Научная статья на тему 'Основные итоги научного исследования в теории и практике методики имплицитного обучения физике в школе'

Основные итоги научного исследования в теории и практике методики имплицитного обучения физике в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN IMPLICIT TEACHING PHYSICS IN SCHOOL / SCIENTIFIC NOVELTY OF RESEARCH FINDINGS / THEORETICAL SIGNIFICANCE OF STOLETOV / PRACTICAL SIGNIFICANCE OF RESULTS / ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПЛИЦИТНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ / МОДЕЛЬ МЕТОДИКИ ИМПЛИЦИТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Е.А.

Статья посвящена вопросам рассмотрения результатов научного исследования по проблеме организации и внедрения имплицитного обучения физике в школе. В работе представлены теоретические и практические выводы и заключения научного исследования. Раскрыта научная значимость исследования по проблеме имплицитного обучения физике в школе. Отражена теоретическая значимость результатов настоящего научного исследования, и показана практическая значимость полученных в ходе работы выводов. Автор даёт обобщённую характеристику изучаемой проблемы имплицитного обучения физике в школе, останавливаясь на разработанной модели методики, предложенной структуре деятельности учителя физики при реализации методики имплицитного обучения физике в школе; выделении этапов освоения учителем физики данной методики. В статье раскрыты условия существования методики имплицитного обучения физике в школе. Обобщается практический опыт внедрения методики имплицитного обучения физике в школе, а именно автор говорит о методах, примерах, средствах и формах организации учебного занятия для успешной реализации методики. В качестве ключевого доказательства эффективности методики имплицитного обучения физике в школе автор приводит результаты педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE THEORY AND PRACTICE OF THE METHODOLOGY IMPLICIT TEACHING OF PHYSICS IN SCHOOL

The article contains some consideration on the results of scientific research of a problem of organization and application of implicit teaching of physics in school. The paper presents a theoretical and practical findings and conclusions of the research. The author reveals the scientific significance of the research on the problem of implicit teaching of physics. The author gives a generalized characteristic of the stated problem, presents a model of methods in implicit teaching of physics to schoolchildren, proposes a structure of activities of physics teachers and distinguishing of stages of acquiring teaching methods by the teacher. The researcher generalizes practical experience in the realization of the system of methods of the implicit teaching of physics, namely, the author tells about the methods, techniques, tools, and forms of organization of classes for the successful use of the methods of the implicit teaching. As a key proof of the efficiency of this methodology, the author gives the results of the pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Основные итоги научного исследования в теории и практике методики имплицитного обучения физике в школе»

архитектурные строения с классическими формами, красочные арочные домики, пестрые восточные мотивы среди цветения южной природы. Композиция находится в обрамлении эффектных, пластически ярких и эмоциональных образов этнических персонажей и стилизованных мотивов античной культуры. Зримое воплощение получили виртуозно и изысканно выполненные на основе культурных символов, этнотрадиций и приемов лубочного рисунка яркие пластически выразительные этнические персонажи: в ритме танца кружатся фигуры людей в масках и в народных облачениях со старинными музыкальными инструментами, здесь весельчаки кинто, танцующие в белых одеяниях грациозные девушки с бубнами. Композиция пронизана движением, энергией, ликованием и отличается высокой культурой исполнения. Декоративное панно интересно и тем, что оно служит примером, как органично синтезируются в творческом исполнении художника приемы декоративной живописи, стилизации, этнические символы, элементы античной культуры. Таким образом, включение в туристические маршруты ранее «закрытых» объектов - бывших советских госдач - знакомит с архитектурой, монументально-декоративным искусством, предметным миром и дизайнерскими идеями ушедшей эпохи и служит отражением художественно-пластических традиций в проектной культуре.

Практика показывает: сегодня художник, работающий с пространством, в основном выполняет частные заказы, делая росписи декоративные, оформляя и декорируя интерьеры и эк-стерьеры общественных интерьеров, банков, магазинов, частных особняков. Для монументально-декоративной живописи сформировались новые условия развития. Средовое творчество представляет новую форму архитектурно-проектного синтеза, где осуществляется своеобразное единство социально-функциональных, инженерно-технических и идейно-эстетических начал. Однако художественно-образное содержание средово-го ансамбля определяется с помощью выразительных средств пространственных видов искусств. Сопоставление современных монументально-декоративных решений с традициями советской монументальной школы и выявление преемственности имеет важное значение в формировании проектно-художественной концепции общественного интерьера. В 1980-е гг. в интерьерах имели место живописные рельефы, это усилило преобразование архитектуры интерьеров пластическими средствами. Выделилось пластически-живописное направление, в котором монументальные композиции формировали свободное от архитектуры

