Вопросы информационной безопасности стран Содружества Независимых Государств в международном публичном и международном частном праве
СМИРНЫХ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ,
Ученый секретарь Российской Ассоциации международного права, кандидат юридических наук
Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам международно-правового регулирования отношений в сфере информационной безопасности. Рассмотрена динамика развития норм и принципов международного права на основе сравнительно-правового анализа международных документов, принятых под эгидой ООН и СНГ, таких как конвенция об использовании радиовещания в интересах мира, международный пакт о гражданских и политических правах, декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств, конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, стратегия сотрудничества государств СНГ в построении и развитии информационного общества до 2025 г. и др. Проанализированы различные теоретические подходы к пониманию международного права информационной безопасности авторитетных российских юристов международников.
Ключевые слова: обеспечение информационной безопасности, обеспечение международной безопасности, международное право в сфере информационной безопасности
Information security issues of the countries of the Commonwealth of Independent States in international public and international private law
SMIRNYKH SERGEY EVGENEVICH,
Candidate of Law Scientific Secretary of the Russian Association of International Law
Abstract: The article is devoted to topical issues of international legal regulation of relations in the field of information security. The dynamics of the development of norms and principles of international law is considered on the basis of a comparative legal analysis of international documents adopted under the auspices of the UN and the CIS, such as the convention on the use of broadcasting in the interests of peace, the international covenant on civil and political rights, the declaration on the inadmissibility of intervention and interference in domestic States, the Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination, the strategy of cooperation among the CIS states in building and developing the information society until 2025, and others Gia. Analyzed various theoretical approaches to the understanding of international information security law of reputable Russian lawyers of international affairs.
Key words: information security, international security, international law in the field of information security
Доктринальные подходы международно-правовой науки к регулированию информационной безопасности
Приступая к исследованию вопросов международной информационной безопасности в странах Содружества Независимых Государств, следует отметить, что все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих целей.
Международно-правовая наука расширяет предмет своего исследования по разным направлениям правового регулирования международных аспектов обеспечения безопасности, включая информационную безопасность, которая испытывает угрозы со стороны трансграничной преступности, применяющей новейшие информационные, коммуникационные и высокие технологии, что сопровождается сложностями контроля государствами незаконной миграции, торговли людьми, оборота наркотиков.
В современном мире страны Содружества Независимых Государств должны выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов.
Обеспечению национальных интересов стран СНГ должна способствовать активная внешняя политика государств, ориентированная на расширение мер обеспечения стабильности и устойчивости системы международного сотрудничества государств, основанного на международном праве при соблюдении принципов, обеспечивающих равноправие, взаимное уважение, невмешательство во внутригосударственные дела, взаимовыгодное партнерство, политическое уре-
гулирование мирными средствами спорных ситуаций глобального и регионального уровня. В качестве центрального элемента такой системы международных отношений выступает ООН и Со -вет Безопасности ООН.
Информационные технологии внедряются во все сферы жизни общества в странах Содружества Независимых Государств. Основными тенденциями в этой сфере является обеспечение максимально широкого использования Интернета, доступа заинтересованных лиц к соответствующей информации.
Прежде всего, следует иметь в виду, что в силу Соглашения между Правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности 2009 г. «международная информационная безопасность» - это состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве.
В настоящее время угрозы международной информационной безопасности приобретают глобальный характер, представляя собой геоцентрическую модель причинно-следственных связей комплекса трудно разрешаемых проблем экономического, политического, гуманитарного, природного и иного характера, порожденных глобальными процессами
Государства современного глобального мира все чаще сталкиваются с новыми проблемами, связанными с угрозами информационной безопасности, испытывая дефицит собственных организационных возможностей для эффективного политического и технико-информационного
Международный пакт о гражданских и политических правах
- бып принят Генеральной Аг.сдыбпенй ООН Г 6 декабря ¡966 годэ.
■вступир в сипу 23 марта 1976 гос.'га. после птого. ^яи его ратифицировано 35 государспгв -н настоящее буле^тя участниками ПакМи нцпЯется
130 государств ■дпя СССР Пахт вступил в силу 1976 (для РФ-а порядно правопреемства). Факультативный протокол - 1 января 1992 года.
контроля за информационными отношениями в международной и национальной практике1.
