Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ'

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИТЕБСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ФАКТОР РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Денисова И.В.

Выявлены основные факторы развития музыкального образования Витебской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Выделенные факторы, понимаемые как активные элементы воздействия на процесс развития музыкального образования, объединены в следующие группы: социально-экономические, государственно-политические, этнокультурные, музыкально-педагогические. Названы факторы, оказавшие негативное воздействие на процесс развития музыкального образования Витебской губернии в дореволюционный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAJOR FACTORS OF MUSICAL EDUCARTION DEVELOPMENT IN VITEBSK PROVINCE OF THE SECOND HALF JO THE XIXTH - THE BEGINNING OF THE XXTH CENTURIES

The article is devoted to the identification of the major factors of musical education development in Vitebsk province in the second half of the XIXth - the beginning of the XXth centuries. The factors identified by the author, understood as active elements of the impact on musical education development, are united into the following groups: socio-economic, state-political, ethnocultural and musical-pedagogical. The factors that had a negative impact on musical education development of Vitebsk province in the pre-revolutionary period were identified.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ»

УДК 78.036:37(476.5)

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв.

И.В. ДЕНИСОВА (Витебский государственный университет имени П.М. Машерова)

Выявлены основные факторы развития музыкального образования Витебской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Выделенные факторы, понимаемые как активные элементы воздействия на процесс развития музыкального образования, объединены в следующие группы: социально-экономические, государственно-политические, этнокультурные, музыкально-педагогические. Названы факторы, оказавшие негативное воздействие на процесс развития музыкального образования Витебской губернии в дореволюционный период.

Ключевые слова: музыкальное образование, Витебская губерния, фактор развития.

Введение. В последние десятилетия в отечественной системе образования под воздействием ряда политических, экономических, социально-культурных и других факторов происходят существенные изменения: наряду с государственными учебными заведениями появляются частные; развивается высшее и среднее духовное образование; возрождаются закрытые в советские годы учебные заведения (например, в Витебском регионе - Полоцкий кадетский корпус, Витебская духовная семинария); во многих учебных заведениях воскрешается традиция проведения балов, тематических музыкальных вечеров; широкое распространение получает индивидуальное репетиторство. Осмысление данных процессов позволяет провести параллели с дореволюционным периодом, актуализирует необходимость исследования накопленного во второй половине XIX - начале XX вв. огромного теоретического и практического опыта в области образования (в частности, музыкального) с опорой на культурные достижения предшествующего времени. Проведение историко-педагогического анализа развития музыкального образования предполагает выявление факторов его развития.

Под словом «фактор», как правило, понимают причину, движущую силу какого-либо процесса, определяющую его характер или отдельные черты. Взяв за основу определение данного понятия российского исследователя А.Я. Найна [1, с. 16], факторы мы понимаем как активные элементы воздействия на процесс развития музыкального образования Витебской губернии. Музыкальное образование нами трактуется как процесс и результат организованного обучения музыке духовной, народной и светской ориентации во взаимосвязи двух основных уровней реализации каждого из направлений: общего и специального (профессионального) [2].

Отечественным исследователем Е.Н. Бусел выделены политические, социально-экономические, этнокультурные и просветительско-педагогические факторы развития системы образования Витебской губернии дореволюционного периода [3]. Вместе с тем требуется проведение отдельного исследования для выявления факторов развития музыкального образования Витебской губернии второй половины XIX - начала XX вв. с учетом специфики данного процесса.

Основная часть. Во второй половине XIX - начале XX вв. процесс развития музыкального образования проходил под воздействием ряда факторов. Проведенное исследование позволило объединить выделенные факторы в несколько групп.

