УДК 332.14
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ПРОЦЕССЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК:
МЕХАНИЗМ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
*
Ю. В. Ерыгин, Е. В. Борисова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме функционирования объектов инновационной инфраструктуры в регионе в процессе реализации ими инновационных проектов для решения задачи коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.
Авторами предложен механизм организационного взаимодействия участников процесса коммерциализации, основанный на объединении усилий объектов инновационной инфраструктуры и предприятий ОПК в достижении ими конечного результата реализации инновационных проектов.
Предложенные авторами организационные формы взаимодействия позволяют решать задачу обеспечения финансовой устойчивости объектов инновационной инфраструктуры, декомпозируя между ними финансирование и риски реализации инновационных проектов.
Целостность механизма взаимодействия участников в процессе реализации инновационных проектов достигается за счет диверсификации рисков, с точки зрения обеспечения финансовой устойчивости объектов инновационной инфраструктуры, реализующих портфели заказов, при одновременном использовании стимулов, которые формируются в результате взаимодействия.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, коммерциализация, инновационная инфраструктура, функционирование, механизм и формы взаимодействия объектов инновационной инфраструктуры
OPERATION OF INNOVATION INFRASTRUCTURE IN COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES: MECHANISM
AND ORGANIZATIONAL FORMS OF INTERACTION
*
Yu. V. Erygin, E. V. Borisova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Article is devoted to a problem offunctioning of objects of innovative infrastructure in the region in the course of implementation of innovative projects by them for the solution of a problem of commercialization of innovative capacity of defense industry enterprises.
Authors have offered the mechanism of organizational interaction ofparticipants ofprocess of commercialization. This mechanism is based on association of efforts of objects of innovative infrastructure and defense industry enterprises in achievement of the end result of implementation of innovative projects by them. Authors have offered organizational forms of interaction. These organizational forms of interaction allow to solve a problem of ensuring financial stability of objects of innovative infrastructure, spreading between them financing and risks of implementation of innovative projects.
Integrity of the mechanism of interaction ofparticipants in the course of implementation of innovative projects is reached due to diversification of risks.
The mechanism of interaction provides financial stability of objects of innovative infrastructure which realize stocks of orders at simultaneous use of incentives which are formed as a result of interaction.
Keywords: defense industry complex, commercialization, innovative infrastructure, functioning, mechanism and forms of interaction of objects of innovative infrastructure
Введение. Предприятия оборонно-промышленного комплекса обладают мощным инновационным потенциалом и играют важную роль в развитии региона на инновационной основе, обеспечивая его конкурентоспособность.
Использование инновационного потенциала предприятий ОПК требует решения задачи его коммерциализации.
В решении данной задачи важную роль должны играть региональные объекты инновационной ин-
фраструктуры, которые, в настоящее время, имеют слабо развитые взаимосвязи между собой и позволяют решать определенный круг задач в рамках региональных программ инновационного развития, не учитывая возможности развития региона на основе инновационного потенциала предприятий ОПК. Это оказывает негативное влияние на эффективность функционирования имеющихся в регионе объектов инновационной инфраструктуры.
В этой связи, авторы предлагают концептуальный подход к формированию инновационной инфраструктуры, основанный на организации эффективного взаимодействия участников процесса коммерциализации, способствующих реализации инновационных проектов предприятий ОПК.
В рамках предлагаемой концепции авторы разработали организационный механизм, который должен обеспечивать согласованность взаимодействия участников коммерциализации в реализации инновационных проектов на основе их взаимной заинтересованности.
Анализ экономической литературы свидетельствует о существовании различных точек зрения на формирование инновационной инфраструктуры в регионах. При этом некоторые исследователи сходятся во мнении, что эффективность функционирования инновационной инфраструктуры в той или иной степени зависит от взаимодействия ее элементов [1; 2, с. 30; 3, с. 221-224; 4, с. 14; 5; 6].
Кроме того, формирование инновационной инфраструктуры в регионе зависит от направления его инновационного развития. В этой связи исследователи сходятся во мнении, что построение инновационной инфраструктуры региона осуществляется на основе кластеров [7-14] или технопарко-вых структур [15, с. 48; 16].
