Научная статья на тему 'Формирование патриотических ценностей курсантов Института пограничной службы Республики Беларусь в современных условиях'

Формирование патриотических ценностей курсантов Института пограничной службы Республики Беларусь в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / органы пограничной службы / патриотические ценности / курсант / patriotism / patriotic education / Border Services / patriotic values / cadet

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Г. Моисеенко, А В. Войтеховский

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования патриотических ценностей курсантов Государственного учреждения образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь». Рассматриваются основные направления патриотического воспитания курсантов. Конкретизированы основные факторы, способствующие успешному патриотическому воспитанию курсантов в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING OF PATRIOTIC VALUES OF BORDER GUARD SERVICE INSTITUTE CADETS OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN MODERN CONDITIONS

The article touches upon the problem of the patriotic values formation of the cadets of State Educational Establishment “Border Service Institute of the Republic of Belarus”. The main aspects of cadets patriotic education are analyzed. The main factors of effective patriotic education nowadays are specified.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотических ценностей курсантов Института пограничной службы Республики Беларусь в современных условиях»

УДК 351.746.1:316

В. Г. МОИСЕЕНКО,

заместитель Председателя Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, генерал-майор

А. В. ВОЙТЕХОВСКИЙ,

заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Государственного учреждения образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь», кандидат философских наук, доцент

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования патриотических ценностей курсантов Государственного учреждения образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь». Рассматриваются основные направления патриотического воспитания курсантов. Конкретизированы основные факторы, способствующие успешному патриотическому воспитанию курсантов в современных условиях.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, органы пограничной службы, патриотические ценности, курсант.

Современные информационные технологии и телекоммуникации значительно расширили возможности человека в его интеллектуальном, профессиональном и личностном развитии. Однако, став мощным средством познания, преобразования мира и самого человека, информационные технологии в то же время превратились для него в самую серьезную угрозу. В настоящее время перед обществом встала проблема информационно-психологической безопасности [1, с. 4].

Процессы глобализации значительно усложняют воспитательный процесс. Они связаны с таким важным источником получения информации, как Интернет. Белорусский политолог А. П. Мельников указывает, что «под влиянием западной массовой культуры, особенно американской, истончается слой гуманистической, подлинно национальной культуры... засилье бездуховности, подделки под культуру. подрубают корни национального художественного возрождения, тормозят развитие национального самосознания» [2, с. 55].

Как известно, без национального самосознания невозможно сформировать настоящего патриота своей страны, своего народа, своей родной земли. Полковник запаса органов пограничной службы Республики Беларусь М. И. Ском-ский указывал: «Исходя из различных прогнозов развития мировых

процессов в обозримом будущем, по-прежнему будут развиваться мировые глобальные процессы в политике, экономике, информации, культуре, что потребует и соответствующего сопровождения... то есть борьба за сознание и души людей, особенно военнослужащих, будет все более изощренной, с использованием современных информационных и иных технологий. Воспитание патриотизма, формирование национального самосознания все больше будут считаться вредными и ненужными» [3, с. 20]. Ветеран пограничной службы, бывший председатель ветеранской организации органов пограничной службы С. Н. Шереметьев в своем докладе по этому поводу отмечал: «Скажу откровенное, ветеранов волнует, чтобы сегодняшний офицер-пограничник не перестал быть государственным человеком, чтобы наряду с готовностью к выполнению задач пограничной службы он глубоко осознал всю свою ответственность за судьбу государства, за народ, за сохранение и развитие патриотических традиций пограничников. Это волнение обусловлено осознанием, что в условиях массированной информационной агрессии трудно сохранять чувство государственного патриотизма, в особенности у молодых офицеров-пограничников». Это высказывание равно касается всех военнослужащих органов пограничной службы [4, с. 32].

