ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Д-р экон. наук В. А. Слепов канд. экон. наук Е. И. Громова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РОССИЙСКИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье рассматриваются основные направления государственной промышленной политики и их влияние на повышение финансовой устойчивости предприятий реального сектора российской экономики.
За годы реформ в России разработаны различные концептуальные подходы к реализации промышленной политики. Менялось и отношение к самой проблеме проведения специальной политики в отношении промышленного комплекса. Считаем, что промышленная политика не должна сводиться к системе государственных субсидий, прямому государственному кредитованию, льготным налоговым режимам. Это должна быть совокупность действий государства, направленных на повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, регулярный выход инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию стабильного роста.
Эффективность государственной промышленной политики определяется устойчивостью финансового состояния предприятий. Финансовая устойчивость означает, что финансовые ресурсы предприятия формируются и используются на основе увеличения прибыли и стоимости капитала при сохранении соответствующего уровня платежеспособности и кредитоспособности. Финансовая устойчивость - одна из важнейших характеристик эффективности деятельности предприятия, его экономического состояния и возможностей дальнейшего роста. Она отражает способность предприятия отвечать по обязательствам и долгам, свидетельствует о размерах источников развития, дает необходимую информацию для инвестора.
К основным направлениям действий государства в области обеспечения финансовой устойчивости предприятий относятся: снижение налоговой нагрузки, регулирование цен на продукцию естественных моно-
полий, регулирование денежного предложения и инфляции, селективная, адресная государственная поддержка перспективных промышленных проектов, государственное регулирование и контроль над ситуацией на финансовом рынке, совершенствование валютной политики.
Снижение налоговой нагрузки, казалось бы, в значительной степени способствует созданию дополнительных финансовых ресурсов, привлечению инвестиций и соответственно повышению финансовой устойчивости предприятий. Однако реальные результаты реформирования налоговой системы отнюдь не позитивны, новации налоговой реформы не приводят к уменьшению налогового бремени.
Общее бремя государства на бизнес оценивается примерно в 60-65 % ВВП (табл. 1). Это значительно больше, чем в зарубежных странах.
Т а б л и ц а 1
Расходы и бремя государства на бизнес в России_
Источник Млрд руб. % ВВП Резервы Возможность
средств сокращения сокращения
в первый год
суммы % от рас- суммы % от
ходов расходов
1 2 3 4 5 6 7
Федеральный
бюджет 1094,1 12,1 90-100 8,1-9,3 27 2,5
Региональные
бюджеты 1297,6 14,5 140-160 11,1-12,6 39 3,0
Социальные
фонды 702,9 7,8 30-31 4,4 14 2,0
Бюджет расши-
ренного прави-
тельства:
доходы 3368,2 37,3
расходы 3033,6 33,6 250-340 8,2-11,1 80-85 2,8
Государствен-
ный сектор 450-480 33 70 5,0
Неформальные 1350-1450 15-16
воздействия го- 680-830 7,5-9,2
сударства на
экономику 400-540 60-65 40-60 6-7
Бремя государ-
ства на бизнес -
всего 5400-5650 60-65 1100-1360 26-30 190-210 3,5-3,7
Справочно: ВВП 9040,8 % ВВП 12,2-15,0 2,1-2,3
С 1 января 2002 г. промышленные предприятия лишились инвестиционной льготы по налогу на прибыль и налоговая нагрузка на активно инвестирующие компании заметно повысилась. Предприятия стали платить налог на прибыль по ставке 24% вместо прежних «льготных» 17,5%. Отмена инвестиционной льготы по капитальным вложениям при отсутствии иных эффективных стимулов к инвестициям в основной капитал привела к резкому замедлению темпов технологического перевооружения в промышленности. В 2002 г. темп прироста инвестиций в основные фонды оказался ниже темпа прироста ВВП. А введенный с 1 января 2002 г. специальный налоговый учет потребовал от компаний дополнительных расходов, эквивалентных, по оценке МЭРТ, увеличению налогового бремени на 1% ВВП. Масштабы налоговых изъятий по отношению к объему собственных финансовых ресурсов предприятий существенно увеличились. Если в 2001 г. в целом по промышленности это соотношение было равно примерно 0,9, то в 2002 г. - 1,7.
В целях стимулирования инвестиционной активности в обрабатывающих отраслях промышленности и повышения их привлекательности для инвесторов целесообразно восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль, ускорить возврат НДС при капитальном строительстве, временно освобождать от налогообложения вновь созданные производства на период окупаемости проекта.
