Научная статья на тему 'Основные художественные образы в творчестве китайского поэта Хай-цзы (1964-1989)'

Основные художественные образы в творчестве китайского поэта Хай-цзы (1964-1989) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1039
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ / ТВОРЧЕСТВО / ПОЭЗИЯ / СТИХИ / CHINESE LITERATURE / POSTMODERNISM / ARTISTIC IMAGES / CREATIVITY / POETRY / POEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цыбикова Валентина Владимировна

Статья дает обзор основных художественных образов в творчестве китайского поэта Хай-цзы, которые отражают идеалы, взгляды и устремления поэта, раскрывают его неотразимый, своеобразный, поэтический мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC IMAGES IN HAI-ZI’S POETRY (1964-1989)

This article is devoted to the main artistic images of Chinese poet Hai-zi’s creativity, which represent his ideas and opinions, express his extraordinaire poetic world.

Текст научной работы на тему «Основные художественные образы в творчестве китайского поэта Хай-цзы (1964-1989)»

УДК 82(510)

ББК 83.3 (5 Кит) В.В. Цыбикова

ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКОГО ПОЭТА ХАЙ-ЦЗЫ (1964-1989)

Статья дает обзор основных художественных образов в творчестве китайского поэта Хай-цзы, которые отражают идеалы, взгляды и устремления поэта, раскрывают его неотразимый, своеобразный, поэтический мир.

Ключевые слова: китайская литература, постмодернизм, художественные образы, творчество, поэзия, стихи.

V.V. Tsybikova

ARTISTIC IMAGES IN HAI-ZI’S POETRY (1964-1989)

This article is devoted to the main artistic images of Chinese poet Hai-zi’s creativity, which represent his ideas and opinions, express his extraordinaire poetic world.

Key words: Chinese literature, postmodernism, artistic images, creativity, poetry, poem.

Художественные образы являются основными системообразующими элементами поэзии. Их выбор определяется конкретной жизненной ситуацией или пережитым опытом поэта. Эти образы создают своеобразный душевный мир, который напрямую связан с художественными устремлениями, жизненными позициями поэта, одним словом, они воплощают эстетический характер поэта, являются составным элементом творчества. Творчество поэта Хай-цзы есть тому яркое подтверждение.

В произведениях Хай-цзы присутствуют центральные художественные образы пшеницы и солнца, благодаря которым поэт создал две своеобразные системы образов. Одним из ведущих образов в его творчестве является пшеница. Этот выбор не случаен. Выросший с детства в деревне и проживший там довольно продолжительное время, поэт понимал все тяготы и невзгоды деревенской жизни и поэтому не мог оставаться равнодушным к этой теме. В своих стихотворениях Хай-цзы часто выражал безграничное чувство благодарности плодородным землям и богатому урожаю и, напротив, испытывая глубокое чувство печали, описывал картины пустынных полей. Для китайской цивилизации, возникшей как сельскохозяйственная, образ пшеницы наполнен, несомненно, особым смыслом. Как правило, она произрастает в северных районах Китая, и Хай-цзы, южанину по происхождению, следовало бы воспевать в своем творчестве образ риса. Однако же возникновение художественного образа пшеницы основано и на реальном опыте пережитого и прежде всего на своеобразном понимании «пшеницы», как знаменующего символа идеологии и мировоззрения в творчестве поэта. У Хай-цзы образ пшеницы весьма многозначен: это и символ голода, земледелия, богатого урожая. Поэт, вдохновленный шелестом сухой травы среди осеннего ветра, первыми ростками пшеницы, рисует удивительные пейзажи деревенской жизни.

Образ пшеницы проходит через все творчество поэта и превращается в так называемую кульминационную субстанцию, наполненную особым смыслом.

В стихотворении «Спелая пшеница» образ пшеницы является основным. Так как данное произведение относится к наиболее ранним в творчестве Хай-цзы, поэтическое мастерство и язык заметно несовершенны и почти неотточены. Однако поэт широко раскрыл важность образа пшеницы в понимании простых крестьян-земледельцев, показал всю теплоту и простоту деревенского народа.

. ..В один год

Нивы новой пшеницы

поспели.

По водной глади

Нищий отец, которому лет за тридцать,

Вернулся домой.

Кто-то несет на спине зерно,

Ночью толкнул дверь и вошел,

В свете лампы

Узнал - троюродный брат,

Мы вдвоем,

Ночь безмолвна.

И только кальян в кастрюле Грохочет, бурлит,

Чьи-то мысли тоже О плодородной земле.

