Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ТРУД ДЕТЕЙ-СИРОТ И МНОГОДЕТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ'

ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ТРУД ДЕТЕЙ-СИРОТ И МНОГОДЕТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дети-сироты / многодетные родители / многодетные семьи / право на труд / основные гарантии / дополнительные гарантии / нормативно-правовое регулирование. / orphans / parents with many children / large families / the right to work / basic guarantees / legal regulation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агафонов Валентин Александрович, Гарипов Рафик Садыкович

Статья посвящена рассмотрению основных и дополнительных гарантий права на труд для детей-сирот и многодетных родителей на базе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и условия реализации трудовой функции исследуемыми категориями лиц. Авторы отмечают, что дети-сироты и многодетные родители являются категориями граждан, наиболее остро нуждающимися в дополнительных мерах государственной поддержки. Констатируется, что наряду с введением разного рода льготных программ, забота государства о данных категориях лиц выражается также в создании особых условий реализации ими права на труд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агафонов Валентин Александрович, Гарипов Рафик Садыкович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC AND ADDITIONAL GUARANTEES OF THE RIGHT TO WORK OF ORPHANS AND PARENTS OF LARGE FAMILIES

The article is devoted to the consideration of basic and additional guarantees of the right to work for orphans and parents of large families on the basis of the Constitution of the Russian Federation, federal laws, as well as other legal acts regulating the procedure and conditions for the implementation of labor functions by the categories of persons under study. The authors note that orphans and parents of large families are the categories of citizens most in dire need of additional measures of government support. It is stated that, along with the introduction of various types of preferential programs, the state’s concern for these categories of persons is also expressed in the creation of special conditions for the realization of their right to work.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ТРУД ДЕТЕЙ-СИРОТ И МНОГОДЕТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-439-445 NIION: 2018-0076-11/23-926 MOSURED: 77/27-023-2023-11-926

АГАФОНОВ Валентин Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и социального права Уральского института управления РАНХ и ГС при Президенте РФ, e-mail: centre.pol@yandex.ru

ГАРИПОВ Рафик Садыкович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой трудового и социального права Уральского института управления РАНХ и ГС при Президенте РФ, Почетный работник высшего образования РФ, e-mail: rafik.garipov@ui.ranepa.ru SPIN 9197-5063

ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ТРУД ДЕТЕЙ-СИРОТ И МНОГОДЕТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных и дополнительных гарантий права на труд для детей-сирот и многодетных родителей на базе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и условия реализации трудовой функции исследуемыми категориями лиц. Авторы отмечают, что дети-сироты и многодетные родители являются категориями граждан, наиболее остро нуждающимися в дополнительных мерах государственной поддержки. Констатируется, что наряду с введением разного рода льготных программ, забота государства о данных категориях лиц выражается также в создании особых условий реализации ими права на труд.

Ключевые слова: дети-сироты, многодетные родители, многодетные семьи, право на труд, основные гарантии, дополнительные гарантии, нормативно-правовое регулирование.

AGAFONOV Valentin Alexandrovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Labor and Social Law Ural Institute of Management,

RANEPA

GARIPOV Rafik Sadykovich,

Candidate of Legal Sciences, Assistant professor,

Head of the Department of Labor and Social Law, Ural Institute of Management, RANEPA

BASIC AND ADDITIONAL GUARANTEES OF THE RIGHT TO WORK OF ORPHANS AND PARENTS OF LARGE FAMILIES

Annotation. The article is devoted to the consideration of basic and additional guarantees of the right to work for orphans and parents of large families on the basis of the Constitution of the Russian Federation, federal laws, as well as other legal acts regulating the procedure and conditions for the implementation of labor functions by the categories of persons under study. The authors note that orphans and parents of large families are the categories of citizens most in dire need of additional measures of government support. It is stated that, along with the introduction of various types of preferential programs, the state's concern for these categories of persons is also expressed in the creation of special conditions for the realization of their right to work.

