©ШЭНИЫЕ гаээгоюгачЕекиЕ ФЖШРЫ №№ад©п©и[ьз©[мш^ 1 отюй тшмм
Василий Васильевич Иванов,
кандидат технических наук,
зав. отделом Института прикладной экологии Севера АНРС(Я).
Юрий Васильевич Шумилов,
доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник ВНИИприрода МИР РФ.
В. В. Иванов, Ю. В. Шумилов
В экономическом развитии Республики Саха определяющую роль играет Южная Якутия. Здесь производится 13% промышленной продукции, сосредоточено около 10% финансовых ресурсов и основных фондов республики. Запасы разведанных и прогнозных месторождений полезных ископаемых Южной Якутии оцениваются в 780 млрд. долларов США, что составляет около 30% недрового потенциала республики [1].
Перспектива развития региона на длительный период связана, прежде всего, с освоением месторождений угля, золота, цветных камней, железных руд, апатита, платины, меди, урана, чароита, горного хрусталя, мрамора и других полезных ископаемых. Существуют предпосылки для образования в дальнейшем в Южной Якутии Алданского горно-промышленного, Нерюнгринского топливно-энергетического, Токкинского угольно-транспортного, Томмотско-Учурскоготранспортно-энергетического промышленных узлов [2].
Вместе с тем, природная среда региона уже сейчас испытывает огромную нагрузку, которая негативно отражается на состоянии современных экосистем Южной Якутии.
Комплексные исследования, проведенные Институтом прикладной экологии Севера АН РС(Я) на протяжении 1994-2000 гг., включали изучение широкого спектра геоэкологических факторов природопользования, позволяющих оценивать состояние природной среды, прогнозировать ее эволюцию и разрабатывать природоохранные мероприятия.
На территории Южной Якутии выделяются два больших узла горнодобывающей промышленности: Алданский золотопромышленный и Нерюнгринский горнопромышленный (в основном угледобывающий).
Алданский золотодобывающий узел - старейший горнопромышленный район, осваиваемый в условиях криолитозоны. В настоящее время предприятия Алданского улуса занимают четвертое место в республике по объему выпуска товаров и услуг. Здесь добывается золото, развиты лесная и лесоперерабатывающая отрасли, транспортная сеть. С 1992 г. осваивается единственное в республике месторождение платины. На протяжении 50-и лет в промышленных масштабах добывалась слюда-флогопит. На территории улуса разведаны месторождения графита, апатитов, цветных камней, редкоземельных металлов.
Нерюнгринский горно-промышленный узел получил основное развитие примерно в последние три десятилетия. К настоящему времени на базе уникальных угольных месторождений здесь сложился промышленный комплекс с развитой инфраструктурой, вырос большой (по меркам Севера) город Нерюнгри и т. д. Кроме того, на этой территории сейчас развертываются интенсивные поиски россыпей золота и разрабатываются разведанные месторождения этого драгоценного металла.
Даже при самом общем обзоре основных геоэкологических факторов природопользования в Южной Якутии становится очевидным, что оба горно-промышленных района в совокупности составляют единое эколого-экономическое ядро. Назовем более конкретные объективные предпосылки для развития Алдано-Нерюнгринского промышленного района как единого целого.
Рассматриваемые горно-промышленные районы принадлежат к крупной геолого-тектонической структуре - Алданскому щиту.
Центрально-Алданские золотоносные узлы тяготеют к северным выступам щита, а Нерюнгринские угленосные территории располагаются в пределах наложенных впадин мезозойской активизации на южной окраине этой геолого-тектонической структуры, примыкающей к области протерозойской орогении - Становому хребту. Полезные ископаемые обоих горно-промышленных районов приурочены к полям распространения единой иенгрин-ской серии пород. При этом месторождения золота связаны с проявлениями магматизма, а угленосные пласты локализуются в пределах тектонических структур отрицательного знака.
Алданский и Нерюнгринский промышленные узлы располагаются в пределах единой геоморфологической структуры - Алданского нагорья,
расчлененного речными долинами и осложненного невысокими (в основном до 1100 м) горными хребтами и грядами. В южном направлении абсолютные отметки местности плавно повышаются, приближаясь к 2000м.