Библиографический список

условное пространство интерьеров [1]. В современные интерьеры вернулся архитектурный декор, получили развитие геометрические структуры, цветовая палитра живописи авангарда. В проектно-художественной культуре востребованы следующие композиционные и художественно-пластические направления советской школы: 1) определение ведущей роли архитектурных элементов интерьеров, детерминирующих росписи; 2) подчинение архитектурных элементов интерьера живописным композициям. Закономерно меняется тематика произведений, наблюдается преобладание декоративной функции. Тенденцией времени стали художественно-пластические приемы, призванные взять на себя функцию стилеобразования и декорирования пространства. Д.В. Чурсин к ним относит приемы переведения живописи в объемно-пространственную среду, переведение произведений станковой живописи в организацию интерьера средствами монументального искусства с использованием композиций абстракционизма и супрематизма в организации пространственной композиции интерьера [1]. В крупномасштабных многофункциональных комплексах со сложными объемно-планировочными решениями, составом помещений и приемами пространственной композиции интерьеров получили распространение асимметричные композиции с разновысокими объемами, угловыми акцентами. Включение широкого арсенала художественно-декоративных приемов, цветографических и пластических объектов в дизайн среды определяет саму жизненную среду как форму существования проектно-художественных форм и их синтеза. Отсюда актуализируются критерии художественного качества предметно-пространственной среды, в первую очередь это оригинальность, масштабность, гармоничность, эмоциональность, тектоника, которые могут быть достигнуты традиционными художественно-пластическими приемами монументального и монументально-декоративного искусства и являются неотъемлемой частью архитектурных и дизайнерских проектов. Поэтому особую актуальность приобретают основанные на традициях советской монументальной школы способы создания монументальности: использование разномасштабных изображений, усиление контрастности, использование фронтальных и профильных образов, усиление повторяющихся ритмов. Таким образом, в поиске выразительности образно-пластического языка в современном монументально-декоративного искусстве актуальны вопросы преемственности и освоения художественно-пластических традиций и новаторства.

1. Чурсин Д.В. Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий. Автореферат диссертации ... кандидата архитектуры. Екатеринбург, 2016.

2. Крылов С.Н. К вопросу о тенденциях монументальной живописи СССР 1960-х годов. Инновации в науке. Новосибирск: СибАК, 2016: 24 - 29.

3. Мелькова Т.П. Монументальная живопись 60-х годов советского периода. Искусство и диалог культур: сборник научных трудов. Под редакцией С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012: 171 - 173.

4. Круглый стол «ДИ СССР»: Самоценность в контексте синтеза. Декоративное искусство СССР. 1981; 12: 13 - 19.

5. Диалог: архитектор-художник (совместный пленум правления СХ СССР и СА СССР по вопросам синтеза искусств). Декоративное искусство СССР. 1977; 4.

6. Бенидовская А.М. Проблема стилизации в общественных интерьерах. Отечественный опыт 1960-90-х годов. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Москва, 2004.

References

1. Chursin D.V. Monumental'naya zhivopis' v inter'erah sovremennyh obschestvennyh zdanij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata arhitektury. Ekaterinburg, 2016.

2. Krylov S.N. K voprosu o tendenciyah monumental'noj zhivopisi SSSR 1960-h godov. Innovacii vnauke. Novosibirsk: SibAK, 2016: 24 - 29.

3. Mel'kova T.P. Monumental'naya zhivopis' 60-h godov sovetskogo perioda. Iskusstvo i dialog kul'tun sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej S.V. Anchukova, T.V. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012: 171 - 173.

4. Kruglyj stol «DI SSSR»: Samocennost' v kontekste sinteza. Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1981; 12: 13 - 19.

5. Dialog: arhitektor-hudozhnik (sovmestnyj plenum pravleniya SH SSSR i SA SSSR po voprosam sinteza iskusstv). Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1977; 4.

6. Benidovskaya A.M. Problema stilizacii v obschestvennyh inter'erah. Otechestvennyj opyt 1960-90-h godov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2004.

Статья поступила в редакцию 02.02.17

УДК: 371.3(07.06):53(07.06)

Ponomaryova E.A., postgraduate, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: elena.beloklokova@mail.ru, elena.29-45@yandex.ru

THE MAIN RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE THEORY AND PRACTICE OF THE METHODOLOGY IMPLICIT TEACHING OF PHYSICS IN SCHOOL. The article contains some consideration on the results of scientific research of a problem of organization and application of implicit teaching of physics in school. The paper presents a theoretical and practical findings and conclusions of the research. The author reveals the scientific significance of the research on the problem of implicit teaching of phys-

ics. The author gives a generalized characteristic of the stated problem, presents a model of methods in implicit teaching of physics to schoolchildren, proposes a structure of activities of physics teachers and distinguishing of stages of acquiring teaching methods by the teacher. The researcher generalizes practical experience in the realization of the system of methods of the implicit teaching of physics, namely, the author tells about the methods, techniques, tools, and forms of organization of classes for the successful use of the methods of the implicit teaching. As a key proof of the efficiency of this methodology, the author gives the results of the pedagogical experiment.

Key words: results of scientific research in implicit teaching physics in school, scientific novelty of research findings, theoretical significance of Stoletov, practical significance of results.

