Научная статья на тему 'Основные идеи и образы в «Первых стихотворениях» О. Вилье де Лиль-Адана и «Цветах Зла» Ш. Бодлера'

Основные идеи и образы в «Первых стихотворениях» О. Вилье де Лиль-Адана и «Цветах Зла» Ш. Бодлера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
186
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЗМ / СИМВОЛ / УПАДОЧНИЧЕСТВО / ПОИСК ИДЕАЛА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / SYMBOLISM / SYMBOL / DECADENCE / SEARCH FOR THE IDEAL / SUCCESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Костиков А. А.

Статья посвящена сравнительному анализу лирики Огюста Вилье де Лиль-Адана и Шарля Бодлера. Результаты исследования могут быть использованы для изучения как лирики Вилье де Лиль-Адана в отдельности, так и его творчества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные идеи и образы в «Первых стихотворениях» О. Вилье де Лиль-Адана и «Цветах Зла» Ш. Бодлера»

Костиков А.А. ©

Аспирант, кафедра культурологии и зарубежной литературы, Магнитогорский государственный университет

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ОБРАЗЫ В «ПЕРВЫХ СТИХОТВОРЕНИЯХ» О. ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАНА И «ЦВЕТАХ ЗЛА» Ш. БОДЛЕРА

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу лирики Огюста Вилье де Лиль-Адана и Шарля Бодлера. Результаты исследования могут быть использованы для изучения как лирики Вилье де Лиль-Адана в отдельности, так и его творчества в целом.

Ключевые слова: символизм, символ, упадочничество, поиск Идеала, преемственность Keywords: symbolism, symbol, decadence, search_for_the_Ideal, succession

Огюст Вилье де Лиль-Адан (1838-1889) - один из значительных, противоречивых и на данный момент недостаточно изученных писателей во французской литературе второй половины XIX века.

На разных этапах творчества Вилье ощутимо влияние многих литературных традиций XIX века. На начальном этапе - 1859-1866 - произведениям присущи как романтические тенденции (неосуществимость идеала, разлад романтической личности с окружающей действительностью, пафос мятежа), так и реалистические тенденции (в незаконченном романе «Изида» (1862) исследователями отмечается некоторая близость к «Пармской обители» Стендаля). На втором этапе -1867-1880 - в творчестве Вилье, наряду с вышеуказанными тенденциями, появляются упадочнические мотивы, ощутимые в рассказах 1870-х гг., которые позже вошли в состав «Жестоких рассказов». На последнем этапе - 1881-1889 - декадентские умонастроения нашли свое яркое воплощение в драме «Аксель». Произведение было опубликовано лишь после смерти ее автора, в 1890 г., и стало началом истории символистской драмы, т.к. мысли главных героев движутся «как бы между двумя полюсами: требованиями современной, вполне конкретной материальной реальности и попытками обратиться к неким лежащим за пределами реальности истинами» [1, 8]. Эти факты не позволяют литературоведам с полной уверенностью причислить его творчество (даже косвенно) к определенному направлению. И не удивительно, что талант этого писателя столь многогранен, так как его творческий метод формировался в 50-е гг., в период «сосуществования» трех литературных направлений - ушедшего на второй план романтизма, прочно утвердившегося реализма и складывавшегося в поэзии Шарля Бодлера символизма. Последнее обстоятельство оказало существенное влияние на Вилье еще на раннем этапе его творчества.

Биографы Вилье свидетельствуют о том факте, что Вилье и Бодлер были хорошими друзьями на протяжении десяти лет, вплоть до самой смерти Бодлера. Понтавис де Гессей, один из биографов, утверждает, что Вилье очень дорожил этой дружбой, т.к. в частных беседах «любил возвращаться к первым счастливым годам своего пребывания в Париже, к своим дружеским отношениям <...> с Шарлем Бодлером, воспоминание о котором преследовало его как наваждение» [6, 154]. Знакомство их произошло в 1857 г.; в том же году выходит знаменитый поэтический сборник Бодлера

«Цветы Зла». Лишь спустя несколько лет, в 1861 г., в письме к Бодлеру Вилье признался, что стихотворения из этого сборника поразили его: «Когда я вечером открываю ваш том и перечитываю ваши великолепные стихи <...> я чувствую, как преображаюсь. Как красиво то, что вы делаете!» [7, 89]

