Научная статья на тему 'Основные характеристики студента как субъекта образовательного процесса'

Основные характеристики студента как субъекта образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2965
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТ / СУБЪЕКТ / ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EXPERT TRAINING / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / STUDENT / SUBJECT / MAIN CHARACTERISTICS / EDUCATIONAL PROCESS / ACTIVITY / INDEPENDENCE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анненкова Надежда Владимировна

Статья посвящена проблеме подготовки специалистов педагогического профиля в системе высшего образования. Автор показывает, что студент как субъект образовательного процесса реализуется через активность, самостоятельность, творчество. Обосновывается использование новейших педагогических технологий в процессе самообразования. В статье представлены основные характеристики студента как субъекта образовательного процесса, которые необходимы для становления современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the problem of training of pedagogical profile specialists in the system of higher education. The author shows that student as a subject of educational process realizes himself/herself through activity, independence and creative work. The usage of the newest pedagogical technologies in the process of self-education is being justified. In the article the main characteristics of student as a subject of educational process, which are necessary for the formation of a modern specialist, are presented.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики студента как субъекта образовательного процесса»

Основные характеристики студента как субъекта образовательного процесса

Н. В. Анненкова (Курский государственный университет)*

Статья посвящена проблеме подготовки специалистов педагогического профиля в системе высшего образования. Автор показывает, что студент как субъект образовательного процесса реализуется через активность, самостоятельность, творчество. Обосновывается использование новейших педагогических технологий в процессе самообразования. В статье представлены основные характеристики студента как субъекта образовательного процесса, которые необходимы для становления современного специалиста.

Ключевые слова: подготовка специалистов, система высшего образования, студент, субъект, основные характеристики, образовательный процесс, активность, самостоятельность, педагогические технологии.

The Main Characteristics of Student as a Subject of Educational Process

N. V. Annenkova

(Kursk State University)

Abstract: The article covers the problem of training of pedagogical profile specialists in the system of higher education. The author shows that student as a subject of educational process realizes himself/herself through activity, independence and creative work. The usage of the newest pedagogical technologies in the process of self-education is being justified. In the article the main characteristics of student as a subject of educational process, which are necessary for the formation of a modern specialist, are presented.

Keywords: expert training, system of higher education, student, subject, main characteristics, educational process, activity, independence, pedagogical technologies.

Демократические преобразования в обществе нуждаются в специалистах с новым типом мышления, высоким уровнем теоретической подготовки и практических умений и навыков, способных к саморазвитию, готовых воспитывать будущее поколение творческим, мыслящим, мобильным и конкурентоспособным. В связи с этим актуализируется социальная потребность в новой образовательной парадигме профессионального образования.

Быть субъектом и творцом своей истории, инициировать и осуществлять практическую деятельность, общение, другие виды человеческой активности и добиваться значимых результатов — необходимые и востребуемые качества современного человека (К. А. Абульха-нова-Славская, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн).

Согласно общим тенденциям вузовской подготовки специалистов и европейским стандартам, сегодня недостаточно готовить узких

профессионалов — необходима теоретическая и практическая база по формированию личности обучаемого как субъекта учебной деятельности, субъекта диалога культур.

В самом полном и широком смысле слова субъект — это «все человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство. Субъект — это человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности (системности), автономности» (Брушлинский, 1999: 30).

Этот высший уровень всегда индивидуализирован относительно каждого конкретного человека (с учетом мотивации, способностей и т. п.). В современной психологии понятие «субъект» рассматривается в основном как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Внутренняя организация субъекта включает в себя такие струк-

* Анненкова Надежда Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Курского государственного университета. Тел.: 8 (4712) 56-61-38. Эл. адрес: fpkkursk@yandex.ru

112 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ

2008 - №4

туры, которые обеспечивают возможность человеку реализовать себя как полного творца, организатора и распорядителя собственной жизнедеятельности: побуждения, ориентации, планирование, организацию и направленность деятельности, механизмы ее регуляции и способы осуществления и т. д.

Значение деятельности для развития субъекта заключается, прежде всего, в том, что «...в ней и через нее устанавливается действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и происходит взаимопроникновение субъекта и объекта» (Рубинштейн, 2000: 563).

Для нас важна концепция деятельности С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского, которые понимали деятельность не как замкнутую в себе сущность, а как проявление субъекта. Категория деятельности существенна как деятельность самого субъекта-деятеля, организующего и выстраивающего ее соответственно собственным целям и мотивам. Деятельность рассматривается С. Л. Рубинштейном в процессе ее становления и совершенствования: на разных этапах усложнения жизненного пути деятельность принимает новые формы и перестраивается.

Субъект (субъектность) рассматриваем как общую характеристику результативной активности личности, ее жизненной самостоятельности, как меру качества развития личности. Следовательно, индивид обретает наибольшую возможность на уровне субъекта реализовать себя в общении, творческой деятельности.

