Научная статья на тему 'Развитие испанской системы права в рамках средневекового "правового возрождения" (рецепции римского права) внутри романо-германской правовой семьи'

Развитие испанской системы права в рамках средневекового "правового возрождения" (рецепции римского права) внутри романо-германской правовой семьи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
681
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНСКАЯ СИСТЕМА ПРАВА / РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА / ПРАВО КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / SPANISH LEGAL SYSTEM / RECEPTION OF ROMAN LAW / LAW AS A CULTURAL PHENOMENON / ROMANO-GERMANIC LEGAL SYSTEM / MIDDLE AGES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калинина Е.Ю.

В рамках настоящей статьи автор рассматривает проблему формирования романо-германской правовой семьи как цивилизационного феномена. Испания оказалась одним из центров становления европейской правовой цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE SPANISH LEGAL SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE MEDIEVAL LEGAL RENAISSANCE (THE ROMAN LAW RECEPTION) WITHIN THE ROMANO-GERMANIC LEGAL SYSTEM

The problem of the formation of the Romano-Germanic Legal System as a civilizational phenomenon is the fundamental point of the present research. Spain was one of the cores of the European legal civilization.

Текст научной работы на тему «Развитие испанской системы права в рамках средневекового "правового возрождения" (рецепции римского права) внутри романо-германской правовой семьи»

УДК 340.5

Е. Ю. Калинина

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург; e-maiL: beLLafLor@maiL.ru

РАЗВИТИЕ ИСПАНСКОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА В РАМКАХ СРЕДНЕВЕКОВОГО «ПРАВОВОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ» (РЕЦЕПЦИИ РИМСКОГО ПРАВА) ВНУТРИ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ

В рамках настоящей статьи автор рассматривает проблему формирования романо-германской правовой семьи как цивилизационного феномена. Испания оказалась одним из центров становления европейской правовой цивилизации.

Ключевые слова: испанская система права; рецепция римского права; право как культурный феномен; романо-германская правовая система; Средневековье.

E. Yu. Kalinina

PhD. in Law, Associate Professor, Chair of Theory of Law and Civic-LegaL Education, Herzen State PedagogicaL University of Russia, Saint Petersburg; e-maiL: beLLafLor@maiL.ru

EVOLUTION OF THE SPANISH LEGAL SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE MEDIEVAL LEGAL RENAISSANCE (THE ROMAN LAW RECEPTION) WITHIN THE ROMANO-GERMANIC LEGAL SYSTEM

The probLem of the formation of the Romano-Germanic LegaL System as a civiLizationaL phenomenon is the fundamentaL point of the present research. Spain was one of the cores of the European LegaL civiLization.

Key words: Spanish LegaL System; Reception of Roman Law; Law as a cuLturaL phenomenon; Romano-Germanic LegaL System; MiddLe Ages.

Изучение сравнительного правоведения в современном мире представляется важной и ответственной задачей. Актуальность подобного исследования обусловлена тем, что сегодня мы сталкиваемся с многочисленными проблемами, фундаментальной причиной которых является кризис межцивилизационного взаимодействия. Анализ этих проблем, который позволил бы приблизиться к решению столь важных вопросов, как нахождение точек пересечения между представителями

разных культур и цивилизаций, оказавшихся в пределах единого европейского цивилизационного пространства, важен прежде всего в правовом смысле. Право представляет собой важнейший регулятор поведения, определяющий границы допустимого, возможного и должного поведения и социального взаимодействия. В рамках сравнительного правоведения можно приблизиться к решению этих задач при условии изучения феномена, который называется цивилизацией в рамках обновленной научной методологии, поскольку старые способы показали свою непригодность. Понятие цивилизации и цивилизационного подхода в праве стало казаться спорным. Сегодня можно увидеть публикации, которые этот подход критикуют или отвергают как метафизический и надуманный, создающий искусственные схемы. Еще Ф. Бродель образно говорил о понятиях «цивилизация» и «ментальность»: «Они напоминают песчаные дюны, которые зависят от внешне незаметных очертаний почвы: песчинки перекатываются с места на место, откуда-то улетают и где-то накапливаются по воле ветра, но в итоге бесчисленных перемещений дюна остается всё там же» [Бродель 2003, с. 589].