В таких условиях воспитание граждан Республики Беларусь в духе патриотизма является одной из наиболее значимых задач государства.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в своих выступлениях не раз подчеркивал значимость патриотизма для всего белорусского народа. Он отмечал: «И сегодня патриотизм - это не только оружие в руках. Сегодня патриотизм в мозгах людей. Патриотизм, о котором я вчера говорил, - это и наша экономическая победа, это и сохранение наших социальных устоев, и наших традиций, в том числе и Дня Победы. И призывал весь белорусский народ, говорю это сегодня, что в основе всех наших успехов лежит патриотизм. Не будет его - не будет никаких успехов. Мы должны любить нашу Родину» [5].

Поскольку военнослужащие, в том числе и органов пограничной службы Республики Беларусь, занимают отдельную нишу в структуре общества и в наибольшей степени должны быть готовы защищать свое Отечество, необходимо планомерно и целенаправленно вести работу по совершенствованию патриотического воспитания данной категории лиц. Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь (2013-2016) генерал-полковник Л. С. Мальцев отмечал: «Главные качества офицера - его моральный дух, патриотизм. Без этих качеств нет офицера, есть наемник. Даже значение высокой профессиональной подготовки человека при наличии негативных нравственных качеств меняется со знака плюс на знак минус» (цит. по: [3, с. 22]).

Таким образом, повышение патриотизма и профессионализма военнослужащих органов пограничной службы Республики Беларусь, как основных базовых социально значимых качеств, необходимых для защиты национальных

интересов Республики Беларусь, ежедневного выполнения ими своих служебных обязанностей по охране Государственной границы Республики Беларусь, является одной из важных задач.

К факторам, влияющим на патриотическое воспитание военнослужащих органов пограничной службы в современных условиях, следует отнести:

1. Продолжающийся процесс трансформации, который был начат с распадом СССР и еще не завершился. Сущность данного процесса сложна, но в его основе лежит смена экономических систем, то есть переход к рыночным отношениям. Необходимо отметить, что на сознание людей влияют условия, в которых они находятся. Вспомним знаменитое высказывание классика: «Бытие определяет сознание». В этих условиях, так или иначе, происходит прагматизация сознания людей, меняется аксиологический мир современного человека.

2. Интенсификация глобализационных процессов, которая приводит к стиранию культурных, информационных и иных границ, внедряя в сознание людей мысль о всеобщности существующего мира и подмене чувства патриотизма чуждым суррогатом космополитизма.

3. И, наконец, третий фактор - возрастающая информатизация общества, которая достигла высочайших темпов.

Эти факторы определяют условия существования нашего государства и влияют на все стороны жизнедеятельности белорусского общества. Поэтому совершенно по-новому необходимо подходить к организации воспитательной работы и формированию чувства патриотизма военнослужащих органов пограничной службы Республики Беларусь, в том числе и курсантов.

Особенность патриотического воспитания курсантов заключается в том, что они являются будущими офицерами, а офицеры - это основа любой армии, любых воинских формирований, в том числе и органов пограничной службы. Роль офицерского корпуса в способности надежно защитить конституционный строй в нашей стране неоспорима, но, подчеркнем, что офицеры всегда, во все времена выступали основой стабильности государства. Даже в самые сложные для страны минуты офицеры, несмотря на все тяготы и лишения, должны продолжать выполнять свой долг - служение Отечеству.

Как пишет полковник запаса С. Н. Шереметьев, «офицерство - это исключительная прерогатива патриотов» [4, с. 31]. Он также отмечает: «Офицер -профессия идейная во все времена. Настоящий офицер служит не ради денег и наживы, а ради высокой идеи защиты Отечества, понимая, что кто-то должен жертвовать своими земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя спокойно и уверенно» (цит. по: [3, с. 22]).

Указывая на роль духовно-нравственного и патриотического воспитания, генерал пограничных войск В. П. Горбатенко отмечает: «Крайне важно закрепить в сознании будущих офицеров, что служба своему Отечеству - дело бескорыстное, офицер-пограничник - это не просто служба, это - судьба, на границе должен быть хозяин, а не временщик, Государственная граница - это

священное место, обильно обагренное кровью многих поколений стражей границ, на ней нет места для проходимцев и негодяев, что потомки "грозы контрабандистов" В. М. Кублашвили не могут брать взятки» [6, с. 13].