Key words: orphans, parents with many children, large families, the right to work, basic guarantees, legal regulation.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Право на труд относится к группе основных прав граждан Российской Федерации, охраняемых Основным Законом страны - Конституцией РФ [1]. Это обусловлено тем, что именно свободный труд является главным условием получения индивидом доходов от реализации своей деятельности, обеспечивающей удовлетворение его потребностей.

Между тем, гарантированность права на труд в соответствии с Основным Законом РФ [1], отнюдь не означает, что все граждане Российской Федерации являются абсолютно равными с точки зрения использования данного права. Реализация последнего, в свою очередь, зависит как от личностных характеристик, но также из возможностей индивида стать полноценным участником трудовых отношений. Существует ряд категорий российских граждан, для которых реализация права на труд сопряжена с необходимостью использования как основных, так и дополнительных гарантий своих прав. К их числу относятся дети-сироты и многодетные родители, право на труд которых является предметом исследования в рамках настоящей статьи.

Прежде чем перейти к рассмотрению основных и дополнительных гарантий права на труд детей-сирот и многодетных родителей, необходимо дать законодательное определение исследуемым категориям лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5], под термином «дети-сироты» необходимо понимать лиц до 18-летнего возраста, которые потеряли одного, либо обоих родителей, или остались без попечения последних. При этом отсутствие попечения о детях со стороны родителей может быть следствием различных обстоятельств, как следует из текста настоящего Федерального Закона, например, лишения прав родителей в отношении детей, либо ограничения их в правах, утраты дееспособности, пребывания в местах лишения свободы, отказа реализовывать свои родительские обязанности в отношении детей, а также забирать их из медицинских, социальных и образовательных организаций. Наконец, невозможность родителей осуществлять попечение о своих детях может определяться тем фактом, что личность их не установлена [5].

Результатом всех вышеперечисленных обстоятельств является неспособность родителей выполнять свои обязательства в отношении детей. Данную функцию берет на себя государство, соответствующие институты которого являются гарантом заботы о судьбах несовершенно-

летних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Такие дети, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и признаются детьми-сиротами.

Что касается многодетных родителей, следует отметить, что данный термин только начинает вводиться в российскую правовую систему. Еще 29 сентября 2022 г. на рассмотрение на круглом столе «Правовое положение многодетных семей в Российской Федерации», который проходил 17 мая 2023 г., был внесен проект федерального закона № 202186-8 «Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации» [10]. В соответствии со ст. 1 настоящего проекта Федерального закона, многодетной должна будет признаваться семья, в которой проживают и воспитываются трое и более детей, вне зависимости от того, являются ли они родными, либо усыновленными, до того момента, когда младшие из них достигнут возраста 18 лет, в том же случае, если дети обучаются на очной форме в учреждениях высшего или профессионального образования, - вплоть до окончания срока обучения, однако, не позднее, чем они достигнут возраста 23 лет [10].

Таким образом, многодетность российских семей определяется, с одной стороны, в зависимости от количества детей, находящихся на иждивении в случае, если родительские права в отношении их не только реализуются, но и установлены по закону (родители находятся в прямом родстве с детьми, либо являются их усыновителями), с другой стороны - необходимостью обеспечивать их до возможности самостоятельного удовлетворения детьми своих потребностей (до завершения профессионального образования).

Принимая во внимание тот факт, что в Российской Федерации государством поддерживается исключительно ответственное родительство, многодетными не могут быть признаны семьи, в которых родители лишены прав в отношении своих детей, а также те, в которых решение об усыновлении является отмененным.

Вплоть до принятия настоящего федерального закона, в Российской Федерации статус многодетных будет продолжать сохраняться за теми семьями, которые признаются таковыми на основании законов субъектов. Значимость признания и сохранения за семьей статуса многодетной определяется положительной динамикой политики российского государства в отношении реализации мер поддержки семей с детьми. Итак, дети-сироты, как и многодетные родители представляют собой особые категории российских граждан, находящихся под защитой государства. В этой связи, актуальным представляется рассмо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

трение вопроса относительно государственных основных и дополнительных гарантий реализации их права на труд.