Ах, спелая пшеница!

В работе Мэйера Абрамса «Зеркало и лампа» мир рассматривается как лампа, а зеркало воплощает в себе символ души человека, к тому же в этой связи мир, отражаясь в зеркале, ничуть не меняется [1]. Исследуя творчество Хай-цзы, можно обнаружить, что пшеница в душе поэта становится частью мира и родной земли. Для поэта пшеница - чистый и совершенный символ. Поэт в своих произведениях рисует теплый домашний очаг, место, где можно найти утешение и спокойствие. Образ пшеницы часто перекликается и с одной из главных тем в творчестве поэта - темой смерти. Поэт пытается найти ответы на вечные вопросы жизни и смерти в его излюбленном образе пшеницы. С помощью него Хай-цзы выражает чувства негодования, отчаяния, тоски, столь сильно переполняющие сердце поэта:

...И когда без надежды останусь,

На пшенице вернусь в дом родной,

И тогда мои мелкие кости

Положите в красненький из дерева шкаф...

«Моцарт в «Реквиеме» говорит»

Хай-цзы для выражения своеобразия художественного образа пшеницы использует и образ зерна, деревни, поля, земли и т. д. Так, в стихотворении «В городе» поэт делает акцент на оригинальности понимания иероглифа «^» (хлеба, злаки) деревенским голодным ребенком.

Иероглиф «^» очень удивителен, говоря о зерне - это «§»

Это будто одно слово поэта, творение поэта

Зернышко - наверху огромный огонь, а внизу раскрытые уста

Зернышко - на макушке огонь, а низ или даже весь стан - это уста

Раскрываются,

Пылающие буйным пламенем голова и уста Зернышко.,.

Один и тот же образ пшеницы многократно используется поэтом не только потому, что это глубокий след, который навсегда останется в жизни поэта, но и потому, что он является своеобразной меткой душевных ран поэта.

Важным является и то, что данный художественный образ обладает огромными возможностями художественной выразительности. Пшеница - это, прежде всего, семя, основа существования. Ничтожно маленькое семя очень тесно связано с образом земли. Оно обладает могущественной жизненной силой, и именно с ним поэт связывает свои мысли о будущем и свои надежды. Он говорил: «Земля, передающаяся последующим поколениям, спит сейчас в кожуре семени» [2. С. 28]. В образе пшеницы поэт воплотил свои жизненные устремления, которые с трудом удавалось воплотить в реальности. Благодаря этому аспекту образ пшеницы становится многограннее и обретает безграничность. По словам Хай-цзы:

Поэт является пшеничным зернышком в атмосфере...

Он безнадежно ждет рассвета, или же в рассвете безнадежно ждет.

Он является красивым и раненным зернышком пшеницы.

«Рассвет. Часть 2».

Именно такое теплое и трепетное отношение к художественному образу пшеницы сделали его творчество поистине уникальным, неповторимым:

Четыре сестрицы, позвольте сказать вам: это безнадежные зерна.

А вечность такова:

За ветром ветер,

Над небесами небеса,

А пред дорогой все-таки дорога...

«Четыре сестры».

Чистый источник журчит,

Цветы положены кому-то.

Вечность - такая красивая и страдающая пшеница,

Что источает благоухание и колосится на холмах.

«Рассвет. Часть 2».

Ничтожно маленькое зерно, неразрывно связанное с понятием земли, является символом сильной личности, стремящейся к могучей жизненной силе, противостоящей страданиям и находящейся в вечной борьбе за жизнь.

Помимо обладания силой выразительности и художественным потенциалом образ пшеницы является центральным еще и потому, что неразрывно связан с жизненными идеалами и изобразительными средствами поэта. Любимым художником поэта был Ван Гог, поэт называет его «мой тощий брат» [2. С. 31]. Именно ему Хай Цзы, вдохновленный изумительными картинами, посвящает огромное количество стихов. Из произведений видно, что жизненный путь Ван Гога, его творчество повлияли на самосознание, систему ценностей поэта и впоследствии на возникновение художественного образа «пшеницы» как центрального.

Пшеница нередко становится главной фигурой в таких картинах французского художника, как «Поля пшеницы», «Поле пшеницы с кипарисами», «Вязанки пшеницы на поле», «Пшеничное поле в лучах заходящего солнца», «Жнец», «Вороны над пшеничном полем» и т.д. Хай-цзы восхищался Ван Гогом, в стихотворении «Солнце бога Ара» он выражает мнение, что люди должны, как и Ван Гог, «вырваться из подземелья, как вулкан не думать о последствиях, извергать жизни творчество». Образ пшеницы и пшеничного поля, о которых говорится в стихотворениях Хай-цзы, передает глубокие чувства поэта к труду и земле, выражает всю его заботу и любовь к обычной жизни простого народа.

