Научная статья на тему 'Основные факторы влияния политики информационной безопасности на национальную безопасность современной России'

Основные факторы влияния политики информационной безопасности на национальную безопасность современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
406
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / GLOBAL INFORMATION ENVIRONMENT / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кучерявый Михаил Михайлович

В статье дана характеристика основным факторам влияния политики информационной безопасности на современное состояние на- циональной безопасности России. В статье рассмотрена роль Интернета, также анализируется международный опыт по обеспечению информаци- онной безопасности на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кучерявый Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main factors infl uencing information security policy on national security of modern Russia

In the following article are characterized the key factors that infl uence the information security policy for the current state of Russias national security.

Текст научной работы на тему «Основные факторы влияния политики информационной безопасности на национальную безопасность современной России»

ПОЛИТИКА

М.М. Кучерявый

Основные факторы влияния политики информационной безопасности на национальную безопасность современной России

The main factors influencing information security policy on national security of modern Russia

Кучерявый Михаил Михайлович

Санкт-Петербург, Российская Федерация Руководитель Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Северо-Западному федеральному округу, кандидат политических наук pikestaff@yandex.ru

Kucheryaviy Mikhail Mikhaylovich

St. Petersburg,

The Russian Federation

The chief of the department of

Federal service on technical and

export control,

candidate of political sciences pikestaff@yandex.ru

Аннотация: В статье дана характеристика основным факторам влияния политики информационной безопасности на современное состояние национальной безопасности России. В статье рассмотрена роль Интернета, также анализируется международный опыт по обеспечению информационной безопасности на постсоветском пространстве.

Summary: In the following article are characterized the key factors that influence the information security policy for the current state of Russia's national security. Ключевые слова: Национальные интересы; глобальное информационное пространство; информационно-коммуникационные технологии. Keywords: National interests; global information environment; information and communication technology.

В условиях становления российского и формирования глобального информационного общества возрастает влияние политики информационной безопасности на состояние сферы национальной безопасности Российской Федерации. Факторы, определяющие данное влияние, следует разделить по результатам оказываемого воздействия на две основные группы.

Первая группа - это факторы, которые связаны с возникновением потенциальных или реальных угроз в информационном пространстве или в других областях общественной жизни, где присутствует информационная составляющая. Эти факторы представляют собой реакцию на явления и процессы, которые имеют явно выраженный негативный характер по своему воздействию на национальную безопасность. Политика информационной безопасности в данном случае направлена, прежде всего, на недопущение возникновения соответствующих опасностей либо на парирование или ликвидацию угроз, если они все-таки появились.

Вторая группа факторов влияния политики информационной безопасности на состояние национальной безопасности Российской Федерации в наше время ориентирована на стимулирование процессов, имеющих позитивную природу. Правильная политика информационной безопасности позволяет более эффективно осуществлять обеспечение национальной безопасности российского государства в целом. С одной стороны такая политика укрепляет состояние сферы информационно безопасности. С другой стороны, современные информационно-коммуникационные технологии успешно применяются для укрепления других принципиально важных сфер национальной безопасности, таки как военная и политическая, экономическая и энергетическая, экологическая и демографическая безопасность и т.п.

Факторы первой группы проявляются в тех условиях и обстоятельствах, когда существуют явные или скрытые угрозы обеспечения национальной безопасности. Эти угрозы имеют место не только в информационной области, но и в ряде других сфер национальной безопасности, имеющих решающее значение для процесса ее обеспечения. Данные угрозы носят, прежде всего, трансграничный характер. Они во многом связаны со сферой международных отношений.

Концепция внешней политики РФ (редакция 2013 года) содержит положения, согласно, которым Россия «...будет принимать необходимые меры в интересах обеспечения национальной и международной информационной безопасности, предотвращения угроз политической, экономической и общественной безопасности государства, возникающих в информационном пространстве...»[2].

Таким образом, меры по предотвращению угроз возникающих в информационном пространстве выступают в качестве важных факторов для обеспечения национальной и международной безопасности. В данном контексте национальные интересы Российской Федерации являются ключевыми базисами организации и аккумуляции усилий

ПОЛИТИКА

государственного аппарата по предотвращению угроз нашей национальной безопасности, приходящих из глобального информационного пространства.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:

соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России [1].