В первую очередь, следует подчеркнуть, что право трудиться для обеих указанных категорий российских граждан определяется основными гарантиями, закрепленными в Конституции РФ [1]. В частности, подход законодателя к организации труда и отдыха россиян иллюстрирует ст. 37 Основного Закона нашего государства, в соответствии с ч. 1 которой труд признается свободным и зависит от желания личности распорядиться своими способностями по усмотрению, принудительный же труд - запрещается (ч. 2 ст. 37) [1].

Часть 3 ст. 37 Конституции РФ регулируются условия труда, вознаграждения за труд, которое не должно быть меньше минимального размера оплаты труда (в Российской Федерации с 1 января 2023 г. он составляет 16 242 руб. в месяц [4], а также защита от безработицы [1]. Наконец, наряду с регулированием ст. 37 Конституции РФ прав россиян на труд, в ней же закрепляется их право на отдых, определенную продолжительность рабочего времени на основании положений федерального законодательства, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск [1].

На первый взгляд, дети-сироты, равно как и многодетные родители, являясь гражданами Российской Федерации, не нуждаются в дополнительных гарантиях реализации своего права на труд, так как основные из них закреплены в Конституции РФ [1]. Между тем, Основной Закон представляет собой, своего рода, базу основных прав и свобод российских граждан, получающих дальнейшую конкретизацию в федеральных конституционных законах, законах федерального уровня и законах субъектов РФ. В свою очередь, более детальный анализ текста Конституции позволяет заключить, что вопросы трудоустройства детей-сирот не являются непосредственной функцией государства, которое осуществляет их поддержку преимущественно до достижения 18-летнего возраста. С одной стороны, отдельные положения Конституции РФ, например, ч. 4 ст. 67.1, указывают на то, что дети являются одним из ключевых приоритетов государственной политики Российской Федерации [1]. Как отмечается в данной части ст. 67.1, приоритетность семейного воспитания в России обеспечивается тем, что государство фактически берет на себя обязанности родителей по отношению к детям, которые остались без их попечения. Однако, это реализуется преимущественно в рамках создания сети специальных учреждений для детей-сирот, направленных на их социальную защиту, а также на потенциально возможное устройство в приемные семьи. Между

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

тем, наиболее острым является вопрос о реализации детьми-сиротами права на труд, так как по достижении ими 18-летнего возраста они выходят из-под опеки государства и вынуждены самостоятельно реализовывать свои права.

В то же время, нельзя сказать, что государство полностью отстраняется от решения вопросов, связанных с трудоустройством детей-сирот по достижении ими совершеннолетия. В частности, такие дети имеют право на различного рода льготы и субсидии в сфере получения профессионального образования, которое, в свою очередь, следует рассматривать как ступень к дальнейшему трудоустройству. В частности, в соответствии с нормами Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, равно как и лица из их числа, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, обучаясь очно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации [5]. Кроме того, данная категория детей также обладает правом на получение второго среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, проходя обучение на очной форме на базе средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, государство оказывает поддержку данной социально уязвимой категории граждан, в том числе, посредством оплаты их обучения по профессии, не отстраняясь от данного вопроса по достижении ребенком совершеннолетия.

Между тем, современная реальность, определяемая стремительным развитием техники и технологий, проникновением цифровизации во все сферы общественной жизни [13, с. 119], предусматривает все более жесткие требования к будущим специалистам. Помимо того, что получения образования по какой-либо одной специальности зачастую является недостаточно для дальнейшего успешного трудоустройства, в случае молодых специалистов на рынке труда негативную роль играет также отсутствие у них опыта в избранном профессиональном направлении, непрерывная трансформация функционала работников, определяющаяся постоянным внедрением новых технологий. В подобных условиях трудности с трудоустройством могут возникнуть не только у молодежи, но и у опытных работников, не говоря о детях-сиротах, самостоятельный поиск работы которыми в большинстве случаев осложняется трудностями социализации, с которыми они вынуждены столкнуться, выйдя из-под опеки государства.

