проектов и вероятности благополучного их завершения авторы предлагают осуществлять стимулирование не только инновационной деятельности предприятий ОПК, но и объектов инновационной инфраструктуры, способствующих коммерциализации их инновационного потенциала.

Стимулирование инновационной деятельности участников реализации инновационных проектов могут осуществлять государство, банковские учреждения, фонды поддержки инновационной деятельности, которые, принимая участие в финансировании инновационной деятельности, сами становятся объектами инновационной инфраструктуры и формируют механизм взаимодействия с объектами инновационной инфраструктуры и предприятиями ОПК через соответствующие организационные формы.

Формы стимулирования (участие государства в акционерном капитале (акции), долевое участие государства в уставном капитале (паи), долговые обязательства (облигации), гранты, субсидии, государственные гарантии, бюджетные кредиты, инвестиционный налоговый кредит [34, с. 9, 11], налоговые льготы и рассрочка по уплате налогов [34, с. 9], синдицированные и револьверные кредиты и др.) определяются организационными формами взаимодействия участников реализации инновационных проектов.

4. Мероприятия по снижению рисков и повышению финансовой устойчивости объектов инновационной инфраструктуры. Выполнение бизнес-процессов инновационных проектов сопряжено с рисками их реализации. Риск реализации инновационного проекта складывается из: риска реализации инновационного проекта самим предприятием ОПК и рисков реализации каждого бизнес-процесса, взводящего в портфель заказов объекта инновационной инфраструктуры. Соответственно, для того, чтобы снизить риски, возникающие при осуществлении инновационных проектов, необходимо обеспечить заинтересованность всех участников в реализации инновационных проектов.

Оказание финансовой поддержки участникам реализации бизнес-процессов инновационных про-

ектов сопряжено с возникновением финансовых рисков в части их реализации. Таким образом, получая финансирование, объекты инновационной инфраструктуры, кроме рисков реализации инновационных проектов, принимают на себя еще и риски исполнения финансовых обязательств по их реализации (далее финансовые риски). Соответственно, совокупный инновационный риск объекта инновационной инфраструктуры должен складываться из рисков реализации инновационного проекта и рисков исполнения финансовых обязательств, связанных с его реализацией.

Предложенный авторами принцип стимулирования позволит диверсифицировать риски инвесторов и будет способствовать снижению инновационных рисков при условии бюджетной окупаемости портфеля заказов за счет применения разных форм стимулирования, обеспечивая финансовую устойчивость функционирования каждого объекта инновационной инфраструктуры и всех участников реализации инновационных проектов.

В связи с чем, для снижения инновационных рисков авторы предлагают два способа:

1. Снижение инновационных рисков на основе разработки организационных форм взаимодействия участников реализации инновационных проектов -снижение рисков по каждому инновационному проекту осуществляется через создание организационных форм и повышение эффективности их взаимодействия, декомпозируя при этом финансирование между ними;

2. Снижение рисков реализации инновационных проектов за счет их диверсификации посредством формирования портфеля заказов.

В первом случае, снижение рисков по каждому инновационному проекту осуществляется за счет повышения эффективности взаимодействия участников его реализации через создание организационных форм, увязывая их в единую цепочку выполнения бизнес-процессов. Одновременно с этим, осуществляется распределение стимулирования между всеми участниками реализации инновационного проекта, обеспечивая их финансовую устойчивость за счет повышения заинтересованности в получении конечного результата реализации инновационного проекта, применяя различные формы стимулирования.

Предложенные авторами организационные формы взаимодействия способствуют снижению рисков инновационной деятельности и обеспечивают финансовую устойчивость функционирования объектов инновационной инфраструктуры, а также всей системы взаимодействия участников процесса коммерциализации в реализации инновационных проектов.

Повышение эффективности взаимодействия участников реализации инновационных проектов, на основе предложенных авторами организационных форм, способствует снижению финансовых рисков исполнения обязательств по их реализации,

повышая взаимный интерес участников, применяя формы стимулирования, но не учитывает риски, возникающие при выполнении объектами инновационной инфраструктуры совокупности бизнес -процессов в составе портфеля заказов. В этой связи, авторы предлагают второй способ снижения инновационных рисков посредством формирования портфеля заказов объектов инновационной инфраструктуры, что является предметом дальнейшего исследования.

