Территория науки. 2015. № 3
Иванов В.И., Соркина М.О.
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, закон об образовании в РФ, ЕГЭ.
Keywords: federal state educational standard, the education law in the Russian Federation, the exam.
Аннотация: В статье проанализированы изменения, внесенные в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2014 г., с позиции значения этих изменений в целом для реформы образования в России.
Abstract: This paper analyzes the changes in the federal law "On Education in the Russian Federation" in 2014, from the perspective of the value of these changes as a whole to the reform of education in Russia.
На сегодняшний день самой главной задачей всех людей является образование. С развитием науки и технологии обучаться стало намного легче, чем в прошлые века. Система образования претерпела множество изменений прежде, чем стала такой, какую мы ее наблюдаем на сегодняшний момент. Свидетельством этого стал 2014 год, в течение которого в ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» было больше всего внесено изменений, которые стали весьма актуальной темой для обсуждения.
Некоторые проекты разрабатывались с 2009 года и только сейчас вступили в действие. Их главная цель заключается в урегулировании отношений учебного процесса.
В законе достаточно много новых положений, касающихся системы образования.
С чем же это связано? Прежде всего, с тем, что в школы введены новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) 2009 года:
1. ФГОС начального общего образования;
2. ФГОС основного общего образования;
3. ФГОС среднего (полного) общего образования[2].
Переход 1 классов общеобразовательных учреждений на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования произошел в 2011-2012 учебном году. В настоящее время на образовательные стандарты нового поколения постепенно переходят все остальные классы, в том числе 5-9 классы.
160
Территория науки. 2015. № 3
Какова концепция ФГОС второго поколения? Это, прежде всего смена образовательной цели: вместо передачи суммы знаний -развитие личности учащегося на основе формирования «умения учиться». Сейчас в школах развивают в учениках готовность и способность к саморазвитию.
На уроках учителя используют системно-деятельностный подход к учащимся: предпочтительны такие формы обучения, как
индивидуальная, групповая работа, работа в парах. Развитие учеников происходит в процессе деятельности. Большое внимание уделяется внеурочной деятельности разной направленности: спортивнооздоровительной, культурно-просветительской, духовно-
нравственной, социальной.
Согласно новому закону, каждому учащемуся должен быть предоставлен индивидуальный подход в обучении. В общеобразовательных учреждениях обучаются дети с различными способностями и возможностями здоровья. По желанию родителей школьник может учиться по индивидуальному графику [4].
В новом законе об образовании рассматриваются положения, касающиеся одаренных учащихся. Подобная категория учеников может обучаться по индивидуальным учебным планам: учащиеся выбирают предметы, необходимые им для дальнейшего развития и саморазвития, профессиональной ориентации. Таким образом, ученики выбирают индивидуальный маршрут в соответствии со своими способностями.
Законом также предусмотрены потребности одаренных детей. Теперь, если ребенок очень хорошо усваивает школьную программу, родители могут перевести его на индивидуальное, более углубленное обучение.
В школах функционируют классы с углубленным изучением отдельных предметов (со 2 класса).
В 10-11 классах предусматривается профильное обучение. В профильных классах выделяется большее количество часов на профильные предметы, в зависимости от профиля обучения. Например, в классах социально-гуманитарного профиля профильными предметами являются русский язык и обществознание, на которые выделяются по 3 часа в учебном плане. А в обычных классах, естественно, меньше: соответственно 1 и 2 часа. Конечно, более глубокие знания будут иметь учащиеся профильных классов. Выбор профиля обучения осуществляется учениками и их родителями.
В законе предусмотрены новые нормы, устанавливающие приоритет инклюзивного образования. Это означает, что ученики,
161
Территория науки. 2015. № 3
имеющие ограниченные возможности, смогут обучаться в обычных учебных заведениях своего района. Больные дети могут обучаться индивидуально, как на дому, так и в школе. Для них педагогами разрабатываются адаптированные рабочие программы с учетом возможностей здоровья. В учебных планах этой категории детей находятся все учебные предметы, даже музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура. Этого раньше не было.
Новшеством в настоящее время является функционирование в школах групп по уходу и присмотру за учащимися вместо существовавших ранее групп продленного дня. Это услуга платная, и оплачивается родителями. Функция группы по уходу и присмотру за младшими школьниками мало изменилась. Прежняя самоподготовка в группах продленного дня получила только новое название -консультирование учащихся. Из штатного расписания школы, однако, убрали штатную единицу - воспитатель в ГПД. Работающий в группе по уходу и присмотру наемный работник получает заработанную плату в соответствии с родительской платой, по договору с образовательным учреждением. По окончании учебного года он не получит отпускных выплат. Педагогический стаж не идет.
