Научная статья на тему 'Основные инструменты регулирования социально-экономического развития территорий'

Основные инструменты регулирования социально-экономического развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3525
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие / социально-экономические системы / инструменты: регулирования / развитие территорий / ценовая политика / налоговая политика / кредитная политика / innovation development / social-economic systems / state instruments / development region / pricing policy of the state / state tax policy / credit policy of the state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Видяев Игорь Геннадьевич

Рассмотрены! ценовые, налоговые и кредитные инструменты регулирования инновационного развития территории, позволяющие ограничить расходы: государственного бюджета на инновационное развитие экономики за счет увеличения притока средств из негосударственных секторов экономики и от населения. Показано, что в современных условиях применение этих инструментов способствует формированию здоровой конкуренции, росту инвестиций в технологическое перевооружение производства и инновационному развитию государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Видяев Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The instruments of controlling social and economic development of territories have been considered. It was established that in economic crisis conditions and owing to that the decrease of financial arrivals to the state budgets the indirect control methods play significant part. Such methods allow limiting the state budget expenditures to innovation development of the economy due to increasing the inflow of funds from non-state economy sectors.

Текст научной работы на тему «Основные инструменты регулирования социально-экономического развития территорий»

в Индии и Китае, будет отмечаться более высокий темп роста производительности труда. В рамках рейтинговой системы, производительность труда в РФ по выпуску стали на одного работника в среднем по отрасли за последние три года поднялась на 34 %, до 29,3 т стали на одного работника. В западноевропейских комплексах показатель производительности труда может доходить до 300 т стали на одного работника. Данное отставание обусловлено рядом перечисленных вопросов, препятствующих росту производительности труда. Следует отметить, что помимо этих вопросов, существует проблема градообразующих металлургических пред-

приятий, обусловлено это тем, что сокращение штатов с целью повышения эффективности производства невозможно. Кроме того эти обстоятельства обострилось после начала финансового кризиса. В январе 2009 г. в РФ выпуск стали в пересчете на одного работника снизился до 19,5 т, что составляет 33,5 % к аналогичному показателю в январе 2008 г. [10]. Указанные к разработке направления, в рамках выделенных факторов роста производительности, позволят решить не только поставленные вопросы, препятствующие развитию металлургической отрасли, но и повысить производительность труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведев Д.А. Послание Президента Федеральному собранию РФ // КонсультантПлюс. - 2009. URL: http://www.consul-tant.ru/online/base/? (дата обращения: 14.11.2009).

2. Киреев А.П. Вехи экономической мысли: Т. 6. Международная экономика. - М.: ТЕИС, 2006. - 720 с.

3. Федеральная служба государственной статистики // Федеральная служба государственной статистики. - 2009. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.11.2009).

4. Цухло С.К. Головокружение от инвестиций // Энергия промышленного роста. - 2008. - № 6-7. - C. 34-39.

5. Чернова Т.В. Экономическая статистика. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. - 122 с.

6. Нуреев Р.М. Постсоветский институциианализм. - Донецк: Каштан, 2005. - 480 с.

7. Юркова Т. И. Экономика цветной металлургии // Юрковс. -2007. URL: http://yurkovs.narod.ru/Ec_otr/titul.htm (дата обращения: 16.11.2009).

8. ИК Русс-Инвест. Российские предприятия черной металлургии: потенциал роста сохраняется // Русс-Инвест. - 2009. URL: http://www.russ-invest.ru/cntnt/rus/analitika/otraslevye1.html (дата обращения: 17.11.2009).

9. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2007. - 272 с.

10. Миндич Д.В. Ferrum и Futurum // Энергия промышленного роста. - 2009. - № 3. - C. 42-51.

Поступила 26.11.2009 г.

УДК 332.145

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

И.Г. Видяев

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Рассмотрены ценовые, налоговые и кредитные инструменты регулирования инновационного развития территории, позволяющие ограничить расходы государственного бюджета на инновационное развитие экономики за счет увеличения притока средств из негосударственных секторов экономики и от населения. Показано, что в современных условиях применение этих инструментов способствует формированию здоровой конкуренции, росту инвестиций в технологическое перевооружение производства и инновационному развитию государства.

