УДК 378.14
DOI 10.23951/1609-624X-2021-5-62-68
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. В. Кондакова
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец
Введение. Дистанционное образование на современном этапе развития мировой образовательной практики приобрело глобальный характер в связи с пандемией COVID-19. Существенно расширился спектр образовательных услуг; выросло количество образовательных организаций и учреждений, задействованных в такой форме образования; огромное количество обучающихся использует интернет, гаджеты и наукоемкие сервисы. Дистанционное образование позволяет, в случае необходимости, при помощи интернета получить «удаленное» образование.
Цель - анализ и характеристика основных эффективных форм организации обучения в высшей школе в условиях дистанционного образования.
Материал и методы. Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих проблемы и преимущества дистанционного образования: А. А. Андреева, И. А. Кузнецовой, А. Г. Сломчинской, Е. А. Таушкановой, J. S. Brown, Y. B. Kolikant, M. Miah и A. Omar, а также материалы, полученные в ходе практической работы в условиях «дистанта» в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина. В качестве методов в работе использованы теоретический и методологический анализ, сравнение, метод педагогической интерпретации данных, обобщение, конкретизация. Методологической основой проведенного исследования послужили основные современные психологические, социологические и философские положения теории личности и ее развития.
Результаты и обсуждение. Дистанционное образование обладает целым рядом характерных черт: гибкость, модульность, инновационный контроль качества образования, ролевой репертуар преподавателя, экономическая выгода и т. п., а также специфических принципов (принцип свободного доступа, принцип дистанци-онности, принцип интерактивности, принцип идентификации, принцип адекватности и целесообразности использования цифровых технологий в дистанционном образовании). Внедрение дистанционного образования способствует появлению новых, более эффективных форм обучения, разработка которых строится с учетом перечисленных характеристик. В качестве эффективных форм можно рассматривать разработку и реализацию необходимого для освоения дисциплины перечня основной и дополнительной литературы, учебно-методических комплектов литературы и заданий; рассылку по e-mail обучающих материалов как студентам, так и преподавателям от студентов; организацию и проведение дискуссий и консультаций в онлайн-формате с использованием облачных платформ ZOOM, Jitsi и т. д., бесплатного приложения WhatsApp для личных смартфонов, социальной сети «ВКонтакте», приложения Telegram др.; разработку и реализацию компьютерных баз данных, электронных учебников и т. д.; проведение видеоконференций с возможностью для зрителей позвонить по «горячей линии» и задать вопросы и т. д. Видеолекция также является эффективной формой дистанционного обучения, позволяющей охватить большое количество слушателей, активизирующей мыслительную дельность студентов и мотивирующей на самостоятельный поиск в рамках изучаемой дисциплины.
Заключение. В связи с тем, что дистанционное образование обладает широким диапазоном мультимедийных, интерактивных, коммуникативных и технических возможностей, способствует формированию и развитию ИКТ-компетентности, расширяет спектр возможностей в плане использования разных информационных инструментов, оно может органически вплетаться в систему очного обучения или стать весомой альтернативой традиционному обучению. Эффективность и успех внедрения дистанционных технологий образования зависят от грамотной и качественной организации образовательного процесса и использования эффективных форм обучения.
Ключевые слова: цифровизация образования, формы обучения, дистанционное образование, дистанционное обучение, принципы дистанционного образования, видиолекция, интернет, цифровые технологии.
Введение
Современное высшее образование стоит перед важной и актуальной проблемой разработки и реализации эффективных практик дистанционного образования. Большинство представленных работ по данной проблематике ссылаются на современную ситуацию, в частности пандемию СОУГО-19, что поспособствовало внедрению цифровой обра-
зовательной системы в практику стремительными темпами.
Несмотря на небольшой по времени опыт жизни и работы образовательных организаций в условиях пандемии, статистика уже свидетельствует о влиянии «дистанта» и «локдауна» на психическое и физическое здоровье всех участников образовательного процесса. В связи с чем грамотная орга-
низация дистанционного образования является если не панацеей, то реальным выходом в данной ситуации.