1. Социально-экономические факторы. Витебская губерния в исследуемый период представляла собой административно-территориальную единицу Российской империи, которая занимала территорию северо-восточной части современной Витебской области, восточной части Латвии (в т.ч. города Двинск (Даугавпилс), Режица (Резекне) и Люцин (Лудза)), а также некоторых районов России (Невель и Себеж -Псковская область, Велиж - Смоленская область). В состав губернии входили Велижский, Витебский, Городокский, Динабургский (с 1893 г. - Двинский), Дриссенский, Лепельский, Люцинский, Невельский, Полоцкий, Режицкий, Себежский и Суражский (упразднен в 1866 г.) уезды. Согласно статистическим данным, представленным в «Памятной книжке Витебской губернии на 1895 год», «народонаселение на 1 января 1894 г. состояло из 1 407 211 душ обоего пола» [4, с. 193]. Крестьяне составляли 70,87% населения, среди других сословий представлены мещане (19,38%), а также лица военных сословий (7,29%) [4, с. 194]. Главным источником благосостояния большинства жителей уездов (82,77% населения губернии) было земледелие, из побочных отраслей сельского хозяйства - кустарные промыслы, рыболовство, вырубка и вывозка леса. Начавшиеся в 60-70-е годы XIX в. процессы урбанизации населения привели

к усилению значения городов в политической, культурной, экономической жизни губернии. О темпах роста численности городского населения свидетельствуют количественные данные: население города Витебска выросло с 27 862 человек в 1861 г. до 65 871 человек в 1897 г., т.е. более чем в два раза. На рубеже Х1Х-ХХ вв. жители городов составляли 17,23% всего населения губернии [4, с. 201].

XIX век во всем мире ознаменовался бурным развитием промышленности, транспорта, торговли. Так называемый «экономический бум» дал миру новые железнодорожные системы, пароходные морские суда, телеграфные и телефонные линии связи и электричество. В конце XIX - начале XX вв. Российская империя начала быстро превращаться из чисто аграрной в аграрно-индустриальную державу со средним уровнем развития, одним из приоритетных направлений стало железнодорожное строительство. Так, в 1861 г. через Витебскую губернию проложена железная дорога, составляющая часть Санкт-Петербурго-Варшавского железного пути, в 1866 г. произошло открытие Динабурго-Витебской железной дороги, в 1868 г. началось движение на первом участке Орловско-Витебской железной дороги, в 1902 г. железная дорога связала Витебск и Жлобин, в 1907 г. открыта линия Волковыск- Лида-Полоцк.

Введение железнодорожного сообщения повлияло не только на экономику губернии в целом, но и активизировало культурную, концертно-гастрольную жизнь городов. Имея в своем распоряжении личный вагон, главный начальник военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович (внук Николая I) в начале ХХ в. часто разъезжал по всей России, проверяя постановку дела в военно-учебных заведениях. «Каждую зиму, пользуясь его вагоном, ... в Полоцк приезжали различные коллективы артистов, певцов, работников цирка. Приезжали знаменитые не только в России, но и за границей, хоры Славянского и Архангельского» [5, с. 42]. Железная дорога стала также средством «доставления» музыкальных инструментов и нот.

Вторая половина XIX в. считается началом активного развития нотоиздательско-торгового дела в России, когда на волне общественного подъема в период реформ 60-х годов появились крупные издательские, полиграфические и книготорговые фирмы, увеличилось число этих предприятий и количество печатной продукции в связи с повышением спроса. Крупнейшими издателями музыкальных сочинений в России к началу XX в. стали фирма П.И. Юргенсона и издательство А.Б. Гутхейля в Москве. В провинциях также издавалась музыкальная литература. Так, в Витебске были изданы «Русские народные песни, собранные П. А. Шейном» (1867), «Методическая хрестоматия классного хорового пения для всех учебных заведений» (1903) и «Нотная терминология: Справочный словарь для регентов, учителей и всех музыкантов» (1904) М.В. Анцева.

Отличительной чертой времени стало расширение частной инициативы при поддержке и контроле со стороны государства во многих областях промышленности, торговли, образования. В крупных городах губернии открывались частные предприятия. Например, в 1861 г. в Витебске действовали 3 фортепианные фабрики. Начало XX в. ознаменовалось появлением в Витебской губернии ряда частных музыкальных школ: княгини А. А. Максутовой (1901), З.-Я.Г. Кано (1904) и Б.М. Вядро (1909) в Витебске, Л. Верховской в Двинске [6, л. 1].

