Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СУИЦИДОВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СУИЦИДОВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
585
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СУИЦИДОВ / БУЛЛИНГ / ADOLESCENT SUICIDE / SUICIDAL BEHAVIOR / SOCIAL MEDIA / THE PREVENTION OF SUICIDE / BULLYING / ЖАСөСПіРіМНің СУИЦИДі / өЗіН-өЗі өЛТіРУ әРЕКЕТі / әЛЕУМЕТТіК МЕДИА / СУИЦИДТің АЛДЫН АЛУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кожахметова Раушан Жайыковна, Тынышбаева Ане Арзиевна

Самоубийство всегда вызывало большой интерес у ученых, но в течение длительного времени это было темой для рассмотрения медицины, психологии и философии, но не правовой науки. Только узкий круг криминальных суицидов (в основном в виде физического и психического насилия), вызванный внешним воздействием, вызвал интерес криминалистов и криминологов. В настоящее время необходимо пересмотреть подходы к пониманию правового суицида в условиях современного информационного общества, на сознание и поведение которого целенаправленно влияют многие субъекты. В современных условиях стремление человека «уйти из жизни» часто складывается под влиянием деструктивного информационного воздействия. Наиболее остро стоит проблема суицида детей и подростков.В практической деятельности государством приняты ряд программ по превенции суицидов среди несовершеннолетних, которая в большей части возложена на органы здравоохранения и образования. Для решения указанных проблемных вопросов в сфере безопасности детей в Казахстане приняты ряд нормативно-правовых актов по предупреждению суицидов несовершеннолетних, в текущем году утверждена Дорожная карта по усилению защиты прав ребенка, противодействию бытовому насилию и решению вопросов суицидальности среди подростков на 2020 - 2023 годы.Вместе с тем, предупреждение суицидов несовершеннолетних не возможно без эффективного механизма взаимодействия государственных органов и общественных организаций, использования международного опыта.В статье рассмотрены факторы, влияющие на проблемы предупреждения суицидов несовершеннолетних, раскрыты причины суицидов в настоящее время. Рассмотрены правовые аспекты предупреждения суицидов несовершеннолетних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кожахметова Раушан Жайыковна, Тынышбаева Ане Арзиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FACTORS INFLUENCING THE PROBLEMS OF SUICIDE PREVENTION AMONG MINORS

The phenomenon of self-infiicted death has aroused the interest of scientists since ancient times, but for a long time it has been the subject of medical, psychological, and philosophical studies, but not of the law Sciences. Only a narrow circle of so-called criminal suicides, provoked by external infiuence (mainly in the form of physical and mental violence), aroused the interest of criminologists and criminologists. In the conditions of the modern information society, in which the consciousness and behavior of a person is purposefully infiuenced by a variety of subjects, it is necessary to review approaches to understanding criminal suicide. In modern conditions, a person’s desire to «leave life» is often formed under the infiuence of destructive information infuence.The problem of child and adolescent suicides is particularly acute.In practice, the state has adopted a number of programs to prevent suicide among minors, which are mainly assigned to the health and education authorities. To address these problematic issues in the eld of child safety, Kazakhstan has adopted a number of normative legal acts on the prevention of suicide of minors. this year, the Roadmap for strengthening the protection of children’s rights, countering domestic violence and addressing suicide among adolescents for 2020-2023 was approved.At the same time, it is impossible to prevent suicide of minors without an effective mechanism of interaction between state bodies and public organizations and the use of international experience.The article considers the factors that infiuence the problems of preventing suicide of minors, reveals the causes of suicide at the present time. Legal aspects of prevention of suicide of minors are

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СУИЦИДОВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК: 343.2/.7

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СУИЦИДОВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Кожахметова Раушан Жайыковна

Докторант 3 курса обучения Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, советник юстиции, Республика Казахстан, г. Нур-Султан; e-mail: rausssan1505@gmail.com

Тынышбаева Ане Арзиевна

Профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, доктор социологических наук, советник юстиции, Республика Казахстан, г. Нур-Султан; e-mail: 7172361@gmail.com

Ключевые слова: подростковый суицид, суицидальное поведение, социальные сети, предупреждение суицидов, буллинг.

Аннотация. Самоубийство всегда вызывало большой интерес у ученых, но в течение длительного времени это было темой для рассмотрения медицины, психологии и философии, но не правовой науки. Только узкий круг криминальных суицидов (в основном в виде физического и психического насилия), вызванный внешним воздействием, вызвал интерес криминалистов и криминологов. В настоящее время необходимо пересмотреть подходы к пониманию правового суицида в условиях современного информационного общества, на сознание и поведение которого целенаправленно влияют многие субъекты. В современных условиях стремление человека «уйти из жизни» часто складывается под влиянием деструктивного информационного воздействия. Наиболее остро стоит проблема суицида детей и подростков.

В практической деятельности государством приняты ряд программ по превенции суицидов среди несовершеннолетних, которая в большей части возложена на органы здравоохранения и образования. Для решения указанных проблемных вопросов в сфере безопасности детей в Казахстане приняты ряд нормативно-правовых актов по предупреждению суицидов несовершеннолетних, в текущем году утверждена Дорожная карта по усилению защиты прав ребенка, противодействию бытовому насилию и решению вопросов суицидальности среди подростков на 2020 - 2023 годы.

Вместе с тем, предупреждение суицидов несовершеннолетних не возможно без эффективного механизма взаимодействия государственных органов и общественных организаций, использования международного опыта.

