Научная статья на тему 'Основные факторы и условия формирования субъектности у современного подростка'

Основные факторы и условия формирования субъектности у современного подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1953
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНЫЕ КАЧЕСТВА / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева А. Н.

В статье анализируются условия повышения активности школьников в одобряемых видах деятельности и формирования у них субъектных качеств, роль развивающей образовательной среды в этом процессе, предлагаются критерии определения уровня развития подростка как субъекта учебной деятельности. Результаты исследования могут быть полезны при организации учебно-воспитательной работы с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы и условия формирования субъектности у современного подростка»

УДК 159. 9: 316. 35

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ У СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

© 2014 А. Н. Бондарева

соискатель каф. психологии, педагог-психолог ОКСКОУ «КСКО школа» e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье анализируются условия повышения активности школьников в одобряемых видах деятельности и формирования у них субъектных качеств, роль развивающей образовательной среды в этом процессе, предлагаются критерии определения уровня развития подростка как субъекта учебной деятельности. Результаты исследования могут быть полезны при организации учебно-воспитательной работы с подростками.

Ключевые слова: подросток; субъектность; субъектные качества; развивающая образовательная среда.

Чтобы школьник хорошо учился и успешно развивался как личность, нужны соответствующие условия: он должен быть достаточно развитым в умственном отношении, жить в благоприятных семейных условиях, испытывать постоянное влияние хорошо организованной школьной системы обучения и воспитания. Вместе с тем названные факторы могут оказаться неэффективными, если у школьника не проявится интерес к учению и познанию нового. У него должна возникнуть такая мотивация, которая побуждала бы его к самосовершенствованию, саморазвитию, к активному участию в различных сферах жизни и в одобряемых видах деятельности. То есть у него должны сформироваться субъектные качества.

Категория субъекта, согласно А.В. Брушлинскому, — результат целостного видения человека в единстве его природного, социального и духовного начал. Субъектность человека - это его способность превращать свою жизнедеятельность в предмет преобразования, реализовывать поставленные цели, контролировать и оценивать ход и результаты своих действий, управлять ими [Брушлинский 1994].

Вступая в жизнь, ребенок не является субъектом деятельности, он лишь выступает в роли ее носителя. Однако по мере развития и овладения определенной деятельностью он становится ее субъектом. Особое место в этом процессе принадлежит подростковому возрасту, поскольку в этот период у подростка начинает проявляться интерес к себе, возникает самооценка и самосознание как психические новообразования возраста.

Приступая к изучению данной проблемы, мы предположили, что интересующие нас факторы, влияющие на этот процесс, будут, во-первых, проявляться более рельефно на начальной стадии их зарождения, то есть в подростковом возрасте. Во-вторых, в формировании у подростков субъектных качеств, направленных на одобряемые виды деятельности, ведущая роль принадлежит общеобразовательной школе, причём уровень их развития, направленность и качественные характеристики во многом обусловлены теми социально-психологическими условиями, и прежде всего развивающей образовательной средой, которая сложилась в школе.

Исследование проводилось в естественных условиях работы средней общеобразовательной школы № 31 г. Курска и средней школы посёлка Глушково

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Курской области. Изучались учащиеся восьмых классов. Исследовательская выборка составила 128 учащихся. В соответствии с темой исследования и разработанными критериями и качественными характеристиками уровней становления подростков как субъектов учебной деятельности для их изучения использовался комплекс методических средств: наблюдение, беседа с учащимися и учителями, изучение продуктов деятельности учащихся, анкетный опрос, метод экспертной оценки, методика изучения уровня развития школьного коллектива, а также методики: «Сферы интересов учащихся» (модификация методики О.И. Моткова); анкета «Самочувствие школьника» (А.С. Чернышев, Л.И. Акатов); «Определение направленности личности (ориентационная анкета (Б. Басс)»; «Оценка уровня школьной мотивации учащихся»; «Шкала оценки потребности в достижении».

Подростковый возраст - сложный возраст во многих отношениях. Одна из его особенностей - личная нестабильность. Как подчёркивал Л.С. Выготский, в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного [Выготский 1984]. Ощущение себя взрослым человеком, с одной стороны, и недостаточная социальная зрелость, с другой стороны, вызывают у него существенные внутренние противоречия, что проявляется в его поведении. Возникает сильная потребность в общении и в налаживании дружеских отношений со сверстниками, появляются неформальные подростковые группы, где подростки стремятся во всём походить на сверстников, заслужить у них уважение, используя различные средства.

