Научная статья на тему 'Языковое тестирование: типы и функции'

Языковое тестирование: типы и функции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тестирование / цель / компетенция / язык / обучение / testing / goal / competence / language / teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Вячеславовна Швецова

Статья посвящена одной из самых актуальных тем современной педагогики — рассмотрению различных способов языкового тестирования. Предлагаемая автором классификация включает различные виды тестов в зависимости от поставленных целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language Testing: Types and Functions

The article is devoted to one of the most relevant topics of modern pedagogy — consideration of various methods of language testing. The proposed classification includes different types of tests depending on the goals and objectives.

Текст научной работы на тему «Языковое тестирование: типы и функции»

УДК 37.013.2 ББК 74.02

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10051

Языковое тестирование: типы и функции

Language Testing: Types and Functions

Елена Вячеславовна ШВЕЦОВА,

кандидат филологических наук, доцент, Московский политехнический университет

E-mail: elshvets@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена одной из самых актуальных тем современной педагогики — рассмотрению различных способов языкового тестирования. Предлагаемая автором классификация включает различные виды тестов в зависимости от поставленных целей и задач.

Ключевые слова: тестирование; цель; компетенция; язык; обучение

Abstract. The article is devoted to one of the most relevant topics of modern pedagogy — consideration of various methods of language testing. The proposed classification includes different types of tests depending on the goals and objectives.

Keywords: testing; goal; competence; language; teaching

В наше время не осталось ни одного человека, который не столкнулся бы в своей жизни хотя бы раз с необходимостью пройти какой-либо тест. Слово «тест» дословно понимается как «испытание, эксперимент, проверка». «Тестирование» (testing) как термин встречается в литературе в узком смысле в значении использования и проведения теста и в широком — как совокупность процедурных этапов планирования, составления и апробации тестов, обработки и интерпретации их результатов [3]. Тесты пришли к нам из психологии много лет назад, где они применялись для определения поведенческих и умственных особенностей человека, и прочно закрепились в различных сферах жизнедеятельности человека.

Языковое тестирование — это особая категория тестов, появившаяся в 20-х годах прошлого столетия в США. К настоящему времени языковое тестирование стало необходимым условием любой образовательной программы. Это основной инструмент контроля и оценки получаемых знаний, умений и навыков в процессе овладения языком. Поэтому многие исследователи посвящают свои труды рассмотрению и разработке новых методов проведения и организации языковых тестирований [1; 2; 4—7].

Прежде чем планировать проведение языкового теста, необходимо четко определить его цели и назначение. Являясь частью образовательной

программы, языковые тесты могут иметь множество различных назначений. Поэтому, как правило, один и тот же тест может использоваться для достижения нескольких поставленных целей.

Основные цели языкового тестирования могут быть сформулированы следующим образом.

1. Определение уровня подготовленности к реализуемой образовательной программе. В этом случае тестирование проводится для того, чтобы отделить учащихся, которые имеют необходимый уровень знаний для овладения конкретной программой, от тех, у кого такого уровня знаний нет. Такой тип тестирования обычно оценивается по принципу «прохождения» / «непрохождения», точный результат (количество набранных баллов) в этом случае обычно не важен.

2. Распределение отдельных учащихся по соответствующим языковым уровням. Такие диагностирующие тесты выявляют степень индивидуальной языковой компетенции, предлагая учащимся выполнение специфических заданий с учетом их текущего уровня знаний. Результат их выполнения не оценивается по принципу «прохождения» / «непрохождения», в данном случае важны точные результаты, так как полученные данные позволяют подобрать индивидуальные задания, необходимые для каждого учащегося в отдельности.

2020 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

193

3. Диагностика сильных и слабых сторон отдельных учащихся. В этом случае тесты обычно состоят из нескольких взаимосвязанных частей, направленных на оценку различных языковых умений и навыков. Результаты выполнения каждой из частей теста складываются в общую, полную картину, демонстрирующую не только результат в целом, но и возможные сильные и слабые стороны учащегося по отдельным пунктам.

4. Определение предрасположенности к обучению. На момент участия в таком тестировании у учащихся могут быть либо начальные знания языка, либо их может не иметься вовсе. Данный тест используется для определения их возможного потенциала в изучении языка.

5. Оценивание успехов учащихся в определенных областях или разделах. Тесты на определение уровня знаний и умений в какой-либо области или программе могут использоваться как для проверки групп, так и отдельных учащихся. Примерами могут служить тесты контроля текущей успеваемости и итоговые тесты.

6. Оценивание эффективности учебного материала. Такие тесты используются исключительно для выявления валидности самой образовательной программы. Они обычно используются в рамках исследования, когда перед несколькими группами ставится одна образовательная задача, но достигается она с использованием разных образовательных технологий и материалов.

Перечисленные категории тестов для большей наглядности можно объединить в три группы:

■ тесты на выявление способностей или тесты успешности (п. 4) подразумевают необходимость выяснить, какими специальными знаниями и умениями способен овладеть учащийся;

■ тесты для определения общих характеристик (п. 1 и 3) служат способом определения того, на что способен учащийся на данном конкретном этапе, а иногда помогают предугадать, в каком направлении необходимо продолжать обучение;

■ тесты, выявляющие достижения (п. 5 и 6), показывают степень, в которой учащийся овладел знаниями и навыками.

Представленная классификация является далеко не единственной. Напротив, существует огромное количество разнообразных способов типологии тестов на основе множества признаков. Этот факт служит доказательством актуальности и популярности использования тестов на всех ступенях образовательного процесса — начиная с детского сада и до проведения различных международных экзаменов.

Список литературы

1. Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр, 1994.

2. Асламова T.B. Дискурсивная прагматика как основа развития межкультурной компетенции. // Слово, высказывание, текст в прагматическом и культурологических аспектах: материалы VI Междунар. науч. конф., 23—24 апреля 2012 г., Челябинск, 2012. Т. 2. С. 89—91.

3. Ахола C. и др. Актуальные вопросы языкового тестирования / под ред. И.Ю. Павловской. Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017.

4. Домбровская МА. Тестирование как объективная оценка уровня знаний иностранного языка в неязыковом вузе // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. С. 15.

5. Коккота ВА. Лингводидактическое тестирование: науч.-теор. пособие. М.: Высшая школа, 1989.

6. Соломенникова АА., Кондратьева И.Г. Тестирование как форма контроля результатов обучения иностранным языкам // Казанский вестник молодых ученых. 2018. Т. 2. С. 359.

7. Швецова Е.В. Возможности сети Интернет в процессе дистанционного обучения студентов // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: материалы I между-нар. науч.-практ. конф. Москва, 22 июня 2017. С. 161.

194

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.