В этой связи, следует согласиться с точкой зрения Е.А. Мурзиной относительно трудоустройства несовершеннолетних, согласно которой последнее, наряду с их социально-профессиональной адаптацией, представляет собой одну из важнейших задач, решение которых зависит от политики государства. Ведь именно грамотная организация процесса трудоустройства подростков дает возможность своевременно приобщить их к труду, сформировать их практическую профессиональную компетентность, навыки работы в коллективе и, в конечном счете, повысить их шансы на осуществление правильного профессионального выбора, являющегося залогом финансовой независимости в будущем [12, с. 65].

Между тем, анализируя ситуацию в области использования труда выпускников профессиональных и высших учебных заведений в России, следует прийти к выводу, что он реализуется работодателями недостаточно активно. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, за период с 2017 г. по 2019 г. доля трудоустроенных выпускников в общей численности выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования сократилась с 82,9 % в 2017 г. до 70,6 % в 2019 г. [8]. Данное снижение занятости было обусловлено нехваткой рабочих мест для молодежи, по преимуществу, созданной искусственно, так как работодатели отнюдь не всегда проявляли заинтересованность в привлечении к труду несовершеннолетних, тем более - детей-сирот, так как не были готовы нести дополнительные расходы, установленные трудовым законодательством (в частности, на проведение обязательного медицинского осмотра несовершеннолетнего, принимаемого на работу), а также отвечать за несоблюдение законодательных требований, соблюдение которых необходимо при трудоустройстве и увольнении несовершеннолетнего. Это, в свою очередь, как отмечает Н.С. Голосова, актуализирует не только вопрос трудоустройства детей-сирот, но также проблему их защиты от безработицы [11, с. 51]. \

Тем не менее, дети-сироты становятся субъектами трудовых отношений, что определяет необходимость регулирования их прав специальными нормами, в чем находит свое выражение единство и дифференциация подхода законодателя к реализации права на труд.

Общий для всех категорий российских граждан правовой статус в отношении права на труд распространяется также на детей-сирот, что является следствием ст. 37 Конституции РФ [1]. В том случае, если они решат трудоустроиться до достижения 18-летнего возраста, их права в области труда и занятости будут регулироваться п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об

основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [6]. Не касаясь напрямую детей-сирот, данная норма распространяется также и на них, так как в ней перечислены гарантии несовершеннолетних как субъектов трудового права. К их числу относятся вознаграждение за труд и его охрана, сокращенное рабочее время, а также отпуск [6]. В случае трудоустройства лиц, не достигших совершеннолетия, законодательством для них предусмотрены льготы в случае совмещения работы с обучением, прохождение ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотирование рабочих мест для дальнейшего трудоустройства, а также некоторые иные льготы, законодательно закрепленные в России.

Трудоустройство несовершеннолетних, в том числе - детей-сирот, регулируется не только на базе федерального законодательства, но также, и Трудового Кодекса Российской Федерации. В частности, в соответствии с его положениями реализуется правовое регулирование трудовых отношений с участием несовершеннолетних (гл. 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет») [2]. Ст. 63 Трудового Кодекса РФ регулирует заключение трудового договора по достижении несовершеннолетним определенного возраста, а ст. 70 устанавливает запрет на проведение испытаний при приеме на работу лиц, не достигших 18-ти лет [2]. Лица же из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются совершеннолетними и на них в полной мере распространяются общие нормы трудового законодательства.

Принимая во внимание, что указанные нормы позволяют в определенной степени ограничить детей-сирот от потенциально возможной дискриминации при приеме на работу, а также от различного рода нарушений со стороны работодателя, они не полностью учитывают специфику правового положения детей-сирот. В этой связи, для них устанавливаются дополнительные гарантии в сфере труда и занятости.