Некоторые ученые рассматривают кластер, как форму сетевого межорганизационного взаимодействия [17]. В этой связи, в основе кластерного подхода лежит принцип сетевого взаимодействия участников кластера, который позволяет сформировать ключевой центр компетенций и конструктивную среду для партнерских отношений, что является важнейшим фактором технологического прогресса и экономического роста регионов [18; 19].
На основе проведенного выше анализа, авторами предложен кластерный подход к формированию организационного взаимодействия участников коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК в процессе реализации инновационных проектов региона, организационное на принципах партнерства.
Механизм функционирования инновационной инфраструктуры. Объединить усилия предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры региона для решения задачи коммерциализации инновационного потенциала авторы предлагают на основе построения механизма их взаимодействия (функционирования) с учетом дос-
тижения ими конечного результата реализации инновационных проектов.
Под функционированием инновационной инфраструктуры в регионе авторы понимают взаимодействие ее объектов в различных организационных формах в процессе реализации бизнес-процессов инновационных проектов предприятий ОПК.
Модель механизма взаимодействия участников процесса коммерциализации, в том числе объектов инновационной инфраструктуры представлен на рис. 1.
В процессе реализации инновационного проекта предприятие ОПК может самостоятельно реализовать часть бизнес-процессов, оставшуюся часть оно передает объектам инновационной инфраструктуры (на рис. 1 объекты ИИ) для дальнейшей их реализации.
Объекты инновационной инфраструктуры вступают во взаимодействие между собой, организованное по принципу «инновационного коридора», постепенно переходя от одного объекта инновационной инфраструктуры к другому, реализуя всю цепочку бизнес-процессов инновационного проекта.
Объекты инновационной инфраструктуры в процессе реализации общего для них инновационного проекта являются взаимозависимыми друг от друга, поскольку каждый объект, выполняя свою систему бизнес-процессов по его реализации, является частью единого и целостного механизма, обеспечивающего последовательность цепочки выполнения бизнес-процессов.
Невыполнение бизнес-процессов по реализации инновационного проекта одним объектом инновационной инфраструктуры лишает всякого смысла реализации бизнес-процессов другими объектами в рамках одного и того же инновационного проекта.
В этой связи, предлагаемый авторами организационный механизм должен обеспечивать согласованность взаимодействия предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры на основе их взаимной заинтересованности.
Результат реализации инновационного проекта, с одной стороны, зависит от результатов реализации переданных на выполнение объектам инновационной инфраструктуры части бизнес-процессов, с другой стороны, от результатов выполнения предприятием своих бизнес-процессов.
Совокупный результат реализации инновационного проекта, полученный в итоге от взаимодействия объектов инновационной инфраструктуры, определяется результатом деятельности инновационного предприятия.
Из вышесказанного следует, что все объекты инновационной инфраструктуры, взаимодействуя друг с другом через выполнение бизнес-процессов, должны быть заинтересованы в получении конечного результата их совместной деятельности - результата реализации инновационного проекта предприятием ОПК.
Модель механизма взаимодействия участников процесса коммерциализации
Главной задачей обеспечения реализации инновационного проекта является организация эффективного взаимодействия объектов инновационной инфраструктуры посредством их объединения на основе взаимной заинтересованности, выраженной получением коммерческого результата (дохода) от выполнения соответствующей совокупности бизнес-процессов.
Коммерческий результат объекта инновационной инфраструктуры определяется его вкладом в реализацию инновационного проекта, а в рамках совместного инновационного проекта складывается из результатов участия всех объектов инновационной инфраструктуры в его реализации.
Важным вопросом в определении результата реализации инновационного проекта является форма расчетов с объектами инновационной инфраструктуры за выполнение ими совокупности бизнес-процессов.
