ИССЛЕДОВАНИЕ
1 1 Ерыгин Ю.В. , Борисова Е.В.
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика
М.Ф. Решетнева, г. Красноярск
Концепция формирования инновационной инфраструктуры в регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса
АННОТАЦИЯ:
Статья посвящена актуальной проблеме формирования инновационной инфраструктуры Красноярского края для решения задачи коммерциализации сосредоточенного в нем инновационного потенциала предприятий ОПК. Предложен концептуальный подход к формированию инновационной инфраструктуры региона, основанный на организации взаимодействия и объединении усилий участников процесса коммерциализации в реализации инновационных проектов, позволяющий повысить заинтересованность участников в их реализации на основе организационных форм построения сетевого взаимодействия и обеспечить финансовую устойчивость объектов инновационной инфраструктуры за счет формирования портфелей «заказов».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оборонно-промышленный комплекс, инновационный потенциал, коммерциализация, инновационная инфраструктура, стимулирование, финансовая устойчивость
JEL: И1, 032, Я11
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — doi: 10.18334/ф.17.18.36560
Ерыгин Юрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит», первый проректор - проректор по образовательной деятельности, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск
Борисова Елена Владимировна, аспирант кафедры «Финансы и кредит», Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 24.08.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.18.36560
(с) Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
2284 Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — Ьок 10.18334/гр.17.18.36560
Введение
В настоящее время Россия осуществляет переход от экспортно-сырьевой модели экономического развития к инновационной модели, основанной на развитии внутреннего инновационного потенциала [1].
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) является наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики и играет ведущую роль в экономическом развитии страны на инновационной основе. Традиционно, предприятия ОПК осуществляют производство вооружения и военной техники в целях обеспечения обороноспособности страны. Накопленный опыт производства вооружения и военной техники свидетельствует о формировании нереализованного научно-технического задела, интеллектуального потенциала, составляющих инновационный потенциал
предприятий ОПК.
Эффективное использование инновационного потенциала предприятий ОПК определяет необходимость решения задачи его коммерциализации и может стать основной развития экономики региона, обеспечивая его конкурентоспособность на инновационной основе.
В условиях производства высокотехнологичной гражданской продукции и новейших технологий накопленный опыт и сформированный внутренний потенциал предприятий ОПК имеет ограниченное применение, поскольку их основная деятельность ориентирована на выполнение государственного оборонного заказа. Вовлечение предприятий ОПК в процесс коммерциализации их инновационного потенциала способствует развитию предприятий за счет привлечения дополнительных источников финансирования в виде собственных внебюджетных средств, получаемых от использования нереализованного научно-технического задела для производства высокотехнологичной гражданской продукции.
Решение задачи коммерциализации, до сих пор не свойственной предприятиям ОПК, осложняется отсутствием опыта практической работы и механизмов, связанных с коммерциализацией их инновационного потенциала, наличием высоких условно-постоянных расходов, приводящих к удорожанию инновационных продуктов, полученных в результате реализации инновационных проектов, отсутствием соответствующей инновационной инфраструктуры и др.
Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в 2285
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — Ьок 10.18334/гр.17.18.36560
В этой связи, в решении задачи коммерциализации важную роль должны играть региональные объекты инновационной инфраструктуры, создающие условия для реализации инновационной деятельности в регионе. Усилия предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры должны быть согласованы, объединены и направлены на решение поставленной задачи.
Территориально рассредоточенные предприятия ОПК, входящие в интегрированные корпоративные структуры, определяют характер взаимодействия с объектами инновационной инфраструктуры.
Кооперационные связи интегрированных структур позволяют вовлечь инновационный потенциал предприятий ОПК других регионов в процесс коммерциализации, формируя открытую систему взаимосвязей объектов инновационной инфраструктуры региона исследования с предприятиями и объектами инновационной инфраструктуры других регионов.
Функционирующие в регионе исследования объекты инновационной инфраструктуры имеют слабо развитые связи между собой и позволяют решать задачи региональных программ инновационного развития, не учитывая возможности развития региона на основе коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. Вышесказанное, позволяет говорить о необходимости формирования в регионе исследования инновационной инфраструктуры с учетом решения задач и возможностей коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.