2. Политические факторы. Музыкальное образование Витебской губернии в XIX - начале XX вв. находилось под определенным контролем со стороны государства. Направление и формы музыкального образования в различных учебных заведениях определялись циркулярами Министерства народного просвещения. Однако считалось, что занятия музыкой требуют особых способностей и не могут быть обязательными для всех обучаемых. Об этом говорилось в «Уставе гимназий, училищ уездных и приходских» (1828), который не включал музыку в основные предметы преподавания. 23 марта 1863 г. были утверждены «Временные правила для народных школ в губерниях Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилевской и Витебской», в соответствии с которыми в состав учебных предметов светской народной школы белорусских губерний включалось церковное пение наряду с другими предметами (Закон Божий, русский язык, четыре действия арифметики). «Положением о начальных народных училищах» (1864) церковное пение включалось в содержание общеобразовательного обучения. «Обучение пению в народных училищах так важно, что для его улучшения следует употребить все сподручные средства. Недостатки успехов по пению сильнее всего бросаются в глаза крестьянину; хорошие успехи по пению более способны расположить его в пользу училища, нежели хорошие успехи детей по русскому чтению, арифметике и чистописанию» [7, с. 29].

Политика правительства Российской империи в области среднего образования регламентировалось «Уставом гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» (1864), который закрепил положение, что для желающих могли преподаваться пение, музыка, гимнастика и танцы. Уставом гимназий и прогимназий (1871) вводилось бесплатное обучение пению «желающих». При этом, если государственные циркуляры рекомендовали принять «музыку в виде забавы в свободное время», то руководители многих, особенно частных, учебных заведений в Витебской губернии уделяли существенное внимание музыкальному образованию. Этому способствовал и тот факт, что приведенными уставами 1864

и 1871 гг. разрешались новые формы работы: обучение инструментальной музыке за особую плату, создание хоров, проведение музыкально-вокальных вечеров. Данное распоряжение во многих учебных заведениях Витебской губернии исполнялось достаточно активно. Так, директором народных училищ Витебской губернии Д.И. Тихомировым в визитационной книге Невельского уездного училища во время празднования столетнего юбилея учебного заведения 21 августа 1899 г. была оставлена следующая запись: «Высокие качества исполнения программы литературно-вокального вечера были внешним выражением пред присутствующей публикой известного мне отличного состояния училища в учебно-воспитательном отношении» [8, с. 33].

Музыкально-педагогическая практика в свою очередь оказывала влияние на изменение государственной политики в области образования. В результате продолжительных педагогических дискуссий было признано, что музыкальное образование, как в целом художественное образование, является важнейшим фактором воспитания подрастающего поколения для формирования нравственной личности. На рубеже 70-80-х годов XIX в. в государственной политике произошли значительные изменения по отношению к общему музыкальному образованию. Распоряжение Министерства народного просвещения «Об усилении преподавания пения в учительских семинариях» (1879) предписывало учительским семинариям усилить музыкально-педагогическую подготовку обучающихся педагогических кадров, что явилось важным условием для решения вопроса кадрового обеспечения низших учебных заведений губернии. Циркуляр Министерства народного просвещения от 15 января 1889 г. о введении и улучшении преподавания пения и музыки в мужских и женских учебных заведениях предопределил более внимательное отношение к преподаванию данных предметов. В 1898 г. Министерством народного просвещения был введен запрет на поступление в учительские семинарии неспособных к церковному пению.

Как правило, государством изыскивалась возможность материального стимулирования развития музыкального образования. В 1911 г. Попечителем Виленского учебного округа было рассмотрено обращение директора Витебского учительского института по вопросу «об обучении воспитанников музыке и организации из них симфонического оркестра» и утверждено постановление о выделении на данные цели ста двадцати рублей в год [9, л.43].