Ключевые слова:

Инновационное развитие, социально-экономические системы, инструменты регулирования, развитие территорий, ценовая политика, налоговая политика, кредитная политика. Key words:

Innovation development, social-economic systems, state instruments, development region, pricing policy of the state, state tax policy, credit policy of the state.

На общем фоне мирового экономического кризиса продолжают в России углубляться негативные тенденции, мешающие структурной перестройке ее производства. Структурные изменения явно проти-

воречат тенденциям необходимым для перехода к инновационной экономике и развитию человеческого капитала. О чем свидетельствует характер инвестиционных вложений в экономику государства.

Сегодняшняя структура инвестиций в экономику РФ определяется, главным образом, вложениями в добывающий сектор. Так, доля инвестиций в этот сектор в целом по экономики в 2008 г. составляла 16,6 %, а в 1 квартале 2009 г. уже 20,7 %, и эта величина продолжает расти. В тоже время доля инвестиции на развитие обрабатывающего сектора в 1 квартале 2009 г. составляла только 19,1 %, что на 1,6 % меньше добывающего сектора [1, 2]. Такие расхождения в размерах инвестиций предопределяют не только современную структуру роста экономики государства, но и структуру экономики через пять лет [3]. Соответственно, в государстве в среднесрочной перспективе следует ожидать преобладание добывающего сектора над другими секторами экономики.

Изменение текущего состояния возможно, благодаря привлечению дополнительных инвестиций в обрабатывающий сектор, который является основой инновационной экономики государства. По данным Госкомстата РФ на его долю в 2007 г. приходилось 87 % всей произведенной инновационной продукции и услуг.

Мировой практикой наработан значительный арсенал средств, призванных решить эту проблему. Среди них:

• создание государственных и государственно-частных организаций;

• расширение практики государственных заказов;

• создание мощных инвестиционных фондов;

• разработка и реализация программ развития территорий и специальных программ;

• содействие развитию инновационной деятельности венчурного финансирования;

• политика в развитии фондового рынка;

• преодоление коррумпированности государ -ственного аппарата, ведущей к принятию решений выгодных для отдельных корпораций или их групп, но противоречащих интересам развития экономики в целом;

• ценовая политика;

• налоговая политика;

• кредитная политика.

Однако в современной экономической литературе часто подчеркивается неэффективность применения первых семи инструментов государственного регулирования, что во многом объясняется отсутствием опыта у специалистов, использующих их, и недостаточностью финансирования апробации этих инструментов по причине ограниченности финансовых возможностей государства. По мнению профессоров М.А. Гусакова и Е.М. Роговой, решение выше указанных проблем возможно посредством применения методов косвенного регулирования, позволяющие ограничить расходы государственного бюджета на инновационные цели за счет увеличения притока средств из негосу-

дарственных секторов экономики и от населения [4]. К ним в частности относятся последние три инструмента: регулирование цен, налоговая и кредитная политика. Остановимся на некоторых аспектах этих подходов.

1. Регулирование цен. Основными регуляторами, определяющими направление развития, величину прибыли и инвестиций в отдельные виды деятельности, продолжают оставаться соотношение рентабельности активов и рост цен. Воспроизводственный процесс осуществляется в условиях затянувшейся инфляции. В 2003-2007 гг. сохранялось значительное преобладание инфляционных факторов увеличения доходов организаций по сравнению с ростом объемов производства в сопоставимых ценах. Снижение количества производимой продукции за 2003-2007 гг. на 5,6 % обеспечило снижение прироста дохода на 2,4 %. Восполнить это организациям промышленности Томской области удалось посредством роста цен на 304,9 %.

Поскольку выгоды и издержки при инфляции между секторами экономики, отраслями и предприятиями распределяются неравномерно, инфляция на всех этапах рыночных реформ была и остается инструментом изменения пропорций первичного распределения доходов между участниками производства и изменения пропорций в ходе перераспределительных процессов, ускоряя процесс накопления в ряде отраслей и замедляя в других.

Разброс влияния роста цен на прибыль намного превышает разброс влияния таких факторов, как рост производства и сложившаяся ранее рентабельность активов. Оказываются незначительными меры по совершенствованию технологии производства, снижению его капиталоемкости и себестоимости.

