Самойлов Сергей Федорович
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России
(тел.: +78612583957)_
Основные формы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с верующими, исповедующими ислам
Статья посвящена исследованию структуры и содержания процесса взаимодействия сотрудников полиции с носителями религиозного сознания как одного из важнейших аспектов теоретико-методологического обеспечения профилактики религиозного экстремизма.
Ключевые слова: коммуникация, элементы коммуникации, правовые основания социальной коммуникации сотрудников полиции, профессиональные установки сотрудников полиции, коммуникационные барьеры, религиозное мировоззрение.
S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Assistant Professor, Professor of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583957. The main forms of interaction of district police officers with the believers confessing Islam
Article is devoted to research of structure and the content of process of interaction of police officers with native religious consciousness as one of the most important aspects of theoretical and methodological support of the prevention of religious extremism.
Key words: communication, communication elements, legal basis of social communication of police officers, professional installations of police officers, communication barriers, religious worldview.
Необходимость взаимодействия участковых уполномоченных полиции с лицами, исповедующими ислам, а также с различными исламскими общественными организациями следует из п. 37.9 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (приложение к приказу МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166). В данном пункте участковому уполномоченному полиции предписывается «взаимодействовать с общественными объединениями и гражданами в сфере предупреждения правонарушений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности». Взаимодействие участковых уполномоченных полиции с представителями мусульманской религии может осуществляться во время следующих форм несения службы: проведения профилактического обхода административного участка; проведения индивидуальной профилактической работы с гражданами, стоящими на профилактическом учете; проведения отчетов перед населением о проделанной работе. Каждая из перечисленных форм несения службы обладает собственной спецификой, что предполагает как проведение различных мероприятий, так
и выбор формы взаимодействия с верующими-мусульманами. Поэтому представляется необходимым рассмотреть возможные формы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с лицами, исповедующими ислам, и мусульманскими общественными организациями в каждом виде служебной деятельности более подробно.
Согласно п. 41 Наставления участковый уполномоченный полиции обязан в течение года посетить все квартиры, жилые дома и сдаваемые в наем комнаты, а также осмотреть помещения, в которых могут незаконно проживать люди. В процессе регулярных профилактических обходов необходимо ознакомиться со всеми постоянными жильцами, нанимателями квартир и собственниками квартир и частных жилых владений. Во время профилактического обхода следует по возможности определять лиц, исповедующих мусульманскую религию, с целью установления того, насколько она оказывает влияние на сознание собеседника. Одним из признаков принадлежности хозяина жилья к исламу может служить наличие: отдельной полки для Корана, находящейся выше других полок с книгами; настенного мусульман-
116
ского календаря и цитат из Корана на стенах; молитвенных ковриков.
При посещении мест проживания мусульман необходимо помнить, что дом для мусульманина - это особое священное пространство, своеобразный центр его души. В нем осуществляется поклонение Аллаху, поэтому это место в определенном смысле священно. Все, что находится в доме, свято, поэтому главная задача гостя заключается в том, чтобы не навредить хозяину, не привнести в его жилище скверну. Святость дома отражается и на характере отношений между проживающими в нем лицами. Отношения в мусульманской семье имеют ярко выраженный иерархический характер, при котором дети беспрекословно слушаются родителей, жена мужа, а муж, как глава дома, должен являться образцом соблюдения религиозно-нравственных норм, т.е. нести ответственность перед Аллахом за себя и своих близких.
В силу религиозного характера семейно-бытовых отношений при посещении мусульманских домов рекомендуется соблюдать следующие этикетные правила: заходить в дом с правой ноги; подавать или брать что-либо правой рукой; разговаривать негромко, спокойно; категорически избегать непристойных шуток или ругательств в любой форме; при наличии в доме хозяина разговаривать только с ним, а в его отсутствие - с лицом, являющимся на данный момент главой дома, которым может быть следующий по старшинству мужчина или же его мать или жена; при наличии служебной необходимости разговаривать с женщинами и детьми только с разрешения главы дома или лица, исполняющего на данный момент его обязанности.
В случае приглашения со стороны главы семейства задержаться в доме сотрудник полиции должен знать следующие правила приема гостей в мусульманском доме:
1. Прием гостя обычно начинается с угощения чаем. В то время как гость и хозяин дома ведут беседу за чаем, женщины готовят еду.