Все эти утверждения подтверждают мысль о важности патриотического воспитания курсантов.

Идеологическая работа в органах пограничной службы является одним из основных видов обеспечения оперативно-служебной и иной деятельности.

Главной целью идеологической работы в органах пограничной службы выступают достижение и поддержание высокого морального духа военнослужащих и гражданского персонала, воспитание патриотизма.

Воспитание патриотизма у курсантов реализуется в рамках программы духовно-нравственного развития.

Необходимо отметить, что патриотизм пограничников не есть некоторая самосуществующая независимая субстанция. Патриотизм пограничников -это особый вид патриотизма всех граждан Республики Беларусь, неотделимый от него и связанный с ним как общее и частное.

Поэтому патриотизм пограничника необходимо определить как особый вид патриотизма народа Республики Беларусь, носителем которого является специфическая социальная группа. Он представляет собой систему социально-нравственных, духовных и профессиональных ценностей, позволяющих эффективно решать задачи в области пограничной безопасности.

Патриотическое воспитание военнослужащих в органах пограничной службы Республики Беларусь необходимо осуществлять в рамках системного подхода. Данный подход позволяет, во-первых, рассматривать патриотическое воспитание в системе всей воспитательной работы в органах пограничной службы Республики Беларусь как целостный процесс, с учетом всех его составляющих, а, во-вторых, саму воспитательную работу - как подсистему всей идеологической работы, во взаимосвязи с ее компонентами. Основными категориями в рамках той части военной педагогики, которая посвящена воспитанию, являются: «процесс воспитания», «принципы воспитания», «методы воспитания», «средства воспитания», «приемы воспитания».

В структуре целостного процесса патриотического воспитания военнослужащих в органах пограничной службы выделяются следующие основные элементы: цель, содержание, формы, методы, средства, принципы патриотического воспитания.

Выделим основные направления патриотического воспитания курсантов.

Организация патриотического воспитания курсантов Института пограничной службы осуществляется с опорой на историко-культурное наследие белорусского народа. Как отмечал в своем выступлении ветеран органов пограничной службы С. Н. Шереметьев: «Основы для патриотического самосознания у белорусского народа есть, и в его истории, и в недавнем советском прошлом, и в настоящем. Именно на впечатляющих исторических примерах чаще всего произрастают самые живительные ростки осознанного патриотизма» [4, с. 32].

Для реализации данного направления используются различные формы воспитательной работы. Так, постоянно организуются и проводятся экскурсии для курсантов по историческим и памятным местам Беларуси. Кроме того, за Институтом закреплены памятники и памятные места, и курсанты осуществляют их благоустройство и ремонт.

Еще одним важным и эффективным средством формирования патриотических ценностей у курсантов Института пограничной службы является использование потенциала Великой Победы, изучение героического прошлого пограничников в период Великой Отечественной войны. Одним из надежных ориентиров в формировании морального духа пограничников была, есть и будет верность Великой Победе. Это вызвано многими причинами, но главным остается то, что Великая Отечественная война еще раз подтвердила, что именно моральный дух народа и армии, как и во все времена, был одним из важнейших факторов победы над противником. Как отмечал в своем выступлении Л. С. Мальцев, «память о Великой Отечественной войне занимает центральное место в исторической памяти белорусского народа» [7, с. 11]. Однако фальсификация истории, в особенности периода Великой Отечественной войны, попытка пересмотра, переоценки ее итогов, героизация предателей становится частью, элементом развязанной информационной войны. Внедрение таких идей в массовое сознание населения, молодежи является основной угрозой нашего общества, вредит духовно-историческому наследию, основу которого составляет память о Великой Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Поэтому большое значение в деле воспитания курсантов отведено именно этому направлению. Изучение героического прошлого Великой Отечественной войны важно еще и потому, что именно пограничники первыми дали жесткий отпор немецкому агрессору, встав неприступной стеной на его пути. Их было много - героев-пограничников, известных и оставшихся безызвестными, вставших на защиту Родины. Именно с западной границы начался крах плана «молниеносной войны» гитлеровской Германии.

