Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАН ЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАН ЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION / COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / INFORMATION / SUBJECT ENVIRONMENT / INFORMATIONAL SOCIETY / INFORMATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DISTANT STUDYING / INFORMATIONAL CULTURE / ICT-COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринова М. А.

В связи с основными тенденциями образования в информационном обществе автором статьи определены основные факторы развития информационно-образовательной среды современной школы, подчеркнут информационно-деятельностный характер выстраиваемых в современной школе информационно-коммуникационной и информационно-предметной сред дистанционного обучения, что позволяет акцентировать их направленность на активные виды взаимодействия, интерактивность, «гипертекст», а также на развитие информационной культуры участников учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main factors of the informational / educational environment's development of the modern school in the conditions of distant studying

In connection with the main educational tendencies in the informational society the author of the article defines the main factors of school informational / educational environment's development. The author also emphasizes the informational / active character of the information / communication and information / subject environments of distant studying which are formed in the modern school to accentuate their orientation to the active types of interaction, hypertext and the development of informational culture among the participants of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАН ЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

М. А. ТАТАРИНОВА, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО mtatarinova @yandex. ru

В связи с основными тенденциями образования в информационном обществе автором статьи определены основные факторы развития информационно-образовательной среды современной школы, подчеркнут информационно-деятельностный характер выстраиваемых в современной школе информационно-коммуникационной и информационно-предметной сред дистанционного обучения, что позволяет акцентировать их направленность на активные виды взаимодействия, интерактивность, «гипертекст», а также на развитие информационной культуры участников учебного процесса.

In connection with the main educational tendencies in the informational society the author of the article defines the main factors of school informational / educational environment's development. The author also emphasizes the informational / active character of the information / communication and information / subject environments of distant studying which are formed in the modern school to accentuate their orientation to the active types of interaction, hypertext and the development of informational culture among the participants of the educational process.

Ключевые слова: информационное общество, информационная среда, образовательная среда, информационные и коммуникационные технологии в образовании, дистанционное обучение, информационно-предметная среда, информационная культура, ИКТ-компетентность

Key words: informational society, informational environment, educational environment, information / communication technologies in education, distant studying, information / subject environment, informational culture, ICT-competence

На сегодняшний день общеизвестно, что благодаря возможностям информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в современной системе образования на разных уров-

нях формируется новая информационно-образовательная среда*, которая позволяет организовать взаимодействие всех участников учебного процесса на расстоянии, решить многие учебно-познаватель-

* Подробнее об эволюции, типологии, особенностях формирования современной образовательной среды см.: Информационно-предметные среды общего среднего образования: Сборник научных трудов / Авт.-сост. Т. С. Назарова. М.: Варсон, 2010.

ные, организационно-методические и социально-экономические проблемы наиболее эффективно, в том числе благодаря возможностям и преимуществам дистанционного обучения*. Однако для обеспечения эффективности и конкурентоспособности новой среды необходимо учесть ряд существенных факторов, непонимание которых может привести к понижению качества и надежности современного образования.

Информационно-образовательная среда дистанционного обучения (далее ИОС ДО) современной школы определяется коллективом лаборатории** как система средств дистанционного обучения, справочных материалов, словарей, дополнительной литературы, всех сопутствующих учебному процессу материалов, достаточных для получения качественного образования по определенному курсу / учебному предмету / специальности либо по утвержденной программе образовательного учреждения, а также средств их разработки, хранения, передачи, доступа к ним и взаимодействия с ними.

Для эффективного проектирования информационно-образовательной среды современной школы сотрудниками лаборатории исследованы составляющие, влияющие на эффективное проектирование и реализацию информационной среды дистанционного обучения (далее ИС ДО) образовательного учреждения, а также информационно-предметных сред образовательных областей и дисциплин. К этим составляющим относятся программно-ап-

'Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающее все компоненты учебного процесса (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами интернет-технологий. См: По-пат Е. С. Концепция дистанционного обучения // URL: http: distant.ioso.ru/library/publication/concepte.htm.

** В статье представлены результаты научно-исследовательской работы лаборатории дистанционного обучения ИСМО РАО (Москва), проводимой в рамках научной школы профессора

Е. С. Полат (http://distant.ioso.ru).

паратный комплекс, модели ДО, дифференцированный подход, педагогические технологии ДО, педагогическое сетевое общение.