В этих условиях:

1) рентабельность активов и продукция теряет свое качество регулятора перелива капитала;

2) расширение и развитие производства перестают быть главным источником увеличения прибыли;

3) меры по совершенствованию технологии производства, снижению ее капиталоемкости и себестоимости оказываются незначительными;

4) основным регулятором становится воздействие инфляции;

5) инфляционные доходы являются одним из инструментов предприятий в противостоянии высокой плате за кредит и сдерживанию процесса снижения процентных ставок. Следовательно, высокая роль ценовых факторов является одной из основных причин слабой инновационной активности российских предприятий, их незаинтересованности в использовании научных разработок. Подавляющая часть промышленных предприятий России ориентирована в основном на внутренний рынок и обращает мало внимания на соответствие своей продукции мировым инновационным стандартам.

Складывающиеся пропорции не ведут к увеличению доли обрабатывающей промышленности. Доля видов деятельности, относящихся к обрабатывающим производствам, в валовом внутреннем продукте в 2000-2007 гг. практически не изменилась. Например, в Томской области, являющейся признанным лидером среди регионов по инновационному развитию, несмотря на рост объема инновационной продукции, производимой промышленными предприятиями, их доля в общем объеме производства за период 2002-2007 гг. выросла незначительно на 2,9 процентных пункта и составила 4,3 % [5, 6].

При общей направленности на снижение инфляции регулирование цен необходимо использовать для ориентации на развитие прогрессивной структуры производства. Должны быть приняты меры по повышению инвестиционной привлекательности видов деятельности с более высокой добавленной стоимостью, определяющие повышение технологического уровня производства. Использование этих механизмов требует точной настройки и высокой квалификации специалистов.

2. Важным направлением экономической политики, нацеленной на модернизацию производства, является использование возможностей налоговой системы. Общим направлением является повышение налогообложения добывающих и других отраслей с низкой добавленной стоимостью, обеспечивающих прибыль на уровне, достаточном для их дальнейшего развития. При этом может быть использовано повышенное налогообложение для производств с рентабельностью, превышающей установленную норму, если это не связано с разработкой и внедрением новых технологий.

Связанный с этим прирост налоговых поступлений может быть использован для уменьшения налогов на обрабатывающие производства с высокой долей добавленной стоимости и высоко технологичные виды деятельности. Снижение уровня прибыли в добывающих отраслях будет также сдерживать рост оплаты труда в этих видах деятельности, содействовать сокращению разрыва в уровне оплаты труда в добывающих и иных производствах и привлечению работников в другие виды деятельности.

Налоговые льготы могут быть связаны со ставками налогообложения, порядком налогообложения инвестиций, порядком амортизации. В современных условиях необходимо полное освобождение от налогов той части прибыли, которая инвестируется в развитие производства при вводе высокотехнологичного оборудования. Амортизационную премию при вводе обычного оборудования следует повысить с 10 до 25...30 %. Организации, осуществляющие капитальные вложения и переоснащающие производство, должны получить право включать инвестиции в основной капитал в состав затрат и снижать таким образом налоговые издерж-

ки. Наряду с этим предприятия, осуществляющие значительные вводы нового технологического оборудования, следует освобождать от налога на имущество сроком на 5 лет.

Способом экономического стимулирования новых предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию или использующих передовую технологию, может быть освобождение от налога на прибыль на период нормативного срока освоения производственных мощностей и уплаты процентов по кредиту. Действующие предприятия, занимающиеся техническим перевооружением производства, не имеют налоговых льгот, заинтересовывающих в переходе к выпуску конкурентоспособной продукции. Новые эффективные производства на этих предприятиях также можно освобождать от налога на прибыль, получаемую на этих мощностях на период их освоения и погашения кредита.

Для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью наряду с общим порядком налогообложения предприятий, обеспечивающих рост производства на стандартном уже освоенном технологическом уровне, необходимы льготы, обусловленные спецификой их деятельности. В мировой практике для стимулирования инновационной деятельности распространено использование следующих видов льгот:

• предоставление налогового кредита (отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели);

• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

• «налоговые каникулы» на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов, на несколько лет;

• льготное налогообложение дивидендов, полученных по акциям инновационных предприятий;

• снижение ставок налога на прибыль, использованную на заказные и совместные НИОКР;

• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования нематериальных активов, относящихся к интеллектуальной собственности (патентов, лицензий и т. п.);

• уменьшение налогооблагаемой прибыли на величину стоимости оборудования, передаваемого вузам и научно-исследовательским организациям;

• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму взносов в благотворительные фонды, финансирующие научно-инновационную деятельность;

• зачисление части прибыли на специальные счета, предназначенные для инновационных расходов, имея в виду в последующем ее льготное налогообложение, при фактическом использовании на эти цели.