Для Алданского и Нерюнгринского промышленных узлов единой является и гидросеть. Это среднее и верхнее течение р. Алдана с многочисленными притоками, самые крупные из которых Гонам, Учур, Тимптон и верховья Амги. Надо отметить, что р. Алдан - вторая по протяженности и
объему стока, после Лены, водная артерия Якутии. Она составляет 1/3 годового стока всей Лены, причем около половины водосборной площади р. Алдана и доминирующий объем стока приходятся как раз на территорию Алданского и Нерюнгринского промышленных районов.
В мерзлотно-ландшафтном отношении территория бассейнов верхнего течения Алдана и Олекмы является частью единой ландшафтно-гео-криологической системы, называемой «страной гор южной Сибири». Она подразделяется на группы геокриологических провинций. В частности, Алданский и Нерюнгринский промышленные районы относятся к провинции горнотаежных и горно-редко-лесных, реже подгольцо-вых природных комплексов прерывистого, местами островного распространения многолетнемерзлых пород.
В Южной Якутии имеется наиболее благоприятное, по сравнению с другими регионами республики, сочетание природных ресурсов. В настоящее время активно добывается относительно мало полезных ископаемых: золото, платина, каменный уголь, чароит, хромдиопсид. Имеются перспективные для промышленного освоения запасы железной руды, слюды, вермикулита, графита, апатита, редкоземельных металлов. Здесь огромнейшие возможности для развития гидроэнергетики, металлургии, значительные запасы деловой древесины. Немаловажное значение для развития региона имеет соседство с экономически более раз-
витыми регионами: Приамурьем и Дальним Востоком.
Вместе с тем, в силу приподнятого геоморфологического положения Алдано-Нерюнгри некого промышленного района, вредные вещества - отходы предприятий, сбрасываются в реки Алдан и Лена. Существует потенциальная опасность загрязнения подземных водоносных горизонтов, с последующей разгрузкой их в Ленскую долинную экосистему.
Вопросы эти крайне мало изучены, но несомненно, что основное техногенное загрязнение Ленской речной системы, от ее верховий и до устья Вилюя, происходит в результате работы предприятий Алдано-Нерюнгринского промышленного района и хозяйственной деятельности в пойме р. Лены.
Природно-климатические условия в Южной Якутии более благоприятны для проживания, чем в любом другом регионе республики. Однако к работе на промышленных предприятиях привлечены, в основном, представители других областей России. Коренное же население занято традиционными видами хозяйствования (оленеводство, охота).
Экологическая обстановка в Алдано-Нерюнгринском промышленном районе за время его существования резко ухудшилась. Проведенные Институтом прикладной экологии Севера АН РС(Я) исследования выявили следующую общую картину экологического состояния Алдано-Нерюнгринского промышленного района по основным видам техногенных воздействий и параметрам окружающей среды.
Воздушный бассейн загрязняется:
- дымовыми и зольными выбросами работающих на угле Нерюнгринской и Чульманской ГРЭС, а также крупных городских котельных;
- в результате буро-взрывных работ при горных работах в карьерах и на полигонах;
- выбросами газов автотранспортом, землеройной техникой и дизельными электростанциями;
- дисперсными и газообразными веществами при дефляции лишенных растительности участков земной поверхности: грунтовых дорог, отвалов,
Общий вид преобразования ландшафта при добыче золота на реке
Верхний Куранах.
бортов карьеров, а также при лесных пожарах.
В составе загрязняющих соединений атмосферы преобладают диоксиды азота, углерода, аэрозоли свинца и других металлов.
В Нерюнгринском угольном разрезе зимой при массовых взрывах образуется пылегазовое облако объемом 15-20 млн. м3 с концентрацией пыли 0,135-0,217 кг/м3, которое поднимается на высоту до 1500-1700 м и рассеивается в течение 46 часов [3]. В его состав входят соединения различных химических веществ, в том числе и токсичные элементы.