Однако необходимо отметить, что с момента подготовки и вступления в силу Доктрины прошло почти полтора десятка лет, которые ознаменовались большими изменениями, как во внутренней жизни нашей страны, так и в глобальном развитии. Особенно революционными, как в технологическом, так и в политическом плане такие трансформации оказались в информационной сфере. В связи с этим национальные интересы Российской Федерации, сформулированные в рассматриваемом документе, требуют определенных уточнений, чтобы они могли выступать в качестве эффективного фактора развития, как информационной безопасности, так и всей системы обеспечения национальной безопасности России.

В этой связи наиболее значимыми являются два аспекта: обеспечение национальной безопасности в рамках современного информационного пространства, а также защита национальных интересов и реализация государственной политики РФ в контексте современных международных отношений.

Рассматривая влияние современного информационного пространства на обеспечение национальной безопасности необходимо отметить, что в настоящее время такое пространство представляет собой не просто доступ к определенной информации, а оно превратилось в информационное поле, которое используется для обеспечения процессов жизнедеятельности во всех основных сферах общества.

Информационно-коммуникационные технологии (а иными словами, Интернет) все шире используются для повышения эффективности государственного управления. Таким образом, Интернет превратился в важный коммуникационный ресурс властно-управленческого процесса. Этому способствовали следующие особенности Интернета как средства коммуникации.

Во-первых, данная сеть обладает всемирным масштабам охвата миллиардов пользователей, а также очень высокой скоростью распространения информации, в т.ч. и политических новостей.

Во-вторых, Интернет представляет собой

мультимедийную систему, в которой осуществляется взаимодействие визуальных картин и аудио эффектов. Применение современных технических и программных средств позволяет сочетать видео и фото, текст и звук, фото и графику в одном цифровом формате. Таким образом, рассматриваемая сеть объединяет основные функции традиционных информационно-коммуникационных систем: радио и телевидения, телефонии и печатных изданий.

В-третьих, «всемирная паутина» обладает очень важным свойством необходимым для использования в политической процессах с целью их организации, управления и активизации - интерактивностью. Использование принципа интерактивности позволяет организовать информационный обмен между различными пользователями Интернета. Это позволяет создавать на базе Интернета социальные сети, которые становятся базами для организации политических акций и кампаний.

Тенденция к возрастанию степени публичности современной политики также вынуждает участников политических процессов активно использовать пиар-технологии. Данные технологии позволяют достаточно широко осуществлять воздействие на массовое сознание, как в завуалированной, так и в открытой форме. Такой подход позволяет достаточно эффективно влиять на поведение людей в масштабах отдельного региона или даже страны, а в исключительных случаях и в мировом масштабе. Придать подобным политическим пиар-компаниям широкий размах позволило использование возможностей Интернета. Таким образом, данная сеть постепенно превратилась в последнее время в важный политический ресурс влияния на общественное сознание.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, как уже отмечалось выше, непосредственно связана с информационным обеспечением государственной политики Российской Федерации. Данное обеспечение осуществляется как внутри страны, так и на международном уровне. В последнее время в условиях становления и дальнейшего развития

глобального информационного общества все большое значение приобретает информационная поддержка и сопровождение государственной политики нашей страны в современно мировом сообществе. Данные действия Российской Федерации приходится осуществлять в непростой международной обстановке, когда нашей стране приходится отстаивать национальные интересы в различных регионах мира.

В то же время в глобальном информационном пространстве достаточно сильным влиянием обладают страны Запада и, прежде всего, Соединенные Штаты. Так, А.Д. Солодовников отмечает: «Асимметрия между Россией и США в информационной сфере не только не сокращается, но и многое говорит о том, что такое положение еще будет долго сохраняться. Отсюда возможности успешного противоборства российских СМИ и дальше будут базироваться на человеческом факторе, а именно профессионализме непосредственно причастных к этому полю деятельности специалистов, их адекватной рефлексии на быстротечность событий, с гуманными целями»[3, с.327].

Необходимо отметить, что Соединенные Штаты ведут пропагандистскую деятельность в глобальном информационном пространстве как самостоятельно, так и во взаимодействии со своими союзниками. Наибольшее внимание со стороны нашего государства заслуживает активность блока НАТО на российском направлении мирового информационно пространства.