3. В ситуации недостатка собственных средств в корпоративном секторе экономики и связанных с инфляцией высоких процентных ставок необходимо создание условий, позволяющих получать долгосрочный (с учетом срока окупаемости инвестиций до 10 лет) кредит под низкие проценты. В настоящее время финансовые организации не стремятся предоставлять такие кредиты организациям обрабатывающего сектора. Во многом это объясняется низкой рентабельностью данного сектора экономики и соответственно высоким риском невозврата кредита. Поэтому российские организации вынуждены брать сотни миллиардов долларов кредитов за рубежом. В то же время Россия располагает крупными резервными фондами и золотовалютными запасами, размещаемыми также за рубежом. Выход из этой ситуации напрашивается один, это инвестирование бюджетных и внебюджетных денежных средств через систему кредитных учреждений в национальное производство по низким процентным ставкам. На этой основе будет ликвидирован насос, перекачивающий деньги экономикам других стран, и при использовании льготных кредитных ставок национальные производители смогут получать кредиты на условиях не хуже, чем при займах у нерезидентов.

Использование косвенных методов регулирования экономики должно позволить создать действенные условия для развития экономики. Однако, сохранение низкого уровня дохода может свести на нет положительные результаты роста и развития экономики государства по причине уменьшения денежной массы в экономике, снижения потребительского спроса на производимый продукт и услуги и, следовательно, относительного сужения внутреннего потребительского рынка.

Преодоление негативных тенденций позволило бы существенно повысить уровень реальных доходов при одновременном увеличении производства и на этой основе провести реформы в социальной сфере при повышении жизненного уровня основной массы населения.

Государство может и должно косвенно способствовать повышению заработной платы в частном секторе экономики и сокращению ее неоправданной дифференциации. Целесообразно использовать следующие рычаги воздействия на уровень и структуру оплаты труда:

• повышение размера минимальной заработной платы. При этом целесообразно сопоставлять минимальную заработную плату не с прожиточным минимумом, который не учитывает необходимость удовлетворения многих жизненно важных в современных условиях потребностей, а со средним уровнем оплаты труда;

• повышение оплаты труда в бюджетной сфере и на предприятиях, принадлежащих и контролируемых государством, что явится ориентиром при установлении заработной платы в частном секторе;

• усиление государственной поддержки сельского хозяйства - отрасли жизненно важной для нормального удовлетворения потребностей населения и в то же время характеризующейся самым низким уровнем оплаты труда. Отметим, что массированная поддержка национального сельского хозяйства осуществляется во всех без исключения развитых странах.

Повышение заработной платы за короткий отрезок времени приведет к существенному росту себестоимости и снижению рентабельности и прибыли. Однако опасаться этого не следует. По мнению профессора Л.В. Никифорова, «наиболее вероятным представляется следующий вариант развития событий. Предприниматели в целях сохранения и развития производства уменьшат долю чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, процентов и т. п., и увеличат долю прибыли, направляемой на развитие производства. Другой вариант, связанный со свертыванием производства, поскольку предприниматели будут искать более прибыльные сферы приложения капитала, такие как инвестиции за рубежом, маловероятен в силу того, что норма прибыли на западе ниже, чем в России» [7].

На фоне роста доходов трудовой части населения должен происходить и рост доходов экономически неактивной части населения. Увеличение этих выплат вряд ли приведет к росту инфляции в России, так как эти доходы являются ни чем иным, как перемещением части доходов экономики в социум. Такое перемещение приведет к увеличению спроса на продукты питания и другие товары первой необходимости, с учетом того, что их производство увеличивается не меньшими темпами. Во всяком случае, положение, при котором экономически неактивное население получает все меньшую долю добавленной стоимости и живет значительно хуже, чем оно могло бы жить по условиям, существовавшим до начала реформ, противоречит любым этическим нормам и заявленным целям реформ.