Программно-аппаратный комплекс. Дидактические требования к ИС ДО выражены в требованиях к оснащению автоматизированного рабочего места (далее АРМ). В школьной информационной среде это могут быть мультимедийный ПК, АРМ администратора, АРМ учителя, АРМ ученика, АРМ самоконтроля***, тестовый ПК, ПК-тренажер, интернет-ПК, сервер и т. п.

Требования к АРМам касаются не только оснащения программами, но и организации и методики работы за соответствующими АРМами, а также защиты информационной среды от несанкционированных действий пользователей и внешних воздействий.

Следует учитывать необходимость поддержки всех активных методов обучения, таких как деловые и ролевые игры, дискуссия и т. п. Важно учесть, сколько школьников может одновременно взаимодействовать с одним ПК (в частности мультимедийным) — тогда имеет значение не только наличие, но и физическое размещение ПК.

АРМы можно объединять для проведения урочных и внеурочных занятий малыми группами, при этом большое значение приобретает структура как физической среды, в которой размещаются эти АРМы, так и локальной сети.

Структура физической среды должна обеспечивать:

Требования к АРМам касаются не только оснащения программами, но и организации и методики работы за соответствующими АРМами, а также защиты информационной среды от несанкционированных действий пользователей и внешних воздействий.

*** Имеется в виду АРМ, оснащенное видеокамерой, позволяющей учащимся и преподавателям вести видеозапись своих выступлений, лекций, докладов с их последующим просмотром с целью устранения ошибок. В физической среде такого АРМа должна обеспечиваться конфиденциальность всего процесса.

3 свободное изменение структуры пространства с целью парной работы за одним дисплеем, а также работы в малых группах как за одним дисплеем, так и с персональными дисплеями для каждого участника;

3 безопасность такой работы.

Структура локальной сети должна обеспечивать:

3 разграничение прав доступа к информации, получаемой с локальных серверов и из Интернета;

3 надежное и достаточное по долго-временности хранение информации о действиях пользователей;

3 автоматизированное изменение программных средств и их настроек у любого из компьютеров сети из единого технического узла;

3 возможность дистанционного контроля деятельности учащихся в сети;

3 наличие управляющих узлов сети с различными системами прав.

Модели ДО. Особенности функционирования ИС ДО школы во многом зависят от выбранных и / или существующих в образовательном учреждении моделей ДО (используемая технологическая основа + сочетание видов деятельности). Профессором Е. С. Полат разработаны следующие модели ДО: интеграция очного и дистанционного обучения (смешанное обучение), сетевая модель дистанционного обучения, модель интеграции кейс-технологии и интернет-технологий, модель на основе ви-деоконференц-связи.

Специфика предметной области и организационно-технические возможности школы диктуют требования к выбору наиболее приемлемой модели структурирования содержания обучения и построения на их основе информационно-предметной среды (далее ИПС) каждой учебной дисциплины.

Специфика предметной области и организационно-технические возможности школы диктуют требования к выбору наиболее приемлемой модели структурирования содержания обучения и построения на их основе информационно-предметной среды каждой учебной дисциплины.

3 ИПС ДО на основе модели интеграции очной и дистанционной форм обучения приемлема тогда, когда школьники имеют возможность посещать очные занятия; здесь требуются обязательные личные контакты с учителем (групповые, коллективные виды деятельности под руководством педагога, лабораторные и практические работы). Виды деятельности, требующие индивидуальной тренировки, самостоятельной познавательной работы, индивидуальных консультаций учителя, осуществляются посредством сетевого взаимодействия.

3 ИПС ДО на основе сетевой модели используется, если обучаемый не может посещать очные занятия или в этом нет педагогической целесообразности. В этом случае содержание обучения: ознакомление с информацией, овладение знаниями, их применение для решения исследовательских или практических, творческих задач, контроль за ходом учебного процесса и управление им — структурируется только на основе ИКТ. Поэтому ИС ДО школы включает в себя библиотеку курсов (учебных предметов), ссылки на виртуальные библиотеки, энциклопедии, средства мониторинга успеваемости и здоровья.

3 В ИПС ДО на основе модели интеграции интернет- и кейс-технологий используются действующие в системе образования средства обучения: печатные издания, CD, аудио- или видеозаписи, то есть кейс-набор всех необходимых и достаточных средств обучения. ИКТ используются для управления учебным процессом, доступа к дополнительным источникам информации, размещаемым на сайтах Интернета, организации взаимодействия по освоению содержания.