В статье рассмотрены факторы, влияющие на проблемы предупреждения суицидов несовершеннолетних, раскрыты причины суицидов в настоящее время. Рассмотрены правовые аспекты предупреждения суицидов несовершеннолетних.

КЭМЕЛЕТКЕ ТОЛМАГАНДАР АРАСЫНДА СУИЦИДТЩ АЛДЫН АЛУ ПРОБЛЕМАЛАРЫНА ЬЩПАЛ ЕТЕТ1Н НЕГ1ЗГ1 ФАКТОРЛАР

Раушан Жайы^кызы ^ожахметова

Казацстан Республикасы Бас прокуратурасыныц жанындагы цуцыц цоргау органдары Академиясыныц 3 оцу жылыныц докторанты, эдглет кецесшгсг, Казацстан Республикасы, Нур-Султан ц.; e-mail: rausssan1505@gmail.com

Ане Арзиевна Тынышбаева

Казацстан Республикасыныц Бас прокуратурасы жанындагы Куцыц цоргау органдары академиясыныц элеуметтт-гуманитарлыц пэндер кафедрасыныц профессоры, элеуметтану гылымдарыныц докторы, эдглет кецесшгсг, Казацстан Республикасы, Нур-Султан ц., e-mail: 7172361@gmail.com

ТYйiн свздер: жасеспгргмшц суицидг, взгн-взг влтгру эрекетг, элеуметтгк медиа,суицид-тщ алдын алу, буллинг

Аннотация. Оз1н-ез1 влтгру цубылысы галымдардыц цызыгушылыгын тудырды, бграц узацуацыт бойы бул медицина, психология жэне философичны царастыру тацырыбы болды, бграц цуцыцтыц цикл гылымдары емес. Сыртцы эсерден туындаган цылмыстыц суицидтердщ тар шецберг гана (нег\з\нен физикалыц жэне психикалыц зорлыц-зомбылыц туртде) кримино-логтар мен криминологтардыц цызыгушылыгын тудырды. Адамныц санасы мен мтез-цулцы-на квптеген субъектшер мацсатты эсер ететт цазгргг ацпараттыц цогам жагдайында цылмыстыц суицидтг тYсiну тэсшдерт цайта царау цажет. К^аз\рг\ жагдайда адамныц «вмгрден кетуге» деген умтылысы квбшесе деструктивтг ацпараттыц эсердщ эсергнен цалыптасады. ЭЫресе балалар мен жасвстргмдердщ суицид проблемасы етк1р болып табылады.

1с жузтде Мемлекет кэмелетке толмагандар арасында суицидтщ алдын алу бойынша вгрцатар багдарламалар цабылдады, олар неггзтен денсаулыц сацтау жэне бшм беру орган-дарына ЖYктелген. Балалардыц цаутЫздт саласындагы аталган проблемалыц мэселелердг шешу ушт Цазацстанда кэмелетке толмагандардыц суицидтершц алдын алу бойынша бгрца-тар нормативтж-цуцыцтыц акттер цабылданды, агымдагы жылы бала цуцыцтарын цорга-уды кушейту,\ турмыстыц зорлыц - зомбылыцца царсы ¡с-цимыл жасау жэне жасестргмдер арасында суицидтгк мэселелерт шешу жешндегг 2020-2023 жылдарга арналган Жол карта-сы бекгтглдг.

Сонымен цатар, мемлекеттж органдар мен цогамдыц уйымдардыц езара iс-цимылыныц тшмдг теттнЫз, халыцаралыц тэжiривенi пайдаланбай кэмелетке толмагандардыц суицидтершц алдын алу мYмкiн емес.

Мацалада кэмелетке толмагандардыц ез-езте цол жумсауыныц алдын алу проблемала-рына эсер ететт факторлар царастырылган, цазiргiуацытта ез-езте цол жумсау себептерi ашылган. Кэмелетке толмагандардыц суицидтершц алдын алудыц цуцыцтыц аспектiлерi ца-ралды.

THE MAIN FACTORS INFLUENCING THE PROBLEMS OF SUICIDE PREVENTION AMONG MINORS

Kozhakhmetovа Raushan

3 year old doctoral studentAcademe of Law Enforcement Agencies under the General Prosecutor's office of the Republic of Kazakhstan, Justiceadviser, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: rausssan1505@gmail.com

Tynyshbayeva Ane Arzievna

Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines of the Academy of Law Enforcement Agencies under the General Prosecutor's office of the Republic of Kazakhstan, Doctor of Sociological Sciences, Counselor of Justice, Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan; e-mail: 7172361@gmail.com

Keywords: adolescent suicide, suicidal behavior, social media, the prevention of suicide, bullying

Abstract. The phenomenon of self-inflicted death has aroused the interest of scientists since ancient times, but for a long time it has been the subject of medical, psychological, and philosophical studies, but not of the law Sciences. Only a narrow circle of so-called criminal suicides, provoked by external influence (mainly in the form of physical and mental violence), aroused the interest of criminologists and criminologists. In the conditions of the modern information society, in which the consciousness and behavior of a person is purposefully influenced by a variety of subjects, it is necessary to review approaches to understanding criminal suicide. In modern conditions, a person's desire to «leave life» is often formed under the influence of destructive information influence.The problem of child and adolescent suicides is particularly acute.

In practice, the state has adopted a number of programs to prevent suicide among minors, which are mainly assigned to the health and education authorities. To address these problematic issues in the field of child safety, Kazakhstan has adopted a number of normative legal acts on the prevention of suicide of minors. this year, the Roadmap for strengthening the protection of children's rights, countering domestic violence and addressing suicide among adolescents for 2020-2023 was approved.