Считаем важным указать на то, что уже во втором десятилетии XXI в. скрупулезно анализировались самые разные вопросы по данной проблематике. Описание симбиоза теории и практики дистанционного высшего образования прослеживается в публикации А. Г. Соломчинского и Е. А. Та-ушкановой [1]. Анализ состояния и перспектив развития высшего образования дан Е. В. Романовым [2]. Суть «технологизации образовательного процесса» и особенности решения возникающих в связи с этим педагогических проблем раскрыты В. Е. Дерюга [3]. Стратегия развития цифрового общества в РФ на 2017-2030 гг. [4] стала важным документом, который не только определил пути развития цифрового общества России, но и закрепил необходимость реорганизации высшего образования в данном направлении.
Материал и методы
Методологической основой проведенного исследования явились современные психологические и философские положения теории личности и ее развития. Исследование проведено с применением теоретического и методологического анализа, метода педагогической интерпретации, сравнения, обобщения, конкретизации.
Дистанционное обучение рассматривается сегодня как эффективный инструмент организации образовательного процесса в высших учебных заведениях в современных условиях цифровой трансформации общества.
«Дистанционное обучение... форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [5, с. 142].
По мнению И. А. Кузнецовой, «дистанционное обучение должно быть построено с необходимым и достаточным уровнем качества обучения» [6]. Понятие «дистанционное обучение» тесно связано с понятием «дистанционное образование» как содержательно, так и технологически.
Так, А. А. Андреев четко характеризует понятие «дистанционное образование», указывая, что «дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достиже-
ние и подтверждение образовательного ценза» [7, с. 36].
«Дистанционное обучение - это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [8, с. 16].
Дистанционное обучение способствует преодолению разнообразных временных, пространственных и качественных ограничений. Цифровые технологии выступают действующим механизмом формирования цифровой культуры и разработки инновационной модели дистанционного обучения. Такие технологии, как показывает жизнь, приносят существенные социальные, образовательные, экономические эффекты [9, 10].
Ряд исследователей определяют цифровизацию образования как универсальный ключ к интеграции процессов жизнедеятельности в социальной, экономической, культурологической сферах: J. S. Brown [11], Y. B. Kolikant [12], M. Miah и A. Omar [13].
Результаты и обсуждение
Для достижения конкурентоспособности в современном мире высшие учебные заведения должны своевременно обновлять, а иногда и изобретать эффективные формы обучения, в том числе и дистанционные. Преподаватели, в свою очередь, должны владеть информацией о том, как студенты используют образовательные технологии, и внедрять наиболее эффективные из них в процесс образования, обучения и коммуникации, поддерживая, таким образом, интерес студентов, их мотивацию, любознательность и естественное стремление к деятельности познания и открытия [14].
Дистанционное образование включает в себя не только процесс передачи информации, но и различные аспекты качества, начиная от организационных вопросов, технологической инфраструктуры и заканчивая педагогическими подходами. Процесс цифровизации образования позволяет использовать административные решения, системы защиты данных, системы обнаружения мошенничества, плагиата, хранения исследовательских данных, библиотечные услуги и разнообразные учебные ресурсы, а также возможности для улучшения сотрудничества между образовательными учреждениями. Кроме того, цифровизация образования
требует определенных компетенций для тех, кто в ней участвует. Таким образом, дистанционное образование - это многоуровневая образовательная система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения. Отметим, что дистанционное образование как образовательная система и дистанционное обучение как целенаправленный многофакторный процесс оказывают существенное влияние на развитие личности как преподавателя, так и студента. Как показывает анализ исследований, актуальным остается вопрос о том, позволяет ли в новых условиях «дистант» по-прежнему быть вместе или же все-таки ведет к разобщению.
Экономические, социальные, культурологические и другие процессы, происходящие в социуме на современном этапе, активно меняют все сферы жизнедеятельности человека - в первую очередь сферу образования, и эффективные практики дистанционного образования могут стать механизмом, запускающим процессы образовательной модернизации. Следовательно, дистанционное образование сегодня - это необходимая данность, особенно в высшем образовании.
