Научная статья на тему 'Основные концепции лидерства'

Основные концепции лидерства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3772
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА / LEADERSHIP CONCEPT / ПОДРОСТКИ / TEENS / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / LEADERSHIP QUALITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шебалов Александр Дмитриевич, Любезнова Светлана Витальевна

21 век время возможностей. Современный человек стоит на перепутье множества дорог: экономика, политика, социология, астрономия, медицина, эстрада, духовное развитие, саморазвитие или же посвящение себя домашнему очагу. В каждом человеке природой изначально заложены те или иные качества. Есть люди, у которых это получилось в большей степени. Они управляют своей жизнью, они берут ответственность за жизни других и проявляют себя как наиболее активные граждане. Именно таких людей мы называем лидерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные концепции лидерства»

СОЦИЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

BASIC CONCEPTS OF LEADERSHIP Shebalov A.1, Lyubeznova S.2 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА Шебалов А. Д.1, Любезнова С. В.2

'Шебалов Александр Дмитриевич /Shebalov Alexander — студент; 2Любезнова Светлана Витальевна /Lyubeznova Svetlana — студент, факультет управления и экономики, Дзержинский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы, при Президенте Российской Федерации, г. Дзержинск

Аннотация: 21 век - время возможностей. Современный человек стоит на перепутье множества дорог: экономика, политика, социология, астрономия, медицина, эстрада, духовное развитие, саморазвитие или же посвящение себя домашнему очагу. В каждом человеке природой изначально заложены те или иные качества. Есть люди, у которых это получилось в большей степени. Они управляют своей жизнью, они берут ответственность за жизни других и проявляют себя как наиболее активные граждане. Именно таких людей мы называем лидерами.

Abstract: 2'st century - a time of opportunity. Modern man is at a crossroads many roads: economics, politics, sociology, astronomy, medicine, variety, spiritual development, self-development, or dedication to the home. Every human nature was originally incorporated these or other qualities. There are people who have got it to a greater extent. They control their own lives, they take responsibility for the lives of others and manifest themselves as the most active citizens. It is these people we call leaders.

Ключевые слова: концепции лидерства, подростки, лидерские качества. Keywords: leadership concept, teens, leadership qualities.

Социология лидерства - это часть социологической науки, которая занимается изучением закономерностей построения, работоспособности, прогресса и постоянной деятельности лидеров разных составляющих во всём разнообразии и системности общественной структуры и социального процесса, проблема появления социальной элиты, их участия во властных отношениях, формирование общественного мнения [1].

Социология лидерства состоит из рассмотрения фактов, различных явлений, процессов и конечного результата. Это наука, включающая в себя следующее:

• научные исследования над объектами и их составными частями;

• уникальная политика изучения, которая основывается на оригинальной исследовательской парадигме;

• процедура обработки теорий, проверка их посредством эксперимента или опытом;

• итоговые данные, представляемые в законченной форме в виде теории или концепции. Лидерство как единый социальный феномен является объектом социологического

познания.

Лидерство - это одно из проявлений власти и политической, и социальной, и любой иной. Значит, есть объект власти и субъект. Субъектом власти и является лидер, соответственно, объектом - то большинство, над которым осуществляется власть.

Власть - способность влиять на кого-либо. Известны следующие источники власти:

• Сила.

• Авторитет.

• Закон.

Существует три основных подхода к изучению лидерства: традиционные, ситуационные и новые концепции лидерства. Рассмотрим каждый из них.

Традиционные концепции лидерства: в основе данной концепции лежат лидерские качества и лидерское поведение. Сходство данных идей и возможность объединить их общее направление состоит в том, что они предполагают под собой рассмотрение лидера как

человека, который имеет необычные навыки и способности. Этот лидер имеет уникальные качества, присущие ему либо от рождения, либо приобретенные в течение жизни. Обе теории рассматривают общие идеи поведения лидера. Концепция лидерских качеств подразумевает под собой лидеров как уникальных людей с необычным врожденным набором уникальных черт характера, присущих только им [3].

Основная идея данной теории: лидерами не становятся - ими рождаются. Самыми яркими представителями, исследующими данную концепцию, являются Уорен Бенине и Эдвин Гизелли. По окончании их научной работы не было выявлено определенных черт характера, принадлежащих только лидерам. Но в итоге эта идея стала основополагающей к развитию новых теорий лидерства.

В основе идеи лидерского поведения лежит возможность обучения лидеров по уникальным образовательным программам, при помощи воспитания в людях соответствующих навыков и умений. Эта идея стала основополагающей для создания программ обучения людей лидерским навыкам. С одной стороны, были проведены колоссальные и длительные исследования, в которых рассматривалась связь между определенными качествами лидера, с другой, эффективность и удовлетворённость от проделанной деятельности.

Не было выявлено общего типа лидерства, поэтому исследования и создание новых концепций продолжались.