Данный художественный образ с наибольшей силой отражает интересы и устремления поэта, является центральным и вместе с другими не менее важными (река, поле, земля, повозка и т.д.) формирует уникальную их систему', которая является отличительной чертой поэтического художества поэта. В этой системе образов Китай выступает «поэтичным, родным краем», представляющим, с одной стороны, райский мир садов и полей, с другой - ласковую деревню, которая может успокоить тоскливое и бунтующее сердце поэта.

Когда я смотрю на пшеницу, я сплю в земле.

Луна освещает меня и освещает колодец.

Родной ветер,

Родные облака Сложили крылья,

Спят на моих плечах.

Мы, люди в сердце пшеничных полей,

В день урожая помирились с врагом.

Под светом луны Есть два человека -Нищий и богатый,

Нью-Йорк и Иерусалим,

А еще есть я.

Мы трое

Домечтались до далеких пшеничных полей,

Окруженных тополями.

Здоровые пшеничные поля,

Здоровая пшеница,

Воспитавшая мою жизнь жена.

«Пшеничное поле».

Люди всего мира

Должны помириться на великих пшеничных полях.

«Майское поле пшеницы».

Образ пшеницы в стихотворениях Хай-цзы постепенно занял огромное место среди остальных художественных образов. Он символизирует «духовный сад», который противопоставлен технической эпохе и обывательскому миру, и воплощает предел мечтаний и стремлений человеческой жизни

У знаменитого поэта Бай Хуа есть стихотворение «Пшеница: воспоминание о Хай-цзы». «Пшеница» - это не только поэтический образ, связанный с именем Хай-цзы, но и поэтический дух. Данный образ оказал огромное влияние на современное поэтическое творчество, стал основным образом в китайской поэтической литературе 1990-х гг. XX в., а Хай-цзы рассматривается как первый выдающийся поэт, в чьем творчестве звучит бессмертная поэзия о священном семени. Помимо образа пшеницы в стихотворениях Хай-цзы широко используется образ солнца, также ставший ведущим в художественном пространстве поэта. Данный художественный образ часто встречается не только в стихах малых форм, также он многократно повторяется и в поэмах. Выбор данного образа в качестве центрального тоже неслучаен. В своих произведениях поэт стремился создать «небесное царство поэзии», во главе которого был бы свой король. Определяя понятие «солнце», поэт выражал свои жизненные и художественные идеалы. Солнце, по мнению Хай-цзы, есть воплощение короля небесного царства поэзии, а принцы - это многочисленные его пророки. Например, в стихотворении «Старое обещание» король, в то же время являющийся и творцом, богом, создает мир с помощью мгновенного словесного выражения:

...Бог молвил: «Будет свет!»

И появился свет...

Данная особенность: мистицизм, сверхъестественность - присуща многим произведениям поэта и является одной из характерных черт творчества Хай-цзы. Другой же особенностью является то, что король в произведениях часто позиционируется творцом мира, вследствие чего стихотворения приобретают изобразительное и созидательное значение. Концепция короля небесного царства поэзии претворяется в лирических произведениях крупных жанров - поэмах. Для выражения поэтических идеалов данной концепции Хай-цзы создает своеобразное родословное дерево. Он классифицирует поэтов на два вида: принцы и короли. Принцы - это поэты, существующие в окружении «первоначальной силы». Воссоединение поэтов данной категории и «первоначальной силы» представляет собой некий «танец выражений и высказываний», к ним относятся Есенин, Ван Гог, Гольдсрлин и т.д. Короли же. в понимании Хай-цзы - это поэты, обладающие способностью изменить окружение «первоначальной силы» на окружение «основной силы», это такие поэты, как Данте, Гете и т.д. Согласно данной концепции, превращение из принца в короля было одним из поэтических устремлений Хай-цзы. Благодаря этому поэт создает грандиозную систему образов, где центральным является солнце.

Проводя данную классификацию, поэт, очевидно, испытал влияние западной истории поэзии и мифических преданий. Окружающие образ солнца другие удивительные художественные образы (пророк, дровосек, слепец) сформировали иную систему образов, которая стала символической моделью и главным аспектом выражения «небесного царства поэзии» Хай-цзы.

