Научная статья на тему 'Основные факторы, обеспечивающие инновационное развитие экономики Германии'

Основные факторы, обеспечивающие инновационное развитие экономики Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1807
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие / финансирование / образование / інноваційний розвиток / фінансування / освіта / innovative development / financing / education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патрик Эдуард Исаакович, Никитин Юрий Владимирович, Патрик Ольга Эдуардовна

В настоящей статье анализируются основные факторы, обеспечивающие инновационное развитие экономики Германии. По результатам проведенного анализа делается вывод о необходимости широкого государственно-частного партнерства для успешного инновационного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major factors contributing to innovative development of German economy

The article examines major factors ensuring innovative development of German economy. On the basis of the analysis we come to the conclusion that extensive collaboration between public and private sectors is essential for a successful innovative development of the country.

Текст научной работы на тему «Основные факторы, обеспечивающие инновационное развитие экономики Германии»

Актуальш проблеми секторально! економжи

Priority problems of industrial sectors' economic

АКТУАЛЬН1 ПРОБЛЕМИ СЕКТОРАЛЬНО!

ЕКОНОМ1КИ

PRIORITY PROBLEMS OF INDUSTRIAL

SECTORS' ECONOMICS

УДК 332.1:658.589

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ

Э.И. Патрик, д.т.н., проф.

Ю.В. Никитин

О.Э. Патрик

Международная Академия менеджмента и технологий INTAMT (Дюссельдорф, Германия)

nampiK Е.1., Шктт Ю.В., Патрж О.Е. Основт фактори, як забезпечують Шновацшний розвиток економiки у Шмеччит.

У цщ статп аналiзуються основш фактори, що забезпечують шновацшний розвиток e^^Mi^ Шмеччини. За результатами проведеного аналiзу робиться висновок про необхщшсть широкого державно-приватного партнерства для устшного шновацшного розвитку краши.

Ключовi слова: шновацшний розвиток, фшансування, освiта

Патрик Э.И., Никитин Ю.В., Патрик О.Э. Основные факторы, обеспечивающие инновационное развитие экономики Германии.

В настоящей статье анализируются основные факторы, обеспечивающие инновационное развитие экономики Германии. По результатам проведенного анализа делается вывод о необходимости широкого государственно-частного партнерства для успешного инновационного развития страны.

Ключевые слова: инновационное развитие, финансирование, образование

Patrik E., Nikitin Yu., Patrik O. Major factors contributing to innovative development of German economy.

The article examines major factors ensuring innovative development of German economy. On the basis of the analysis we come to the conclusion that extensive collaboration between public and private sectors is essential for a successful innovative development of the country.

Keywords: innovative development, financing, education

В первом десятилетии XXI века Федеративная Республика Германия оказалась единственной из высокоразвитых стран, доля которой в общемировом производстве не только не сократилась, но и немного выросла (с 8,7% до 9,3%). Продавая за рубеж более 50% производимой в стране продукции, немцы не могут конкурировать на мировых рынках с производителями дешевого ширпотреба. Из-за высокого уровня оплаты труда, социального обеспечения населения и высоких налогов всё, до чего в Германии дотрагивается рука человека, стоит дорого, поэтому практически весь объем немецкого экспорта - высокотехнологичная наукоемкая продукция с высокой добавленной стоимостью.

Сегодня Германия - признанный мировой лидер в машиностроении, энергетике, металлообработке, фармацевтике и производстве медицинской техники, в химической и биотехнологической отраслях и т.д. Очевидно, что такие выдающиеся результаты достигнуты, прежде всего, за счет инновационной направленности немецкой экономики. Лейтмотивом деятельности многих немецких предпринимателей стали слова многолетнего президента, а ныне почетного президента Фраун-гоферовского общества профессора Ханс-Йорга Буллингера (Prof. Dr.-Ing. Hans-Jörg Bullinger): «Немецкие компании смогут противостоять конкуренции иностранных фирм, проводящих «политику низких цен», только в том случае, если предложат потребителю действительно инновационные товары и услуги, уникальные изделия высочайшего качества, за которые потребители захотят заплатить более высокую цену».