Вместе с тем многочисленные национальные и региональные культуры стремятся к интеграции в более крупные образования, которые оказываются в непрерывном и часто конфликтном взаимодействии. В глобальном мире особенно трудная ситуация складывается, когда представители разных цивилизаций оказываются в едином пространстве, где взаимодействие не строится по знакомым принципам и сценариям. Эти конфликты приобретают правовой характер, поскольку часто речь идет о преступлениях, о нарушении прав человека, дискриминации, помимо бытового непонимания.

Цивилизационный, или культурально-антропологический, подход важен, поскольку право - это элемент культуры и один из базисных элементов цивилизации. «Право ... формируется как непрерывный коллективный диалог, поддерживаемый трудноуловимым социальным консенсусом, неустойчивый, как искусство или как практика, который более, чем справедливость, и часто от ее имени, стремится обеспечить разумное сожительство, определенный тип социального мира, путем обмена и передачи смыслов. В этом смысле право - элемент культуры» [Martínez Martínez 2006, с. 162]. Сравнительное правоведение, занимаясь исследованием правовых систем, изучает устойчивые

глобальные культурно-цивилизационные образования, где культура (в том числе, правовая) понимается как подсистема цивилизации.

Чтобы понять, что такое цивилизация, необходимо «вычленение глубинных факторов, архетипических черт и долговременных признаков, таких, как культурные, религиозные и этнические характеристики, исторические традиции, поведенческие и психические стереотипы» [Вера. Этнос. Нация 2007, с. 112], которые составляют ядро цивилизации. А. Кёнигсбергер предлагал рассматривать цивилизации как уникальные образования (хотя и незамкнутые на себе) [Кёниг-сбергер 2001; Кёнигсбергер 2006].

В рамках настоящего исследования предполагается рассмотреть процесс формирования правовых основ европейской цивилизации как единого культурно-исторического феномена. Единство европейской цивилизации определяется следующими базисными компонентами: христианство, латынь как язык культуры, единая правовая система, определяющая основы политики. Все эти компоненты исходили из Римской империи, которая представляла собой цивилизационную модель, унаследованную Европой. Самым значимым наследием Рима была государственно-правовая модель, предполагающая объединение разнородных культур в едином культурном, политическом, правовом пространстве. В результате была создана романо-германская правовая семья, основы которой сегодня подвергаются цивилизационным потрясениям. Рассматривать указанные вопросы предполагается на примере Испании. Это связано с необходимостью сузить исследование, рассмотрев наиболее характерный пример, а именно - «Правовое возрождение» в Европе и формирование испанской системы права в рамках романо-германской традиции.

С конца XI в. в Европе начинается так называемое правовое возрождение, которое связывается с «открытием» юстиниановского права и началом его глубокого изучения в университетах Европы [Torrent Ruiz 2013, с. 28]. В Европе появляется еще один фундаментальный объединительный аспект, формирующий цивилизационное единство. Этот правовой пласт принято называть общее право, или ius commune. Его определяют как законодательство, основанное на собрании юсти-ниановских норм и норм канонического права, скомпилированных Грацианом в Decretum Gratiani в XII в. [García y García 1993-1994, с. 45]. Оно стало базисом современной общеевропейской правовой

культуры и правосознания, постоянно развивалось и обогащалось вплоть до прекращения существования Старого режима (т. е. до эпохи Просвещения и революций конца XVIII-XIX вв. Европе).