Теоретики международного права и международных отношений отмечают, что глобальные процессы порождают разновекторные тенденции в отношениях государств, направленные как на глобальную консолидацию усилий стран разных континентов (например, объединение БРИКС), так и на усиление активности интеграционных региональных блоков государств, позиционирующих себя как самостоятельные «полицентрические системы» (например, организации ЕАЭС, ШОС, «Один пояс - один путь»). При этом возрастает определенная политическая и экономическая конкуренция таких блоков, в условиях которой обостряются прошлые конфликтные ситуации, что может стимулировать возникновение негативных последствий и угроз мирному сосуществованию государств2.
По мнению А.А. Ковалева, с которым следует согласиться, растет значимость глобальности обмена научно-техническими достижениями и сведениями, которые передаются между государствами, формируя единое информационное пространство планеты, что сопровождается не-
бывалыми объемами трансграничного торгового оборота с созданием собственных региональных рынков интеграционных объединений и т.д.3
Следует иметь в виду, что охрана прав и законных интересов от воздействия вредной информации может начинаться с установления международными договорами запретов или ограничений на ее распространение, производство и применение.
Некоторые международные договоры устанавливают запреты на распространение информации, представляющей угрозу для международной информационной безопасности.
Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. запретила изготовление или хранение сочинений, рисунков, гравюр, картин, печатных изданий, изображений, афиш, эмблем, фотографий, кинематографических фильмов и других порнографических предметов с целью их продажи или распространения или же публичного их выставления.
Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г. закрепила положение о том, что государствами в рамках Конвенции исполняют обязательства по запрещению и немедленному прекращению в пределах их территорий любых передач, причиняющих вред развитию международного общения и взаимопонимания между народами сообщениями, которые заведомо являются неправильными, и лица, ответственные за передачу таких сообщений, знают об этом или умышленно делают вид, что не знают о недостоверности сведений4.
Так, Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 110 (11) от
1 Филиппов О.А. Противоречия глобализации и интересы международной и национальной безопасности // Евразийский юридический журнал. 2016. № 8. С. 329.
2 См. Право и права человека в условиях глобализации (материалы научной конференции). Посвящается 80-летию ИГП РАН. М., 2006.
3 КовалевА.А. Глобализация и вопрос трансформации государственного суверенитета // Евразийский юридический журнал. 2012. № 11. С. 40.
4 Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г. http://docs. cntd.ru/document/1901348
03.11.1947 г. «Меры, которые должны быть приняты против пропаганды и поджигателей новой войны» осудила любые формы пропаганды войны и поощряет дружественные отношения между государствами.
Статья 20 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. закрепляет положение о том, что всякая пропаганда войны
должна быть запрещена законом5. Запрещаются всякие действия, определяемые как выступления по разжиганию национальных, расовых или религиозных конфликтов, ненавистнических настроений, представляющие собой акты подстрекательства, дискриминации, вражды, насилия, запрещенные законом.
Понятие информационной безопасности в международном публичном праве
Декларацией о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г. закрепляются положения о том, что государствами или группами государств ни по каким основаниям не должны осуществляться акты интервенции или вмешательства, совершаемые любым способом и касающиеся внутренних и внешних дел другой страны или группы стран6.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. запрещает любые различия, исключения, ограничения или предпочтения, основанные на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод7.
При этом следует иметь в виду, что создание единого международного информационного пространства имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.
Например, Интернет позволяет получать дистанционное образование, налаживать контакты, совершать сделки. Одновременно он представляет и определенную опасность для пользователей в связи с распространением недостоверной информации.
При этом необходимо иметь в виду, что состояние правового обеспечения информационной безопасности на международном уровне позволяет сделать вывод о его концептуальной неопределенности. Правовое регулирование в этой области поверхностно, постоянно лавирует, выполняя сиюминутные задачи, и не всегда своевременно реагирует на информационные угрозы правам и интересам субъектов отношений8.
Следовательно, можно согласиться с научным мнением, что обеспечить безопасность любого государства с высокой степенью эффективности можно выработкой коллективных межгосударственных стратегий государств-партнеров по интеграционным объединениям, а также
5 Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/pactpol.shtml
6 Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/internal_affairs_decl.shtml
7 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml
8 См.: Арчагов В.Ю., Макаров О.С. Актуальные проблемы правового обеспечения международной информационной безопасности // Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы. Сб. науч. трудов / отв. ред. Т.А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Талапина. Москва: ИГП РАН - Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. С. 61.
Лидеры ШОС заявили о недопустимости вмешательства во внутренние дела стран
на уровне системы коллективной безопасности ООН. Для Российской Федерации исключительно важны при выработке коллективных стратегий безопасности партнерские отношения со всеми странами, заинтересованными в мире и взаимном уважении суверенитета9.