В настоящее время в Институте в рамках военно-исторической работы создан исторический кружок, которым руководит белорусский историк Владимир Анатольевич Тылец. Под его руководством курсанты работают в архиве и по крупицам собирают данные о пограничниках, воевавших в рядах партизан.

С этой же целью создан класс истории пограничной службы Республики Беларусь, цель которого - изучить развитие пограничной службы в контексте общей истории нашей Родины. Центральное место в оформлении класса уделено героике Великой Отечественной войны и той роли, которую внесли пограничники в дело Великой Победы. В марте 2016 г. ко Дню Конституции Республики Беларусь в данном классе прошло торжественное вручение паспортов учащимся кадетского класса, на котором присутствовал председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь генерал-полковник Л. С. Мальцев и первый секретарь общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» (далее - ОО «БРСМ»).

В последнее время широкую известность приобрела акция «Бессмертный полк», в которой могут принимать участие и курсанты Института. В рамках патриотического воспитания курсантов можно использовать такую форму, как написание эссе, подготовка фильмов и клипов на тему «Судьба моей семьи в Великой Отечественной войне». Нечто подобное уже реализовано в Институте.

В 2016 г. курсанты принимали участие в патриотическом конкурсе музыкальных клипов «Песни военных лет» в рамках проекта «Мой фильм о войне» под эгидой ОО «БРСМ». Курсанты Института со своим клипом заняли первое место.

Кроме того, Институтом к 75-летию начала Великой Отечественной войны был организован проект по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи «Мужеством своим в бессмертие шагнувшим». В рамках данного проекта реализуются такие мероприятия, как цикл тематических вечеров и вечеров мужества, конкурс стихов «Здесь начинается Родина», экскурсии в музей Великой Отечественной войны, акция «Портрет пограничника», подготовка и выпуск стенной печати, проведение пленэров и др.

Также в рамках данного проекта реализована театрально-музыкальная постановка спектакля «Дым над Черной Ганчей», повествующего о нескольких днях жизни на пограничной заставе «Юзефатово» (ныне «Усово»). Данный спектакль был показан в Гродненском драмтеатре, в пос. Сопоцкин Гродненской области, а также в Бресте на улице Советской вблизи мемориального комплекса «Мужеством своим в бессмертие шагнувшим». Кроме этого, 21 июня 2016 г. в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой» прошла акция «Боевой расчет», посвященная памяти жертв Великой Отечественной войны и подвигу пограничников в первых боях на границе в июне 1941 г. Воспитание военнослужащих органов пограничной службы Республики Беларусь на героизме советских пограничников является стержнем патриотического воспитания пограничников.

Особое место в системе патриотического воспитания курсантов занимают мероприятия, посвященные воспитанию военнослужащих на лучших достижениях пограничной службы, воинских частей, подразделений, биографиях и реальных делах отличившихся военнослужащих. Так, по итогам года проводится специализированное мероприятие - вечер, посвященный какому-либо ветерану-пограничнику. Например, в 2014 г. на базе культурно-досугового центра органов пограничной службы прошли два таких мероприятия. Первое из них было посвящено полковнику запаса Валерию Степановичу Горячко, второе - генерал-лейтенанту запаса, бывшему командующему пограничными войсками А. А. Павловскому. 27 сентября 2015 г. в гостях у курсантов Института пограничной службы побывал легендарный летчик-пограничник Михаил Николаевич Зубко. Вечер-портрет проводился в честь Петра Григорьевича Водолажского, Василия Акимовича Климовских и многих других легендарных пограничников.

В системе патриотического воспитания курсантов Института отдельное место отводится работе общественности по формированию патриотического сознания военнослужащих органов пограничной службы.