В то же время этот процесс не носит обособленный характер, а развёртывается в основном в рамках собственной учебной деятельности. Подростки по-прежнему активно включаются в различные виды деятельности, присущие этому возрасту: учебную, общественно-организационную, спортивную, художественную, трудовую. При их выполнении у них возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимыми. Они учатся строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я» [Кулагина, Колюцкий 2001 ].

Не угасает у них интерес и к общению со взрослыми, посредством которого они удовлетворяют свою потребность в познании. Школа для подростков остаётся тем местом, где они могут удовлетворять потребность как в общении, так и в приобретении новых знаний. Одновременно с социальным развитием у подростка интенсивно развивается интеллект, появляется склонность к самоанализу своих поведенческих реакций, удач и неудач при налаживании общения. Развитие личностной рефлексии и нового уровня мышления порождает у него не только возникновение новых мотивов, но и развитие субъектных качеств, обусловливающих потребность в его саморазвитии.

Особое место в жизни подростка занимает учебная деятельность. Успешное её выполнение сначала делает его более взрослым в собственных глазах, а затем постепенно становится средством реализации будущей перспективы - выбора профессии и своего места в жизни. В этот период в развитии личности подростка знания начинают приобретать особую значимость. Эрудированный подросток пользуется авторитетом среди своих сверстников, что побуждает его приумножать знания. То есть на процесс формирования субъектных качеств у подростка влияют как внутренние, так и внешние факторы.

Исходя из изложенного представления о сущности субъектности и психологических особенностей подросткового возраста, основными критериями, с помощью которых можно изучать процесс становления подростка как субъекта учебной деятельности, мы выделили следующие: социальную активность подростка; его отношение к школе и учению; уровень сформированности учебной деятельности;

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Бондарева А. Н. Основные факторы и условия формирования субъектности

у современных подростков

уровень сформированности интересов; ощущение собственной ценности. Уровень сформированности названных критериев определялся в диапазоне высокий, средний, низкий.

Социальная активность. Одним из зримых её показателей является стремление подростка к самосовершенствованию (подросток начинает увлекаться физическими упражнениями, чтобы быть сильным, проявлять интерес к учению, чтобы быть интеллектуально развитым и т.д.)

Отношение к школе и учению (ответственное отношение, желание учиться, исполнительность или безразличие к учению и отметкам).

Уровень сформированности учебной деятельности (умение работать самостоятельно при выполнении учебных заданий).

Уровень сформированности учебных интересов - (к истории, искусству, спорту, технике и т. д.).

Самооценка (отношение к себе как ценности, самодостаточность).

Наиболее оптимальными условиями формирования субъектности в подростковом возрасте в условиях общеобразовательной школы является, как показывают результаты многих исследований, развивающая образовательная среда [Акатов 2009; Панов 2007; Чернышёв и соавт. 2007].

Развивающая образовательная среда - это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания [Чернышёв и соавт. 2007]. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп. Их суть определяется, с одной стороны, тем влиянием, которое оказывают условия образования на обучающихся, а с другой - влиянием учащихся на условия, в которых осуществляется образовательный процесс. То есть многоуровневая детерминация развития индивида и группы как субъектов жизнедеятельности обеспечивается как благоприятными свойствами образовательной среды, так и позицией самого субъекта.

Вместе с тем образовательная среда - это динамическое образование и уровень её развития в разных коллективах не может быть одинаковым; следовательно, она в разной степени влияет на развитие личностных качеств подростков. Качественные характеристики школьной среды в нашем исследовании определялись с помощью методики «Определение уровня развивающей образовательной среды», разработанной на основе показателей и критериев, предложенных А. С. Чернышёвым и др. [Чернышёв и соавт. 2007].

К ним были отнесены:

1) участие подростков в формировании духовной культуры школьного коллектива. Её становление происходит за счет совместного переживания подростками чувства сопричастности к культуре образовательного учреждения, их приобщения к высоким жизненным целям и ценностям;

2) функциональное включение педагогов в совместную деятельность со школьниками. Оно предполагает, что учителя образовательного учреждения не в декларативной форме «группы единомышленников», а в форме «коллектива созидателей» принимают участие в жизни образовательного учреждения;

3) включение участников в высокоорганизованную общность - развивающую образовательную среду, которая контрастирует с обычной средой проживания. Её организационные нормы, структура, процессы должны отличаться четкостью, упорядоченностью, согласованностью и высокой степенью включенности индивидов в совместную деятельность;

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

4) демократическое внедрение организационного порядка. Школьники принимают активное участие в обсуждении и принятии жизненно важных решений деятельности классного коллектива и школы;

