Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА ISO 22163:2023, СОЗДАННОГО В ЗАМЕН ISO/TS 22163:2017'

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА ISO 22163:2023, СОЗДАННОГО В ЗАМЕН ISO/TS 22163:2017 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
система качества / процесс / техническая спецификация / quality system / process / ISO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Е.В., Гольцова О.Б.

В работе описана основная область применения стандарта, проведен сравнительный анализ между двумя стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN CHANGES TO THE ISO 22163:2023 STANDARD, CREATED TO REPLACE ISO/TS 22163:2017

The paper describes the main field of application of the standard, a comparative analysis between the two standards is carried out.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА ISO 22163:2023, СОЗДАННОГО В ЗАМЕН ISO/TS 22163:2017»

УДК 62 Сергеева Е.В., Гольцова О.Б.

Сергеева Е.В.

магистрант 2 курса, кафедры «Системный анализ и управление качеством» Ижевский государственный технический институт им. М.Т. Калашникова (г. Ижевск, Россия)

Гольцова О.Б.

доцент кафедры «Системный анализ и управление качеством» Ижевский государственный технический институт им. М.Т. Калашникова (г. Ижевск, Россия)

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА ISO 22163:2023, СОЗДАННОГО В ЗАМЕН ISO/TS 22163:2017

Аннотация: в работе описана основная область применения стандарта, проведен сравнительный анализ между двумя стандартами.

Ключевые слова: система качества, процесс, техническая спецификация.

ISO/TS 22163:2017 - техническая спецификация, применимая только для предприятий железнодорожной отрасли. Данный документ разработан для того, чтобы обеспечить высокое качество поставок в железнодорожной отрасли путем создания всеобщей системы оценки компаний, которые осуществляют поставки для нужд железнодорожных предприятий.

В основу ISO/TS 22163:2017 лег стандарт ISO 9001:2015 и Международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS. Новый стандарт определяет базовые требования к производителям железнодорожной отрасли в соответствии с ISO 9001:2015, а также специфические требования:

1. Управление процессами и проектами,

1730

2. Управление затратами,

3. Стоимость жизненного цикла (LCC),

4. Управление рисками,

5. Безотказность, готовность, ремонтопригодность, безопасность (RAMS),

6. Контроль первого изделия (FAI),

7. Анализ видов и последствий отказов (FMEA).

В стандарте применяется оценка системы менеджмента, способствующая постоянному улучшению, а также требования по развитию всей производственной цепочки создания продукции.

По сравнению с ISO/TS 22163:2017 основные изменения в стандарте ISO 22163:2023 заключаются в пунктах, приведенных ниже.

1. Упрощена область применения.

Стандарт определяет требования к системе менеджмента качества, когда организация:

1) должна продемонстрировать свою способность последовательно предоставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям заказчика и применимым законодательным и нормативным требованиям,

2) стремится повысить удовлетворенность потребителей путем эффективного применения системы, включая процессы совершенствования системы и обеспечения соответствия требованиям заказчика и применимым законодательным и нормативным актам Требования.

2. Уточнены термины и определения пункта 3.4.

3.1.1. Всего 15 терминов, связанные с системой из них новых- 5,

3.1.2 Всего 26 терминов, связанные с процессами из них новых-12, 3.1.3 Всего 12 условий, связанных с требованиями из них новых-8, 3.1.4 Всего 11 терминов, связанных с продуктами/инструментами, их них новых- 5.

3. Предыдущий подпункт 6.4 «Бизнес-планирование» перенесен в 4.1.1 которые включает в себя:

1731

3.1 Предоставление такой информации, как: видение, миссия, организационная структура основных ценностей,

3.2 Удаленные функции/расширения сайта,

3.3 Анализ рынка,

3.5 Бенчмарк-портфель продуктов/услуг,

3.5 Применимые нормативные и законодательные требования и др., 3.6 Применимые стандарты и нормы.

4. Добавлен новый подпункт 4.1.2 «Социальная ответственность».

Включает в себя факт того, что организация должна учитывать

принципы социальной ответственности, которая определяется темами, определенными в ISO 26000, такими как организационное управление, права человека, трудовая практика, окружающая среда, добросовестная операционная практика, вопросы потребителей, участие и развитие сообщества.

5. Предыдущий подпункт 8.11 «Инновационный менеджмент» перенесен в 8.1.1.1.

6. «Управление рассмотрением проекта» выделено из предыдущего подпункта 8.1.3.7 «Управление коммуникациями проекта» в новый подпункт 8.1.3.11,

7. Предыдущие подпункты 8.1.4 «Управление конфигурацией» и 8.1.5 «Управление изменениями» объединены в 8.1.4 «Управление конфигурацией и контроль изменений»,

8. Требования безопасности продукции интегрированы в требования к качеству.

Безопасность понимается теперь как безопасность продукции и услуг, а не Охрана труда.

9. Требования к надежности, доступности, ремонтопригодности, безопасности и стоимости жизненного цикла уточнены в 8.8,

10. Добавлено понятие показателей результативности/эффективности в сравнении с ключевыми показателями результативности/эффективности.

11. Пересмотрены показатели эффективности.

1732

12. Добавлено Приложение А «Перечень процессов».

Появился перечь процессов, где 23(п.п. 6.1.3, 7.1.1.1, 7.1.5.3, 7.2.1, 8.9 8.10 и др.) обязательных процессов, 6 (п.п. 7.1.6.1, 7.4.1, 8.1.1.1, 8.6.1, 8.8.4, 9.1.2.1) не обязательных, но влияющих на оценку качества и 9(п.п.4.1.1, 5.2, 9.3, 6.2, 9.4, 8.3.4.2, 8.3.4.5, 8.3.5.1, 8.4.1.1.3, 7.1.4, 9.1.3, 10.3) не обязательных, но желательных для системы качества в виде подпроцессов,

13. Добавлено Приложение Б «Подчиненное понятие требований к продукции и услугам»,

14. Добавлено Приложение C «Показатели результативности/эффективности»,

15. Организация должна определить критерии, используя методологию, основанную на оценке рисков для определения типа и степени контроля в своих процессах.

Методология, основанная на оценке рисков, такая как FMEA или SWOT, не полезна для определения типа и объема контроля. Только риск-ориентированный подход к мышлению (может способствовать определению критериев (например, классификация материалов, определение ключевого поставщика или ключевого клиента, классификация предложений или проектов и т.д.).

Таким образом в статье, представлен подробный разбор изменения стандарта ISO/TS 22163:2017, который позволит более оперативно изменить систему качества на предприятии, так как основные моменты выделены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ISO 22163-2023 "Железные дороги. Система менеджмента качества ISO 9001:2015 и особые требования для применения в железнодорожной отрасли";

2. ISO 22163-2017 "Железные дороги. Система менеджмента качества. Требования к системам менеджмента бизнеса для предприятий

1733

железнодорожной отрасли: ISO 9001:2015 и частные требования, применимые в железнодорожной отрасли"

Sergeeva E. V., Goltsova O.B.

Sergeeva E.V.

Izhevsk State Technical Institute named after MT. Kalashnikov

(Izhevsk, Russia)

Goltsova O.B.

Izhevsk State Technical Institute named after MT. Kalashnikov

(Izhevsk, Russia)

THE MAIN CHANGES TO THE ISO 22163:2023 STANDARD, CREATED TO REPLACE ISO/TS 22163:2017

Abstract: the paper describes the main field of application of the standard, a comparative analysis between the two standards is carried out.

Keywords: quality system, process, ISO.

1734

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.