Дистанционное образование имеет следующие характерные черты:
Гибкость, позволяющая слушать и смотреть видеолекции на видеохостинге УоиТиЬе; присутствовать на консультациях и собеседованиях, т. е. работать так, как удобно, выбирая время, темп, ритм работы, рабочее пространство и т. п., при обязательном условии подключения к интернету.
Модульность, способствующая систематизации знаний у обучающихся и облегчающая процесс контроля за освоением материалов дисциплины со стороны преподавателя.
Инновационный контроль качества, состоящий из фиксации присутствия в чате во время видеолекции; разработки, реализации и защиты курсовых проектов и выпускных квалификационных работ; интерактивного участия в практических занятиях; выполнения творческих заданий; тестирования и т. п.
Ролевой репертуар преподавателя в качестве тьютора, сопровождающего студента в процессе модульного освоения дисциплины; координатора, контролирующего познавательные процессы студентов; корректора, своевременно регулирующего ход учебного процесса в условиях дистанционного образования; консультанта, помогающего в разработке индивидуального учебного плана, в успешном овладении студентом образовательным маршрутом в целом и в рамках отдельной учебной дисциплины; руководителя, управляющего выполнением курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, научно-исследовательской деятельностью студентов и т. п.
Экономическая выгода, достигающаяся унификацией содержания учебного материала, адресо-ванностью технологий дистанционного образования на большое количество студентов, эргономичным использованием оргтехники, учебных площадей и т. д.
Перечислим и специфические принципы дистанционного образования, выделенные в опоре на исследования А. А. Андреева [7, 8], А. Н. Корнеева [15], Е. С. Полат [16], С. В. Гурьева [17], А. В. Хуторского [18] и других ученых, теоретиков, методистов, практиков:
- принцип свободного доступа, где отражается важнейшее условие дистанционного образования -получение образования свободно, на общих основаниях; доступно - при наличии точки доступа к интернету; безбарьерно - обучение в привычных комфортных условиях для всех без исключения;
- принцип дистанционности, который предполагает «удаленную» работу студента, при том что взаимодействие с педагогом минимально, а уровень самостоятельности - максимальный;
- принцип интерактивности, позволяющий демонстрировать студентам внутреннюю активность при их активной коммуникации друг с другом и при взаимодействии с преподавателем;
- принцип идентификации, который устанавливает право на идентификацию личности студента с целью контроля за процессом обучения;
- принцип адекватности и целесообразности использования IT-технологий закрепляет необходимость использования обозначенных технологий и характеризуется как ведущий педагогический принцип. Он требует содержательной качественной оценки всех этапов проектирования, организации, анализа и рефлексии функционирования системы дистанционного образования.
Кроме того, к технологиям дистанционного образования, прекрасно себя зарекомендовавшим и потому имеющим условный статус «эффективных форм», могут быть отнесены следующие:
- разработка и реализация перечня литературы, необходимой для освоения дисциплины (основной и дополнительной); перечня ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины; современных профессиональных баз данных и информационных справочных систем; учебно-методических комплектов литературы и заданий;
- рассылка материалов по электронной почте от преподавателя студентам, между студентами, от студента преподавателю и т. п.;
- организация и проведение дискуссий в формате онлайн с использованием компьютерных сетей (проведение конференций на облачных платформах ZOOM, Jitsi в приложении для видеоконфе-
ренций с открытым исходным кодом, образовательной онлайн-платформе Учи.ру и т. п.), смартфонов (например, бесплатного приложения ^Ьа18Лрр и др.);
- разработка и реализация самых разных материалов, в том числе и в электронном виде: компьютерной образовательной среды вуза, компьютерной базы данных, электронных учебников;
- видеоконференций путем телевизионной трансляции с обратной связью по телефону (аналогично телепередачам в прямом эфире с возможностью для зрителей позвонить по «горячей линии» и задать свои вопросы); двунаправленных видеоконференций с использованием компьютерных сетей; двунаправленных видеоконференций с использованием спутниковых телемостов.