В 1880-х годах в начальном образовании значительно укрепила позиции Русская православная церковь, что было обусловлено изменением образовательной политики российского правительства. В 1883 г. Училищным советом при Святейшем Синоде утверждена программа церковного пения для духовных семинарий (автор А. Кривецкий). В 1884 г. были приняты «Правила о церковноприходских школах», утвердившие роль православия в образовании, что привело к значительному росту учебных заведений церковного ведомства. В этих заведениях значительное место отводилось церковному пению, участию в богослужениях. Современники отмечали, что это оказало «благотворное влияние даже на родителей обучающегося юношества с того времени, как дети начали петь на клиросе в приходских церквах, читать часы..., крестьянские общества стали усерднее посещать храмы Божии» [10, с. 25]. В 1902 г. вышло «Положение о церковных школах ведомства православного исповедания», согласно которому учебные планы были дополнены обязательным обучением игре на скрипке или фисгармонии.

С 1910 по 1912 гг. в Учебном комитете при Святейшем Синоде действовала специально созданная комиссия по пересмотру программ духовных семинарий и училищ и улучшению преподавания пения в церковных школах. В 1915-1916 гг. Святейшим Синодом утверждены новые программы по церковному пению и теории музыки для духовных семинарий и мужских духовных училищ, содержавшие одобренный комиссией рекомендательный список учебных пособий по данным предметам.

В XIX в. значительное внимание уделялось музыкальному образованию в подготовке военных кадров. В 1880-е годы появился ряд руководств по музыкальному образованию будущих военных. Один из них, «Проект инструкции для обучения пению и музыке в кадетских корпусах», подготовленный А.Д. Бутовским, был утвержден в 1889 г. В приложение были вынесены: программа элементарной теории музыки и классного пения в двух младших классах, репертуар песен для кадетских хоров, список легко усваиваемых практических школ для оркестровых инструментов, список пьес для струнного оркестра. Цель и задачи, условия зачисления воспитанников в хор и оркестр, рекомендации по репертуару, составы духовых и струнных оркестров, продолжительность и периодичность занятий были определены в «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (1886, 1894, 1908) и «Общей программе, распределении времени и наставлении для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах» (1890).

Анализ дореволюционной образовательной практики показывает, что во многих российских военных учебных заведениях обучение музыке и пению было организовано на высоком уровне: воспитанниками кадетских корпусов, были, например, известные русские композиторы Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, Н.Я. Мясковский. Выпускник Полоцкого кадетского корпуса Сергей Александрович Тра-илин играл на гармонике, рояле, многих духовых инструментах, дирижировал кадетским хором, сочинял

музыку. В 1895 г. познакомился с М.А. Балакиревым, который стал курировать его дальнейшее музыкальное образование. С.А. Траилин создал две симфонии, несколько опер, романсов, балет, ряд произведений для фортепиано. Как одаренный и высококультурный офицер был приглашен на должность воспитателя детей великого князя Константина Константиновича.

Во второй половине XIX в. под контролем государства находилось музыкальное образование не только офицеров, но и солдат. Проект В.В. Андреева об организации штата преподавателей для обязательного обучения в полках низших чинов народной музыке (в частности, игре на балалайке, домре и других инструментах) 22 марта 1897 г. утвержден царским указом. В 1909 г. под председательством начальника Придворного оркестра генерал-лейтенанта барона К.К. Штакельберга создана Комиссия по улучшению музыкального дела в армии и флоте, которая была призвана решить следующие задачи: составление положения о военной музыке и капельмейстерах, введение единообразного состава инструментов военных оркестров, издание нот маршей и гимнов, обучение сигналам по нотам, подготовка музыкально образованных военных капельмейстеров, учреждение инспекции военной музыки и корпусных капельмейстеров, образование военно-музыкальных школ.

