ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИДЕРА
12 3
Шебалов А.Д. , Киселева Ю.А. , Симагина А.Д.
'Шебалов Александр Дмитриевич - студент; 2Киселева Юлия Артемьевна - студент;
3Симагина Арина Дмитриевна - студент, факультет управления и экономики, Дзержинский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Дзержинск
Аннотация: в каждом человеке природой изначально заложены те или иные качества. Задача каждого из нас - раскрыть их. Есть люди, у которых это получилось в большей степени. Они управляют своей жизнью, берут ответственность за жизни других и проявляют себя как наиболее активные граждане. Они стоят впереди, представляют те или иные группы: государство, область, партию, организацию, общественное объединение, класс учеников и так далее. Таким людям доверяют, их уважают, порой восхваляют. Именно таких людей мы называем лидерами.
Ключевые слова: концепции лидерства, молодёжь, лидерские качества.
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы [1]. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы [2]. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность, доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер) [3].
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно
станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру) [4].
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве - институциализация и профессионализация. Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - профессионализация [5].
Список литературы
1. Котляров И.В. «Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты» М., 2013. С. 252-253.
2. Щербинина Н.Г. Теории политического лидерства. Учебное пособие. М: Издательство «Весь мир», 2004. С. 69-97.
3. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб: ИГУП, 1999. С. 140-148.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. М: Новое знание, 2009. С. 198-213.
5. Шебалов А.Д., Любезнова С.В. Основные концепции лидерства // Проблемы науки, 2017. C. 106.