Это стало «национальной идеей» немцев: «у нас нет больших территорий, у нас нет больших запасов полезных ископаемых, нам нечего предложить миру, кроме дорогой, но высококачественной продукции».

Изложение основного материала исследования

Важнейшим фактором, определяющим инновационный вектор развития экономики Германии, является активная поддержка и финансирование научных исследований и инновационных разработок предпринимателями. В этой связи необходимо отметить, что около 90% всей собственности в Германии принадлежит частному бизнесу. Именно частные предприниматели являются локомотивом инновационного развития страны, поскольку для сохранения лидерства на высококонкурентных мировых рынках им необходимы новейшие достижения науки и технологий, чтобы создавать продукцию с уникальными потребительскими свойствами, сокращать издержки производства, снижать себестоимость товаров и услуг. Согласно данным Статистического управления Германии [1] в 2013 году на научные исследования и инновационные разработки было потрачено около 78 млрд. евро (3% ВВП). При этом доля государственных затрат составляет 34%, а 66% (около 50 млрд. евро) -финансирование со стороны предпринимательского сообщества и частных вложений населения в венчурные и иные фонды.

Фундаментом инновационной экономики Германии является система образования, принципиальной особенностью которой является ее тесная взаимосвязь с современными тенденциями развития страны. Немецкие образовательные учреждения весьма чутко и динамично реагируют на реальные вызовы и практические потребности общества в квалифицированных специалистах, как в социальной сфере, так и в экономике. Понимание того, что высококачественная высокотехнологичная продукция может разрабатываться и производиться только высококвалифицированными специалистами, вынуждает предпринимателей тратить огромные деньги на подготовку кадров, что является ключевым фактором успешного функционирования системы образования Германии. При годовых затратах на образование в Германии в размере 182 млрд. евро (7% ВВП) более 40 млрд. евро вкладывают бизнес-структуры. Взаимодействие предпринимателей с системой образования начинается с их активного участия в мероприятиях, направленных на профориентацию школьников. Регулярные экскурсии на предприятия, «дни открытых дверей», производственная практика старших школьников позволяют объяснить детям и подросткам, для чего им необходимо получать знания, показать широкий спектр возможных профессий для них, воспитывать уважение к труду.

Особого внимания заслуживает система начального и среднего профессионального образования Германии, которая является образцовым

примером эффективного государственно-частного партнерства. Подготовка рабочих кадров ведется, как правило, в рамках, так называемой «дуальной системы», предусматривающей теоретическое обучение учащихся в учебных заведениях профобразования (2-3 дня в неделю), а освоение ими практических навыков осуществляется в течение 2-3 дней в неделю на рабочих местах предприятий и компаний. Учебные заведения профобразования на 100% финансируются государством. Практическое обучение на предприятиях финансируют работодатели, выплачивая, в том числе, денежное вознаграждение учащимся. Ведь принципиальной особенностью немецкой «дуальной системы» является то, что выпускники общеобразовательных школ поступают не в профшколы и профкол-леджи, а заключают договор на ученичество с работодателем, а тот отправляет ученика на теоретическое обучение в соответствующее учебное заведение профобразования по специальности. В настоящее время более 440 000 немецких предприятий и компаний участвуют в подготовке кадров. Широко развита сеть отраслевых учебных центров, занимающихся подготовкой специалистов для малых и средних предприятий определенной отрасли.

