Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
263
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Узгорок Марина Юрьевна

В статье рассматриваются основные факторы формирования гражданственности и патриотизма. Отмечается, что формирование патриотической потребности и ее удовлетворение связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. В этой связи особого внимания требуют факторы формирования гражданственности и патриотизма для молодежи как наиболее прогрессивной и перспективной части современного белорусского общества. Автором проанализированы такие факторы, как родительская семья, взаимосвязи гражданина и государства, личности и общества, трудовая деятельность. Указывается, что здоровые и теплые отношения в семье закладывают здоровые и теплые отношения в обществе. Именно в семье формируется чувство собственного достоинства, являющееся первоосновой внутренней свободы человека, духовного характера и «здоровой гражданственности». Отношение к труду рассматривается как показатель патриотичности человека, так как патриотизм в мирное время измеряется в том числе и степенью готовности состояться профессионально, чтобы, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности, человек осознавал значимость своего труда для процветания и укрепления общества. В заключении подчеркивается, что в условиях глобальной трансформации техногенного общества молодому белорусскому государству необходимо сохранять исторически оправдавшие себя ценности и традиции в межличностных отношениях, семейной жизни, трудовой этике, взаимосвязи гражданина и государства, личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FACTORS IN THE FORMATION OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN MODERN CONDITIONS

The article examines the main factors in the formation of citizenship and patriotism. It is noted that the formation of a patriotic need and its satisfaction is associated with the highest level of personality development, especially in the socio-spiritual and moral terms. In this regard, special attention is required to the factors of formation of citizenship and patriotism for young people as the most progressive and promising part of the modern Belarusian society. The author analyzes such factors as the parental family, the relationship between the citizen and the state, the individual and society, labor activity. It is pointed out that healthy and warm relationships in the family create healthy and warm relationships in society. It is in the family that self-esteem is formed, which is the fundamental principle of a person's inner freedom, spiritual character and "healthy citizenship". Attitude to work is considered as an indicator of a person's patriotism, since patriotism in peacetime is measured, including by the degree of readiness to take place professionally, so that, satisfying his material and spiritual needs, a person realizes the importance of his work for the prosperity and strengthening of society. In the conclusion, it is emphasized that in the context of the global transformation of the techno genic society, the young Belarusian state needs to preserve the historically justified values and traditions in interpersonal relations, family life, work ethics, the relationship between the citizen and the state, the individual and society.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

90

Труды БГТУ, 2021, серия 6, № 2, с. 90-93

УДК 101.8:316.3

М. Ю. Узгорок

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются основные факторы формирования гражданственности и патриотизма. Отмечается, что формирование патриотической потребности и ее удовлетворение связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. В этой связи особого внимания требуют факторы формирования гражданственности и патриотизма для молодежи как наиболее прогрессивной и перспективной части современного белорусского общества.

Автором проанализированы такие факторы, как родительская семья, взаимосвязи гражданина и государства, личности и общества, трудовая деятельность. Указывается, что здоровые и теплые отношения в семье закладывают здоровые и теплые отношения в обществе. Именно в семье формируется чувство собственного достоинства, являющееся первоосновой внутренней свободы человека, духовного характера и «здоровой гражданственности».

Отношение к труду рассматривается как показатель патриотичности человека, так как патриотизм в мирное время измеряется в том числе и степенью готовности состояться профессионально, чтобы, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности, человек осознавал значимость своего труда для процветания и укрепления общества.

В заключении подчеркивается, что в условиях глобальной трансформации техногенного общества молодому белорусскому государству необходимо сохранять исторически оправдавшие себя ценности и традиции в межличностных отношениях, семейной жизни, трудовой этике, взаимосвязи гражданина и государства, личности и общества.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, патриотическое воспитание, патриотическая деятельность, патриотические потребности.

Для цитирования: Узгорок М. Ю. Основные факторы формирования гражданственности и патриотизма в современных условиях // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2021. № 2 (251). С. 90-93.

M. Yu. Uzgorok

Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus

THE MAIN FACTORS IN THE FORMATION OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN MODERN CONDITIONS

The article examines the main factors in the formation of citizenship and patriotism. It is noted that the formation of a patriotic need and its satisfaction is associated with the highest level of personality development, especially in the socio-spiritual and moral terms. In this regard, special attention is required to the factors of formation of citizenship and patriotism for young people as the most progressive and promising part of the modern Belarusian society.