Поэтому будет справедливым утверждение, что и обеспечение информационной безопасности также в полной мере возможно в рамках коллективной стратегии. От обеспечения информационной безопасности также во многом зависит будущее России и ее многонационального народа.
Необходимо иметь в виду, что XXI в. считается веком информационных технологий, которые являются одним из основных факторов, влияющих на развитие общества10.
Всемирная сеть Интернет широко используется для пропаганды различных экстремистских идей и движений, кибермошенничества, информационных блокад, компьютерного шпионажа и иных посягательств, представляющих повышенную опасность для общества. В процессе мониторинга российских и иностранных социальных сетей выявляются многочисленные текстовые и видеоматериалы, оправдывающие и пропагандирующие
деятельность террористических и экстремистских сообществ, призывающих к терроризму11.
В связи с этим представляется необходимым определить понятие информационной безопасности в международном праве. Исследование вопросов информационной безопасности в международном праве целесообразно начать с общих положений о безопасности.
Так, в литературе по международному праву закреплены различные определения права международной безопасности. С точки зрения Г.М. Мелкова, который пишет о праве международной безопасности, такое право представлено совокупностью правовых регуляторов, включающих принципы и нормы, направленные на поддержание условий безопасного мира, где международная безопасность выражена обязательностью пресечения актов агрессии, обеспечения политической, экономической, экологической, продовольственной, информационной и других видов безопасности государств12.
По мнению Ю.М. Колосова и Э.С. Кривчико-вой, право международной безопасности отражает комплекс нормативно-правовых положений, включающий международно-правовые принципы и нормы, направленные на поддержание международного безопасного и стабильного мира, обеспеченного национальными и международно-правовыми средствами защиты от угроз военного, политического, экономического, финансового, гуманитарного, экологического и другого характера13.
С точки зрения И.И. Лукашука и Г.Г. Шинкарец-кой, право международной безопасности явля-
9 КовалевА.А. Глобализация и вопрос трансформации государственного суверенитета // Евразийский юридический журнал. 2012. № 11.
10 Алиев З.Г. Информационно-коммуникационные технологии и права человека // Российский ежегодник международного права. 2015. СПб.: Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 2016. С. 345.
11 См.: Савенкова Д.Д. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации и развитие института ответственности за правонарушения в информационной сфере // Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы. Сб. науч. трудов / отв. ред. Т. А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Талапина. Москва: ИГП РАН - Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. С. 119-120.
См.: Международное право: учебник для вузов / отв. ред. Г.М. Мелков. М.:РИОР, 2009. С. 327.
См.: Международное право: учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2007. С. 404.
12 13
ется совокупностью норм, регулирующих взаимодействие государств в области обеспечения всеобщего мира и безопасности, включая превентивную деятельность14.
По мнению Е.Т. Усенко, международная безопасность в современном мире может быть только коллективной. Ее суть заключается в том, что она предполагает создание системы совместных мероприятий государств всего мира для предотвращения и устранения угроз миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира15.
Следует иметь в виду, что соблюдение и укрепление мира и безопасности, определенных Уставом Организации Объединенных Наций, имеет большое значение в связи с тем, что альтернативы этому правопорядку нет и в обозримом будущем не предвидится16.
В научной правовой литературе существуют различные точки зрения на понятие информационной безопасности. Так, по мнению О.С. Макарова, информационную безопасность можно рассматривать как безопасность, отвечающую требованиям сбалансированности общественных, личностных, государственных интересов, когда государство следит за информационными технологиями, информационными ресурсами, информационным пространством, что позволяет обеспечить гарантии устойчивости и безопасности при информационном взаимодействии ее пользователей17.
Важным вопросом в области правового обеспечения международной информационной без-
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
опасности является применение международного права к отношениям, возникающим по поводу злонамеренного использования информационно-коммуникационных технологий, создающим угрозу международному миру и безопасности18.
В настоящее время цифровое пространство стран СНГ стало одним из наиболее важных факторов, определяющих динамику развития экономики. Центральной составляющей информационно-коммуникационных технологий стран СНГ является Интернет19.
В связи с этим представляется необходимым согласиться с утверждением, что Интернет является одним из самых значительных технических изобретений конца XX в.20
14 См.: ЛукашукИ.И., Шинкарецкая F.F. Международное право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2003. С. 208.
15 См.: Международное право: учебник / отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. М.: Юристъ, 2005. С. 476.