Для Испании римское право имело более важное значение, чем для остальной Европы после падения Римской Империи, поскольку аутентичное право, которым пользовались народы Римской Империи, было укоренено в испанской правовой системе и послужило фундаментом формирования прото-нации и базисных элементов государственности. Германцы-вестготы были наиболее романизированными среди варваров [Виноградов 1910, с. 14], попавших в орбиту влияния Римской Империи. Кодекс Эвриха и Бревиарий Алариха были основаны на доюстиниановском парве. Произошла встреча народов, которые обладали определенным знанием об основах римского права и в целом принимали правовые реформы, которые были направлены на то, чтобы унифицировать (или хотя бы сблизить) правовое положение вестготов, римлян и иберийских народов (последние, правда, оставались наименее вовлеченными в политико-правовые процессы, если не считать вполне романизованную знать). В результате на территории Иберийского полуострова начала формироваться прото-государственность (некоторые авторы называют ее варварско-римским государством [Torrent Ruiz 2013, с. 34]), основой которого стало вульгарное римское право, ряд германских правовых обычаев и установлений (хотя ученые отмечают, что маловероятно, что вестготы прививали местному романизированному населению чисто германские правовые установления [Torrent Ruiz 2013, с. 36]), а также местное обычное право. Совместная работа вестготских и иберо-римских юристов привела к созданию таких сборников, как Lex Romana Wisigothorum, Lex Romana Burgundionum и Edictum Theoderici, которыми до XII в. пользовались на отдельных территориях Южной Франции и Испании. Liber iudiciorum также не может быть назван германским правовым установлением. Это было объединяющее римлян и вестготов право. По форме и содержанию этот акт связан с Кодексом Юстиниана. Ученые отмечают практически идентичную структуру: разделение на двенадцать книг, а внутри - на титулы и главы.

Использование латыни и сохранение традиций римского наследия очевидно в каноническом праве. Средневековый вариант церковного права был прямым наследником и вытекал из римского права.

Отличительной его особенностью было то, что это право было живое, постоянно меняющееся. В этом состояло отличие канонического права от университетского возрожденного римского права. В каноническом праве появлялись институты, которые затем заимствовали светские судебные власти (инквизиционный или розыскной процесс, запрет ордалий, письменный характер процесса и т. п. Важным свидетельством глубокой романизации Испании, сохранившейся в период раннего и высокого Средневековья, можно назвать доктринальные труды испанских юристов и философов, например, Исидора Севильского, который, пожалуй, является самым ярким представителем средневековой испанской учености (именно Исидор Севильский назвал римское право legem mundialem [García y García 1993-1994, с. 49-50], т. е. мировым правом, что, по сути, подготовило его возрождение в виде общего права). Даже многовековое доминирование ислама на Полуострове не смогло полностью уничтожить римский политико-правовой фундамент, в результате чего католические короли, основываясь на правовом наследии Средневековья, начали трудную работу по реинтеграции испанских народов в единое цивилизационное политико-правовое пространство.

До периода объединения испанских территорий в единое государство восприятие обновленного (общего) римского права не было равномерным. Территории, находящиеся под властью мусульман, восприняли его значительно позже. Север и северо-восток практически не восприняли новое римское право. Они практически не были затронуты исламским влиянием, и там продолжало развиваться римско-вестготское право, основанное на Liber iudiciorum. Частично здесь сохранялись германские правовые установления. На исламских территориях христиане также продолжали пользоваться римско-вестготским правом, но оно постепенно заменялось местным обычным правом.

Активнее всего римское право развивалось на восточных территориях Испании (современная Каталония и Валенсия). Во-первых, это было связано с ранним освобождением от арабского владычества. во-вторых, с тем, что эти территории были значительно романизированы в прошлом и входили в состав испанских римских провинций (наиболее романизированной, правда, была провинция Бети-ка, расположенная на территории нынешней Андалусии, частично

Эстремадуры и южной Португалии). Эти территории довольно легко восприняли обновленное римское право, поскольку были тесно связаны с Болоньей. Итальянские ученые прибывали в Испанию и привозили с собой многочисленные книги. Именно на северо-востоке Испании существовал развитый книжный рынок. Значительно романизированными здесь оказались даже сборники локального (обычного) права, в том числе, фуэрос.