Важным резервом оптимизации налогообложения реального сектора экономики может стать выравнивание налоговой нагрузки на разные отрасли экономики. Если доля налогов в добавленной стоимости предприятий добывающих отраслей составляет около 40%, то в обрабатывающих отраслях она превышает 55-60%. Разрешить ситуацию, на наш взгляд, может только кардинальная перестройка механизма налогообложения недропользования, предусматривающая эффективное изъятие сырьевой ренты. В настоящее время рента на природные ресурсы остается преимущественно у частных сырьевых компаний и сопоставима с доходной частью консолидированного бюджета. Для решения этой проблемы может быть использован механизм стабилизационного фонда, который позволяет перераспределять рентные доходы сырьевых отраслей на управление внешним долгом. Это могло бы гарантировать снижение налоговой нагрузки на промышленные предприятия, выпускающие конечную продукцию, и способствовать повышению их финансовой устойчивости.
По нашему мнению, целесообразно снижать уровень налогообложения финансовых структур, кредитующих отрасли реального сектора экономики (прежде всего в форме долгосрочных вложений). Подобный опыт уже имеется в Нижегородской области. Банкам, инвестирующим в производство, местный налог снижается на 5%. Налоговые льготы, пре-
доставляемые банковскому учреждению, позволяют ему компенсировать недополученные при кредитовании производства доходы. Речь идет не просто об уравнивании доходности, а о том, чтобы посредством налоговых льгот создать для производственных инвестиций более благоприятный климат, чем для использования банковского капитала в финансовых сферах.
При совершенствовании налогового законодательства следует предусмотреть освобождение от налогообложения расходов, направляемых на инновацию производства и создание новой техники, на НИОКР.
Особого внимания заслуживает анализ неформальных воздействий государственных учреждений на представителей бизнеса. К неформальным воздействиям государства относятся: административные барьеры, нелегальные принудительные поборы с бизнеса, коррупция. Целесообразно принять пакет законопроектов по дерегулированию экономики. Идеология «пакета» предполагает отказ не от государственного регулирования как такового, а от «барьерного» его характера. При этом необходимо расширить использование механизмов саморегулирования хозяйственной деятельности.
Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий позволяет государству влиять на финансовую устойчивость предприятий. Увеличение тарифов сопровождается ростом инфляции. В целом за прошедшее десятилетие тарифы естественных монополий росли значительно быстрее, чем цены по экономике в целом. Думается, что дальнейший опережающий рост цен на продукцию естественных монополий, а тем более тотальное их приближение на внутреннем рынке к мировому уровню будут способствовать росту инфляции, ухудшению финансового состояния промышленных предприятий, снижению уровня их финансовой устойчивости.
По нашему мнению, необходим жесткий государственный контроль над процессами ценообразования, фактическими издержками и финансовыми потоками естественных монополистов. При регулировании тарифов на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий основными индикаторами должны стать макроэкономические ограничения (экономический рост, инфляция, бюджетные параметры), так как темпы их роста должны соответствовать адаптационным возможностям экономики. Параметры повышения цен (тарифов) должны быть увязаны с финансовыми потребностями субъектов естественных монополий, необходимыми для обеспечения воспроизводства при обязательном и четком контроле над издержками.
Государственное регулирование цен (тарифов) должно предусматривать: развитие рынков продукции (услуг) естественных монополий в результате реализации программ их реструктуризации; создание барьеров
для неоправданного роста затрат в естественных монополиях и стимулов к снижению затрат, повышению эффективности их деятельности; оптимизацию ценовых соотношений на топливные ресурсы, соответствующих условиям России; реализацию инвестиционных программ по техническому перевооружению отраслей в целях ликвидации и предупреждения структурных ограничений экономического роста; поддержание приемлемой рентабельности субъектов естественных монополий, обеспечивающей их привлекательность в инвестиционном плане; обеспечение предсказуемости и прозрачности ценовой политики на среднесрочную перспективу, недопущение резких изменений цен с целью снижения инфляционных ожиданий экономических агентов и рисков ведения бизнеса в России; поэтапную ликвидацию перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий.
Важное направление промышленной политики - государственное регулирование денежного предложения и инфляции. Реализация этого направления связана с формированием благоприятной экономической среды, способствующей инвестированию и обеспечивающей перераспределение финансовых потоков в реальный сектор экономики.
Хотя Центральный банк не оказывает прямого воздействия на состояние производственной сферы, он может проводить благоприятную денежно-кредитную политику. Регулирование денежного предложения, снижение темпов инфляции, устойчивость курса национальной валюты, постепенное снижение уровня процентных ставок, введение государственной гарантии валютных вкладов в кредитных учреждениях, развитие системы страхования валютных депозитов - все это способствует созданию объективных предпосылок для формирования предприятиями и населением сбережений и последующей трансформации этих сбережений в производственные инвестиции.