На основе изложенного напрашивается вывод о необходимости привлечения дополнительных инвестиций в обрабатывающий сектор экономики, однако в силу ограниченности государственных финансовых средств обеспечить это возможно только за счет инвестиций негосударственного сектора экономики и населения. По этой причине в качестве основных инструментов, способствующих притоку этих инвестиций, следует выделять ценовую, налоговую и кредитную политику. Использование этих инструментов должно ограничить влияние инфляционных доходов на рост экономики государства, повысить рентабельность высокотехнологичного производства, обеспечить приток дополнительных инвестиций в инновационный сектор экономики и, тем самым, создать условия для формирования благоприятной конкурентной среды и основу для инновационного развития экономики государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 1 квартале 2009 года: Стат. бюлл. - М.: Росстат, 2009. - 40 с.

2. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2008 году: Стат. бюлл. -М.: Росстат, 2009. - 44 с.

3. Глазьев С.Ю. Создать собственную финансовую систему // Переориентироваться на внутренние источники экономического роста: Материалы заседания «Меркурий-клуба». - 20 октября 2008 г., г. Москва. - М.: ТПП-Информ, 2008. - С. 12-15.

4. Гусаков М.А., Рогова Е.М., Проскура Д.В. Инновационное направление развития регионов // Экономика и управление. -2008. - № 1. - С. 27-31.

5. Сведения об инновационной деятельности организаций Томской области за 2006 год. Статистический бюллетень. Вып. 1. -Томск: ОИРиТ Томскстата, 2007. - 47 с.

6. Сведения об инновационной деятельности организаций Томской области за 2007 год. Статистический бюллетень. Вып. 2. -Томск: Томскстат, 2008. - 62 с.

7. Никифоров Л.В., Погосов И.А., Соболева И.В. Социальные аспекты воспроизводства современной России [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://inecon.ru/tmp/ №й(огоу_ёо-klad.doc. - 15.04.2009.

Поступила 01.12.2009 г.

УДК 69.003:658.14

ПРИРОДНЫЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ

Т.В. Воробьева, Е.Н. Крючков*, Н.Н. Дебелова, Е.Н. Завьялова**, И.К. Самойлюк

Томский государственный архитектурно-строительный университет *Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, г. Горки **Томский государственный университет E-mail: [email protected]

Выявлена роль природного капитала, его влияние на состояние системы в целом и ее подсистем с прогнозированием тенденции их развития. Определены количественные характеристики роли природного капитала в социально-экономическом развитии общества.

Ключевые слова:

Природный капитал, эколого-экономические и социоприродные процессы. Key words:

Natural capital, ecological, economic, social and natural processes.

Процессы, происходящие в природе, в обществе и мировом хозяйстве, связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Жизнедеятельность человека протекает в системе «Экономика-экология-социум» (ЭЭС), и изучение экономической подсистемы невозможно без рассмотрения ее связей с другими подсистемами. Из этого вытекает необходимость разработки инструментов анализа - моделей развития экономики, учитывающих роль природного капитала, позволяющих выявлять новые и обосновывать известные закономерности [1].

В связи с этим особую значимость приобретает проблема сохранения природного капитала. Природный капитал включает в себя различные виды природных ресурсов, которые выполняют как сырьевую, так и средообразующую (экосистемную) и «духовную» функции. В основном природные ресурсы являются исчерпаемыми, многие из них практически невозможно возобновить. Постепенное исчерпание природного капитала ставит под угрозу процесс производства товаров и услуг и успешное функционирование мирового хозяйства.

В современных исследованиях проблемам воспроизводства природного капитала при моделировании экономических процессов уделяется незначительное внимание [2]. Поэтому экономико-математическое моделирование воспроизводства природного капитала остается актуальной задачей вследствие эволюционных изменений, происходящих в системе ЭЭС постоянно. Как известно, ни одна математическая модель не объясняет все экономические закономерности, но каждая модель освещает определенный ракурс экологической подсистемы, позволяет изучить определенный круг проблем и выработать пути для их решения.

Исследование различных эколого-экономиче-ских и социоприродных процессов, происходящих в системе ЭЭС, необходимо для выявления роли природного капитала, его влияния на состояние системы в целом и ее подсистем, прогнозирования тенденций их развития.

Устойчивое развитие системы ЭЭС предполагает гармонизацию связей между экологической и социальной подсистемами. Показатель природо-емкости характеризует связи между экономиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.