Важную объединительную роль в создании испанской государственности и восприятии обновленного римского права сыграла деятельность Альфонсо XII Мудрого (XIII в.). Результатом его трудов (помимо других важных законов) можно назвать Партиды, составленные в духе римского права. Кроме этого, на Партиды повлияли труды греческих, римских и средневековых европейских философов и каноническое право. А. Гарсия и Гарсия указывает, что Партиды представляют собой слепок (или, по крайней мере, были инспирированы и играли такую же роль) с Дигестов, а Fuero Real - с Кодекса Юстиниана [García y García 1993-1994, с. 55]. Большую роль в «романизации» политико-правового пространство Испании (Кастилии) королем Альфонсо Мудрым было его собственное стремления стать римским императором, что ему почти удалось. В результате он создал право, которое основывалось на римском праве, обработанном глоссаторами, с добавлением обязательных в испанской традиции норм канонического права. Эти действия подготавливали политическое объединение Испании и создание единого государства, поскольку римские нормы права, в частности передавали законодательную функцию в руки короля. Это, разумеется, влекло за собой значительное усиление королевской власти, что не устраивало сеньоров, которые часто тормозили развитие римского права, будучи в оппозиции королю и его притязаниям на установление единого права. В частности, Альфонсо Мудрый провел свою политическую жизнь в борьбе с местными привилегиями, чем вызвал серьезное недовольство и в результате закончил свою жизнь практически в изгнании. Сеньоры ссылались на то, что король пытается внедрить чуждое национальному зарубежное право, воспринятое из Священной Римской Империи германской нации. Каковы бы ни были глубинные причины, которые двигали деятельность короля, испанское законодательство уже в XIII в. продолжало развиваться на основе римских моделей, что

подталкивало Испанию к тому, чтобы государственность была сформирована по римскому имперскому принципу.

С одной стороны, можно увидеть, что римское право в Испании имеет более глубокую историю, чем в других государствах Европы. Но, с другой стороны, в связи с более длительным периодом раздробленности, отягощенным арабским завоеванием, оно не развивалось здесь равномерно. Так, например, в Андалусии оно практически не функционировало в виде возрожденного общего права. Оно лишь сохранялось в христианских общинах в виде вульгарного римского права. После отвоевания территорий необходимо было преодолевать различие этих двух правовых пластов. Здесь есть две противоположные позиции, занимаемые испанскими королями. С одной стороны, уже Фернандо Святой (отец Альфонсо Мудрого), завоевав Севилью, работал над законодательством с точки зрения возрожденного римского права. С другой стороны, кастильские короли в целом относились к римскому праву (и культурному, в том числе, политико-правовому, наследию) негативно. Они старались заменить сохранившиеся нормы фуэро и привилегиями, создавая новую правовую систему. Но судьи принимали решения не только в соответствии с фуэро (писаные обычаи) или фасаньяс (судебные прецеденты), основанных на местных обычаях. Они могли использовать, как и нотариусы, римские формулы, которые, таким образом, переживали различные политические течения в праве.

Как было сказано ранее, ученые сохраняли в Испании «старое» вульгарное римское право. Ученые же во многом способствовали восприятию и распространению возрожденного глоссаторами римского права. На тот момент источником науки в Испании стал университет Саламанки, а также другие университеты. Испанских студентов и ученых было много и в европейских университетах, в частности, в самой Болонье, которая была центром правового возрождения. Итальянские и другие европейские ученые приезжали в Испанию. Так распространялись книги по римскому праву с глоссами. Альфонсо Мудрый способствовал развитию науки и университетов. Так, благодаря его деятельности, развивался класс образованных юристов теоретиков и практиков, которые, получив знания о возрожденном римском праве, становились адвокатами, нотариусами, государственными (королевскими) чиновниками, внедряя новые идеи в жизнь.

