Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТОВ И ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА'

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТОВ И ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод тестирования / технология / процесс разработки / тестовые задания / лингвистическая компетенция / testing method / technology / development process / test tasks / linguistic competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысякова Алина Александровна

статья посвящена использованию метода тестирования на уроках немецкого языка с целью контроля уровня лингвистических компетенций. Основное содержание статьи составляет анализ этапов разработки проведения и тестирования и описание видов тестовых заданий. В процессе исследования выявлены функции тестирования, описана технология создания тестов и тестовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF TESTS AND TEST TASKS CREATING IN GERMAN LESSONS

the article is devoted to the use of the testing method in German lessons in order to control the level of linguistic competence. The main content of the article is an analysis of the stages of test development and a description of the types of test tasks. The research process revealed testing functions, and described the technology of tests and test tasks creating.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТОВ И ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

5. Чириканова Е.А. Экономические проблемы обновления парка автотранспортных средств и повышения уровня автомобилизации // Автотранспортное предприятие. 2015. № 10. С. 46-48.

6. Улицкий М.П., Чириканова Е.А. Изменения таможенных пошлин на автотранспортные средства в границах Таможенного союза // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2012. № 1 (28). С. 85а-90.

7. https://www.glavbukh.ru/news/32796-otmena-transportnogo-naloga-v-rossii-s-2021-goda (дата обращения 05.11.2020)

© Е.А. Чириканова, 2020

УДК 811.112.2:378.147

Лысякова Алина Александровна Lysiakova Alina Aleksandrovna

Магистрант Undergraduate Student Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва

N. P. Ogarev Mordovia State University

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТОВ И ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

TECHNOLOGY OF TESTS AND TEST TASKS CREATING

IN GERMAN LESSONS

Аннотация, статья посвящена использованию метода тестирования на уроках немецкого языка с целью контроля уровня лингвистических компетенций. Основное содержание статьи составляет анализ этапов разработки проведения и тестирования и описание видов тестовых заданий. В процессе исследования выявлены функции тестирования, описана технология создания тестов и тестовых заданий.

Abstract, the article is devoted to the use of the testing method in German lessons in order to control the level of linguistic competence. The main content of the article is an analysis of the stages of test development and a description of the types of test tasks. The research process revealed testing functions, and described the technology of tests and test tasks creating.

Ключевые слова: метод тестирования, технология, процесс разработки, тестовые задания, лингвистическая компетенция.

Keywords: testing method, technology, development process, test tasks, linguistic competence.

Контроль является неотъемлемой частью обучения немецкому языку. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования процесс преподавания иностранного языка предполагает создание инструмента измерения уровня языковой компетенции учащихся, отличного от традиционных методов контроля большей степенью объективности и экономичности в связи с технологичностью реализации процедуры контроля. В настоящее время популярность приобретает тестирование как объективный способ контроля языковой компетенции. Диагностика уровня обученности в форме тестирования осуществляется на принципах легитимности, преемственности требований, предъявляемых на всех этапах обучения, связи качества контроля с качеством содержания и объективности обучения.

По мнению В. С. Аванесова тестом можно назвать «стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности». [1, с. 5] При проведении подобного испытания тестируемые находятся в равных условиях проведения, отвечают на одинаковые для вех вопросы и подвергаются одним и тем же критериям оценки. Автор считает, что тесты необходимы для того, чтобы «установить отношение порядка устанавливаемых между испытуемыми по уровню проявляемых при тестировании знаний». [1, с. 5]

Тестирования как метод педагогического диагностирования выполняет некоторые функции:

Диагностирующая функция нацелена на оценку знаний, навыков и умений учащихся, получение информации о степени их умственного развития и уровне обученности.

Обучающая функция состоит в закреплении и систематизации знаний. Благодаря тестовому контролю ученики повторяют материал, воспроизводят ранее изученное и применяют уже непосредственно на практике.

Воспитывающая функция дисциплинирует и организует обучающихся, учит их подходить к обучению с ответственностью и аккуратностью.

Ориентирующая функция позволяет обучающимся раскрыть свои скрытые возможности, оценить свои навыки и умения, познать свои умственные возможности.