В денежно-кредитной политике существенную роль играет денежное предложение. Денежное предложение должно возрастать не за счет расширения эмиссии денежной базы (в зависимости от изменения платежного баланса), а главным образом за счет повышения денежного мультипликатора, т. е. показателя качества кредитной системы. В 2001 г. мультипликатор увеличился с 1,59 до 1,68. Но он по-прежнему низок. Резерв для дальнейшего роста мультипликатора - снижение норм резервирования и уменьшение соотношения «наличные деньги/депозиты».
Центральному банку РФ следует уменьшить нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам кредитных организаций с действующих 10 до 5-7%, расширить набор используемых инструментов рефинансирования коммерческих банков и снизить ставки по ним. Банки должны иметь возможность получать кредиты на срок не менее одного года по ставке не выше 10-12% годовых в рублях. Кроме того, Централь-
ному банку РФ совместно с Минфином РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами целесообразно активизировать работу по подготовке законопроекта о Бюро кредитных историй. Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Минфину РФ и Пенсионному фонду РФ необходимо решить вопрос о выделении средств АИЖК для рефинансирования ипотечных кредитов по ставке не выше 15% годовых в рублях.
В интересах повышения финансовой устойчивости российских предприятий важно изменить приоритеты кредитно-денежной политики. От поддержания стабильного валютного курса (на практике означающее его укрепление в реальном выражении) следует перейти к введению приемлемых для основной массы предприятий (8-10% годовых) процентных ставок по инвестиционным кредитам. Для этого требуется достижение низкого уровня реально действующих безрисковых процентных ставок (доходность гособлигаций, ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ РФ), а также комплекс мер по снижению инвестиционных рисков. Однако уровень безрисковой процентной ставки ограничен уровнем ожидаемой инфляции.
Необходим пересмотр политики накопления золотовалютных резервов ЦБ РФ. В настоящее время резервы выполняют пассивную роль амортизатора при неожиданном ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры. Прибыль от них незначительна из-за инвестирования в низкодоходные зарубежные активы. Следует более производительно использовать золотовалютные резервы для бюджетных гарантий по программам государственной поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, или по частно-государственным инвестиционным проектам федерального значения, или в качестве взноса в федеральное агентство ипотечного кредитования. Средства будут работать во благо российской, а не американской экономики.
Финансовая устойчивость предприятий реального сектора в значительной степени зависит от селективной, адресной государственной поддержки. Эффективными могут быть такие ее виды, как: софинанси-рование или иные формы, предполагающие ответственность бизнеса за реализацию проектов; поддержка продуктов и компаний, проявивших себя на рынке и доказавших свою конкурентоспособность; финансирование только претендентов, победивших на публичных, прозрачно организованных конкурсах.
Для проведения адресной государственной поддержки необходим тщательный анализ структуры российского экспорта готовых изделий и услуг, особенно высокотехнологичных. Экспортоспособность должна стать одним из критериев отбора. К методам поддержки экспорта можно
отнести государственные гарантии по кредитам под экспортные контракты, кредиты Российского банка развития и др.
Формирование специальной системы поддержки малого инновационного бизнеса позволило бы развивать оправдавшие себя технопарки или инновационно-технологические центры, выделять субсидии на оптимизацию их инфраструктуры.
Целесообразно использовать программы последующей поддержки, известные в международной практике как after-care program. Благоприятную перспективу должны получить выявленные продукты и бизне-сы, способные проникнуть на рынки и закрепиться там. Формами государственной поддержки могут стать временное (на срок до пяти лет) долевое участие в бизнесе, субсидии на развитие сбытовой сети, подготовка квалифицированных кадров и т. п.
Отметим в этой связи положительный опыт Минпромнауки РФ по выбору лучших инновационных проектов государственного значения. Каждый из победителей получит в качестве безвозвратного бюджетного финансирования 10 млн. долл. Предполагается, что как минимум столько же средств на каждый проект будет выделено из внебюджетных источников. До объявления официального конкурса предварительно отобраны приоритетные научно-технические направления.
Актуален проектный подход к развитию российских предприятий. Представляют интерес согласованные меры государства и бизнеса в лесной и деревообрабатывающей промышленности, черной металлургии, развитии рынка энергетического машиностроения. По оценке экспертов, два-три мощных реализуемых проекта способны принципиально изменить атмосферу в российской промышленности, создать зоны прозрачных позитивных ожиданий.