На момент выхода «Цветов Зла» Вилье уже увлекался писанием стихов, за плечами была неопубликованная пьеса «Моргана» - первый опыт в драматургии. В 1858 г. наконец состоялся творческий дебют Вилье: выходит его сборник «Два этюда о поэзии», который представлял собой «тоненькую 16-страничную брошюру» [8, 205] и куда были помещены два объемных лирических произведения - «Баллада» и «Заира» (последнее - с подзаголовком «Восточная поэзия»). По словам биографа Ружмона, этот «труд был принят современниками с энтузиазмом» [7, 72], несмотря на то, что первое произведение, по своим композиционным и стилевым особенностям, в какой-то степени напоминает классицистическую оду, а второе написано в традициях литературного объединения «Сенакль» (здесь ощутимо влияние виднейших его представителей - Гюго и Виньи).

В декабре 1859 г. выходит второй поэтический сборник Вилье под названием «Первые стихотворения», посвященный Альфреду де Виньи. Здесь он публикует два стихотворных цикла -

© Костиков А.А., 2012 г.

«Ночные фантазии» и «Прелюдии» - и две поэмы - «Эрмоса» и «Песнь Голгофы». В 21 год Вилье продемонстрировал зрелость своего поэтического таланта, хотя это сочинение никогда не удостаивалось внимания критиков: «Вилье де Лиль-Адан, несомненно, великий поэт, но он был очень молод, когда появились его «Первые стихотворения», сборник, представляющий малый интерес, куда помещены маленькие легкомысленные (выделено нами - А.К.) стихотворения, которые заимствуют свою форму и ритм у восточных, испанских и итальянских песен» [5, 122]. Однако для нас поэзия Вилье важна, потому что в ней находят свое отражение пессимистичные взгляды Бодлера на жизнь, описанные им в «Цветах Зла».

В сборнике Вилье из 21 стихотворения больше всех выделяется стихотворение «Ссылка» (цикл «Ночные фантазии»). Здесь преобладающим образом, как и у Бодлера, является образ Парижа. Уже в самом названии отражено отношение лирического героя к этому месту: это ссылка, на

которую он обречен и где чувствует себя «незаметным, как атом» [8, 23]. У Вилье и Бодлера атмосфера города пронизана Тоской, которая «пожирает» [8, 23] лирического героя и которая «поглотит мир одним своим зевком» [2, 14]. С одной стороны, город - место, где человек лишен земных радостей, с другой - это воплощение дантовского «Ада» на Земле. Как известно,

на создание «Цветов Зла» Бодлера вдохновила «Божественная комедия»; об этом

свидетельствует структура сборника: в первом издании было опубликовано ровно 100 стихотворений, что соответствует количеству песен в «Божественной комедии». Париж для Бодлера стал скопищем людских пороков, которые поэт нещадно клеймил. Однако в бодлеровском «аду» находится место и тем, кто не заслужил наказания, - ремесленники, рабочие, городская нищета. В жизни городских низов поэт один смог узреть красоту, благородство и достоинство. Париж в изображении Вилье куда более суров: это - «живое пекло» [8, 22], и среди его обитателей не находится сильных личностей, которые противостоят порокам. Вилье предупреждает тех, кто стремится в Париж: «О девы, здесь все иссушено давно!.. / Здесь проклинают... Здесь не любят больше» [8, 24]. Гнетущая обстановка города создается при помощи тех предметов и явлений, которые герой видит вокруг себя (дым, печь, фабрика, железная дорога). Картину дополняют звуки окружающего мира: рокот печи, удары молотков по наковальне, свист пара. Ужасы настоящего пробуждают в лирическом герое воспоминания о том времени, когда он путешествовал по Антильским островам. Герой сожалеет, что покинул эти места ради людской славы, ради этого «тщеславного призрака» [8, 23], и хочет вернуться обратно.

Таким образом, у Вилье образ города имеет «двуплановую структуру», что является отличительной чертой поэзии Бодлера. Д.Д. Обломиевский писал: «.первый план отведен непосредственно данному, конгломерату вещей и предметов... Что касается второго плана, то он формируется из элементов воспоминаний лирического героя, накопленного им жизненного опыта или его фантазии. Так в образе возникают феномены, связанные с элементами первого плана по психологической ассоциации. Эти феномены <...> представляют собой <...> воспоминания и мечты, вызываемые определенными предметами внешнего мира. Эти воспоминания и мечты составляют второй план образа» [4, 102]. Герой «Ссылки» говорит, что в Париже он начинает вспоминать об «утесе, / Где девичий голос сливается с голосами волн» [8, 22]. Искусственная среда города порождает эти мысли о бегстве в райские места, где человек слит с окружающим миром, где на место одиночества приходит любовь и где подавленность сменяется радостью.