At the same time, it is impossible to prevent suicide of minors without an effective mechanism of interaction between state bodies and public organizations and the use of international experience.

The article considers the factors that influence the problems of preventing suicide of minors, reveals the causes of suicide at the present time. Legal aspects ofprevention of suicide of minors are considered.

Введение

Социальное дистанцирование и самоизоляция в период пандемия коронавируса существенно обострила социально - экономическое положение и эмоциональное самочувствие населения. Искусственная изоляция коснулась всех - детей и взрослых, многие семьи потеряли доходы, их нестабильность возросла. В такие периоды экономических кризисов и уязвимости в обществе теряются семейные ценности, связь поколений, что напрямую влияет на увеличение количеств самоубийств и попыток суицидов. Эти тенденции позволяют выявить, что за последние 45 лет на рубеже эпох средний мировой показатель суицидов возрос на 60%.

В Казахстане по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан за 9 месяцев 2020 года зарегистрировано 130 (282) оконченных и 252(148) попыток суицидов несовершеннолетних, наблюдается снижение на 54 и рост на 41% соответственно1.

За 9 месяцев 2020 года из общего количества суицидов 85 (98) совершено подростками мужского пола, по попыткам 190 (213) женского пола.

Во время карантина вдвое увеличилось количество попыток и завершенных суицидов, совершенных несовершеннолетними. Это означает, что на каждое самоубийство подростка, приходится как минимум 25 попыток самоубийства. И это даже не касается попыток суицида среди подростков и завершенных самоубийств, о которых никогда не слышали.

Статистика суицидов несовершеннолетних за 2017 - 9 месяцев 2020 годы выглядит следующим образом:

Статистика подростковых самоубийств коррелирует между полом и самоубийствами. Стоит отметить, что есть несколько очень четких указаний на то, что самоубийства у мужчин и женщин различаются, как попытки самоубийства, так и завершенные. Например, у мужчин в четыре раза больше шансов умереть от самоубийства, чем у женщин. Однако девочки-подростки более склонны к самоубийству, чем мальчики.

Таким образом, хотя девочки-подростки совершают больше покушений на свою жизнь, чем мальчики-подростки, мальчики с большей вероятностью совершат попытку самоубийства. Они не допускают вмешательства и с меньшей вероятностью «взывают о помощи» при попытке самоубийства, так как у мужчин часто мало возможностей для лечения, поскольку уровень их самоубийств выше, чем у женщин. Исследования показывают, что вполне серьезные мысли на тему самоубийства возникают у каждого пятого подростка [1, с. 24].

Суицид - это акт самоубийства, который совершается человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Необходимость борьбы с суицидальными проявлениями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей [2, с. 80].

Исторически, самоубийство всегда считалось деструктивным поведением в обществе, т.е. действие, направленное против лишения себя жизни, приравнивалось к действию против государства. Соответственно, суицидальное поведение человека в религиозных канонах также рассматривалось, как грех, нарушение поведения верующего человека.

1 Информационный сервис Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан https://qamqor.gov. kz/portal/page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat

Анализируя социальные истоки самоубийств, Р. Мертон подчеркивал, что «Суицид - это отклонение социально пассивного типа, вариант ретретизма, «ухода» от бед и горестей, от самой жизни. Самоубийство является двойной неудачей: невозможностью для человека проявить свою активность ни в социально одобряемых формах, ни через антиобщественную деятельность» [3].

По заявлению официального представителя ВОЗ, «самоубийство является главной проблемой духовного здоровья общества. Однако эту проблему можно решить, если общественность уделит ей больше внимания и правительства стран мира покажут, что намерены бороться с этим явлением» [4].

Основная часть

Попытки суицида подростка - это призыв о помощи. Многие подростки думают о смерти. Это может происходить по разным причинам и может привести к реальным покушениям на собственную жизнь. Необходимо понимать, что каждую попытку и причину, подтолкнувшую к ее совершению.

Уязвимость детей может быть обусловлено пубертантным периодом, когда только еще происходит формирование самосознание, чаще всего оно может на фоне многих других факторов, в том числе социально - психологического рода трудностями обусловливая возникновение депрессии у детей. Манифестация депрессии может обостряться и в результате гормональных изменений полового развития ребенка. По оценкам экспертов, подростковая депрессия поражает примерно одного из восьми подростков. Продолжаясь длительное время депрессия приводит к саморазрушающему поведению несовершеннолетнего, совершению поступков, связанных с риском, нанесение себе порезов, эксперименты и злоупотребление психоактивными веществами и даже самоубийство.

Обобщая анализ факторов, влияющих на самоубийство среди подростков - показывает, что очень серьезная проблема, которая тесно связана с множество негативных факторов и различных эмоциональных, социальных и семейных проблем, с которыми приходится им сталкиваться, на этом фоне многие несовершеннолетние обнаруживают, что у них возникают суицидальные мысли.

Взрослые являются ответственными за предотвращение подросткового самоубийства, наблюдение предупреждающих знаков подросткового суицида и понимание психологии детей являются в этом определяющими.

В этом возрасте, подросткам важен социум, в котором он общается, приоритетными в общении становятся сверстники, окружение, взрослые - уходят на второй план. Будучи еще детьми, они пытаются стать самостоятельны-

ми, отрываясь от взрослых, они еще не взрослые, но и уже не дети. Они начинают испытывать тревогу, так как не могут справиться сами с проблемами, с которыми сталкиваются как во внешнем мире, так происходящими конфликтами внутри его сознания. Этот период возрастного развития сопровождается свойственными им импульсивностью, чувствительностью, переживаниями. При невозможности разрешения проблемы подросток полагает, что суицид единственный способ разрешения проблемы.