3. Этнокультурные факторы. На процесс развития музыкального образования Витебской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. оказало воздействие взаимодействие национальных музыкальных культур. Если в сфере духовной музыки на протяжении ряда веков господствовала русская православная певческая культура, то народное музыкальное творчество было представлено национальными культурами народов, населявших Витебскую губернию. Русские, белорусы, латыши, евреи и представители других национальностей, проживавшие на территории губернии, ревниво оберегали от постороннего влияния и твердо сохраняли в памяти свои обычаи, обряды, народные песни, танцы. Вместе с тем близкое соседство не могло не оказать взаимного влияния на развитие национальных музыкальных культур в условиях приграничья. В процессе длительного взаимодействия происходил взаимообмен русской, белорусской, латышской, польской, украинской, литовской, еврейской музыкальных культур.

В Витебской губернии, как и во всей Российской империи, в XIX в. существовала повсеместная традиция домашнего обучения музыке. Частные уроки музыки давали иностранные или местные музыканты, причем уровень домашнего обучения зачастую был достаточно высоким, позволяя занимать должность учителя музыки и пения в учебных заведениях. Так, в начале XX в. в учебных заведениях Витебска преподавали пение получившие домашнее музыкальное образование Иван Тимофеевич Ризо, Иван Иванович Орлов, в Городке - Андрей Иванович Солдатенко.

Один из известнейших белорусских композиторов, пианистов XIX в., выходец из Витебской губернии Антон Иванович Абрамович, был сыном домашнего учителя музыки. Уроки игры на фортепиано для состоятельных помещиков являлись основным источником заработка для его отца и старшего брата, а позже и для самого композитора. Педагогическое мастерство А.И. Абрамовича снискало ему в Петербурге и Нижнем Новгороде заслуженную славу, причем его метод обучения помог многим учащимся достигнуть значительных результатов. Он стал автором первых фортепианных произведений на национальную тематику и положил начало широкому использованию русского и белорусского фольклора в профессиональном творчестве.

Во второй половине XIX в. усиливается интерес к изучению народной музыки в среде музыкантов, композиторов, интеллигенции. Доцент Санкт-Петербургского университета Э.А. Вольтер в 1882 и 1884 гг. с целью изучения этнографии посетил Динабургский, Режицкий и Люцинский уезды Витебской губернии, опубликовал результаты в сборнике «Материалы для этнографии латышского племени Витебской губернии. Праздники и семейные песни латышей», изданном в Санкт-Петербурге в 1890 г. В начале ХХ в. преподававший в учебных заведениях Витебска известный педагог-музыкант М.В. Анцев организовал при Витебском краеведческом обществе хор, в исполнении которого звучали собранные и обработанные композитором местные белорусские песни. В 1910 г. этнографом, фольклористом, бывшим членом Витебского статистического комитета, заведующим секцией этнографии и археологии Северо-Западного отделения Русского географического общества Е.Р. Романовым издан седьмой выпуск «Белорусского сборника» под названием «Белорусские народные мелодии. Песни сезонные, обрядовые, игровые, танцы, духовные стихи», в котором мелодии гармонизованы «для игры на фортепиано, как на инструменте, который имеется в каждом городском доме» [11, с. 5].

С середины XIX в. в Витебской губернии появляются общественные объединения, реализующие просветительскую, организаторскую, музыкально-образовательную функции. Это Витебский «вокально-литературно-драматический кружок» (позже «Витебское общество любителей музыкального и драматических искусств», «Витебское музыкально-драматическое общество»), Витебское общество любителей изящных искусств, Витебский музыкально-драматический кружок, Витебское еврейское литературно-музыкальное общество, Полоцкий музыкально-драматический кружок любителей, Двинское музыкальное

общество «Лютня», «Еврейское музыкально-драматическое-певческое общество в г. Двинске», Музыкально-драматическое общество служащих на станции Двинск Северо-Западных железных дорог. В 1915 г. в Витебске открылось единственное на территории современной Беларуси отделение Императорского русского музыкального общества.

