Научная статья на тему 'Основные источники испанского права vii-xiii вв'

Основные источники испанского права vii-xiii вв Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1348
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСПАНИЯ / ИСПАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО / ФУЭРО / "КОДЕКС СЕМИ ПАРТИД"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Загрутдинов А. Р.

В данной статье рассмотрены основные источники испанского средневекового права в период с VII по XIII в. Среди них названы такие документы Вестготской эпохи, как «Liber Iudiciorum», или «Судебная книга», «Hispana Collectio», или «Испанская коллекция», документы мусульманского права, а также обычаи городов фуэро, которые имели большое распространение. Отдельно отмечены унификации, имевшие место при короле Альфонсе X, а именно Королевские фуэро и Кодекс семи партид, которые явились наивысшим достижением испанского права в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные источники испанского права vii-xiii вв»

УДК 34(460)"653"(095)

Загрутдинов А.Р.,

аспирант кафедры теории и истории права и государства НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» (Российская Федерация, г. Казань)

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИСПАНСКОГО ПРАВА VII-XIII ВВ.

В данной статье рассмотрены основные источники испанского средневекового права в период с VII по XIII в. Среди них названы. такие документы. Вестготской, эпохи, как «Liber Iudiciorum», или. «Судебная, книга», «Hispana CoIIectio», или «Испанская коллекция», документы, мусульманского права, а также обычаи, городов — фуэро, которые имели, большое распространение. Отдельно отмечены, унификации, имевшие место при. короле Альфонсе X, а именно Королевские фуэро и. Кодекс семи партид, которые явились наивысшим, достижением, испанского права в этот, период.

Ключевые слова: средневековая Испания, испанское средневековое право, фуэро, «Кодекс семи партид»

Право являлось основанием общественной и политической жизни в средневековой Испании и, безусловно, одним из важных инструментов в формировании единого Испанского государства. Хотя при этом необходимо отметить, что исторически сложившееся влиятельное местное законодательство долгое время сохраняло свои позиции. Будучи наследником римских традиций, полуостров очень рано сформировал собственные законы. «Liber Iudiciorum», или «Судебная книга», изданная в 654 году королем Реккесвинтом, являлась для Испании эквивалентом Кодекса императора Юстиниана в Восточной Римской империи. Данный источник включал в себя наряду с 324 законами прежних королей 99 законов Хиндасвинта и 87 законов Реккес-винта. Это произведение должно было служить чем-то вроде справочника для повседневной деятельности судей. Королевский эдикт об обнародовании «Судебной книги» запрещал использовать на суде другие юридические сборники. Тем самым было юридически утверждено равноправие римлян и вестготов, фактически существовавшее с

давних пор. «Судебная книга» объединяла всё население королевства в правовом отношении. Бедные получили от Реккесвинта право вести свои процессы перед епископским судом. Реккесвинт, в частности, запретил наносить рабам телесные увечья и постановил, что свободные, вольноотпущенники и рабы, совершившие преступление по приказу своего господина или покровителя, не несли за это наказания. Так же, как Кодекс Юстиниана, она была разделена на двенадцать книг, каждая из которых была разделена на подзаголовки. «Книга судей» регулировала главным образом гражданское (сделки и вопросы собственности на землю) и уголовное право, процедурные вопросы, аграрные и торговые вопросы, а также предписания относительно евреев и еретиков. Под названием «Lex Gothorum», или «Закон готов», включавший в себя законы, принятые до 710 года, книга существовала в христианских общинах до XIII века. Переведенная на кастильский язык в первой половине XIII века под названием «Fuego Juzgo», она была кодексом законов в различных городах Андалусии.

Вестготской эпохой датируется также компиляция канонического права, которая была известна с середины VII века под названием «Hispana Collectio», или «Испанская коллекция». Она содержала правила церковных соборов Испании, Востока, Африки и Галлии, а также несколько папских декретов и эпистол. «Коллекция» была известна и использовалась в христианских общинах полуострова до XII века. Гражданская и церковная власть независимо друг от друга прибегали к «Книге судей» и «Коллекции», когда необходимо было действовать или судить; их совокупность составляла книга «Закон христиан».

В «Законе христиан» мужчины и женщины считались субъектами права, обладавшими равными правами, в частности во время наследственных разделов. Не существовало привилегий первородства, и все дети наследовали от родителей равные доли имущества. Юристы, таким образом, веками развивали инструментарии, которые позволяли «улучшить» долю наследников — третьих лиц в свободном распоряжении имуществом (mejora), а также имуществом, кото-

рое должно было передаваться единственному наследнику из поколения в поколение (mayorazgo или majorat). Женщины, достояние которых составляло приданое, полученное от отца или данное мужем (1/10 или половина его состояния), могли самолично управлять им, когда становились вдовами. В Кастилии и в Наварре, когда не было наследника мужского пола, женщины наследовали трон и передавали права на него детям.