16 См.: Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. С. 202.
17 См.: Макаров О.С. Правовое обеспечение информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств - участников Содружества Независимых Государств: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 2014. С. 14.
18 См.: Стрельцов А.А. Основные проблемы правового обеспечения международной информационной безопасности // Понятийный аппарат в информационном праве: колл. монография / отв. ред. И.Л. Бачи-ло, Т.А. Полякова, В.Б. Наумов. М.: ИГП РАН - Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. С. 152.
19 Демидов О. Глобальное управление Интернетом и безопасность в сфере использования ИКТ: ключевые вызовы для мирового сообщества. М.: Альпина Паблишер [и др.], 2016. С. 11.
20 Касенова М.Б. Правовое регулирование трансграничного функционирования и использования Интернета: дис. ... д-ра юр. наук. М., 2016. С. 5.
Регулирование информационной безопасности в международном частном праве
За сравнительно короткий период времени Интернет на пространстве Содружества Независимых Государств стал глобальным коммуникационным ресурсом, позволяющим объединять в рамках одной сети множество сетей. Интернет в государствах СНГ предоставляет возможности универсального доступа и взаимодействия значительному количеству лиц, находящихся в различных государствах.
Стремительное развитие интернет-технологий на пространстве Содружества Независимых Государств изменяют географию распространения Интернета и аудиторию его пользователей.
Необходимо иметь в виду, что развитие цифрового пространства стран СНГ регулируется как нормами международного публичного, так и нормами международного частного права.
Функционирование и использование Интернета в странах СНГ порождает трансграничные частноправовые отношения.
При этом базовые компоненты технологической инфраструктуры Интернета странах Содружества Независимых Государств не могут быть объектами права собственности. В связи с этим основным правовым средством регулирования отношений, возникающих в связи с использованием Интернета, должны являться договоры, имеющие трансграничную частноправовую природу.
В современном мире совокупность рынков и транзакций измеряется многими триллионами долларов США. Масштабы и интенсивность глобального информационного обмена, основанного на Интернете, продолжают расти с колоссальной скоростью .
Развитию информационно-коммуникационных технологий в странах Содружества Независимых Государств способствует быстрое развитие облачной инфраструктуры.
В настоящее время частные компании СНГ ведут разработку и реализацию ряда проектов и технологий, максимально расширяющих доступ к Интернету и беспроводным сетевым коммуникациям.
Грандиозные перспективы открывает технология трехмерной печати. Среди наиболее перспективных направлений ее использования можно отметить военно-промышленный комплекс, биотехнологии, строительство и инженерное дело.
Следует иметь в виду, что информационно-коммуникационные технологии создают новые технологические и инфраструктурные возможности для стран Содружества Независимых Государств.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
ШУМИЛОВ
1(МТЧ «йаини
I'
иБТГПА
Значение Стратегии сотрудничества государств — участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г. для развития международного права информационной безопасности
В связи с этим интересно рассмотреть некоторые аспекты Стратегии сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г.21
Очевидно, что использование достижений информационно-коммуникационного обмена сведениями, технологиями, научными данными в странах СНГ становится приоритетным направлением в создании условий роста благосостояния граждан и развития экономических, социально-политических, культурных связей между народами при совершенствовании внутригосударственных форм управления, а также при расширении сотрудничества и межгосударственного взаимодействия стран СНГ.
При этом эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в государствах СНГ сдерживается неравномерностью развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, диспропорциями в уровне доступности информационных технологии!, недостаточным количеством квалифицированных кадров, несоответствием нормативно-правовой базы потребностям развития информационно-коммуникационных технологий.
Цели сотрудничества стран СНГ связаны с построением и развитием цифрового информационно-технологического общества, объединяющего усилия всех государств СНГ в эффективном взаимодействии для построения единого ин-
формационно-коммуникационного пространства СНГ22.
Основные направления взаимодействия государств СНГ по построению и развитию информационного общества связаны с гармонизацией законодательства и нормативно-технической базы развития информационно-коммуникационного комплекса технологий; формированием общего информационного пространства; сотрудничеством в сфере развития цифровой экономики и промышленного интернета; сотрудничеством в развитии почтовой связи; совершенствованием средств массовых коммуникации!; сотрудничеством в области Интернета; обеспечением информационной! безопасности и т.д.
Вопросы международной информационной безопасности на пространстве стран Содружества Независимых Государств являются актуальными и для России.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть некоторые аспекты Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»23.