Немаловажной причиной психологических проблем подростка является массовое, бесконтрольное использование гаджетов и недостаточная осведомленность родителей об опасности интернет-общения детей. Дети становятся все более уязвимыми для кибер-бул-линга и мошенничества в электронном пространстве. Ежедневно 6% детей сталкиваются в социальных сетях со случаями виртуального насилия, 8,5% - с пропагандой религии, 5% -с пропагандой суицида, 86% - положительно относится к знакомствам в социальных сетях. В среднем около 36% родителей впервые, в рамках опроса, услышало о существовании в интернете различных видов травли и шантажа детей.

Отдаляясь от взрослых, несовершеннолетние могут не справиться с критической ситуацией из-за отсутствия способов решения проблемы. Переживая сильное эмоциональное напряжение, душевную боль, ощущение беспомощности они подходят к черте пред-суицидального поведения. Настороженность взрослых и социальных институтов общества к данной проблеме, должны сфокусироваться на том, о чем указывают исследователи Чупро-ва В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К., что «Сегодня в любом обществе люди постоянно находятся в состоянии риска. Хотя в благополучном, процветающем обществе могут доминировать одни риски, а в нестабильном, кризисном

- другие, избавиться от нарастающих угроз не удается никому» [5, с. 2]. Данный аспект указывает, на важность причин подростковой депрессии, среди которых, не только социально-психологическая незащищенность несовершеннолетнего в социуме, учебном классе, образовательном учреждении, но отсутствия доверия к взрослым.

Как показывает анализ формирования предсуицидального поведения несовершеннолетнего является и другой важный фактор

— это формирование отношения ребенка к родителю и установления доверия к нему происходит через манеру общения, фразы. Для установления контакта родители должны понимать чувства и переживания, которые испытывает подросток в трудной ситуации, признания подростка, как личности. Подтверждение

любви, внимания со стороны родителей необходимо ребенку ежедневно, несмотря на имеющуюся популярность среди сверстников. В случае ее отсутствия в семье - он ищет ее в школе, увлечениях. Простое социальное взаимодействие в обществе помогает жить. Какое оно будет - зависит от получения признания несовершеннолетнего как личности, его интересов в обществе. Подросток будет искать соответствующий его интересам социум, где он будет признан как личность. Таким может стать спортивный клуб либо противоположные интересы - алкоголь, наркотики.

Большинство родителей не воспринимают проблемы подростка как значимые. Дети становятся такими, какими их хотят видеть родители - «не проблемными». Несовершеннолетний ребенок, разрешая свои проблемы самостоятельно, остается один на один со своими мыслями, предположениями и страхами. В дальнейшем появляется страх перед родителями. Возникает ощущение собственного бессилия. Подростковое мышление не справляется с такой нагрузкой, им сложно говорить о чувствах, не знают, какая им помощь нужна и как ее просить.

Существенной проблемой по оказанию помощи несовершеннолетним является то, что в обществе существуют семьи, которые скрывают попытки совершения суицидов детей и не обращаются за помощью к квалифицированным специалистам, полагая, что такие обращения повлекут нежелательные в будущем для ребенка последствия, как невозможность поступления на воинскую службу, учебу, трудоустройство в правоохранительные органы. Поэтому количество попыток совершения суицидов намного больше официальной регистрации.

Важно серьезно отнестись к предупреждающим признакам самоубийства среди подростков и обратиться за помощью, если вы думаете, что знаете подростка, склонного к суициду. Важно следить за двумя или тремя признаками депрессии или даже суицидальных мыслей подростка.

Признаки суицидального плана:

- подросток начинает раздавать любимые вещи или обещать их друзьям и членам семьи.

- выбрасывает важные вещи.

- проявляет признаки крайней бодрости после периодов депрессии.

- создает предсмертные записки.

- иногда выражает странные или тревожные мысли. «Я подумываю о самоубийстве», или «Я хочу убить себя», или «Я хочу умереть», «Я хочу, чтобы ты кое-что знал, на случай, если со мной что-то случится» или «Я больше не буду тебя беспокоить».

Один из наиболее эффективных способов предотвратить суицид среди подростков - распознать признаки суицидальных мыслей

и чувств и обратиться за профессиональной помощью.

Существуют несколько факторов риска, связанных с попыткой самоубийства:

1. История семьи. Это может включать в себя семейный анамнез самоубийств, психических расстройств и/или злоупотребления психоактивными веществами (наркотиками или алкоголем).

2. Злоупотребление психоактивными веществами, наркотиками, алкоголем. Употребление легальных или запрещенных наркотиков, алкоголя и других веществ может вызвать чувство зависимости, болезни и депрессии. Чувство неконтролируемости и бессилия из-за предписаний о наркотической или алкогольной зависимости может быть основным фактором риска попытки самоубийства подростка.

3. Жестокое обращение и насилие. Жестокое обращение - психическое, эмоциональное, физическое или сексуальное - может увеличить вероятность попытки самоубийства.

При необходимости лечения от суицидальных мыслей или попытки самоубийства существуют три наиболее распространенных варианта:

Индивидуальная терапия. Данная стратегия лечения самоубийства, включает в себя терапию только для подростка, чтобы помочь ему или ей справиться с чувствами и суицидальными мыслями.