В этой связи формирование региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию инновационного потенциала предприятий ОПК, требует решения следующих задач, определяющих основные концептуальные положения:
1. проектирование объектов инновационной инфраструктуры с учетом специфики реализации инновационных проектов в рамках коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК;
2. объединение усилий предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры в достижении ими конечного результата реализации инновационных проектов, основанное на увязывании в единый механизм для решения общих задач;
3. обеспечение заинтересованности участвующих во взаимодействии предприятий ОПК и объектов инновационной
2286 Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — 10.18334/ф.17.18.36560
инфраструктуры в достижении ими конечного результата реализации инновационных проектов;
4. повышение эффективности использования инструментов государственного стимулирования через распределение финансирования на всех участников процесса реализации инновационных проектов;
5. обеспечение финансовой устойчивости каждого объекта и всей инновационной инфраструктуры региона.
Подходы к формированию инновационной инфраструктуры на региональном уровне
Анализ опыта и экономической литературы свидетельствует о существовании различных подходов к формированию инновационной инфраструктуры в рамках национальных и региональных инновационных систем.
Современные тенденции формирования национальных инновационных систем развитых стран ориентированы на организацию сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности, позволяющее сформировать благоприятную среду для создания инноваций [18, с. 74-75], что оказывает соответствующее влияние на формирование инновационной инфраструктуры.
О.Г. Деменко рассматривает инновационную инфраструктуру региона как составную часть единой мировой инновационной системы, при этом эффективность инновационного процесса зависит от возможностей взаимодействия элементов этой системы на каждом этапе их функционирования. Эффективность функционирования инновационной инфраструктуры обеспечивается эффективностью реализации инновационного процесса на основе интеграции, создавая взаимосвязи между элементами инновационной деятельности, обеспечивая их функционирование [7].
Формирование инновационной инфраструктуры в регионе зависит от направления его инновационного развития. Г.И. Поподько предложила «имитационную» модель инновационного развития региона, приносящего значительный вклад в экономику страны за счет добычи сырьевых ресурсов, и развития промышленного производства на основе внедрения технологических и продуктовых инноваций, привлекаемых извне, требующего минимальных капитальных вложений [15, с. 103], что определяет особенности построения инновационной инфраструктуры в регионах «сырьевого» типа.
Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в 2287
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — Ьок 10.18334/гр.17.18.36560
О.Н. Владимирова предлагает осуществлять формирование инновационной инфраструктуры с учетом региональных особенностей на принципах государственной поддержки, комплексности, взаимодействия с аналогичными организациями других регионов и гибкости системы инновационной инфраструктуры [4].
Наряду с этим, исследователи сходятся во мнении, что построение инновационной инфраструктуры в регионах осуществляется на основе кластеров [3, 5, 6, 25, 30] или технопарковых структур [19, с. 48; 20].
Зарубежный опыт формирования инновационных моделей развития регионов рассматривался С.П. Лапаевым. В рамках проводимого исследования наиболее интересным является опыт Канады, касающийся вопросов реформирования системы экономических и технологических взаимоотношений, позволяющих усилить инновационный потенциал региона и использовать его для решения конкретных экономических проблем, а также повышения темпов экономического роста [12, с.131].
Одним из подходов к инновационному развитию регионов и формированию инновационной инфраструктуры на региональном уровне является кластерный подход, основоположником которого является М. Портер.
Кластерная теория М. Портера [31, 32, 33] разрабатывалась параллельно с концепцией региональных инновационных систем Ф. Кука [28, с. 1].
М. Портер рассматривает кластер как географическую концентрацию взаимосвязанных, одновременно сотрудничающих и конкурирующих друг с другом различных организаций определенных сфер деятельности [29], повышая темпы роста экономики и конкурентоспособности региона.
Впоследствии кластер рассматривается как важный компонент региональной инновационной системы [22, 23] или «эффект взаимодействия функционирующей инновационной системы» [34, с. 183].
Все участники кластера взаимодополняют и поддерживают друг друга, способствуя достижению их конкурентоспособности [21, с. 174].
Характерными чертами кластера являются: конкуренция среди его участников; сетевое взаимодействие; технологическая взаимосвязанность отраслей участников кластера [30]; наличие развитого сервиса; участие научных организаций, генерирующих инновации; формирование строго ориентированной системы распространения новых
2288 Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — 10.18334/ф.17.18.36560
знаний, технологий и инновации на основе вертикальной интеграции [10, с. 14-15].