5) общая пространственная организация коллективных действий. Активное включение подростков в творческие дискуссии по проблемам нравственности, права, психического и физического здоровья; конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний; художественное творчество, спортивные состязания и т.д.;

6) социальное, духовное и предметное обогащение деятельности. Разнообразная и высокосодержательная в социальном, духовном отношении и в предметном плане деятельность (учебно-познавательная, трудовая, спортивная, художественно-творческая и др.) является системообразующим фактором развивающей образовательной среды, определяя ее просоциальную направленность и качественное своеобразие;

7) интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих компонентов совместной деятельности. Их реализация предполагает создание условий для возникновения положительно окрашенных переживаний, гласности, что обеспечивает максимальное вовлечение каждого подростка в совместную деятельность и её продуктивность;

8) сочетание коллективных и индивидуальных форм работы со школьниками. Для этого в учебном заведении должны существовать реальные условия и возможности выбора видов деятельности, отвечающих интересам подростков (кружки, секции, спецкурсы, клубы, общественные организации и т. д.).

Сложившийся уровень развивающей образовательной среды в школе определялся экспертами (учителями школ) по пятибалльной шкале. Высокий уровень соответствовал среднему показателю по названным критериям - от 4,1 до 5 баллов; хороший - от 3,1 до 4 баллов; средний - от 2,1 до 3 баллов; низкий - ниже 2 баллов.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте процесс развития субъектных качеств затрагивает в разной степени всех учащихся. Особенно это заметно при анализе активности подростков в учебной деятельности. Учебная деятельность, осуществляемая под руководством учителя, - это специально организованная активность субъекта учения, направленная на усвоение содержания изучаемого материала и развитие личности. В процессе проявления этой активности реализуются все выделенные нами компоненты, характеризующие подростка как субъекта учебной деятельности: социальная

активность; отношение к учению и школе (мотивация); уровень сформированности учебной деятельности; уровень сформированности учебных интересов, самооценка.

У испытуемых восьмиклассников в целом сложилось положительное отношение к школе и учению. В иерархии интересов на первое место они поставили общение с друзьями (что характерно для подросткового возраста), на второе - учёбу в школе, на третье - общение с родителями, на четвёртое - выполнение домашних заданий. То есть в их сознании учебной деятельности отводится важная роль, что и проявилось в оценках и, несомненно, является положительным фактором в их развитии.

Уровень развития образовательной среды в исследуемых коллективах по результатам изучения названной выше методикой оценён как хороший - в диапазоне 3,5-4 баллов. Данное обстоятельство, на наш взгляд, можно использовать как подтверждение предположения о том, что позитивное развитие подростка как субъекта учебной деятельности обусловлено созданием развивающей образовательной среды, способной стимулировать интерес к учебной деятельности.

В то же время результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс становления подростков как субъектов учебной деятельности идёт неравномерно.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Бондарева А. Н. Основные факторы и условия формирования субъектности

у современных подростков

Высокий уровень мотивации на учение в проведенном исследовании выявлен у 19 процентов учащихся школы посёлка Глушково и 14 процентов учащихся школы № 31. Хороший уровень в школе № 31 - 52 процента, в школе посёлка Глушково -44 процента. Средний уровень соответственно 37 процентов и 30 процентов. Негативное отношение к школе - у 4 процентов школьников школы № 31 г. Курска. Сравнивая уровень мотивации подростков школьников и их социальную активность, то есть вовлеченность в жизнь школы, можно сделать вывод о том, что высокую вовлеченность в школьные дела обнаруживают прежде всего те учащиеся, которые ориентируются на хорошую учебу. Они более дисциплинированны и проявляют в учении большее усердие. В нашей выборке таких подростков оказалось в школе № 31 -62 процента; в средней школе п. Глушково - 63 процента.

Успеваемость — это один из осязаемых признаков, с помощью которого можно разбить учащихся на группы. Причем деление здесь, как мы убедились, более сложное, чем просто хороший — плохой ученик или успевающий — неуспевающий.

На основании анализа ответов учителей и результатов исследования мы условно выделили шесть групп учеников, по которым можно судить о влиянии данного фактора на становление учащихся как субъектов учебной деятельности:

1) хорошо успевающие социально активные учащиеся;

2) хорошо успевающие, но социально недостаточно активные учащиеся;

3) пассивные ученики, успеваемости которых мешает их пониженная активность;

4) учащиеся, испытывающие страх перед школой;

5) «агрессивные» ученики;

6) «неприлежные», «небрежные» ученики;

Как выяснено из бесед с учителями, все учащиеся, отнесенные к той или иной группе, имеют как общие, так и свои проблемы, которые нельзя не учитывать в воспитательной практике и которые, как нам представляется, опосредованно влияют на уровень проявления субъектности у подростков. Так, всем школьникам нравится получать хорошие отметки, что является положительной мотивацией на проявление их активности. Хорошие отметки, с одной стороны, дают им основание для самоуважения (поскольку доказывают учащемуся, что его ум, способности, трудолюбие и т. п. достаточно высоко ценятся окружающими), с другой стороны, выступают для них средством добиться уважения среди окружающих. Через успехи они могут доказать и другим, и себе свою значимость.

