Труды БГТУ, 2016, № 8, с. 27-30
27
УДК 172.15-057.875
А. А. Райчёнок
Белорусский государственный технологический университет
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Формирование общенациональной идеологии Республики Беларусь непосредственно связано с понятиями патриотизма и гражданственности - важнейших духовных и социальных ценностей, основ укрепления белорусской государственности и международных отношений. Они имеют приоритетное значение для Беларуси как суверенного государства, ее настоящего и будущего. В статье отмечается, что необходимой предпосылкой для формирования системы патриотического воспитания является понимание существования проблемы воспитания гражданина, патриота, защитника родины у профессорско-преподавательского состава, что достигается научно-методической обеспеченностью в создании системы патриотического воспитания.
Социокультурная среда является частью общевузовской среды, обеспечивающей гуманистическую направленность формирования духовного мира личности и базирующейся на социально-культурной инфраструктуре вуза. Значительный потенциал для реализации задач патриотического воспитания объективно заложен в образовательных учреждениях. В них всегда обучение и воспитание рассматривались как звенья одной цепи.
Проанализирован широкий круг мнений по данному вопросу, что позволило довольно объективно отразить влияние социально-культурных факторов на процесс патриотического воспитания студентов. В статье также приводятся конкретные рекомендации по расширению и улучшению работы по патриотическому воспитанию студентов в высших учебных заведениях
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, национальные традиции, культура, вузовская среда, студенты.
А. А. Raychonok
Belarusian State Technological University
THE SOCIO-CULTURAL ASPECT OF PATRIOTIC STUDENT EDUCATION
Formation of the national ideology of the Republic of Belarus is directly related to the concepts of patriotism and citizenship - the most important spiritual and social values, the basis of strengthening of Bel-arusian statehood and international relations. They have priority for Belarus as a sovereign state, its present and future. The article notes that a necessary background for the formation of patriotic education system is the understanding of the existence of national education issues, patriot, and homeland defender by the faculty staff, which is achieved by scientific and methodological support in patriot education system creation.
The socio-cultural environment is part of university environment for the formation of a humanistic orientation of the individual' spiritual world and is based on the socio-cultural university infrastructure. Significant potential for the implementation of patriotic education problems is objectively laid down in the educational institutions. Training and education have always been considered as links in one and the same chain.
The author has analyzed a wide range of opinions concerning these issues, which allowed him quite objectively to reflect the influence of socio-cultural factors on the process of students' patriotic education. The article also provides specific recommendations on the extension and improvement of work on students' patriotic education in higher educational institutions
Key words: patriotism, education, national traditions, culture, college environment, students.
Введение. Для любого государства формирование общенациональной идеологии является приоритетным направлением его духовного развития. Республика Беларусь как государство, находящееся в стадии формирования своей политической системы, особенно остро нуждается в создании системы патриотического воспитания, которая должна стать фундаментом укрепления основ его государственного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Особая роль по реализации этой задачи возлагается на систему образования, и в особенности на систему высшего образования, где проходит завершающий этап политической социализации личности в специфической социокультурной среде.
Социокультурная среда является частью общевузовской среды, обеспечивающей гуманистическую направленность формирования духовного мира личности и базирующейся на
социально-культурной инфраструктуре вуза. Она направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями. Значительный потенциал для реализации задач патриотического воспитания объективно заложен в образовательных учреждениях. В них всегда обучение и воспитание рассматривались как звенья одной цепи. В этой связи актуальной становится задача расширения содержания патриотического воспитания студентов с опорой на социально-культурную составляющую данного процесса.
Основная часть. В процессе самовоспитания гражданина студент усваивает систему знаний о гражданских правах, обязанностях, ответственности, правилах гражданского поведения; формирует отношение к своим гражданским обязанностям; навык гражданского поведения.
Важнейшей составной частью и результатом гражданского воспитания должно стать патриотическое воспитание, содержанием которого является знание истории, традиций, культуры белорусского государства, родного края и семей. Формирование положительного отношения к своей стране, основанного на чувстве гордости и уважения за деятельность своего государства, государственных деятелей, лучших представителей страны, нации.
Национальная гордость за свою страну, государство, гордость за свою малую родину, семью, уважение к прошлому, настоящему, вера в будущее Родины являются основой любви к ней, т. е. патриотизмом.
Необходимо признать в качестве обязательной составной части патриотизма воспитание патриота-защитника родины. Это является, с одной стороны, обязанностью гражданина, с другой -патриотическим долгом.
Роль и значение воспитания в профессиональной подготовке специалистов как системообразующего фактора можно представить в виде ряда концептуальных положений: ориентация национального, патриотического и гражданского воспитания на включение в общенациональные и общечеловеческие движения за мир на Земле, преодоление криминогенных ситуаций через культуру взаимоотношений и толерантность; создание оптимальных социально-педагогических, духовно-личностных условий, кадрового обеспечения воспитания патриотизма гражданских слоев населения (разработка специальных программ, научных проектов, создания средств, новых технологий, направленных на их реализацию в работе с молодежью, с семьями).
