ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 821 . 133. 1
М. В. Максимова
«ПРОКЛЯТЫЕ УМЫ» КОНЦА XIX ВЕКА
В конце XIX в. во Франции появилось движение «декаданс». Оно объединило представителей творческой интеллигенции (поэтов, писателей, художников, композиторов), стремившихся отстраниться от эпохи, в которой они жили. Это непризнанные писатели, «проклятые поэты», находящиеся в конфликте с обществом и с его неприкосновенными ценностями: деньгами, признанием, социальной респектабельностью, порядком.
В конце XIX в. отношения между литературой и музыкой не всегда были идиллическими, часто возникали недоразумения, которые объяснялись незнанием и непониманием музыки со стороны писателей.
Что касается изобразительного искусства то, по мнению многих критиков второй половины XIX века, в официальных художественных салонах того времени царил застой. Декадентская сторона в изобразительном искусстве, равно как и в литературе, музыке характеризуется отказом от установленных канонов, абстрагированием от действительности и уходом в мир канувших в лету столетий, грез и нереальности, выбором преимущественно мифологического сюжета, «нервозностью» стиля писания, болезненным и чувственным эротизмом.
Среди плеяды французских писателей-декадентов по значимости созданных произведений выделяются фигуры Жюля Лафорга, Барбе д'Оревильи, Огюста Вилье де Лиль-Адана, Стефана Малларме, Поля Верлена, Жориса-Карла Гюисманса. Произведения этих писателей отличаются присутствием декадентского духа, в них затрагиваются вопросы, волновавшие человека на закате уходящего века.
Ключевые слова: декаданс, декадент, движение, литература, писатели, непризнанные, тревога, беспокойство, социальная респектабельность, «проклятые поэты», конфликт.
M. V. Maksimova
«Damned Minds» of the end 19th Century
The late XIX century witnessed a decadent movement in French literature. It included writers, poets, artists, and composers who tried to escape the society they lived. They were unrecognized writers, the so called "damned minds", being in the conflict with society and its sacred values - money, recognition, social respectability, and order. Their creative activity is insufficiently studied and causes interest.
At the end of XIX century the relationship between literature and music were not always idyllic, often built on misunderstandings and sometimes explained by ignorance and misunderstanding on the part of music writers.
As for the fine arts, according to many critics of the second half of the 19 century, official art salons that time reigned stagnation.
In general, we can say that a decadent party in the visual arts, as well as in literature, music is characterized by the rejection of established canons, abstraction from reality and care in the world sunk into oblivion centuries of dreams and unreality choice mainly mythological subject, "nervousness" style writings, painful and sensual eroticism.
Among the galaxy of French writers decadent largest existing works, the figure of Jules Laforgue, Barbe d'Orevilli, Auguste Villiers de l'Isle-Adam, Stéphane Mallarmé, Paul Verlaine, Joris-Karl Huysmans. The works of these writers differ by the presence of the decadent spirit, they address questions that agitated man at sunset the past century.
Key words: decadence, decadent, movement, literature, writers, unrecognized, anxiety, restlessness, social respectability, "damned minds", conflict.
МАКСИМОВА Мира Васильевна - доцент кафедры MAKSIMOVA Mira Vasilyevna - Associate Professor of восточных языков и страноведения ИЗФиР СВФУ им. М. К. the Department of the East languages and Country studies of Аммосова. Institute of foreign philology and regional studies of the M. K.
E-mail: [email protected] Ammosov North-Eastern Federal University.
E-mail: [email protected]
- 101
Введение
В конце XIX века во Франции появляется литературное направление декаданс. Декадентами становятся писатели, поэты, художники, те представители артистической интеллигенции, которые стремятся отстраниться от эпохи, в которой они живут. Это непризнанные писатели, «проклятые поэты», находящиеся в конфликте с обществом и с его неприкосновенными ценностями: деньгами, признанием, социальной респектабельностью, порядком. Декаденты бросают вызов «здравому смыслу» расплодившихся «писак» и благоразумию застойного общества.
Данный период в истории французской литературы долгое время оставался малоизученным, многое из этого периода было под запретом. Цель исследования - представить творчество писателей-декадентов, показать их значимость и определить вклад в развитие французской литературы конца XIX века. Данная тема была мало известна читателям, так как многие произведения не были переведены на русский язык. Тема декаданса считалась закрытой, так как в данных произведениях царили упадок, пессимизм и мистика.