Активную роль в поддержке системы подготовки специалистов в Германии играют торгово-промышленные (ТИП) и ремесленные палаты (РП), которые представляют интересы предприятий и ремесленников при взаимодействии с политиками, органами власти и управления и общественностью. По немецкому законодательству все зарегистрированные юридические лица обязаны быть членами ТПП или РП. Эти саморегулируемые организации выполняют ряд важнейших функций в организации профобразования:

— привлечение работодателей к участию в подготовке и повышении квалификации специалистов;

— консалтинговая поддержка выпускников общеобразовательных школ в поиске ученического места у работодателей;

— заключение трёхсторонних договоров на ученичество с работодателями и выпускниками общеобразовательных школ;

— организация независимых комиссий для приема квалификационных экзаменов у выпускников учебных заведений профобразования;

— организация независимых комиссий для приема квалификационных экзаменов на звание «Мастер» (после прохождения специального курса обучения);

— поддержка международного сотрудничества учебных заведений профобразования. Постоянно возрастающая потребность

инновационной экономики Германии в высококвалифицированных специалистах диктует новые требования к высшим учебным заведениям. По данным на лето 2014 года в Германии было 427 высших учебных заведения (в том числе, 86 -

AKTyanbHi npo6neMH ceKTopanbHoi eKoHoMiKH

Priority problems of industrial sectors' economic

HacTHbix), H3 kotophx 108 - KnaccnHecKne yHHBepcnreTH, 215 - yHHBepcnreTH npnKnagHbix HayK, 52 - TBopnecKHe By3bi (By3bi ncKyccTB), 6 -negarornHecKne By3bi, 17 - TeonornHecKne By3bi, 29 - By3bi gna nogroTOBKH rocygapcTBeHHbix n мyннцнпanbHbIx cny^a^nx [2]. B этнx yneÖHHx 3aBegeHnax o6yHaeTca oKono 2,6 MnH. crygenroB. OTMeTHM, hto 3a nocnegHne 50 neT oö^ee KonnHecTBo crygenroB b HeMe^nx By3ax Bbipocno 6onee HeM b 12 pa3, a b nepnog c 2005 no 2013 rog HncneHHocrb e^erogHo nocrynaro^nx b By3bi aöuTypueHToB yBennHnnocb Ha 40%.

Ea3oBon тeнgeнцнen pa3Bnrna coBpeMeHHon HeMe^on Bbicmen mKonbi, ocoöeHHo b yHHBepcuTeTax npnKnagHbix HayK, crano npaKTHKoopueHTupoBaHHoe npoeKTHoe oöyneHue, pa3BHBaro^ee кoнцeпцнro ogHoro h3 ocHoBaTenen EepnuHcKoro yHHBepcnreTa AneKcaHgpa $oh TyMÖonbgTa. CyTb этon кoнцeпцнн 3aKnroHaeTca b nepegaHe 3HaHnn h кoмпeтeнцнn ot npenogaBaTena k cTygeHTy He b ^opMaTe geкnapaцнn c Ka^egpbi bo BpeMa neKqnn, a b npo^cce BbinonHeHna cTygeHToM KoHKpeTHMx uccnegoBaTenbcKux npoeKToB nog pyKoBogcTBoM npenogaBaTenen. TexHonornn «npoeKTHoro o6yHeHna» aBnaroTca mo^hhm HHcTpyMeHToM npnBneHeHna cTygeHToB k HayHHon h нннoвaцнoннon geaTenbHocrn b пpoцecce o6yHeHna h co3garoT cepbe3Hbin ^yHgaMenr gna nx pa6oTH b c$epe HayKu h нннoвaцнn nocne oKoHHaHna yHHBepcnreTa. C gpyron cropoHH, npuMeHeHne TexHonornn «npoeKTHoro oöyneHua» npegtaBnaeT noBbimeHHbie rpe6oBaHna k npo^eccnoHanbHbiM кoмпeтeнцнaм npenogaBaTenen, He ocraBnaa hm bo3mo®hocth h3 roga b rog npenogaBaTb no ogHHM h TeM ®e neKanaM. B этon cbh3h HeoöxoguMo oTMeTHTb, hto HeMe^ne yHHBepcnreTH - этo He TonbKo oöpa3oBaTenbHHe yHpe^geHna, этo ^nrpbi pa3BHTua HayKH h нннoвaцнn. ,3,Be rpeTH Bcex HayHHHx pe3ynbTaToB b repMaHHH nonyHaror HMeHHo b yHHBepcuTeTax. BaKaHTHoe MecTo npo^eccopa b yHHBepcnreTe Mo^eT nonyHHTb TonbKo aKTHBHo ^yHKqnoHHpyro^nn yHeHbin, Bo3rnaBnaro^HH KaKoe-To coBpeMeHHoe HayHHoe HanpaBneHue. A b yHHBepcnreTax npnKnagHbix HayK gna npeTeHgeHToB Ha MecTo npo^eccopa oöa3aTenbHHM aBnaeTca naTnneTHnn cra® npaKTHHecKon paöoTH b peanbHoM ceKTope экoнoмнкн. HaHaB paöoTaTb b yHHBepcnreTe, npo^eccop 80% cBoero paöonero BpeMeHH rpaTnr Ha HayHHyro h нннoвaцнoннyro geaTenbHocTb h TonbKo 20% - Ha npenogaBaTenbcKyro paöoTy.

