Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯЗЫКОВОГО ТЕСТА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯЗЫКОВОГО ТЕСТА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковой тест / надежность / валидность / практичность / студент / результат / linguistic test / reliability / validity / practicality / student / result

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Вячеславовна Швецова

Статья раскрывает основные характеристики языкового теста, применяемого в процессе обучения английскому языку в вузе. Выделяются три неотъемлемых свойства теста — надежность, валидность и практичность, каждое из которых играет важную роль при определении качества теста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FEATURES OF A LINGUISTIC TEST FOR ENGLISH STUDIES IN UNIVERSITIES

The article demonstrates the main characteristics of a good linguistic test used for English studies in universities. There are three basic features of the test — reliability, validity and practicality. Each of them plays a major role in defining the quality of the test.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯЗЫКОВОГО ТЕСТА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

УДК 37.013.2 ББК 74.02

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-238-239

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯЗЫКОВОГО ТЕСТА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Елена Вячеславовна ШВЕЦОВА,

кандидат филологических наук, доцент, Московский политехнический университет

E-mail: elshvets@yandex.ru

Аннотация. Статья раскрывает основные характеристики языкового теста, применяемого в процессе обучения английскому языку в вузе. Выделяются три неотъемлемых свойства теста — надежность, валид-ность и практичность, каждое из которых играет важную роль при определении качества теста. Ключевые слова: языковой тест; надежность; валидность; практичность; студент; результат.

MAIN FEATURES OF A LINGUISTIC TEST FOR ENGLISH STUDIES IN UNIVERSITIES

Elena Vyacheslavovna SHVETSOVA,

Candidate of Sciences in Philology, Moscow Polytech University

E-mail: elshvets@yandex.ru

Abstract. The article demonstrates the main characteristics of a good linguistic test used for English studies in universities. There are three basic features of the test — reliability, validity and practicality. Each of them plays a major role in defining the quality of the test.

Keywords: linguistic test; reliability; validity; practicality; student; result.

Проведение тестирования — это неотъемлемая часть образовательного процесса, осуществляемого на занятиях по английскому языку, направленная на контроль и установление уровня и качества знаний, полученных студентами. Данный метод с успехом применяется для текущей, промежуточной и итоговой проверки знаний и часто сочетается с другими формами контроля, например, вместе с устным опросом.

Данному вопросу посвящено множество научных работ [1 — 7], а преподаватели активно используют тесты в своей работе со студентами по нескольким причинам. Во-первых, тесты гораздо проще и быстрее проверять; во-вторых, полученные результаты могут дать наиболее четкое представление об успешности учебного процесса как у отдельных студентов, так и в целом всего контингента. Однако, для того чтобы тест действительно соответствовал всему вышеперечисленному, он должен обладать тремя

неотъемлемыми характеристиками — надежностью, валидностью и практичностью. Другими словами, тест, который мы собираемся использовать, должен соответствовать поставленным целям; сведения, которые он предоставляет, должны быть надежными; тест должен быть применим к текущей ситуации. Безусловно, существуют и другие важные характеристики языкового теста, но надежность, валидность и практичность — это три составляющие, в отсутствие одной из которых тест становится пустой тратой сил и времени.

Под надежностью теста понимается стабильность его результатов при неоднократном его применении. Мы должны получать приблизительно одинаковые результаты независимо от того, когда и где проводился данный тест, а также если два и более независимых проверяющих будут анализировать один и тот же тест. Отсюда выделяют надежность самого теста и надежность проверки его результатов.

238

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 1

Надежность теста зависит от ряда факторов, главным среди которых является соответствие выбранных заданий поставленным целям. Здесь важно помнить, что именно необходимо установить, и с каким контингентом будет проводиться работа. Надежность проверки результатов теста в первую очередь зависит от субъективизма проверяющих: будет ли один проверяющий выставлять равное количество баллов за одинаково выполненные работы, или будут два и более проверяющих выставлять одинаковые баллы за одну и ту же работу? Свести данную проблему к минимуму помогают задания с множественным выбором, тогда как задания типа «сочинение» способствуют проявлению индивидуальных суждений в ходе проверки.

Для установления надежности тестов существует несколько способов. Самый простой — проведение повторного тестирования у тех же студентов. Если результаты будут совпадать, то можно говорить о стабильности — основной черте надежного теста. Второй способ — использование нескольких вариантов одного теста, которые эквивалентны по длине, сложности, формату. Третий — когда один тест разделяют на две части (например, на четные и нечетные задания) и выставляют по две оценки каждому тестируемому. Результаты двух частей сравниваются, что дает представление об удобоваримости заданий.

Степень надежности проверки теста особенно важно знать при проведении тестов с возможностью свободных ответов. Если проверка осуществляется двумя и более проверяющими, то надежность их оценивания можно проверить путем сравнения баллов, которые они выставляют за одинаковые ответы студентов.

Валидность — неотъемлемое свойство теста, которое показывает, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность можно повысить путем увеличения количества заданий, используя общие, а не частные понятия. Понятие валидности включает несколько ее типов. Выделяют валидность по содержанию, подразумевающую обоснованность соответствия заданий теста содержанию предмета измерения. Следующий тип — эмпирическая валидность. Она измеряется с помощью сравнения баллов теста с показателями по внешнему параметру, избранному в качестве критериев валидности. Эмпирическая валидность бывает двух видов — прогностическая и текущая, в зависимости от того, сравниваются ли результаты теста с последующими или текущими параметрами оценки. Кроме того, существует внешняя валидность языкового теста, под которой подразумевается его

внешний вид. Данный тип валидности не настолько значим, как, например, эмпирическая валидность, однако то, как выглядит тест в глазах испытуемых и проверяющих, немаловажно, так как этот критерий может влиять на мотивацию у первых и сомнения в использовании данного теста у последних.

Третьей неотъемлемой характеристикой теста является его практичность, или применяемость. Тест может быть очень надежным и иметь высокую валидность, но при этом не отвечать нашим возможностям и средствам. Поэтому тому, кто составляет новый тест или адаптирует уже имеющийся, важно помнить о таких значимых факторах, как: простота и экономичность проведения тестирования в разных условиях; доступность инструкций и содержания заданий теста для понимания студентов; простота проверки ответов и выставления баллов.

Следует отметить, что выделенные показатели качества теста тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Отсутствие хотя бы одного из них сильно сказывается на качестве теста и сводит к минимуму свойства других характеристик.

Список литературы

1. Асламова Т.В. Кластерный подход в обучении студентов технических вузов

// Педагогические науки. 2019. № 3 (96). С. 9—11.

2. Асламова Т.В. Создание индивидуализированного обучающее контента с применением интерактивных технологий // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 4. С. 242—246.

3. Ахола С. Актуальные вопросы языкового тестирования / С. Ахола, А.А. Башарин, Н.И. Башмакова [и др.]; под ред. И.Ю. Павловской. -Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017.

4. Домбровская МА Тестирование как объективная оценка уровня знаний иностранного языка в неязыковом вузе // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. С. 15.

5. Соломенникова АА., Кондратьева И.Г. Тестирование как форма контроля результатов обучения иностранным языкам // Казанский вестник молодых ученых. 2018. Т. 2. С. 359.

6. Швецова Е.В. Возможности сети Интернет в процессе дистанционного обучения студентов // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: материалы I междунар. науч.-практ. конф. Москва, 22 июня 2017 г. М., 2017. С. 161.

7. Швецова Е.В. Языковое тестирование: типы и функции // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 193—194.

2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.