Среди плеяды французских писателей-декадентов по значимости созданных произведений выделяются фигуры Жюля Лафорга, Барбе д'Оревильи, Огюста Вилье де Лиль-Адана, Стефана Малларме, Поля Верлена, Жориса-Карла Гюисманса. Произведения этих писателей отличаются присутствием декадентского духа, в них затрагиваются вопросы, волновавшие человека на закате уходящего века.
В работе использована преимущественно литература на французском языке: «J.-K. Huysmans à rebours et l'esprit décadent». Francois Livi: "Huysmans. Une esthétique de la decadence". Travaux et recherches des Universites Rhémanes: "La phrase et le vocabulaire de J.-K. Huysmans", Marcel Cressot: "Histoire de la littérature française de 1789 à nos jours", Albert Thibaudet и других.
Хотелось бы отметить, что тема декаданса, его эстетических критериев в советском литературоведении долгое время относилась к разряду запретных и, вследствие этого, практически не изучалась. По этой причине работа над исследованием представляет большой интерес. Безусловно, необходимо отметить, что проблемы, волновавшие героев декадентских произведений, не потеряли остроты и по сей день, мы приходим к выводу, что спустя столетие, на рубеже веков неизменно появляются упаднические тенденции - страх перед будущим, пессимистические настроения, противоречия личного и общественного характера, связанные с политической и экономической нестабильностью.
Писатели-декаденты
В творчестве писателя Жюля Барбе д'Оревильи критика буржуазных порядков сочеталась с реакционно-романтическими идеями и спиритуализмом, подготовившими почву для декадентской литературы. Декадентская критика конца 1880-90-х годов, искавшая опору в борьбе против Золя и реализма в целом, старалась использовать антинатуралистические и спиритуалистическе тенденции произведений Барбе д'Оревильи. В произведениях Барбе звучат мотивы пессимистического фатализма, которые в сочетании со свойственным автору идеализмом делают Барбе 1870-80-х годов предшественником декаданса. В своих произведениях писатель повествует о бессердечно-эгоистических людях, о безнаказанных убийствах и лютой взаимной ненависти людей из высшего класса. Барбе д'Оревильи и Огюст Вилье де Лиль-Адан всегда афишировали свою ненависть к реализму, они отвергли его мелочное видение мира. Наиболее значительными произведениями Барбе д'Оревильи являются, бесспорно, - «Женатый священник» и «Дьявольские лики». Эти два произведения как бы «находятся между двумя крайностями католической религии: мистицизмом и садизмом» [1, с. 177]. Без всякого сомнения можно сказать, что эти два аспекта, два «лица» современной души, кроме того, Барбе считал, что мистицизм и садизм - это одни из тем, которые будут составлять основу будущего романа в целом.
Творчество другого французского писателя графа Огюста Вилье де Лиль-Адана невозможно отнести ни к одному течению. Он не принимал реалистической эстетики, выступая против позитивизма и натурализма. Вилье де Лиль-Адан, начавший свою творческую деятельность в качестве поэта, прославился впоследствии как драматург, романист и, в особенности, как один из выдающихся французских новеллистов второй половины XIX века. Творчество Вилье отмечено критическим отношением к буржуазному обществу, ему присущ симбиоз декадентских настроений и демократических устремлений. В произведениях этого писателя присутствуют черный юмор, едкая ирония, элементы мистики и фантастики в духе американского писателя Эдгара По. В первой из книг Вилье де Лиль-Адана, в которой определенно сказались упаднические настроения, явились «Жестокие рассказы» (1883). В данном сборнике автор раскрывает проблемы французского общества конца XIX века - пессимизм к результатам научно-технического прогресса, кризис человеческих отношений. Это можно увидеть в новеллах «Машина славы», «Вирждини и Поль», «Девицы Бьенфилатр». Творческое наследие этого писателя-декадента содержит, помимо декадентских элементов, переплетающихся с романтизмом, правдивую сатиру
на бесчеловечность собственнического общества.
В 1885 г. в издательстве Леона Ванье появляется поэтический сборник под названием «Жалобы», автором которого был Жюль Лафорг, названный многими критиками «декадентом под началом Тристана Корбьера» [1, с. 61].