В связи с чем, механизм организационного взаимодействия объектов инновационной инфраструктуры строится на следующих принципах осуществления расчетов между ними:
1. Принцип прямого расчета (спот-доход) -предполагает прямой расчет с объектами инновационной инфраструктуры за оказанные ими услуги, не дожидаясь результатов реализации бизнес -процессов инновационного проекта;
2. Принцип расчета с отложенными обязательствами (отложенный доход) - основан на получении дохода объектами инновационной инфраструктуры за результаты выполнения ими обязательств по реализации бизнес-процессов инновационного проекта.
Таким образом, осуществление объектами инновационной инфраструктуры коммерческой дея-
тельности по реализации инновационных проектов должно обеспечивать им коммерческую состоятельность и финансовую устойчивость в процессе их взаимодействия.
Эффективность функционирования инновационной инфраструктуры в регионе будет достигаться за счет формирования устойчивых связей между объектами инновационной инфраструктуры и предприятиями ОПК в процессе реализации ими бизнес-процессов инновационных проектов на основе взаимной заинтересованности.
Организационные формы взаимодействия участников процесса коммерциализации. Организовывать взаимодействие участников коммерциализации, заинтересованных в реализации бизнес-процессов инновационных проектов, необходимо на основе предлагаемых авторами организационных форм взаимодействия, способствующих снижению рисков инновационной деятельности и обеспечивающих финансовую устойчивость функционирования объектов инновационной инфраструктуры и всей системы взаимодействия участников процесса коммерциализации в целом.
В рамках предложенной авторами концепции, объекты инновационной инфраструктуры, реализующие инновационные проекты, вступают во взаимодействие в следующих организационных формах: простое товарищество (договор о совместной деятельности) (ПТ), акционерное общество (АО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), инновационный кластер (ИКл), инновационный консорциум (ИК),хозяйственное партнерство (ХП), синдикат (С).
Характеристики предлагаемых организационных форм представлены в таблице.
Таблица 1
Организационные формы взаимодействия участников реализации инновационных проектов в зависимости от форм их стимулирования (разработана авторами)
Объекты инновационной инфраструктуры, оказывающие стимулирование Формы стимулирования инновационной деятельности Формы расчетов с участниками реализации инновационных проектов Форма взаимодействия участников реализации инновационных проектов
Государственное стимулирование Участие государства в акционерном капитале (акции) Отложенный расчет АО
Долевое участие государства в уставном капитале (паи) ООО
Долговые обязательства (облигации) АО
Гранты Прямой расчет - финансирование текущей деятельности (спот-расчет) ПТ, ИК, ИКл
Субсидии на возмещение части затрат на коммерциализацию инновационных разработок
Субсидии на возмещение части затрат по погашению процентной ставки по кредитам Прямой расчет - финансирование текущей деятельности (спот-расчет) АО, ООО, ХП
Государственные гарантии Отложенный расчет АО, ООО, ХП
Бюджетные кредиты
Инвестиционный налоговый кредит [20 с. 9, 11]
Налоговые льготы и рассрочка по уплате налогов[20, с. 9, 11]
Инновационные фонды Долговые обязательства (облигации) Отложенный расчет АО
Долевое участие в акционерном капитале (акции)
Долевое участие в уставном капитале (паи) ООО
Банки Синдицированные кредиты Отложенный расчет С
Револьверные кредиты (овердрафт, кредитная линия) АО, ООО, ХП
Коммерческие кредиты (векселя) ИК, ИКл
Формируя портфель заказов, который объект инновационной инфраструктуры должен реализовать, необходимо определить форму его взаимодействия с другими участниками процесса коммерциализации и соответствующую ей форму дохода, получаемого за конечные результаты реализации совокупности бизнес-процессов, составляющих портфель заказов.
Для повышения заинтересованности участников процесса коммерциализации в реализации инновационных проектов авторы предлагают осуществлять стимулирование их деятельности, формы которого определяются организационными формами взаимодействия.
При этом у объектов инновационной инфраструктуры формируется совокупный коммерческий результат, получаемый в результате их функционирования, который складывается из доходов, полученных от реализации портфеля заказов и дополнительных доходов, приносимых организационной формой взаимодействия, тем самым, заинтересовывая их в получении общего конечного результата реализации инновационных проектов.