The author analyzes such factors as the parental family, the relationship between the citizen and the state, the individual and society, labor activity. It is pointed out that healthy and warm relationships in the family create healthy and warm relationships in society. It is in the family that self-esteem is formed, which is the fundamental principle of a person's inner freedom, spiritual character and "healthy citizenship".

Attitude to work is considered as an indicator of a person's patriotism, since patriotism in peacetime is measured, including by the degree of readiness to take place professionally, so that, satisfying his material and spiritual needs, a person realizes the importance of his work for the prosperity and strengthening of society.

In the conclusion, it is emphasized that in the context of the global transformation of the techno genic society, the young Belarusian state needs to preserve the historically justified values and traditions in interpersonal relations, family life, work ethics, the relationship between the citizen and the state, the individual and society.

Key words: patriotism, citizenship, patriotic education, patriotic activity, patriotic needs.

For citation: Uzgorok M. Yu. The main factors in the formation of citizenship and patriotism in modern conditions. Proceedings of BSTU, issue 6, History, Philosophy, 2021, no. 2 (251), pp. 90-93 (In Russian).

Введение. В духовной жизни современного белорусского общества проблемы патриотического воспитания наполнились качественно новым содержанием.

Перемены, происходящие в Беларуси в течение последних двух десятилетий, привели к тому, что понятие Родины стало терять свое прежнее содержание. Сознание многих людей было не готово адекватно воспринимать стремительные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Духовные принципы, на которых выросло большинство белорусов, не способствовали адаптации к новым условиям. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по утверждению адекватного понимания феномена Родины, а значит, и наполнения понятия «патриотизм» содержанием, соответствующем времени. По существу, можно говорить о вызове новой реальности, которая требует переосмысления основных факторов патриотического воспитания и поиска новых подходов к формированию достойной личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Основная часть. Современные реалии открывают новые стороны феномена патриотизма и доказывают, что он сводится не только к готовности человека защищать свою родину, к гордости за достигнутые страной результаты, приверженности национальным традициям, особенностям менталитета, религии. Истинный патриотизм заключается в любви и уважении к родине независимо от ее социально-экономического и культурного развития, а также связан с глубоким убеждением человека в том, что его страну ждет достойное будущее, где будут реализованы духовные и материальные ценности национальной и мировой культуры [1].

Формирование патриотической потребности и ее удовлетворение связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. В этой связи стоит обратить внимание на факторы формирования гражданственности и патриотизма для молодежи как наиболее прогрессивной и перспективной части современного белорусского общества. По мнению Е. М. Бабосова, именно молодежь представляет собой «основной и перспективный социальный ресурс» [2, с. 143], которому предстоит совершить крупномасштабные и судьбоносные социальные преобразования.

Первым и важнейшим фактором формирования гражданственности и патриотизма является родительская семья. В свое время Фрэнсис Бэкон подчеркивал, что любовь к родине начинается с семьи. Значительную роль в воспитании патриотических чувств отводил семье в своих исследованиях и российский философ И. А. Ильин: «... семья есть первичное лоно

человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры; и прежде всего - родины» [3, с. 213]. Именно в семье у человека закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к Родине. В первую очередь от родителей дети узнают о добре и зле, о долге и справедливости, ответственности и чести, смелости и мужестве. Родители являются первым нравственным идеалом, которому подражают дети, поэтому от их взглядов, гражданской позиции, ценностной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира. Ильин подчеркивал, что человек носит в себе всю жизнь два «священных первообраза» [3, с. 214], которые питают его душу и укрепляют его дух: «первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение» [3, с. 214]. «Горе человеку, - утверждает Ильин, -у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих прообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры!» [3, с. 214]. Судьба человечества стала бы суровой и мрачной, «если бы однажды в душах людей до конца иссякли эти священные источники» [3, с. 214]. Тогда «культура погибла бы в океане нового варварства» [3, с. 214].