Не избегая партнерских отношений с США и НАТО в информационной сфере, наша страна должна проводить целенаправленную работу по защите информационной безопасности как составной части национальной безопасности. Принимая в расчет сложившуюся асимметрию между Россией и странами Запада во главе с США в информационном пространстве. Возможно, следует искать асимметричные ответы на потенциальные информационные угрозы.

Прежде всего, следует сосредоточить активность в информационном пространстве тех регионов, где особенно важны наши на-

ПОЛИТИКА

циональные интересы. Речь в первую очередь идет о государствах членах ОДКБ и СНГ. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации подчеркивается: «При осуществлении международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности особое внимание должно уделяться проблемам взаимодействия с государствами - участниками Содружества Независимых Государств»[1].

Опыт такого сотрудничества насчитывает уже почти два десятилетия.

В 1996 году решением Совета Глав Правительств СНГ была утверждена «Концепция формирования информационного пространства СНГ». Таким образом, уже на этапе становления Содружества было уделено большое внимание проведению согласованной на межгосударственном уровне политики формирования информационного пространства СНГ. Данный подход соответствовал и мировым тенденциям развития информационного пространства.

В «Концепции формирования информационного пространства СНГ» при определении национальных и общих интересов в деле развития сотрудничества в информационной сфере и организации деятельности по формированию информационного пространства государств-членов Содружества было указано обеспечение информационной безопасности.

Важной вехой на пути дальнейшего развития сотрудничества стран-участников СНГ в сфере информационной безопасности следует рассматривать принятие Советом Глав Государств СНГ «Концепции сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности» в октябре 2008 года на заседании в столице Киргизии -городе Бишкеке. Это первый основополагающий документ Содружество специально посвященный вопросам информационный безопасности. Данная концепция была утверждена высшим органом Содружества, в отличие от рассмотренной ранее «Концеп-

ции формирования информационного пространства СНГ» (1996), которую утвердил второй по значимости орган этого международной организации.

Следует отметить, что «Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности» не являлась декларативным документом. Участники Содружества должны были осуществлять практическую деятельность в соответствии с Комплексным планом мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности на период с 2008 по 2010 год.

Концепция предусматривала реализацию следующих главных направлений сотрудничества государств, ее подписавших, в сфере обеспечения информационной безопасности:

- реализация партнерства государств -участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности;

- гармонизация законодательств государств - участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности;

- координация мероприятий по комплексному противодействию угрозам информационной безопасности;

- разработка предложений по межгосударственным целевым программам обеспечения информационной безопасности;

- развитие и совершенствования правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения работ, относящихся к этой сфере.1

Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) является также между-

1 См. Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности. Утверждена решением СГГ СНГ от 10 октября 2008 г. [Электронный ресурс] .URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=44089 (дата обращения: 10.09.2013).

народным военно-политическим институтом Евразийского региона, в рамках которого представляется весьма перспективным направлением проведение совместной работы по обеспечению информационной безопасности государств-членов этой организации. В настоящее время меры по обеспечению информационной безопасности проводятся в данной организации в качестве необходимого элемента противодействия терроризму и борьбы с наркоугрозой, обусловленной деятельностью нелегальной деятельностью транснациональных организованных наркогрупп и наркосообществ. Требует соответствующего информационного обеспечения и работа, которая ведется в ОДКБ по противодействию незаконной миграции.

По нашему мнению, расширение сотрудничества по обеспечению информационной безопасности является перспективным направлением активизации деятельности ОДКБ в сфере защиты национальной и международной региональной безопасности.

Подводя итог необходимо отметить, что сегодня для предотвращения угроз информационной безопасности, а, как следствие, и национальной безопасности России, необходимо совершенствовать механизмы функционирования информационных и телекоммуникационных систем, повышать уровень защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создавать единую комплексную систему обсечения информационной безопасности в контексте развития современного глобального мира.

Использованная литература:

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. / Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895. Гл. 1. Ст. 1 // Российская газета. - 2000. 10 сентября № 187.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12февраля 2013г. Гл. 3. Ст. 32. URL; http:// www.ln.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c3257 87a0034c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f

3. Солодовников А.Д. К вопросу о проблеме информационной безопасности контексте национальных информационных интересов // Социально-гуманитарные знания. -2011. - № 2. - С. 327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.