Почвенный покров Алданского золотопромышленного узла нарушается по следующим причинам:
- снятие и уничтожение почв на поймах, террасах и склонах небольших и средних речных долин, в пределах участков, на которых выявлены и разрабатывались россыпи золота, а также располагаются отвалы пустых пород;
- загрязнение почвенного покрова технологическими отходами золотодобычи, в том числе за пределами горных отводов, за счет их разноса паводковыми водами, ветром и т. п.;
- захламление и загрязнение участков землепользования различными побочными продуктами и отходами горного производства (металлолом, строительный и бытовой мусор и др.);
- строительство временных дорог, их отсыпка, разливы ГСМ и т. п.
Нарушение ландшафтов и почвенного покрова в наиболее измененной горными работами части Алданского золотопромышленного узла наблюдается на более чем 700 км2, что составляет 67% от используемой площади. На фоновой территории, где горных работ практически не велось (например, бассейн р. Амги), площадь нарушенных ландшафтов и почв не превышает 11%.
На территории Алданского золотопромышленного узла находится 10% нарушенных и нере-культивированных земель всей Якутии, хотя площадь его не превышает 5% территории республики.
Важно отметить, что в Алданском промышленном узле биоиндикационными методами выявлены скрытые формы загрязнения почвенного покрова [4]: при отсутствии видимых признаков загрязнения, в том числе в пределах сельхозугодий (т. е. на определенном удалении от мест проведения горных работ), у растений-индикаторов отмечены хромосомно-генетические дефекты.
По данным некоторых авторов [5], радиус техногенного влияния Нерюнгринского угольного разреза и сопутствующих производств достигает 50-70 км, а площадь нарушенных земель составляет 10 000 км2.
Водная среда во всей зоне влияния золотодобывающего производства и его вспомогательных служб испытывает наибольшее воздействие, так как в гидросети как бы аккумулируется действие всех негативных процессов и загрязнений наземных экосистем.
За период 1994-1996 гг. забор воды из поверхностных и подземных водоисточников составил около 27 млн. кубометров. В водные объекты сбрасывалось свыше 20 млн. кубометров сточных вод, в том числе свыше 2 млн. кубометров без очистки, а 5,2 млн. кубометров - очищенных лишь частично.
В результате исследований выявлено, что предельно допустимая концентрация ряда химических веществ превышена во всех водотоках, непосредственно дренирующих участки горных работ. Выявлено что концентрация соединений фосфора, относящегося к 1 классу опасности, составляет 0,03-0,32 мг/л (ПДК = 0,0001 мг/л), ртути - до 4,5 мкг/л (ПДК=0,5 мкг/л). Установлено большое количество взвешенных частиц, соединений селена, цинка, железа, алюминия, бора, меди, свинца, магния, марганца, аммония, поверхностно-активных и органических веществ, цианидов [6].
В загрязненных водотоках резко снижается видовой состав, численность и биомасса гидроби-онтов. Например, в водотоках горных отводов и в пределах их влияния численность зоопланктона
снижается до 65 экземпляров на 1 кубометр, а биомасса - до 1,5 мг на 1 кубометр. В чистых фоновых водотоках (например, в р. Амге) те же показатели составляют, соответственно, 5300 и 329 [6]. Иными словами, в местах добычи золота водотоки становятся практически безжизненными.
Здоровье людей зависит от качества окружающей среды. Почти все дети в возрасте до 1 года, проживающие на территории Алданского золотодобывающего узла, относятся к группе риска из-за влияния факторов окружающей среды. Имеется тенденция роста болезней крови, кроветворных органов, характерны врожденные аномалии. Распространены болезни кожи и почек, нервной системы [6].
В настоящее время в Южной Якутии основную группу населения составляют молодые люди, поэтому наблюдается некоторое увеличение воспроизводства населения. Вследствие социально-экономических причин происходит значительный миграционный отток населения, отмечается низкая рождаемость по сравнению с другими регионами республики, высокая доля смертности по экзогенным причинам. В будущем прогнозируется процесс старения населения [7].