Так, совместно с представителями Белорусского республиканского союза молодежи проводятся различные акции, конференции, семинары, собрания первичных организаций. Основной задачей деятельности первичной организации ОО «БРСМ» является, в том числе, активное участие в процессе воспитания у военнослужащих высших качеств - гражданина и патриота своего Отечества.

Следует отметить, что Белорусским республиканским союзом молодежи проводится большое количество акций всебелорусского масштаба, в которых принимают участие и курсанты Института. Хотелось бы отметить такие акции и проекты, как «Моя Беларусь - мой выбор»; «Цветы Великой Победы», «Спасибо за Победу!», «Герои Победы», «Мы - граждане Беларуси» и т. д. Например, в рамках акции «Цветы Великой Победы», прошедшей в 2015 г., были посажены яблони возле здания казармы Института.

Подчеркнем, что часть этих акций была инициирована исключительно Институтом пограничной службы.

Важную роль в процессе патриотического воспитания курсантов играют ветеранские организации органов пограничной службы Республики Беларусь, ветераны Великой Отечественной войны, локальных и военных конфликтов, пограничной службы. Необходимо отметить, что наши военнослужащие трепетно относятся к нашим уже немногочисленным ветеранам-пограничникам - участникам Великой Отечественной войны, участникам боевых действий в Афганистане, тем, кто ответственно обеспечивал пограничную безопасность в мирное время. Они восхищаются их подвигом, активной жизненной позицией, как в период службы, так и после нее, неподдельным непреходящим интересом к пограничной службе. Следует отметить, что и сами ветераны переживают за моральный облик военнослужащих-пограничников.

В воспитательном процессе курсантов Института эффективно используются духовные возможности Белорусской православной церкви, с которой органы пограничной службы поддерживают тесные контакты. Как отмечал в своем выступлении представитель Белорусского Экзархата по связям с силовыми структурами отец Сергий, выступая на научно-практической конференции Государственного комитета пограничных войск, «возрождая сегодня православные традиции в войсках, мы реализуем не утопический проект, а восстанавливаем и обновляем действительную традицию, которая испокон веков была присуща восточным славянам» [8, с. 92-93]. Сотрудничество с Белорусской православной церковью осуществляется по многим направлениям. Так, ежегодно 21 ноября отмечается Храмовый праздник органов пограничной службы - День Архистратига Михаила. В этот день проходят праздничные богослужения с участием курсантов Института. В 2005 и 2007 гг. совместно с Белорусским Экзархатом осуществлены подготовка и проведение все-

белорусских крестных ходов. Первый крестный ход был посвящен 60-летию Великой Победы. Стартовал он от Свято-Никольского гарнизонного храма Брестской крепости и, пройдя по городам Гродно, Витебск, Гомель, Могилев, завершился на соборной площади Свято-Духова кафедрального собора в Минске. Кроме того, уже стало традицией участие служителей православной церкви в проведении воинских ритуалов, в торжественных мероприятиях, посвященных Дню пограничника, выпуску офицеров в ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь», присяге молодого пополнения, выездах на пограничные заставы, открытии объектов воинской и пограничной славы. Также Белорусская православная церковь содействует органам пограничной службы в приобретении печатных православных книг. Активно используются такие формы воспитательной работы, как чтение проповедей, групповая или индивидуальная беседа, ежегодное участие в конкурсах на лучший реферат, посвященный памяти благоверного князя Константина (Василия) Острожского. В последнем мероприятии активно принимают участие курсанты и слушатели. Ежегодно проводится мероприятие, посвященное награждению наиболее отличившихся военнослужащих в укреплении взаимодействия с Белорусской православной церковью.

В формировании у курсантов патриотизма и верности воинскому долгу большое внимание уделяется традициям и ритуалам.

Воспитание на традициях включает: активное изучение героического пути, боевых традиций своего отряда, пограничной заставы с акцентом на примерах воинской доблести и героизма воинов, ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане и других горячих точках. Например, с этой целью на кафедре проводится научно-исследовательская работа «Пограничные войска КГБ СССР в Афганской войне», к которой активно привлекаются курсанты.