К эффективным формам дистанционного образования при дистанционном обучении мы относим видеолекцию. Видеолекция, по мнению исследователей и методистов Е. Н. Авдеева, Н. А. Лацко, О. В. Пихота, Е. Д. Сайто, это «тип лекции, учебного мероприятия, предназначенного для передачи обучающимся тематического содержания с целью формирования знаний либо представлений и использующего для этой цели видеоматериал, как правило, транслирующийся на экран, мониторы компьютеров либо интерактивную доску. Наиболее эффективно применение видеолекций в дистанционном обучении» [19, с. 24].
Видеолекции обладают широкими возможностями при чтении дисциплин общих в учебном плане различных направлений подготовки, например, таких как психология, педагогика и т. д. Такие видеолекции читаются всему потоку на УоиТиЬе, предоставляющем пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. В виртуальной образовательной среде вуза подобные видеолекции являются эффективной формой. В рамках данного вида работы возможно параллельно с чтением лекции демонстрировать сопровождающую ее мультимедийную презентацию, организовать контроль посещения через фиксацию присутствия студентов в чате и активную коммуникацию (вопрос-ответ и т. п.) там же. Материал видеолекции должен быть ясным, понятным, простым для восприятия. Выводы могут формулироваться обучающимися по итогам изученных (прослушанных и просмотренных) видеолекций самостоятельно.
Видеолекция - это, безусловно, эффективная форма организации обучения в условиях дистанционного образования. Она активизирует мыслительную дельность слушателей и мотивирует их на самостоятельный поиск и открытия в рамках изучаемой дисциплины. Кроме того, видеолекция определенным образом способствует развитию и
социальной активности обучающихся. Она помогает органически соединить учебную и внеучеб-ную деятельность студентов. Получив информацию на лекции, студент использует ее в социально значимой деятельности.
М. Херри, К. Рэдфорд и К. Шеклок перечисляют и анализируют варианты вовлечения студентов в учебную деятельность. Этому, по их мнению, помогает активное взаимодействие обучающихся друг с другом и преподавателем во время учебы (лекций, в том числе и видео; практических занятий) во внеаудиторной работе (в самых разных активностях, в том числе и социальных, на консультациях и т. п.) и везде, где и студенты, и преподаватели результативно сотрудничают [20].
Рассматривая систему дистанционного образования, нельзя не учитывать мнение его участников. Если рассматривать мнение студентов о системе дистанционного образования, то большинство из них выберет традиционную очную форму обучения. Тем не менее большая часть респондентов отмечает и положительные стороны данного процесса, который способствует формированию и развитию ИКТ-компетентности, расширяет спектр возможностей в плане использования разных информационных инструментов для активной коммуникации с преподавателем, другими студентами: e-mail, Skype, WhatsApp, Viber; видео-, аудио-, голосовые сообщения и т. п.
Взаимосвязь и взаимообусловленность очной формы и дистанционного обучения, совместная научно-исследовательская, учебно-методическая работа стимулируют познавательную инициативу, саморазвитие, самовоспитание, самообразование, стремление к личностному росту.
Заключение
Цифровизация затрагивает все сферы жизни современного общества, обладая широким диапазоном мультимедийных, интерактивных, коммуникативных и технических возможностей. Необходимость повсеместного введения дистанционного обучения в связи с создавшимися условиями позволила освоить ранее не применявшиеся инструменты электронного обучения, дистанционные образовательные технологии.
Творческое применение комплекса информационно-технических, учебно-методических средств в образовательном процессе позволяет воздействовать на формирование методологической культуры, ключевых компетенций и способностей обеспечивать результативность профессионально-личностного развития. Наличие продуктивных форм дистанционного образования, разработка конструктивных технологий дистанционного обучения и дистанционного образования, успех ди-
станционного обучения напрямую зависят от грамотной и качественной организации образовательного процесса.
На действенность дистанционного образования большое влияние оказывает преподавательский состав, позитивный климат, благожелательная
атмосфера совместного решения поставленных задач.