Одной из важнейших задач стратегии дальнейшего развития Южной Якутии должна стать разработка и реализация комплексной программы регионального экологически нормированного природопользования. В программу следует включить исследования по оценке современного состояния природной среды, опережающие хозяйственное освоение всего региона, устойчивости экосистем к возможным техногенным воздействиям, по разработке региональных предельно допустимых экологических нагрузок, научно обоснованных мероприятий по охране ландшафтов, воздушного и водного бассейнов, почвенно-растительного покрова и недр, животного мира и здоровья населения.
Углубленные экологические исследования позволят выделить источники антропогенного воздействия, оценить степень отклонения состояния экосистем от нормативного (или от начального, исходного), получить фактические данные для составления прогноза влияния деятельности предприятий на природную среду в ближайший период, разработать эффективные меры по охране окружающей среды и региональные экологические нормативы. Результаты комплексных экологических исследований позволят проектировщикам максимально учитывать способность природных систем региона к самовосстановлению, адаптации к техногенным нагрузкам, разрабатывать более эффективные, приемлемые для суровых северных условий, системы природоохранных мероприятий.
После выполнения программы регионального экологически нормированного природопользования Южная Якутия станет единой промышленной зоной республики - экономической структурой с устойчивым, сбалансированным по всем параметрам развитием. К такому видению будущего статуса Южно-Якутского региона подводят его основные геоэкологические факторы природопользования.
Список литературы
1. Акимов А. К. Пути эффективного использования экономического и промышленного потенциала ЮжноЯкутского региона в XXI веке // Пути эффективного использования экономического и промышленного потенциала Южно-Якутского региона в XXI веке: Сборник научных трудов. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2000.-Т.1.-С.7-24.
2. Егоров Е. Г. Научные основы комплексного использования природно-экономического потенциала Южной Якутии // Пути эффективного использования
экономического и промышленного потенциала ЮжноЯкутского региона в XXI веке: Сборник научных трудов. -Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2000. -Т. 1.-С. 25-31.
3. Цыганков А. В. Безопасность освоения месторождений полезных ископаемых в криолитозоне. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. - 112 с.
4. Отчет по НИР «Оценка изменений экологического состояния территории Алданского улуса за период промышленного освоения и прогноз эволюции природной среды к 2015 году». - Якутск, 1997 г. Фонды ИПЭС АНРС(Я).
5. Макаров В. Н., Федосеев Н. Ф., Федосеева В. И. Гэохимия снежного покрова Якутии. - Якутск: ИМЗ СО АН СССР, 1990.-148 с.
6. Отчет по НИР «Современное состояние окружающей среды на территории Куранахского проекта». -Якутск, 1998г. Фонды ИПЭС АН РС(Я).
7. Сукнева С. А. Демографический потенциал Южной Якутии: Анализ и прогноз//Пути эффективного использования экономического и промышленного потенциала Южно-Якутского региона в XXI веке: Сборник научных трудов. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2000.-Т.2.-С.130-134.
Ученые шутят
Русский физик П. Н. Лебедев (1866-1912 гг.) - автор фундаментальных работ в области акустики, электричества, оптики - всегда резко высказывался о бесполезной и бесплодной, на его взгляд, эрудиции. Объяснял Петр Николаевич свое негативное отношение к эрудированным людям так: «Мой книжный шкаф набит различными знаниями гораздо больше, чем я. Однако физиком являюсь я, а не он».
Королева Великобритании Анна как-то посетила Гринвичскую астрономическую обсерваторию и побеседовала с ее директором Джеймсом Брэдли. Она расспрашивала его о работе и об открытиях ученых обсерватории, а в конце визита поинтересовалась оплатой их труда. Брэдли назвал королеве сумму своего месячного жалованья.
- Так мало? Я прикажу непременно увеличить Вам жалованье, - сказала королева, намереваясь дать соответствующее распоряжение.
- Не делайте этого, Ваше величество! - взмолился неожиданно Брэдли.
- Но почему? - удивилась королева.
- Иначе на мою должность будут назначать Ваших придворных, - ответил, смущаясь, директор известной на весь мир научной обсерватории.