Развивающая функция состоит в том, что тестирование помогает обучающимся активизировать их мозговую деятельность, раскрыть их творческий потенциал. [4, с. 147]

Реализация тестирования как способа контроля уровня лингвистической компетенции по немецкому языку требует правильной подготовки. Технология создания тестирования обеспечивает разработчиков определенными предписаниями и правилами для составления теста. С целью рассмотрения процесса составления тестов и тестовых заданий стоит обратиться к анализу этапов разработки и проведения тестирования, которые выделяются в современной практике преподавания:

1. Определение области содержания и целей тестирования.

На данном этапе разработчикам необходимо составить подробную спецификацию теста, в которой должны быть отражены цели тестирования, область содержания, специфическая выборка тестируемых, перечислены темы тестирования и основные измеряемые умения, дано конкретное число заданий по перечисленным темам. При составлении содержания теста необходимо учитывать соответствие тестовых заданий области тестируемого содержания. Более того, содержание тестов должно строго соответствовать государственному образовательному стандарту по иностранному языку.

2. Определение практических ограничений и выбор стратегии разработки тестирования, составление плана теста и спецификации тестовых заданий.

К основным практическим трудностям разработчиков и организаторов тестирования можно отнести материальные и временные ресурсы, которые находятся в их распоряжении. Таким образом, с помощью определения практических ограничений можно составить более реалистичные план и содержание тестирования. Любой тест имеет оптимальное время проведения, которого необходимо придерживаться, в противном случае, эффективность тестирования может быть снижена. [2, с. 52-53]

Полная спецификация теста определяет область содержания теста, включает в себя необходимую информацию о структуре теста, его целях и задачах, проверяемых компетенциях, а также о правилах проведения тестирования, сбора и обработки результатов и их интерпретации. Выполнение данного этапа может проходить по следующей схеме:

1. Определение специфической области содержания теста и списка использованных при разработке источников. Создателям тестирования необходимо отобрать и систематизировать всю необходимую информацию и на её основе выработать детализированный план теста.

2. Выделение отдельных составных частей (блоков) внутри теста, определение числа тестовых заданий в каждом из блоков, отведение конкретного времени на каждый из них.

3. Утверждение бланков теста для тиражирования, их технических параметров, а также число печатных экземпляров.

4. Разработка дополнительных материалов к тесту: инструкций для экзаменатора и тестируемых, подготовка справочной информации и т.д.

5. Отбор типов тестовых заданий, определение спецификации каждого из

них.

6. Установление предварительных статистических характеристик теста и других его критериев. К примеру, распределение уровней трудности тестовых заданий, утверждение стандарта оценивания.

7. Определение числа параллельных форм (вариантов) тестирования для пробного и реального тестирования, установление способа отбора тестовых заданий для каждого из них.

8. Разработка процедуры нормирования и шкалирования необработанных результатов тестирования.

9. Определение основных способов статистических исследований по надежности, пригодности и другим показателям качества тестирования.

3. Подготовка тестовых заданий.

Разработка результативных тестовых заданий выступает в качестве основополагающего этапа работы над всем тестированием. Задания должны в полной мере соответствовать цели и области содержания.

4. Экспертная диагностика тестовых заданий с целью определения соответствия области содержания и целям тестирования; подготовка к предварительному тестированию.

После разработки теста требуется проверка его эффективности. Экспертам необходимо определить степень соответствия каждого тестового задания области содержания и целям тестирования. Этот этап представляется важным, т. к. здесь определяется одна из первостепенных характеристик тестирования -содержательная валидность. После отбора подходящих тестовых заданий составляется предварительный тест.

5. Осуществление предварительного тестирования и анализ его результатов.

Проведение эмпирических исследований на базе предварительного (пробного) тестирования и, при необходимости, внесение корректив является неотъемлемым этапом подготовки тестирования. Тест должен состоять из большого количества заданий, чтобы в достаточной мере выявить уровень подготовки учащихся. Анализ тестовых заданий необходим для того, чтобы обнаружить скрытые недостатки тестирования, а также, чтобы удостовериться в его результативности. При осуществлении тестирования должно быть

зафиксировано время тестирования; число тестируемых, закончивших его раньше и обозначены условия проведения тестирования.