Согласно нововведениям закона, учителя любых учебных заведений получают статус педагогического работника. Данный статус дает работникам право на бесплатное повышение своего профессионального уровня минимум раз в 3 года, право на досрочную трудовую пенсию, а также право на удлиненный отпуск. Педагоги с большим трудовым стажем могут раз в десять лет воспользоваться длительным отпуском сроком до года [3].
Теперь, по закону «Об образовании», все дошкольные учебные заведения будут относиться к общей системе образования. Это означает, что по завершению обучения в дошкольном заведении ребенок не должен проходить тестирования или сдавать экзамены для поступления в школу.
Согласно закону, за каждым школьником должно закрепляться место в ближайшей к его дому школе. На сайтах общеобразовательных учреждений размещается 2 раза в месяц обязательная информация о наличии свободных мест в данном учреждении.
Изменения в законе «Об образовании» коснулись выпускников 9,11-х классов. Девятиклассники по окончании 9 класса обязательно сдают ОГЭ (основной государственный экзамен), условия сдачи которого приближены к ЕГЭ.
Выпускники 11-х классов сдают ЕГЭ, результаты которого будут действительны четыре года [3].
162
Территория науки. 2015. № 3
Зачисление в ВУЗы теперь будет осуществляться на основании результатов государственных экзаменов. При этом образовательное учреждение может на собственное усмотрение устанавливать минимальное количество проходных баллов. Однако уровень проходного балла не должен быть меньше показателя, установленного федеральным органом.
В заключении следует отметить, что оказанное внимание одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья, идеи развития способности к саморазвитию и углубленного обучения очень обнадеживают. Появляется уверенность, что выпускник общеобразовательного учреждения будет иметь твердую платформу для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении, а также для практического применения своих знаний в будущей
профессиональной деятельности.
Но также остаются неосвещенными вопросы о правильности школьных методик для саморазвития, о гарантиях выполнения всех новых правовых норм и о нужности групп по уходу и присмотру за учащимися. Все это раздвигает границы дальнейшего
совершенствования деятельности российских общеобразовательных учреждений.
Список литературы
1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / В поисках практико-ориентированных образовательных концепций / Б.С. Гершунский. // М.: Совершенство. - 2011.- 608с.
2. «Переход на ФГОС нового поколения. Проблемы и пути решения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://moosh4.ucoz.ru/documents/doklad0302.html, (дата обращения
27.11.2014).
3. Новый закон об образовании 2014: основные изменения.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://bs-
life.ru/domashnyaya-economica/dety/zakon-o-obrazovanii2014.html, (дата обращения 27.11.2014).
4. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29
декабря 2012 года (с изменениями на 21 июля 2014 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://docs.cntd.ru/document/902389617, (дата обращения 27.11.2014).
5. ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»» от 3 февраля 2014 года №11-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
163
Территория науки. 2015. № 3
URL:http://docs.cntd.ru/document/499073700, (дата обращения
27.11.2014) .
6. ФЗ «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации»» от 27 мая 2014 года №135-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
URL:http://docs.cntd.ru/document/499097547, (дата обращения
27.11.2014) .
7. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»» от 4 июня 2014 года №148 -ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
URL:http://docs.cntd.ru/document/499099538, (дата обращения
27.11.2014) .
8. ФЗ «О внесении изменений в статьи 81 и 86 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации»» от 21 июля 2014 года №262-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
URL:http://docs.cntd.ru/document/420208928, (дата обращения
27.11.2014) .
Лукьяненко Ю. В.
К ВОПРОСУ О СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: избирательное законодательство, избирательная система, выборы.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы обеспечения стабильности российского избирательного законодательства.
Keywords: electoral law, the electoral system, the election.
Abstract: The article considers the problem of ensuring the stability of the Russian electoral legislation.
Наше обращение к заявленной теме продиктовано отнюдь не проблемой выбора оптимальной избирательной системы. Во-первых, эта проблема исследована и продолжает тщательно исследоваться [1]. Во-вторых, мы исходим из того, что идеальной модели избирательной системы в принципе не существует. В различных странах мира при выборах используются более ста различных избирательных систем. При этом в подавляющем большинстве этих стран используется либо мажоритарная, либо пропорциональная избирательная система, или их комбинация.
164