Источниками права в мусульманских общинах были Коран и Сунна. 114 сур (глав) Корана, книги божественного откровения, устанавливали догматы веры, оговаривали религиозные обязательства и ритуалы, обсуждали частные права (брак, родственные связи, обязанности, наследование), основы уголовного права (преступления, лжеучения, судебные тяжбы), а также различные процедурные вопросы. Сунна, состоявшая из хадисов (священных преданий и высказываний) пророка, основывала право на поведении Мухаммеда. Начиная с конца VIII века мусульмане Испании приняли строгое толкование Корана, принадлежащее теологу-юристу из Медины Малику ибн Анасу (умер в 795 г.). Малекитская школа господствовала, таким образом, в юриспруденции или «науке фикх» аль-Андалуса с середины IX века. Несмотря на преследования в эпоху Альмо-хадов в XII веке, она господствовала в исламских общинах до 1492 года. Религия и право смешались, и мусульманские общины жили в Испании по закону Мухаммеда. Однако процесс влияния христианского права на право мусульман можно увидеть в «Книге Шары и Сунны мавров», памятнике права мусульман Валенсии. Процесс шел путем переосмысления составляющих чуждой системы в категориях и терминах собственной системы. Так, шариат был понят как писаное право, сунна воспринята как обычное право1. Королевская власть активно использовала обращение к сунне и шариату. Оставляя действовать мусульманские суды и мусульманское право, корона, с одной стороны, избавлялась от необходимости разбирать внутримудехарские дела, а с другой — укрепляла свой авторитет, поддерживая старые привилегии2.

Еврейские общины Испании основывали свое право на Торе, законе Божьем, изложенном Моисеем, и на его интерпре-

тациях, собранных во II веке в Мишне. Их совокупность составила с конца V века Талмуд, предписания которого распространялись на гражданское и уголовное право, процедурные вопросы, а также на религиозные обряды. Как и у других общин, религия и право здесь смешивались, и евреи принадлежали к закону Моисея.

В христианской Испании процесс создания права был непрерывным и дал начиная с XI века множество фуэрос (fueros), местных юридических кодексов «нравов и обычаев». Хотя понятие фуэро имеют несколько значений. Во-первых, к ним относятся общие своды законов в государствах Пиренейского полуострова, относящиеся ко всем подданным государства, и, во-вторых, законы, подтверждающие права провинций и муниципалитетов. Также были известны фуэрос отдельных сословий. К первой группе относилась уже названная «Вестготская правда», или «Fuego Juzgo». Что касается муниципальных и городских фуэрос, то они известны с IX века. В них записывались пожалования и привилегии, а также права и обязанности жителей городских и сельских общин. Особенно широко предоставление муниципальных фуэрос происходило в XI — XIII веках и было связано с Реконкистой. Постепенно, с отвоевыванием всё новых земель у мавров, требовались их экономическое освоение и военная защита. Поэтому с целью привлечения новопоселенцев королём, а иногда и крупными феодальными сеньорами (например, графами Кастилии) или церковью (что впоследствии также должно было быть утверждено королём) им предоставлялись особые права и преимущества. В некоторых случаях сам город вырабатывал свои фуэрос, которые затем утверждались королём (например, в Мадриде).

В начале Реконкисты первые фуэрос фиксировали лишь границы и местонахождение поселения, затем сюда уже входил статус поселенцев, освобождение их от феодальных повинностей (например, барщины), устанавливались подати, оговаривалось право на самоуправление (избрание муниципалитета, создание местной милиции), а также определялись права сеньора. Изменить фуэрос сеньор мог лишь с согласия всех жителей поселения. Практически каждый город и прилегающие к нему селения имели свои фуэрос.

Также были известны сборники «fazanas», или случаев из юриспруденции. Систематизация этих текстов дала в Каталонии «Обычаи» («Usages»), скомпилированные начиная со второй половины XI века в «Liber feudorum maior», изданный веком позже, а в Наварре — в «Fuero General» в конце XIII века.

Распространение римского права, содержащегося в «Corpus iuris civilis», и канонического права, собранного в «Декрета-лы» («Decretales»), имело большое влияние в христианской Испании в XIII веке; они преподавались в университетах и оказали влияние, в частности, на «Fuero» в Валенсии (1240), «Хуэскский Кодекс» епископа Видаля из Каньельаса (1247) и «Fuero» в Арагоне (1265-1404).