Стимулирование инновационной деятельности объектов инновационной инфраструктуры и пред-
приятий ОПК могут осуществлять государство, банковские учреждения и фонды поддержки инновационной деятельности (далее инновационные фонды), которые, принимая участие в финансировании инновационной деятельности, сами становятся объектами инновационной инфраструктуры.
Стимулируя инновационную деятельность в различных формах, государство, банки и инновационные фонды, формируют механизм взаимодействия с объектами инновационной инфраструктуры и предприятиями ОПК через соответствующие организационные формы.
Наиболее эффективной формой взаимодействия участников процесса коммерциализации является частно-государственное партнерство [21].
Государство может осуществлять стимулирование инновационной деятельности всех участников процесса коммерциализации. Оно напрямую может финансировать инновационную деятельность предприятий ОПК на основе принципа долевого участия в их управлении, т. е. через акции и паи.
В этом случае организационной формой взаимодействия участников процесса коммерциализации выступает акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью.
Важно отметить, что использование данных форм взаимодействия вовлекает государство в распределение финансовых рисков между участниками взаимодействия, что способствует их диверсификации.
В этой связи формы государственного стимулирования авторы рассматривают как один из способов снижения финансовых рисков.
Используя другие формы государственного стимулирования, например, государственные гарантии, государство выступает гарантом выполнения финансовых обязательств субъекта федерации.
Банки могут осуществлять стимулирование инновационной деятельности, как предприятий ОПК, так и объектов инновационной инфраструктуры. Основными формами финансирования являются долговые обязательства: кредиты, векселя. Соответственно, возникает риск выполнения обязательств получателями финансирования. В этом случае, организационной формой взаимодействия объектов инновационной инфраструктуры выступает акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное партнерство и синдикат.
Инновационные фонды осуществляют стимулирование объектов инновационной инфраструктуры на основе принципа долевого участия в управлении (акции) и долговых обязательств в форме облигаций, использование которых сопряжено с рисками неполучения и обесценивания дохода.
Важно отметить, что использование предложенных авторами организационных форм взаимодействия вовлекает государство, банки и инновационные фонды в распределение рисков реализации инновационных проектов между участниками взаимодействия, что способствует их диверсификации и позволяет рассматривать организационное взаимодействие, как один из способов снижения инновационных рисков.
Взаимодействие участников в организационных формах, в свою очередь, повышает эффективность использования инструментов стимулирования, в том числе форм государственной поддержки.
Таким образом, предложенные авторами организационные формы взаимодействия будут способствовать снижению рисков инновационной деятельности и обеспечивать финансовую устойчивость функционирования объектов инновационной инфраструктуры, а также всей системы взаимодействия участников процесса коммерциализации в целом.
Заключение. Целостность механизма функционирования объектов инновационной инфраструктуры региона обеспечивается за счет взаимозависимости ее объектов друг от друга и направленности их деятельности на общий конечный результат реализации бизнес-процессов, а также за счет предложенных авторами организационных форм их взаимодействия на основе принципа проведения расчетов за результаты их деятельности.
Эффективность функционирования инновационной инфраструктуры в регионе достигается за счет формирования устойчивых связей между объектами инновационной инфраструктуры и предприятиями ОПК в процессе реализации ими бизнес-процессов инновационных проектов на основе применения форм стимулирования.
Предложенные авторами организационные формы взаимодействия участников процесса реализации инновационных проектов позволяют решать задачу обеспечения финансовой устойчивости каждого объекта и в целом всей инновационной инфраструктуры региона, но не учитывают риски, возникающие при выполнении объектами инновационной инфраструктуры совокупности бизнес-процессов в составе портфелей заказов.
В связи с этим, авторы предлагают способ диверсификации инновационных рисков посредством формирования портфелей заказов объектов инновационной инфраструктуры, что является предметом дальнейшего исследования.
Библиографические ссылки
1. Владимирова О. Н. Проблемы формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в регионе [Электронный ресурс] // Регионоло-гия. 2G1G. № 2. URL: http://regionsar.ru/node/5G4? page=G,G (дата обращения: 2G.G8.2G15).