Главная особенность кластерного подхода в формировании инновационной региональной инфраструктуры заключается в наличии конкуренции между участниками кластера в процессе их сотрудничества друг с другом [16, с. 94; 29], а также выстраивании механизма распределения рисков и доходов, который зависит от позиции участников в кластере [21, с. 88].
Построение инновационной инфраструктуры на основе кластерной модели активно применяется в сфере высоких технологий зарубежных стран, например, технологический кластер в Кремниевой долине (США), кластер информационных и телекоммуникационных технологий, конечная продукция которого производится компанией Nokia (Финляндия) [21, с. 185], кластер информационно-коммуникационных технологий в Нью-Дели (Индия) [10, с. 11], высокотехнологический кластер Кембриджа (Великобритания) [27, с. 29] и др. В России в высокотехнологичном секторе функционируют следующие кластеры: Саровский инновационный кластер (г. Саров); Аэрокосмический кластер (г. Самара); инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый звездный» (г. Пермь); кластер информационных технологий (ИТ), кластер «Космические технологии и телекоммуникации» в рамках проекта «Сколково» [10, с. 36-45] и др.
Коллектив исследователей И.Ф. Коршенко, О.П. Коршенко, П.А. Кузнецов считают, что эффективная инновационная инфраструктура в регионе может быть построена с учетом типа инновационной деятельности и стратегии инновационного развития региона путем гибкой настройки деятельности каждого субъекта инновационной инфраструктуры регионального инновационного кластера [11, с. 51].
А.В. Бирюков рассматривает кластер как фактор укрепления научно-технологического потенциала предприятий ОПК [3].
Н.В. Смородинская считает, что главным условием современного инновационного развития регионов является создание благоприятной среды для проявления инициативных кластерных партнерств на основе модели кластерно-сетевого взаимодействия [18, с. 77].
О.С. Евсеев и М.Е. Коновалова предлагает осуществлять формирование элементов такой инновационной инфраструктуры региона, которая служит интегратором инновационно-инвестиционной деятельности и обеспечивает взаимодействие всех ее участников на
Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в 2289
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — Ьок 10.18334/гр.17.18.36560
этапах инновационного процесса, оказывая им комплексную поддержку [8, с. 221-224].
А.М. Пантелеев предлагает развивать функционирующую инновационную инфраструктуру на основе активизации системообразующих связей между элементами уже сформированной в регионе инновационной инфраструктуры [14, с. 14].
Некоторые ученые рассматривают кластер, как форму сетевого межорганизационного взаимодействия [21]. В этой связи, в основе кластерного подхода лежит принцип сетевого взаимодействия участников кластера, который позволяет сформировать ключевой центр компетенций и конструктивную среду для партнерских отношений, что является важнейшим фактором технологического прогресса и экономического роста регионов [24, 26].
Таким образом, исследователи сходятся во мнении, что формирование инновационной инфраструктуры должно быть основано на построении взаимосвязей между ее элементами, обеспечивающих их эффективное функционирование, что, по нашему мнению, является наиболее целесообразным в современных экономических условиях развития регионов.
Практика показывает, что подражание другим регионам в вопросах формирования и повышения эффективности функционирования инновационной инфраструктуры без учета региональных особенностей инновационной деятельности не позволяет решить эту проблему. В этой связи, для каждого региона должна быть разработана своя концепция формирования инновационной инфраструктуры с учетом особенностей предлагаемых к реализации в регионе инновационных проектов и использования
сконцентрированного в нем инновационного потенциала.
В Красноярском крае сосредоточен инновационный потенциал крупных предприятий ОПК. В настоящее время в регионе идет активное развитие инновационной инфраструктуры, сочетающей в себе элементы кластера и технопарковых структур. Оценка обеспеченности функциональных потребностей региона объектами инновационной инфраструктуры, проведенная нами с использованием модели аппроксимации группы исследователей В.А. Бариновой, А.А. Мальцевой, А.В. Сорокиной, В.А. Еремкина [2, с. 45], позволили определить оптимальное число объектов инновационной инфраструктуры региона, необходимых для обеспечения его потребностей. По результатам расчетов
2290 Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — 10.18334/ф.17.18.36560
отмечается превышение фактического числа объектов инновационной инфраструктуры региона (по состоянию на 1.09.2015 - 24 единицы [13]) расчетного значения (18,53 единицы) на 30%.