3 ИПС ДО на основе модели видеоконференций требует разработки сценария каждого занятия-видеолекции с пояснениями, иллюстрациями, презентациями, обратной связью.

Дифференцированный подход. Выявление факторов развития информационно-

образовательной среды, исследование ее влияния на учебный процесс и анализ имеющегося опыта позволяют обосновать изменения в содержании гуманитарного образования в старшей школе, дифференцировать и структурировать его для максимальной реализации образовательных потребностей каждого старшеклассника и запросов общества в целом. Н. В. Беляевой исследованы и обоснованы факторы дифференциации и способы структурирования содержания дистанционного обучения предметам гуманитарного цикла в старших классах с использованием ИКТ *.

По ее мнению, для дифференцированного обучения с использованием средств ИКТ необходимы:

3 структурирование содержания и форм обучения на основе дифференциации и соответствие методов и приемов индивидуальным возможностям и интересам учеников;

3 создание информационно-образовательной среды и образовательных траекторий для гомогенных групп учащихся (или для индивидуального обучения) и разработка методик дифференцированного использования ИКТ в школьном образовании;

3 отбор средств обучения с учетом специфики предмета, психологических особенностей учащихся и усвоения ими информации, в том числе электронной, умения работать с ней;

3 обучение педагога применению технологии дифференцированного обучения с использованием средств ИКТ в школьном образовании.

Поэтому при структурировании содержания гуманитарного образования следует:

3 использовать возможности компьютерного гипертекста для презентации ин-

тертекстуальных связей произведения, что расширяет кругозор, помогает осмыслить внутрипредметный контекст, обогащает читательский опыт и культурную память;

3 развивать критическое мышление учащихся на основе формирования навыков содержательной и эстетической рефлексии виртуальной информационной среды, что способствует развитию информационной культуры, предостерегает от подражания стереотипам массового сознания, культивируемым СМИ**.

Педагогические технологии ДО***. Инфор-мационно-деятельност-ный характер информационно-образовательной среды школы диктует использование педагогических технологий личностно-деятельностного и проблемного обучения, реализуемых средствами дистанционного обучения в современной школе, к которым относятся обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые и деловые игры, ситуационный анализ, метод проектов, «портфель ученика». Их применение в ходе целенаправленного взаимодействия всех участников учебного процесса требует процессуального структурирования видов деятельности и исполь-

Информационно-деятельностный характер информационно-образовательной среды школы диктует использование педагогических технологий личностно-деятельностного и проблемного обучения, реализуемых средствами дистанционного обучения в современной школе.

* Беляева Н. В. Мультимедийная презентация в очном и дистанционном литературном образовании как методическая проблема // Полатов-ские чтения — 2009: Материалы II научно-практической конференции «Дистанционное обучение в предметных областях». Казань: Юниверсум, 2010.

** Подробнее см.: Бепяева Н. В. Использование средств мультимедиа в школьном литературном образовании // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приемы». Н. Новгород: НГПУ, 2010. Т. 1; Бепяева Н. В. Роль средств мультимедиа и интернет-ресурсов в развитии умений чтения, восприятия и понимания художественного текста читателем-школьником // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Сборник научных статей. М.: МГПИ, 2010. Вып. 9.

*** Педагогические технологии дистанционного обучения — совокупность методов и форм обучения, обеспечивающих осуществление учебно-воспитательного процесса дистанционно в соответствии с выбранной концепцией обучения //URL: http://distant.ioso.ru/do/termin.htm.

зуемых методов на основе того или иного средства ИКТ в соответствии с логикой познавательной деятельности*.

Педагогическое сетевое общение. Важным фактором развития ИОС школы в условиях дистанционного обучения является учет психолого-педагогических особенностей общения в сети Интернет. Они связаны с особенностями современного социума и психологическими особенностями современных молодых людей, называемых net-generation (генерация людей Сети), с возрастающей ролью коммуникативных умений для успешной самореализации человека, психологическими и этическими особенностями взаимодействия в Сети, спецификой реализации многих текстов в Интернете на основе гипертекста, их стилистическим и жанровым разнообразием**.