Семейный уклад, нравственные устои, семейные традиции передаются молодым людям без опосредований, оказывая решающее воздействие на их последующий выбор жизненного пути. Здоровые и теплые отношения в семье закладывают здоровые и теплые отношения в обществе, потому как из «духовного и религиозно-осмысленного приятия своих родителей и предков» [3, с. 215] в человеке формируется чувство собственного достоинства, являющееся первоосновой внутренней свободы человека, духовного характера и «здоровой гражданственности» [3, с. 215]. Напротив, «презрение к прошлому, к своим предкам и, следовательно, к истории своего народа порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию. А это означает, что семья есть первооснова родины» [3, с. 215].

Изучение влияния семьи на формирование потребности в патриотической деятельности молодежи необходимо проводить с учетом тех социокультурных изменений, которые происходят в ее структуре в настоящее время. В постиндустриальном обществе семья уже не может обеспечить ребенку полноценную социализацию не только потому, что многие семьи подвержены «аномии» (аномия - это дезинтеграция нравственных принципов, смешение ценностных ориента-ций, наступление ценностного вакуума, предложено Э. Дюркгеймом и развито Р. Мертоном), но

92

Основные факторы формирования гражданственности и патриотизма в современных условиях

и потому, что нередко даже культурные и нравственно здоровые родители теряют четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться [4]. Существующий разрыв поколений, различие в системе ценностей детей и родителей не позволяют семье в таких условиях выступать полноценным транслятором патриотических ценностей. К тому же в современной семье основной акцент делается на решение экономических и социальных проблем, на адаптацию к новым условиям жизни.

Второй существенный фактор - направленность связи между личностью и всем тем, что в конечном счете формируется в емком представлении о Родине.

Третий фактор - уровень и качество формирования связи «личность - государство». Его следует рассматривать в двух срезах:

а) ощущение себя гражданином Беларуси;

б) личное признание суверенной Беларуси, ее состоявшейся государственности.

Значимым фактором является фактор доверия. Вступающие в самостоятельную жизнь молодые люди озабочены многими вопросами: завершение образования и получение профессии, успешная карьера, обеспечение приемлемого уровня жизни, обзаведение семьей, личная безопасность. В этом молодежь вправе рассчитывать на государство. Ибо государство и является гарантом прав, свобод, личного благополучия. Желая решать проблемы будущего, именно государство должно вызывать доверие у молодежи своим прямым участием в решении жизненных проблем, а если шире - нашего и своего будущего. И воссоздание гражданско-патриоти-ческого воспитания как особого рода согласованной деятельности общества и государства корректирует стихийные процессы в сознании молодежи, помогает ей определиться в сложной системе координат и в то же время обеспечивает обратную связь с обществом и государством.

Одним из важнейших факторов патриотического воспитания являются трудовые традиции. Каждый человек, каждое общество живет и трудится в конкретном времени и пространстве, стремится прожить этот пространственно-временной период как можно лучше, как можно полнее удовлетворив свои материальные и духовные потребности. Достигает человек своих целей благодаря трудовой деятельности.

С развитием общества и самого человека все больше развиваются их потребности - действует закон возвышения потребностей, а это означает, что удельный вес труда должен занимать все большее место в деятельности людей, тем самым охватывая различные сферы жизнедеятельности посредством общественного разделения труда и обмена его результатами. И общественное

признание, и материальное благосостояние должны определяться прежде всего тем, как человек работает. Здесь имеет место не одна лишь экономическая сторона. Не менее значимой является идейно-нравственная. Ведь в труде человек не только создает материальные ценности, но и проявляет свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданин. Однако необходимо признать, что далеко не каждый человек стремится отдавать свой труд в полной мере. Отношение к труду - явление отнюдь не простое, и оно не существует вне человека и общества. И здесь объективно требуется как постоянное включение самого человека в процесс труда, так и воздействие общества на процесс формирования отношения человека к труду. Дело в том, что отношение к труду - это показатель патриотичности человека, ведь патриотизм в мирное время измеряется в том числе и степенью готовности состояться профессионально, чтобы, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности, человек осознавал значимость своего труда для процветания и укрепления общества [1]. Созидательная природа труда, его содержательность, направленность на увеличение общественного благосостояния и развития личности пробуждают в человеке стремление проявить свои способности и навыки, реализовать творческий потенциал не только исходя из личных интересов, но и в интересах общества.