В этой связи возникает и другой вопрос. Ожидания подростков на получение хороших отметок в силу разных причин не всегда реализуются, что негативно сказывается на их переживаниях и выступает причиной возникновения так называемых школьных страхов. Они выражаются, например, в виде такого явления, как страх пред учителем и школой. У хорошо успевающих детей, он является, как правило, следствием слишком сильной вовлеченности в конкуренцию за лучшие показатели, безоговорочного принятия всех требований дисциплины — страх нарушить норму. У подростков, имеющих проблемы с успеваемостью, — страх получить плохую отметку.

Другим важным моментом нашего исследования является установление взаимосвязи уровня сформированности у подростков стремлений к достижениям в различных видах деятельности и учебной мотивации. Наиболее высокий уровень развития учащихся как субъектов учебной деятельности продемонстрировали те восьмиклассники, у которых наблюдаются более высокие достижения в учении. Полученные результаты по названному показателю коррелируют с показателями мотивации учения. В числе ведущих мотивов у таких испытуемых на первое место выходят мотивы, заложенные в содержании учебной деятельности, и прежде всего

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

познавательный интерес, а также широкие социальные мотивы - долг, ответственность, понимание значимости учения и узкий социальный мотив - стремление самоутвердиться среди сверстников посредством хорошей учёбы. У учащихся с высоким уровнем субъектности ярко проявляется стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний по различным предметам. Они больше читают, используют для расширения своего кругозора Интернет, посещают различные кружки.

Ещё одним важным фактором, свидетельствующим об особенностях становления подростка как субъекта учебной деятельности, является целостное развитие личности, позволяющее добиваться успехов не только в учении, но и в общении со сверстниками, общеполезной и других видах деятельности. У учащихся, достигших высокого уровня проявления субъектности, все названные компоненты имеют высокие показатели. У тех же, у кого большинство этих показателей находится на среднем уровне, им соответствует и уровень развития субъектности.

Ведущую роль в становлении подростка как субъекта учебной активности играют широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью [Божович 1969]. Результаты нашего исследования говорят о том, что учащиеся изучаемых восьмых классов в качественном отношении находятся на разных уровнях развития субъектности. С этими выводами согласуются и результаты их изучения по методике Б. Басса «Направленность активности личности». Направленность на общение у учащихся школы № 31 составила 74 процента, на дело -17 процентов, на себя - 9 процентов. У учащихся школы посёлка Глушково -соответственно 70 процентов, 22 процента, 8 процентов. И хотя направленность на общение со сверстниками является специфической особенностью возрастного развития подростков, в нашем исследовании эти показатели совпадает с уровнем мотивации учащихся на учение, и, следовательно, они могут служить одним из показателей становления подростков как субъектов учебной деятельности.

Итак, становление подростка как субъекта учебной деятельности определяется как внешними, так и внутренними факторами. В числе ведущих внешних факторов выступает развивающая образовательная среда, процесс обучения и воспитания, осуществляющийся в школе; внутренних - морально-нравственная и мотивационная сфера личности, проявляющаяся, с одной стороны, в познавательных интересах, с другой - широкими социальными мотивами, связанными с социальными устремлениями подростка.

Библиографический список

Акатов Л.И. Субъектность школьника как ведущая детерминанта его социального самоопределения. Ретроспективный взгляд на самоопределение выпускников школы // Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 387-396.

Акатов Л.И. Практико-ориентированный психолого-педагогический подход создания условий для самоопределения личности старшего школьника (ретроспективный взгляд на самоопределение выпускников школы) // Ученые записки Курского государственного университета: электронный журнал. 2009. № 1. URL: www.scientific-notes.ru/pdf/009-16.pdf (дата обращения: 21.03.2014).

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте:

Психологическое исследование / Акад. пед. наук СССР. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1994. 109 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Бондарева А. Н. Основные факторы и условия формирования субъектности

у современных подростков

Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика , 1984. 432 с.

Кулагина И.Ю., Колющий В.И. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.

Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: Теория и практика. М., СПб.: Питер, 2007. 352 с.

Чернышёв А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одарённые дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.