Несмотря на высокую обеспеченность региона объектами инновационной инфраструктуры, функционирующие в нем объекты оторваны от реальных инновационных проектов региона и не учитывают их особенности. Объекты инновационной инфраструктуры имеют слабо развитые связи между собой, что приводит к низкой эффективности их функционирования, позволяют решать узкий круг задач в рамках региональных программ инновационного развития, без учета возможностей развития экономики региона на основе коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. Кроме того, в регионе отсутствует единая организационная платформа формирования объектов инновационной инфраструктуры, способствующих реализации функциональных интересов участников процесса коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. В этой связи, нами предложен основополагающий подход к формированию инновационной инфраструктуры региона, обеспечивающей реализацию инновационных проектов региона на основе коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.
Предлагаемый нами концептуальный подход основан на объединении усилий и организации эффективного взаимодействия инновационных предприятий, объектов инновационной
инфраструктуры, а также других участников процесса коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК в реализации инновационных проектов региона и в научной литературе ранее не рассматривался. Важно отметить, что в рамках предлагаемого нами подхода, организационное взаимодействие участников реализации инновационных проектов осуществляется на принципах партнерства.
Основные концептуальные положения формирования инновационной инфраструктуры в регионе
Предлагаемый нами концептуальный подход к формированию инновационной инфраструктуры в регионе предусматривает объединение усилий и увязывание в единый механизм субъектов инновационной деятельности для достижения общих целей по
Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в 2291
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — Ьок 10.18334/гр.17.18.36560
реализации инновационных проектов региона на основе коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.
Предлагаемый концептуальный подход позволяет осуществлять формирование инновационной инфраструктуры в регионе для решения задачи коммерциализации, а также рассматривать ее как открытую систему, способствующую реализации инновационных проектов предприятиями ОПК, входящими в интегрированную корпоративную структуру, объектами инновационной инфраструктуры региона исследования и других регионов, определяя состав участников реализации инновационных проектов и систему их взаимосвязей.
В рамках предлагаемого подхода инновационная инфраструктура региона представляет собой интегрированную структуру, объединяющую объекты инновационной инфраструктуры, инновационные предприятия и других участников процесса коммерциализации, выполняющих функции объектов инновационной инфраструктуры по реализации инновационных проектов региона с учетом возможностей коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. Такая инновационная инфраструктура может стать основой функционирования в регионе кластера инновационных технологий.
Предлагаемая концепция формирования инновационной инфраструктуры в регионе базируется на следующих положениях:
—объектом управления выступают бизнес-процессы реализуемых в регионе инновационных проектов;
—архитектура региональной инновационной инфраструктуры определяется совокупностью бизнес-процессов инновационных проектов региона, передаваемых объектам инновационной инфраструктуры с целью повышения эффективности инновационной деятельности в регионе;
—функционирование объектов инновационной инфраструктуры и инновационных предприятий осуществляется на основе их сетевого взаимодействия с целью повышения заинтересованности в реализации бизнес-процессов инновационных проектов региона и снижения рисков, связанных с реализацией инновационных проектов;
—архитектура объектов инновационной инфраструктуры, участвующих в реализации инновационных проектов региона, определяется пространственным размещением предприятий ОПК, входящих в интегрированную корпоративную структуру;
2292 Ерыгин Ю.В, Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — doi: 10.18334/rp.17.18.36560
— обеспечение бюджетной эффективности форм и методов государственного стимулирования коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.
Далее рассмотрим решение поставленных во введении задач для реализации положений предлагаемой концепции.
1. Проектирование объектов инновационной инфраструктуры с учетом специфики реализуемых в регионе инновационных проектов. В процесс коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК вовлечены предприятия-инициаторы инновационных проектов, объекты инновационной инфраструктуры и другие субъекты инновационной деятельности, которые могут выполнять функции объектов инновационной инфраструктуры по реализации инновационных проектов. Предприятия ОПК могут выполнять только часть функций по реализации инновационных проектов, что определяет необходимость их разделения на бизнес-процессы, составляющие основу формирования портфелей «заказов» объектов инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура, при этом, должна обеспечивать выполнение функций по реализации оставшейся части бизнес-процессов инновационных проектов, что позволяет учитывать особенности инновационной деятельности предприятий ОПК.