Показательно появление в 20-е гг. минувшего века субботников, ставших ярким свидетельством созревания новых социальных отношений в сфере общественного труда. Смысл проведения субботников заключался в том, что добровольный труд укреплял экономический потенциал страны, а следовательно, отвечал потребностям общества. Кроме того, праздничное оформление субботников лишало труд обыденности, создавало соответствующую нравственно-психологическую атмосферу, находясь в которой, каждый человек по-особому воспринимал и осознавал значимость совершенного им дела.

В конце 20-х гг. ХХ в. в стране развернулось социалистическое соревнование. Определяющими были нравственные мотивы, связанные с увеличением производительности труда (методом стимулирования), поиском новых путей повышения качества работы. Приоритетными при этом являлись общественные интересы.

С тех пор традиционными элементами трудовых праздников и обрядов стали торжественные митинги, церемонии поднятия флага, перерезание красной ленты у входа на новое предприятие, вручение символических ключей, чествование ветеранов труда, новаторов производства, трудовых династий, проводы на заслуженный отдых.

Профессиональные праздники, установленные в честь наиболее массовых и общественно значимых трудовых профессий в стране, стали неотъемлемым элементом нашей духовной жизни. Такие новые ценности, как профессиональная честь, профессиональная гордость и профессиональная совесть, являются регуляторами нравственного поведения человека, возвышают его как личность.

Взаимодействие трудовых традиций и новаций побуждает человека к социальной активности, способствует воспитанию убежденности в общественной значимости труда, формирует чувство гордости за государство, народ, за его героические свершения, уважение к прошлому.

Заключение. Формирование патриотической потребности и ее удовлетворение связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. В этой связи стоит обратить внимание на факторы формирования гражданственности и патриотизма для молодежи как наиболее прогрессивной и перспективной части современного белорусского общества.

В условиях глобальной трансформации техногенного общества белорусскому государству необходимо сохранять исторически оправдавшие себя ценности и традиции в межличностных отношениях, семейной жизни, трудовой этике, взаимосвязи гражданина и государства, личности и общества.

Список литературы

1. Узгорок М. Ю. Патриотизм в контексте взаимодействия национальных культурных традиций и социальных новаций // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверсгота ¡мя Яню Купалы. Серыя 1. Псторыя i археалопя. Ф1ласоф1я. Пал^алопя. 2011. № 3. С. 112-121.

2. Бабосов Е. М. Человек на пороге рынка: социальные ожидания населения. Минск: Навука i тэхшка, 1992. 174 с.

3. Ильин И. А. Путь к очевидности / сост. П. В. Алексеев, В. И. Кураев; послесл. В. И. Кураева; примеч. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1993. 431 с.

4. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социс. 1991. № 2. С. 106-114.

References

1. Uzgorok M. Yu. Patriotism in the context of the interaction of national cultural traditions and social innovations. Viesnik Grodzenskaga dzyarzhaunaga universiteta imya Yank Kupaly. Seryya 1. Historyya i archiealogiya. Filasofiya. Palitalogiya [Bulletin of the Grodno State University named after I. Kupala. Series 1. History and archeoligy. Philosophy. Political science], 2011, no. 3, pp. 112-121 (In Russian).

2. Babosov E. M. Cheloveknaporoge rynka: sotsial 'nyye ozhidaniya naseleniya [A man on the doorstep of the market: social population expectations]. Minsk, Nauka i tekhnika Publ.,1992. 174 p.

3. Ilyin I. A. Put' k ochevidnosti [The path to evidence]. Moscow, Respublika Publ., 1993. 431 p.

4. Durkgeim E. Value and "real" judgments. Sotsis [Socis], 1991, no. 2, pp. 106-114 (In Russian).

Информация об авторе

Узгорок Марина Юрьевна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и идеологической работы. Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь (220005, г. Минск, ул. Машерова, 6, Республика Беларусь). E-mail: Uzgorok@rambler.ru

Information about the author

Uzgorok Marina Yur'yevna - PhD (Philosophy), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of Philosophy and Ideological Work. Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic Belarus (6, Masherova str., 220005, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: Uzgorok@rambler.ru

Поступила 06.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.