2. Деменко О. Г. Формирование эффективной инновационной инфраструктуры в России и в мире [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/ files/б3114/3_1_Деменко.PDF 2G.G8.2G15 (дата обращения: G1.G2.2G16).
3. Евсеев О. С., Коновалова М. Е. Развитие инновационной инфраструктуры в условиях модернизации национальной экономики // Фундаментальные исследования. 2G12. № 9 (часть 1). C. 22G-224.
4. Пантелеев А. М. Формирование условий развития инновационной инфраструктуры: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2GG7. 19 с.
5. Cooke P., Memedovic O. Strategies for regional innovation systems: Learning Transfer and Applications. [Electronic resource]. Vienna, 2GG3. 38 p. URL: http://www.unido.org/uploads/tx_templavoila/Strategie s_for_regional_innovation_systems.pdf (access time: 15.G5.2G16).
6. Cooke P. The role of research in regional innovation systems: new models meeting knowledge economy demands // International J. of Technology Management. 2GG4, 28 (3/4/5/6). P. 5G7-533.
7. Benner M. Cluster policy in developing countries [Electronic resource]. MPRA. 2G13, No. 44257, posted 7. February. 33 p. URL: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/44257/ (access time: 15.G1.2G16).
8. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations, States and Regions. Harvard Business School Advanced Management Program, 2GG9. April 15. 27 p.
9. Бирюков А. В. Формирование инновационных кластеров в высокотехнологичных отраслях
промышленности: на примере ОПК России: авто-реф. дис. ... д-ра. экон. наук. М., 2009. 43 с.
10. Власкин Г. А., Ленчунк Е. Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран [Электронный ресурс]. URL:http:// institutiones.com/strategies/1928-Экономический портал (дата обращения: 30.05.2014).
11. Галимов Д. А., Клюковкин В. Н. Кластеры: проблемы теории и практики. Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. Бийск : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. 96 с.
12. Porter M. The competitive advantage of nations. London: Macmillan, 1990.
13. Porter M. The competitive advantage of nations. 2nd edition. Basingstoke: Palgrave, 1998 a.
14. Porter M. On competition. Boston, MA. : Harvard Business School Press, 1998 b.
15. Строева О. А. Развитие инновационной инфраструктуры региона // ИнВестРегион. 2010. № 4. C. 48-53.
16. Уланова Ж. Ю. Развитие инновационной инфраструктуры как фактора экономического роста : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2006. 22 с.
17. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. М. : Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 339 с.
18. Bellandi M., Caloffi E. An Analysis of Regional Policies Promoting Networks for Innovation // European Planning Studies. 2010, 18/1. P. 67-82.
19. Bianchi P., Bellini N. Public Policies for Local Networks of Innovation // Research Policy. 1991, 20/5. P.487-497.
20. Саакян А. М. Формы стимулирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Красноярск, 2012. 23 с.
21. Ерыгин Ю. В., Борисова Е. В. Направления и формы развития инновационной инфраструктуры региона с высоким инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник Забайкал. гос. ун-та. Чита, 2015 .№ 10 (125). С. 77-90.
References
1. Vladimirova O. N. [Problems of formation and functioning of innovation infrastructure in the region]. Regionologija. 2010, No. 2. Available at: http:// regionsar.ru/node/504?page=0,0 (accessed: 20.08.2015).
2. Demenko O. G. Formation of an effective innovation infrastructure in Russia and in the world. Available at: http://psyjournals.ru/files/63114/3_1_Демен-mPDF20.08.2015 (accessed: 01.02.2016).
3. Evseev O. S., Konovalova M. E. [Development of innovative infrastructure in the conditions of modernization of national economy]. Fundamental'nye issledovanija. 2012, No. 9 (part 1), P. 220-224 (In Russ.)
4. Panteleev A. M. Formirovanie uslovij razvitija innovacionnoj infrastruktury: avtoref. diss. ...kand.
ekon. nauk [Formation of conditions of development of innovative infrastructure: published summery of a PhD thesis]. Moscow, 2007. 19 p. (In Russ.)