Патриотическое воспитание иногда рассматривают как часть гражданского воспитания, исходя из того, что их задачей является приобщение молодежи к ценностям отечественной
и мировой культуры, социализация личности через включение ее в динамическую систему функционирования социума. Базой сохранения национальной культуры и важнейшим фактором национально-этнической самоидентификации должно стать образование.
Образование как культурно-исторический феномен является одним из важнейших источников стабильного развития нашей страны. Отечественную педагогику на протяжении ее многовековой истории отличал патриотический пафос; воспитательные традиции связывались с «укоренением в сознании молодого поколения священных понятий: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом» [1, с. 4]. Система образования должна обеспечивать историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому культурному наследию.
Для решения проблемы национального возрождения образование призвано сформировать духовные идеалы личности, способной сохранять и приумножать традиции предшествующих поколений. Смыслом современного образования является воспитание «человека национальной культуры, способного включаться в различные формы деятельности и мышления, вступать в диалог с целью поиска различных культурных смыслов» [2, с. 122].
Перед системой образования встает проблема воспитания нового поколения социально активных членов общества, ответственных за развитие и сохранение духовных ценностей национальной культуры, обладающих высокой культурой межнационального общения, способных преодолевать стереотипы национального самосознания и строить конструктивный диалог с представителями других культур.
Одним из ключевых факторов решения данной проблемы является воспитание национального самосознания студентов технических вузов, основная задача которых гармонизировать взаимоотношения учащегося и изменяющегося социокультурного окружения.
Для решения этой задачи в системе высшего образования особое внимание должно уделяться процессу воспитания, обеспечивающего становление человека, «укорененного» в национальной истории и культуре.
В патриотическом воспитании важны социально-психологические и духовно-личностные компоненты, предполагающие высокое доверие поколений (младшее поколение - старшему), единство прошлого и будущего.
Патриотическое воспитание будущих специалистов начинается с целеполагания, так как
А. А. Райчёнок
29
в скором времени им самим придется осуществить эту работу в специфичных условиях производственных коллективов. Особенно важно, чтобы ученые, анализирующие, современные условия, оценивая и решая общественно-политические проблемы, сами владели методикой патриотического воспитания молодежи [3, с. 22].
Можно утверждать, что патриотическое воспитание - это комплексная педагогическая проблема, включающая в себя блоки знаний и умений, базирующихся на принципах адекватности сознания и поведения; равновесия эмоционального и рационального; любви и терпимости [4, с. 41].
Мы можем сформулировать некоторые задачи патриотического воспитания студентов технического вуза: сохранение и развитие народных традиций; внимательное отношение к прошлому своей страны; сохранение преемственности между прошлым и настоящим; организация образовательно-воспитательного процесса в вузе, имеющего патриотическую направленность в масштабах страны, а не только отдельных социальных институтов; понимания, что денационализированное население не может внести вклад и в общечеловеческую культуру («если не принадлежишь своему Отечеству, не принадлежишь человечеству»); оптимальное взаимоотношение национального и зарубежного в образовании, воспитании, развитии; единство патриотического воспитания с экономическими и политическими проблемами и связанными с ними религиозными верованиями и мировоззренческими установками.
Личностно-ориентированный подход к патриотическому воспитанию молодежи предполагает, что центром внимания в воспитании и образовании должен быть человек, его самобытная развивающаяся личность, но личность не должна быть замкнута в себе, она должна входить в систему мира, подчиняться его законам.
Следовательно, патриотизм и интернационализм лежат в основе национальной идеи как мотива организации национально-ориентированного образования и воспитания молодежи. Данная идея глубоко укоренена в национальной традиции, и это закономерно, так как каждый народ имеет право на самобытность, но сохранение национальной самобытности не может привести к безразличию к общечеловеческому.
Патриотическое воспитание в эпоху глобальных перемен требует пересмотра форм и методов работы с населением, особенно с молодежью, возврата к оправдавшим себя формам работы и популяризации новых.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию студентов университета достаточно разнообразны. Одна из них - история Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Без памяти
нет прошлого, а без прошлого нет будущего. Подвиг старшего поколения не должен быть забыт. В этом помогают проводимые нашими студентами эмоционально насыщенные беседы, книжные выставки, викторины, показы слайдов, документальных фильмов, конференции. Известно, что молодежь лучше воспринимает информацию, если она дается через игровую, театрализованную форму. Научить студентов разрабатывать сценарии и апробировать их в учебном процессе -это задача преподавателей университета.