У бодлеровского героя в стихотворении «Moesta et errabunda» тоже есть мечта, мечта об «утраченном Эдеме», который «стал далек» [2, 98]. Однако этот рай в представлениях героя схож с библейским. Такой же образ рисует Вилье в стихотворении «Уныние» (цикл «Прелюдии»); только в этом случае поэт обращается не к своей памяти, а к памяти многих поколений, вплоть до первых прародителей человечества. Но в поэтическом мире Вилье также не суждено воплотиться в жизнь ни мечте о рае земном (в какой-нибудь экзотической стране), ни мечте о рае «в первые дни Мира» [8, 137].

От невыносимых условий большого города лирический герой «Ссылки» пытается укрыться и в воспоминаниях о женщине, которую он встретил на островах, - о креолке с огненными глазами. Образ креолки дает нам право утверждать, что Вилье, вслед за Бодлером, вводит в свое творчество «культ черной Венеры» [3, 7]. Также в стихотворении присутствует второй женский образ -купальщица с итальянского острова Искья. Функция этого образа в том, чтобы противопоставить два мира - мир идиллический и мир стихийный. Поэт, конечно же, отдает свое предпочтение заокеанскому миру: он насыщен яркими цветами (ярко-красный, золотой), в нем нет борьбы (птицы поют, тигр спит умиротворенно под бамбуком). Природа острова Искья, наоборот, очень противоречива, она постоянно посылает людям испытания. Ощущение противоборства удается

передать поэту при помощи таких эпитетов, как «тяжелый», «грохочущий», «скитающийся». По сути, Вилье, описывая состояние внешнего мира, передает внутренний мир каждой из героинь, следовательно, герой больше стремится в чужие края не для того, чтобы убежать от общественных законов; он стремится к женщине, которая близка ему по духу.

Итак, предпринятый нами анализ лирики Огюста Вилье де Лиль-Адана позволил выделить те идеи и образы, которые связывают его творчество 1850-х гг. не только с романтизмом, но и с символизмом, определившимся в лирике Бодлера. Также в своей лирике молодой поэт из Сен-Брие закладывает основу будущему творчеству: намечается социальная тематика, которая более полно раскрывается в рассказах 70-80-х гг.; задачей художника становится поиск Идеала, что впоследствии привело писателя к символистскому мироощущению.

Литература

1. Балахонов, В. В каждом человеке живет Прометей / В. Балахонов // Избранное: пер. с фр. / О. Вилье де Лиль-Адан; сост., примеч. Л. Маслобоевой. - Л. : Худож. лит., 1988. - С. 5-16.

2. Бодлер, Ш. Цветы Зла: стихотворения / Ш. Бодлер ; подгот. Н.И. Балашов, И.С. Поступальский. - М.: Наука, 1970. - 480 с.

3. Готье, Т. Шарль Бодлер / Т. Готье // Цветы Зла: стихотворения / Ш. Бодлер ; пер. с фр. Эллиса. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - С. 5-37.

4. Обломиевский, Д.Д. Французский символизм / Д.Д. Обломиевский ; отв. ред. Т.В. Балашова. - М. : Наука, 1973. - 302 с.

5. Chapoutot, H. Villiers de l'Isle-Adam : l'écrivain et le philosophe / H. Chapoutot. - Paris : M. Delesalle , 1908. -243 p.

6. Du Pontavice de Heussey, R. Villiers de l'Isle-Adam : l'écrivain, l'homme / R. Du Pontavice de Heussey. - Paris : A. Savine, 1893. - 304 p.

7. Rougemont, E. de. Villiers de l'Isle-Adam : biographie et bibliographie / E. de Rougemont. - Paris : Mercure de France, 1910. - 413 p.

8. Villiers de l'Isle-Adam, A. Oeuvres complètes / A. Villiers de l'Isle-Adam. - Genève : Slatkine Reprints, 1970. -Vol. 10 : Premières poésies. - 212 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.