Научная статья на тему 'Организация воспитательной и военно-патриотической работы со студентами на военной кафедре'

Организация воспитательной и военно-патриотической работы со студентами на военной кафедре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА / EDUCATION / MILITARY PATRIOTIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Флюрик С. В., Глебов А. Н., Корабач В. Н., Ивашин В. М.

В статье обсуждается организация воспитательной и военно-патриотической работы со студентами на военной кафедре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Флюрик С. В., Глебов А. Н., Корабач В. Н., Ивашин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND MILITARY PATRIOTIC WORK WITH THE STUDENTS AT THE RESERVE-OFFICER TRAINING DEPARTMENT

The article deals with the educational and military patriotic work among students at the military arts department.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной и военно-патриотической работы со студентами на военной кафедре»

УДК 355.233.231.1 : 378.4

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ

С.В. Флкрик, А.Н. Глебов, В.Н. Корабач, В.М. Ивашин

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В статье обсуждается организация воспитательной и военно-патриотической работы со студентами на военной кафедре.

Ключевые слова: воспитание, военно-патриотическая работа.

The article deals with the educational and military patriotic work among students at the military arts department. Key words: education, military patriotic work.

Старший преподаватель военной кафедры майор м/с Флюрик С.В.

В Вооруженных Силах создана эффективная система идейно-патриотического воспитания, благодаря чему сохраняется тенденция роста положительного отношения молодежи призывного возраста к службе в армии. Как показывают социологические опросы юношей, призванных в Вооруженные Силы, они однозначно положительно относятся к службе в современной белорусской армии.

Военно-патриотическое воспитание не может вестись компанейски, от случая к случаю. Это -повседневная системная работа всех субъектов воспитания молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны принимать участие не только в осуществлении комплекса мер по материальному и финансовому обеспечению допризывной подготовки юношей, развитию материально-технической базы в музейной и краеведческой, клубной работе, военно-спортивных играх, но и мероприятий идеологического характера. Это личное участие руководителей всех рангов во встречах с учащейся, работающей и воинской молодежью; награждение ценными подарками, медалями и грамотами ветеранов войны и труда; уроки гражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщения исторического пути поколений, лучших традиций в регионе.

В основу военно-патриотического воспитания на военной кафедре положены: Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003г. № 254 «О деятельности информационно-пропагандистских групп и об уча-

стии руководителей республиканских и местных государственных организаций в идеологической работе», Приказ министра образования от 3 февраля 2005г. № 42 «О совершенствовании идеологической и воспитательной работы в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования», Приказ министра обороны Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке организации идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь».

Военно-патриотическому воспитанию студенческой молодежи на кафедре отводится важная роль. При этом в организации и руководстве воспитательной работой соблюдаются следующие принципы:

• единство обучения и воспитания и приоритетность воспитательной деятельности командиров (начальников) при выполнении ими своих функциональных обязанностей;

• признание личности как цели, результата и показателя эффективности воспитания;

• построение воспитательных взаимоотношений на правовой основе и гуманизации межличностных отношений в воинских коллективах;

• уважение свободы выбора убеждений в сочетании с высокой ответственностью за защиту Республики Беларусь;

• использование комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов;

• формирование морально-психологических качеств с учетом возрастных особенностей и устремлений молодежи;

Прежде всего это высокая дисциплина и исполнительность, инициатива и самостоятельность, командирская воля и организаторские способности, высокая профессиональная подготовка, общая и военно-техническая культура офицерских кадров, а также умение обучать и воспитывать подчиненных.

Занятия на кафедре начинаются с постановки задач по военной подготовке, изучения общих обязанностей военнослужащих, изложенных в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь.В вводной лекции студенты изучают назначение и структуру Вооруженных Сил, их даль-

Журнал ГрГМУ 2007 № 2

нейшее развитие, роль и значение идеологической работы в армии.

Особое значение в воспитании у студентов патриотических чувств и необходимых качеств командира и воспитателя имеет раздел «Методика воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь». Здесь изучаются основные вопросы идеологического и воинского воспитания военнослужащих. Основная задача при изучении данного раздела - это формирование у студентов высокой сознательности и идейной убежденности, воспитание у них высоких моральных и боевых качеств. На занятиях раскрываются роль военного строительства, сущность и содержание патриотического воспитания воинов, роль и задачи командиров в воспитании личного состава подразделений, а также основы организации идеологической работы и методики воспитания воинов в ходе боевой подготовки.

Методика воспитательной работы раскрывает студентам общественную и государственную значимость подготовки офицеров запаса, содержание и значение политической работы в Великой Отечественной войне и идеологической работы в мирное время.

Данный раздел помогает студентам уяснить решающую роль нашей страны в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, разоблачает фальсификаторов второй мировой войны. Исторические примеры, документы, приводимые на занятиях, просмотр фрагментов из документальных кинофильмов вызывают гордость за наш героический народ, помогают формировать такие качества, как храбрость, преданность Родине.