В XIII в. заметно усиливается тенденция к созданию единого земского права, осуществляется рецепция римского права. В составленной в этот период «Книге фуэрос Кастилии» высказано стремление искоренить обычное право. «Судья, - говорилось в одной из глав, - должен придерживаться писаного права; неписаное право становится действительным лишь в том случае, если оно признается правом во дворце или предоставляется как привилегия». Она включала в себя пролог и четыре книги основной части, подразделённые на 72 главы («титула») и 552 статьи («закона»). Регулировала вопросы процессуального характера (судебное представительство, доказательства, аппеляция и т.д.), гражданского (семейного, наследственного и договорного) права, а также уголовного права.

Попыткой унификации права являлась подготовка королевской властью в XIII в. сборников законов для всего государства. Альфонс X Мудрый окружил себя юристами и на базе испанского права («Liber Iudiciorum» и «Fueros»), философии и теологии, римского права и канонического права создал на S общедоступном языке особое право для сво- cl его королевства, развившееся в «Королевские фуэросы» («Fuero Real») (1252-1255), в О «Зеркало законов» («Especulo») и в «Кодекс ^ семи партид» («Siete Partidas») (1256-1265). ¿j «Fuero Real» содержало нормы публичного, S уголовного и гражданского права, направ- ^ лено было на централизацию управления и fb

усиление королевской власти. Но оно не заменяло ни применявшихся до того времени муниципальных фуэрос, ни «Fuego Juzgo». Король давал его в качестве муниципального права тем городам, которые не имели до этого фуэрос. Введение этого фуэро встретило сопротивление со стороны знати и не имело успеха3.

«Кодекс семи партид» («Siete Partidas») — всеобъемлющая кодификация, составленная в Кастилии в 1256—1263 гг. и заложившая основы национального испанского права. Во введении к Партидам, подготовленным в конце XIII в., отмечалось, что на большей части королевства действует еще обычное право. И также в них отражено стремление к централизации, к усилению королевской власти. Источником для «Кодекса семи партид» были «Фуэро Хузго», «Фуэро реаль», некоторые муниципальные фуэрос, а также римское и каноническое право.

Она состояла из семи частей, каждая из которых была посвящена определенной сфере правового регулирования — церковному праву и месту католической церкви в государственной и общественной жизни (часть 1), королевской власти и деятельности органов управления (2), судопроизводству (3), семейному праву (4), договорному праву (5) и, наконец, преступлениям и наказаниям (6 и 7). Некоторые разделы «Пар-тид» представляли собой более или менее самостоятельное переложение норм римского (часть 5) либо канонического (часть 1)

права, но в целом это было столь полное, систематизированное и умело составленное собрание правовых норм, что со временем «Партиды» не только оказали существенное влияние на развитие собственно испанского законодательства, но и долгое время непосредственно применялись как основной источник права сначала в испанских колониях в Латинской Америке, а затем в возникших там независимых государствах. Хотя юристы пользовались «Партидами» как источником по теории права4, но обычное право, фуэрос, оставались в действии.

Исходя из сказанного, мы видим, что правовое пространство на Пиренейском полуострове представляют собой сложный конгломерат из различных правовых структур, таких как римское, каноническое, обычное право и правовые нормы национальных меньшинств, что, в свою очередь, и составляет во многом уникальную картину, сложившуюся в период испанского средневековья. И, несмотря на повторяющиеся попытки унификации и создания общенационального права, что обусловливается логикой развития феодального государства, вплоть до XIV века муниципальные фуэрос в испанских государствах остаются основной формой законодательства, применяясь наравне с королевскими законами. Однако впоследствии, с усилением централизации государства, фуэрос всё более теряли, а в объединённой Испании совсем утратили свою действенную силу.

1 Варьяш И. И. Правовое пространство ислама в христианской Испании XIII — XV вв. М., 2001. С. 89.

2 Там же. С. 98.

3 Корсунский А. Р. История Испании 1Х — Х111 веков (Социально-экономические отношения и политический строй Астуро-Леонского и Леоно-Кастильского королевства). Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1976., 240 с.

4 Там же.

Zagrutdinov A.R., e-mail: half32@yandex.ru

Postgraduate student of the department of theory and history of law and state of University of Management "TISBI" (Russia, Kazan).

MAIN SOURCES OF SPANISH LAW OF VII-XIIIC.

The article examines the main sources of the Spanish medieval law from VII to XIII centuries. Among them such documents as the Visigoth era «Liber Iudiciorum» or «Judicial book», «Hispana Collectio» or "Spanish Collection", documents of Muslim law as well as customs of cities — fuero are named that were widely spread. Special attention is paid to unifications that took place under King Alfonso X and in particular to the Royal fuero and Code of seven Partido which were the greatest achievement of the Spanish law in this period.

Key words: medieval Spain, the Spanish medieval law, fuero, "Code of seven Partido".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.