Благодаря деятельности членов музыкальных обществ, в подавляющем большинстве любителей, в городах открывались музыкальные курсы и классы, организовывались публичные концерты, музыкальные вечера, гастроли выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, лекции о жизни и творчестве великих композиторов и музыкантов. В условиях отсутствия государственной системы музыкального образования во второй половине XIX - начале ХХ вв. общественные объединения сыграли ведущую роль в развитии музыкального образования Витебской губернии.

Удачное географическое положение крупных городов губернии на «пересечении» гастрольных маршрутов обеспечивало еще до введения в эксплуатацию железнодорожного сообщения активную кон-цертно-гастрольную жизнь. В газете «Витебские губернские ведомости» за 1859 г. автор одной из статей И. Дубицкий пишет, что «жители Витебска избалованы (в отношении концертов) и строги к лучшим даже современным артистам, столь часто их посещавшим и посещающим» [12, с. 87]. В другой статье находим, что «заезжим фокусникам, артистам и т.п. и счету не было», что придавало «особенное значение и колорит, каким может похвалиться редкий провинциальный город нашей Империи» [12, с. 72]. В городах и других населенных пунктах губернии среди местного населения преобладало любительское пение и музицирование, регулярно проводились концерты любителей. Так, 19 марта 1859 г. в Витебске был дан инструментально-вокальный концерт в пользу бедных «лицами, принадлежащими к высшему кругу общества», на котором прозвучали произведения западных композиторов, что отвечало музыкальным вкусам витебской публики. «Зал был заполнен слушателями так, что не осталось ни одного билета, и все из них, судя по восторженным рукоплесканиям, были весьма довольны исполнением концерта» [12, с. 75].

4. Музыкально-педагогические факторы. Известно, что до XVII века в России существовали два принципиально различных течения в музыке: православная певческая культура и народное творчество. В ХVIII в. с возникновением в России нового, светского направления начала выделяться профессия музыканта, которая полностью сформировалась и приобрела самостоятельный характер в ХК в. Произошло постепенное выделение профессии музыканта и ремесел, связанных с изготовлением, обслуживанием и ремонтом музыкальных инструментов. Согласно статистическим данным о числе ремесленников Витебской губернии, представленным в «Памятных книжках Витебской губернии» за 1861-1914 гг., занимающихся музыкой в виде промысла в 1862 г. всего было 45 человек, в 1866 - уже 76, а в 1896 - 268, причем наибольшее количество музыкантов и фортепианных мастеров было в таких городах Витебской губернии, как Витебск, Динабург (Двинск), Велиж, Полоцк и Режица.

Благодаря усилиям российских музыкантов-просветителей, получение музыкального образования стало более доступным широким слоям общественности. В 1859 г. в Петербурге было создано Русское музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство. В 1860 г. в Петербурге организованы общедоступные Музыкальные классы с целью привлечения любителей музыки к бесплатному профессиональному образованию, мощный педагогический состав которых впоследствии сделал возможным открытие первой консерватории в 1862 г. в Петербурге. В том же году М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин основали в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, одной из главных задач которой было дать общее музыкальное образование любителям музыки. По инициативе Н.Г. Рубинштейна было открыто московское отделение Русского музыкального общества, а затем и Музыкальные классы, явившиеся фундаментом Московской консерватории, открытой в 1866 г. С целью приобщения к музыкальной культуре широких слоев населения прогрессивные музыканты-просветители создавали учебные заведения, где можно было получить музыкальное образование бесплатно или за небольшую плату: общедоступные музыкальные классы Педагогического музея (1881), Бесплатная детская музыкальная школа имени Глинки (1906), Народная консерватория (1906) в Петербурге; Народная консерватория (1906) в Москве.