HanpaBneHHocTb HeMe^on Bbicmen mKonbi Ha nogroToBKy BbinycKHHKoB, cnocoÖHbix b KopoTKoe BpeMa nocne oKoHHaHna By3a cTaTb nonHo^HHbiMH cпeцнanнcтaмн, peanroyeTca b pa3nnHHbix $opMax. Eonbmoe pacnpocrpaHeHne b nocnegHee BpeMa b cncreMe Bbicmero o6pa3oBaHna b repMaHHH nony-Huna «gyanbHaa cncreMa», KoTopaa paHbme mnpoKo npaKTHKoBanacb TonbKo b cncTeMe HaHanbHoro h cpegHero npo^eccnoHanbHoro o6pa3oBaHna. GyanbHaa cncreMa Bbicmero o6pa3oBaHna no3BonaeT cTygeHTaM nocne oKoHHaHna By3a nonyHHTb no-mhmo gunnoMa öaKanaBpa e^e h paöonyro cпeцн-

anbHocTb. TaKue cпeцнanнcтн oneHb BocTpeöoBaHM Ha pbiHKe Tpyga, nocKonbKy oönagaroT xopomHMH npaKTHHecKHMH HaBbKaMH, nonyneHHMMH Ha npeg-npuaTHH, h xopomen yHHBepcHTeTcKoH TeopeTHHecKon nogroToBKon. flyanbHMe nporpaMMM npegnararoT MHorue yHHBepcuTeTbi npuKnagHMx HayK, cпeцнanbннe yneÖHMe ^mpbi h npo^eccuo-HanbHMe AKageMHH. B 2013 rogy gna oöyneHHa no gyanbHon cucTeMe нeмeцкнмн By3aMH öbino npegno^eHo oKono 64 TMcan crygeHHecKHx MecT, 1384 yneÖHMx nporpaMMM, H3 kotophx 910 - öaKa-naBpcKue nporpaMMM h 474 - nporpaMMbi noBMme-Hua квanн$нкaцнн [3]. Cepbe3Hbie bo3mo®hocth gna nonyneHua BMcmero oöpa3oBaHua b repMaHHH oTKpbBaeT cucTeMa KoMÖHHHpoBaHHoro oöyneHna, opueHTupoBaHHaa Ha paöoTaro^ux nrogen. B HacTHocTH, 11 yHHBepcuTeToB npHKnagHbix HayK 3eMnu CeBepHMn PenH-BecT^anna npegnararoT cпeцнanbннe öaKanaBpcKne n MarncTepcKne nporpaMMbi, no3Bonaro^ne MoTHBnpoBaHHbM coTpygHHKaM npegnpnaTHn h KoMnaHnn noBMmaTb cboh npo^eccHoHanbHMä ypoBeHb 6e3 oTpMBa ot npon3BogcTBa. Ba^HMn cerMeHT cncTeMM BMcmero o6pa3oBaHna repMaHHH 3aHHMaroT 13 yHHBepcnTe-tob gнcтaнцнoннoгo oöyneHna, b kotophx ynaTca öonee 110 TbicaH cTygeHToB. Этн yHHBepcHTeTH npegnararoT öaKanaBpcKne h MarncTepcKne nporpaMMbi, a TaK^e nporpaMMH BToporo BHcmero o6pa3oBaHna. HHTepecHo, hto oKono 15% oöynaro^nxca b нeмeцкнx yHHBepcnTeTax gнcтaнцнoннoгo oöyneHna - ннocтpaнцн, b tom Hncne, H3 Poccnn.