К числу нормативных актов, устанавливающих такие гарантии, следует отнести Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 2 июля 2021 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» [3], а конкретно - ст. 34.1 данного документа. Для детей-сирот как отдельной категории российских граждан в качестве меры социальной поддержки предусмотрено повышенное пособие по безработице - его размер определяется среднемесячной начисленной заработной платой в конкретном субъекте Российской Федерации в течении шести месяцев. При этом в ч. 1 указанной статьи отмечается, что гражданам, впервые ищущим работу и не относящимся к числу детей-сирот, пособие по безработице устанавливается в мини-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

мальном размере [3], который на 2023 г. составляет 1500 р. [7]. В то же время, необходимо отметить, что размер среднемесячной начисленной заработной платы может существенно различаться по регионам Российской Федерации, в результате чего пособие по безработице для детей-сирот также будет различным. В частности, если в Красноярском крае ее размер составил 75027 тыс. руб. на август 2023 г., то на ту же дату в Республике Ингушетия размер среднемесячной начисленной заработной платы составил 29843 тыс. руб. [9]. Таким образом, материальное положение детей-сирот, признанных безработными, может иметь существенные отличия по субъектам РФ в силу различных по объему выплат от государства.

Также ч. 1 ст. 9 настоящего Закона в качестве дополнительной гарантии права на труд и социальную защиту от безработицы законодательно закрепляется оказание детям-сиротам содействия в подборе подходящего места работы и дальнейшем трудоустройстве, в организации их профессиональной ориентации для правильного выбора ими будущего профессионального направления, в прохождении обучения по будущей профессии [3].

На детей-сирот также распространяются нормы, закрепленные в ст. 12 Закона о занятости в Российской Федерации, на основании которых всем без исключения гражданам страны гарантировано бесплатное содействие в подборе подходящего места работы и последующем трудоустройстве на базе органов службы занятости. При этом ч. 2 ст. 12 вышеуказанного закона закрепляет более широкий перечень гарантий в том случае, если гражданин будет официально признан безработным, нежели ст. 9 данного документа. В результате, гарантии, перечисленные в п. 1 ст. 9 также следует признать не дополнительными, а основными, распространяющимися на всех без исключения граждан РФ [3].

Переходя к вопросу об основных и дополнительных гарантиях реализации трудового права многодетными родителями, следует отметить, что основные гарантии для данной категории граждан также имеют единое основание - Конституцию РФ [1]. В свою очередь, конкретизируются они преимущественно в законах федерального уровня. Их можно классифицировать следующим образом:

- предоставление льготных отпусков;

- сокращенная рабочая неделя или сокращенный рабочий день;

- льготные условия труда (например, территориальное удобство места работы и т.д.)

- невозможность увольнения без согласия со стороны многодетного родителя, а также без

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

соблюдения соответствующих сроков и процедур и т.д.

Данный перечень льгот является далеко не полным, однако, необходимо учитывать, что на основании Трудового кодекса РФ [2] далеко не каждый многодетный родитель обладает правом на их получение. Основанием дополнительных гарантий является, в первую очередь, возраст детей. В частности, большинство из них, например, обязанность работодателя устанавливать неполное рабочее время по просьбе матери (ч. 1 ст. 93), отсутствие испытаний при приеме на работу (ч. 4 ст. 70), установление гибкого графика по взаимному согласию работодателя и работника (ст. 102) и т.д. гарантируется законодательно только в абсолютном большинстве случае, если на иждивении у работника имеются дети, возраст которых не превышает 1,5 года, и лишь в ряде случаев - если ребенок не достиг возраста 3 лет [2]. На предоставление определенных гарантий и льгот многодетные родители продолжают сохранять права по достижению ребенком 5, 14 и 18 лет. В частности, вплоть до достижения детьми совершеннолетия работодатель не имеет права без письменного согласия со стороны женщин привлекать их к сверхурочным работам, командировкам, работам в ночное время, выходные и праздничные дни (ч. 5 ст. 96, ч. 2 ст. 259 ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113 ТК РФ), отказывать в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части (на менее 14 календарных дней) в целях сопровождения ребенка, достигшего возраста 18 лет поступающего в образовательное учреждение среднего (высшего) профессионального образования, расположенное в другой местности (ст. 322) [6].