Дистанционное образование в условиях вынужденных ограничений как система имеет большое количество преимуществ и является значимой альтернативой традиционному обучению.
Список литературы
1. Сломчинский А. Г., Таушканова Е. А. Дистанционное высшее образование: симбиоз теории и практики // Электронный научный архив УрФУ. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50508/1/notv-2015-007.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
2. Romanov E. V. Higher education: Current state and development prospects // Ekonomicheskaya Politika. 2018. Vol. 13, is. 3. P. 182-205. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-3-08
3. Дерюга В. Е. Образование XXI века: что достается цифре, что остается учителю? // Развитие личности в условиях цифро-визации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина, 15-16 октября 2020 г. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2020. C. 13-21.
4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. URL: https://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203/strategiia-razvitiia-informatsionnogo-obshchestva-v/ (дата обращения: 17.04.2021).
5. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. М.: Академия, 2004. 208 с.
6. Кузнецова И. А. Оценка качества систем дистанционного обучения. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50508/1/notv-2015-007.pdf (дата обращения: 01.06.2021).
7. Андреев А. А., Солдаткин А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. 196 с.
8. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Открытое образование. 1998. № 4. С. 1619.
9. Green C. S., Bavelier D. Action video game modifies visual selective attention // Nature. 2003. Vol. 423, is. 6939. Р. 534-537. DOI: 10.1038/ nature01647
10. Peterson P. In the digital world, every district can compete with every other. Education Next, February 9, 2012. Accessed on 20th November 2019. URL: http://educationnext.org/in-the-digital-world-every-district-can-compete-with-every-other/ (дата обращения: 17.04.2021).
11. Brown J. S. Growing up digital: How the web changes work, education and the ways people learn // Change. 2005. Vol. 32, is. 2. P. 10-20. DOI: 10.1080/00091380009601719
12. Kolikant Y. B. Digital natives, better learners? Students' beliefs about how the internet influenced their ability to learn. Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26, is. 6. P. 1384-1391. DOI: 10.1016/j.chb.04.012
13. Miah M., Omar A. Technology advancement in developing countries during digital age // International Journal of Science and Applied Information Technology. 2012. Vol. 1, is. 1. P. 30-38. URL: https://www.researchgate.net/publication/330901911_ Impact_of_Advances_in_Mobile_Technology_on_Higher_Education_in_Developing_Countries (дата обращения: 02.06.2021).
14. Thirunarayanan M. O., Lezcano H., McKee M., Roque G. "Digital nerds" and "digital normal": Not "digital natives" and "digital immigrants" // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2011. Vol. 8, is. 2. P. 25-33. DOI: 10.5817/SP2014-4-8
15. Корнеев А. Н., Толоконникова Е. В. Дистанционное обучение: будущее развития образования: учеб.-метод. пособие. М.: Мир науки, 2019. URL: http://izd-mn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (дата обращения: 10.06.2021).
16. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005. № 4. С. 25-33.
17. Гурьев С. В. Современное дистанционное обучение. М.: Русайнс, 2018. 118 с.
18. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. 2002. № 36. С. 26-30.
19. Авдеева Е. Н., Лацко Н. А., Пихота О. В., Сайто Е. Д. Разработка видеолекции: методические рекомендации. Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2019. 32 с.
20. Xerri M. J., Radford K., Shacklock K. Student engagement in academic activities: a social support perspective // Higher education. 2018. Vol. 75. P. 589-605. DOI: 10.1007/s10734-017-0162-9
Кондакова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 07.07.2021
DOI 10.23951/1609-624X-2021-5-62-68
BASIC FORMS OF TRAINING ORGANIZATION IN THE UNIVERSITY UNDER THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION
I. V. Kondakova
Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation
Introduction. Distance education at the present stage of the development of world educational practice has become global. The range of educational services has expanded significantly; the number of educational organizations and institutions involved in this form of education has increased; a huge number of students use the Internet, gadgets and knowledge-based services. Distance education allows, if necessary, using the Internet to obtain "remote" education. This need today has become the epidemiological situation in the world with the spread of infection caused by coronavirus SARS-CoV-2 (2019-nCoV).