C ^nbro npuBneneHua b cTpaHy квanн$нцнpoвaнннx cпeцнanнcтoв H3-3a pyöe^a aKTHBHo KoppeKTnpyeTca HeMe^oe эмнгpaцнoннoe 3aKoHogaTenbcTBo. Eonee 280 TbicaH cTygeHToB нeмeцкнx By3oB - HHocTpaH^i, h этo He cnyHanHo, nocKonbKy gnnnoMH нeмeцкнx yHHBepcnTeToB bhcoko KoTnpyroTca b Mnpe, a BHcmee o6pa3oBaHne b repMaHHH öecnnaTHoe He TonbKo gna ^HTenen cTpaHH, ho h gna HHocrpaH^B. ^,na npnBneHeHua öonbmero Hncna HHocTpaHHHx aönTypneHToB нeмeцкнe yHHBepcHTeTH nocroaHHo pacmnparoT cnncoK öaKanaBpcKnx h MarncTepcKnx o6pa3oBaTenbHHx nporpaMM, KoTopae npenogaroTca Ha aHrnnncKoM a3HKe. KpoMe Toro, ecnn paHbme BHnycKHHK нeмeцкoгo By3a, ^enaro^nn pa6oTaTb b repMaHHH, gon^eH 6an BHaHane yexaTb Ha pognHy h orryga nHTaTbca HanTH ce6e pa6oTy b нeмeцкoн KoMnaHHH, to b cooTBeTcTBHH c nonpaBKaMH k эмнгpaцнoнннм 3aKoHaM repMaHHH, npuHaTHMH b aBrycTe 2012 roga, b Hacroa^ee BpeMa HHocTpaHHHM BHnycKHHKaM нeмeцкнx By3oB npegocTaBnaeTca npaBo b TeHeHne 18 Meca^B ncKaTb ce6e pa6oTy Ha TeppnTopun repMaHHH. TaKoe ®e npaBo, ho Ha 12 Meca^B, npegocTaBnaeTca HHocTpaHHHM BHnycKHHKaM HeMe^nx yHe6HHx 3aBegeHnn HaHanbHoro n cpegHero npo^eccnoHanbHoro o6pa3oBaHna.

AKTHBHoe yHacTne npo^eccopoB n npenogaBaTenen yHHBepcnreToB b ^opMnpoBaHnn HayHHoro h нннoвaцнoннoгo пoтeнцнana repMaHHH o6ecneHHBaeTca 6onbmon ^HHaHcoBon noggep^Kon

их деятельности со стороны государства и предпринимательского сообщества. За счет грантов многочисленных национальных и европейских программ, а также заказов бизнес-структур реального сектора экономики, научные работники немецких университетов зарабатывают более 20 млрд. евро, обеспечивая от 30% до 55% годового бюджета ВУЗа.