Совокупность объектов инновационной инфраструктуры, необходимой региону для реализации инновационных проектов коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК, определяется совокупностью реализуемых в регионе бизнес-процессов инновационных проектов, передаваемых объектам инновационной инфраструктуры, с целью повышения эффективности инновационной деятельности.
Для определения совокупности бизнес-процессов, реализуемых объектами инновационной инфраструктуры, разработан методический инструмент распределения бизнес-процессов инновационных проектов по объектам инновационной инфраструктуры - матрица «РБПИП».
В процессе реализации одного инновационного проекта матрица «РБПИП» позволяет сформировать сеть организаций, принимающих участие в реализации инновационного проекта, и увязать их в единую цепочку в процессе реализации бизнес-процессов общего инновационного проекта. Реализуя несколько инновационных проектов, матрица «РБПИП» позволяет сформировать портфель «заказов», включающий бизнес-процессы различных инновационных проектов,
Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в 2293
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — Ьок 10.18334/гр.17.18.36560
подлежащих реализации объектом инновационной инфраструктуры. Передача бизнес-процессов объектам инновационной инфраструктуры для дальнейшей реализации осуществляется при условии наличия у объектов экономического потенциала, необходимого для выполнения этих бизнес-процессов, и окупаемости затрат по их реализации.
Условием реализации портфелей «заказов» объектами инновационной инфраструктуры является коммерческая
целесообразность реализации бизнес-процессов, формирующих портфели «заказов», а также коммерческая состоятельность и финансовая устойчивость самих объектов инновационной инфраструктуры. В этой связи, осуществлять оценку коммерческой целесообразности реализации портфелей «заказов» объектами инновационной инфраструктуры мы предлагаем на основе расчета точки безубыточности, обеспечивающей окупаемость затрат по их реализации, и расчета запаса финансовой прочности, компенсирующего риски выполнения объектами инновационной инфраструктуры финансовых обязательств по реализации портфелей «заказов», обеспечивая финансовую устойчивость объектам инновационной инфраструктуры.
Таким образом, совокупность бизнес-процессов реализуемых в регионе инновационных проектов определяет объекты инновационной инфраструктуры, выполняющие функции по реализации бизнес-процессов инновационных проектов, формируя портфели «заказов» для каждого из них, что позволяет осуществлять формирование объектов инновационной инфраструктуры с учетом потребностей региона в реализации инновационных проектов коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК на основе принципа сбалансированности.
2. Организационный механизм взаимодействия участников реализации инновационных проектов. Решение задачи коммерциализации инновационного потенциала требует объединения усилий предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры в достижении ими конечного результата реализации инновационных проектов. Объединить усилия предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры авторы предлагают на основе организационного механизма, обеспечивающего согласованность их взаимодействия через выполнение бизнес-процессов инновационных проектов. Более подробно данный механизм рассмотрен в [9].
2294 Ерыгин Ю.В, Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — doi: 10.18334/rp.17.18.36560
Реализуя инновационный проект, объекты инновационной инфраструктуры вступают во взаимодействие между собой, последовательно выполняя цепочку бизнес-процессов общего для них инновационного проекта, позволяющее формировать единую сеть взаимозависимых друг от друга объектов инновационной инфраструктуры, объединенных в различных организационных формах на основе взаимной заинтересованности в конечных результатах совместной деятельности по реализации инновационного проекта.
Осуществлять взаимодействие объектов инновационной инфраструктуры, заинтересованных в реализации бизнес-процессов инновационных проектов региона, мы предлагаем на основе следующих организационных форм их взаимодействия в сети: простое товарищество, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, инновационный кластер, инновационный консорциум, хозяйственное партнерство, синдикат и др.
Эффективность взаимодействия объектов инновационной инфраструктуры зависит от их заинтересованности в получении коммерческого результата реализации инновационных проектов,
и 1 и / «_» и \
который определяется формой расчетов (прямой или отложенной) за выполнение ими совокупности бизнес-процессов.
Коммерческий результат, получаемый объектами инновационной инфраструктуры от реализации бизнес-процессов инновационных проектов, складывается из доходов, полученных от реализации портфелей «заказов» и дополнительных доходов, приносимых организационной формой взаимодействия, заинтересовывая объекты инновационной инфраструктуры в получении общего конечного результата реализации инновационных проектов региона.
