Научная статья на тему 'Основные виды угроз информационной безопасности в странах постсоветского пространства'

Основные виды угроз информационной безопасности в странах постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
409
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / ОДКБ / ШОС / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асадова Зарифа Аллахверан Кызы, Мехдиев Эльнур Таджаддинович

Возрастание экономической и политической ценности информации ставит вопрос не только о технологическом развитии стран в данной области, но и об обеспечении защиты от информационной утечки и других угроз информационной безопасности. В статье приводится обзор основных угроз информационной безопасности стран на постсоветском пространстве, а также анализ основных мер законодательного и организационного порядка по борьбе с ними, рассматривается сотрудничество государств постсоветского пространства в сфере обеспечения информационной безопасности в рамках таких организаций, как ШОС и ОДКБ. В качестве методологической основы исследования использовались системный подход, а также методы научного познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение. Авторы отмечают, что имеются механизмы как многостороннего, так и двустороннего характера по пресечению киберпреступности, распространению религиозно-экстремистских материалов посредством социальных и телекоммуникационных сетей, а также ограничение возможностей использования Интернета в целях вмешательства во внутренние дела государств. При этом необходимо найти баланс между мерами по пресечению государственно-опасной информационной пропаганды и свободой гражданского самовыражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные виды угроз информационной безопасности в странах постсоветского пространства»

Основные виды угроз информационной безопасности в странах постсоветского пространства

Асадова Зарифа Аллахверан Кызы

Аспирант, кафедра Международные отношения, Бакинский Государственный Университет /^1148, Азербайджан, г. Баку, ул. Академика Захида Алиева, 23

И z.asadova@mail.ru

Мехдиев Эльнур Таджаддинович

кандидат исторических наук

Научный сотрудник, Институт международных исследований, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

119454, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 76 И e.mehdiev@gmail.com

Статья из рубрики "Трансформации систем национальной безопасности"

Аннотация.

Возрастание экономической и политической ценности информации ставит вопрос не только о технологическом развитии стран в данной области, но и об обеспечении защиты от информационной утечки и других угроз информационной безопасности. В статье приводится обзор основных угроз информационной безопасности стран на постсоветском пространстве, а также анализ основных мер законодательного и организационного порядка по борьбе с ними, рассматривается сотрудничество государств постсоветского пространства в сфере обеспечения информационной безопасности в рамках таких организаций, как ШОС и ОДКБ. В качестве методологической основы исследования использовались системный подход, а также методы научного познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение. Авторы отмечают, что имеются механизмы как многостороннего, так и двустороннего характера по пресечению киберпреступности, распространению религиозно-экстремистских материалов посредством социальных и телекоммуникационных сетей, а также ограничение возможностей использования Интернета в целях вмешательства во внутренние дела государств. При этом необходимо найти баланс между мерами по пресечению государственно-опасной информационной пропаганды и свободой гражданского самовыражения.

Ключевые слова: Постсоветское пространство, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, киберпреступность, кибертерроризм, ОДКБ, ШОС, международная безопасность, мировая политика, глобализация

DOI:

10.7256/2454-0668.2018.1.25592 Дата направления в редакцию:

06-03-2018

Дата рецензирования:

01-03-2018

Дата публикации:

09-03-2018

Практически все исследователи, занимающиеся изучением информационного фактора в мировой политике: Зиновьева Е.С.,-^ Крутских А.В.-^, Мусаев А.А. Сурма И.В.-^, отмечают, что с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни общества мир, с одной стороны, получил больше возможностей для развития, с другой стороны, столкнулся с рядом новых вызовов и угроз, связанных с получением, распространением и хранением информации. Несмотря на то, что в странах постсоветского пространства переход к информационному обществу произошел несколько позже, чем в западноевропейских странах, основные проблемы в сфере информационной безопасности напрямую касаются и этой группы стран.