Преподаватели университета в этой связи должны рассматриваться в первую очередь как творческие личности, которые к патриотическому воспитанию молодежи относятся как к творческому процессу, основанному на общечеловеческих качествах любви, свободы, духовности. Патриотическое воспитание будет эффективным, если преподаватель добьется целостной связи между фактами и явлениями, которые отражают патриотизм и героизм людей. На наш взгляд, патриотическое воспитание студента зависит не только от того, насколько точно он запомнит детали исторических событий, но и в первую очередь от его способности давать нравственную оценку событиям, самостоятельно делать мировоззренческие выводы [5].
Самое главное - избежать формализма в организации воспитательной работы. Преподавателю ничего не надо придумывать, если заранее известно, что это не будет выполнено. Лучше выбрать такие формы, которые будут понятны молодым людям, тогда они будут сами их организаторами и участниками.
В университете выделяется время на проведение факультативных или дополнительных занятий. Их нужно поставить на новый уровень, чтобы решать не только задачи углубления знаний, но и формировать собственную точку зрения студентов на исторические события, воспитывать их гражданскую позицию. Преподаватель, исходя из потребностей студентов, сам решает, по какой проблематике проводить такие занятия.
Большое значение для воспитания у студентов коллективизма и патриотизма имеют краеведческие экскурсии, путешествия по родному краю. Краеведение дает большие возможности преподавателю воспитывать настоящих патриотов. Хорошо известно еще и то, что патриот Родины начинается с патриота университета. Участие студента в работе совета факультета, развитие студенческого самоуправления, деятельность общественных молодежных организаций, клубов - все это создает условия для воспитания гражданина и патриота своей страны.
Заложенные в содержании университетского курса истории воспитательные возможности нужно еще реализовать. А потому необходима
продуманная система преподавания, основанная на взаимосвязи и взаимном дополнении обучения и воспитания, учебной и самостоятельной работы.
Преподаватель должен правильно определить воспитательные задачи каждой темы и каждого занятия. Поставив конкретные воспитательные задачи, необходимо определить условия их осуществления. Одно из важнейших условий - отбор ярких убедительных фактов. И затем, наверное, самое трудное - выбрать методические способы и средства их доходчивого эмоционального раскрытия.
Выводы. Патриотическое воспитание - многогранный процесс, охватывающий практически все аспекты социально-культурной жизни человека. Между тем следует отметить, что в последнее время наметилась тенденция сведения патриотического воспитания к военно-патриотической
составляющей, это не маловажный аспект, но отнюдь не достаточный. В этой связи хотелось бы посоветовать преподавателям, воспитателям, кураторам учебных групп уделять больше внимания таким социально-культурным аспектам патриотического воспитания, как этнографическому, фольклорному, современной городской и молодежной культуре, что позволит выстроить целостную систему патриотического воспитания белорусского студенчества.
Для успешной организации системы граж-данско-патриотического воспитания необходимо принимать самое активное участие в реализации Республиканской программы патриотического воспитания детей и молодежи, в которой раскрыта идеологическая основа патриотизма в Республике Беларусь и обозначены задачи и содержание патриотического воспитания, а также принципы их реализации.
Литература
1. Троицкий В. Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994. 96 с.
2. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб.: Издат. Р. Асланова «Юридический центр», 2004. 704 с.
3. Лутовинов В. И. О патриотическом воспитании молодежи // Обозреватель. 1997. № 3-4. С. 18-23.
4. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. № 4. С. 37-43.
5. Устякин В. Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1996. 198 с.
References
1. Troitskiy V. Yu. Puti russkoy shkoly [Ways of Russian schools]. Moskow, Svet Otechestva Publ., 1994. 96 p.
2. Belozertsev E. P. Obrazovanie: istoriko-kul'turnyy fenomen. Kurs lektsiy [Education: historical and cultural phenomenon. Lecture course], St. Petersburg, Publ. house of R. Aslanov «Yuridicheskiy centr», 2004. 704 p.
3. Lutovinov V. I. About the patriotic education of youth. Obozrevatel' [Observer], 1997, no. 3-4, pp. 18-23 (In Russian).
4. Semenov V. E. Valuable orientations of modern youth. Sotsis [Socis], 2007, no. 4, pp. 37-43 (In Russian).
5. Ustyakin V. N. Patrioticheskoye i nravstvenno-e 'steticheskoye vospitaniye uchashchikhsya pri izuchenii predmetov gumanitarnogo tsikla. Dis. kand. ped. nauk [Patriotic, moral and aesthetic education of students in the study of subjects of a humanitarian cycle]. Abstract of thesis cand. ped. sci. Moscow, 1996. 198 p.
Информация об авторе
Райчёнок Александр Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E- mail: [email protected]
Information about the author
Raychonok Alexander Alexandrovich - PhD (Historical Sciences), Assistant Professor, the Departament of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E- mail: [email protected]
Поступила 30.03.2015