Этот пласт возрожденного римского права находился в тесной связи с каноническим правом, которое составляло его важную динамическую часть, поскольку практически все ученые Средневековья были духовными лицами.

По ряду исторических причин Испания оказалась одним из центров формирования современной европейской правовой цивилизации. Принципы, лежащие в основе романо-германской правовой семьи, зарождались и развивались на Иберийском полуострове, несмотря на прерывание эволюционного процесса развития испанской системы права в связи с арабским завоеванием. Для Испании были характерны следующие важные элементы развития правовых основ европейской цивилизации:

- на территории Иберийского полуострова сложились наиболее тесно связанные с Римом провинции, которые даже «поставляли» в метрополию императоров (Траян, Адриан) и выдающихся деятелей культуры (Сенека). Разумеется, нельзя утверждать, что Испания была полностью и глубоко романизированной. Это касалось в основном аристократии, которой было выгодно поддерживать римскую администрацию. Однако римские традиции на востоке и юге Испании оказались хорошо укорененными;

- варвары-вестготы, пришедшие на территорию Испании и немало способствовавшие падению Римской империи, были одни из наиболее романизированных германских народов. По ряду причин римская культура во многом вытеснила германскую, в том числе, в сфере политики и права;

- Арабское завоевание, пожалуй, было наиболее сильным фактором, способствующим торможению развития римской политико-правовой культуры в Испании. Однако в этот период римско-готское право сохранялось на севере Испании, которая не была затронута завоеванием, на востоке, где регионы довольно быстро освободились от завоевателей, а также в будущей Андалусии, где христиане продолжали хранить ряд принципов, относящихся к римскому праву;

- в значительной мере развитие римского права в Испании было заторможено в период развития Кастилии как нового политико-правового цента будущей государственности. Во-первых, это было связано с протестным правосознанием кастильцев, которые отказались от римского наследия в пользу локальных и германских традиций.

Во-вторых, это было связано с тем, что, освобождая от мавров земли, короли предоставляли городам и другим административным образованиям привилегии в виде фуэро, что позволяло им быстро объединить территории;

- когда в Европе начало распространяться возрожденное римское право, в Испании этому процессу способствовали короли, поскольку это значительно укрепляло их власть и Церковь, поскольку юристами и учеными были в основном духовные лица, и они же изучали и развивали правовую систему Европы. В результате римское и каноническое право послужили основой для формирования европейской правовой системы, или романо-германской правовой семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II : в 3 ч. Ч. 2: Коллективные судьбы и универсальные сдвиги. : Языки славянской культуры, 2003. 808 с. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / ред. кол. М. П. Мчедлов (отв. ред.), Ю. А. Гаврилов, В. В. Горбунов и др. М. : Культурная революция, 2007. 368 с. Виноградов П. Г. Римское право в Средневековой Европе. М., 1910. 99 с. Кёнигсбергер Г. Г. Европа раннего Нового времени, 1500-1789. М. : Весь Мир, 2006. 320 с.

Кёнигсбергер Г. Г. Средневековая Европа, 400-1500 г. М. : Весь мир, 2001. 384 с.

García y García A. El derecho común en Castilla durante el siglo XIII // Glossae:

European Journal of Legal History. № 5-6. 1993-1994. P. 45-74. Martínez Martínez F. De amor y de feudos: lectura jurídica del Cancioneiro de

Ajuda // Nueva época. № 3. 2006. P. 159-222. Torrent Ruiz A. J. La Recepción del Derecho Justinianeo en España en la Baja Edad Media (siglos XII-XV). Un capítulo en la Historia Del Derecho Europeo // RIDROM: Revista Internacional de Derecho Romano. № 10. 2013. P. 26-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.