XIX век по праву считается эпохой расцвета музыкальной культуры, периодом формирования национальных музыкальных школ, основоположниками которых были великие музыканты, внесшие неоценимый вклад в развитие мировой музыкальной культуры. В России этот период ознаменовался творчеством композиторов-классиков, достигших мировой славы. Среди них М.И. Глинка, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский. Эти и многие другие известные композиторы, педагоги, музыканты во второй половине XIX в. преподавали в регентских классах при Императорской Придворной певческой капелле в Санкт-Петербурге (1856), Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваториях, Московском Синодальном училище церковного пения (1886). Ряд выпускников данных и некоторых других музыкальных учебных заведений, получив профессиональное музыкальное образование высочайшего уровня, стали преподавателями

музыки и пения в городах Витебской губернии. Так, Михаил Васильевич Анцев и Василий Антонович Бирюков, учившиеся у Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербургской консерватории, преподавали пение в учебных заведениях Витебска. Выпускники данной консерватории А.А. Максутова, Залман-Янкель Гиршевич Кано и Беньямин Маркович Вядро, были директорами и преподавателями частных музыкальных школ в Витебске. Михаил Мартинович Милль, учитель музыки Двинского реального училища, окончил Варшавскую консерваторию, как и скрипач Ной Давидович Фелициант, преподававший пение в учебных заведениях Витебска. В Двинске работал Петр Петрович Шмидт, получивший образование в Гамбургской музыкальной школе. Регентские классы при Императорской Придворной певческой капелле в Санкт-Петербурге окончили Арсений Иванович Горохов (преподаватель пения Витебской женской гимназии) и Александр Александрович Лебедев (преподаватель церковного пения Полоцкого женского училища духовного ведомства). Михаил Фридрихович Маттисон после окончания Московского Синодального училища церковного пения преподавал в Полоцком кадетском корпусе, был автором ряда духовных сочинений, издал учебник по церковному пению. Музыку в этом же учебном заведении длительное время преподавал Ахиль-Жозеф Николаевич Маршаль, окончивший Брюссельскую консерваторию.

Во второй половине XIX в. произошло зарождение и развитие музыкально-критической мысли, которая проявила себя как журналистика (по форме) и как музыкальная наука (по содержанию). Представители российской музыкально-критической мысли В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, В.В. Стасов, Ц.А. Кюи, Г.А. Ларош и др. внесли значимый вклад в становление и развитие музыкального образования, публикуя свои труды в ставших доступными широкому кругу читателей периодических изданиях: «Музыка и пение» (1894-1917), «Русская музыкальная газета» (1894-1918), «Гусельки яровчаты» (1907-1914), «Музыка и жизнь» (1908-1912), «Хоровое и регентское дело» (1907-1917), «Церковное пение» (1909-1915) и др. Один из постоянных авторов журнала «Баян» педагог, композитор, музыкальный критик Михаил Васильевич Анцев, который с 1896 г. жил в Витебске, где преподавал хоровое пение в различных учебных заведениях, был редактором газет «Витебские губернские ведомости» и «Народный листок», членом Витебской архивной комиссии.

Педагогические идеи мыслителей-музыкантов оказали важнейшее влияние на содержание профессионального музыкального образования и музыкального воспитания в Российской империи. В периодических изданиях того времени наряду с уведомлениями о состоявшихся концертах и театральных представлениях появляются статьи о проблемах и недостатках музыкального образования, методиках преподавания отдельных музыкальных дисциплин, обсуждается деятельность музыкальных обществ, критически анализируется концертный репертуар и мастерство исполнителей. Так, в нескольких выпусках «Русской музыкальной газеты» начала XX в. освещены проблемы музыкального образования и культуры белорусских провинциальных городов, в т.ч. Витебска и Полоцка. Например, в 1902 г. после состоявшихся в Витебске лекций-концертов, посвященных истории развития русского романса (лектором выступил редактор-издатель «Русской музыкальной газеты» Н.Ф. Финдейзен), в печати высказана мысль о постепенном создании условий для развития музыкальной культуры и формирования эстетического вкуса жителей белорусских городов.