Угрозы информационной безопасности условно можно подразделить на три группы: использование И КТ преступными группировками, применение интернет-технологий в целях совершения террористических актов, а также использование информационного пространства в военно-политических целях, которые ведут к дестабилизации мировой политической системы.

Использование ИКТ преступными группировками, или киберпреступность, связано с незаконным получением и распространением информации, а также распространением вредоносных программ. Чаще всего распространение вредоносных программ также связано с похищением информации, имеющей коммерческую важность. При этом, как отмечают эксперты, процесс киберпреступления можно назвать «методом социальной

инженерии» [9]: то есть психологическим воздействием, в результате которого жертва сама передает свои данные банковского счета, пароли и другую информацию. В государственном масштабе похищение важной информации о новейших технологических разработках, атака на сайты и серверы государственных органов, даже просто хулиганская деятельность по дезинформации об угрозе террористической атаки способны нанести тяжкий вред хозяйственной деятельности. Например, по данным спецслужб, ущерб от киберпреступлений в России только за первое полугодие 2017 г. превысил 18 миллионов долларов -Ш.

Кроме того, преступные группировки используют Интернет и современные средства связи в целях распространения наркотических и психотропных средств, отмывания денег. Использование надежных мессенджеров с высокой степенью защиты шифрования преступниками осложняет для спецслужб своевременное пресечение их деятельности. Очевидно, что анонимное использование мессенджеров должно иметь законодательные ограничения. В России готовится законопроект, согласно которому пересылать сообщения можно только тем, кого возможно идентифицировать в соответствии с абонентским номером и договором. Власти ряда постсоветских стран Центрально-Азиатского региона в качестве мер по борьбе с киберпреступностью видят переход к тому, чтобы государство стало основным поставщиком интернет-контента, перекрыв

таким образом доступ внешних организаций в киберпространство. За подобные меры выступают, в частности, Таджикистан и Кыргызстан ^^

Страны постсоветского пространства активно обсуждают возможные меры по пресечению преступных группировок, часто оперирующих в информационном пространстве сразу нескольких стран, на межгосударственном уровне. Соглашение о координации усилий по обеспечению безопасности шифровальных средств и их эксплуатации в системах правительственной и ведомственной связи Грузия, Россия, Украина, Армения, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Белоруссия, Туркменистан подписали еще в 1992 году. Однако процессы дезинтеграции, идущие наряду с процессами интеграции на пространстве СНГ, делают более эффективными механизмы двухстороннего сотрудничества по данной проблематике. Соглашение о сотрудничестве в области защиты информации подписано между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия, Россией и Туркменистаном, Казахстаном и Таджикистаном и т.д.

Казахстан, на который приходится до 85 % всех кибератак в регионе Центральной Азии с 2015 года, принял закон «Об информатизации», в котором предусмотрен комплекс правовых, организационных и технических мероприятий, направленных на сохранность

объектов информационно-коммуникационной структуры страны Сходный

законопроект, имеющий значительную юридическую силу, был принят в Республике Беларусь в 2008 году. В России же с 2000 г. действует Доктрина информационной безопасности (в 2016 г. была принята ее новая редакция), в которой были очерчены основные направления борьбы с утечкой информации с помощью комплекса экономических и правовых методов.

Все основные документы об информационной безопасности стран постсоветского пространства признают, что наиболее опасным видом угроз является использование ИКТ в целях совершения террористических актов. В последние годы террористические группировки стали активно использовать социальные сети для распространения пропагандистских материалов религиозно-экстремистского характера, размещения обучающих видео и аудиоматериалов, а также вербовки новых сторонников. Самая известная и обсуждаемая в последние годы террористическая организация ИГИЛ (запрещенная в России организация) активно использует телекоммуникационные сети и Интернет для популяризации своих идей и на пространстве СН Г. Распространяя видеоролики и сообщения в популярных мессенджерах и на интернет-сайтах, боевикам удалось переманить в свои ряды достаточно большое количество людей с самым разным уровнем образования и достатка. По данным частной аналитической компании The Soufan Group (SG) в рядах ИГИЛ (запрещенная в России организация) только в 2015 г. оказались более 2000 россиян. Среди других стран постсоветского пространства, в которых боевикам ИГИЛ (запрещенная в России организация) успешно удается вербовать сторонников выделяются Азербайджан - более 200 чел; Казахстан -