Ситуационные концепции лидерства: Идея была представлена Френком Фидлером. Ученый предположил, что человек-лидер замечает индивидуальные лидерские качества при определённых обстоятельствах, при этом они проявляются у каждого по-своему. Во многих идеях лидерства важную роль играет влияние факторов, оказывающих большую роль на возможность лидера управлять подчиненными [2].

Новые концепции лидерства: В большинстве случаев, самым верным можно считать идею о том, что итог от лидерской деятельности полностью связан с уникальными способностями лидера, а именно, всё это реально изменять. Отсюда появились новые теории лидера. Самой известной из этих идей являются: идея лидера-аналитика и идея лидера-реформатора. Эти идеи оказывают большую роль душевной составляющей лидера и его навыкам через внутреннее состояние влиять на коллектив [4].

К сожалению, ни одна из этих концепций полностью не отражает феномен лидерства.

Качества лидера: Обучение человека и его самореализация подразумевают под собой приобретение навыков вести за собой подчиненных, развивать отношения с людьми, а также организацию политического управления. Главным качеством лидера является не желание выделиться и идеальность, а истинное право волевой и уникальной личности повести за собой подчиненных.

Человек-лидер обязан соответствовать всем требованиям, но и не только он, а также его последователи, которые способны оказывать поддержку. Многие лидеры-реформаторы не сумели представить себя, не получив поддержки. Человек-лидер обязан быть капитаном своей команды, путеводителем мысли, которая может овладеть умами части людей, или его ведущей части. Помимо этого, само общество обязано делать себе лидеров. Знания, опыт анализа ситуаций, развитие управленческих способностей, ответственность - это качества лидера. Лидер обязан обучиться принимать множество решений, избегать безвыходных ситуаций, или наоборот, создавать выгодные обстоятельства.

Большинство людей сознательно подходят к определению лидера, но есть и те, кто «как все». Одним из примеров этого, являются те или иные выборы, скажем, Президента: «я буду голосовать за этого кандидата, потому что все мои знакомые голосуют за него. В целом, мне безразлично, кто займет этот пост». К сожалению, такие подходы встречаются довольно часто. Получается, что общество - это масса, которая нуждается в лидере, в том, кто будет ими управлять, ведь сами они этого не могут, они делают все точно так же, как и все, а все делают так, как делает лидер. В таком случае необходимо обратиться к понятию толпы.

Толпа - это изначально неорганизованное или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения. Толпа может быть и пассивной, и активной, и агрессивной, и демонстрирующей и так далее. Самое главное, что в толпе у людей нивелируется их сознательная часть, а бессознательная становится наиболее активной. Получается, что люди становятся просто массой, которой можно управлять, ведь все они хотят одного и того же. Не зря говорят «массой управлять легче, чем образованными людьми». Лидером становится тот, кто способен отойти от мнения толпы, обозначить свою точку зрения,

донести ее до остальных и заставить всех с ней согласиться. Он становится не просто лицом той или иной группы, а ее «кукловодом» [3].

Люди по своей природе сами позволяют контролировать себя. Большинство не выбивается из толпы, стараясь быть обычным человеком, как все. А про тех, кто пытается выбраться в лидеры, они говорят: «на месте не сидится». Судя по таким откликам, становится понятно: объект лидерства - пассивное большинство, позволяющее осуществлять полный контроль над собой, субъект - активное меньшинство, контролирующее большинство. Феноменально, но люди сами, быть может и не осознавая этого, стремятся к тому, чтобы ими управляли.

Лидер — это человек, за которым другие люди соглашаются с идеей принимать на себя более важные решения, которые касаются их интересов и определяет направление работы всей команды. Лидер может не занимать официального положения, а может занимать, но фактически он руководит группой подчиненных по мере своих навыков и умений. Лидер курирует своих подчиненных, направляет их деятельность, но при этом, он хочет вести группу только вперед, а последователи сами хотят идти за ним. Научные труды гласят о том, что навыки и умения лидера считаются людьми наиболее ценными, чем качества, присущие всем и каждому. Лидеру свойственны следующие качества: компетентность, уверенность, гибкий ум, воля и упорство, умение понимать психологию людей, организаторские навыки.

Люди реагируют именно так, как их программируют [5]. Сегодня люди полагают, что они хорошо информированы. Большинство не выбивается из толпы, стараясь быть обычным человеком, как все. А про тех, кто пытается выбраться в лидеры, они говорят: «на месте не сидится». Судя по таким откликам, становится понятно: объект лидерства - пассивное большинство, позволяющее осуществлять полный контроль над собой, субъект - активное меньшинство, контролирующее большинство. Феноменально, но люди сами, быть может и не осознавая этого, стремятся к тому, чтобы ими управляли, а управлять будут лидеры.

Литература

1. Херманн М. Г. «Составные части лидерства». М., 1992.

2. Парыгин Б. Д. «Общественное настроение». М. Мысль, 1989.

3. Котляров И. В. «Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты». М., 1997.

4. Любезнова С. В. «Патриотизм и национализм в России глазами студентов». М., 2016.

5. Неклюдов В. С., Шебалов А. Д. «Информационная война в современном мире». Проблемы науки, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.