Семейная терапия. Иногда семейная терапия лучше всего работает в случаях лечения подросткового суицида. Это может создать для подростка благоприятную среду, а также помочь семье научиться справляться с проблемой и работать вместе.

Госпитализация. В некоторых случаях необходимо предоставить подростку безопасную, безопасную среду под постоянным присмотром. В большинстве случаев стационарное лечение суицида включает терапевтические аспекты и предлагает вид наблюдения, который может быть необходим в крайних случаях.

Многие подростковые самоубийства можно предотвратить, если будут обнаружены своевременно тревожные признаки и проведено соответствующее вмешательство. Каждый факт суицида говорит о сбоях в социальной системе общества.

В Казахстане основная деятельность по предупреждению суицидов возложена на органы здравоохранения и образования. Вместе с тем, если провести анализ суицидов с 2017 года по текущий период следует отметить, что в целом количество суицидов и попыток остается на прежнем уровне. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что деятельность государственных органов недостаточна, принимаемые мероприятия результатов не дают. Практика обращения родителей к психологам

не выработана. В свою очередь, психологи в организациях образования подвержены постоянной смене кадров, в связи с низкой оплатой труда. В результате ребенок остается без должной психологической помощи и в последующем вырастает с психологическими проблемами.

Для решения указанных проблемных вопросов в сфере безопасности детей в 2011-2015 годы в Казахстане была принята Государственная программа развития здравоохранения «Салауатты ^азацстан»2.

В 2014 году Восточный Казахстан и Кызы-лординская области стали объектами пилотного проекта профилактики суицидов среди несовершеннолетних. В реализации программы приняли участие областные департаменты по защите прав детей, управления образования, здравоохранения, Центр поддержки семьи и детства, международные эксперты по охране детства, представители детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

В специальном отчете для ООН оценена текущая ситуация по суицидам среди подростков и описаны рекомендации по профилактике мероприятий для подростков, скрининг и повышение осведомленности о суицидальном поведении и подготовке специалистов в области психического здоровья. Отмечена схожесть факторов риска самоубийства в Казахстане и других стран в мире.

По результатам Казахстану был предложен трехэтапный комплексный подход в профилактике суицидов среди подростков: повышение осведомленности и информированности подростков; обучение «тренеров» - лиц, способствующих раннему выявлению суицидентных подростков, получение знаний для распознавания предупреждающих признаков суицидного поведения; улучшение лечения подростков с проблемами психического здоровья и риском самоубийства, путем координации действий врачей, психологов органов здравоохранения и психологов органов образования.

Для решения проблем, связанных с предупреждением суицидов несовершеннолетних, исследователи К. Вассерман, Т. Дюрки, Д. Вассерман установили, что школьные психологии при работе с подростками по случаям попыток и оконченных самоубийств, на практике оказываются без какой-либо поддержки со стороны других структур. Психиатры органов здравоохранения указывали на отсутствие времени и полномочий для совместной работы со школьными психологами [6].

Данное мнение исследователей считаем актуальным на сегодняшний момент, поскольку взаимодействие психиатров с органами образования не регламентированы действую-

щим законодательством, в том числе и непосредственным нормативно-правовым актом - Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения» Республики Казахстан. Аналогичная практика отсутствия взаимодействия указанных органов складывается на территории и других областей страны.

Касательно принятых нормативно-правовых актов по предупреждению суицидов несовершеннолетних Правительством Казахстана в марте текущего года утверждена Дорожная карта по усилению защиты прав ребенка, противодействию бытовому насилию и решению вопросов суицидальности среди подростков на 2020 - 2023 годы.

Полагаем, что при реализации данной программы государственные органы должны понимать, что вопрос психического здоровья детей, в т.ч. суицидальное поведение, одна из ключевых проблем в сфере обеспечения здорового образа жизни несовершеннолетних. Региональные планы по предотвращению суицида, возложенные для исполнения на областные акиматы и нижестоящими руководителями каждой из участвующих организаций (например, школ, организаций здравоохранения и т.д.) не должны быть формальными. Для обеспечения успешной реализации данных планов каждое мероприятие должно быть точечно-направленным с психологической и социальной поддержкой конкретной выявленной семьи, интересов ребенка.

Вместе с тем, государственным организациям в сфере предупреждения суицидов необходимо тесное взаимодействие с общественными организациями и международный опыт сотрудничества с ними.

Одной из таких организаций является Международная ассоциация по предотвращению самоубийств (МАПС) - интернациональная организация, ставящая своей главной целью предотвращение суицида по всей планете. Основателями Международной ассоциации по предотвращению самоубийств являются Эрвин Рингел и Норман Фарбер, которые, по роду своей деятельности, были знакомы со статистическими данными, согласно которым, от самоубийств погибает больше людей, чем из-за всех войн и насильственных убийств вместе взятых.

В настоящее время по рекомендации МАПС, во многих странах и в Казахстане осуществляют свою работу службы предупреждения самоубийств. Это учреждение медицинской и социально-психологической помощи людям, которым необходима квалифицированная помощь. Работники ассоциации помогают лицам, выжившим при попытке суицида, а так-

2 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Салауатты Казахстан» на 2011-2015 годы // Астана, 2010.//https://online.zakon.kz/Document/?doc id=30861087#pos=2;-106

же пострадавшим от суицидального поведения.

В странах Европы с низким уровнем суицида имеются государственные программы по профилактике суицида и на это выделяются значительные средства. Опыт Дании и Венгрии (страны «рекордсмены суицидальности» 80-х годов ХХ века) показал высокую эффективность разработанных в этих странах программ профилактики суицида [7, с. 5].