300;Киргизия - 500; Таджикистан - 386;Туркменистан - 360; Узбекистан - 500^^^^. В этих странах проживает значительное количество мусульман, однако жертвами террористов становятся не только вследствие религиозной пропаганды, одна из многочисленных групп их воздействия - женщины. Несмотря на то, что спецслужбами России и стран постсоветского пространства осуществляется постоянный мониторинг и своевременная блокировка интернет-сайтов И ГИЛ (запрещенная в России организация), активизация хакерской деятельности, создание киберподразделений террористами не снижает уровень угроз.

В рамках Шанхайской организации сотрудничества, основная цель создания которой как раз и состоит в борьбе с международным терроризмом, страны постсоветского пространства договорились о проведении совместных контртеррористических учений и координации усилий спецслужб по борьбе с терроризмом, обмене разведывательными данными между правоохранительными органами.

Еще одной организацией, в которой государства-члены СНГ согласовали программу совместных действий по борьбе с общими угрозами в сфере распространения ИКТ, является ОДКБ. В декабре 2010 года в рамках этой организации было принято Положение о сотрудничестве государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере обеспечения информационной безопасности, ставшее правовой основой общих действий по пресечению преступной деятельности террористических группировок в интернет-пространстве. Правительством государств ОДКБ было достигнуто соглашение о создании специальных подразделений от каждой из стран-участниц для выполнения задач по радиоперехвату переговоров террористических

организаций и информационно-психологической борьбе с ними ПШ. В практической плоскости борьбы Россия оказывает содействие участницам соглашения по приобретению беспилотников, систем разведки, навигации и радиоэлектронной борьбы.

Все большее значение приобретают угрозы, связанные с использованием информационного пространства в военно-политических целях. О важности информационного воздействия во время военных кампаний, в том числе и через социальные сети писал еще Дж. Най, говоря о концепции «мягкой силы», которая предполагает через формирование культурной, экономической, институциональной привлекательности воздействовать на других акторов [6]. Однако с точки зрения информационной безопасности наибольший интерес представляют вопросы, связанные с осуществлением цифрового суверенитета, т.е. верховенства и независимости государственной власти в осуществлении своей информационной политики, а также недопущение вмешательства во внутренние дела посредством интернет-пространства.

Вмешательство во внутренние дела происходит, как правило, через информационное воздействие на население зарубежных стран с целью смены политического режима или дестабилизации политической обстановки, смены политического курса на наиболее благоприятный с точки зрения государства- субъекта подобного воздействия. Объектами, через которые происходит информационное воздействие, выступают все те же социальные сети, сайты. Систематическое негативное освещение социальной и экономической ситуации, призывы к несанкционированным митингам, критика властей, нагнетание негативной атмосферы всеобщего недоверия и вражды способствуют росту антиправительственных настроений. В 2011 году в ходе так называемой «арабской весны» мир стал свидетелем того, как подобные технологии, применяемые в масштабах страны, могут повлечь за собой антиправительственные выступления и даже привести к гражданским войнам в целом регионе.

В регионе постсоветского пространства в рамках ШОС участники подписали соглашение о добровольном отказе от использования ИКТ и информационных и коммуникационных сетей для вмешательства во внутренние дела других государств и в целях подрыва их политической, экономической и социальной стабильности, что повышает уровень доверия друг другу в регионе.