Действительно, молодой поэт прошел школу своего учителя Корбьера, но можно сказать, что он во многом превзошел его. Ж. Лафорг отказывается от традиционных канонов, установленных в поэзии, -систематизированного стихосложения, «послушных» гладких рифм. В его поэзии большое место занимают арго и разговорный язык. По его мнению, это обратная сторона медали, закулисная жизнь реальности, заслуживающая обязательного внимания со стороны поэта. Стихотворения Ж. Лафорга отличаются тонкой ироничностью: он никогда не занимался популизмом, идущим вразрез со взглядами истинного эстета. В настоящее время можно сделать вывод, что поэзия Ж. Лафорга, его новый поэтический язык оказали влияние на поэзию ХХ века, в частности, на произведения англо-американского поэта-неоклассика Томаса Элиота. И если бы встал вопрос о том, кого назвать «изобретателем» свободного стиха, то без всяких сомнений, такого титула был бы удостоен Ж. Лафорг. Его стиль, так же как и Ж. К. Гюисманса, отличается сложностью, трудностью восприятия при чтении. Можно акцентировать свое внимание только на внешней стороне, на описании искусственного декора: варварских оргий, описании сумерек, состояний воскресной апатии, колоколов, больных туберкулезом, религиозных обрядов, - но при условии уловить более глубокий смысл, послание писателя, скрытые под внешним описанием. Состояние апатии, скуки перерождается в произведениях Ж. Лафорга в беспокойство, тревогу существования, о которых размышляет великий немецкий философ Артур Шопенгауэр. Обращение к искусству не удовлетворяет жаждущую возвышенности душу поэта. Имея горький опыт разочарования в женщинах, поэт все-таки встречает свою любовь, ознаменовавшую духовное перерождение личности. Ж. Лафорг лично пережил некоторые из драм своего поколения. Показательно то, что невроз, болезнь, которую некоторые декаденты старались развить, уступил место туберкулезу, который, как и невроз, мог бы подвергнуться различным поэтическим вариациям в руках поэта. Но туберкулез - это тяжелая болезнь, которая убивает. В августе 1887 года молодой поэт умер в возрасте 27 лет. Три месяца спустя выходит в свет его книга «Легендарные морали», в которой автор повествует о мифах, волновавших воображение конца века: «Саломея», «Лоэнгрин, сын Парсифаля», история Гамлета [2]. Атмосфера книги проникнута метафизическим беспокойством и желанием быть
любимым - теми настроениями, которые владели поэтом в последние годы его жизни.
Дезессент, герой романа «Наоборот» Гюисманса, размышляя о своей эпохе, видит воплощение декаданса в Стефане Малларме: «В действительности декаданс литературы представляет собой непоправимо больной, пораженный организм, ослабленный старыми как мир идеями, исчерпанный избытком синтаксиса, восприимчивый только к болезненным интересам больных людей, но, тем не менее, торопящийся объяснить до своего смертного часа, преследуемый неотступной мыслью восполнить весь недостаток наслаждения, и завещать наиболее острые воспоминания о страдании на предсмертном одре - такой декаданс воплотился в Малларме самым совершенным и восхитительным образом». [3, с. 124-125] По профессии учитель английского языка, С. Малларме, преклонявшийся перед Эдгаром По и Шарлем Бодлером, на протяжении всей своей жизни был терзаем неотступной мыслью о смерти. Она была вызвана преждевременной потерей матери и сестры. Одной из отличительных черт писателя можно назвать его средний темп создания произведений - 20 стихов в месяц. Изобретатель новой риторики С. Малларме через цепь аналогий проводит связь между поэзией и живописью. В его произведениях «Послеполуденный отдых фавна» (1885-1886), «Удача никогда не упразднит случая» (1897), «Иродиада» (1867) много пессимизма и сознания «бессилия поэта» - «с крыльями без перьев», отступающего перед пустотой бумаги, белизна которой делает ее больше недоступной для поэта. С. Малларме строит много теорий, в которых стремится обосновать то непонятное состояние, которое тяготит его. Например, символистские теории привели С. Малларме к парадоксу, что вершина поэзии - это молчание; то есть вершина поэзии -отсутствие поэзии! Его почитатели развили это положение, дойдя до абсурдной идеи, что «молчание имеет у С. Малларме положительный характер и даже является кульминационным пунктом его эстетики» [4, с. 44]. Немногочисленные мрачные стихотворения позднего периода С. Малларме свидетельствуют о том, что символизм не принес поэту удовлетворения.
Поэзия - это та область, где подчинение смысла требованиям (или предрассудкам) звучания дело обычное. Здесь случаен не звук, а смысл [5]. Так происходит у Поля Верлена, передающего человеческие чувства при помощи разнообразнейших возможностей просодии. Поль Верлен занимал особое место среди поэтов декадентского направления. «Примкнув к этой школе и позднее став во главе ее, - писал М. Горький, - Верлен был яснее и проще своих учеников: в его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен
вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет бога и не находит, хочет любить людей и не может» [6, с. 124-125].