The aim of the study was to analyze and characterize the main effective forms of organizing education in higher education in the new conditions of organizing the educational process.
Material and methods. The material for the study was the work of domestic and foreign researchers, considering the problems and advantages of distance education: A. A. Andreeva, I. A. Kuznetsova, A. G. Slomchinskaya, E. A. Taushkanova, J. S. Brown, Y. B. Kolikant, M. Miah & A. Omar, as well as materials obtained during practical work under the conditions of "distance" in Bunin Yelets State University. Theoretical and methodological analysis, comparison, method of pedagogical interpretation of data, generalization, concretization were used as methods in the work. The methodological basis of the study was the main modern psychological, sociological and philosophical provisions of the theory of personality and its development.
Results and discussion. Distance education has a number of characteristic features: flexibility, modularity, innovative control of the quality of education, role repertoire of the teacher, economic benefit, etc., as well as specific principles: the principle of free access, the principle of distance, the principle of interactivity, the principle of identification, the principle of adequacy and expediency of using digital technologies in distance education. The introduction of distance education contributes to the emergence of new, more effective educational forms, the development of which is based on the listed characteristics. As effective forms of distance education, one can consider the development and implementation of the necessary for mastering the discipline of the list of basic and additional literature, educational and methodological sets of literature and tasks; sending educational materials to both students and teachers from students, using e-mail (in e-mail).; organization and conduct of discussions and consultations in online format using cloud platforms ZOOM, Jitsi, etc., free application WhatsApp for personal smartphones, social network VKontakte, application Telegram, etc.; development and implementation of computer databases, electronic textbooks, etc.; videoconferences similar to live TV shows with the opportunity for viewers to call the "hotline" and ask their questions, etc. Video lecture is also an effective form of distance education, allowing to reach a large number of students, activating the mental delicacy of students and motivating for independent search within the framework of the studied discipline.
Conclusion. In modern conditions, the use of remote educational technologies has a large number of advantages. Since distance education has a wide range of multimedia, interactive, communicative and technical capabilities, contributes to the formation and development of ICT competence, expands the range of opportunities for the use of various information tools, it can organically weave into the full-time learning system, or become a significant alternative to traditional learning. The effectiveness and success of the introduction of distance education technologies depend on the competent and high-quality organization of the educational process and the use of effective forms of education.
Keywords: digitalization of education, distance education, forms of education, distance learning, principles of distance education, video lectures, the Internet, digital technologies.
References
1. Slomchinskiy A. G., Taushkanova E. A. Distantsionnoye vyssheye obrazovaniye: simbioz teorii i praktiki [Distance higher education: symbiosis of theory and practice]. Elektronnyy nauchnyy arkhiv UrFU [Electronic Scientific Archive of UrFU] (in Russian). URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50508/1/notv-2015-007.pdf (accessed 17 June 2021).
2. Romanov E. V. Higher education: Current state and development prospects. Ekonomicheskaya Politika - Economic policy, 2018, vol. 13, no. 3, pp. 182-205. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-3-08.
3. Deryuga V. E. Obrazovaniye XXI veka: chto dostayetsya tsifre, chto ostayetsya uchitelyu? [Education of the 21st century: what does the figure get, what is left for the teacher?]. Razvitiye lichnosti v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya: ot nachal'noy k vysshey shkole: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, priurochennoy k 45-letiyu podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya nachal'noy shkoly v Eletskom gosudarstvennom universitete im. I. A. Bunina, 1516 oktyabrya 2020 goda [Personal development in the context of digitalization of education: from elementary to higher education: materials of the Russian national scientific conference with international participation, timed to coincide with the 45th anniversary
of the training of teachers for elementary schools at Bunin Yelets State University, October 15-16, 2020]. Yelets, Bunin Yelets State University Publ., 2020. Pp. 13-21 (in Russian).
4. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody [Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030] (in Russian). URL: https://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203/strategiia-razvitiia-informatsionnogo-obshchestva-v/ (accessed 17 April 2021).