Таким образом, данный перечень трудовых гарантий относится к родителям в целом, и, как следствие, они также распространяются на многодетных родителей. К числу дополнительных гарантий многодетным родителям следует отнести положения статьи 261 ТК РФ [6], содержащей специальные нормы, на основании которых определенным категориям работников предоставляются повышенные гарантии. По своей сути она является трудовой льготой, которая подтверждает основной вектор политики российского государства - защиту материнства и детства (ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ) [1]. Данной статьей законодательно закрепляется невозможность увольнения единственного кормильца в многодетной семье. Также невозможным признается расторжение трудового договора с родителем (опекуном, попечителем), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. При этом ст. 261 ТК РФ не указывает на то, что семья должна иметь официально подтвержден-

ный статус многодетной, закрепляя лишь требование к количеству воспитываемых малолетних детей (три ребенка и более) и к возрасту младшего из них (до трех лет).

Таким образом, подводя итоги рассмотрению вопроса об основных и дополнительных гарантиях права на труд детей-сирот и многодетных родителей, следует отметить, что основные из них закрепляются преимущественно Конституцией РФ и конкретизируются в законах федерального уровня, в то время как дополнительные также содержатся в федеральных законах и законах субъектов РФ.

В качестве основных гарантий следует выделить собственно право на труд в надлежащих условиях с выплатой денежного вознаграждения, а также право на отдых и помощь в профессиональной ориентации детей-сирот. К дополнительным гарантиям следует отнести ряд положений Закона о занятости в РФ.

В свою очередь, основные гарантии многодетных родителей преимущественно дублируют гарантии для работающих родителей в целом, за исключением ст. 261 ТК РФ, так как российское государство поддерживает ответственное роди-тельство.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 11.11.2023).

[2] Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_434562/ (дата обращения: 11.11.2023).

[3] Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 11.11.2023).

[4] Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений» от 19.12.2022 № 522-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_434562/ (дата обращения: 11.11.2023).

[5] Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от

21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06 b6af03599d9aabef165d65ec6/ (дата обращения: 11.11.2023).

[6] Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 11.11.2023).

[7] Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 № 2046 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год» [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43133 9/?ysclid=lp8n29ebmr77179936 (дата обращения: 11.11.2023).

[8] Отчет о доле трудоустроенных выпускников 2017-2019 гг. выпуска в общей численности выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (уровень занятости) // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -URL: https://rosstat.gov.ru/labor_mar-ket_ employment_salaries (дата обращения: 11.11.2023).

[9] Рынок труда, занятость и заработная плата / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: https:// rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 11.11.2023).

[10] Проект федерального закона № 202186-8 «Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации» (внесен 29.09.2022 депутатами ГД Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, Н.В. Коломейцевым, А.В. Куринным, Л.И. Калашниковым, С.М. Пантелеевым, Н.А. Останиной, Н.И. Осадчим, Н.М. Харитоновым, С.И. Казанковым, Н.Н. Ивановым, О.Н. Алимовой, М.В. Щаповым, В.Н. Блоцким, Е.И. Бессоновым, В.М. Мархаевым, А.В. Корниенко, Д.А. Парфеновым, С.П. Обуховым, М.В. Дробот) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant. ru/76852120/ (дата обращения: 11.11.2023).

[11] Голосова Н.С. Дополнительные гарантии в сфере труда и занятости детей-сирот и приравненных к ним лиц [Электронный ресурс] // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2021. № 4. - С. 49-54. -URL: http://electronic.ruzh.org/?q=ru/system/files/Голо-сова.pdf (дата обращения: 11.11.2023).

[12] Мурзина Е.А. Проблемы трудоустройства несовершеннолетних // Десятилетие детства: тенденции и перспективы развития дружественного к ребенку правосудия: Материалы VI Между-нар. науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию Верхов-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ного суда Республики Бурятия (Улан-Удэ, 19-22 сентября 2018 г.) / науч. ред. Э.Л. Раднаева, С.В. Доржиева; отв. ред. Т.Б. Гнеушева. - Улан-Удэ: Бурятский госуниверситет, 2018. - 266 с.