Поэзия П. Верлена очень интимна и необычайно лирична, чем вызывает искреннее восхищение. У его поэзии есть душа, она создает впечатление некой тонкой словесной музыки. Был он «ангелом» или «бесом»?
Разумеется, и тем, и другим. У некоторых литературных критиков есть тенденция утрировать богемность, алкоголизм, распущенность П. Верлена, связывая именно с этими качествами силу его таланта.
Творчество поэта складывалось под влиянием парнасской романтической поэзии, в первую очередь, стихотворений Ш. Бодлера. Первая книга стихов Верлена «Сатурновские стихотворения» появляется в 1866 г. Второй поэтический сборник «Галантные празднества» выходит в свет в 1868 г. П. Верлен испытывает влияние А. Рембо, в результате которого рождаются «Романсы без слов», которые по праву можно назвать его высшим поэтическим достижением. Этой книгой открывается символистский период во французской литературе. Декадентская сторона «Романсов без слов» заключалась в том, что при своих художественных достоинствах они, отражая настроения интеллигенции времен реакции, во многих случаях поэтизировали пассивность, субъективизм, уход в круг неясных, скорбных переживаний. «Проклятые поэты» - другое не менее значительное произведение этого писателя, которые олицетворяет собой серию литературных портретов в форме прозаических отрывков, собранных впоследствии в книге «Записки вдовца». Тяжелая жизнь Верлена, болезнь, идейное смятение, выход из которого он не нашел - все это наложило отпечаток на творчество «проклятого» поэта. «Проклятыми поэтами» Верлен нарек Корбьера, Малларме, Рембо, Дезбор-Вальмора, Вилье де Лиль-Адана, Жерара де Нерваля, Лотреамона, Бодлера.
Музыка Рихарда Вагнера
В конце XIX века отношения между литературой и музыкой не всегда были идиллическими, часто строились на возникавших недоразумениях и объяснялись подчас незнанием и непониманием музыки со стороны писателей. Вот характеристика, данная Рихарду Вагнеру, немецкому композитору, литературным критиком Марксом Нордо: «Рихард Вагнер обязан только себе самому тем невероятным количеством дегенератства, которым он обладает. Признаки этого нездорового состояния ярко выражены у господина Вагнера в виде мании величия и мании преследования, безумства, мистицизма. В его природе - обширная филантропия, анархизм, противоречия; на его письменном творчестве - печать графоманства, то есть бессвязность, отсутствие идеи, склонность к
глупым каламбурам. Главной основой его существа выступает эмоциональность, характеризующаяся одновременно религиозным налетом и эротоманством» [7, с. 305]. Эта характеристика представляла собой мнение противников «вагнеризма» и была с негодованием отвергнута почитателями таланта композитора.
Первые концерты композитора Рихарда Вагнера, романтика-реформатора музыкального театра, состоялись в Париже 25 января, 1 и 8 февраля 1860 года. Премьера оперы «Тангейзер» прошла в Опера 31 марта 1861 года. В этом же месяце Ш. Бодлер посвятил великому композитору свой известный труд «Рихард Вагнер и «Тангейзер» в Париже».
8 февраля 1885 года появился в свет первый номер «Revue Wagnérienne», возглавляемый редактором Эдуардом Дюжарденом. Это издание явилось как бы катализатором уже возникшего интереса к фигуре Р. Вагнера, кроме этого на его страницах обсуждались различные вопросы, связанные с декадентским началом, а также велась полемика с писателями-декадентами.
Можно сказать, что «Revue Wagnérienne» представлял собой переход от декадентского мышления П. Верлена к символизму С. Малларме [1]. Р. Вагнер является автором нескольких критических статей о музыке, которые и по сей день вызывают большой интерес. Их можно рассматривать как кредо новой эстетики. Речь идет о взаимосвязи литературы и музыки, в частности, поэзии и музыки. Этот композитор в своем творчестве обращался к мифам, к теме мистического прошлого, излюбленной для всех декадентов. Мифы были источником вдохновения композитора. Р. Вагнер является автором тринадцати опер и четырех музыкальных драм: «Летучий Голландец», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Гибель богов», «Парсифаль» и др. Р. Вагнер прославился как дирижер, драматург, критик, публицист, музыкальный и общественный деятель. Он вошел в историю мировой музыкальной культуры как один из крупнейших реформаторов оперного искусства. Целью его реформ было создание монументального вокально-симфонического произведения в драматической форме, призванного заменить все виды оперной и симфонической музыки. Таким произведением явилась музыкальная драма, в которой музыка, основанная на развитии системы «лейтмотивов» течет непрерывным потоком, сливающим воедино все драматургические звенья. Отказавшись тем самым от законченных форм оперного пения («номеров»), Р. Вагнер заменил их своеобразным эмоционально-напыщенным речитативом [8].