3. Стимулирование инновационной деятельности участников реализации инновационных проектов. Для повышения заинтересованности участников коммерциализации в реализации инновационных проектов и вероятности благополучного их завершения мы предлагаем осуществлять стимулирование не только инициаторов инновационных проектов (предприятий ОПК), но и объектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих коммерциализацию их инновационного потенциала.
Стимулирование инновационной деятельности участников реализации инновационных проектов могут осуществлять государство, банковские учреждения, фонды поддержки инновационной
Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в 2295
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — Ьок 10.18334/гр.17.18.36560
деятельности, которые, принимая участие в финансировании инновационной деятельности, сами становятся объектами инновационной инфраструктуры и формируют механизм взаимодействия с другими участниками реализации инновационных проектов.
Формы стимулирования (участие государства в акционерном капитале (акции), долевое участие государства в уставном капитале (паи), долговые обязательства (облигации), гранты, субсидии, государственные гарантии, бюджетные кредиты, инвестиционный налоговый кредит [17, с. 9, 11], налоговые льготы и рассрочка по уплате налогов [17, с. 9], синдицированные и револьверные кредиты и др.) определяются организационными формами взаимодействия. Распределение финансирования на всех участников процесса реализации инновационных проектов повышает эффективность использования инструментов государственного стимулирования.
4. Снижение рисков функционирования и повышение финансовой устойчивости объектов инновационной инфраструктуры. Выполнение бизнес-процессов инновационных проектов сопряжено с рисками реализации инновационных проектов инновационным предприятием и рисками реализации бизнес-процессов, формирующих портфели «заказов» объектов инновационной инфраструктуры. Для снижения рисков, связанных с реализацией инновационных проектов, необходимо обеспечить заинтересованность всех участников в этом процессе за счет привлечения стимулирования.
Объекты инновационной инфраструктуры, кроме рисков реализации бизнес-процессов инновационных проектов, принимают на себя риски исполнения финансовых обязательств по реализации бизнес-процессов, возникающие при получении стимулирования. Соответственно, совокупный инновационный риск объектов инновационной инфраструктуры складывается из рисков реализации бизнес-процессов инновационных проектов и рисков исполнения финансовых обязательств, связанных с их реализацией.
Предложенный нами принцип распределения стимулирования между всеми участниками реализации инновационных проектов, позволяет диверсифицировать риски инвесторов и способствует снижению инновационных рисков за счет применения различных форм стимулирования, обеспечивая финансовую устойчивость каждого объекта инновационной инфраструктуры и всех участников реализации
2296 Ерыгин Ю.В, Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — doi: 10.18334/rp.17.18.36560
инновационных проектов за счет повышения их заинтересованности в конечных результатах совместной деятельности.
Построение сетевого взаимодействия в различных организационных формах повышает эффективность взаимодействия участников реализации инновационных проектов через создание организационных форм их взаимодействия в сети. Предоставление стимулирования вовлекает государство, банки и инновационные фонды в распределение рисков реализации инновационных проектов между всеми участниками взаимодействия, что способствует диверсификации рисков и позволяет рассматривать организационное взаимодействие, как один из способов их снижения. Предложенные нами организационные формы взаимодействия в сети способствуют снижению рисков инновационной деятельности и обеспечивают финансовую устойчивость функционирования объектов инновационной инфраструктуры.
Повышение эффективности взаимодействия участников реализации инновационных проектов, на основе предложенных организационных форм, способствует снижению финансовых рисков исполнения обязательств по их реализации, повышая взаимный интерес участников за счет применения форм стимулирования, но не учитывает риски, возникающие при выполнении объектами инновационной инфраструктуры совокупности бизнес-процессов в составе портфелей «заказов». В этой связи, мы предлагаем второй способ снижения инновационных рисков за счет их диверсификации посредством формирования портфелей «заказов» для каждого объекта инновационной инфраструктуры, повышая финансовую устойчивость.