Таким образом, выявленные факторы свидетельствуют о необходимости введения инвариантных компонентов содержания школьного образования, связанных с получением образования средствами ИОС ДО. К таким компонентам относятся следующие. На уровне знаний это сведения об общении (коммуникативной ситуации и т. д.); наиболее употребительных речевых жанрах, в том числе бытующих в Интернете; характерных особенностях гипертекста и интернет-текстов; особенностях Интернета как среды, в которой происходит общение коммуникантов, а также информационной среды; сведения о сетевом этикете, его вербальной и невербальной составляющих; знания компью-

* Более подробно с видами педагогических технологий ДО можно познакомиться в учебном пособии Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2007.

** Ладыженская Н. В. Проблемы педагогического общения при дистанционном обучении // Материалы XV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «Реларн-2008». Москва, 2008. С. 215.

Важным фактором развития ИОС школы в условиях дистанционного обучения является учет психолого-педагогических особенностей общения в сети Интернет.

терного и сетевого аппаратного и программного обеспечения.

На уровне осуществления способов деятельности это компоненты, способствующие овладению компьютерной грамотностью, развивающие умение пользоваться современными поисковыми и информационно-коммуникационными сервисами, а также навыки критического мышления:

3 осуществлять поиск и выделять значимую информацию в тексте, оценивать ее достоверность, выделять фактическую и оценочную составляющие;

3 формулировать основную идею сообщения;

3 фиксировать основное содержание, делать выписки из текстов, заметки, записи, конспектировать прочитанное; составлять различные виды планов прочитанного текста;

3 передавать основное содержание текста, представленное в разных формах: графической, табличной, звуковой, анимационной и т. д. (реферировать, резюмировать, аннотировать, комментировать, перефразировать);

3 анализировать, синтезировать, сопоставлять описываемые факты, доказывать / аргументировать, делать обзор, комбинировать, давать характеристику, оценивать, выражать отношение к излагаемому;

3 обобщать полученные сведения, опираясь на знания об особенностях гипертекста, жанровых особенностях интернет-текстов, создавая целостное представление о каком-либо явлении, событии;

3 искать решение задачи (проблемы) на основе полученных данных, рефлексировать в отношении этого решения;

3 реализовывать тексты (речевые жанры), эффективные в данной учебной или вне-учебной коммуникативной ситуации (возможно, с применением интернет-технологий) и, если это целесообразно, содержащие информацию, представленную в разных формах;

3 работать в разных режимах (индивидуально, в паре с партнером, зарубежным коллегой, в малой группе), взаимодействуя друг с другом;

3 контролировать действия свои и партнеров, объективно оценивая эти действия;

3 организовывать свою работу, планировать этапы ее выполнения, осознавать требования к ее результату.

На уровне эмоционально-ценностного отношения к деятельности это компоненты, которые помогут раскрыть важность соблюдения этических норм при общении, правил сетевого этикета, прав интеллектуальной собственности; способствуют решению задач воспитания вежливого, толерантного, ответственного за свое речевое поведение человека.

Анализ обозначенных факторов показывает, что функции современной ИОС ДО связаны с обеспечением выбора альтернативных форм и моделей получения образования различными слоями населения и социальными группами в зависимости от их образовательных потребностей и возможностей, а также от видов деятельности участников учебного процесса в условиях ДО.

Еще одним фактором развития ИОС ДО является степень сформированности ИКТ-компетенции и информационной культуры учащихся, а также подготовки пре-

подавателей к реализации дистанционного обучения с использованием ИКТ в условиях современной образовательной среды старшей школы.

Перечисленные факторы свидетельствуют о необходимости предъявления особых требований к педагогам и специалистам, работающим в новой среде. Современный педагог, независимо от предметной области, должен уметь органично использовать все преимущества средств ИКТ и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии для решения практических задач.

С другой стороны, требуемого качества подготовки будущих специалистов к жизни в современном информационном обществе возможно достичь лишь при соответствующем уровне информатизации образования: максимальном использовании средств ИКТ, информатизации всех учебных, внеучебных и организационных процессов.

Функции современной информационно-образовательной среды дистанционного обучения связаны с обеспечением выбора альтернативных форм и моделей получения образования различными слоями населения и социальными группами в зависимости от их образовательных потребностей и возможностей, а также от видов деятельности участников учебного процесса.

ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В. В. ВОРОНИНА, учитель информатики МОУ СОШ № 7 г. Павлово w@vinforika.ru

В статье предпринят анализ возможных форм общения ученика и учителя при реализации дистанционного образования, интенсивно развивающегося и широко распространенного в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.