Развитые страны пытаются решить вопрос роста суицида на государственном уровне. К примеру, в Японии при Правительстве организован штаб по профилактике суицида, в котором разработан специальный сайт для людей, испытывающих психологические трудности, их семей, друзей и коллег и с курсом обучения по улучшению атмосферы на рабочем месте и поддержанию психологического здоровья японцев. На улицах японских городов активисты общественных организаций раздают брошюры и листовки с рекомендациями по диагностике депрессивного состояния членов семьи.

В Финляндии, Норвегии, Швеции, Австралии и Новой Зеландии разработаны национальные стратегии, направленные на снижение суицида, особенно успешно в Нидерландах и Великобритании. В Эстонии, Франции, Канаде и США были разработаны малые глобальные национальные программы. Профилактика суицида должна быть непрерывной и последовательной, так как часто психологический стресс среди молодежи, связанный с трудностями детей, отсутствием социальной поддержки, финансовыми трудностями, хроническими заболеваниями и высоким уровнем потребления алкоголя, очень устойчивы. Краткосрочное образовательное вмешательство для стран с низкими и средними доходами и дальнейшие контакты для предотвращения суицида в течение полутора лет после исключения подростков из комнаты скорой помощи были неэффективными.

Многие мероприятия развитых стран направлены на улучшение жизненных или социальных навыков детей и подростков с целью преодоления стресса и улучшения индивидуального общения с окружающей средой. Этот вид вмешательства в основном используется в школах. Программа «The Friends Programme»-применяется в школах и медицинских учреждениях Австралии, Новой Зеландии, Канады, Великобритании, Ирландии, Германии, Финляндии, Нидерландов, США, Мексики, Норвегии и Португалии, которая помогает детям в возрасте от 7 до 11 лет и подросткам в возрасте от 12 до 16 лет преодолеть страх, беспокойство и депрессию, повысить устойчивость и самооценку, обучить познавательным и

эмоциональным навыкам в простом, но четко структурированном формате3.

Коррекция познавательного поведения этой программы включает десять сессий для ребенка и три сессии для родителей. Очень интересный опыт Германии, немецкая тренинго-вая программа «Coolness-training» направлена на молодых людей, которые остались в своей социальной среде, подвержены насилию и риску стать социальным маргиналом [8, с. 262]. Упражнения направлены на улучшение социальной компетентности (например, обучение способам урегулирования конфликтов), содействие спаду насилия и стимулирование действий других лиц по предупреждению насилия.

Финская программа «Time Out! Getting Life Back on Track» является примером эффективной, целенаправленной и перспективной всесторонней поддержки4. Для молодых парней программа предлагает частного консультанта, работающего в муниципальных социальных и медицинских учреждениях, а также обсуждаются перспективные и современные условия жизни, психическое здоровье, злоупотребление наркотиками и планы общего благосостояния. Подростки, участвующие в программе, получают поддержку и помощь. Консультант при необходимости приглашает воспользоваться другими социальными и медицинскими услугами. Программы, направленные на изменение поведения и обучение стратегии решения проблем, приводят к снижению суицидальных тенденций среди школьников, улучшению идентификации эго и жизненных навыков. Программы, направленные на повышение уровня знаний и социальную поддержку, эффективны для снижения риска суицида и повышения защитных факторов среди студентов [9, с. 3-18]. В ряде стран разработана четкая процедура контроля необходимости суицидального вмешательства на телефоны психологической помощи. Кроме консультанта по телефону, консультации включают в себя руководитель службы, сотрудники полиции, телефонные компании и мобильную помощь [10, с. 11]. Внешнее вмешательство определяется необходимостью сохранения жизни человека.

В Словении интернет-программа «THAT IS ME» направлена на предоставление информации подросткам и содействие их в решении проблем путем консультаций с постоянно доступной командой 30 экспертов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последнее время ответственность за признание признаков суицида во многих странах являлась исключительной компетенцией специалистов в области психического здоровья. В последнее время были предприняты усилия, чтобы научить других эффективно

3 Казахстанская правда //https://www.kazpravda.kz/fresh/view/preventivnii-podhod

4 Финская программа «Time Out! Getting Life Back on Track» // http://info.stakes.fi /aikalisa/EN.

реагировать на суицидальное поведение, в том числе специалистам первой медицинской помощи, операторам скорой сети, учителям и т. д. [11, с. 27]. Разработаны алгоритмы работы волонтеров с детьми, попавшими в кризисную ситуацию, определены требования к специалистам, оказывающим экстренную психологическую помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Многие программы, направленные на улучшение психического здоровья детей и подростков, а также на их воспитание, направлены на взаимодействия взрослых и детей. Консультативные программы для равных людей (сверстников) выявили, что учащиеся улучшают знания о факторах риска самоубийства, о том, как звонить в кризисный центр или оперативную сеть и как предложить другу консультации со специалистом. Несмотря на то, что четвертая часть учащихся говорит взрослым о том, что у друга есть идея самоубийства, участие родителей является эффективной мерой профилактики. Обучение в школе должно способствовать развитию у детей антисуицидальных барьеров: выраженная эмоциональная близость к близким; родственные обязанности; чувство общественного долга, понятие о чести, дружеская близость; зависимость от общественного мнения, особенно от мнения друзей; понятие о страхе, иждивенчестве суицида; наличие планов, определяющих цели в жизни. Следует помнить, что все эти факторы сложились на протяжении многих лет, поэтому работа по созданию антисуицидальных барьеров должна проводиться систематически в сознательной жизни ребенка.