Проведенное исследование позволило, кроме выше перечисленных, выделить факторы, оказавшие негативное воздействие на процесс развития музыкального образования Витебской губернии в дореволюционный период: отсутствие государственной системы музыкального образования и просвещения, отказ в регистрации и запрет деятельности ряда музыкальных обществ, отсутствие высших музыкальных учебных заведений в Витебской губернии, нехватка образованных учителей музыки и пения, бедность и невысокая грамотность населения.

Заключение. Основными факторами развития музыкального образования в Витебской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. стали:

- социально-экономические (урбанизация населения, «экономический бум», введение в действие путей железнодорожного сообщения, активное развитие нотоиздательско-торгового дела, расширение частной инициативы при поддержке и контроле со стороны государства);

- государственно-политические (политика государства в области музыкального образования, признание музыкального образования важнейшим фактором нравственного воспитания, в том числе в подготовке духовенства, военных и педагогических кадров, укрепление позиций Русской православной церкви);

- этнокультурные (взаимодействие национальных музыкальных культур, повсеместная традиция домашнего обучения музыке, интерес к изучению народной музыки, деятельность общественных организаций, активная концертно-гастрольная жизнь);

- музыкально-педагогические (выделение профессии музыканта, музыкальное просветительство, доступность музыкального образования, расцвет музыкальной культуры, квалифицированные музыкально-педагогические кадры, зарождение и развитие музыкально-критической мысли).

ЛИТЕРАТУРА

1. Найн, А.Я. Общенаучные понятия в педагогике / А.Я. Найн // Педагогика. - 1992. - № 8. - С. 15-19.

2. Денисова, И.В. Понятийно-терминологический аппарат исследования развития музыкального образования / И.В.Денисова // Весн. Вщеб. дзярж. ун-та. - 2016. - №4 (93). - С. 94-98.

3. Бусел, Е.Н. Развитие системы образования Витебской губернии второй половины Х1Х - начала ХХ века : моногр. / Е.Н. Бусел. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2015. - 172 с.

4. Памятная книжка Витебской губернии на 1895 год : Издание Витебского Губернского Статистического Комитета. - Витебск: Губернская типография, 1895. - 297 с.

5. Поляков, С.И. Полоцкий кадетский корпус. История в лицах / С.И. Поляков. - Полоцк : Полоцк. кн. изд-во : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в г. Полоцке, 2010. - 71 с.

6. Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). - Ф. 1430. Оп. 1. д. 46987.

7. Отчет Витебского училищного Совета по управлению училищами, состоящими в его ведении, за 1866 гражданский год. - Вильно : Типография А. Сыркина. - 84 с.

8. Чубов, П. Невельское уездное училище Витебской губернии за 100 лет своего существования (1799-1899) / П. Чубов. - Витебск : Губернская Типо-Литография, 1899. - 36 с.

9. Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). - Ф. 2645. Оп. 1. Д. 148.

10. Памятная книжка Витебской губернии на 1866 год / под ред. А.М. Сементовского. - СПб. : Типография К. Вульфа, 1866. - 367 с.

11. Романов, Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 7. Белорусские народные мелодии. Песни сезонные, обрядовые, игровые, танцы, духовные стихи / Е.Р. Романов. - Вильно : Русский почин, 1910. - 47 с.

12. Витебские губернские ведомости : отдел второй, часть неофициальная к №17 за 1859 год. - С. 72-75.

Поступила 10.01.2018

THE MAJOR FACTORS OF MUSICAL EDUCARTION DEVELOPMENT IN VITEBSK PROVINCE OF THE SECOND HALF JO THE XIXth - THE BEGINNING OF THE XXth CENTURIES

I. DENISOVA

The article is devoted to the identification of the major factors of musical education development in Vitebsk province in the second half of the XIXth - the beginning of the XXth centuries. The factors identified by the author, understood as active elements of the impact on musical education development, are united into the following groups: socio-economic, state-political, ethnocultural and musical-pedagogical. The factors that had a negative impact on musical education development of Vitebsk province in the pre-revolutionary period were identified.

Keywords: musical education, Vitebsk province, the development factor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.