2. Гостю не следует сразу начинать беседу на интересующую его тему или выяснять цель своего приглашения, скорее всего он узнает о ней не на первом приеме. Если неторопливая беседа прервалась, гостю не следует удивляться, но следует спокойно ждать, когда ему зададут какой-нибудь вопрос. Неподготовленному человеку такое времяпрепровождение может показаться бессмысленным, но именно в этот момент гость должен проявить самые ценные для восточной культуры качества: спокойствие,
солидность, выдержку, такт. Результатом такого своеобразного теста служит выяснение того, следует ли поддерживать отношения с приглашенным и как.
3. Если гость остался один, ему могут предложить четки, которые в данном случае просто перебирают. При уходе их нужно либо вежливо вернуть, либо положить на видное место.
4. В процессе беседы хозяина с гостем на столе постепенно появляются все новые блюда. Гостю не следует ждать, что все семейство соберется у стола, в традиционных мусульманских семьях принято есть раздельно.
5. В случае появления в комнате старшего мужчины, например отца, главы семейства, вслед за хозяином дома следует встать.
В случае возникновения устойчивых отношений с гражданами, исповедующими ислам, представляется уместным просить их сигнализировать о следующих фактах:
1) о появлении на территории участка притонов для потребления наркотиков и мест незаконного распространения наркотических и психотропных средств;
2) о местах незаконного производства и распространения алкогольной продукции, в том числе о фактах самогоноварения и торговли самогоном;
3) об организации мест занятия проституцией;
4) о массовом распространении литературы экстремистского содержания;
5) о подготовке террористического акта.
При взаимодействии с гражданами мусульманского вероисповедания необходимо помнить о том, что оно будет более эффективным, если не требовать от мусульман конкретных сведений о лицах, совершающих противоправные действия административного характера, но ограничиться общими сведениями о самих фактах правонарушений. Большую помощь лица, исповедующие ислам, могут оказать в профилактике, предупреждении и раскрытии преступлений уголовного характера. В первую очередь это касается преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, алкоголя, организацией притонов и коммерческого секса. При регулировании семейно-брачных и бытовых отношений в мусульманской среде наиболее эффективным будет обращение к помощи официального духовного лица или мусульманина, обладающего религиозным и нравственным авторитетом среди верующих. В процессе взаимодействия с верующими, исповедующими ислам, представляется целесообразным цитировать соответствующие фрагменты из Корана и Сунны.
117
Одной из важнейших целей осуществления взаимодействия сотрудников полиции с верующими, исповедующими ислам, является противодействие распространению идей ксенофобии и религиозного экстремизма. В процессе межличностного общения сотруднику полиции необходимо подчеркивать, что борьба с экстремизмом отвечает не только государственным интересам, обеспечивает общественную безопасность, но и способствует сохранению традиционного ислама. Экстремистские идеи, как правило, находят поддержку в молодежной среде, поэтому следует обращать внимание старшего поколения мусульман на то, какую религиозную литературу и какие интернет-ресурсы читают и просматривают их дети. Сотруднику полиции следует периодически знакомиться с материалами экстремистской направленности и противодействовать их распространению на закрепленной за ним территории.
Полный перечень материалов экстремистской направленности находится на сайте: www. minjust.ru/nko/fedspisok. При проведении работы по профилактике распространения материалов экстремистского характера необходимо разъяснять верующим, что государство борется не только с исламским радикализмом, но с любыми формами экстремизма. В качестве доказательства следует приводить примеры запрещения информационных источников, возбуждающих ненависть к исламу.
Одной из целей профилактического обхода участка являет проверка состояния жилого фонда. В процессе общения с жильцами квартир и частных домов, исповедующими ислам, участковый уполномоченный полиции может сослаться на следующие места из Корана и Сунны: Коран, сура 2, аят 222, Тирмизи Адаб; Коран, сура аль-Бакара, 222.
В процессе проведения профилактических мероприятий, в том числе при обходе участка, необходимо помнить, что работа по взаимодействию с верующими различных конфессий налагает на сотрудника полиции повышенные моральные обязательства. Только ответственный, профессионально подготовленный сотрудник, предъявляющий высокие требования к себе, может пользоваться доверием у лиц, стремящихся подчинить свою жизнь религиозно-нравственным нормам. В свою очередь, необходимость завоевания поддержки со стороны представителей различных конфессий является важным условием формирования у граждан добровольного соблюдения правовых норм, поскольку религия, так же как и право, апеллирует к совести и чувству ответственности человека.