5. Zubov A. V. Informatsionnye tekhnologii v lingvistike [Information technology in linguistics]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 208 p. (in Russian).
6. Kuznetsova I. A. Otsenka kachestva sistem distantsionnogo obucheniya [Quality assessment of distance learning systems] (in Russian). URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50508/1/notv-2015-007.pdf (accessed 1 June 21).
7. Andreyev A. A., Soldatkin A. A. Distantsionnoye obucheniye: sushchnost', tekhnologiya, organizatsiya [Distance learning: essence, technology, organization]. Moscow, Publishing house MESI Publ., 1999. 196 p. (in Russian).
8. Andreyev A. A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya "distantsionnoye obucheniye" [On the question of the definition of the concept of "distance learning"]. Otkrytoye obrazovaniye - Open Education, 1998, no. 4, pp. 16-19 (in Russian).
9. Green C. S., Bavelier D. Action video game modifies visual selective attention. Nature, 2003, vol. 423 (6939), pp. 534-537. DOI: 10.1038 / nature01647
10. Peterson P. In the digital world, every district can compete with every other. Education Next, February 9, 2012. Accessed on 20th November 2019. URL: http://educationnext.org/in-the-digital-world-every-district-can-compete-with-every-other/ (accessed 17 April 2021).
11. Brown J. S. Growing up digital: How the web changes work, education and the ways people learn. Change, 2005, vol. 32 (2), pp. 10-20. DOI: 10.1080/00091380009601719
12. Kolikant Y. B. Digital natives, better learners? Students' beliefs about how the internet influenced their ability to learn. Computers in Human Behavior, 2010, vol. 26, iss. 6, pp. 1384-1391. DOI: 10.1016/j.chb.04.012
13. Miah M., & Omar A. Technology advancement in developing countries during digital age. International Journal of Science and Applied Information Technology, 2012, vol. 1 (1), pp. 30-38. URL: https://www.researchgate.net/publication/330901911_Impact_ of_Advances_in_Mobile_Technology_on_Higher_Education_in_Developing_Countries. (accessed 2 June 2021).
14. Thirunarayanan M. O., Lezcano H., McKee M., & Roque G. "Digital nerds" and "digital normal": Not "digital natives" and "digital immigrants". International Journal of Instructional Technology and Distance Learning, 2011, vol. 8, iss. 2, pp. 25-33. DOI: 10.5817/SP2014-4-8
15. Korneyev A. N., Tolokonnikova E. V. Distantsionnoye obucheniye: budushcheye razvitiya obrazovaniya. Uchebno-metodicheskoyeposobiye [Distance learning: the future of education development. Study guide]. Moscow, Mir nauki Publ., 2019 (in Russian). URL: http://izd-mn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (accessed 10 June 2021).
16. Polat E. S. Organizatsiya distantsionnogo obucheniya v Rossiyskoy Federatsii [Organization of distance learning in the Russian Federation]. Informatika i obrazovaniye - Computer science and education, 2005, no. 4, pp. 25-33 (in Russian).
17. Gur'yev S. V. Sovremennoye distantsionnoye obucheniye [Modern distance learning]. Moscow, Rusaynes Publ., 2018. 118 p. (in Russian).
18. Khutorskoy A. V. Distantsionnoye obucheniye i ego tekhnologii [Distance learning and its technologies]. Komp'yuterra -Computerra, 2002, no. 36, pp. 26-30 (in Russian).
19. Avdeyeva E. N., Latsko N. A., Pikhota O. V., Sayto E. D. Razrabotka videolektsii: metodicheskiye rekomendatsii [Development of a video lecture: guidelines]. Yuzhno-Sakhalinsk, IROSO Publ., 2019. 32 p. (in Russian).
20. Xerri M. J., Radford K. & Shacklock K. Student engagement in academic activities: a social support perspective. Higher education, 2018, vol. 75, pp. 589-605. DOI: 10.1007/s10734-017-0162-9
Kondakova I. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]