Интересны используемые государством методы и инструменты, стимулирующие привлечение вузовских специалистов к решению прикладных задач. Когда, например, у малого или среднего предприятия возникает потребность в какой-то инновационной разработке, но отсутствуют средства для ее финансирования, они могут обратиться в фонд поддержки инноваций, который предоставляет финансирование на следующих условиях: малое или среднее предприятие за небольшие собственные средства заказывает вузовской исследовательской группе разработку серьезного обоснования проекта, после чего фонд выделяет средства, необходимые для реализации этого проекта. Для крупных предприятий методы привлечения специалистов высшей школы к новым разработкам иные. Государство через различные инвестиционные фонды финансирует 50% крупных исследовательских или инновационных проектов в интересах крупной компании при условии, что компания заключит договор на разработку с вузовскими учеными.

Следуя многолетним традициям «системного подхода» к решению сложных проблем, в Германии создана эффективная инфраструктура развития инновационной экономики, направленная, прежде всего, на поддержку инновационного предпринимательства [4]. В стране созданы и успешно функционируют финансируемые государством 374 центра развития и внедрения инновационных технологий, 115 центров поддержки экспорта, более 300 бизнес-инкубаторов и технопарков [5], основной задачей которых является поддержка инновационных компаний на ранних стадиях их развития, когда они еще не заработали достаточно средств для приобретения дорогостоящего исследовательского оборудования, для патентования своих разработок, для презентации полученных результатов на представительных международных выставках и форумах [6]. Успешному экспорту инновационных технологий и оборудования способствует также эффективная система защиты прав на интеллектуальную собственность, развитая система патентного обслуживания и государственная финансовая поддержка работ по патентованию, благодаря чему Германия занимает первое место в мире по числу международных патентов.

Важнейшей инфраструктурной компонентой системы поддержки инновационной деятельности в Германии стали многочисленные научно-технологические центры, технопарки и бизнес-инкубаторы, где для молодых талантливых выпускников университетов и ВУЗов, ученых и

предпринимателей созданы прекрасные условия для проведения научных исследований, разработки новых технологий и доведения опытных образцов до товарного продукта. Немецкие научно-технологические центры - это не просто офисные помещения для компаний, это, прежде всего, научные лаборатории, оснащенные дорогостоящим исследовательским оборудованием, на котором специалисты инновационных компаний могут вести свои разработки. Руководство научно-технологических центров помогает молодым предпринимателям привлекать инвестиции для реализации инновационных проектов, предоставляет им телекоммуникационные услуги, прекрасно оборудованные конференц-залы для проведения семинаров, конференций, симпозиумов, консультирует их в сфере патентования и бухгалтерского учета. В последние годы в Германии активно создаются инновационные кластеры, которые стали мощным синергетическим инструментом регионального развития. Территориальное объединение университетов, научно-исследовательских организаций, технологических центров, производственных предприятий и компаний позволяет сократить путь от исследований до производства инновационных продуктов, что повышает конкурентоспособность компаний в современных условиях динамично развивающихся рынков. Только в Земле Северный Рейн-Вестфалия в настоящее время функционируют 16 инновационных кластеров по различным тематическим направлениям, что сделало эту территорию наиболее инновационно развитым регионом Европы.

Для развития инновационной экономики государство активно использует разнообразные инструменты законодательной и финансовой поддержки. Помимо традиционных методов прямого государственного финансирования в форме грантов, распределяемых на конкурсной основе, широко используются косвенные методы поддержки инноваций в виде налоговых льгот разработчикам, производителям и пользователям инновационной продукции, ускоренной амортизации оборудования, используемого при проведении НИОКР, и т.д.