Заключение
Таким образом, предлагаемая нами концепция может быть представлена следующими принципами ее формирования: зависимость архитектуры инновационной инфраструктуры от совокупности бизнес-процессов реализуемых в регионе инновационных проектов; учет комплексности и многоуровневости инновационной инфраструктуры региона; обеспечение взаимозависимости объектов инновационной инфраструктуры друг от друга в процессе осуществления ими функций по реализации инновационных проектов; организация взаимодействия участников реализации инновационных проектов на принципах партнерства; сбалансированность и построение сетевого взаимодействия
Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в 2297
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — doi: 10.18334/гр.17.18.36560
объектов инновационной инфраструктуры; интеграция инновационной инфраструктуры региона в рыночную инфраструктуру; присвоение участникам реализации инновационных проектов и государственного стимулирования статуса объектов инновационной инфраструктуры в процессе выполнения функций по реализации инновационных проектов; частно-государственное партнерство в стимулировании инновационной деятельности участников реализации инновационных проектов; оценка бюджетной эффективности государственных средств, направляемых на поддержку объектов инновационной инфраструктуры; диверсификация рисков портфелей бизнес-процессов инновационных проектов; окупаемость портфелей бизнес-процессов инновационных проектов, реализуемых объектами инновационной инфраструктуры.
Формирование инновационной инфраструктуры региона на основе предложенных нами принципов значительно отличает авторскую концепцию от ранее предложенных точек зрения и позволяет сформировать адекватную существующим региональным условиям сбалансированную и эффективно функционирующую инновационную инфраструктуру.
ИСТОЧНИКИ:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Подходы к оценке эффективности функционирования объектов инновационной
инфраструктуры / В.А. Баринова, А.А. Мальцева, А.В. Сорокина [и др.] // Инновации. - 2014. - № 3. - С. 42-51.
3. Бирюков А.В. Формирование инновационных кластеров в высокотехнологичных
отраслях промышленности (на примере ОПК России): Автореф. дис. ... д.э.н.: 08.00.05. - Москва, 2009. - 43 с.
4. Владимирова О.Н. Проблемы формирования и функционирования инновационной
инфраструктуры в регионе // Регионология. - 2010. - № 2. - С. 117-122.
5. Ленчунк Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития
зарубежных стран [Электронный ресурс] // Institutiones.com. - Режим доступа:
http://institutiones.com/strategies/1928-klasternyj-podxod-v-strategii-
innovacionnogo-razvitiya-zarubezhnyx-stran.html
6. Галимов Д.А., Клюковкин В.Н. Кластеры: проблемы теории и практики. - Бийск:
Издательство Алтайского государственного технического университета, 2010. - 96 с.
7. Деменко О.Г. Формирование эффективной инновационной инфраструктуры в России и в
мире [Электронный ресурс] // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. -
2298 Ерыгин Ю.В, Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — doi: 10.18334/rp.17.18.36560
2013. - Режим доступа:
http://psyjournals.ru/social_economical_psychological_/issue/63114.shtml
8. Евсеев О.С., Коновалова М.Е. Развитие инновационной инфраструктуры в условиях
модернизации национальной экономики // Фундаментальные исследования. -2012. - № 9-1. - С. 220-224.
9. Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Механизм функционирования инновационной
инфраструктуры в процессе коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК // Экономика и менеджмент систем управления. - 2016. - Т. 19.
- № 1.2. - С. 227-234.
10. Инновационно-технологические кластеры стран - членов МЦНТИ [Электронный
ресурс] // МЦНТИ. - 2013. - Режим доступа: http://www.icsti.su/uploaded/201304/cluster.pdf
11. Кузнецов П.А., Коршенко О.П., Коршенко И.Ф. Инновационная инфраструктура для
различных типов стратегий регионального инновационного развития // Инновации. - 2013. - № 10. - С. 51-57.
12. Лапаев С.П. Опыт развитых стран по формированию инновационной модели развития
регионов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 8.
- С. 123-132.
13. Инновационная активность выросла благодаря импортозамещению: НАИРИТ
подводит итоги Рейтинга инновационной активности регионов 2014 [Электронный ресурс] // НАИРИТ. - 2015. - 31 июля. - Режим доступа: http://www.nair-it.ru/news/31.07.2015/461
14. Пантелеев А.М. Формирование условий развития инновационной инфраструктуры:
Автореф. дис. ... к.э.н.: 08.00.05. - Москва, 2007. - 19 с.
15. Поподько Г.И. Модель инновационного развития региона сырьевой специализации //
Инновации. - 2013. - № 7. - С. 98-104.
16. Рассадина А.К. Роль кластеров в современной экономике: зарубежный опыт //
Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2014. - № 5. - С. 85-101.
17. Саакян А.М. Формы стимулирования инновационной деятельности предприятий
оборонно-промышленного комплекса: Автореф. дис. ... к.э.н.: 08.00.05. -Красноярск, 2012. - 23 с.