В часы самоподготовки, на практических и лекционных занятиях практикуются выступления участников Великой Отечественной войны, демонстрируются документальные фильмы о подвиге Советского народа в годы войны.

В ходе учебного процесса на военной кафедре студенты готовят рефераты по военно-патриотической тематике: «Героизм и мужество военных медиков в годы Великой Отечественной войны», «Всемирное историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне», «Медицинское обеспечение партизан в годы Великой Отечественной войны», «Роль З.П. Соловьева в развитии советской военной медицины».

Эффективными формами учебно-воспитательного процесса в университете стало проведение тематических занятий в частях гарнизона, музеях боевой славы и историко-археологическом музее города Гродно. При изучении предметов военной подготовки демонстрируются учебные и документальные фильмы: «Жить и учиться по уставам», «Равнение на знамя» и др. Еженедельно проводится информирование студентов по вопросам внутренней и внешней политики Республики Беларусь, боевой подготовке (рис. 1).

Доброй традицией стало участие преподавателей кафедры в организации конкурса «Мистер-ме-

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Рис. 1. Занятие со студентами ГрГМУ в части

дуниверситет», приуроченного ко Дню защитника Отечества, проведение внутривузовских информационных дней, совместных военно-патриотических конференций с кафедрой гуманитарных наук.

На кафедре функционирует студенческий научный кружок, возглавляемый доцентом кафедры полковником медицинской службы запаса Ивашиным В.М. Студенты в рамках данного кружка выполняют учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу по военно-патриотической тематике. Доцент кафедры Ивашин В.М. является заместителем председателя Совета Белорусского Союза офицеров по Гродненской области, что обеспечивает связь идейно-патриотической работы на кафедре с данной работой на областном уровне. Наши студенты принимают участие в общегородских торжественных митингах, возлагают цветы к могилам павших воинов.

Стало уже традицией в апреле на военной кафедре проводить студенческую межвузовскую конференцию, посвященную Великой Отечественной войне, в которой принимают участие студенты и преподаватели Гродненского государственного аграрного университета, военного факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и наши студенты (рис. 2). Велико воспитательное значение выступления на конференции участника Великой отечественной войны подполковника в отставке И.В. Бритова и других ветеранов войны из числа профессорско-преподавательского состава вуза. В течение всего учебного года осуществляется публикация статей по военно-патриотической тематике в газете «Эскулап». Профессорско-преподавательский состав кафедры проводит встречи со студентами в виде «круглых столов», где активно обсуждаются проблемы студенческой молодежи. Хорошим воспитательным моментом является выступление перед студентами лекторской группы членов Белорусского Союза офицеров и военной кафедры, входящей в состав областного общества «Знание», председателем которой является Ивашин В.М.

Особую роль в воспитании молодежи на кафедре играют материалы стендов, несущие историко-пат-

Рис. 2. Ветераны ВОВ, председатель Совета Белорусского Союза офицеров по Гродненской области - участники межвузовской патриотической конференции

риотическую информацию. Это: «Медики - герои Советского Союза», «Женщины - герои Великой Отечественной войны», «Военные медики - герои Социалистического Труда», «Выпускники Гродненского медицинского института - участники боевых действий в Республике Афганистан», «Служат наши выпускники» и другие (рис. 3).

Рис. 4. Занятия, приближенные к боевым тие военной присяги, в ходе которой к будущим врачам, офицерам запаса, обращаются ректор, командование воинской части, участники Великой Отечественной войны, родители (рис. 5).

Рис. 3. Роль стендовой информации в воспитании студентов

Хорошим воспитательным моментом стало вручение выпускникам университета лейтенантских погон начальником военной кафедры. С доброй завистью смотрят на офицеров запаса остальные студенты. Особенно интересно посещение студентами музея Боевой Славы одной из воинских частей г. Гродно. Заключительным этапом военной подготовки студентов является учебный сбор в воинской части. В ходе занятий на сборах используется передовой опыт части в обучении и воспитании воинов. Занятия максимально приближаются к условиям боевой обстановки (рис. 4).

Большое эмоциональное воздействие и воспитательное значение имеет торжественное приня-

Рис. 5. Присяга студентов университета

По окончании учебного сбора студенты сдают выпускной экзамен по военной подготовке. Фотографии лучших студентов размещаются на Доске почета, а их родителям направляются благодарственные письма.

Таким образом, главной целью воспитательной работы на военной кафедре следует считать формирование у студентов чувства личной ответственности за безопасность страны, морально-психологической готовности к ее защите, воспитание верности конституционному долгу, добросовестного, творческого, активного отношения к военной службе, должностным обязанностям, дисциплинированности.

Поступила 13.02.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.