Массовое привлечение инвестиций в производственный сектор требует активных мер государственного регулирования и контроля ситуации на финансовом рынке. Хотя зарубежная практика свидетельствует, что финансовый рынок служит действенным инструментом перелива капитала в реальный сектор экономики, о современном российском финансовом рынке этого не скажешь. Среди его существенных недостатков можно отметить: низкий интерес к долгосрочным вложениям, слабую ориентацию на реальный сектор экономики, высокую спекулятивность, несовершенную нормативно-правовую базу. Особенно это характерно для фондового рынка. Акции все еще не служат средством масштабного привлечения инвестиций. В ближайшие годы через размещение акций на российском рынке смогут привлечь финансовые ресурсы лишь крупные компании из числа тех, чьи бумаги активно обращаются на фондовом рынке. Так, на 36 компаний, сделки с акциями которых совершаются регулярно, приходится более 93% всей рыночной стоимости.
Превращение финансового рынка России в эффективный инструмент перелива капитала зависит в первую очередь от усиления регулирующей и контролирующей роли государства в этом секторе экономики. Прежде всего, речь идет о разработке долгосрочной государственной стратегии в области ориентации финансового рынка на реальный сектор экономики.
В целях повышения информационной прозрачности российского финансового рынка государственным органам следует принять ряд первоочередных мер: приблизить стандарты раскрытия информации к международным требованиям; унифицировать правила, регулирующие деятельность отдельных участников рынка ценных бумаг; придать официальный статус саморегулируемым организациям, выступающим на рынке, и передать им часть полномочий по выработке правил и стандартов рынка.
Значительное влияние на финансовую устойчивость промышленных предприятий оказывают меры государства в области валютной политики.
Валютная политика в интересах экспортеров должна учитывать как внутренние, так и внешние факторы, воздействующие на динамику и структуру внешней торговли, а также степень интеграции страны в систему мирового хозяйства. Параметры внешнеэкономической деятельности в ближайшей и среднесрочной перспективе в основном неблагоприятны для России. Нестабильность мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры оказывает сдерживающее влияние на развитие экспорта. Чрезвычайно высокий удельный вес топливно-сырьевых товаров в структуре российского экспорта делает экономику страны особенно чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры, в том числе под воздействием военно-политических факторов. В большинстве добывающих отраслей и отраслей первичного передела продукции достигнуты почти предельные уровни поставок, тогда как экспорт готовых изделий сдерживается прогрессирующим старением материально-технической базы и фактическим свертыванием НИОКР. В условиях сохраняющихся дискриминационных ограничений ухудшаются конкурентные позиции России на многих традиционных рынках; значительно возрастают физические объемы импорта из-за устойчивого расширения внутреннего спроса и сдвигов в структуре потребления в сторону увеличения импортных товаров; происходит реальное удорожание рубля.
В последнее время происходят определенные изменения в области законодательства по валютному регулированию и контролю. Увеличен срок обязательной репатриации валютной выручки, сокращен норматив обязательной продажи валютной выручки, расширен перечень текущих операций, устранены или смягчены ограничения на проведение капиталь-
ных валютных операций. Думается, что скорость либерализации валютного режима зависит от создания для нее необходимых предпосылок, таких, как устойчивый экономический рост, рациональная, мобильная финансовая система, политическая стабильность в стране. Иными словами либерализацию валютного режима целесообразно осуществлять постепенно и осторожно.
Эффективность государственной промышленной политики не может быть достигнута без синхронной и комплексной реализации ее основных направлений.
Список литературы
1. Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики. 2002. № 7.
2. РубченкоМ., Ивантер А. Закат реформ // Эксперт. 2003. № 1.
3. Головачев В., Евдокимов Ю. Опять в небо попало правительство, прогнозируя инфляцию и рост тарифов // Экономика и жизнь. 2003. № 11.
Канд. экон. наук Р. Т. Давыдова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Дается краткий анализ государственной промышленной
политики. Рассматривается эффективность деятельности малых предприятий в Москве и их роль в экономике.
Анализируя состояние дел в промышленности России, нетрудно убедиться в том, что в сфере управления экономикой наблюдается ряд перекосов и упущений. Предприятия в настоящее время вынуждены работать, в сущности, в экстремальных условиях.
Сегодня реально действует конфискационная налоговая система, когда при введении налогов и иных отчислений государство руководствуется лишь собственными потребностями в расходовании бюджетных средств и не учитывает объективные возможности предприятий. Чрезмерно усложнена система государственного надзора, действует несколько десятков государственных органов контроля деятельности предприятий, применяется громоздкая, иногда совершенно оторванная от жизни предприятия, форма отчетности и т. д. В результате предприятие вынуждено содержать значительный штат работников для составления отчетности, оплачивать услуги целого класса фирм-посредников, сталкиваться со слишком высоким уровнем коммунальных и транспортных платежей и т. д.