Особого внимания заслуживает государственное финансирование потребителей инновационной продукции, которое является эффективным инструментом создания рынка потребления результатов инновационной деятельности, что, в свою очередь, приводит к интенсивному развитию производства инновационных товаров. Ярким примером действенности такой политики является развитие возобновляемой энергетики в Германии, активно поддерживаемое государством. Очевидно, что на первых порах почти все инновационные технологии производства возобновляемой энергии оказываются дороже, чем традиционная энергия. Пока ведутся научные и экспериментальные исследования компании, занимающиеся разработкой технологий и оборудования для производства возобновляемой

Актуальш проблеми секторально!' економжи

Priority problems of industrial sectors' economic

энергии, развиваются, в основном, за счет прямого государственного и венчурного финансирования. Когда же появляется оборудование, пригодное для промышленной эксплуатации, государство принимает законы, стимулирующие потребителей этого оборудования. Так, например, в настоящее время стимулируется развитие солнечной энергетики. Покупатель солнечной энергетической установки через различные фонды, финансируемые государством, получает значительную (до 50%) компенсацию своих первоначальных затрат, а установленные государством тарифы на покупку произведенной этими установками электроэнергии почти вдвое превышают тарифы на продажу электроэнергии, потребляемой из сети. Такое стимулирование потребителей солнечных энергетических установок привело к резкому увеличению объема их продаж и, как следствие, бурному развитию этой отрасли. Подобный подход позволил также сохранить автомобилестроительную отрасль Германии в период мирового финансового кризиса 2008-2009 г.г., когда резко сократился объем экспорта немецких автомобилей из-за падения спроса на автомобили на мировых рынках. Для поддержания автомобилестроительной отрасли государство не просто раздавало деньги

Список литературы:

автомобильным предприятиям, а запустило программу частичного финансирования населения при покупке ими новых автомобилей взамен автомобилей старше 9 лет, тем самым скомпенсировав падение продаж на внешних рынках существенным ростом потребления на внутреннем рынке. Программа имела огромный успех, благодаря чему автомобилестроительная отрасль Германии в эти кризисные годы не только не рухнула, но и показала рекордный рост в 5-5,3%.

Выводы

Проведенный анализ убедительно демонстрирует, на наш взгляд, что успешное инновационное развитие экономики страны может осуществляться только при активном государственно-частном партнерстве, направленном на приоритетное финансирование образования, на развитие инновационного предпринимательства, на лоббирование интересов и создание инфраструктуры поддержки научно-исследовательских и инновационных организаций и компаний, на формирование нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие широкого рынка потребления инновационной продукции.

1. Statistisches Bundesamt [Electronic resource]. - Access: https://www.destatis.de/DE/Startseite.html.

2. Studieren [Electronic resource]. - Access: https://studieren.de/.

3. Fern-studium [Electronic resource]. - Access: http://www.duales.de/index.html#884172a03b0976817.

4. Bertram Dressel, Guido Baranowski, Andrea Glaser; 2012: Innovationszentren in Deutschland 2011/2012. Statistische Angaben zu den Innovationszentren in Deutschland, Analyse der volkswirtschaftlichen Effekte. Verlag: ADT Bundesverband e.V. Berlin. ISBN 978-3-00-030763-8.

5. Bundesamt für Wirtschaft und Ausfuhrkontrolle [Electronic resource]. - Access: http://www.bafa.de/bafa/de/wirtschaftsfoerderung/.

6. Innovations zentren Bundesverband Deutscher Innovations-, Technologie- and Grunderzentren e. V. [Electronic resource]. - Access: http://www.adt-online.de/.

Надано до редакцп 10.05.2015

Патрик Эдуард Исаакович / Eduard I. Patrik

patrik@intamt. de

Никитин Юрий Владимирович / Yuri V. Nikitin

nikitin@intamt. de

Патрик Ольга Эдуардовна / Olga E. Patrik

olga@intamt. de

Посилання на статтю / Reference a Journal Article:

Основные факторы, обеспечивающие инновационное развитие экономики Германии [Електронний ресурс] / Э. И. Патрик, Ю. В. Никитин, О. Э. Патрик // Економжа: реалй часу. Науковий журнал. - 2015. - № 4 (20). - С. 118-122. - Режим доступу до журн.: http://economics.opu.ua/files/archive/2015/n4.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.