6. Определение критериев оценивания результатов.

Итоги тестирования в зависимости от направленности тестирования могут быть представлены в различных видах. Для итогового тестирования является важным выбор стандарта оценивания: двубалльная система оценивания «зачтено» - «не зачтено», или оценивание в традиционной шкале «неудовлетворительно - удовлетворительно - хорошо - отлично». Корректно подобранный критериальный балл определяет валидность всего теста.

7. Оценка надежности теста, его содержательной, критериальной и конструктной валидности.

Исследование надежности теста и его валидности происходит после предварительного тестирования.

8. Разработка окончательного варианта тестирования, тиражирование теста и дополнительных материалов.

Данный этап является заключительным во всей технологии создания теста. Основными материалами тиражирования являются бланк заданий и ответный лист тестируемого. Могут быть составлены инструкции, образцы и другие дополнительные материалы для преподавателя, проводящего тестирование. На этом этапе вновь предполагается сбор информации, ее анализ, прогноз, выработка решений, рекомендаций и т. д. на ином качественном уровне. [3, с. 2736]

Контроль знаний, умений и навыков на основе тестирования помогает прослеживать и изучать улучшение уровня коммуникативной компетенции; обнаружить проблемы и трудности в обучении и корректировать их; найти наиболее эффективные пути развития умений и навыков обучающихся.

Для того, чтобы тестирование представляло собой эффективный способ проверки языковой компетенции, следует использовать различные типы тестовых заданий. Отечественные исследователи (Переверзев, Майоров, Аванесов) выявили общую классификация тестовых заданий:

- Задания закрытого типа:

- Задания множественного выбора;

- Задания на установление соответствий;

- Задания на установление правильной последовательности.

- Задания в открытой форме, где тестируемому необходимо дополнить фрагмент [3, с. 38-44].

Задания множественного выбора могут составляться на основе текста, аудиоматериала, видеофрагмента, иллюстрации, графика и т. д., и имеют несколько вариантов ответа, из которых тестируемому необходимо выбрать один или несколько правильных (или неправильных) в зависимости от задания. В начале задания должна быть инструкция, поясняющая задание. Чаще всего используется 4 варианта ответов, которые формулируются так, чтобы не менее 3 были правдоподобными, похожими на правильный ответ. Таким образом, обеспечивается независимость результата от случайного выбора. Варианты ответов должны быть краткими (как правило, не более одного предложения) и недвусмысленными.

Задания множественного выбора могут использоваться для проверки лексико-грамматических навыков:

Wählen Sie die richtige Präposition.

1) Wenn Sie sich ... einen Arbeitsplatz bewerben wollen, müssen Sie einige Regeln kennen.

a) um;

b) an;

c) über;

d) bei.

2) Ich habe Angst vor Blut. Ich glaube nicht, dass ich ... den Beruf eines Arztes geeignet bin.

a) an;

b) mit;

c) für;

d) zu,

Задания множественного выбора могут быть использованы для проверки лингвострановедческих знаний:

Wählen Sie die richtige Variante.

Auf dem Wappen von Deutschland ist ... abgebildet.

ein Adler;

ein Löwe;

ein Wolf;

ein Bär.

Задания на установление соответствия предлагают обучающемуся восстановить соответствия между элементами двух групп. При этом второй список должен быть длиннее, чтобы оставить тестируемому возможность выбора до последнего элемента левого столбца. Подобные задания проверяют у обучающихся ассоциативные знаний. Обычно слева даются элементы задающего множества, а справа варианты, подлежащие выбору.

Таблица 1. Задание на установление соответствий.

Hören Sie sich den Text an. Ordnen Sie zu.

Harald

Alexander

Sandra

Adrian

Maximilian

Stefan

ist Roboter-Trainer;

wählt den Beruf des Ver- und Entsorgers entschieden, der sich mit Entsorgung der gefährlichen, giftigen Abfälle von einer Fabrik, von einem Kernkraftwerk;

ist Abfall- und Umweltberater;

arbeitet in einem pharmazeutischen Betrieb;

ist ein diätisch geschulter Koch;

ist Zimmermann von Beruf.