В процессе проведения индивидуальной профилактической работы с различными категориями граждан сотрудник полиции может прибегать к авторитету религии и взаимодействовать с верующими, принадлежащими к тем или иным конфессиям, в том числе с мусульманами, в следующих случаях: 1) в процессе осуществления административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы и имеющими условную судимость;
2) в ходе проведения профилактических бесед с больными алкоголизмом и наркоманией;
3) при профилактической работе с лицами, совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; 4) в процессе проведения отчета перед населением о проделанной работе.
При установлении склонности поднадзорного лица к воздействию мусульманского религиозного учения сотрудник полиции в целях предотвращения повторного совершения им преступлений и правонарушений в процессе проведения воспитательных бесед может подчеркнуть несовместимость совершенного деяния с мусульманским образом жизни. Однако констатация этого факта не должна лишать поднадзорное лицо решимости исправить свое поведение и вести жизнь, соответствующую правовым и религиозным нормам. Понесенное лицом наказание должно рассматриваться им в качестве условия примирения со своей совестью и религиозными требованиями, а не как несмываемое пятно его биографии. В связи с этим сотруднику полиции не помешает знать определенные цитаты из Корана и Сунны, призывающие грешников к покаянию и обещающие прощение покаявшимся.
В ходе проведения профилактической беседы сотрудник полиции при установлении твердой решимости поднадзорного лица соблюдать духовно-нравственные нормы мусульманской религии может обратиться к верующим и духовным руководителям местной мусульманской общины с просьбой оказать моральную поддержку данному лицу. При этом для сотрудника полиции могут быть полезны знания о формах покаяния в исламе, призванные закрепить и освятить решимость грешника исправить свой образ жизни. К числу таких ритуалов относится таун-намаз, в ходе которого верующий просит прощение у Аллаха за совершенное деяние, после этого он обязан сделать все возможное для примирения с людьми, которым причинило зло совершенное им преступление. Религиозное покаяние поднадзорного лица и его вхождение в местную религиозную общину могут рассматриваться как важный шаг на
118
пути его исправления и социальной адаптации. Однако сотрудник полиции не должен перекладывать на плечи местной религиозной общины свою работу по профилактической работе с поднадзорными лицами, и ему следует всегда помнить об опасности рецидива противоправного поведения с их стороны.
Специфика профилактической работы с больными алкоголизмом и наркоманией заключается в том, что при формальном проведении она не может быть успешной. Алкогольная и наркотическая зависимость имеет сложный психофизический характер, и ее преодоление посредством внешних ограничений невозможно. Выздоровление больного возможно только путем обнаружения им внутренних сил противостоять своему пагубному пристрастию. Конечно же, сотрудник полиции не является ни врачом, ни психологом, но и он может внести большой вклад в этот процесс. Многое здесь зависит от способности сотрудника полиции обращать внимание на внутренний мир поднадзорного лица, искать в нем скрытые возможности противодействия болезни. Поэтому успех профилактической работы с больными алкоголизмом и наркоманией зависит, в том числе, и от способности сотрудника полиции сочетать меры правового принуждения с мерами морально-психологического воздействия. При определенных условиях большую роль в воспитательной работе участкового уполномоченного полиции может сыграть желание больного опереться в своей борьбе с зависимостью на религиозное мировоззрение, в частности на мусульманскую религию. В случае определенных успехов поднадзорного лица в процессе борьбы со своим недугом и явной положительной роли в нем религиозного сознания сотрудник полиции должен выразить поддержку религиозным исканиям больного. В частности, он может указать на тот факт, что Коран и Сунна однозначно негативно оценивают любые формы одурманивания сознания. Более того, саморазрушение рассматривается в исламе как один из тяжких грехов, в основе которого лежит своеволие и, следовательно, неподчинение божественному предназначению человека. И напротив, отказ от девиантного поведения и жизнь в соответствии с законом, установленным в Коране, оценивается как акт покаяния и смирения перед Богом. Вместе с тем, временное грехопадение человека, его жизнь под влиянием страстей и пагубных зависимостей, при условии отказа от них, могут рассматриваться как необходимый элемент понимания «жизни с Богом». Данное отношение к преодоленному
греху позволяет религии в целом и исламу в частности открывать перед девиантом перспективы нормальной жизни в сообществе здоровых в духовном отношении людей. Примеры обещания прощения греха саморазрушения, требования разрыва с порочными знакомствами, дарования духовной поддержки можно обнаружить в следующей цитате из Корана: Коран, сура 2, аят 21.