Заключение. Таким образом, предлагаемая концепция может быть представлена следующими принципами ее формирования:

1. Зависимости архитектуры инновационной инфраструктуры от типа реализуемых в регионе инновационных проектов;

2. Учета комплексности и многоуровневости инновационной инфраструктуры региона;

3. Обеспечения взаимозависимости объектов инновационной инфраструктуры друг от друга в процессе осуществления ими функций по реализации инновационных проектов;

4. Организации взаимодействия участников реализации инновационных проектов на принципах партнерства, а не конкуренции;

5. Интеграции инновационной инфраструктуры региона в рыночную инфраструктуру;

6. Присвоения предприятиям ОПК и их отдельным подразделениям статуса объектов инновационной инфраструктуры при выполнении бизнес-процессов по реализации инновационных проектов, а органам государственного управления, банкам и инновационным фондам - в процессе государственного стимулирования участников реализации инновационных проектов;

7. Частно-государственного партнерства в стимулировании инновационной деятельности участников реализации инновационных проектов;

8. Оценки бюджетной эффективности государственных средств, направляемых на поддержку объектов инновационной инфраструктуры;

9. Диверсификации рисков портфелей инновационных проектов;

10. Окупаемости портфелей инновационных проектов, реализуемых объектами инновационной инфраструктуры.

Формирование инновационной инфраструктуры региона на основе предложенных авторами принципов значительно отличает авторскую концепцию от ранее предложенных точек зрения и позволяет сформировать адекватную существующим региональным условиям эффективно функционирующую инновационную инфраструктуру.

Библиографические ссылки

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008

№ 1662-р. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d803 3c66928fa27e527/ (дата обращения: 10.11.2015).

2. Смородинская Н. В. Тройная спираль как новая матрица экономических систем // Инновации. 2011. № 4(150). C. 66-78.

3. Cooke P., Memedovic O. Strategies for regional innovation systems [Electronic resource] : Learning Transfer and Applications. Vienna, 2003. 38 p. URL: http://www.unido.org/uploads/tx_templavoila/Strategie s_for_regional_innovation_systems.pdf (access time: 15.05.2016).

4. Cooke P. The role of research in regional innovation systems: new models meeting knowledge economy demands // Intern. J. of Technology Management. 2004, 28 (3/4/5/6). P. 507-533.

5. Деменко О. Г. Формирование эффективной инновационной инфраструктуры в России и в мире [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/ Бк^/63114/3_1_Деменко.РБР20.08.2015 (дата обращения 01.02.2016).

6. Владимирова О. Н. Проблемы формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в регионе // Регионология. 2010. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://regionsar.ru/node/504? page=0,0 (дата обращения: 20.08.2015).

7. Евсеев О. С., Коновалова М. Е. Развитие инновационной инфраструктуры в условиях модернизации национальной экономики // Фундаментальные исследования. 2012. № 9 (часть 1). C. 220-224.

8. Пантелеев А. М. Формирование условий развития инновационной инфраструктуры : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 19 с.

9. Benner M. Cluster policy in developing countries [Electronic resource]. MPRA. 2013, No. 44257, posted 7. February. 33 p. URL: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/44257/ (access time: 15.01.2016).

10. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations, States and Regions. Harvard Business School Advanced Management Program, 2009, April 15. 27 p.

11. Бирюков А. В. Формирование инновационных кластеров в высокотехнологичных отраслях промышленности: на примере ОПК России : авто-реф. дис. . д-ра. экон. наук. М, 2009. 43 с.

12. Власкин Г. А., Ленчунк Е. Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран [Электронный ресурс]. URL: http:// institutiones.com/strategies/1928-Экономический портал (дата обращения: 30.05.2014).

13. Галимов Д. А., Клюковкин В. Н. Кластеры: проблемы теории и практики. Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. Бийск : изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. 96 с.

14. Строева О. А. Развитие инновационной инфраструктуры региона // ИнВестРегион. 2010. № 4. C. 48-53.

15. Уланова Ж. Ю. Развитие инновационной инфраструктуры как фактора экономического роста : автореф. дис. . канд. экон. наук. Самара, 2006. 22 с.

16. Porter M. The competitive advantage of nations. London : Macmillan, 1990.

17. Porter M. The competitive advantage of nations. 2nd edition. Basingstoke: Palgrave, 1998 a.

18. Porter M. On competition. Boston, MA. : Harvard Business School Press, 1998 b.

19. Porter M. E. Location, Competition and Economic Development: Local Clusters in a Global Economy // Economic Development Quarterly. 2000, February, vol. 14, no. 1, р. 15-34. doi: 10.1177/089124240001400105.

20. Asheim B., Coenen L. Knowledge Bases and Regional Innovation Systems: comparing Nordic clusters // Research Policy. 2005, 34(8). P. 1173-1190.

21. Asheim B., Smith H., Oughton C. Regional Innovation Systems: Theory, Empirics and Policy // Regional Studies. 2011, 45(7). P. 875-891.

22. Cooke P. Regional Innovation Systems, Custers, and the Knowledge Economy // Industrial and corporate change. 2001, 10(4). P. 945-974.