Субъект деятельности — это личность, которая сама формируется в деятельности и в общении с другими людьми, определяя характер этой деятельности и общения. Процесс деятельности одновременно является процессом становления личности, поскольку субъект в своих деяниях, в своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется.

Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть (Петровский, 1974). В современной педагогике понятие «субъект» рассматривается в основном как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать. Субъект обладает определен-

ными характеристиками. «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется» (Рубинштейн, 2000: 106).

Для формирования субъекта деятельности в первую очередь необходима его активность, которая является важнейшей характеристикой субъекта деятельности. Подлинная активность проявляется в деятельности определенного качества — осознанной, свободной, эмоционально переживаемой личностью, порождаемой внутренними, сущностными побуждениями, собственными потребностями и интересами человека. По мере взросления человека всё большее место занимает процесс саморазвития личности, и больший удельный вес принадлежит внутренним силам, через которые действуют внешние факторы. Специфичность саморазвития, самоорганизации субъекта заключается в том, что в процессе становления, развития человека активность, возникающая в ответ на воздействие окружающей среды, сменяется собственной активностью по поиску того, что представляет смысл для его жизнедеятельности.

Важнейшей характеристикой субъекта является самостоятельность. «Самостоятельность субъекта... включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направления своей деятельности» (Рубинштейн, 2000: 637). Подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивацию и обоснованность действий. Неподверженность чужим мнениям является подлинным проявлением самостоятельности.

Активность является необходимым условием, внешним признаком появления и развития самостоятельности, а самостоятельность служит формой реализации активности, результатом ее воспитания.

Статус личности в значительной степени определяется уровнем сформированности интеллектуальной сферы, самостоятельности ее мышления. Мышление как деятельность характеризует мыслительную активность в качестве познавательной деятельности и образует ее личностный план. А. В. Брушлинский изучал мышление как деятельность в соотношении с

мышлением как процессом. Процесс мышления первичен по отношению к сформированным умственным действиям, операциям, которые в нем порождаются и функционируют. С уровнем развития самостоятельности мышления связана возможность проектировать и прогнозировать будущее, способность конструировать и моделировать процессы, формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ «Я», ориентироваться в окружающем мире.

Общими основаниями для моделирования процесса субъектного становления студентов являются его уровневые сущностные характеристики и ориентация на развитие личности как субъекта профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Профессиональная среда, организуемый образовательный процесс становятся внешними регуляторами по отношению к внутренним психофизическим механизмам жизнедеятельности каждого студента. Возможность стать субъектом образовательной и профессиональной деятельности реализуется в процессе интериоризации внешних регуляторов (норм, правил, ценностей) во внутренние механизмы жизни и деятельности студента. Переход внешних воздействий во внутриличностный план будет выше, если они адекватны разнообразным уровням развития субъекта образовательного процесса. Адекватность означает не просто совпадение характера, силы, объема внешних влияний с такими уровневыми характеристиками, но и усиление параметров субъектности, представляющее перевод будущего профессионала на более высокий уровень развития субъектной позиции. Все технологии субъектного обучения студентов могут и должны осуществляться на всех уровнях высшего профессионального образования, тактически изменяясь соответственно динамике индивидуального развития субъекта.

Субъектность важна для позитивного развития личности и обладает способностью к динамике, а значит — к развитию и формированию. Педагогический аспект проблемы субъектного существования человека видится в отыскании механизмов формирования субъектности. На основе теоретического анализа можно сделать некоторые практические

выводы и назвать параметры студента (в том числе и будущего педагога) в качестве субъекта образовательного процесса: осознание и принятие целевых установок педагогического процесса; обладание ключевыми компетенциями; овладение приемами самостоятельной учебной деятельности; стремление к достижению высоких результатов успеваемости; сознательное развитие рефлексивности творческого мышления; ориентация на разностороннее саморазвитие, самосовершенствование, самоорганизацию, саморегуляцию личности как предпосылки успешного профессионального становления; целенаправленное профессиональное самообразование и самовоспитание; стремление к свободному владению профессиональными навыками; подготовка к конкуренции на рынке профессиональных услуг; проектирование перспективы роста и самоутверждения; оптимистическое преодоление естественных трудностей процесса обучения и приобщения к профессии; стремление к творческой реализации личностных проектов; активная позиция в выборе разнообразных социальных ролей.

Этот перечень предполагает возможность и необходимость актуального пополнения субъектности студента и программирования вузовской учебной и воспитательной работы по формированию личности современного специалиста как активного субъекта, способного самостоятельно, творчески осуществлять свою деятельность и осознанно управлять ею, брать на себя ответственность за результаты своих действий и поступков.

Человек в своем жизненном самоопределении стремится к поиску и последовательно становится индивидуумом, индивидуальностью, личностью, субъектом ответственно понимаемой свободы своих выборов, решений, действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Брушлинский, А. В. (1999) Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы. М. : Известия Российской академии образования.

Петровский, А. В. (1974) К пониманию творческой активности субъекта. М. : Педагогика.

Рубинштейн, С. Л. (2000) Основы общей психологии. СПб. : Питер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.