В произведениях поэта высказывания о чувствах лирического героя (будь то чувство томительной тоски или же стремление к прекрасному), на первый взгляд, кажутся малопонятными и туманными, но после осознания связи центрального образа солнца с жизненными и художественными идеалами поэта тс сложные сначала для понимания фразы, выражения становятся ясными и доступными. Все то, к чему стремится поэт - стать королем «небесного царства поэзии». В стихотворении «Родина, или сон - это лошадь» поэт пытается раскрыть свои идеалы. В качестве «небесного царства» выдвигает Родину, выражает свои стремления, усилия и веру в преданность этому делу:

Я должен быть верным сыном бесконечности Как поэт, у которого сон - это лошадь.

Я волей-неволей с шутом иль с героем иду по дороге одной,

Десяток тысяч людей погасят этот огонь, а я в одиночку его разжигаю.

Бутоны расцветают в священной родине Как поэт, у которого сон - это лошадь.

И безграничной ночью длиною в жизнь этот огонь достигнет нирваны.

Стать солнцем жизни - вот мой долг.

Солнце всегда несравненно,

Его блеск неподражаем.

Солнце - несравненный блеск, несравненный Свет.

Как поэт, у которого сон - это лошадь.

А затем меня разбудит священное и нетленное солнце сумрака Солнце - это мое имя,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Солнце - это моя жизнь.

Вершина солнца погребена, тело поэзии - вечное царство.

И я7

Скачущий на бессмертном фениксе и на драконе по прозвищу «лошадь».

Я проиграю,

А поэзия и солнце одержат победу.

Однако же в этом безнадежном стремлении стать «королем», «солнцем» поэт одинок и печален:

В пустынной стспи затерялся лоскуток диких цветов.

Даль дальше далекого ветра.

Звуки цини моей журчат, слезы бесконечны.

Я далекую даль возвращаю степи.

Кого-то зовут головой лошади, кого-то - хвостом.

Звуки циня моего журчат, слезы бесконечны.

У дали есть только умирающий лоскуток диких цветов.

Лунный свет, словно в глади степной, отражает тысячелетнюю луну.

Звуки циня моего журчат, слезы бесконечны.

Только тело скачет по степи.

Хай-цзы видел наивысшее счастье настоящей жизни в том, чтобы стать «королем» или «солнцем», однако путь к счастью тяжел, и человек одинок в своих стремлениях, поэтому Хай-цзы, погружаясь в неизбежные рассеянность и тоску, становился одиноким королем. У поэта существует немало стихотворений, наполненных чувством одиночества, печали и даже разочарования.

Настала глубокая осень, в священном доме орлы собираются,

На священной родине орлы поют,

В этом мире глубокая осень настала.

Все, что нужно достичь, не достигнуть.

Всс, что нужно потерять, потерялось уже давно.

«Осень».

Основополагающие художественные образы пшеницы и солнца сформировали противопоставленные друг другу определенные системы образов, которые, в свою очередь, стали характерной особенностью творчества Хай-цзы, своеобразным способом выражения философии поэта. «Пшеница» в совокупности с другими художественными образами творчества (земля, деревня, трава и т. д.) воссоздает образ поэтичного Китая, как теплого и родного края. «Солнце», опираясь на художественные образы короля, неба и т.п. создает своеобразное «небесное царство поэзии». Форма и содержание этих двух образов отражает жизненные и поэтические убеждения поэта. «Поэтичный Китай» и «небесное царство поэзии» явились основным содержанием поэтического творчества Хай-цзы, в этом заключается одна из особенностей поэта. С одной стороны, эти образы таят все в себе те чувства, которые были близки поэту и сопровождали его на протяжении всей жизни, с другой - выражают высокие и непорочные стремления поэта. Эти центральные образы играют важную роль в понимании всего творчества поэта.

Литература

1. Меуег H. Abrams. The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the Critical

Tradition.-Oxford: Oxford University Press, 1971. //Режим доступа: //http://Jiishi,baidu.com/zhishi/i44504.

2.

3. т. ЛЕЯМИ; 2006.

4. №КШЛ»Ш!:-^ЕМЙЙШ±2005.

s. $м шт-ш 2ш.

Сведения об авторе

Цыбикова Валентина Владимировна - аспирант кафедры филологии стран Дальнего Востока Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

Data on author

Tsybikova Valentina Vladimirovna, post-graduate student of Department of philology of Far East countries of В SU, Ulan-Ude, Smolin str. 24 a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.