Этот отказ от отдельных элементов в пользу «непрерывного потока» напоминает ситуацию в
литературе конца XIX века. В частности в области построения фразы, когда отдельно взятое слово выбиралось не из-за своего значения, словесной нагрузки, которое оно несло, а в зависимости от его звучания, его просодического эффекта в тексте, все элементы которого сливались воедино и представляли автономную систему.
Гюстав Моро и его Саломея
Что касается изобразительного искусства, то, по мнению многих критиков второй половины XIX века, в нем царил застой. В салонах были выставлены «жалкие полотна» признанных авторитетов. Критики упрекают их в том, что в их манере писания не хватает достоверности, реальности, живого ощущения. Выйдя из стен Академии Изящных Искусств, они лишены фантазии и лишь в состоянии изобразить скучные натюрморты и лики святых. Основную часть художников отличает приверженность к классическим канонам, невозможность и нежелание создать нечто радикально новое, необычное. По мнению многих декадентов того времени, живопись должна найти свое место между двумя полюсами - Невинностью и Сладострастью, между раем и адом искусства. В итоге все искусство, по их мнению, должно быть либо сатаническим, либо мистическим. Художником, отразившим эту концепцию в своем творчестве, стал Гюстав Моро, чей стиль выделяется неординарностью и мистицизмом на фоне изобразительного искусства конца XIX столетия. Произведения Г. Моро воспроизводят кровавые и феерические картины минувших эпох. Полотнам художника присуща «совершенно новая нервозность», представленная буйством красок и пышной ирреальной атмосферой [9]. Г. Моро отражает декадентские настроения в живописи второй половины XIX века, которые наилучшим образом воплотились в двух его картинах, выставленных в Салоне в 1884 г. - «Саломеи, танцующей перед Иродом» и «Призраке», большом полотне, написанном акварелью. Эти картины -обращение автора в далекий мир грез о прошлом, некая смесь чувственности и мистицизма. В ответ на их появление Э. Золя восклицает: «Он (Моро) рисует свои мечты, но не такие простые и наивные мечты, которые имеются у всех, а мечты изощренные, сложные, загадочные и совершенно несбыточные. Я думаю, что его мечты - это реакция на современный мир» [9, с. 15]. То есть реакция на скучный мир, полный прозаизма и обыденности. Г. Моро в 1884 г. в письме своему другу Анри Рюппу говорит о своей Саломее: «Это скучающая женщина, фантастическая, с животной натурой, наслаждающаяся удовольствием созерцать повергнутого наземь противника. Когда я хочу передать нюансы, я нахожу их не в моем сюжете, а в женской природе» [9, с. 15]. Среди нескольких
вычурных, эксцентричных сюжетов, которым декаденты отдавали предпочтения, выделяется история Саломеи, преисполненная волнующей и чарующей силой эротизма, атмосферой, одновременно шикарной, разлагающей и болезненной. Саломея воплощает в себе Проклятую красоту и царство Сладострастия. Острые и неутомимые желания декадента сосредотачиваются в Саломее, необыкновенно красивой, губительной женщине. Ярко выраженное, неутоленное либидо женщины в попытке найти выход сводится к поцелую, запечатлевшемуся на отрубленной голове неподкупного святого. Болезненная встреча любви и смерти, роскоши, жестокости, история Саломеи в своей изощренной утонченности отражает декадентский вкус: она содержит в себе вечную притягательность и отвращение к женщине. Эта тема дорога человеку XIX века, вспомним, например, главы «О женщинах» из «Афоризмов и Максимов» А. Шопенгауэра. Зловещая красавица, соблазнительница, ведьма нашла свое абсолютное воплощение в Саломее, образ которой волновал многие умы XIX века, в том числе Г. Флобера, О. Уйльда, Ж. Лафорга, С. Малларме.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что декадентская сторона в изобразительном искусстве, равно как и в литературе, музыке характеризуется отказом от установленных канонов, абстрагированием от действительности и уходом в мир канувших в лету столетий, грез и нереальности, выбором преимущественно мифологического сюжета, «нервозностью» стиля писания, болезненным и чувственным эротизмом.