23. Simmie J. Do Clusters or Innovation System Drive Competitiveness? // Asheim, B., Cooke, P. and Martin, R. (eds.). Clusters and Regional Development: critical reflections and explorations. London: Routledge, 2006. P. 164-187.

24. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. М. : Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 339 с.

25. Инновационно-технологические кластеры стран - членов МЦНТИ (Информационный материал). Международный центр научной и технической информации, 2013, февр. 46 с.

26. Clark J. Tech Country. Looking beyond London in search of Britain's technological future. BVCA , 2013, March. 105 p.

27. Рассадина А. К. Роль кластеров в современной экономике: зарубежный опыт // Вестн. Моск. Ун-та. 2014. Сер. 6. Экономика. № 5. C. 85-101.

28. Bellandi M., Caloffi E. An Analysis of Regional Policies Promoting Networks for Innovation // European Planning Studies. 2010, 18/1. P. 67-82.

29. Bianchi P., Bellini N. Public Policies for Local Networks of Innovation // Research Policy. 1991, 20/5. P. 487-497.

30. Коршенко И. Ф., Коршенко О. П., Кузнецов П. А. Инновационная инфраструктура для различных типов стратегий регионального инновационного развития // Инновации. 2013. № 10 (180). C. 51-57.

31. Подходы к оценке эффективности функционирования объектов инновационной инфраструктуры / В. А. Баринова [и др.] // Инновации, 2014. № 3(185). C. 42-51.

32. НАИРИТ подводит итоги Рейтинга инновационной активности регионов, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nair-it.ru/news/31.07.2015/ 461 (дата обращения: 04.08.2015).

33. Борисова Е. В. Кластерный подход к организации сетевого взаимодействия объектов инновационной инфраструктуры в регионе // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления : сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. C. 137-142.

34. Саакян А. М. Формы стимулирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Красноярск, 2012. 23 с.

References

1. RF Government Order of November 17, 2008 № 1662-р "On the Concept of the Russian Federation long-term socio-economic development for the period till 2020". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d 7244d8033c66928fa27e527/ (accessed: 10.11.2015).

2. Smorodinskaya N. V. [Triple Helix as a new matrix of economic systems]. Innovasii. 2011, No. 4(150), P. 66-78. (in Russ.)

3. Cooke P., Memedovic O. Strategies for regional innovation systems: Learning Transfer and Applications. Vienna, 2003. 38 p. Available at:http://www. unido.org/uploads/tx_templavoila/Strategies_for_regio nal_innovation_systems.pdf. (accessed: 15.05.2016).

4. Cooke P. The role of research in regional innovation systems: new models meeting knowledge economy demands. International Journal of Technology Management, 2004, No.28 (3/4/5/6), p. 507-533.

5. Demenko O. G Formation of an effective innovation infrastructure in Russia and in the world. Available at: http://psyjournals.ru/files/63114/3_1_Демен-ra.PDF20.08.2015 (accessed: 01.02.2016).

6. Vladimirova O. N. [Problems of formation and functioning of innovation infrastructure in the region]. Regionologija. 2010, No. 2. Available at: http:// regionsar.ru/node/504?page=0,0 (accessed: 20.08.2015).

7. Evseev O. S., Konovalova M. E. [Development of innovative infrastructure in the conditions of modernization of national economy]. Fundamental'nye issledovanija. 2012, No. 9 (part 1), p. 220-224 (In Russ.)

8. Panteleev A. M. Formirovanie uslovij razvitija innovacionnoj infrastruktury: avtoref. diss. ... kand. ekon. nauk. [Formation of conditions of development of innovative infrastructure: published summery of a PhD thesis]. Moscow, 2007. 19 p. (in Russ.)

9. Benner M. Cluster policy in developing countries. MPRA, 2013, No. 44257, 33 p. Available at: http:// mpra.ub.uni-muenchen.de/44257/ (accessed: 15.01.2016).

10. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations, States and Regions. Harvard Business School Advanced Management Program, 2009. April 15, 27 p.

11. Birjukov A. V. Formirovanie innovacionnyh klasterov v vysokotehnologichnyh otrasljah pro-myshlennosti: na primere OPK: avtoref. diss. ... d-r ekon. nauk. [Formation of innovative clusters in hightech industries of the industry: on the example of OPK: published summery of a PhD thesis]. Moscow, 2009. 43 p. (in Russ.).

12. Vlaskin G. A., Lenchuk E. B. The cluster approach in the innovative development strategy of foreign countries. Available at: http://institutiones.com/ strategies/1928-Экономический портал (accessed: 30.05.2014).

13. Galimov D. A., Kljukovkin V. N. Klastery: problemy teorii ipraktiki [Clusters: problems of theory and practice]. Altai state technical University, Biysk technical University, 2010, 96 p. (in Russ.).