Казахстанские ученые Г.А. Касен, П.Т. Абдуллаева разработали 4 принципа в психолого-педагогической профилактике суицидов: обратимости (поведения подростка), консолидации усилий (учебного заведения и семьи), отторжения (формирование антисуицидального барьера) и витализации сознания (укрепление жизненной силы человека). Формирование антисуицидального поведения несовершеннолетнего тесно связано социальными мерами профилактики [12].

Социально-психологические меры для предупреждения суицидов и суицидальных попыток необходимо образом должны быть связаны с пониманием того, что, устойчивые психологические навыки формируются в окружении ребенка с детства и до окончания учебы в образовательных учреждениях. В этом, ведущая роль принадлежит родителям, семье. Следующим шагом, для улучшения психологического поведения ребенка необходимо предусмотреть в образовательных учрежде-

ниях обязательные программы для родителей, обучение их навыкам общения с детьми в подростковый период, создания благоприятной среды в семье для взаимодействия с близкими людьми, исключения жестокого обращения с детьми (психологического или физического).

В случае, выявления несовершеннолетнего склонного к суицидальному поведению, необходимо проведение постоянного мониторинга социального положения семьи. В случае необходимости, во взаимодействии с другими государственными органами проводить мероприятия по оказанию реальной помощи по улучшению социальных условий семьи. Также психологам учреждений образования совместно со специалистами органов здравоохранения, ювенальной полицией на системной основе вести изучение истории семьи, фиксировать факты психического заболевания, девиантного поведения, злоупотребления наркотическими веществами, алкоголем. Установить с родителями несовершеннолетних детей доброжелательные контакты, помогающими им обращаться к специалистам служб социально-психологической поддержки образовательных учреждений. Профилактические меры по предупреждению суицида подростков, реализуемые в рамках семьи должны также предусматривать создание специализированных центров, ориентированных на сопровождение детей и семей. Для развития конструктивного отношения к жизни все дети должны быть вовлечены в творческую деятельность: участвовать в музыкальных или художественных школах, культурных и исторических клубах, в спортивных секциях, и т. д.

Правовые аспекты предупреждения суицидов. Организация системы предупреждения суицидов среди несовершеннолетних является не только объектом внимания психологических и социальных наук, но и правовой отраслью науки. Правовой аспект предупреждения суицидов несовершеннолетних регламентируется деятельностью правоохранительных органов. Исходя значения слов «правовой» (совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе), «аспект» (точка зрения)» предполагает закрепление понятия «суицида» в норме права5. В понятийном аппарате пункта 19 статьи 1 Закона «О правовых актах» правовым актом является письменный официальный документ установленной формы, содержащий нормы права или индивидуальные властные правовые предписания, принятый на республиканском референдуме либо уполномоченными органами6.

5 Толковый словарь Ожегова//https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=751

6 Закон Республики Казахстан «О правовых актах» //https://online.zakon.kz/document/?doc_ id=37312788#pos=3;-106

Вместе с тем, анализ показывает, что в действующем законодательстве имеются ряд законов, направленных на профилактику де-виантного поведения, бытового насилия, правонарушений несовершеннолетних, однако, отсутствуют нормы регулирующие правовые отношения в сфере взаимодействия институтов семьи и государственных и иных органов с целью предупреждения суицидов. В этой связи полагаем, что понятие «суицид» в правовом аспекте должно быть закреплено в действующих нормативных правовых актах.

К примеру, в Законе Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года № 591: дополнить статью 1 - понятием «суицид», «попытка суицида», в главе 2 - расширить категорию лиц, в отношении которых уполномоченные органы могут проводить профилактическую работу по предупреждению суицидов несовершеннолетних7.

В Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» от 29 декабря 2015 года №1098 внести следующие изменения: подпункт 2 пункт 19 дополнить словами следующего содержания «и предупреждения суицидов среди несовершеннолетних»8 Заключение

Изучение факторов, влияющих на проблемы предупреждения суицидов среди детей, позволят решить эффективность существующих механизмов превенции суицидов. Социально - психологические и правовые подходы данной проблемы помогут решить ряд важных задач в практическом применении разработанных новых механизмов по совершенствование законодательства, деятельности государственных органов и общественных организаций.

На основании проведённого исследования детских суицидов, сформулированы ряд рекомендаций по их снижению в Казахстане:

для государственных органов, профилактику суицидов поставить приоритетным направлением и создать структуры управления на республиканском, территориальном уровнях;

на системном уровне, в ходе работы с несовершеннолетними специалистам в данной сфере выявлять факторы, влияющие на воз-

никновение основных проблем по предупреждению суицидов среди несовершеннолетних;

при разработке программ для предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних учитывать возраст подростка и социально - психологические особенности развития. В возрасте с 12-14 лет формировать социальные навыки, умения взаимодействовать в коллективе, адаптации в обществе. В возрасте с 15-18 лет направить воспитание на формирование и достижения целей, адаптации в трудных жизненных ситуациях;

для эффективного взаимодействия и сотрудничества между разными органами и службами, в сфере профессиональной деятельности педагогов, психологов, социальных работников и врачей необходимо объединение квалифицированных специалистов в области исследований, профилактики суицида в Национальный координационный центр, с созданием специализированных служб охраны психического здоровья. С наделением их функций, для предупреждения суицидов несовершеннолетних применять автоматизированные системы мониторинга социальных сетей;

для повышения эффективности работы направлять сотрудников государственных организаций в рамках международного сотрудничества и обмена опытом по предупреждению суицидов несовершеннолетних в общественные организации зарубежных стран. Для доступности услуг, данные службы, необходимо организовывать вне психиатрических поликлиник, поскольку родителям не комфортно обращаться за психологической помощью для своих детей в медицинские учреждения, обладающим специализированным статусом психиатрических лечебниц;

информация о суициде несовершеннолетним должна даваться в соответствии с уровнем психологической подготовленности взрослых и возраста детей в русле сформированных ценностей жизни и развития навыков стрес-соустойчивости и жизнелюбивой позиции.