Е.А. Пономарева, аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург,

E-mail: elena.beloklokova@mail.ru,elena.29-45@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МЕТОДИКИ ИМПЛИЦИТНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ

Статья посвящена вопросам рассмотрения результатов научного исследования по проблеме организации и внедрения имплицитного обучения физике в школе. В работе представлены теоретические и практические выводы и заключения научного исследования. Раскрыта научная значимость исследования по проблеме имплицитного обучения физике в школе. Отражена теоретическая значимость результатов настоящего научного исследования, и показана практическая значимость полученных в ходе работы выводов. Автор даёт обобщённую характеристику изучаемой проблемы имплицитного обучения физике в школе, останавливаясь на разработанной модели методики, предложенной структуре деятельности учителя физики при реализации методики имплицитного обучения физике в школе; выделении этапов освоения учителем физики данной методики. В статье раскрыты условия существования методики имплицитного обучения физике в школе. Обобщается практический опыт внедрения методики имплицитного обучения физике в школе, а именно автор говорит о методах, примерах, средствах и формах организации учебного занятия для успешной реализации методики. В качестве ключевого доказательства эффективности методики имплицитного обучения физике в школе автор приводит результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: исследование имплицитного обучения физике в школе, модель методики имплицитного обучения, этапы педагогического эксперимента.

Введение

Наше научное исследование посвящено проблеме организации имплицитного обучения школьному курсу физики. В своих исследованиях мы рассмотрели теорию имплицитного обучения физике в школе, построили модель данной методики, определили структуру деятельности учителя физики по реализации на практике методики имплицитного обучения физике в школе, обозначили необходимые и достаточные условия существования указанной методики, выделили методы, приёмы, средства и формы имплицитного обучения физике в школе [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].

Научная новизна исследования

1. Впервые целостно рассматриваются теоретические основы имплицитного обучения, следствием теории имплицитного обучения является методика имплицитного обучения физике в школе, определены условия существования имплицитного обучения на учебном занятие по физике, функции и признаки импли-цитности в обучении.

2. Полученные научные результаты содержат положения и выводы, представляющие в совокупности новое направление в теории и методике обучения и воспитания (физика), позволяющее осуществить практическое решение проблемы применения имплицитного обучения в школьном курсе физики.

3. Разработана методика имплицитного обучения физике в школе, представляющая собой структуру деятельности учителя физики по осуществление методики имплицитного обучения. Выделены этапы освоения учителем физики методики имплицитного обучения физике в школе.

4. Разработаны концептуальные основы имплицитного обучения, основными целями которого является повышение эффективности обучения физике в школе, выделены условия существования имплицитного обучения, методы, приёмы, средства и формы организации учебного занятия по физике, позволяющие успешно реализовать методику имплицитного обучения физике в школе.

5. Разработано дидактико-методическое обеспечение имплицитного обучения физике в школе: «Теория и практика имплицитного обучения: монография».

Теоретическая значимость полученных результатов исследования

В ходе проведённого исследования по проблеме организации процесса обучения физике в школе с использованием учителем методики имплицитного обучения нами получены результаты:

- представленная методика имплицитного обучения вносит в клад в дальнейшее развитие идей имплицитного обучения в общеобразовательной школе предметов естественно-научного

цикла. Теоретическая значимость исследования состоит также в том, что в нём представлены теоретико-методологические и практические основы создания и развития методики имплицитного обучения физике в школе, ориентированной на успешное изучение предмета;

- уточнены понятия: имплицитный, эксплицитный; эксплицитно-имплицитный процесс обучения; эксплицитно-имплицитные принципы обучения; имплицитное обучение, эксплицитное обучение; имплицитное научение, эксплицитное научение; имплицитно-когнитивный процесс, эксплицитно-когнитивный процесс; имплицитные методы обучения, эксплицитные методы обучения; эксплицитно-имплицитные методы в обучении; методики имплицитного обучения и методики эксплицитного обучения;

- в структуре теории методики имплицитного обучения выделены необходимые и достаточные условия существования методики имплицитного обучения физике;

- построена модель методики имплицитного обучения физики в школе. На основе модели предложена структура деятельности учителя по осуществлению имплицитного обучения физике в школе. Обозначены приёмы, методы, средства и формы, организации учебных занятий, позволяющих осуществлять имплицитную передачу предметных знаний.

Практическая значимость научного исследования

На основе результатов теоретического исследования проблемы имплицитного обучения физике в школе и проведённого педагогического эксперимента можно сформулировать следующие практически значимые выводы:

- полученные в исследовании выводы и результаты, разработанная модель методики имплицитного обучения физике в школе могут быть использованы для решения актуальных проблем модернизации российского образования. В работе выделены этапы освоения учителем физики методики имплицитного обучения физике в школе;

- предложенные в исследовании теоретические руководства и методические пособия «Использование имплицитного обучения физике в школе: методические рекомендации для учителя. Ч. 1. Практическое руководство», «Использование имплицитного обучения физике в школе: методические рекомендации для учителя. Ч. 2. Научно-методические основы» для учителя физики, которые помогут работникам общеобразовательных учреждений целостно осуществить качественный и эффективный процесс обучения физике в школе. Предложена структура основных типов учебных занятий по физике по реализации имплицитного обучения в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения, разработаны методические схемы уроков по ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.