В последнее время в органах пограничной службы Республики Беларусь закрепились традиции проведения ритуала принятия Военной присяги в особых местах. Так, например, в Минске данное мероприятие проводится на площади Герба и Флага. Проведение данного ритуала в памятных, героических местах, местах национальной гордости придает данному мероприятию особого рода значимость, вызывает у пограничников чувство гордости за героическое прошлое своей страны, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Родине - Республике Беларусь.

Следует также отметить, что в Институте появился еще один специфический ритуал - «посвящение в пограничники». Он проводится в день принятия курсантами Военной присяги и заключается в торжественном вручении зеленых фуражек.

Еще одной доброй традицией в ритуале принятия Военной присяги, а также выпуска молодых офицеров стало приглашение священника, который освящает путь «пограничного воинства».

Принципиально новым направлением в патриотическом воспитании курсантов является использование информационных ресурсов: социальных се-

тей, форумов и блогов. Так, например, в социальной сети «ВКонтакте» создана группа в рамках проекта «Мужеством своим в бессмертие шагнувшим». В рамках работы данной группы проведен конкурс «Пограничное селфи». Ведутся рубрики «Виртуальный художественный образ пограничника», «Внуки героев», которые позволяют не только воспитывать военнослужащих, участвующих в данных проектах, но и позволяют влиять на формирование благоприятного общественного мнения населения, формировать позитивный образ пограничника.

Еще одним весьма важным моментом для понимания представлений военнослужащих органов пограничной службы о сущности патриотизма являются вопросы, связанные с «малой родиной». «Малая родина» - это то место (земля, деревня, город, район), где родился или провел свое детство человек и к которому он испытывает сильную эмоциональную привязанность. «Малая родина» неразрывно связана с первыми чувствами человека, с ностальгическими воспоминаниями о семье, школе, месте, где когда-то гулял с друзьями, где переживал первое чувство любви, где похоронены родители. Значение любви к месту, где родился и провел детство, весьма велико для формирования патриотизма, поскольку затрагивает глубинные чувства человека. Любовь к родному краю, родной земле, в которой похоронены предки, память о них являются духовным стержнем истинного патриотизма, подлинной основой любви к Родине.

В этой связи данный факт имеет большое практическое значение в вопросе совершенствования системы патриотического воспитания курсантов Института пограничной службы Республики Беларусь. Нами предлагается внедрить в воспитательный процесс такую форму воспитательной работы, как «заочная экскурсия», которая предполагает подготовку каждым курсантом выступления о своей «малой родине», ее истории и культурных традициях. Это позволит курсантам лучше узнать Беларусь и лично приобщиться к воспитательному процессу.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать теоретико-методологические основы формирования патриотических ценностей курсантов Института пограничной службы:

1. Нельзя обособлять понятие «национальный патриотизм». Патриотизм -категория не национальная, а государственная. Данный принцип нашел свое практическое воплощение в системе воспитательной работы курсантов, в которой выделяют отдельный вид воспитательной работы: гражданско-патрио-тическое воспитание.

2. Содержание патриотических ценностей военнослужащего органов пограничной службы составляют как национальные, так и интернациональные ценности.

3. Процесс по формированию патриотических ценностей курсантов Института пограничной службы Республики Беларусь необходимо строить в соответствии с принципом преемственности, который требует учета всего

исторического пути Беларуси, включая нахождение белорусских земель в различных государственных образованиях.

4. Важное место в системе формирования патриотических ценностей военнослужащих органов пограничной службы Республики Беларусь занимает героика Великой Отечественной войны, а также вклад пограничников в Великую Победу, что предполагает выделение данного момента отдельным фактором в системе патриотического воспитания.

5. В воспитательном процессе по формированию патриотических ценностей курсантов необходимо использовать возможности общественных организаций: ОО «БРСМ», Белорусской православной церкви, ветеранских организаций и т. д.