14. Stroeva O. A. [Development of the region's innovation infrastructure]. InVestRegion. 2010, No. 4, р. 48-53. (in Russ.)

15. Porter M. The competitive advantage of nations. London: Macmillan, 1990.

16. Porter M. The competitive advantage of nations. 2nd edition. Basingstoke: Palgrave, 1998a.

17. Porter M. On competition. Boston, MA. : Harvard Business School Press, 1998b.

18. Ulanova Zh. Ju. Razvitie innovacionnoj infrastruktury kak faktora jekonomicheskogo rosta: avtoref. diss. ... kand. ekon. nauk. [Development of innovative infrastructure as factor of economic growth: published summery of a PhD thesis]. Samara, 2006. 22 p. (in Russ.)

19. Porter M. E. Location, Competition and Economic Development: Local Clusters in a Global Economy. Economic Development Quarterly, 2000, vol. 14 No. 1, pp. 15-34. doi: 10.1177/089124240001400105.

20. Asheim B., Coenen L. Knowledge Bases and Regional Innovation Systems: comparing Nordic clusters. Research Policy, 2005, No. 34(8), p. 1173-1190.

21. Asheim B., Smith H., Oughton C. Regional Innovation Systems: Theory, Empirics and Policy. Regional Studies, 2011, No. 45(7), p. 875-891.

22. Cooke P. Regional Innovation Systems, Custers, and the Knowledge Economy.Industrial and corporate change, 2001, No.10 (4), p. 945-974.

23. Simmie J. Do Clusters or Innovation System Drive Competitiveness? In: Asheim, B., Cooke, P. and Martin, R. (eds.). Clusters and Regional Development: critical reflections and explorations. London: Routledge, 2006. p. 164-187.

24. Sheresheva, M. Ju. Formy setevogo vzai-modejstvija kompanij. [Forms of network interaction of the companies]. M., Prod. house State University is Higher School of Economics, 2010. 339 p. (in Russ.)

25. Innovation and technological clusters of countries - members of MCNTI (Information). International Centre for Scientific and Technical Information of February 2013. (in Russ.)

26. Clark J. Tech Country. Looking beyond London in search of Britain's technological future. BVCA ,

2013, March. 105 p.

27. Rassadina A. K. [A role of clusters in modern economy: foreign experience]. Vestn. Mosk. Un-ta.

2014, No. 5, P.85-101. (Ser. 6. Jekonomika [Economy series 6]) (in Russ.)

28. Bellandi M., Caloffi E.. An Analysis of Regional Policies Promoting Networks for Innovation. European Planning Studies, 2010, No. 18/1, P. 67-82.

29. Bianchi P., Bellini N. Public Policies for Local Networks of Innovation. Research Policy, 1991, No. 20/5. P. 487-497.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Korshenko I. F., Korshenko O. P., Kuznetsov P. A. [Innovative infrastructure for various types of strategy

of regional innovative development]. Innovasii. 2013, No. 10 (180), p. 51-57.(in Russ.)

31. Barinova V. A., Mal'ceva A. A., Sorokina A. V., Eremkin V. A. [Approaches to an assessment of efficiency of functioning of objects of innovative infrastructure]. Innovasii. 2014, No. 3 (185), P. 42-51. (In Russ.)

32. NAIRIT summarizes Rating of innovation activity of regions of 2014. Available at: http://www. nair-it.ru/news/31.07.2015/461 (accessed: 04.08.2015).

33. Borisova E. V. [The cluster approach to networking objects of innovation infrastructure in the region]. Sovremennye problemy i tendencii razvitija je-konomiki i upravlenija: sbornik statej VIII Mezhdu-

narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern problems and tendencies of development of economy and management: a collection of articles of the VIII International scientific-practical conference]. Part 1. Ufa, 2016. P. 137-142. (in Russ.)

34. Saakjan A. M. Formy stimulirovanija innova-cionnoj dejatel'nosti predprijatij oboronno-promyshlennogo kompleksa: avtoref. diss. ... kand. ekon. nauk. [The forms of stimulation of innovative activity of the enterprises of the military-industrial complex]. Krasnoyarsk, 2012. 23 p. (in Russ.)

© Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В., 2016

Для цитирования: Ерыгин Ю. В., Борисова Е. В. Основные концептуальные положения формирования инновационной инфраструктуры в регионе с высоким инновационным потециалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 3. С. 45-54.

For citations: Erygin Yu. V., Borisova E. V. Basic concept of formation of innovation infrastructure in the region with high innovative potential of defense industry enterprises // Social and economic systems management. 2016. № 3. Р. 45-54. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.