Творчество многих представителей декадентской литературы было закрыто для широкой публики. Неизведанное всегда привлекает внимание.
Эти непризнанные писатели, «проклятые поэты», находящиеся в конфликте с обществом и с его неприкосновенными ценностями, стали актуальными и в наше время.
Л и т е р а т у р а
1. Livi F. J.-K. Huysmans à rebours et esprit décadent - Paris: Nizet A. G., 1991.
2. Pierrot J. L'imaginaire décadent (1880-1900). - Paris: P.U.F., 1977.
3. Huysmans J.-K. A rebours. - Paris: Garnier-Flammarion, 1978.
4. Royère J. Mallarmé. - Paris: Alcan, 1927.
5. Борхес X. Л. Письмена Бога. Рига: Полярис, 1994. -558 с.
6. Горький А. М. Собрание сочинений. - Т. 23. - М., Наука, 1958. - 686 с.
7. Nordau M. Dégénérescence, 1 volume. - Paris: Alcan, 1894.
8. Лану А. Мопассан. - М.: Наука, 1992
9. Décaudin M. Salome dans literature et dans l'art à l'époque symboliste, Toulouse, Société Toulousaine des Etudes Classiques, 1965.
R e f e r e n c e s
1. Livi F. J.-K. Huysmans à rebours et esprit décadent, -Paris, Nizet A. G., 1991.
2. Pierrot J. L'imaginaire décadent (1880-1900). - Paris: P.U.F., 1977.
3. Huysmans J.-K. A rebours. - Paris: Garnier-Flammarion,
1978.
4.
5.
558 s. 6
1958
7
1894
8 9
Royère J. Mallarmé. - Paris: Alcan, 1927. Borkhes Kh. L. Pis'mena Boga. Riga: Poliaris, 1994. -
Gor'kii A. M. Sobranie sochinenii. - T. 23. - M.: Nauka, - 686 s.
Nordau M. Dégénérescence, 1 volume. - Paris: Alcan,
Lanu A. Mopassan. M.: Nauka, 1992 Décaudin M. Salome dans literature et dans l'art à l'époque symboliste, Toulouse, Société Toulousaine des Etudes Classiques, 1965.
УДК 81. 42
Н. Ю. Печетова, М. В. Михайлова
РОЛЬ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. УЛИЦКОЙ)
Показана роль имени собственного в создании образа персонажа художественного произведения. Цель данной работы - изучить особенности функционирования имен собственных в художественном произведении на примере романа «Искренне ваш Шурик» и цикла рассказов «Сквозная линия» Людмилы Улицкой. В ходе исследования методом сплошной выборки были выявлены женские и мужские имена, а также прозвища и описательные конструкции. Всего в романе «Искренне ваш Шурик» и в цикле рассказов «Сквозная линия» было выявлено 90 имен: мужских - 24, женских - 66, а также 8 прозвищ и 2 описательные конструкции, что свидетельствует о том, что автор с помощью имен предельно точно обозначает своих героев, дает им конкретные характеристики. Писатель использует разнообразные формы имен: нейтральные, официальные (имя и отчество), уменьшительно-ласкательные, уничижительные. Определено, что ласкательно-уменьшительная форма имени главного персонажа романа Шурик полностью отражает характер героя, его жизненную позицию и отношение к нему окружающих. Женские имена, использованные в романе, не случайны: во-первых, они показывают разное отношение Шурика к женщинам, с которыми ему приходилось вступать в отношения; во-вторых, они помогают читателю представить ту или иную героиню, нарисовать ее образ. В цикле рассказов «Сквозная линия» имена собственные также способствуют раскрытию образа персонажей, именно через имя писатель более полно доносит до читателя личностные характеристики и духовный мир своих героев.
Таким образом, имена собственные являются одним из главных языковых средств для характеристики героев, для создания их образов и в целом для описания русского национального характера в художественном произведении.
ПЕЧЕТОВА Наталья Юрьевна - к. филол. н., доцент кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
PECHETOVA Natalya Yurevna - Candidate of Philology Sciences, the Associate Professor of Russian Language Department of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.
E-mail: [email protected]
МИХАЙЛОВА Марианна Александровна - учитель русского языка и литературы МБОУ «2-я Жемконская СОШ», с. Кердем Хангаласского района.
E-mail: [email protected]
MIKHAYLOVA Manama Aleksandrovna - the teacher of Russian Language and Literature of the 2nd Zhemkonsky school of the Kerdem village of Khangalassky region.
E-mail: [email protected]