Повышение общего уровня осведомленности общественности о проблемах психического здоровья, способах решения приведет к повышению активности и бдительности по предупреждению суицидов, расширению предупредительных и профилактических мер, повышению качества социальной сферы государства и идеологии общественного здоровья.

7 Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года № 591 // https://online.zakon.kz/ document/?doc id=1049318

о —

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» от 29 декабря 2015 года №1098 // https://online.zakon.kz/document/?doc id=38433896

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева С.И., Горохова Р.И. Социальные, этнические и личностные аспекты суицидальной активности населения // Электронный ресурс/URL:www.iriss.ru/attach_download?object_ id=000150071347&attach_id=000444.

2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.

3. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. - 1992. - №3. - С. 91-96.

4. Смирнова А. Опасный возраст // Спортивная жизнь России. - 2007. - №8. - С. 24-26.

5. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. Второе издание. - М.: Наука, 2003. - 231 c.

6. Вассерман К., Дюрки Т., Вассерман Д. Исследование распространенности, глубинных причин и факторов риска и защиты в области суицида и суицидальных попыток в Республике Казахстан // Астана, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан. - 2014. -108 с.

7. Patel V., Thara R. Meeting the mental health needs of developing countries: NGO innovations in India. - New Delhi: Sage, 2003. - Р. 5.

8. France K. Crisis intervention. A Handbook of Immediate Person-to-Person Help. 2-nd ed. -USA, Illinois, Springfi eld: Charles Thomas Publisher, 1990. - 262 p.

9. Soares-Lindberg M. Fryshusets Natvandrare (web coashes) // Presentation in the thematic conference «Promation of mental health and well-being of children and young people-Making it happen», 29-30.9.2009. - Stockholm, Sweden, 2009.

10. Braddick F., Carral V., Jenkins R., & Jane-Llopis E. Child and Adolescent Mental Health in Europe: Infrastructures, Policy andProgrammes. - Luxembourg: European Communities, 2009. - P. 11.;

11. Callahan J. Negative effects of school suicide postvention program - a case example // Crisis. The Journal of Crisis Intervention and Suicide Prevention. - 1996. - Vol. 17, № 3. - P. 27.

12. Касен Г.А., Абдуллаева П.Т. К вопросу разработки научно-обоснованных принципов профилактики проблем суицида среди молодежи // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». №1 (41). 2014.- С.73-74

REFERENCES

1. Alekseeva S.I., Gorohova R.I. Social'nye, jetnicheskie i lichnostnye aspekty suicidal'noj aktivnosti naselenija // Jelektronnyj resurs/URL:www.iriss.ru/attach_download?object_ id=000150071347&attach_id=000444.

2. Klejberg Ju.A. Psihologija deviantnogo povedenija. - M.: TC «Sfera», pri uchastii «Jurajt-M», 2001. - 160 s.

3. Merton R.K. Social'naja struktura i anomija //Sociologicheskie issledovanija. - 1992. - №3. - S. 91-96.

4. . Smirnova A. Opasnyj vozrast // Sportivnaja zhizn' Rossii. - 2007. - №8. - S. 24-26.

5 Chuprov V.I., Zubok Ju.A., Uiljame K. Molodezh' v obshhestve riska. Vtoroe izdanie. - M.: Nauka, 2003. - 231 c.

6. Vasserman K., Djurki T., Vasserman D. Issledovanie rasprostranennosti, glubinnyh prichin i faktorov riska i zashhity v oblasti suicida i suicidal'nyhpopytok v Respublike Kazahstan //Astana, Detskij fond OON (JuNISEF) v Respublike Kazahstan. - 2014. - 108 s.

7. Patel V., Thara R. Meeting the mental health needs of developing countries: NGO innovations in India. - New Delhi: Sage, 2003. - R. 5.

8. France K. Crisis intervention. A Handbook of Immediate Person-to-Person Help. 2-nd ed. -USA, Illinois, Springfi eld: Charles Thomas Publisher, 1990. - 262 p.

9. Soares-Lindberg M. Fryshusets Natvandrare (web coashes) // Presentation in the thematic conference «Promation of mental health and well-being of children and young people-Making it happen», 29-30.9.2009. - Stockholm, Sweden, 2009.

10. Braddick F., Carral V., Jenkins R., & Jane-Llopis E. Child and Adolescent Mental Health in Europe: Infrastructures, Policy andProgrammes. - Luxembourg: European Communities, 2009. - P. 11.;

11. Callahan J. Negative effects of school suicide postvention program - a case example // Crisis. The Journal of Crisis Intervention and Suicide Prevention. - 1996. - Vol. 17, № 3. - P. 27.

12. Kasen G.A., Abdullaeva P.T. K voprosu razrabotki nauchno-obosnovannyh principov profilaktiki problem suicida sredi molodezhi // Vestnik KazNU. Serija «Pedagogicheskie nauki». №1 (41). 2014.- S.73-74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.