Использование религиозного элемента в профилактической работе с больными алкоголизмом и наркоманией должно осуществляться сотрудником полиции осмотрительно. Это объясняется тем, что сознание больных способно совмещать несовместимые вещи, т.е. не видеть прямого противоречия между своим, усвоенным внешним, а иногда и искаженным образом, религиозным мировоззрением и порочным образом жизни. Например, больной наркоманией совершенно спокойно может совершать намаз, не бросая при этом употребление марихуаны или гашиша. В подобных случаях обращение к помощи мусульманских духовных лиц может оказать определенную помощь, но в целом приоритет в работе с больными алкоголизмом и наркоманией, безусловно, принадлежит медицине.
В исламе, как и в других законодательных религиях, семейно-бытовые отношения подлежат регулированию методами религиозного права, которые, в свою очередь, основываются на Священном Писании и Священном Придании. По этой причине религиозное сознание представляет собой мощный фактор, в той или иной степени воздействующий на семьи, принадлежащие к мусульманской культуре. При регулировании конфликтных ситуаций семейно-брачного и бытового характера, возникающих в мусульманской среде, представляется полезным знать следующие места из Корана, которые могут повлиять на конфликтующие стороны: Коран, сура 24 «Бану Исраил», аят 25; Коран, сура «Аль-Анкабут», аят 8; Коран, сура «Юсуф», аят 96; Коран, сура 4, аят 1; Коран, сура 4, аят 19; Коран, сура 13, аят 38; Коран, сура 17, аят 31.
В процессе проведения работы по профилактике преступлений и правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений в мусульманской среде необходимо помнить, что сознание правонарушителей, испытывающих определенное влияние исламских традиций, более восприимчиво к воздействию со стороны религиозных авторитетов, нежели представителей правоохранительных органов. Сотрудник полиции посредством угрозы применения пра-
119
вовых санкций способен быстро и действенно пресекать противоправные действия, а также сдерживать попытки их повторения, но изменить сознание правонарушителя, который, как правило, оправдывает применение насилия в быту вековыми традициями, он не может. По этой причине очень действенной может оказаться помощь подлинно верующих мусульман и исламских духовных лиц, которые, опираясь на знание Корана, Сунны и фикса, докажут правонарушителю беспочвенность оправдания им своих противоправных действий ссылками на религиозную традицию.
Отчет перед населением о проделанной работе, предусмотренный Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, может быть использован сотрудником полиции для проведения работы по профилактике преступлений и правонарушений экстремистской направленности. После представления отчета участковый уполномоченный полиции, пользуясь предоставленной возможностью коллективного обсуждения назревших вопросов, может обсудить с гражданами ряд вопросов, касающихся урегулирования межнациональных и межконфессиональных отношений, определить отношение граждан к имевшим место проявлениям ксенофобии, экстремизма и религиозной нетерпимости. При определенных обстоятельствах на собрание жителей участка могут быть приглашены духовные лица различных конфессий. Организовывая встречи и выступления духовных лиц, сотрудник полиции обязан учитывать конфессиональный состав жителей закрепленного за ним участка и приглашать на собрание представителей всех основных религиозных общин. В процессе предварительной работы с духов -ными лицами различных конфессий сотрудник полиции должен установить их взгляды по рассматриваемому вопросу и соответствие содержания предполагаемых выступлений нормам
межконфессионального диалога. Для соблюдения прав лиц, не исповедующих какую-либо религию, представляется возможным пригласить уважаемого деятеля науки или культуры. По итогам проведения собрания составляется протокол, в котором, в частности, отражается решение граждан по вопросам, требующим приглашения духовных лиц.
Главная особенность работы по противодействию распространению экстремизма в целом и религиозного экстремизма в частности заключается в том, что она обладает не только социальной, но и личной значимостью. И действительно, сотрудник полиции, осуществляя мероприятия по профилактике распространения экстремизма, вынужден постоянно увеличивать свой багаж сведений в области мировоззренческого знания и формировать навыки общения с носителями различных религий и идеологий. Непосредственным результатом увеличения объема теоретического знания и коммуникационных навыков сотрудника служит возникновение у него собственной мировоззренческой позиции, подтвержденной научной информацией и профессиональным опытом. С другой стороны, формирование специалистов в области профилактики и предупреждения преступлений экстремистской направленности неизбежно повысит авторитет полиции в обществе, поскольку оно предполагает культивирование в различных сферах профессиональной деятельности правоохранительных органов особого типа сотрудника -полицейского-интеллектуала. Главной задачей сотрудников данного типа будет являться противодействие экстремизму в среде, которая при определенных условиях могжет стать его опорой и средством достижения политической власти. Успешное решение данной задачи будет означать создание важнейшей предпосылки для победы здоровых сил общества над экстремистской идеологией и моделью поведения.
120