В частности, под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод, достойные качество и уровень их жизни, сувере-
21 Стратегии сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г. Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. http://cis.minsk.by/
22 Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г., утв. Решением Совета глав Правительств стран СНГ от 28.10. 2016 г. http:// www.rcc.org.ru/uploads/20180628/strategiya_sng-infobshestvo-2025.pdf
23 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19166
нитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией и законодательством - прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
При этом государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития должна способствовать реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов. В настоящее время создана устойчивая основа для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов, повышения ее роли в формирующемся полицентричном мире.
Следует иметь в виду, что процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Конкуренция между государствами все больше охватывает ценности общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов.
В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением.
Свержение политических режимов, провоцирование внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение. Наряду с сохраняющимися очагами напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Южной Азии, на Корейском по -луострове появляются новые горячие точки, рас -ширяются зоны, не контролируемые властями каких-либо государств. Территории вооруженных конфликтов становятся базой для распространения терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды, иных проявлений экстремизма.
Все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих целей.
Следует отметить, что все чаще появляются новые формы противоправной деятельности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий. Обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркотиками.
В современном мире государства Содружества Незажимистых Государств должны выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов.
Обеспечению национальных интересов государств Содружества Незажимистых Государств должна способствовать активная внешняя политика, направленная на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и ос -нованной на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического урегулирования глобальных и ре-
гиональных кризисных ситуаций. В качестве центрального элемента такой системы международных отношений необходимо рассматривать Организацию Объединенных Наций и ее Совет Безопасности.
В заключение следует отметить, что многие вопросы международной информационной безопасности стран СНГ в условиях глобализации остаются не в полной мере изученными и заслуживают дальнейших исследований.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г. http:// docs.cntd.ru/document/1901348
2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
3. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/internal_affairs_decl.shtml
4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ raceconv.shtml
5. Стратегии сотрудничества государств -участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г., утв. Решением Совета глав Правительств стран СНГ от 28.10.2016 г. http://www.rcc.org.ru/uploads/20180628/ strategiya_sng-infobshestvo-2025.pdf
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19166
7. Арчагов В.Ю., Макаров О.С. Актуальные проблемы правового обеспечения международной информационной безопасности // Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы: сб. науч. трудов / отв. ред. Т.А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Талапина. М.: ИГП РАН - Изд.: «Ка-нон+» РООИ «Реабилитация», 2018. С. 61.
8. Алиев З.Г. Информационно-коммуникационные технологии и права человека // Российский ежегодник международного права. 2015. СПб.: Со-
циально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 2016. С. 345.
9. Демидов О. Глобальное управление Интернетом и безопасность в сфере использования ИКТ: ключевые вызовы для мирового сообщества. М.: Альпина Паблишер [и др.], 2016. С. 11.
10. Дронов В.Ю. Международные и отечественные стандарты информационной безопасности. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2016.
11. Касенова М.Б. Правовое регулирование трансграничного функционирования и использования Интернета: дис. ... д-ра юр. наук. М., 2016.
12. Ковалев А.А. Глобализация и вопрос трансформации государственного суверенитета // Евразийский юридический журнал. 2012. № 11.
13. Макаров О.С. Правовое обеспечение информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств - участников Содружества Независимых Государств: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 2014.
14. Международное право: учебник для вузов / отв. ред. Г.М. Мелков. М.:РИОР, 2009.
15. Международное право: учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2007.
16. Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2003. С. 208.
17. Международное право: учебник / отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. М.: Юристъ, 2005. С. 476.
18. Савенкова Д.Д. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации и развитие института ответственности за
правонарушения в информационной сфере // Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы: сб. науч. трудов / отв. ред. Т.А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Талапина. М.: ИГП РАН - Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. С. 119-120.
19. Стрельцов А.А. Основные проблемы правового обеспечения международной информационной безопасности // Понятийный аппарат в информационном праве: колл. монография / отв. ред. И.Л. Бачило, Т.А. Полякова, В.Б. Наумов. М.: ИГП РАН - Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. С. 152.
20. Ушаков Н.А. Международное право: учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 202.
21. Филиппов О.А. Противоречия глобализации и интересы международной и национальной безопасности // Евразийский юридический журнал. 2016. № 8. С. 329.
22. Право и права человека в условиях глобализации (материалы научной конференции). Посвящается 80-летию ИГП РАН. М., 2006.
23. Шумилов В.М. Международное право. М.: Юстиция, 2018