Задания данной формы могут быть эффективны не только для контроля умений в видах речевой деятельности (аудирование, чтение), но и при проверке лингвострановедческих знаний:

Таблица 2. Задание на установление соответствий.

Ordnen Sie zu.

ist das Staatsoberhaupt der BRD, das den Staat Die Bundesrepublik repräsentiert.

Der Bundespräsident kontrolliert Bundes- und Landesgesetze.

Der Bundeskanzler ist ein Staat, der aus mehreren Bundeländern

Der Bundestag besteht.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Der Bundesrat ist die Vertretung der 16 Bundesländer, die nicht

direkt gewählt wird, sondern aus Mitglieder der Landesregierungen besteht.

ist der Chef der Regierung ist die Volksvertretung der BRD, die das oberste Verfassungsorgan ist und aus etwa 600 Abgeordneten besteht.

Задания на установление правильной последовательности чаще всего используются, чтобы восстановить по частям целый текст, выполнить задание после прослушивания аудирования. В задании приводятся элементы в произвольном порядке, которые тестируемому необходимо расположить в правильной последовательности.

Таблица 3. Задание на установление правильной последовательности.

Hören Sie sich den Text an und tragen die richtige Reihenfolge von Sprechern in die Tabelle ein. _a) Maximilian b) Adrian c)Harald d)Stefan e)Sandra f) Alexander_

1 2 3 4 5 6

D

Тестовые задания открытого типа не содержат готовые варианты ответов. Обучающемуся необходимо дополнить недостающий элемент (слово, приставку, предлог, словосочетание, фрагмент из аудирования и т.д.). Задания должны быть сформулированы в утвердительной форме. В зависимости от ответа тестируемого, высказывание трансформируется в истинное или ложное.

Welche Berufe passen? Schreiben Sie die richtige Variante.

1) Ich bin Lehrer(in) . Ich unterrichte Mathematik an einem Gymnasium.

2) Ich habe an der Uni Jura studiert. Ich arbeite als_und sorge

für den Schutz der menschlichen Rechte, für die Gerechtigkeit.

Также задания такого типа активно используются для контроля уровня лингвострановедческих знаний:

Geben Sie deutsche Äquivalente zu den folgenden Wörtern:

Законодательный орган - (das) Gesetzgebungsorgan

Государственная власть - _

Федеральный суд -_

Хотелось бы отметить, что рассмотренные типы тестовых заданий позволяют проконтролировать уровень знаний в разных языковых аспектах. На выбор типа тестовых заданий влияет цель и содержание контролируемого материала, уровень подготовленности обучающихся, наличие технического оборудования и т.д.

Все виды тестовых заданий целесообразно сочетать между собой для того, чтобы тест стал более разнообразным. Однотонная деятельность приводит к быстрому переутомлению учащихся, что может сказаться на конечном результате контроля. Используя разные типы тестовых заданий, можно избежать данной проблемы. К тому же, предоставляя ученикам тест лишь с одним видом заданий, возникает риск овладения обучающимися умением работы только с этим типом заданий. Более того, для проверки различных аспектов языка необходимы разные типы заданий. Именно поэтому использование тестовых заданий разных типов делает тест более качественным.

Тестирование является важным средством контроля развития познавательной деятельности обучающихся, совершенствования, закрепления, и практического применения языковых знаний, умений и навыков. Как показывает практика, вышеперечисленные типы тестовых заданий могут использоваться при проверке уровня владения навыками во всех видах речевой деятельности.

Библиографический список:

1. Аванесов В. С. Начала теории // Аванесов В.С. Теория и практика педагогических измерений (материалы публикаций) / В. С. Аванесов. -Екатеринбург: ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005. - 98 с.

2. Майоров А. Н. Теория и Практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. - М. : Интеллект центр, 2002. - 296 с.

3. Переверзев П. Ю. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации студентов / П. Ю. Переверзев. - М. : Изд-во НМЦ СПО Минобразования РФ, 1998. - 152 с.

4. Рапопорт И. А. Тесты в обучении иностранным языкам / И. А. Рапопорт, Р. Сельг, И. Соттер. - Таллинн, 1980. - 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.