18. Смородинская Н.В. Тройная спираль как новая матрица экономических систем //
Инновации. - 2011. - № 4. - С. 66-78.
19. Строева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры региона // Инновационный
Вестник Регион. - 2010. - № 4. - С. 48-53.
20. Уланова Ж.Ю. Развитие инновационной инфраструктуры как фактора экономического
роста: Автореф. дис. ... к.э.н.: 08.00.05. - Самара, 2006. - 22 с.
21. Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010. -
339 с.
22. Asheim B., Coenen L. Knowledge Bases and Regional Innovation Systems: comparing Nordic clusters // Research Policy. - 2005. - Vol. 34. - № 8. - P. 1173-1190.
Ерыгин Ю.В., Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в 2299
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — doi: 10.18334/гр.17.18.36560
23. Asheim B., Smith H., Oughton C. Regional Innovation Systems: Theory, Empirics and Policy
// Regional Studies. - 2011. - Vol. 45. - № 7. - P. 875-891.
24. Bellandi M., Caloffi E. An Analysis of Regional Policies Promoting Networks for Innovation //
European Planning Studies. - 2010. - Vol. 18. - № 1. - P. 67-82.
25. Benner M. Cluster policy in developing countries: MPRA Paper № 44257 [Electronic
resource] // MPRA. - 2013. - Mode of access: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/44257/1/MPRA_paper_44257.pdf
26. Bianchi P., N.Bellini N. Public Policies for Local Networks of Innovation // Research Policy. -
1991. - Vol. 20. - № 5. - P. 487-497.
27. Clark J. Tech Country: Looking beyond London in search of Britain's technological future
[Electronic resource] // Academia.edu. - 2013. - Mode of access:
http://www.academia.edu/3056231/Tech_Country_Looking_beyond_London_in_searc
h_of_Britains_technological_future
28. Cooke P., Memedovic O. Strategies for regional innovation systems: Learning Transfer and
Applications [Electronic resource] // UNIDO. - 2003. - Mode of access:
https://www.unido.org/fileadmin/user_media/Publications/Pub_free/Strategies_for_r
egional_innovation_systems.pdf
29. Porter M.E. Location, Competition and Economic Development: Local Clusters in a Global
Economy // Economic Development Quarterly. - 2000. - Vol. 14. - № 1. - P. 15-34.
30. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations, States and Regions [Electronic resource]
// Scribd. - 2009. - April 15. - Mode of access:
https://ru.scribd.com/doc/133284420/Compataive-Advantages-of-Nations
31. Porter M.E. The competitive advantage of nations. - London: Macmillan, 1990. - 875 p.
32. Porter M.E. The competitive advantage of nations. - 2nd ed. - Basingstoke: Palgrave, 1998.
- 896 p.
33. Porter M.E. On competition. - Boston: Harvard Business School Press, 1998. - 485 p.
34. Simmie J. Do Clusters or Innovation System Drive Competitiveness? // Clusters and Regional
Development: Critical reflections and explorations. - London: Routledge, 2006. - 320 p.
- P. 164-187.
2300 Ерыгин Ю.В, Борисова Е.В. Концепция формирования инновационной инфраструктуры в
регионе, обладающем значительным инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2283-2300. — doi: 10.18334/rp.17.18.36560
Yuri V. Erygin, Doctor of Science, Economics, Professor of the Chair of Finance and Credit, First vice-rector - Vice-rector for the Educational Activities, Siberian State Aerospace University named after M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk Elena V. Borisova, Postgraduate of the Chair of Finance and Credit, Siberian State Aerospace University named after M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk
The concept of the innovation infrastructure formation in the region having a considerable potential for innovations at the defense industry complex enterprises
ABSTRACT
The article is dedicated to the relevant problem of the innovation infrastructure formation in Krasnoyarsk region for the solution of the problem of commercialization of the defense industry complex enterprises' innovative potential concentrated in this region. A conceptual approach to formation of the region's innovational infrastructure has been proposed. This approach is based on organizing the cooperation and joining the efforts of the commercialization process participants in the implementation of the innovative projects and enables to increase the participants' interest in realization these projects based on the organizational forms of networking cooperation creation and also to secure the stability of the innovative infrastructure objects by forming order portfolios. KEYWORDS: defense industry complex, innovative potential, commercialization, innovative infrastructure, stimulation, financial sustainability