[13] Шинкарецкая Г.Г. Цифровизация - глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. 2019. № 8. - С. 119-123.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 11.11.2023).

[2] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 04.08.2023, s izm. ot 24.10.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2023) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_434562/ (data obrashcheniya: 11.11.2023).

[3] Zakon RF «O zanyatosti naseleniya v Rossijskoj Federacii» ot 19.04.1991 № 1032-1 (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (data obrashcheniya: 11.11.2023).

[4] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmeneniya v stat'yu 1 Federal'nogo zakona «O minimal'nom raz-mere oplaty truda» i o priostanovlenii dejstviya ee otdel'nyh polozhenij» ot 19.12.2022 № 522-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_434562/ (data obrashcheniya: 11.11.2023).

[5] Federal'nyj zakon «O dopolnitel'nyh garanti-yah po social'noj podderzhke detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej» ot 21.12.1996 № 159-FZ (red. ot 25.12.2018) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af 03599d9aabef165d65ec6/ (data obrashcheniya: 11.11.2023).

[6] Federal'nyj zakon «Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii» ot 24.07.1998 № 124-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19558/ (data obrashcheniya: 11.11.2023).

[7] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.11.2022 № 2046 «O razmerah minimal'noj i maksimal'noj velichin posobiya po bezrabotice na 2023 god» [Ele-

ktronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_431339/?ysclid=lp8n29e bmr77179936 (data obrashcheniya: 11.11.2023).

[8] Otchet o dole trudoustroennyh vypusknikov 2017-2019 gg. vypuska v obshchej chislennosti vypusknikov obrazovatel'nyh organizacij vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya (uroven' zanyatosti) // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs]. - URL: https://rosstat. gov.ru/labor_mar-ket_employment_salaries (data obrashcheniya: 11.11.2023).

[9] Rynok truda, zanyatost' i zarabotnaya plata / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs]. - URL: https://rosstat.gov.ru/labor_ market_employment_salaries (data obrashcheniya: 11.11.2023).

[10] Proekt federal'nogo zakona № 202186-8 «Ob osnovah pravovogo polozheniya mnogodetnyh semej v Rossijskoj Federacii» (vnesen 29.09.2022 deputatami GD G.A. Zyuganovym, I.I. Mel'nikovym, N.V. Kolomejcevym, A.V. Kurinnym, L.I. Kalash-nikovym, S.M. Panteleevym, N.A. Ostaninoj, N.I. Osadchim, N.M. Haritonovym, S.I. Kazankovym, N.N. Ivanovym, O.N. Alimovoj, M.V. Shchapovym, V.N. Blockim, E.I. Bessonovym, V.M. Marhaevym, A.V. Kornienko, D.A. Parfenovym, S.P. Obuhovym, M.V. Drobot) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base. garant.ru/76852120/ (data obrashcheniya: 11.11.2023).

[11] Golosova N.S. Dopolnitel'nye garantii v sfere truda i zanyatosti detej-sirot i priravnennyh k nim lic [Elektronnyj resurs] // Elektronnoe prilozhenie k Rossijskomu yuridicheskomu zhurnalu. 2021. № 4. - S. 49-54. - URL: http://electronic.ruzh.org/?q=ru/ system/files/Golosova.pdf (data obrashcheniya: 11.11.2023).

[12] Murzina E.A. Problemy trudoustrojstva nesovershennoletnih // Desyatiletie detstva: tendencii i perspektivy razvitiya druzhestvennogo k rebenku pravosudiya: Materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 95-letiyu Verhovnogo suda Respubliki Buryatiya (Ulan-Ude, 19-22 sentyabrya 2018 g.) / nauch. red. E.L. Radnaeva, S.V. Dorzhieva; otv. red. T.B. Gneusheva. - Ulan-Ude: Buryatskij gos-universitet, 2018. - 266 s.

[13] Shinkareckaya G.G. Cifrovizaciya -global'nyj trend mirovoj ekonomiki // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 119-123.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.