6. Одним из главных вопросов в военно-педагогическом процессе в контексте формирования патриотических ценностей курсантов Института пограничной службы Республики Беларусь является учет воспитательных возможностей общественного мнения. Для этого необходимо активно использовать такие формы организации, как совет курсантов.

7. Формирование патриотических ценностей курсантов необходимо осуществлять с учетом традиций и ритуалов органов пограничной службы Республики Беларусь.

8. Актуальным является использование ресурсов истории пограничной службы Республики Беларусь, изучение героического прошлого погранични-

9. Развитие информационных технологий диктует необходимость широкого использования потенциала социальных сетей, форумов для патриотического воспитания.

Список использованных источников

1. Яскевич, Я. С. Ценностные ориентиры в университетской среде / Я. С. Яскевич // Народная асвета. - 2014. - № 2. - С. 3-7.

2. Мельников, А. П. Национальный менталитет белорусов / А. П. Мельников. - 2-е изд. -Минск : Право и экономика, 2005. - 12 с.

3. Скомский, М. И. Модель социально значимых качеств офицера-пограничника / М. И. Скомский // Облик будущего офицера-пограничника и пути его формирования : материалы науч.-практ. конф., Минск, 2012 г. / Ин-т пограничной службы Респ. Беларусь ; редкол.: В. Ф. Качуринский [и др.]. - Минск, 2012. - С. 20-26.

4. Шереметьев, С. Н. Государственное предназначение офицера / С. Н. Шереметьев // Облик будущего офицера-пограничника и пути его формирования : материалы науч.-практ. конф., Минск, 2012 г. / Ин-т пограничной службы Респ. Беларусь ; редкол.: В. Ф. Качуринский [и др.]. - Минск, 2012. - С. 29-33.

5. Лукашенко, А. Г. Американцы просто пронизаны патриотизмом. Мы должны быть еще большими патриотами: выступление Президента 9 мая 2012 года [Электронный ресурс] / А. Г. Лукашенко. - Режим доступа: http://www.ctv.by/node/469220..?page=2. - Дата доступа: 29.05.2012.

6. Горбатенко, В. П. Эталонный образ офицера-пограничника как ориентир личностного и профессионального развития / В. П. Горбатенко // Облик будущего офицера-пограничника

и пути его формирования : материалы науч.-практ. конф., Минск, 2012 г. / Ин-т пограничной службы Респ. Беларусь ; редкол.: В. Ф. Качуринский [и др.]. - Минск, 2012. - С. 7.

7. Мальцев, Л. С. Идеология национальной безопасности Республики Беларусь / Л. С. Мальцев // Инновации как путь повышения эффективности идеологической работы : материалы межведомственной науч.-практ. конф., Минск, 30 нояб. 2011 г. / редкол. В. П. Горба-тенко [и др.]. - Минск : Четыре четверти, 2011. - С. 5-19.

8. Зайцев, А. А. Исторические аспекты современного взаимодействия органов пограничной службы с белорусской православной церковью в интересах воспитания военнослужащих / А. А. Зайцев // Облик будущего офицера-пограничника и пути его формирования : материалы науч.-практ. конф., Минск, 2012 г. / Ин-т пограничной службы Респ. Беларусь ; редкол.: В. Ф. Качуринский [и др.]. - Минск, 2012. - С. 91-94.

V. G. MOISEENKO, A. V. VOITEcHOVSKI

CREATING OF PATRIOTIC VALUES OF BORDER GUARD SERVICE INSTITUTE CADETS OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN MODERN CONDITIONS

Summary

The article touches upon the problem of the patriotic values formation of the cadets of State Educational Establishment "Border Service Institute of the Republic of Belarus". The main aspects of cadets patriotic education are analyzed. The main factors of effective patriotic education nowadays are specified.

Keywords: patriotism, patriotic education, Border Services, patriotic values, cadet.

Поступила 02.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.