В России угроза безопасности государства, связанная с данной проблемой, особенно возрастает в условиях предстоящих выборов президента. Опасения подобного вмешательства вызваны и тем, что Россия была обвинена в использовании

информационного воздействия для вмешательства в президентскую кампанию 2016 г. в США, что стало поводом для усиления надзора за интернет-пространством многих стран.

Меры по предотвращению ограничения государственного суверенитета через СМИ и Интернет, в тоже время, не должны ограничивать свободы СМИ и права человека в части свободы выражения мнения. Нахождение баланса между мерами по пресечению государственно-опасной информационной пропаганды и свободой гражданского самовыражения - наиболее эффективный путь для защиты национальных интересов в сфере информационной безопасности и нормального функционирования демократического государства.

Очевидно, что в ближайшем будущем Интернет-технологии будут совершенствоваться, еще большее количество стран перейдет на внедрение ИКТ во всех сферах жизни общества, и уровень информационной уязвимости повысится. Страны постсоветского пространства как раз находятся на этапе все большего «погружения» в информационную среду. В этой связи на пространстве СНГ идет активная работа по разработке общих стандартов, правил и требований по использованию И КТ, а также синхронизация действий в случае кибератак. Удастся ли странам постсоветского пространства достичь необходимого уровня интеграции в этой сфере, для того чтобы суметь ответить вызовам информационной эры, -предстоит оценить в рамках последующих исследований, посвященных анализу будущих правовых, организационных и иных новшеств регулирования сотрудничества стран в сфере использования ИКТ.

Библиография

1. Егоров И. Ущерб от киберпреступлений в России только за первое полугодие превысил 18 миллионов долларов. Электронный ресурс: Режим доступа. https ://rg.ru/2017/08/24/iurij-chajka-rasskazal-v-bri ks-o-borbe-s-internet-prestupnostiu.html (дата обращения: 05.02.2017)

2. Зиновьева Е.С. Перспективные тенденции формирования международного режима по обеспечению информационной безопасности // Вестник МГИМО Университета. 2016. № 4 (49). С. 235-247.

3. Информационная безопасность и защита информации. Электронный ресурс: Режим доступа. https://digita^report/uzbekistan-mfoпmatsюnnaya-bezopasnost/ (дата обращения: 05.02.2017)

4. Крутских А.В., Зиновьева Е.С. Информатизация и макротехнологии: новое лицо мировой политики // Международные процессы. № 1-2, 2014. С. 20-32

5. Мусаев А.А. Информационная безопасность на пространстве содружества независимых государств // Клио. 2011. № 6. С. 26-29.

6. Рустамова Л.Р. Фактор «мягкой силы» в глобальном управлении на примере Германии // Глобальное управление Материалы VIII Конвента РАМИ. Межсекционный сборник №2. 2015. С. 81-90.

7. Саидова К. Таджикистан и Кыргызстан ищут эффективные меры борьбы с киберпреступностью. Электронный ресурс: Режим доступа.

https ://digital. report/tadzhikistan-i-kyirgyizstan-ishhut-effektivnyie-meryi-borbyi-s-kiberprestupnostyu/ (дата обращения: 05.02.2017)

8. Сурма И.В. Единое информационное пространство СНГ: 20 лет спустя // Вопросы безопасности. 2015. № 5. С. 41-58.

9. Федоров А.В. Информационная безопасность: политическая теория и дипломатическая практика: монография / А.В.Федоров, Е.С.Зиновьева; Моск. гос.

ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Центр междунар. информацион. безопасности и научно-технологич. политики, каф. мировых политич. процессов. — М.: МГИМО-Университет, 2017. — 357 с.

10. Эксперт: ОДКБ сосредотачивается на борьбе с терроризмом. Электронный ресурс: Режим доступа. https://sputnik.by/analytics/20151221/1019168619.html (дата обращения: 05.02.2017)

11. Foreign fighters the soufan group december 2015. Available at: http://soufangroup.com/wp-

content/uploads/2015/12/TSG_ForeignFightersUpdate3.pdf(accessed: 05.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.