5. Cooke P., Memedovic O. Strategies for regional innovation systems: Learning Transfer and Applications. Vienna, 2003. 38 p. Available at:http://www. unido.org/uploads/tx_templavoila/Strategies_for_regio-nal_innovation_systems.pdf. (accessed: 15.05.2016).
6. Cooke P. The role of research in regional innovation systems: new models meeting knowledge economy demands // International J. of Technology Management, 2004, No. 28 (3/4/5/6). P. 507-533.
7. Benner M. Cluster policy in developing countries. MPRA, 2013, No. 44257, 33 p. Available at: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/44257/ (accessed: 15.01.2016).
8. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations, States and Regions. Harvard Business School Advanced Management Program, 2009. April 15, 27 p.
9. Birjukov A. V. Formirovanie innovacionnyh klasterov v vysokotehnologichnyh otrasljah pro-myshlennosti: na primere OPK: avtoref. diss. ... d-r ekon. nauk. [Formation of innovative clusters in hightech industries of the industry: on the example of OPK: published summery of a PhD thesis]. Moscow, 2009. 43 p. (In Russ.)
10. Vlaskin G.A., Lenchuk E.B. The cluster approach in the innovative development strategy of foreign countries. Available at: http://institutiones.com/ strategies/1928-Экономический портал (accessed: 30.05.2014).
11. Galimov D. A., Kljukovkin V. N. Klastery: problemy teorii ipraktiki [Clusters: problems of theory and practice]. Altai state technical University, Biysk technical University, 2010, 96 p. (in Russ.).
12. Porter M. The competitive advantage of nations. London: Macmillan, 1990.
13. Porter M. The competitive advantage of nations. 2nd edition. Basingstoke: Palgrave, 1998a.
14. Porter M. On competition. Boston, MA.: Harvard Business School Press, 1998b.
15. Stroeva O. A. [Development of the region's innovation infrastructure]. InVestRegion. 2010, No. 4, р. 48-53. (In Russ.)
16. Ulanova Zh. Ju. Razvitie innovacionnoj infra-struktury kak faktora jekonomicheskogo rosta: avtoref. diss. ... kand. ekon. nauk. [Development of innovative infrastructure as factor of economic growth: published summery of a PhD thesis]. Samara, 2006. 22 p. (In Russ.)
17. Sheresheva, M. Ju. Formy setevogo vzai-modejstvija kompanij. [Forms of network interaction of the companies]. M., Prod. house State University is Higher School of Economics, 2010, 339 p. (In Russ.)
18. Bellandi M., Caloffi E.. An Analysis of Regional Policies Promoting Networks for Innovation. European Planning Studies, 2010, No. 18/1, P. 67-82.
19. Bianchi P., Bellini N. Public Policies for Local Networks of Innovation. Research Policy, 1991, No. 20/5, p. 487-497.
20. Saakjan A. M. Formy stimulirovanija innova-cionnoj dejatel'nosti predprijatij oboronno-promyshlennogo kompleksa: avtoref. diss. ... kand. ekon. nauk [The forms of stimulation of innovative activity of the enterprises of the military-industrial complex]. Krasnoyarsk, 2012. 23 p. (In Russ.)
21. Erygin Ju. V., Borisova E. V. [Directions and forms the region's innovation infrastructure with a high
innovative potential of enterprises of the defense-industrial complex]. Vestnik Zabajkal'skogo gosu-darstvennogo universiteta. 2015, No. 10 (125), р. 77-90. (In Russ.)
© Ерыгин Ю. В., Борисова Е. В., 2016
Для цитирования: Ерыгин Ю. В., Борисова Е. В. Функционирование инновационной инфраструктуры в процессе коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК: механизм и организационные формы взаимодействия // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 4. С.33-39.
For citations: Erygin Yu. V., Borisova E. V. Operation of innovation infrastructure in commercialization of innovative potential of defense industry enterprises: mechanism and organizational forms of interaction // Social and economic systems management. 2016. № 4. Р. 33-39. (In Russ., abstr. in Engl.)